Тема родины в произведениях пушкина и лермонтова сочинение

Сергей александрович есенин посвятил всю свою жизнь поэзии, особое место в которой занимают стихи о родине, полный анализ которых помогает

Сергей Александрович Есенин посвятил всю свою жизнь поэзии, особое место в которой занимают стихи о Родине, полный анализ которых помогает в этом убедиться, изучив краткие отрывки. Для поэта слово «Родина» не было пустым звуком, и значило очень многое. Это несложно понять, если углубиться в изучение стихотворений автора, которые он посвятил именно родной земле. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, при помощи которого вам будет легче разобраться в данной теме.

Краткая биография поэта

Великий поэт двадцатого столетия, Сергей Александрович Есенин, появился на свет в самой обычной семье крестьян. Родился он в селе Константиново Рязанской губернии. Будучи ребенком девяти лет, он поступает в земское училище, для дальнейшего обучения. Оно находилось в родной деревне поэта. В нем автор и проучился пять лет, после чего поступает в церковно-приходскую школу, где и продолжает свое обучение. В настоящее время в этой школе располагается музей имени Есенина.

Свое обучение в школе автор заканчивает в 1912 году. В это самое время семнадцатилетний юноша уезжает из родного села жить в Москву, где и находит свою первую работу. Через год юный поэт поступает в МГНУ, на историко-философский факультет. Уже через год после этого автор впервые публикуется в журнале «Мирок».

Что касается личной жизни, то здесь у Есенина все складывается не так уж и гладко. Он несколько раз вступал в брак, обзаводился потомством, но обрести идиллию и счастье в браке он так и не сумел. Каждая попытка поэта создать счастливую семью заканчивается разводом.

Единственное, что было у поэта неизменно – это его любовь к Родине. Об этом говорит вся та искренность, которую он вкладывает в свои произведения. Ведь неоднократно в его произведениях встречаются такие слова, как Родина, Россия.

Тема Родины в творчестве поэта

Сергей Александрович пишет произведения на различные темы, но самой важной из них является тема Родины. Он тихо признается ей в своей безграничной любви. Все строки произведений пронизаны искренностью, нежностью и любовью. Если углубиться в анализ его творчества, то и сам невольно начинаешь переосмысливать собственные жизненные ценности. Автор показывает Родину – как вторую мать, которую необходимо любить, уважать и беречь.

Поэт сумел добраться до самой вершины мировой поэзии, хоть и являлся выходцем из простого народа. Этому поспособствовала его неимоверная любовь к родной рязанской земле, которую он не боялся воспевать в своих творческих трудах. Благодаря этому, юный поэт сумел раскрыть весь свой потенциал, а так же показать свою гениальность.  Для него Родина была чем-то священным. Он не видел себя живущим за её пределами.

Тему Родины неоднократно поднимают и другие поэты в своем творчестве. Читатель может убедиться в этом, если углубится в изучение произведений русских поэтов и писателей. Но все они сопровождали описание своей родной земли огромным количеством эпитетов и метафор.

Сергей Есенин в первую очередь воспевает красоту родного края, людей, которые проживают в России. Так же автор не обходит стороной и те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться его государству. Но в каждом из этих произведений видны истинные чувства поэта – он очень любит свое государство, родную землю. Он относится к ней с уважением, стараясь защитить от всех невзгод.

Не зря Есенин считается одним из самых известных поэтов, которые писали о России. Он считал, что главной мыслью его творчества выступает именно чувство Родины. Он был уверен в том, что не существует поэта без Родины.

Очень большое количество произведений автор посвящает своей родной деревне, за которой очень скучал. Одним из таких стихотворений является произведение «Край любимый!». С самых первых строк видно чувства автора, его безумную любовь и привязанность к родной деревне Константиново. Он так же показывает, насколько дорожит своим родным краем, восхищается и наслаждается им. Он без ума от красоты русской природы. Она вдохновляет его и придает силы.

