Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA
Цель
урока: изучение особенностей сказок В. Даля.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Вступительное слово
После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.
Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.
Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».
3.
Работа по теме урока
А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:
“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”
—
Что значит записывать сказку?
—
Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
—
Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
—
В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
—
Чтение учащимися сказки по ролям.
Комментарии
для учителя
Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.
А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.
Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.
—
О чем эта сказка?
—
Какова главная мысль?
Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
4. Анализ сказки «Что значит досуг?»
Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»
Михайло
Потапыч, медведь
«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»
Серый
волк
«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»
Лисичка-сестричка
«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»
Кошечка
«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»
Козел
«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
Коровушка
«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».
Журавль
«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»
Гусь
«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»
Пчела
«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»
Вывод:
—
Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
—
С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?
—
Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:
а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);
б)
пренебрежительными (кошурка).
Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач).
—
Что делает язык сказки выразительным?
(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)
5.
Итог урока
Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.
6.
Рефлексия
7.
Домашнее задание. Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».
В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»
Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.
А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.
Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ «Зун – Муринская СОШ»
Республиканская научно – практическая
конференция учащихся 3- 6 классов
«Первые шаги»
Номинация: История Отечество
Тема: «Что такое подвиг»
Автор: Дарбакова Арюунзая, ученица 4 класс
Зун – Муринской СОШ Тункинского района
Руководитель: Шенхорова Клавдия Валерьевна
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
2.1. История ветерана Б.Д. Шалдушкеева
2.2. Описание макета
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования и актуальность
2020 год — это юбилейный год. В этом году исполняется 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Со словом победа всегда рядом стоит слово подвиг. А что такое подвиг во время войны?
Так я вышла на проблему моей работы. Чтобы понять что такое «подвиг» изучила историю одного подвига.
Цель исследования: изучение понятия «подвиг» на примере истории нашего односельчанина Бадмы Дамниновича Шалдушкеева
Задачи исследования:
- Познакомиться с определениями понятия «подвиг».
- Провести опрос среди школьников и родителей сделать анализ.
- Познакомиться с подвигами, совершенными во время Великой Отечественной войны, определить самые известные из них.
- Сделать выводы.
Гипотезы исследования:
- Подвиг — это поступок ради себя.
- Подвиг — это поступок ради других.
- Подвиг — это обдуманный поступок
- Подвиг — это спонтанный поступок.
Объект исследования: подвиг
Предмет исследования: история подвига нашего односельчанина Б.Д.Шалдушкеева во время Великой Отечественной войны.
Методы исследования: опрос, анкетирование, анализ и синтез, определение понятий, моделирование.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Определение понятия «подвиг»
Подвиг — это доблестный, героический поступок, важное действие, совершенное в трудных условиях. [2]
Подвиг бывает: военный, гражданский, трудовой. [2]
Гражданский: например, спасение утопающего или вынесение из огня.
Трудовой: например, подвиг трудящихся во время строительства БАМа.
Мы изучим военный подвиг.
Социологический опрос
Я провела опрос жителей разного возраста поселка Зун — Мурино. На вопросы ответило 23 человека: из них 10 школьников, 13 взрослых. В ходе проведения опроса были заданы следующие вопросы:
- Что такое подвиг?
- Какие три самых известных, на ваш взгляд, подвига можете назвать?
- Назовите жителя нашего района и поселка совершившего известный подвиг во время Великой Отечественной войны.
История Бадма Дамниновича Шалдушкеева
Сведения о Бадме Дамниновиче Шалушкеева получила из книги Анатолия Бобкова «Война народная, священная война», из школьного музея, но в музее информации было очень мало. Я с Клавдией Валерьевной позвонили его дочке Евдокие Бадмаевне. Она нам отправила статью об отце, письмо, стихи, которая сочинила внучка посвящённая дедушке.
Родился Бадма Дамнинович 1 января 1915 года в улусе Маргсан Торского сельсовета Тункинского района в семье охотника – промысловика. В 1937 году окончил сельскую школу и занялся охотой с отцом до самого призыва в армию. А призвался он Тункинским РВК в октябре 1941 года и был откомандирован на запад для войны с Германией, в разведроту 1-й танковой бригады, базировавшуюся в районе города Оскольда под Курском. Служба разведчика Шалдушкеева оказалась очень короткой, всего 4 месяца – с октября по февраль 1941года.
