Тема рассказа живая шляпа

Сочинения по литературе носов анализ рассказа живая шляпа основными персонажами произведения являются мальчишки, дружащие между собой, вадик и вовка, которые
  • Сочинения
  • По литературе
  • Носов
  • Анализ рассказа Живая шляпа

Основными персонажами произведения являются мальчишки, дружащие между собой, Вадик и Вовка, которые оказываются в необычной ситуации. 

В один из дней мальчики собираются в доме Вадика и занимаются рисованием, не обращая внимания на шалости маленького котенка хозяина дома по кличке Васька. Забавляясь с домашними предметами, подвижный котенок, пытающийся поймать назойливую муху, внезапно оказывается под упавшей на него огромной шляпой, из которой ему не удается никак выбраться.

Ребята слышат звук падения какой-то вещи, но, оглядевшись, видят на полу комнаты лишь темную шляпу, которая периодически передвигается по помещению, иногда немного подпрыгивая. 

Остолбенев от изумления, мальчишки начинают испытывать дикий ужас и страх от увиденного, мысленно представляя различные ужасы. Вовка, пришедший в гости к Вадику, изъявляет желание как можно быстрее покинуть комнату со странной вещью, что является нормальным желанием при возникновении чрезвычайной ситуации, но, будучи от природы любопытным и любознательным, решает помочь другу в выяснении ситуации, связанной с ожившей шляпой.

Ребята, объединившись между собой, начинают искать различные варианты в борьбе с живым ползающим предметом. Сначала мальчики обороняются от необычной шляпы, схватив в руки клюшку и лыжную палку. Затем они вооружаются картофелем и вступают в бой с двигающейся вещью. В момент, когда одна из картофелин достигает своей цели и падает на шляпу, которая от удара подпрыгивает, до мальчишек доносится жалобное мяуканье. В тот же миг мальчиков посещает озарение в виде отгаданной загадки: под двигающейся шляпой находится резвый, безобидный Васька, так напугавший поначалу ребят, ставший случайной жертвой своей шалости.

Финал произведения описывает безудержную радость мальчишек, понявших беспочвенность собственных необоснованных страхов.

Сюжетная линия рассказа, развивающая стремительно, выстроена с использованием многочисленного юмора путем описания комической ситуации, в которую попали герои произведения, тем самым снижая негативные и таинственные моменты, связанные с волнением за судьбу котенка и психологического состояния детей.

Главной идей рассказа является стремление писателя раскрыть понятия дружбы, смелости, сплоченности, находчивости, разумности, необходимые каждому человеку на его жизненном пути.

Сочинение по произведению Живая шляпа рассуждение

Детские рассказы Николая Николаевича Носова всегда привлекали и привлекают внимание юного читателя. Эти небольшие произведения интересные, живые, смешные и неподражаемые. Герои рассказов – обыкновенные мальчишки и девчонки, с которыми происходят веселые истории.

Рассказ Носова «Живая шляпа» заинтересовывает своим сюжетом. Несмотря на довольно простую композицию, содержание получилось интригующим.

Главными героями рассказа являются два друга Вадик и Володя. Друзья увлеченно раскрашивают книжки с рисунками, и вдруг их занятие прерывает какой-то шум. Друзья очень сильно напугались. Их страх еще больше увеличивается, когда они видят, как обыкновенная шляпа двигается, подскакивает и ползет прямо на них. Мальчики называют шляпу «живой». Но читатель предупрежден писателем уже в самом начале рассказа. Автор говорит о том, что котенок Васька свалил шляпу на пол и попал под нее случайно. Вот и двигается она из-за этого. Носов подсмеивается над своими героями, называет их трусами. Но усмешка автора над мальчиками добрая, без капли злости.

Друзья, как могут, пытаются вместе решить эту трудную для них ситуацию. Они начинают кидать картошкой в живую шляпу, вооружаются клюшками. Здесь Носов показывает настоящую дружбу мальчиков, желание помочь друг другу. Этот эпизод является кульминацией рассказа.

Картошка попадает в шляпу, и тогда шляпа подпрыгивает и громко мяукает. Вова и Вадик понимают, что под «страшной» шляпой находился котенок Васька. Все это время пушистый друг сам испытывал неимоверный страх.

Тема рассказа – дружба мальчиков и озорство котенка Васьки. Основная мысль произведения заключается в том, что нужно не бояться в страшных ситуациях, а стараться найти выход с друзьями вместе.

Рассказ весьма поучительный относительно того, что сплоченность и дружба всегда и во всем помогают.

