Тема рассказа злоумышленник чехов

Особое место в творчестве чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. они популярны до сих пор

Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».

История создания

7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.

Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Юмор связан с яркой словарной неожиданностью, безграмотной, нелогичной речью персонажа, а также нелепой ситуацией, когда следователь считает, что перед ним злоумышленник, требующий наказания, а «подследственный» не понимает трагизма собственного положения.

«Смешное» и «грустное» в рассказе тесно переплетаются.

Сюжет

В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.

Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.

Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.

На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».

Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.

Главные герои и их характеристика

  1. Денис Григорьев. Характеристика и описание злоумышленника: тощий мужичок, обросший волосами. Густые брови нависают над глазами, создавая впечатление постоянной угрюмости. Шапка нечёсаных волос чем-то напоминает паучью паутину. Внешность Дениса говорит, скорее всего, о его неопрятности, нежели о бедности. Портрет Григорьева — это свидетельство «запутанной» жизни персонажа, в которой он сам не может разобраться. Хорошо разбирается в «рыбном деле». Знает особенности лова разных видов рыб. Человек практичный, так как толково объясняет, почему нельзя использовать в качестве грузила свинец, пулю или гвоздик. С возмущением отвергает обвинение в том, что отвинчивание гаек могло привести к гибели людей («нечто мы злодеи какие»). Честность – важная черта его характера. Когда следователь прямо говорит ему, что Денис лжёт, он искренне удивляется этому, так как «отродясь не врал». Обстоятельно рассказывает о существовании у него и у других мужиков гаек. В частности, Митрофану Петрову необходимо много гаек, из которых он делает невода, а потом продаёт господам.
  2. Следователь – представитель закона. Автор не наделяет его ни портретной характеристикой, ни свойственными ему чертами характера. Отсутствие имени говорит о том, что это собирательный образ социального слоя чиновничества.

Темы и проблемы

  1. Проблема народа решается писателем по-своему. Он живёт в России переходной поры, среди приниженных и обделённых судьбой людей. Он не остаётся в стороне от «крестьянской» тематики. Правдиво показывает противоречия деревенской жизни. Не имея других доходов, деревенские мужики, чтобы прокормиться, ловят рыбу. А для этого нужны гайки, которые можно только открутить с железнодорожных путей. И человек оказывается на распутье: подневольное состояние заставляет его совершать «преступление» (хотя он сам так не считает), за которым потом неизбежно следует «наказание».
  2. В связи с этим возникает проблема справедливости, ответственности перед законом. Злоумышленник – это человек, преднамеренно задумавший зло и поэтому обязанный предстать перед законом. Но оказавшиеся в трудных социальных условиях мужики таковыми не являются. Они христиане. «Зло» и «преступление» для них — понятия чуждые.
  3. Проблема власти, насилия красной нитью проходит через всё повествование. За то, что делают все, каторгу получит один, причем только за то, что ленивый чиновник случайно его заметил. Увы, никакого надзора за путями не производится, поэтому народ даже не знает, что можно делать, а что нельзя. Им, безграмотным и необразованным, никто не объяснил смысл законов.
  4. Проблема взаимного непонимания. Так, следователь, вспоминая крушение поезда в прошлом году, говорит о своем «понимании» произошедшего, связывая трагедию с похищением гаек. Денис же эту ситуацию воспринимает по-своему, трактуя «понимание» следователя как особенность, свойственную только образованным людям. По его мнению, «мужицкий ум» воспринимает происходящее иначе и не способен к умозаключениям. Григорьеву говорят, что он может быть приговорён «к ссылке в каторжные работы», на что Денис отвечает: « Вы лучше знаете… Мы люди тёмные…». Когда же объявляют, что следствием его «деяний» теперь становится отправка в тюрьму, он с удивлением возражает, что сейчас некогда, так как необходимо ехать на ярмарку.
  5. Тема халатности, недобросовестного отношения к государственной собственности затрагивается неслучайно. Богатые господа приобретают неводы, чтобы удовлетворить свои личные потребности, и абсолютно не задумываются о том, откуда мужики берут гайки. Господ, покупающих снасти, абсолютно не волнует вопрос о состоянии железной дороги, о крушении поездов, о том, что в одном из них они могут оказаться сами. Это какая-то типично российская безответственность, которая веками накапливается в русском народе.

Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.

Главная мысль

Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.

В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.

Чему учит?

Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.

Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.

Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.

Что высмеивает автор?

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба».

