Тема сказки березовая роща пермяк

Инфоурок родная литература презентацииурок с презентацией по родной русской литературе сказка е. пермяка березовая роща описание презентации по отдельным

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииУрок с презентацией по родной русской литературе «Сказка Е. Пермяка «Березовая роща»

Пермяк Евгений Андреевич

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Пермяк Евгений Андреевич

    Описание слайда:

    Пермяк
    Евгений
    Андреевич

  • 2 слайд

    Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыг

    Описание слайда:

    Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочел псевдоним Пермяк.
    В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру.

  • 3 слайд

    В годы Великой Отечественной войны Пермяк вместе с московскими литераторами н

    Описание слайда:

    В годы Великой Отечественной войны Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич Пермяк написал пьесы «Ермаковы лебеди», «Серебряное копытце». Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу «Долговский мастер».
    Павел Петрович Бажов

  • 4 слайд

    Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого тру

    Описание слайда:

    Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка «поет» живое народное слово.

  • 5 слайд

    Тема сказки березовая роща пермяк

  • 6 слайд

    Сказка «Берёзовая роща»

    Описание слайда:

    Сказка «Берёзовая роща»

  • 7 слайд

    Иван Иванович Шишкин «Берёзовая роща»

    Описание слайда:

    Иван Иванович Шишкин
    «Берёзовая роща»

  • 8 слайд

    Исаак Левитан «Берёзовая роща»

    Описание слайда:

    Исаак Левитан
    «Берёзовая роща»

  • 9 слайд

    Беседа по сказкеПонравилась ли сказка? Чем? Мы говорили, что «всегда во всех

    Описание слайда:

    Беседа по сказке
    Понравилась ли сказка? Чем?
    Мы говорили, что «всегда во всех произведениях Евгения Пермяка «поет» живое народное слово». А заметили вы это живое слово в сказке?

  • 10 слайд

    Словарная работаКоли Летичко И ну сдувать Вымолачивать Кликать А пока суд да

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Коли
    Летичко
    И ну сдувать
    Вымолачивать
    Кликать
    А пока суд да дело
    О своем роде-племени
    Оборонила
    Живехонько вымахал
    И говорить нечего
    Хапуга

    Дай волю
    Бессовестная
    Хоть и не ах какую
    Миром правят
    Подхалимно подквакнула
    Недокормыши
    Бескормица
    Само собой
    Не перевелись
    Инако
    В дуду дудели

  • 11 слайд

    Словарная работаВсе ли сова и выражения понятны? Какие вызывают затруднения?

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Все ли сова и выражения понятны? Какие вызывают затруднения?
    Какой словарь нам поможет?
    Работа по группам со словарем С.И. Ожегова по выяснению лексического значения слов.

    А какие фразеологизмы встретились? Все значения понятны?
    Какой словарь поможет?
    Работа по группам со словарем https://phraseology.academic.ru/

  • 12 слайд

    Работа с тропамиОтличительной особенностью языка является его выразительность

    Описание слайда:

    Работа с тропами
    Отличительной особенностью языка является его выразительность. Какие тропы нам встретились?
    А еще автор использует такой прием, как парцелляция
    Этот термин имеет французское происхождение. В переводе с французского языка слово parcella буквально значит «частица».
    Парцелляция представляет собой интонационное членение предложения на составляющие его смысловые отрезки, обозначенные пунктуационно с помощью завершающих знаков препинания: точки, восклицательного знака, вопросительного знака, многоточия.
    Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).
    Найдите в тексте примеры парцелляции

  • 13 слайд

    Жанр произведенияЖанр произведения определен. А к какому виду сказок мы отнес

    Описание слайда:

    Жанр произведения
    Жанр произведения определен. А к какому виду сказок мы отнесем данную? Работа в группе. Привести доказательства.
    Сказки о животных отличаются:
    разговорной манерой повествования;
    краткостью;
    строением по принципу антитезы;
    один из основных тропов – аллегория;
    активностью диалога;
    типичностью характеров;
    герои прямолинейны.

