Тема рассказа золотой петух

Иван алексеевич бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом нобелевской премии по литературе. в своих произведениях бунин

Иван Алексеевич Бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом Нобелевской премии по литературе. В своих произведениях Бунин мастерски создавал психологические портреты. Иван Алексеевич интересовался мировоззрением различных слоев общества. Особую значимость для известного писателя имел внутренний мир личности, ее эмоции и переживания. В своем знаменитом произведении «Кукушка» автор пытался понять внутренний мир крестьянина, который не смог реализоваться в жизни и найти свое место. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть анализ рассказа «Кукушка» по плану. 

История создания 

Иван Алексеевич создал рассказ «Кукушка» в 1898 году. Это произведение автор написал в ранний период своего творчества. Бунину было очень интересно анализировать непростую судьбу русского человека, а также быт простого крестьянина. Известно, что произведение «Кукушка» стало частью сборника, посвященного творческой деятельности Бунина в период с 1887 по 1909 год. 

Не секрет, что Иван Алексеевич очень любил путешествовать по огромной стране и беседовать с разными людьми. Именно один душевный разговор и послужил поводом для создания рассказа. При этом, как подмечали современники Бунина, писателю гораздо интереснее было общаться с обычными людьми, чем с представителями своего окружения. 

Бунин и сам рос в деревне, где сословные различия не были так болезненно очевидны и гипертрофированны. В условиях патриархального быта и господа, и работники сближались, ведь имели одни и те же интересы и зависели от одних и тех же явлений природы. Именно поэтому писатель многие произведения посвятил описанию жизни простого русского человека, неразрывно связанного с Родиной и ее природой. Именно таким стал Кукушка. 

Жанр и направление 

Произведение «Кукушка» является рассказом. На это указывают такие признаки, как…

  1. Краткость.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Ограниченное количество героев.

В произведении можно заметить не только черты реализма. Творчество Ивана Сергеевича относили к направлению «неореализма». В «Большой российской энциклопедии» можно встретить такое описание этого явления в искусстве: 

Поэтика неореализма отмечена сочетанием описательной конкретности и предметной точности с экспрессивно-лирическим, нередко символизированным, словом; характерны ослабление фабульных связей за счёт усиления лирического начала и углублённый психологизм.

В рассказе выдающийся писатель старался объективно воссоздать действительность. Прозаические произведения Ивана Бунина очень схожи с текстами, созданными в период золотого века отечественной литературы. В них основным является классический язык, лишенный неологизмов и опирающийся на народный мотив. 

Смысл названия 

Как известно, Кукушка является символом свободы и вольности. Эта птица все время стремится к одиночеству. Кукушка не имеет постоянного жилья, она не строит гнезд. Эти птицы подбрасывают птенцов в жилище чужих птиц. Именно таким бесхозяйственным и легкомысленным является новый хозяин караулки. Даже биография подходит: Кукушка был подкидышем и с детства ходил по чужим углам.

Героя произведения с одноимённой птицей связывает абсолютное одиночество. Автор не раз подчеркивает, что Кукушка является совершенно одиноким. У героя нет дома, семьи, жены, детей. Кукушка имеет лишь Мурзика, кошку и петуха. Когда персонаж потерял Мурзика, он сильно не расстроился. Для Кукушки это не является огромной потерей. По таким же принципам живёт и сама птица, ведь она оставляет даже собственных детей. Смело можно сказать, что в названии своего произведения писатель отобразил не только прозвище своего персонажа, но также и его образ жизни и принципы. 

Суть: о чем рассказ?

Пожилой солдат в отставке находит новую работу с проживанием. Теперь он стал лесником и был обязан охранять деревья барина от вырубки. Герой всю жизнь скитался по чужим углам и был рад обрести это тихое пристанище.

История жизни Кукушки не из легких: он был подкидышем, рос в чужих семьях, с детства работал. Он привык к одиночеству и жизни в свое удовольствие, поэтому его брак не был удачным. Жена его бросила. Потом Кукушка скитался по разным местам: был солдатом, разнорабочим, пастухом, а теперь и лесником. Жилья не нажил, семьи не завел. Так и жил бобылем.

