Тема сказки цветик семицветик

Краткое содержание цветика-семицветика для читательского дневникафио автора: катаев валентин петровичназвание: цветик-семицветикчисло страниц: 8. катаев в. п. цветик-семицветик. издательство искатель. 2021

Краткое содержание «Цветика-семицветика» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: Цветик-семицветик

Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2021 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Анализ произведения «Цветик-семицветик»

Анализ

Тема произведения: Жизненные ценности. Доброта и не равнодушиек окружающим людям.

Идея произведения: Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел. У девочки Жени появился чудесный цветок, исполняющий желания, но почти все его лепестки она легкомысленно потратила на пустяковые дела, и лишь последний лепесток был использован на благородное дело.

Пословицы к сказке:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Чему позавидуешь, того сам берегись.

Доброе дело два века живёт.

Система худ.образов: Главным героем сказки была маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети. Она веселая, добрая, вежливая, немного рассеянная. Не очень серьезная. А кто в 7 лет так уж серьезен? И она готова к различным приключениям. Вот, послали ее летом за хлебом, а она без сомнения отправляется во всем летнем на Северный полюс. Она не умеет ценить доставшееся ей богатство: Цветик — Семицветик, исполняющий желания. Да и желания свои она не знает. Первое, что придет в голову, то и хочу! О том, что кому-то может помочь только чудо, она не задумывается. Но когда она осознает, что кроме удовлетворения нелепых желаний, можно еще делать и добрые дела, например, когда она не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, и когда она без раздумий просит последний лепесток цветка помочь больному мальчику. И она сожалеет о потраченных зря лепестках. Раз она может оценивать свои поступки и думать о других, она непременно вырастет хорошим человеком.

Выразительные средства:

Черепки— обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;

тяпа-растяпа— рассеянный человек,

драчун— тот, ко любит драться, часто дерётся

папанинцы — Героические исследователи Арктики.

зевать по сторонам – фразеологизм …Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.

Цветок, вроде ромашки – сравнение.

Нос наморщила, как гармошку – сравнение.

Страшная ночь – эпитет.

Земля закружилась, как волчок – сравнение.

Глаза стали желтые, как у козы – сравнение.

Воспитательное значение: Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного.

Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон и не заметила, как дворняжка ловко стащила все её баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она её так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и её стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у неё есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и всё исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон и разбила вазу. Чтобы мама её не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в лёгком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут ещё и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своём дворе.

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки стали её, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала ещё один лепесток, чтобы игрушки убирались по своим магазинам обратно. Она расстроилась: потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому что был хромой. Женя обрадовалась, что у неё сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

«Цветик-семицветик» — читательский дневник по сказке В. Катаева

Женя – добрая и веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.

Старушка – добрая волшебница.

Витя – добрый, веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.

Краткое содержание и сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

План пересказа

  • Покупка баранок.
  • Появление наглой собаки.
  • Встреча с доброй старушкой.
  • Волшебный цветок.
  • Первое желание.
  • Разбитая ваза.
  • На северном полюсе.
  • Нашествие игрушек.
  • Знакомство с Витей.
  • Последнее желание.

Основная мысль

По-настоящему счастлив тот, кто способен делится радостью с другими, совершать добрые дела.

Чему учит

Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.

Отзыв

Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.

Пословицы

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброму человеку помощь не убыток.
  • От доброго дерева добрый и плод.

Что понравилось

Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.

Новые слова и выражения

Папанинцы — герои полярники, оказавшиеся на льдине, после крушения ледокола.

Танкетка — маленький танк, а не вид подошвы обуви.

Вывод

Сказка призывает забыть об эгоизме. Ничего, что Женя потратила шесть желаний понапрасну. Это показало ей то, что сочувствие и помощь другим приносят больше удовольствия, чем любые игрушки и сладости.

Отзыв

Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного легкомысленной девочкой, которая так без пользы тратила лепестки, она всё же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.

Краткий сюжет сказки

Однажды Женя отправилась в магазин, чтобы купить баранки. Купив их, она отправилась обратно, но не спешила, смотрела по сторонам, постоянно останавливалась и даже считала ворон. Она даже не заметила, как дворняжка утащила все её купленные баранки. Когда же девочка заметила пропажу, то сразу же бросилась за собакой. Она была очень сердита. Но похитительницу она так и не смогла догнать, только сама заблудилась.

Понимая, что не может найти дороги домой, Женя сильно расстроилась и стала плакать. Ее тут же стала успокаивать какая-то добрая старушка. Она повела Женю в чудесный сад, где рос волшебный цветок. Добрая старушка объяснила, что цветок может выполнять любые желания, для этого следует лишь только оторвать один лепесток и произнести вслух волшебные слова. У семицветика было семь лепестков.