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ произведения Злоумышленник

Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» предстал перед читателем в 1885 году на страницах известной в то время газеты «Петербургская газета». За комическими шутками, фразами рассказа А. П. Чехова скрыт ряд проблем, которые напрямую затрагивают нравственную сторону эпохи. Рассказ является частью сборника «Пестрые рассказы». Несмотря на отрицание писателя о том, что существовало реальное лицо, на которое он ориентировался, прототип героев его сочинения, по мнению некоторых литераторов, существовал. Им мог стать Пантюхов Н. – житель одной из деревень, которого причислили к категории спекулянтов, будто действующих во вред государству.

К жанровым особенностям этого произведения, которое относится к юмористическим рассказам, относится шуточная, ироничная интонация автора, надеющегося на понимание читателя. Центральный эпизод, в котором имеет место сцена суда, напрямую отражает название произведения. Через образ главного героя автор высмеивается пороки общества, но в этом помогает взаимодействие двух людей – Григория и судьи. Несмотря на то, что рассказ характеризуется как шуточное произведение, в его основе звучат серьезные темы, которые актуальны во все времена. Сюжет строится на диалоге немногочисленных лиц, которые представляют целую пропасть несправедливых отношений определенного периода в России.

За счет изображения автором неприкрытой реальной действительности того времени в рассказе произведение соответствует требованиям реалистического направления.

За несложным сюжетом рассказа скрывается суть произведения, заключающаяся в том, что нелепость, отсутствие ответственности многих людей, равнодушие к происходящим событиям могут нанести огромный ущерб стране в целом.

Главные герои, которые помогают раскрыть замысел автора, Григорьев Денис и следователь.

Деревенский работяга Денис Григорье сначала вызывает симпатию, жалость из-за того, что попадает на суд. Однако после обвинения становится понятно, что речь идет о возможной гибели людей. Григорьева свой поступок нисколько не смущает, так как ему важней то, чтобы невод был целым из-за недостающей гайки, которую он в очередной раз и открутил на железнодорожных путях. Герой оказывается недальновидным, глупым человеком. Он не может заслужить ни понимания, ни сочувствия, так как из-за отсутствия ума не может осознать свою вину.

Следователь, который, присутствуя на заседании, старается убедить виновного в подлости, серьезности действий, остается невозмутимым. Это связано с тем, что Денис для него – неотесанный мужик, который не способен даже понять, в чем его вина.

Основываясь на диалоге главных героев, можно озвучить проблему рассказа следующим образом – взаимоотношение народа и власти, основанное на нежелании понять друг друга. Отсутствие образования у представителя народа и безмятежность следователя после озвучивания приговора на суде говорит о том, что у государства к простым выходцам из крестьян, которые нуждаются в помощи, нет поддержки, помощи. Это могло бы быть материальная и духовная помощь.

Главная мысль рассказа – удовлетворенность власти в своей правоте. Для суда очевидна вина Дениса, однако это не меняет к нему отношения. Здесь нет ни жалости, ни поддержки.

Рассказ учит заниматься самообразованием, уметь разбираться в законах жизни.

2 вариант

Основной темой произведения является изображение картины деревенской будничной жизни, раскрывающей моменты, присущие реальной русской действительности.

Ключевым персонажем рассказа представляется злоумышленник по имени Денис Григорьев в образе тощего мужичонки, обросшего грязными, нечёсаными волосами, отличающийся густыми бровями над угрюмыми тяжелыми глазами, характеризующийся неподдельной честностью. Жизнь Дениса складывается неудачно, поскольку мужчина существует в бедных, нищенских условиях, заставляющих его заниматься воровством железных гаек для изготовления грузил, применяющихся в рыболовном деле.

Сюжетная композиция произведения, демонстрирующая необычную структуру, лишенную вступления и конца, выстраивается вокруг следственных мероприятий, проводимых с задержанным Григорьевым, попавшимся на краже металлических болтов с железнодорожных рельсов.

Денис не отрицает факт воровства, но искренне недоумевает о причинах своего ареста, поскольку для него данное действо является обыденным, как и для всех местных мужиков. В силу отсутствия элементарного образования и недалекого ума, неспособного к разумным умозаключениям, Григорьев не осознает драматических последствий своего поступка, которые могли бы привести к массовой гибели невинных людей. Вынесенное Григорьеву наказание за кражу государственной собственности в виде тюремного заключения Денис воспринимает как совершенную ошибку, поскольку в его планы не входит отсидка под стражей, а планируется поездка на ярмарку.