С новыми обязанностями герой не очень хорошо справлялся. Деревья у него крали, а он не мог поспевать всюду. Однажды он пообещал детям барина поймать для них волчат. Пока он был занят, а лесу украли деревья. И Кукушке вновь досталось от приказчика.

Барин искал нового человека на его место, но дети горячо вступились за старика. Он получил от барина старую одежду и право пожить в сторожке, пока не придет замена. Кукушка прожил так недолго: его нашли зимой замерзшим насмерть. Он так и не нашел угла. 

Подробнее о содержании рассказа «Кукушка» Вы можете прочитать в кратком пересказе по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Кукушка» перечислены в данном списке:

  1. В образе главного героя изображен отставной солдат, прозвище которого Кукушка. Перед читателем предстаёт достаточно уравновешенный человек, который уже давно смирился со своей участью. Персонаж не стремится к созданию собственной семьи. Герой является приемышем, именно поэтому его называли Кукушкой. Главный персонаж был лишён материнской ласки. Это во многом объясняет его равнодушие ко всему окружающему. В образе Кукушки Иван Бунин показал лишнего человека, который не предпринимает никаких попыток, чтобы найти собственное место. 
  2. Барин — человек хозяйственный и деловитый. Он не проникается сочувствием к бедняку, потому что ему нужен работник, а бродяга. Как только он понимает, что старик не справляется со своими обязанностями, барин тут же решает найти другую кандидатуру. Однако и ему свойственна человечность. Он не выгоняет Кукушку сразу же, а дозволяет пожить еще немного.
  3. Дети барина — легкомысленные и веселые мальчики. Они любят жестокие развлечения. Из-за их каприза гибнет волчонок, а о втором они вскоре забывают. Однако дети проникаются отзывчивостью, когда узнают историю Кукушки. Они настаивают на том, чтобы ему дали одежду и немного еды.
  4. Очень важное значение в произведении «Кукушка» имеет образ рассказчика. Благодаря ему читатель может увидеть персонажа с различных ракурсов. Рассказчик говорит о безрадостной и одинокой жизни главного героя. Даже ветхое жилище было способно согреть сердце Кукушки. Автор также не забывает упомянуть о фактах из жизни персонажа. Благодаря ему читатель осознает все переживания и эмоции Кукушки. 

Темы

Тематика рассказа «Кукушка» достойна нашего внимания:

  1. Тема лишнего человека. Мы привыкли к тому, что лишние люди — это умные и богатые дворяне, которым скучно жить. Однако в данном рассказе перед нами предстает бедняк, который не может найти своего места в жизни. За годы скитаний герой не смог нажить не только своего угла, но и любимого дела, семьи, цели в жизни. Он плывет по течению и ничего не может с собой поделать. Все валится у него из рук, и возраст не тот, но тяжелое материальное положение вынуждает его работать и искать теплое место для ночлега. И никому на свете нет до него дела.
  2. Тема семьи. Герой был подкидышем и не имел перед глазами положительного примера семьи. Поэтому он не смог построить свой брак, свою крепость. Больше всего он ценил свой комфорт, поэтому жена покинула его.
  3. Тема беспомощности. Кукушка сравнивает себя с маленьким волчонком, который умирает в неволе. Герой тоже чувствует беспомощность и тоску, но не знает, как выбраться из ямы, куда его загнали все обстоятельства нелегкой жизни.
  4. Тема отзывчивости. Автор показывает, что даже такой неприкаянный человек, как Кукушка, нуждается в сочувствии и понимании. Барину ничего не стоило отдать ему старую одежду. А для бедняка это была огромная радость.
  5. Тема доброты. Кукушка проявил доброту по отношению к детям барина и развлек их, принеся в подарок волчат. А дети в ответ одарили старика благодарностью и щедрыми дарами. Именно к такому круговороту добра нам нужно стремиться.

Проблемы

В центре повествования рассказа «Кукушка» находится социальная проблематика. Автор затронул тему непосильного труда, бедности и неравенства. Писатель проанализировал непростую судьбу обычного русского человека. На его долю выпадают очень тяжкие испытания, которые он должен пережить. 