Видно невооруженным взглядом и то, что автор полностью раскрывает свою душу, преклоняясь перед природой России. Он любит её любой. И готов отдать все ради одних только пейзажей родного и любимого края.

Так же чувства поэта очень хорошо раскрываются в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…». Здесь он рассказывает читателю обо всем том, что так ценит  родном государстве. Есенин настолько подробно описывает все тонкости и прелести природы, что читатель невольно переносится именно в то место, которое старается описать автор.  Он без стеснения признается в любви к русской земле, чем показывает свою искренность и открытость. Для него все кажется милым, родным и прекрасным. Сергей Александрович не упускает ни малейшей детали, подробно рассказывая о ней.

Так же автор поднимает тему быта русского народа, знакомит читателя с жизненными ценностями и устоями. Он переживает все те смутные времена, которые происходят в его родном краю, как нечто личное, родное. Его очень беспокоит будущее России. Автор мечтает, чтобы поскорее закончилась война, которая принесла достаточно боли и страданий его государству.

Если говорить о поэте Есенине как личности, то он был настоящим патриотом, который переживал о своей Родине, любил её и гордился каждой деталью. Он не старается приукрасить родной край. Зачем? Ведь для него он и так идеален, не требующий правок и доработок. Он любит каждую травинку, каждое деревцо, каждый ручей. Не часто можно встретить настолько искреннее стихотворения, каждая строчка которого пропитана любовью, гордостью и восхищением.

Есенин считает, что таким же патриотом должен быть каждый житель нашей огромной Родины. Так же он подчеркивает эту мысль в стихотворении «Запели тесаные дороги…». Автор не понимает, как возможно жить без любви к своему государству. В его произведении «Я снова здесь, в семье родной…», которое он написал о своей родной деревне, видно, насколько автор тоскует и скучает по родным местам, где прошло его детство. Ему довелось увидеть немало – он жил в Москве, а так же странствовал по миру, но так и не смог найти места, которое было бы так же прекрасно, как его родная деревня. Сергей Александрович очень скучает по тому времени, когда мог ежедневно наслаждаться красотами села.

Тема Родины действительно стала главной в творчестве поэта. Ей он посвятил огромную часть своих произведений, в каждое из которых вложил свою душу, любовь и восхищение родным краем. Произведения переполнены искренностью и эмоциональностью.

Нам очень повезло, что Сергей Александрович поднял данную тематику в своем творчестве, потому что, читая его произведения, мы невольно сами проникаемся патриотизмом, уважением и любовью к своей огромной, прекрасной и уникальной Родине!