  • 14 слайд

    Герои сказкиПоложительные Старая Берёза Молодые БерёзкиОтрицательные Крапива

    Описание слайда:

    Герои сказки
    Положительные
    Старая Берёза
    Молодые Берёзки
    Отрицательные
    Крапива
    Репейник
    Гадюка
    Жаба

  • 15 слайд

    Беседа по сказкеПочему так недоброжелательно встретили Крапива и Репейник Мол

    Описание слайда:

    Беседа по сказке
    Почему так недоброжелательно встретили Крапива и Репейник Молодых Березок?
    Кто присоединился к ним? Почему?
    Как отреагировали Березки? Почему?
    Какие человеческие качества показывает Евгений Пермяк?
    Прочтите, как изменилась полянка в лесу с появлением Березок.

  • 16 слайд

    Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Мно

    Описание слайда:

    Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. Густая. Ровная. Зеленая. Разговорчивая. Дружная.

    Чему учит произведение Е. Пермяка?
    Какие проблемы понимает автор?

  • 17 слайд

    Домашнее заданиеЗаписать в тетради, в каких художественных и фольклорных прои

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Записать в тетради, в каких художественных и фольклорных произведениях вы встречались с теми же проблемами, о которых говорит Евгений Пермяк?
    Записать 5 вопросов по сказке.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Тема сказки березовая роща пермяк

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Тема сказки березовая роща пермяк

  • Сейчас обучается 898 человек из 81 региона

Тема сказки березовая роща пермяк

  • Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Эта презентация поможет учителю интересно провести урок, поработать с толковым и фразеологическим словарями русского языка, узнать нового автора. Ученики вспомнят особенности жанра сказки, средства художественной выразительности, особенности разговорного стиля речи. Продолжается формирование навыка по сплоченности и эффективности работы в группе.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Фоат Садриевның тормыш юлы һәм иҗаты темасы буенча презентация

  • Шәриф Хөсәенов иҗаты һәм тормыш юлы темасына презентация

  • Сибгат Хәким тормышы һәм иҗаты темасына презентация

  • План-конспект урока по родной литературе на тему «Эбел» Расул Гамзатов

  • План-конспект урока по родной литературе на тему «Г!умруялъул дарсал»

  • План открытого мероприятия по родной литературе на тему «В гостях у Расула»

  • Резеда Вәлиеваның тормыш юлы һәм иҗаты темасына презентация

  • Ибраһим Сәләховның тормыш юлы һәм иҗаты темасына презентация

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща».

Проблемы зависти и злобы, добра и зла. Аллегорический язык сказки.

Цели учащихся:

формирование навыков комплексного анализа текста,

развитие критического мышления, метапредметных умений и навыков,

воспитывать терпимое отношение друг к другу.

Формы работы:  устная и письменная.

Оборудование:

Текст Б. Пермяка «Берёзовая роща».

Портрет писателя

Ход урока

Организационный этап.

Акт. опорных знаний

–определение темы, целей урока

Изучение новой темы

-слово учителя, конспектирование биографии

Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.

Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

-Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд».

-Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин».

— Высшее образование В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета.

1925 года- Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит

— Скончался писатель в Москве в 1982 году, 17 августа.

Евгений Пермяк: «Высокие ступени»; «Азбука нашей жизни»; «Детство Маврика»; «Дедушкина копилка»; «Сольвинские мемории»; «Памятные узелки». Большое внимание Пермяк уделял теме труда,

— сказки: «Волшебные краски»; «Чужая калитка»; «Березовая роща»; «Хитрый коврик»; «Пропавшие нитки»; «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»; «Свечка»; «Двойка»; «Кто мелет муку?»; «Недовольный человек»; «Мелкие калоши»; «Золотой гвоздь»; «На все цвета радуги»; «Бумажный змей».

Работа с текстом.

Выразительное чтение текста сказки Е. Пермяка «Берёзовая роща».