  1. Проблема бедности. Старик работал всю жизнь, но так и не смог накопить на жилье и встретить старость достойно.
  2. Проблема неравенства. Приказчик ударил старика и не понес наказания, потому что статус дает ему распускать руки.
  3. Не менее важное значение в рассказе имеет проблема одиночества. Писатель подчеркивает, что нередко человек сам стремится к полному уединению. Бунин также объясняет причины подобного поведения. В данном случае это воспитание, горький опыт и особенность характера.
  4. В рассказе также поднята нравственная проблематика. Иван Алексеевич размышляет о жизни и смерти, а также о судьбе бедного человека в этом злом мире. Без семьи мы обречены на изгнание и одинокую старость, когда некому будет помочь и посочувствовать.

Если нужно что-нибудь добавить, расскажите, что именно? Многомудрый Литрекон доработает анализ по плану специально для Вас.

Основная идея 

Смысл рассказа «Кукушка» заключается в том, что человек с менталитетом кукушки обречен на жалкое мытарство по чужим углам. По мнению писателя, человек становится полноценным, когда у него есть семья, кров, призвание. Благодаря этим жизненным ценностям человек способен найти правильные ориентиры. Печальная участь старика — это трагедия одиночества, которое он избрал.

Иван Алексеевич акцентирует внимание на внутренних переживаниях главного персонажа. Автор наглядно показал, насколько заметно меняется состояние человека в зависимости от того, имеется у него семья и дом или нет. При этом, отношение писателя к своему герою меняется. Сначала Бунин выражает сочувствие и жалость к персонажу, а затем недоумение, так как Кукушка ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. 

Мы видим, что старика тянет к детям, тянет к дому и уюту, но он слишком слаб и эгоистичен, чтобы построить свое гнездо. Главная мысль рассказа «Кукушка» состоит в том, что необходимо вовремя взять на себя ответственность за свое будущее и строить полноценную жизнь, а не довольствоваться плаванием по течению.

Средства художественной выразительности 

В рассказе писатель использует большое количество эпитетов: «глухие луга», «бедная местность» и так далее. Кроме того, Иван Алексеевич, чтобы  как можно точнее продемонстрировать происходящее вокруг события, использует изображение цвета и звукопись. 

В начале повествования особенно заметным является олицетворение: 

«Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». 

Чему учит? 

Рассказ «Кукушка» учит читателя тому, что нельзя оставаться одиноким, ведь человек не сможет прожить без семьи и крова. Каждому человеку необходимы забота, ласка, любовь и домашний очаг.

Рассказ «Кукушка» заставляет задуматься о том, как важно стараться изменить свою жизнь к лучшему. Персонаж получает от автора ещё один шанс на обретение относительно достойной жизни. У главного героя появляется возможность заработать, быть сытым и жить в тепле. Но читатель осознает, что природу человека невозможно изменить. Кукушка не смог обрести лучшую жизнь. Главный герой не выполняет свои обязанности и снова превращается в одинокого бродягу, каким он был в начале рассказа. 

Автор: Виктория Комарова

О рассказе

Рассказ создан А. И. Куприным под эмоциями от французской природы. Лирика, составляющая рассказ, указывает читателю на то, что даже обыкновенные вещи могут быть прекрасными и увлекательными. Об этом рассказе и пойдёт речь в статье.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине. Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух». Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Стилистика золотого петуха

Рассказ содержит эмоции самого рассказчика, лирические зарисовки и наполнен сравнением и описанием.  Важное значение Куприн придает процессам внутри окружающего мира и описанием красоты природы. Реалистичность направлению придаёт детальное и четкое описание  обычного утра.

Основная идея и направление

Автор восхищается величественностью и могуществом природы – от аромата трав до петушиного крика, что обуславливает отсутствие конфликта в повествовании.  Но в конце повествования всё-таки можно уловить критическую нотку. Рассказчик критикует себя за сухое сердце и за то, что петух священно восторгается своим «золотым» богом, воспевает солнце как не может человек.

В рассказе «Золотой петух» в том и заключается идейная мысль автора: человеку трудно понять чувство созданных природой существ. Люди утрачивают ощущение радости, неделимости с окружающей их изяществом.

Композиция «Золотого Петуха» очень интересна динамичностью: с умиротворенного и эстетичного утра автор переходит на описание контраста, которым выступает крик утренней птицы. Пронзительная и сильная песня петуха оживляет всё повествование.