На примере образа Дениса Григорьева писатель демонстрирует безграмотность, необразованность русского мужицкого ума, незнающего смысла законов и наблюдающего отсутствие даже незначительного контроля по отношению к общественным объектам.

Произведение наполнено глубоким смыслом, заключающимся в лживом отношении власти к собственному народу, погрязшему в непросвещенности и жалком существовании, намекая на наличие истинных злоумышленников в стране, способных лишь на удовлетворение своих прихотей и желаний, не видящих реальную суровую жизнь человеческих будней.

Анализ рассказа Злоумышленник

Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» был опубликован в «Петербургской газете» в июле 1885 года. Произведение раскрывает сложные взаимоотношения крестьян и господ, поднимает проблему «маленького человека», сочетая смешное и грустное.

Писатель показывает людей, смотрящих на одну и ту же ситуацию, но имеющих разные позиции относительно неё. Денис Григорьев, главный герой рассказа, предстаёт перед судом. Вина провинившегося заключалось в том, что он был пойман за откручиванием гаек, с помощью которых держались рельсы железной дороги. Судебный следователь же стремится доказать, что такие действия могут привести к сходу поезда с рельсов и гибели людей. Денис Григорьев не признаёт проступка и пытается доказать свою невиновность следователю, искренне удивляется тому, что его обвиняют. Он, человек небольшого ума, не видит проступка, утверждая, что был вынужден пойти на такие действия, чтобы выжить. Скрученные изделия шли на изготовление для продажи неводов господам, которые были непригодными без гаек. Так зарабатывали многие деревенские мужики. Можно ли считать такого человека настоящим преступником? Кто на самом деле виновен в этой ситуации?

Денис Григорьев не отрицательный персонаж, при прочтении рассказа к нему не возникает неприязни, ведь у него было намерений навредить кому-либо, лишь желание найти средств для существования. Это доказывает то, что перед судом он предстаёт босым, в рубахе пестряди и латаных портах. Также главный герой неопрятен: «его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видны из-за густых, нависших бровей… на голове целая шапка давно нечесаных … волос».

Григорьев так и не понимает, почему его судят. Из-за своей ограниченности он не может осознать того, что его деятельность плоха, что он фактически становится убийцей.

Из рассказа становится ясно, кого на самом деле винит А. П. Чехов. Покупатели неводов у деревенских мужиков знают, что снасти сделаны из скрученных с рельсов гаек, понимают, к чему может привести это занятие.

Произведение демонстрирует реальность России конца 19 века. У рассказа, построенного на диалоге, необычная структура – они не имеет вступления и заключения. Чем закончилось судебное разбирательство неизвестно. Небольшое и ёмкое произведение сопоставимо с современностью, оно заставляет задуматься читателя над безответственностью действительных виновников.

5, 7 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Злоумышленник

Анализ произведения Злоумышленник

Популярные сегодня темы

  • Признание Раскольникова в преступлении сочинение

    Роман Достоевского Преступление и наказание еще раз показывает, насколько человек может перенести всю тяжесть нравственных потрясений, сколько было метаний в мыслях у Раскольникова.

  • Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

  • Сочинение по пьесе Бедность не порок Островского

    В своей пьесе «Бедность не порок» автор А. Островский показал читателю скрытую от посторонних глаз жизнь простого сословия, таких как мелкие служащие, торговцы, лавочники. Несмотря на их казалось бы невысокий социальный статус

  • Сочинение Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

    Когда мы наблюдаем за окружающим нас миром, то начинаем замечать, что внутренний мир человека может не соответствовать внешнему облику. Красивые люди обычно вызывают симпатию окружающих

  • План сказки Девочка Снегурочка Даля 3 класс

    В басне «Девочка Снегурочка» говорится о двух стариках, у которых не было ребенка. Смотрели они, как радостно играют в снежки соседские ребята, и однажды старик принес комочек снега к себе домой.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Антон Павлович Чехов славится своими короткими сатирическими рассказами. Он раскрывает множество бытовых проблем человека, а также его пороки. До сих пор рассказы автора имеют актуальность. Она выражена в бытовом описании и диалогах, которые мы встречаем по сей день. В основу многих сюжетных линий входит комическое непонимание участников беседы — «разговор глухих». На этом и строится рассказ «Злоумышленник». 

