Тема сказки что это такое

Тема: богатство и выразительность языка сказок в.и. даля. сказка что значит досуг? подготовка к pisa цель урока: изучение особенностей сказок

Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA

Цель
урока:
изучение особенностей сказок В. Даля.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.

Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.

Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».

3.
Работа по теме урока

А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


Что значит записывать сказку?


Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).


Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».


Чтение учащимися сказки по ролям.

Комментарии
для учителя

Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.

Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?

Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4. Анализ сказки «Что значит досуг?»

Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Михайло
Потапыч, медведь

«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»

Серый
волк

«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Лисичка-сестричка

«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»

Кошечка

«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»

Козел

«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка

«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль

«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Гусь

«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела

«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?


Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);

б)
пренебрежительными (кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач
).


Что делает язык сказки выразительным?

(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.
) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)

5.
Итог урока

Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

image001

image002

image003

6.
Рефлексия

7.
Домашнее задание.
Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».

В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»

Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.

А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.

Министерство образования и науки РБ

Тункинский  район

МБОУ «Зун – Муринская  СОШ»

Республиканская научно – практическая

конференция учащихся 3- 6 классов

«Первые шаги»

Номинация: История Отечество

Тема: «Что такое подвиг»

                                                                       Автор: Дарбакова Арюунзая,  ученица 4 класс

Зун – Муринской СОШ  Тункинского района

Руководитель: Шенхорова Клавдия Валерьевна

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1. История ветерана Б.Д. Шалдушкеева

2.2. Описание макета

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и актуальность 

2020 год — это юбилейный год. В этом году исполняется 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Со словом победа всегда рядом стоит слово подвиг. А что такое подвиг во время войны?  

Так я вышла на проблему моей работы. Чтобы понять что такое  «подвиг»  изучила историю одного подвига.  

Цель исследования: изучение понятия «подвиг» на примере истории  нашего односельчанина Бадмы Дамниновича Шалдушкеева

Задачи исследования: 

  1. Познакомиться с определениями  понятия «подвиг».
  2. Провести опрос среди  школьников и родителей сделать анализ.
  3. Познакомиться с подвигами, совершенными во время Великой     Отечественной войны,  определить самые известные из них.  
  4. Сделать выводы.

Гипотезы исследования: 

  • Подвиг — это поступок ради себя.
  • Подвиг —  это поступок ради других.
  • Подвиг — это обдуманный поступок
  • Подвиг — это спонтанный поступок. 

Объект исследования: подвиг 

Предмет исследования: история подвига нашего односельчанина Б.Д.Шалдушкеева  во время Великой Отечественной войны. 

Методы исследования: опрос, анкетирование, анализ и синтез, определение понятий, моделирование.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение понятия «подвиг» 

Подвиг — это доблестный, героический поступок, важное действие, совершенное в трудных условиях. [2] 

Подвиг бывает: военный, гражданский, трудовой. [2] 

Гражданский: например, спасение утопающего или вынесение из огня.

Трудовой: например, подвиг трудящихся во время строительства БАМа.

Мы изучим военный подвиг. 

Социологический опрос

Я  провела опрос жителей разного возраста поселка Зун — Мурино. На вопросы ответило 23 человека: из них 10 школьников, 13 взрослых. В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:

  • Что такое подвиг?  
  • Какие три самых известных, на ваш взгляд, подвига можете назвать?
  • Назовите жителя нашего района и поселка совершившего известный подвиг во время Великой Отечественной войны.  

История  Бадма Дамниновича Шалдушкеева

Сведения о Бадме Дамниновиче Шалушкеева  получила из книги Анатолия Бобкова «Война народная, священная война», из школьного музея, но в музее информации было очень мало. Я с Клавдией Валерьевной позвонили его дочке Евдокие Бадмаевне. Она нам отправила статью об отце, письмо, стихи, которая сочинила внучка посвящённая дедушке.

             Родился Бадма Дамнинович 1 января 1915 года в улусе Маргсан Торского сельсовета Тункинского района в семье охотника – промысловика. В 1937 году окончил сельскую школу и занялся охотой с отцом до самого призыва в армию. А призвался он Тункинским РВК в октябре 1941 года и был откомандирован на запад для войны с Германией, в разведроту 1-й танковой бригады, базировавшуюся в районе города Оскольда под Курском. Служба разведчика Шалдушкеева оказалась очень короткой, всего 4 месяца – с октября по февраль 1941года.