В конце этого рассказа резкость действий наращивается. Куприн в финале пишет о масштабности утреннего петушиного хора, о том, что вовлечено и как распространено данное явление. И лишь с появлением утреннего солнца поток лирических размышлений прекращается. По словам автора, всё пронизано солнечным светом, никто не умел поймать момент появления солнца. Автор подмечает, что с появлением солнца всё окрашивается в розовый или розово-золотой цвет.

Повествуя о связи песен петуха и восхода солнца, автор приходит к выводу, в котором люди, всё-таки, тревожат петуха и остается с рассуждением о происходящем.

Суть «Золотого Петуха»

Название можно интерпретировать с разных сторон.

  1. С одной стороны, Золотым Петухом автор описывает простого петуха, перья которого в лучах нежного солнца блистают, когда он начинает свою песню. Автор также называет золотыми и сами песни петуха.
  2. Вторая сторона названия взята из сравнения Золотого Петуха и дневного светила. Рассказчик сравнивает петуха, начинающего своё утро перед восходом, и солнце, также торопящегося к встрече с петухом и утром. Они схожи: являются символом пришедшего нового дня и просыпаются раньше человека.

Суть рассказа

Куприн описывает очарование и резкость петушиных песен, природу утра, главное внимание уделяя описанию первых петушиных возгласов. Автор рассуждает о том, что вызывает крик птиц: определенный день в году? Или крик петуха празднует «в честь памяти трёхсотого тысячелетия Древнего Петуха — прародителя всех петухов в мире»?

Автор настолько восхищен происходящим, что даже интересуется у одного их петухов о смысле его участия в хоре. Финал этих размышлений приводит рассказчика к выводу, что он не сможет испытать такой восторг от восхода солнца, как эта птица. Людям доступна простая радость, наслаждение приятными моментами.

Главные действующие лица рассказа

Автор  творческий и чуткий человек. Эмоционально восхищается красотой во всём. То, с какой поэтичностью описана природа наталкивает на мысль, что автор чуткий человек. Несмотря на все трудности автор всё равно радуется восходу и утру.

Петух — Птица достойная и надменная. Из-за непонимания не придает внимание на человека.  Автор описал петуха как птицу грамотную, гордую, умную и преданную своему заданию.

Солнце  Солнце автор сравнивает с богом, с  Фениксом.  Огненный шар, символизирующий начало нового дня. Дневное светило описано наряду с петушиным резким хором и играет основную роль.

Темы рассказа

  1. Очарование, контрастность и необыкновенность утра.
  2. Природа и человек. Человек несовершенен в отношениях с природой. Автор хочет донести идею о первозданном. О неделимости природных процессов.

Основная идея

Автор описал красоту, контраст и очарование природы. Также рассказчик указывает на то, что некоторые не видные взгляду природные процессы происходили веками. Основная мысль рассказа о том, то человеку нужно учиться видеть прекрасное в самом обычном.

Стилистика написания

Рассказ написан понятным языком. Составлен с помощью олицетворений, эпитетов и сравнений. Обилие и разнообразие средств литературного слога позволяет Куприну эмоционально и подробно описать природу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

1.

Книга – твой друг.

1

2.

Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

3.

Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка».

1

5.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

1

6.

Сказки народов России. «Падчерица».

1

7.

Мини-проект «Скоро сказка сказывается».

1

8..

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».  «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

9..

Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

1

10.

Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

1

11.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

1

12.

Русская басня в XX веке.

1

13.

Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».

1

14.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

15.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

1

16.

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».

1

18.

Поэзия XIX века о родной природе.

1

19.

Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

1

20.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.

1

21.

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

22.

Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

1

23.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

1

24.

Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.

1

25-26.

Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

2

27.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».

1

28.

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево.  Н.А.Некрасов. Особенности композиции  стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».

1

29.

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

1

30.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

31.

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

32-33.

Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений

2

34.

Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.  Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа

1

35.

Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.

1

36-37.

Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.  

Анализ сочинения.

2

38.

Контрольная работв по теме литература XIX века.

1

39.

Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.

1

40.

И.А.Бунин. Рассказ  «В деревне».

1

41.

И.А.Бунин. «Подснежник».

1

42.

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

43.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1

44.

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

1

45.

Р/р. Сочинение «Чудо — природы»

1

46.

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

47.

С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48.

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.  А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».

1

49.

А.П.Платонов. «Цветок на земле».

1

50.