Сочинение.
Романтические черты поэм М.Ю.Лермонтова

Романтизм-как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности, поиск идеала, внутренней и внешней свободы. Существует два типа романтизма: немецкий — созерцательный, философский и английский — активный, мятежный, богоборческий. В нашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. У его истоков стояли Батюшков, Жуковский, последователи немецкой традиции романтизма. В России это направление развивалось в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтический герой. в творениях Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма. Оба художественных метода в творениях Лермонтова выступают в сложном своеобразном синтезе. И пример этому поэмы: “Мцыри” и “Песня про царя Ивана Васильевича…” “Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Вообще тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова. Но у Лермонтова монастырь не связан с верой, религией. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие. Скорее, в духе романтизма монастырь символизирует темницу земного бытия, из которой стремится вырваться Мцыри. Он — сильная личность, бросившая вызов окружающему миру. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни. Главная черта этого героя, определяющая весь его образ,— это духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побыть на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью: Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, ‘ Я б рай и вечность променял… Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, родственной душе героя, которая у Лермонтова, как и у Пушкина, является символом романтической свободы. Мцыри превыше всего ценит свободу; время, проведенное в монастыре, было лишь существованием для него, три дня на воле стали для героя поэмы истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В композиции “Мцыри” также проявляются романтические черты. Лермонтов подробно не рассказывает нам о жизни Мцыри в монастыре. Он описывает только самые важные, напряженные моменты в судьбе своего героя. Но жизнь в монастыре наложила отпечаток на Мцыри, он уже не способен жить на воле. Он погибает. Смерть оказывается для него блаженным забвением на лоне природы, так как именно после смерти герой соединяется и с природой, и с Кавказом. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” является поэмой, написанной в народном духе. Лермонтов воссоздает стиль русской народной поэзии, наделяет купца Калашникова чертами героя русского народного эпоса. Поэт вводит в свою поэму традиционные фольклорные образы гусляров. “Песня…” — не целиком романтическое произведение, но в поэме имеется много романтических черт. Само обращение к средневековому прошлому Родины характерно для творчества романтиков. Такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, самоотвержение на пути к цели, возвышались и поэтизировались. Калашников — это мятежный, борющийся романтический герой. В “Песне…”, как и в “Мцыри”, вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития. Готовясь отомстить обидчику, Калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Автор любуется Степаном Парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея Калашникова не тождественна идее всего произведения. Смысл поэмы не исчерпывается протес том, бунтом Калашникова, смысл “Песни…” заложен в ее народности.
Таким образом, в творениях Лермонтова романтизм является основным направлением. Он не связан с каким-либо хронологическим этапом в жизни поэта. Романтические черты мы можем выделить в каждом произведении Лермонтова, причем романтизм не мешал поэту обращаться и к другим художественным методам, например реализму. Во многих произведениях Лермонтова мы видим синтез этих двух направлений. В “Песне…”, написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. А в “Мцыри” нет ни одной реалистической черты. Эту поэму можно считать классическим образцом романтической поэмы.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сочинение.
«Странная любовь» к Родине в лирике М.Лермонтова

Великий русский критик В.Г.Белинский назвал поэзию М.Ю.Лермонтова “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что М.Ю.Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора “безвременья”. Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, “иль пусто, иль темно”.
Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство, Россия Лермонтова предстает в другом виде, это —
…немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Именно о России говорит поэт в стихотворении “Жалобы турка”, называя ее страной, где “стонет человек от рабства и цепей”. Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-х годов XIX века. Что же М.Ю.Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не приемлют неволи. В своем творчестве М.Ю.Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М.Ю. Лермонтова интересуют, прежде всего, переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку.
“Богатырским” назовет Лермонтов и поколение “детей двенадцатого года”. В стихотворении “Бородино” поэт воспевает подвиг российских солдат, “богатырей”, победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта;
Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое “толпой угрюмою и скоро позабытой” пройдет, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени.
В стихотворении 1841 года “Родина” Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. “Странную любовь” поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, “огни печальных деревень”, простые избы, безудержную русскую “пляску с топаньем и свистом”, пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…” лирический герой Лермонтова рвется из мира “приличьем стянутых масок” на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную Душу поэта, он чувствует свое единение с Богом:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
“Свобода и покой” — вот к чему, стремится М.Ю.Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью.
.

novstudent.ru | 30.09.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Сможете найти в тексте литоту и отличить синтаксический параллелизм от инверсии? А надо бы, потому что на ЕГЭ по литературе это умение пригодится.

На нашем телеграм-канале мы уже сделали много материалов про ЕГЭ по другим предметам. Кстати, в группе можно выгодно подготовиться к какому-то из них. Сейчас же наша цель – рассказать, какие темы сочинений ЕГЭ по литературе в 2020 году и какую лирику (стихи) лучше начать читать заранее.

Во время тестирования учащемуся предложено выполнить 17 заданий на знание теории, произведений, начитанность и свое литературное мастерство. 

Для его успешного прохождения нужно хорошо разбираться в литературных жанрах, стилях, направлениях и средствах.

Первая часть тестирования – анализ литературных фрагментов. В задании 8 и 9 предлагают написать развернутый комментарий до 10 предложений.

Больше всего проблем вызывает вторая часть тестирования. Здесь нужно проявить все свое мастерство письменного выражения мыслей, а также четкой аргументации из литературы. Тут 6 заданий, среди которых – литературный анализ художественного произведения и развернутые ответы на вопросы и эссе по предложенной теме.