История создания

История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:

  • Рассказ «Злоумышленник» входит в первый сборник автора — «Пестрые рассказы». Впервые опубликован 7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чахонте. 
  • Многие приходят к мнению, что прототипом главного героя, Дениса Григорьева, является крестьянин Никита Пантюхин, который проживал в селе Красково. Особенно схожа манера речи и некоторые фразы, но главное — Пантюхин откручивал гайки, не придавая этому никакого значения. Но сам Чехов утверждал, что написал рассказ с обобщенными образами. 
  • Основная проблема, описанная Чеховым, была распространенным явлением в то время. Люди действительно массово воровали гайки и приводили в негодность железную дорогу.

Жанр, направление

Антон Павлович Чехов относится к писателям-реалистам, поэтому направление – реализм. Произведение «Злоумышленник» написано в жанре юмористического рассказа. Автор высмеивает поведение и характер героев. А также этому жанру присущи следующие черты: 

  • небольшой объем слов; 
  • текст построен в виде диалога; 
  • в центре сюжета – одна сцена; 
  • всего два действующих лица, на которых построен весь рассказ.

Суть: о чем рассказ?

Автор начинает свое повествование со сцены, которая происходит в зале суда. Главного героя, Дениса Григорьева, обвиняют в порче железной дороги (имеется в виду откручивание гаек с рельсов). Следователь тщательно опрашивает героя и обвиняет его в краже. Он объясняет, что Денис мог убить большое количество людей, так как поезд может сойти с некрепких рельсов. 

Григорьев признает свою вину, но считает, что для обычных мужиков – это нормальное дело. Они на эти гайки ловят рыбу, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из гаек делают грузило. Но обвиняемый не признает, что по его вине могли погибнуть люди, так как они тщательно выбирают места, откуда можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева заключают под стражу и отправляют в тюрьму. 

Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика 

Характеристика героев рассказа «Злоумышленник» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Денис Григорьев В начале автор дает ему небольшую характеристику: тощий мужик, в пестрой рубашке и портах, обросшие нечёсаные волосы, густые нависшие брови, из-за которых не видно глаз. Денис — обычный крестьянин, который пытается хоть как-то выжить. Он хорошо разбирается в ловле рыбы, а также в ее видах. Человек опытный, так как может аргументированно объяснить, почему вместо гайки нельзя использовать гвоздик или пулю. Но он искренне не понимает, в чем он так сильно провинился. Он никому не хотел зла и уж тем более не хотел никого убивать. В его действиях — только безысходность, так как нужно чем-то питаться. Честность – главная черта характера. Денис очень удивился, когда следователь начал обвинять его во лжи. Он также рассказывает, что не только у него дома хранятся гайки. Фактически, сдает всех своих мужиков следователю, сам того не понимая. 
Следователь автор не дает ему конкретной характеристики. Судя по диалогу, человек нетерпеливый и очень торопливый. Он очень чтит формальности и оценивает только фактическую сторону дела, не вникая в обстоятельства и психологические особенности обвиняемого. Поэтому выносит приговор без сочувствия. Хочет побыстрее закончить с разбирательствами. Образ следователя – собирательный образ из социального слоя чиновничества. 

Темы

Тематика рассказа «Злоумышленник» может быть дополнена. Если у Вас есть в этом необходимость, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • В тексте «Злоумышленника» раскрывается основная тема – справедливость. Формально прав следователь, который уличает преступника в преступлении и выносит приговор по закону. Но по-человечески прав Денис, которому нечем кормить семью, для которого рыбалка с ворованными снастями — единственный способ выжить. Он не может понять запрета, потому что у него нет образования. А нет его, потому что государство не реализует социальную политику. Выходит, что виноват не Денис, а те, кто в ответе за состояние простого народа.
  • Еще одна важная тема — халатность и недобросовестное отношение к государственной собственности. Крестьяне не просто так ловят рыбу и занимаются продажей сетей. Таким образом, они кормят себя и свою семью. У них нет другого выхода, но богатые люди этого попросту не замечают. Чиновникам необходимо удовлетворить свои потребности. Им безразлично, откуда у бедного крестьянина столько гаек и откуда они у него появились. Они не задумываются о том, что эти гайки разворовали с государственной железной дороги. Это безответственность со стороны государства, которое не обеспечивает условия для жизни обычного народа.
  • Тема маленького человека — тоже повод для размышления Чехова. Судьба Дениса растоптана правосудием, которое не учитывает условий его жизни и мотивов преступления. На каторгу пойдут убийцы, насильники, туда же отправится и Денис, который всего лишь не подумал о том, что нельзя воровать гайки. Он оказывается жертвой слепого государственного механизма, и ничто не может ему помочь. У Дениса остается семья, которую никто не будет содержать. Такова судьба маленького человека в большой стране.  