-конспектирование

В сказке Евгения Пермяка сюжет таков: весной из семян проросли репейник, крапива и березки. Только крапива и репейник быстро в рост пошли и все издевались над березовыми росточками, что тем лучше помереть. Поддакивали сорнякам гадюка и жаба. Но прошло 3-4 и обогнали березки и крапиву, и репейник и больше не слышали их злобных слов. Выросла красивая Березовая роща. Именно Березовая, а не Репейная или Крапивная.

Смысл сказки «Березовая роща» в том, всегда есть злые существа, завистники, но не нужно обращать на них внимание, если ты четко знаешь, кто ты, заешь свою цель и миссию.

Сказка учит терпению, выносливости, определенной смелости. Всему свое время — оно расставит всех по местам. Кто рожден репейником, тот репейником и будет. А кому суждено стать высокой березой, тот березой и будет. У каждого свое предназначение. Также сказка учит не быть такими «гадами» как поддакивающие змея и жаба. Им ведь от берез польза прямая: тень, прохлада и листва, в которой можно укрыться на зиму.

2) анализ.

-Докажите, что перед вами текст сказки.

-С какими чувствами живёт Репейник, Крапива?

3. Этап подведения итогов и результатов урока.

Рефлексия учащихся.

Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам научиться строить отношения в коллективе на уважении, взаимопонимании и доброте, жить в мире и согласии.

-Какой момент урока вам был интересен? Почему?

—Выставление и комментарий оценок.

д.з.

1.подготовить конспект биографии в тетрадь

2.принести текст. Читать А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».

Евгений Пермяк

Березовая роща

1)Отгорело жаркое летичко. 2)Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зеленое платье с берез, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.

3)Отсеялась осень, поприкрыла желтым листом березовые семена, зиму кликать стала. 4)А пока суд да дело, крапива с репейником тоже о своем роде-племени заботились. 5)Тоже под листвяное одеяло семена высеяли.

6)Пришла зима, застлала белым пухом холодную землю, оборонила семена от лютых морозов: 7) «Спите!»

8)Проспали семена до теплых весенних дней и пошли в рост. 9)Репейник испокон веков цепкий, разбойник, живехонько вымахал. 10)Крепко уцепился за сырую землю. 11)Глубоко корни пустил. 12)Ну, а про Крапиву и говорить нечего. 13)Дай только ей, хапуге, волю, она и на крыше дома вырастет, бессовестная.

14)Березовые семена тоже зеленую поросль дали. 15)Хоть и не ах какую — не выше лесного ландыша, — все же росточки о три листочка поднялись. 16)Темновато им было в густом Репейнике, тесновато в Крапивнике, а что делать? 17)Надо расти. 18)На то им мать, старая Береза, и жизнь дала.

19)— Засыхали бы уж вы лучше! — говорит Крапива.

20)— Все равно сгниете, — поддакивает ей Репейник.

21)А Березки молчат, слушают да растут сколько сил хватает.

22)Тогда Гадюка свое ядовитое слово вставила. 23) Свою подлую змеиную мудрость стала выказывать:

24)— Миром, дескать, те правят, которые жгут да жалят.

25)И старая Жаба, которая тоже в крапивной тени от света пряталась, в угоду Змее подхалимно подквакнула:

26)— Засыхайте, березовые недокормыши! 27)Короткая-то смерть лучше долгой бескормицы.

28)Так оно и шло. 29)Их устрашали, а они росли. 30)В тесноте, в темноте, в обиде. 31)А годика так через три, через четыре Березки переросли Крапиву. 32)Пробившись к солнышку, они перестали слушать зловредные слова. 33)Знали, что теперь никакой Крапиве, никакому Репейнику не закрыть от них света и не отнять соки земли.

34)Шипи не шипи, квакай не квакай, а молодой Березняк растет себе да растет. 35)Много ли, мало ли лет прошло — зашелестела у всех на виду сильная Березовая Роща. 36)Густая. 37)Ровная. 38)Зеленая. 39)Разговорчивая. 40)Дружная.