Такой подарок был неожиданным для Жени, и она очень обрадовалась. Сначала героиня загадала оказаться дома вместе с купленными и украденными баранками, и в тот же миг её желание было исполнено. Больше никаких желаний она так сразу не могла придумать, поэтому решила на время семицветик поставить в вазу. Доставая её, девочка засмотрелась на ворон в окне, ваза выскользнула из её рук и разбилась. Женя понимала, что мама будет её ругать за разбитую вазу, поэтому она загадала второе желание о том, чтобы ваза снова стала целой.

После этого героиня вышла во двор, чтобы там поиграть. Она увидела, как играли мальчишки, представляя, будто они погибали среди бушующих волн. Но в игру ребята Женю брать не хотели. Тогда она оторвала третий лепесток и загадала очутиться на настоящем северном полюсе. Но она даже не подумала о том, что на ней летнее платье, а на северном полюсе всегда холодно.

Женя очень замёрзла, а тут ещё появились и белые медведи. Героиня испугалась и сорвала четвёртый лепесток, загадав оказаться снова в своём дворе. Тогда героиня пошла играть в соседний двор, где были лишь только девочки. Увидев очаровательные игрушки, Женя тут же решила снова оторвать лепесточек и загадать желание. Она пожелала, чтобы у неё было много разных игрушек:

  • плюшевые медведи;
  • зайцы;
  • куклы;
  • мячики.

И тут же на неё стали со всех сторон падать игрушки. Испугавшись, девочка оторвала ещё один лепесток и пожелала, чтобы игрушки исчезли. Взглянув на цветок, Женя расстроилась, так как почти все лепесточки были использованы, а радости она не испытывала.

Девочка побрела грустно по улицам и увидела мальчика Витю, который просто сидел на скамейке и ни с кем не играл. Она тут же решила познакомиться и предложила поиграть. Витя рассказал ей, что он хромой. А Женю это очень обрадовало, так как у неё остался еще один лепесток. Она тут же его оторвала и загадала самое лучшее и настоящее желание о том, чтобы новый знакомый был здоров. И чудо опять свершилось, и была большая радость, так как дети вместе стали играть, резвиться, бегать и прыгать.

Интересные темы

  • Тургенев — Воробей
    Повествование в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей» ведётся от первого лица. Произведение состоит из трёх частей — завязки, кульминации и развязки. В начале рассказа автор возвращае
  • Крылов — Квартет
    Сели Медведь, Мартышка, Осёл и Козёл под липки и захотели сыграть квартет, чтобы искусством поразить весь свет.
  • Чехов — Анна на шее
    Одно из наиболее известных и обсуждаемых произведений прекрасного писателя Чехова «Анна на шее» — как и большинство рассказов Антона Павловича затрагивает тему равнодушного отношения людей др
  • Характеристика Хлестакова — образ героя комедии Ревизор
    Самый яркий герой комедии Н. В. Гоголя – Иван Александрович Хлестаков – виновник необыкновенных происшествий. Ему чуть больше 20 лет, худосочен и глуп. Трудился мелким чиновником
Слайд 1

Анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Текст слайда:

Анализ сказки В. Катаева
«Цветик-семицветик»


Слайд 2

Валентин Петрович Катаев

Текст слайда:

Валентин Петрович Катаев


Слайд 3

1. Занятие предназначено для работы с детьми 6-7 лет.2. Актуальность. Сказка учит детей добру, взаимовыручке, помогать друг другу.

Текст слайда:

1. Занятие предназначено для работы с детьми 6-7 лет.
2. Актуальность.
Сказка учит детей добру, взаимовыручке, помогать друг другу. Помогает детям понять, почему нужно помочь сперва мальчику, а потом думать о своих желаниях. На таких примерах дети познают сострадание, сопереживание к другим. И будут относиться к слабым в детском саду или во дворе не со злобой, а как к нормальному человеку, которому нужна поддержка.
Эта сказка помогает детям понять, что если жизнь дает нам шанс, использовать его нужно разумно, во благо себе и другим. Главная мысль сказки Цветик-семицветик обязательно заставит задуматься каждого над жизненными приоритетами, не только детей, но и их родителей. Она помогает понять, что стремиться только к материальным ценностям и личной выгоде, значит лишать себя чего-то большего, духовного. И после прочтения сказки, задумайтесь, какое заветное желание попросите вы у цветика-семицветика?