Проблемы

В рассказе «Злоумышленник» поднимается проблематика, которая непосредственно связана с обычными людьми во все времена:

  1. Народ. Автор на стороне крестьян. Он понимает, что им тоже нужно на что-то жить. Они не имеют никаких доходов, только лишь ловят рыбу и продают рыбацкие снасти. Обычный человек оказывается на шаг ближе к тюрьме, сам того не подозревая. Ограниченные возможности дохода подталкивают мужиков воровать гайки с рельсов. Но они не понимают, что это может привести к катастрофе и уголовной ответственности, за которой последует наказание. 
  2. Социальная несправедливость. Злоумышленник – человек, который намерено причиняет вред окружающим. Но крестьяне такими не являются, до воровства их доводит бедность, а до порчи дорог — невежество. Эти бедные люди понятия не имеют, что совершают зло. Но до этого нет никому никакого дела. Следователь видит преступление по факту и поступает по закону, ему не хочется в чем-то разбираться. 
  3. Власть и насилие. Дениса задержали по нелепой случайности, так как в действительности никто не следит за железнодорожными путями. На Григорьева стараются повесить не только воровство гаек, но и убийство, которое произошло год назад. Необразованным людям никто не объяснял наличие законов и то, как они действуют. Власти нужен один обвиняемый. А то, что их там целое село – никого не волнует. Один будет нести наказание за всех. 
  4. Взаимное непонимание. Следователь указывает Григорьеву на крушение поезда и складывает похищение гаек в одну картину. Он понимает, почему тогда погибли люди. Но мужик расценивает это по-своему. Он трактует «понимание» так, что присуще это только образованным людям. Ум Дениса не может прийти к какому-то умозаключению. А в конце, когда следователь обвиняет его в краже, мужик не понимает, что происходит, так как ему нужно ехать на ярмарку. 
  5. Нищета. Крестьяне вынуждены идти на крайние меры, чтобы обеспечить жен и детей. Рыбалка и продажа снастей — все, на что они могут рассчитывать, ведь никто не дал им ни бесплатного образования, ни помощи в трудоустройстве. Народ представлен сам себе.

Основная идея

Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию. Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села. 

Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения. 

Чему учит? 

Автор учит своего читателя видеть проблему во всем ее многообразии и не делать поспешных выводов. Легко повесить всю вину на того, кто не сможет дать отпор, но этого ничего не изменится, и аварии не прекратятся. Мораль произведения «Злоумышленник» такова – все нужно делать по совести: если люди массово ворую гайки не от хорошей жизни, значит, нужно бороться с нищетой, а не с народом.

Истинный злоумышленник тот, который заботится только о себе — то есть господин, покупающий особые рыболовные снасти. В первую очередь, он удовлетворяет свои потребности, забывая, что он сам может оказаться на волоске от смерти. Таков вывод из рассказа «Злоумышленник».

Критика 

Критики не обошли рассказ своим вниманием. Они особенно отличали естественность и правдоподобие прозы Чехова:

Л. Е. Оболенский: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью — свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймете, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах.» (Л. Е. Оболенский, критическое обозрение «Обо всем», «Русское богатство», 1886 г., № 12) 

Образ злоумышленника понравился многим рецензентам:

К. Арсеньев: «В „Злоумышленнике» чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником сам того не зная и не понимая…» (К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12) 

Даже признанные акулы пера благосклонно отнеслись к ранним рассказам Чехова:

Л. Н. Толстой: «„Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал.» (отзыв Л. Н. Толстого в воспоминаниях Д. П. Маковицкого, «Из дневника Д. П. Маковицкого», запись от 1 марта 1906 г.) 

Автор: Полина Цимкина

Метки: 7 класс8 классАнтон Чеховразборрассказ Злоумышленник

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа.

Герои
рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»:


полицейский надзиратель Очумелов,


городовой Елдырин,


золотых дел мастер Хрюкин,


собака,


генеральский повар Прохор,


толпа любопытных горожан.

2. Назовите тему
рассказа (о чем он?)


Тему рассказа можно сформулировать так: «Суд над собакой»: собака укусила
золотых дел мастера Хрюкина, и полицейский надзиратель и городовой пытаются
выяснить, кто же является хозяином собаки, чтобы определить ее дальнейшую
судьбу: казнить или помиловать.