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

1

51.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. 

1

52.

Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

1

53.

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Васюткино озеро».

1

54.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

1

55.

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

1

56.

Родная природа в произведениях писателей XX века.  В.И.Белов. «Весенняя ночь».

1

57.

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

1

58.

Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

59.

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка  Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.

1

60.

Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

1

61.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.

1

62.

Ж.Рони-Старший.  Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

1

63.

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

1

64.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».

1

65.

Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

66.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

1

67.

Техника чтения.

1

68.

Литературная игра.

1

69.

Рекомендации для летнего чтения.

1

70.

Заключительный урок.

1

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Поздняя осень»

(для детей подготовительной группы)

Подготовила и провела

воспитатель семьи № 1  

    Рыжкова О.В.

Саранск 2021

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»

Задачи:        

Образовательные:

— уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;

— учить воспитанников передавать содержание текста полно и последовательно;

— совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие:

— развивать познавательный интерес, внимание, память и координацию движений;

— развивать монологическую речь;

— развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

— воспитывать чувство любви к родной природе.

Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана, знакомство с приметами осени, разучивание физкультминутки «Мы – листики осенние», пальчиковой гимнастики «Поздняя осень»

Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года»

Ход ООД

  1. Организационный момент

Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень»

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки:

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Воспитанники: Последний месяц осени – ноябрь.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Воспитанники: Поздняя осень.

  1.  Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени. Какие осенние месяцы вы знаете?

Воспитанники: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

        Игра «Да или нет»        

Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Воспитанники: Нет.

Осенью растут грибы?

Воспитанники: Да.

Тучи солнце закрывают?

Воспитанники: Да.

Колючий ветер прилетает?

Воспитанники: Да.

Морозы осенью бывают?

Воспитанники: Да.

Ну а птицы гнезда вьют?

Воспитанники: Нет.

А букашки прилетают?

Воспитанники: Нет.

Дни становятся короче, а ночи длиннее?

Воспитанники: Да.

Звери норки закрывают?

Воспитанники: Да.

Урожай все собирают?

Воспитанники: Да.

Птичьи стаи улетают?

Воспитанники: Да.

Часто – часто льют дожди?

Воспитанники: Да.

Солнце светит очень жарко?

Воспитанники: Нет.

Можно детям загорать?

Воспитанники: Нет.

Ну, а что же надо делать — куртки, шапки надевать.

Воспитанники: Да.

Игра «Скажи правильно»

Воспитатель: Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):

Солнце осенью – осеннее.

Ветер осенью – осенний.

Туча осенью – осенняя.

Дождь осенью – осенний.

Аллея осенью – осенняя.

Пальто осенью – осеннее.

Сапоги осенью – осенние.

Одежда осенью – осенняя.

День осенью – осенний.

Утро осенью – осеннее.

Парк осенью – осенний.

Небо осенью – осеннее.

Воспитатель: У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь — ранняя осень, октябрь — золотая осень, ноябрь — поздняя осень.) Назовите признаки поздней осени.

Воспитанники: Солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идёт дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое, тёмное, облачное, пасмурное, перелётные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели тёплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Мы – листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но ещё не зима. Повторим новое слово предзимье.

(воспитанники читают стихи о поздней осени)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось. (Сергей Есенин)

Руки мёрзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несёт

Первый снег и первый лед. (Анжела Берлова)

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны. (Юлия Каспарова «Ноябрь»)

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню зиму. (Т.А. Шорыгина.)

Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле — еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)

Река покрывается льдом в ноябре

(Руки сжать в замок.) –

Поздняя осень стоит на дворе

(Разводим руками перед собой.)

Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень»

Воспитатель: Давайте попробуем придумать рассказ, который назовём: «Поздняя осень»

Примерный рассказ воспитателя.

Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным, серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелётные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.

(Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие.

3. Рефлексия

— О каком времени года мы с вами говорили?

— Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

— О чём бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить?

Воспитатель: Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года — какое?

Воспитанники: Зима.

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

История создания

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
  2. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье. Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы 

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Автор: Регина Рафикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)

  • Тема рассказа крыжовник чехов
  • Тема рассказа дубровский пушкин
  • Тема рассказа зеленая лампа грина
  • Тема рассказа детство горький
  • Тема рассказа елка зощенко