Вот как он сам вспоминает этот первый и последний бой:
«Перед нами, разведчиками, была поставлена четкая очередная задача – в указанном районе проследить за противником, уточнить линию фронта, засечь расположение огневых точек, а также численность и живой силы, и орудия, танки. Разведвзвод приступил к выполнению задачи: втроем ночью незаметно, в начале ноября это было, подобрались к одной из мини – деревушек и в одном домишке обнаружили немцев. Распределились под окном и по команде «Раз» забросили свои гранаты, немцы и вскрикнуть не успели. Второе задание – «добыть языка» — тоже было выполнено быстро и удачно, помог опыт охотника – следопыта: умение бесшумно продвигаться не только по траве, но и по снегу, что, конечно, значительно труднее».
26 февраля он на одном из заданий был тяжело ранен, долго лежал на снегу без движения, пока на его не натолкнулись санитары, совершенно случайно здесь оказавшиеся. Просто – на просто «блудили», потеряли ориентир. Бадма Дамнинович помог им определить дорогу в часть, они помогли ему, доволокли к первому же санпункту, откуда, оказав первую помощь, бойца эвакуировали в госпиталь ЭГ – 1628 под Москвой. На излечении находился по 21 мая 1942 года, комиссован из армии инвалидом 2 – й группы. Он вернулся домой, в Зун – Мурино.
Пальцы ног ему ампутировали, долго ходил на костылях, но потом научился ходить на «ходулях», так стал называть свои ноги. Но он практически сразу стал работать трактористом.
За взятие «языка» и добытые ценные сведения разведчик Шалдушкеев был представлен к награде орденом Красной Звезды. Но награда где – то затерялась, уже в мирное время вручили разведчику орден Отечественной войны II степени. 1946 награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.
Описание макета
Я изготовила макет этого подвига, где втроем ночью незаметно, в начале ноября это было, подобрались к одной из мини – деревушек и в одном домишке обнаружили немцев. Распределились под окном и по команде «Раз» забросили свои гранаты, немцы и вскрикнуть не успели. И где 26 февраля Бадма Дамнинович на одном из заданий был тяжело ранен, долго лежал на снегу без движения, пока на его не натолкнулись санитары, совершенно случайно здесь оказавшиеся.
Подобрала и изучила технику лепки из пластилина солдат [4] и технику граттаж для оформления фона (на плотный лист бумаги нарисовали картинку, поверх которой нанесли парафин, покрыли чѐрной гуашью и процарапали острым предметом силуэты изображения) по сайтам Интернет и имеющейся литературе. [3], [5]
Использовали разные материалы: пластилин, пенопласт (для формирования ландшафта (снега)) и разные техники: лепка, роспись фигур, граттаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения проекта узнала, что подвиг — это доблестный, героический поступок, важное действие, совершенное в трудных условиях.
В начале работы мы выдвинули 4 гипотезы:
Подвиг — это поступок ради себя.
Подвиг — это поступок ради других.
Подвиг — это обдуманный поступок
Подвиг — это спонтанный поступок.
Изучая историю подвига Бадма Даниловича Шалдушкеева, пришла к выводу, что подвиг — это поступок ради других, и совершается чаще всего спонтанно.
Таким образом, две гипотезы подтвердились.
Практическая значимость работы:
-Для меня:
- узнала, что такое подвиг;
- узнала много нового о ветеране Б.Д. Шалдушкеева
- училась проводить социологический опрос;
- научились использовать разные источники информации, в том числе сеть Интернет;
- научились лепить из пластилина солдат;
- изучили технику «граттаж».
—Для школы:
- макет подвига будет храниться в школьном музее боевой славы.
Список литературы
- Анатолий Бобков «Война народная, священная война», Иркутск 2010, «Оттиск», 2010.
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, М.: Оникс, 2008г.
- nsportal.ru/shkola
- Podelkisvoimirukami.ru
- www.openclass.ru
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
2.1. История ветерана Б.Д. Шалдушкеева
2.2. Описание макета
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение.
Приложение.