3. Опишите
место, в котором происходит действие.


Действие происходит в небольшом городке. (301): «Кругом тишина… На
площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло,
как голодные пасти; около них нет даже нищих»… Из лавок высовываются «сонные
физиономии». Оживление вызывает разыгравшаяся сценка, участниками которой
являются полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел
мастер Хрюкин, толпа людей и собака. Автор создает скучную, будничную,
затрапезную картину жизни города, где оживление вызывает даже такой пустяковый
случай.

4. Охарактеризуйте речь героев: какая лексика в ней преобладает?
Почему?

Очумелов: «окаянная», «не пущай», «не велено»,
«а… а» (междометие), «Это ты зачем палец?» (вместо полного предложения – его
часть – анаколуф), «мерзавец», «бродячий скот», «покажу Кузькину мать»,
«немедля», «черт знает что», «подлость», «ежели», «шельма», «цуцык».

Елдырин: «морда».

Хрюкин: «с Митрий Митричем», «пущай», «тварь»,
«нешто», «здоровила», «врешь».

Люди в толпе: «харя», «дура», «тяпни»,
«вестимо».

Прохор, генеральский повар: «намеднись»,
«ихний», «охоч».

В
речи героев преобладает разговорная и бранная лексика. Это необходимо для того,
чтобы правдивее изобразить характер героев, их низкий культурный уровень.

5. Как меняется поведение Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»?


Как только Очумелов узнаёт, что собака генерала Жигалова, его даже бросает в
жар, и он просит Елдырина снять с него пальто: он опасается последствий от
своих слов, так как очень нелестно отзывался и о самой собаке (велел ее
истребить), и об ее хозяине. Как только говорят, что собака бродячая, Очумелов
снова становится грозным и сердитым. Потом, когда узнает, что собака
принадлежит генералову брату, опять становится верноподданным и подобострастным.


Рассказ называется «Хамелеон», потому что Очумелов, как хамелеон, в зависимости
от обстоятельств внешней среды постоянно изменяется: то добрый, то сердитый.

6. Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С
какой целью?


Автор использует говорящие фамилии: Очумелов (от слова «очумел»: он не
понимает, чья собака, никак не может разобраться в ситуации); Хрюкин:
затевает скандал, как свинья, которая любит грязь, мусор. Фамилия Елдырин
вызывает ассоциации с чем-то наглым, беспринципным, пробивным: будучи
городовым, он очень нуждается в этих качествах. Говорящие фамилии помогают
лучше понять характер героев, их внутренний мир.

7. Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?


Люди, подобные Очумелову, вызывают презрение, так как они нечестны, не имеют
твердого внутреннего нравственного стержня, непостоянны. Это приспособленцы,
которые во главу всего ставят личную выгоду.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен?


Злоумышленником назван герой рассказа Денис Григорьев. Судебный следователь
обвиняет его в противозаконных действиях: мужик отвинчивает гайки на рельсах
для того, чтобы сделать грузило на удочку, и из-за этого случается крушение
поездов. Сам Денис не понимает и не признает своей вины.

2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления?


Железнодорожного сторожа зовут Иван Семенович Акинфов.

3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он отвинчивал гайку?


Денис Григорьев отвинчивает гайки на рельсах для того, чтобы сделать грузило на
удочку, иначе не ловится рыба.

4. Чем опасно «злодеяние» мужика?


Из-за отвинчивания гаек с рельсов сходят поезда, и гибнут люди.

5. Достоин ли «злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь?


Денис Григорьев глуп, он не понимает своей вины. Сначала нужно добиться, чтобы
Денис понял преступность своих действий и уяснил для себя последствия
отвинчивания гаек. После этого, в случае повторных противозаконных действий,
его можно будет наказывать. А пока его всё-таки нельзя сажать в тюрьму.

6. Назовите еще «злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем
рассказе следователю.


Денис Григорьев упоминает своих знакомых, которые тоже отвинчивают гайки:
Игнашку, сына Семена Кривого, Митрофана Петрова, которому для изготовления
неводов требуется много гаек.

7. Как в итоге наказывают «злоумышленника»?


Дениса Григорьева отводят в тюрьму; ему грозит каторга.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он виновен?
2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

  • Тема рассказа дети подземелья
  • Тема рассказа живые мощи
  • Тема рассказа живое пламя
  • Тема рассказа кавказ бунин
  • Тема рассказа в прекрасном и яростном мире