41)Само собой, какая хорошая Роща ни будь, без Крапивы дело не обходится. 42)Росла в ней и Крапива. 43)И Репейник рос. 44)И Гадючки встречались. 45)Жабы, само собой, тоже не перевелись. 46)Что сделаешь? 47)Только никто, если не считать самых пропащих, слепых да желчных, не называл эту Рощу репейной, крапивной, хотя они и произрастали в Роще.

48)Жабы да Змеи, само собой, иначе судили. 49)В свою черную дуду дудели. 50)Ну, так ведь на то и зовутся они мерзостным словом «гады». 51)Дальше Крапивы не видят, выше Репейника не глядят. 

   Рабочая
программа курса  «Родная  литература» для 5 класса составлена на основании примерной
программы по учебному предмету « Родная литература » для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением
федерального УМО по общему образованию, протокол от 31 января 2018года № 2/18).

   Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов. Учебный план школы
предусматривает изучение родной литературы  в 5 классе в объеме 17 ч. (0,5 часа
в неделю).

I.
Планируемые результаты освоения родной литературы в 5 классе.

В результате изучения  родной литературы ученик научится:

·        
осознанно
воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
определять тему и основную мысль произведения;

·        
владеть
различными видами пересказа;

·        
характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

·        
находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;

получит возможность научиться:

·        
определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;

·        
выделять
в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

·        
выявлять
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

·        
собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе,
литературно-творческой работы.
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;

·        
выразительно
читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению;

·        
ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при
изучении предмета «Родная литература», являются:

·        
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

·        
формирование
ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

·        
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД:

1)определять и формировать цель деятельности
на уроке с помощью учителя;

2)проговаривать последовательность
действий на уроке;

3)учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

4)учиться работать по предложенному
учителем плану;

5)оценивать правильность выполнения
учебной задачи,  собственные возможности её решения;

6)владеть  основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

1)находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2)делать выводы в результате совместной
работы  класса и учителя;

3)преобразовывать информацию из одной
формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:1)оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);

2)слушать и понимать речь других;

3)выразительно читать и пересказывать
текст;

4)учиться работать в паре, группе;

5)выполнять
различные роли.
II.Содержание
учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как
вид словесного искусства.
Писатели о роли
книги в жизни человека.

ИЗ МИФОЛОГИИ
Мифологический сюжет, мифологический герой и персонаж.Существа и боги
славянской мифологии.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Русские народные сказки
(о животных, социально – бытовые). «Шемякин суд», «
Каша из топора», «Лиса и дрозд» (по выбору) — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная
мораль в характере и поступках героев.

РУССКИЕ БАСНИ
И.А. Крылов

Басни«Тришкин кафтан», «Ларчик», « Волк и ягненок» и др.
(по выбору).
Эзопов язык. Мораль Сюжет.Олицетворение, аллегория, иносказание. Рассказ и
мораль в басне.
Л. Н. Толстой.
Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика
басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество,
самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций.
Мораль.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII
ВЕКА
В. И. Даль. Сказка
«Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.
Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка
на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи
автора и речи действующих лиц.

ПОЭЗИЯ  ХIХ ВЕКА О  РОДНОЙ ПРИРОДЕ
П. А. Вяземский.

Стихотворение
«Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких
зрительных образов.
 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы её
раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ
XIX ВЕКА
Е.
А. Пермяк
.
Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Решение серьезных
философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический
язык сказки.
 В. А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь.
Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
 Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота
взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение «Мир глазами ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные
средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
 В. Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её
реализации; второй смысловой план в сказке. Взаимосвязанность элементов
повествования, глубина раскрытия образа.

ПИСАТЕЛИ-ДЕТЯМ

Н.Н.
Носов
.Рассказы «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше
заблудилась»
.Биография
автора.Анализ произведений. Развитие речи. Рефлексия.
В. А.Солоухин.Рассказ
«Мститель».Совершенствовать умения и навыки анализа
художественного произведения. Воспитывать чувство ответственности,содействовать
формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и
сознательном отказе от нее, уважительного отношения к иному мнению.

СОВРЕМЕННАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Л.С. Петрушевская.
Рассказ «Котёнок Господа Бога».Знакомство с личностью
Л.С. Петрушевской. Характеристика литературных героев. Развитие ответственности
за свои поступки, чуткости, отзывчивости по отношению к другим людям.
Оксюморон.

ПИСАТЕЛИ
КРЫМА
В.А.Бахревский 
Рассказы «Лебяжьи острова», «Дом с жабой».Расширить
знания о писателях родного края. Вызвать интерес к миру природы. Иллюстрации к
рассказам.
III.
Календарно-тематическое планирование уроков  родной  литературы в 5 классе.


№  урока

Тема
урока

Кол-во часов

1.

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг.

1ч.

2.

Мифологический
сюжет.Существа и боги славянской мифологии.

1ч.

3.

Русские
народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Шемякин суд», « Каша из
топора», «Лиса и дрозд»..Народная мораль в характере и поступках героев.

1ч.

4.

И.А.
Крылов Басни«Тришкин кафтан», «Ларчик», « Волк и ягненок.Эзопов
язык. Мораль Сюжет.Олицетворение, аллегория, иносказание. Мораль.

1ч.

5.

Л. Н.
Толстой
.
Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».Основные темы басен. Приёмы
создания характеров и ситуаций. Мораль.

1ч.

6.

В. И.
Даль. Сказка «Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Тема
труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого
героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.

1ч.

7.

П. А. Вяземский. Стихотворение
«Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя

1ч.

8.

Н.
А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы её раскрытия.
Сравнения и олицетворения в стихотворении.

1
ч.

9.

Е. А.
Пермяк. Сказка «Березовая роща».Решение серьезных философских проблем зависти
и злобы, добра и зла языком сказки.

1ч.

10.

В.
А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра

1ч.

11.

Ю.
Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о
ребенке. Чувство ответственности за родных.

1
ч.

12.

А.И.
Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная
проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.

1ч.

13.

В.
Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации;
второй смысловой план в сказке.

1
ч.

14.

Н.Н.
Носов.Рассказы «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».Биография
автора.Анализ произведений

1
ч.

15.

В. А.Солоухин.Рассказ «Мститель».Ответственность за свои
поступки.Уважительное отношение к иному мнению.Анализ произведения.

1
ч.

16.

Л.С.
Петрушевская. Рассказ «Котёнок Господа Бога».Знакомство с личностью Л.С.
Петрушевской. Характеристика литературных героев. Оксюморон.

1
ч.

17.

В.А.Бахревский 
Рассказы «Лебяжьи острова», «Дом с жабой».Писатели Крыма.Красота родного
края.

1
ч.

Итого:

17
ч.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения учителей русского языка и литературы

МАОУ «Бутовская СОШ №2»

от                  года

___________         
________________

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР

_______________    
______________

                          подпись                            
Ф.И.О.

17 ноября 2021 года конкурс ЧИП для детей 5-7 лет, тема «Сказки о временах года» по произведениям русских писателей, а также русским народным сказкам (список смотрите ниже) продлиться по 26 ноября. Этот конкурс представляет из себя форму тестирования, где на 15 вопросов даны 4 ответа, но для удобства детей они представлены в виде картинок. Нужно выбрать один правильный ответ, ну а сам вопрос зачитывает преподаватель.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Ответы на вопросы по конкурсу Сказки о временах года — ЧИП 2021

Ответы на задания ЧИП Сказки о временах года сформированы по русским сказкам: «Два мороза» и «Снегурочка», а ещё в вопросах вы найдёте сказки:

  • «Знакомые следы» и «Березовая роща» Е.А. Пермяк
  • «Двенадцать месяцев» — С.Я. Маршак
  • «Что такое зима» — Н.К. Абрамцева
  • «Синичкин календарь» — В.В. Бианки
  • «Проказы старухи-зимы» — К.Д. Ушинский
  • «Ромашки в январе» — М.С. Пляцковский
  • «Осенние корабли» и «Осенняя сказка» — С.Г. Козлов
  • «Сказка про лето» — Ирис Ревю

Участниками конкурса могут стать все желающие, но сами задания подготовлены для детей 5-7 лет, это аудитория детей старшего дошкольного возраста ДОУ, дошкольные группы при образовательных учреждений, а также учащиеся первых классов образовательных учреждений.