Слайд 4

3. Цель:- подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить

Текст слайда:

3. Цель:
— подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки;


Слайд 5

  Задачи:Развивать наглядно-образное представление способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения;Закрепить знания цветовой гаммы,

Текст слайда:

 
Задачи:
Развивать наглядно-образное представление способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения;
Закрепить знания цветовой гаммы, последовательности цифр;
Упражнять в подборе синонимов, развивать связную речь, умение замечать изобразительно-выразительные средства;
Развивать логическое мышление и воображение, внимание, память,  мелкую моторику и координации движений пальцев рук,
Воспитывать умение преодолевать трудности, радоваться достигнутым успехам, вызвать положительный эмоциональный настрой, воспитывать доброжелательность.


Слайд 6

4. Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная продуктивная.Материал к занятию: лента с нарисованными кадрами, мяч.Предварительная работа: во время

Текст слайда:

4. Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная продуктивная.
Материал к занятию: лента с нарисованными кадрами, мяч.
Предварительная работа: во время свободной деятельности: чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик», рассматривание иллюстраций и беседа по ним, чтение в детской энциклопедии о северном полюсе и полярниках;
На занятиях: рисование цветика- семицветика и главной героини.


Слайд 7

Работа со словарём:Цветик- семицветик - волшебный помощник девочки Жени, который исполнил семь её желаний.Досада – обида, недовольство.Лепесток-

Текст слайда:

Работа со словарём:

Цветик- семицветик — волшебный помощник девочки Жени, который исполнил семь её желаний.
Досада – обида, недовольство.
Лепесток- часть цветка , обычно яркоокрашенная
Полюс – район земного шара с самыми низкими температурами воздуха.
Полярник – исследователь полярных стран.


Слайд 8

Пословицы и поговорки о дружбе доброте:Для милого дружка и серёжка из ушка.Друзья познаются в беде.Доброе братство милее

Текст слайда:

Пословицы и поговорки о дружбе доброте:

Для милого дружка и серёжка из ушка.
Друзья познаются в беде.
Доброе братство милее богатства.
Жизнь дана на добрые дела.
Добра желаешь – добро делай.
Не бросай друга в несчастье.
Добро не лихо – ходит тихо.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
Не имей сто рублей , а имей сто друзей.


Слайд 9

3. Краткий пересказ.Вспомним, что произошло с девочкой Женей. (Дети констатируют все события).

Текст слайда:

3. Краткий пересказ.
Вспомним, что произошло с девочкой Женей. (Дети констатируют все события).


Слайд 10

Давай вспомним волшебные слова:

Текст слайда:

Давай вспомним волшебные слова:


Слайд 11

4. Анализ поступков и целей.А)- Что хорошее в 1-м кадре? Почему? Что плохое? Почему?

Текст слайда:

4. Анализ поступков и целей.
А)- Что хорошее в 1-м кадре? Почему? Что плохое? Почему?


Слайд 12

Б) Расскажите поподробнее, что произошло с девочкой во втором кадре?- Что здесь хорошее? Что плохое? -Вспомните, как сказал автор

Текст слайда:

Б) Расскажите поподробнее, что произошло с девочкой во втором кадре?
— Что здесь хорошее? Что плохое?
-Вспомните, как сказал автор о Жене, что она делала, идя, домой? Объясните это выражение.


Слайд 13

В) – Что плохое произошло в 3-м кадре? Что хорошее?- Почему Женя решила «спасти» мамину любимую вазу?- Какая девочка

Текст слайда:

В) – Что плохое произошло в 3-м кадре? Что хорошее?
— Почему Женя решила «спасти» мамину любимую вазу?
— Какая девочка здесь?


Слайд 14

Игра «Скажи по-другому»Дети стоят в кругу, воспитатель называет фразеологизм, а дети подбирают синоним. (Бок о бок, чесать языком,

Текст слайда:

Игра «Скажи по-другому»
Дети стоят в кругу, воспитатель называет фразеологизм, а дети подбирают синоним. (Бок о бок, чесать языком, вешать нос, водить за нос, спустя рукава, несоло нахлебавши, заячья душа).


Слайд 15

Прием эмпатии.Станьте свободно на коврике и покажите, как Женя тряслась от холода, а теперь, как она испугалась

Текст слайда:

Прием эмпатии.
Станьте свободно на коврике и покажите, как Женя тряслась от холода, а теперь, как она испугалась медведей. А сейчас покажите, как Женя боится и трясется от холода.


Слайд 16

Понравилась тебе сказка?

Текст слайда:

Понравилась тебе сказка?
Чему она тебя научила?


Слайд 18

Спасибо за внимание

Текст слайда:

Спасибо за внимание


  • Тематический поезд зимняя сказка
  • Тема сказки малахитовая шкатулка
  • Тема сказки петушок и бобовое зернышко
  • Тема сказки морской царь и василиса премудрая
  • Тема сказки пропала совесть салтыков щедрин