Сочинение оценивают по нескольким критериям: степень раскрытия темы, последовательность мысли, грамотность, владение терминологией и литературным материалом.

Далее представим вам основные темы ЕГЭ по литературе с базовыми произведениями, по которым могут встретиться вопросы.

Ниже – реальные и часто встречаемые темы сочинение на ЕГЭ по литературе, которые могут встретиться и в 2020 году:

«Слово о полку Игореве»

Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

Г. Р. Державин

В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?

Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?

Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?

В.А. Жуковский

Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина

Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?

Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

Является ли Чацкий романтическим героем?

В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?

Видит ли автор в Чацком идеального героя?

Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»

Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?

Н. В. Гоголь «Ревизор»

В чем причина визита городничего к Хлестакову?

Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?

В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?

Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?

Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство?

Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?

Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?

Н. В. Гоголь «Шинель»

К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?

Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?

Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?

Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?

Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?

Манилов – вредный или безвредный человек?

Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?

Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина?

Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?

Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?

Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?

А. С. Пушкин

Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?

Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)

Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?

Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»?

В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)

Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»

Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?

Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?

Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?

На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?

Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»

Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?

В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?

Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?

В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?

Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?

Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?

Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?

Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?

Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?

Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?

Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?

Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?

Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?

Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?

Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?

Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?

Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?

Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?

С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?

Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?

М.Ю. Лермонтов

Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем эти стихотворения сопоставимы со стихотворением Лермонтова «Монолог»?

Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

В чем своеобразие романтического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?

С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей 19 века продолжил эту традицию?

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

Почему автор постоянно меняет рассказчиков?

Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?

Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?

Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?

Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?

В каких произведениях русской литературы 19 века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?

Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека?

Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»)

В чем смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?

С какой целью Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.

В чем оригинальность проблемы «война и человечество» у Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?

А. Н. Островский «Гроза»

Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?

Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?

Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?

Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?

Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?

Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?

Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?

Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?

Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?

Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?

Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?

Пьеса «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?

Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?

В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения поколений?

Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?

Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе, и в каких произведениях русской литературы 19 века нашли идейные разногласия «отцов и детей»?

Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства?

Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?

Как автор относится к нигилизму Базарова?

Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?

В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?

А. Гончаров «Обломов»

Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?

Как вы понимаете явление «обломовщина»?

Какими причинами вызвано лежание героя?

Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами…

Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?

Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?

Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?

Какой смысл заключен в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходящий и общечеловеческий?

В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? Кто из русских писателей 19 века создавал пары «господин-слуга»?

Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?

Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?

Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?

Особенности жанра и композиции романа «Обломов».

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В чем неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

Почему пребывание Пьера в плену — самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

Как вы понимаете слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?

Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова?

В чем причины антипатии Толстого к Наполеону?

Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?

Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка – дуэли?

На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?

Объясните значение слова «война» и «мир» с точки зрения Толстого, которую он высказал, назвав именно так роман.

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Толстого?

Согласны ли вы со словами Толстого, сказанными о Н. Ростовой: сущность её жизни – любовь»?

Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Можно ли сказать, что заглавие романа – это «компенсированное, нераскрытое содержание текста»?

По какому принципу герои Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?

Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?

Ф.М. Достоевский

Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?

Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?

Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?

Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

Достоин ли Мармеладов сострадания?

Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?

Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?

Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?

Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?

Н. А. Некрасов

Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?

На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?

В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»
и кто из русских поэтов близок к Некрасову в её решении?

Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских писателей звучат подобные мотивы?

Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Некрасова?

Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Какой предстает жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?

Что представляет главную тему некрасовской «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?

Какие события в жизни Матрены Тимофеевны предваряет «любимая» песня?

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-композиционного компонента используются народные песни?

Как изображен Петербург в произведениях Некрасова?

А. А. Фет

К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?

Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению Фета

Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?

Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?

Как вы понимаете слова Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» Фета?

Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад.»?

В чем особенность поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю…» воплощены представления Фета о бесконечности бытия?

Ф. И. Тютчев

Какая тема в стихотворении «Silentium» является ведущей?

Каким настроением окрашено стихотворение «Silentium»?

Какая идея утверждается в стихотворении «Silentium»?