Офлайн формат конкурса проводится непосредственно в образовательной организации ДОУ или ОУ, взнос примерно составляет 90 рублей.

Бланк содержит 15 заданий с 4 вариантами ответов (картиноки). Кулответ Во время проведения конкурса организатор зачитывает вопрос, участники выбирают и отмечают в буклете с заданиями правильный ответ. Время на выполнение конкурсных заданий – не более 30 минут.

Информация о конкурсе «ЧИП» для детей 57 лет размещена на сайте: konkurschip.ru

Вопросы и ответы Сказки о временах года

Стоит отметить, что организаторы конкурса ЧИП заранее подготовились к проведению акции и на сайте Международный игровой конкурс «Человек и природа» онлайн опубликовали (смотрите конкурсы для детей 5-7 лет) пробный тест. Вопросы из теста и конкурса смотрите ниже.

  • На какой фотографии изображён гриб лисичка?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б (жёлтый)

  • В «Осенней сказке» Сергея Григорьевича Козлова Ёжик и Медвежонок разговаривали о листьях:
    — Вот если бы на мне весной выросли листья? — сказал Ёжик, — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
    — А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок, — Берёзовые или ясеневые?
    — Как у клёна. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисёнка.
    На каком рисунке нарисован Ёжик с кленовыми листьями?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • Какая из этих птиц является одним из древнейших будильников, используемых человеком?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В (петух)

  • На какой берёзе осталось столько листков, сколько пришил Медвежонок иголкой, которую ему подарил Ёжик?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г (на березе осталось двенадцать листиков)

  • К Манечке пришла подруга через несколько минут после того, как часы пробили три часа. На какой картинке на часах показано время прихода подруги?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • В какой сказке «Осенние кораблики» Волк сделал Ёжику кораблики. Из чего Волк сделал паруса для корабликов?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г (кленового листа)

  • У рыб бывают очень интересные названия. На какой картинке изображена рыба-клоун?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А (полосатая)

  • Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов часто на своих картинках изображал сказочных героев. На каком из фрагментов его картин изображена Снегурочка?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В (Снегурочка 1899 год)

  • Во многих городах установлены памятники разным сказочным героям. Какой из этих памятников, посвящённый сказке «Волшебник Изумрудного города», установлен в городе Томске?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б (Элли и друзья на льве)

  • В сказке Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь» синичка Зинька наблюдала за жизнью леса и его обитателей целый год. Кто увидел и рассказал синичке Зиньке о берлоге медведицы с медвежатами?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А (мышка)

  • Какие следы помогли Никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе Евгения Андреевича Пермяка «Знакомые следы»?
    – По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Никиту.
    – По собачьим, – ответил он. – Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

  • Как в русской народной сказке «Два Мороза» мужик спасся от Мороза – Синего носа?
    Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Гляжу – скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя».

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • На какой картинке изображена зима, о которой рассказал удод котенку в сказке Натальи Корнельевны Абрамцевой «Что такое зима»?
    Я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди нас ждет Зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

  • Какое из этих животных не является героем сказки «Что такое зима»?
    В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. А еще вместе с дедушкой, котенком и «тайной» мышкой жила красивая птица удод.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В