Вот как он сам вспоминает этот первый и последний бой:

«Перед нами, разведчиками, была поставлена четкая очередная задача – в указанном районе проследить за противником, уточнить линию фронта, засечь расположение огневых точек, а также численность и живой силы, и орудия, танки. Разведвзвод приступил к выполнению задачи: втроем ночью незаметно, в начале ноября это было, подобрались к одной из мини – деревушек и в одном домишке обнаружили немцев.  Распределились под окном и по команде «Раз» забросили свои гранаты, немцы и вскрикнуть не успели. Второе задание – «добыть языка» — тоже было выполнено быстро и удачно, помог опыт охотника – следопыта: умение бесшумно продвигаться не только по траве, но и по снегу, что, конечно, значительно труднее».

        26 февраля он на одном из заданий был тяжело ранен, долго лежал на снегу без движения, пока на его не натолкнулись санитары, совершенно случайно здесь оказавшиеся. Просто – на просто «блудили», потеряли ориентир. Бадма Дамнинович помог им определить дорогу в часть, они помогли ему, доволокли к первому же санпункту, откуда, оказав первую помощь, бойца эвакуировали в госпиталь ЭГ – 1628 под Москвой. На излечении находился по 21 мая 1942 года, комиссован из армии инвалидом 2 – й группы.  Он вернулся домой, в Зун – Мурино.

      Пальцы ног ему ампутировали, долго ходил на костылях, но потом научился ходить на «ходулях», так стал называть свои ноги. Но он практически сразу стал работать трактористом.

           За взятие «языка» и добытые ценные сведения разведчик Шалдушкеев был представлен к награде орденом Красной Звезды. Но награда где – то затерялась, уже в мирное время вручили разведчику орден Отечественной войны II степени. 1946 награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.

Описание макета 

Я  изготовила макет этого подвига, где втроем ночью незаметно, в начале ноября это было, подобрались к одной из мини – деревушек и в одном домишке обнаружили немцев.  Распределились под окном и по команде «Раз» забросили свои гранаты, немцы и вскрикнуть не успели.  И где 26 февраля Бадма Дамнинович на одном из заданий был тяжело ранен, долго лежал на снегу без движения, пока на его не натолкнулись санитары, совершенно случайно здесь оказавшиеся.

 Подобрала и изучила технику лепки из пластилина солдат [4] и технику граттаж для оформления фона (на плотный лист бумаги нарисовали картинку, поверх которой нанесли парафин, покрыли чѐрной гуашью и процарапали острым предметом силуэты изображения) по сайтам Интернет и имеющейся литературе. [3], [5]

Использовали разные материалы: пластилин, пенопласт (для формирования ландшафта (снега)) и разные техники: лепка, роспись фигур, граттаж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения проекта узнала, что подвиг — это доблестный, героический поступок, важное действие, совершенное в трудных условиях.

В начале работы мы выдвинули 4 гипотезы:

Подвиг — это поступок ради себя.

Подвиг —  это поступок ради других.

Подвиг — это обдуманный поступок

Подвиг — это спонтанный поступок.

Изучая историю подвига Бадма Даниловича Шалдушкеева, пришла к выводу, что подвиг — это поступок ради других, и совершается чаще всего спонтанно.

Таким образом, две гипотезы подтвердились. 

Практическая значимость работы: 

-Для меня: 

  • узнала, что такое подвиг;
  • узнала много нового о ветеране Б.Д. Шалдушкеева
  • училась проводить социологический опрос;
  •  научились использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет;
  • научились лепить из пластилина солдат;
  • изучили технику «граттаж».

Для школы: 

  • макет подвига будет храниться в школьном музее боевой славы.

Список литературы

  1. Анатолий Бобков «Война народная, священная война», Иркутск 2010,  «Оттиск», 2010.
  2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, М.: Оникс, 2008г.
  3. nsportal.ru/shkola
  4. Podelkisvoimirukami.ru
  5. www.openclass.ru 

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1. История ветерана Б.Д. Шалдушкеева

2.2. Описание макета

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение.

Приложение.

C:UsersКлавдияDesktopфото к нпкIMG-c1365a072f78b0ed954a4439bd2828a8-V.jpg C:UsersКлавдияDesktopфото к нпкIMG-baaf78d189f30136d21ac1cab69af2d8-V.jpg C:UsersКлавдияDesktopфото к нпкIMG-498654d45aaa66a59a4dff48c33fd03e-V.jpg

  • Тема сказки сказка о золотом петушке
  • Тема сказки снежная королева андерсен
  • Тема сказки серая шейка мамин сибиряк
  • Тема сказки по щучьему велению 3 класс
  • Тема сказки огниво андерсена