Какую философскую проблему пытается решить лирический герой в стихотворении «Silentium»?

В каких произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя?

Почему Тютчев стихотворении «Silentium» призывает к молчанию и какие русские поэты 19 века обращались к теме «невыразимого»?

Можно ли стихотворение «Есть в осени первоначальной» отнести к философской лирике?

Почему Тютчева называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?

Каким пафосом проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

Каковы особенности композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим…»?

Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Почему многие стихотворения Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?

Почему поздний поэтический манифест «Природа – сфинкс,,,» звучит столь трагично?

В каких образах стихотворения «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя

М.Е. Салтыков-Щедрин

Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире Салтыкова – Щедрина? 

Какова тематика «Повести о том, как один мужик…» 

Каков смысл финала «Повести…», и в творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры? 

А. П. Чехов

Почему чеховский «Вишневый сад» называли пьесой-предупреждением?

Согласны ли вы с тем, что «Вишневый сад» — комедия?

Почему литературоведы до сих пор спорят, является ли пьеса «Вишневый сад» комедией?

Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину?

Что мешает Лопахина считать подлинным спасителем вишневого сада и кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе?

Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?

Что нового внёс Чехов в развитие русской усадебной культуры?

В чем смысл финального обобщающего сравнения героев рассказа «Дама с собачкой» с перелётными птицами?

Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль они играют в дальнейшем развитии сюжета («…думал он о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»).

В каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?

Чем похожи все герои Чехова «Вишневый сад»? Почему Старцев превращается в Ионыча?

Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?

О чем предупреждает Чехов в «Ионыче»?

И.Бунин

Как выражена авторская позиция в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Каковы нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

В чем проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»?

Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто из писателей 20 века обращался к теме «сытых»?

Почему любовь в рассказах Бунина чаще всего трагическое чувство?

Понятие «бунинские женщины» предполагает наличие у героинь определенных типологических черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность…). Можно ли отнести к этому типу героиню «Чистого понедельника»?

А.А. Блок

Из каких созвучий складывается «музыка революции « в поэме «Двенадцать»

Какова роль числа 12 в символике поэмы?

С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?

Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?

Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их стихотворения сопоставимы со стих. «На поле Куликовом»?

Каковы характерные особенности поэтики Блока?

Что для Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов звучит тема России?

Что определяет драматизм звучания стихов Блока о России?

В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!») ?

Воспел или отпел пролетарскую революцию Блок?

В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина?

Расскажите об основных и любимы приёмах, которые употреблял Блок в своих произведениях.

Как изобразительно-выразительные средства позволили Блоку в стихотворении «О доблестях, о подвиге, о славе…» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?

Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя ст. «Ветер принес издалёка…»?

М.Горький

В чем смысл противопоставления гордость и гордыня в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?

О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям литературы было присуще чувство превосходства над другими?

В чем, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?

Можно ли считать, что повествователь – «единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького». (По рассказу «Старуха Изергиль»)

Кто из русских писателей 19 века обращался к теме противостояния героя и общества и в чем проявилось это противостояние?

Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?

В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чем эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?

Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы 19 в. герои ведут философские споры?

Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?

Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?

В чем смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?

Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?

Почему столь трагичен финал драмы?

Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин? //

Чтосближает жизненные философии Луки и Сатина // Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

Сатин-герой – идеолог или герой –резонёр?

Кому из литературных предшественников Горького был свойственен социальный критинизм по отношению к действительности?

Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?

Каково авторское отношение к Данко?

В чем, по — вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?

Почему Горький сделал «босяка» главным героем своих произведений?

В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек – вот правда!»

Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых?

В. Маяковский

В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?

Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений Маяковского всегда драматичны?

В чем проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?

Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях Маяковского?

Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»

В каких произведениях отечественной лирики звучит звездная тема и в чем она близка тематике стихотворения «Послушайте!»

В чем своеобразие любовной лирики Маяковского?

Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от беззвездной муки» Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя в стихотворении «Лиличка!»?

С. Есенин

В чем секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший»?