  • Кто перебирается зимой в теплые края, спасаясь от нападок старухи-зимы в сказке Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи-зимы»?
    Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • В сказке «Синичкин календарь» синичка Зинька весной наблюдала за жизнью леса. Какое из событий, изображенных на этих рисунках, Зинька не могла увидеть весной?
    – Это месяц июнь – начало лета. У всех нас, у птиц, в это время – гнезда, а в гнездах – драгоценные яички и птенчики. У зверей тоже детеныши, звери тоже никого к своей норе не подпустят. Один заяц без забот: растерял своих детишек по всему лесу, и думать о них забыл.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В сказке Михаила Спартаковича Пляцковского «Ромашки в январе» щенок Тявка нарисовал такой рисунок: «На листке зеленела трава, и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце». Какой из этих рисунков похож на рисунок Тявки?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака девочка встретила зимой в лесу всех братьев-месяцев. На каком кадре из мультфильма «Двенадцать месяцев» весенние братья-месяцы?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В «Сказке про лето» Ирис Ревю дедушка соловушки перечисляет ему признаки лета. На каком рисунке художницы Любови Новоселовой изображен один из признаков лета, о котором говорил дедушка?
    – О чем вы спорите, друзья? – вступило в разговор Лето. – Я – самое счастливое, самое солнечное, самое привольное время года. Когда прихожу я, то расцветают цветы, колосится пшеница, наливаются яблоки. Когда улыбаюсь я, то пахнет мёдом рожь, краснеет земляника, зреют томаты.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В

  • В сказке «Двенадцать месяцев» мачехина дочка, придя в лес к братьям-месяцам, потребовала у них подарки. Что она потребовала у Августа-месяца?
    Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц – огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август – яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц – орехов спелых.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

Пробный тест из 5 вопросов можно пройти на сайте: online.konkurs-chip.ru

В 2021 году Чип уже проводил конкурс «Мир птиц»

Happy

3

Sad

Excited

5

Sleepy

1

Angry

Surprise

1

C:UsersAdmin!DesktopТитульные листы12.jpeg

Оглавление.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

6

3

Содержание учебного предмета

8

4

Календарно-тематическое планирование

11

Раздел 1. Пояснительная записка                          

                                 Нормативные документы

Рабочая программа по Родной русской литературе для  5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.

8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

—         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

—         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

—         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

—         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи курса:

– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– формирование у обучающегося  стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Родная русская  литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе  16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме » Творчество писателей и поэтов Дона » на 1 час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства,  осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий  теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.  Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

      Одна из составляющих литературного образования  — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере  формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

      В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации

Раздел 2. Планируемые результаты   освоения учебного предмета «Родная русская литература»

 Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– анализировать художественное произведение;

– сравнивать произведения разных жанров и авторов;

– давать характеристику героев;

— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

— определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

— сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 — вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология (1ч)

Из литературы XIX века (4)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.  

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение «Зло и добро в сказке».

Из литературы XX века (8)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

 В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение » Мир глазами ребёнка».

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.  

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

 Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)

 В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5)  По выбору учителя.  

Тематическое планирование 

Раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Введение. Славянская мифология

2

Из русской литературы XIX века

4

1

Из  русской литературы XX века  

8

1

Родная природа в произведениях поэтов XX века

1

1

Творчество писателей и поэтов Дона

1, 5

1

Итого

16, 6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)

№ урока

Раздел учебного курса. Тема урока

Дата

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

5.09

Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие

19.09

Славянские мифы

26.09

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.  Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность.

3.10

Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»

10.10

В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.

17.10

Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?»

24.10

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.

7.11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка.

14.11

Сочинение «Зло и добро в сказке».

21.11

Анализ сочинений

28.11

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка».  Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

5.12

П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка»

12.12

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

19.12

Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки.

26.12

В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе «Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

16.01

В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви»

23.01

Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире.

30.01

Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба»

6.02

Сочинение « Мир глазами ребёнка».

13.02

Анализ сочинений

20.02

А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов.

27.02

А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном

6.03

В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации

13.03

Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя

20.03

Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

3.04

М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

10.04

Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина

17.04

Конкурс выразительного чтения

24.04

Творчество писателей Дона.

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя

8.05

П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа.

15.05

Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки

22.05

Итоговое сочинение «Моя любимая книга»

29.05

  • Тема сказки василиса прекрасная для читательского дневника
  • Тема рассказа сладкова о лягушачьем дожде
  • Тема рассказа тринадцатый подвиг геракла
  • Тема рассказа улыбка рэй брэдбери
  • Тема рассказа я немец