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?

Как вы понимаете слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное»?

Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?

Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

С помощью каких художественных средств С.Есенин раскрывает перед нами мир природы в Спит ковыль. Равнина дорогая…»?

В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России – Руси?

М. Цветаева

Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины, и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?

Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?

В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?

Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению Цветаевой «Родина»?

В чем особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?

Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?

В каких произведениях 19 века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чем новизна этого мотива у Цветаевой?

А.А. Ахматова

Как вы понимаете слова Ахматовой «Я научила женщин говорить»?

Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?

У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?

В чем смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?

На примере стихотворения «Песня последней встречи»? докажите справедливость утверждения Чуковского: Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».

Стихотворения Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии Ахматовой?

Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»

Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое богослужение)?

Почему Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?

В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?

Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»

Б. Пастернак

Какие художественные образы стихотворений Пастернака вам кажутся необычными и какие русские поэты 20 века стремились к обновлению поэтических форм?

Какой смысл вложил поэт в заключительные строки» стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?

Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Кто из русских поэтов близок Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?

Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?

Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?

Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?

В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Пастернака?

Какие параллели можно провести между образом Гамлета и образом лирического героя стихотворения Пастернака?

В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?

М. Шолохов

Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?

Какой смысл заключен в названии рассказа «Судьба человека»?

Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?

В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судьбой человека»?

В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются шолоховским «Тихим Доном»?

Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?

В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы Шолохова»? («Тихий Дон», «Поднятая целина»).

Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон».?

В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил Шолохов, создав роман-эпопею?

Почему принимая воинскую присягу, Григорий Мелехов думает не о воинском долге, а о семье и какое развитие получает эта тема в романе?

Сопоставьте «Тихий Дон» с произведениями русской классической литературы, в которых соотносятся темы семьи и служения Отечеству.

Здесь рассмотрим сопоставление тем прозы к лирике для ЕГЭ по литературе.

Тема назначения поэта. Тема поэта и поэзии: Державин «Памятник», Пушкин «Поэт», «Разговор  книгопродавца  с  поэтом», «Я  памятник  себе  воздвиг  нерукотворный…», Лермонтов «Пророк», Некрасов «Поэт и Гражданин», Блок «Поэты», Ахматова «Мне ни к чему одические рати», Пастернак «Быть знаменитым некрасиво», Маяковский «Нате», Бунин «В горах». Тема дружбы Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Пушкин «Пущину», «К Чаадаеву», Лермонтов «Один, среди людского шума», «К другу» Тема любви Блок «Вхожу я в темные храмы…», Маяковский «Лиличка!», Пастернак «Любить иных – тяжелый крест…», Пушкин «Я помню чудное мгновенье», Лермонтов «Нищий», Фет «шепот, робкое дыханье…», Симонов «Жди меня». Тема связи человека и природы Есенин «Клён ты мой опавший», «Песнь о собаке», Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Заболоцкий «Сентябрь», Пушкин «Анчар», Лермонтов «Тучи» Тема моря Лермонтов «Парус», Пушкин «К морю», Фет «Море и звезды» Тема неба Лермонтов «Небо и звёзды» ,«К другу», Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Мандельштам «Я вижу каменное небо» Тема звёзд Фет «Море и звезды», Маяковский «Послушайте», Лермонтов «Небо и звёзды» Тема зимы Вашненкин «Зимний лес! От края и до края», Фет «На пажитях немых люблю в мороз трескучий…», Пастенак «Февраль. Достать чернил и плакать», «Зимняя ночь». Тема весны Мандельштам «На меня нацелилась груша да черёмуха»,  Тютчев «Люблю грозу в начале мая», Жуковский «Весеннее чувство», Фет «Ещё майская ночь…» Тема лета Пастернак «Июль», «Летний день», Жуковский «Летний вечер», Гумилев «Лето» Тема осени Заболоцкий «Сентябрь», Тютчев «Есть в осени первоначальной», Пушкин «Осень», «Унылая пора, очей очарованье», «Осеннее утро». Тема столкновения мечты и реальности Пушкин «К морю», Лермонтов «Из под таинственной, холодной полумаски», «Узник», Блок «Незнакомка», «Возмездие». Тема быстротечности жизни (жизни и смерти) Пушкин «Пора, мой друг, пора…», Есенин «Мы теперь уходим понемногу», «Не жалею, не зову, не плачу…», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Смерть» Патриотическая тема Блок «Россия», «Русь»,  Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…», Цветаева «Родина», Рубцов «Ночь на Родине», Симонов «Родина», Казакова «Любить Россию нелегко», Тютчев «Умом Россию не понять», Ахматова «Мужество». Военная тема Твардовский «Когда идёшь путём колонн…», Визбор «Военные фотографии», Симонов «Жди меня», Лермонтов «Бородино», Ахматова «Мужество» Тема матери Твардовский «Памяти матери», Есенин «Письмо матери», Некрасов «Мать», Цветаева «Маме». Тема смысла жизни (философская тема) Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», Блок «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «О, я хочу безумно жить», Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Пушкин «Памятник» Тема истории Блок «На поле Куликовом», Кузнецов «Знамя с Куликова», Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», Лермонтов «Бородино» Тема одиночества, героя одиночки Пастернак «Гамлет», Лермонтов «Тучи», «Парус», Тютчев «Одиночество», Пушкин «Осеннее утро» Тема своего поколения Блок «Рожденные в года глухие…», Лермонтов «Дума», Пушкин «Вновь я посетил..» Тема разлуки Ахматова «Я научилась просто, мудро жить», «Сжала руки под тёмной вуалью», Пушкин «Я вас любил. Любовь ещё, быть может…», Лермонтов «Расстались мы. Но твой портрет…», Некрасов «О, письма женщины, нам милой…», Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Если на экзамене вдруг попалось произведение, которое вы по каким-то причинам не прочитали, не опускайте руки. Есть несколько хитростей при подготовке к тестированию:

В последнем задании по использованию цитат вовсе не обязательно читать весь шедевр. Просто найдите в интернете и выучите цитаты хотя бы по нескольким для ЕГЭ по литературе по темам. Это может принести несколько дополнительных баллов.

Если читать и слушать – вообще не вариант, найдите фильмы, снятые по классическим произведениям. Но не в иностранной интерпретации: там может быть слишком много расхождений, а иногда – и совсем другая концовка.

А тем, кто все же хочет по максимуму подготовиться к тестированию, советуем почитать:

И, конечно же, обращайтесь за помощью в студенческий сервис, специалисты которого сделают все, чтобы помочь вам преодолеть вам все трудности и при поступлении, и в дальнейшей учебе.

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих.
людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Глоссарий:

— лермонтов и пушкин сравнение
— сочинение на тему пушкин и лермонтов
— пушкин и лермонтов сравнение
— пушкин и лермонтов кто мне ближе
— сравнение лермонтова и пушкина

Другие работы по этой теме:

Два поэтических мира Пушкин и ЛермонтовВ. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существен­но различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли.
Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист»Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОНМихаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гор­дон Байрон… Два имени. Две страны. Два време­ни. Две судьбы… Что общего между этими людь­ми? Что сближает их? Что делает их.
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многому поэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне.
Лермонтов — великий человек (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов — это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и.
Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.)В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики.
М. Ю. Лермонтов в Петербурге. 1834-1836 годы22 ноября он высочайшим приказом произведён по экзамену из юнкеров в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. 4 декабря М. Ю. Лермонтов на балу впервые в гусарском.
Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯТворчество Лермонтова повлияло на после­дующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским моно­логом.
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его обликКак характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лер­монтов воссоздает духовный облик «див­ного гения». Слова погиб.

Свежие записи

Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Тема рассказа юшка платонова
  • Тема родины в творчестве блока сочинение 11 класс
  • Тема революции в творчестве блока сочинение
  • Тема рассказа юшка платонов
  • Тема революции в поэме блока двенадцать сочинение