Произведение написано доступным и простым детским языком. Маленьких читателей завлекает интрига рассказа. Тем более все повествование представлено в юмористической форме.

Рассказ Николая Носова «Живая шляпа» веселый и интересный. Все герои вызывают симпатию и умиление. Анекдотичность ситуации делает сюжет довольно заманчивым.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Живая шляпа

Анализ рассказа Живая шляпа

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Бурлаки на Волге Репина 5 класс

    Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз.

  • Анализ рассказа Распутина Пожар

    Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.

  • Образ Андрея Гаранжи в романе Тихий Дон Шолохов сочинение

    Роман «Тихий Дон» содержит 4 тома и является первым и лучшим произведением Михаила Шолохова. В романе описывается судьба донского казачества. В романе автор описал самых разнообразных образов.

  • План сказки Три толстяка (Юрий Олеша — рассказ)

    Произведение «Три толстяка» вышло из-под пера Юрия Олеша, который был советским писателем. В своем произведении он описывает то, как народ борется с Тремя Толстяками, которые занимают трон.

  • Сочинение на тему Интернет зависимость эссе

    Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни

                                
МОУ «Кутейниковская
школа»

Амвросиевского
района Донецкой Народной Республики

Открытый
урок   во 2 классе по литературному чтению

Тема:
Н. Носов. «Живая шляпа»

Учитель:
Василина Л.П.

2020-2021
г.

Тема:
Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Тип
урока:
урок  изучения нового материала.

Цель
урока:
знакомство с произведением и первичный
анализ рассказа.

Задачи:

 Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику
героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с
содержанием прочитанного;         

Развивающая:
развивать
навыки выразительного чтения, чтения по ролям, развивать логическое мышление,
память и внимание, развивать умение слушать и запоминать информацию на слух,
развивать умение ориентироваться в тексте.

Воспитательная: прививать
интерес к чтению.

Планируемый
результат:

обучающиеся научатся читать выразительно по ролям, работать с текстом, выбирать
нужную информацию.

Метапредметные
универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные:

принимать,
понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать
содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное
произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте
информацию,  отвечать на вопросы к тексту;  уметь производить анализ, синтез и
сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

участвовать
в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников;
работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение
к прочитанному.

Личностные:

проявлять интерес к чтению литературных произведений на
уроках и дома; Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать
интерес к творчеству Н.Носова.

Ход урока

I
Организация начала урока.

II
Психологический настрой.

-Ребята, сегодня у
нас на уроке присутствует много гостей. Это учителя нашей школы,  пришли
посмотреть на учеников 2 класса, послушать, как они умеют читать, выражать свои
мысли, фантазировать, работать друг с другом.

-Давайте улыбнемся
нашим гостям,  друг другу.

Пусть
урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание,
находчивость, смекалка.

III  Проверка домашнего задания.

В гостях
какого рассказа мы были на прошлом уроке?

 -(Затейники) Кто
автор этого рассказа?

Подберите
синонимы к слову затейники.

(Фантазеры,
выдумщики, организаторы, весельчаки)

Подумайте,
за что вы  могли  бы похвалить ребят?

(Умеют
организовать свой досуг, не будут скучать)

За что
можно их поругать?

(Нельзя
нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

Какова тема (идея) этого рассказа?

(Ребята
затейники. Они могут организовывать свой досуг, но не надо нагонять на себя
страх и  громко кричать.)

-Есть писатели, произведения которых
намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечиывать. К
числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что
писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых
детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже
познакомились с некоторыми их них.

-На
предыдущем уроке я рассказывала биографию Н. Носова.

-Что вы
запомнили?

1)     
Родился Николай Николаевич
Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на
выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что
мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и
долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял,
что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

   2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром,
шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании
школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем
переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром –
постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой
Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических
фильмов. За эту деятельность он награждён  орденом Красной Звезды.     

   3)       Писателем Николай Николаевич
Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать
ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре
произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши
сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные
ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные
истории.

      Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей
совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке
и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа,
она требует очень много знаний, и не только литературных…»

      IV. Узнавание рассказов по отрывкам (работа в группах)

— Николай Носов  написал очень много рассказов, попробуйте
некоторые из них узнать  по его отрывку (зачитывают ребята)

-Какие рассказы
Николая Носова вам знакомы?

 – Посмотрите
на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова.

1
«Фантазёры»

«-Я
один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац
кулаком, а она меня цап за голову и откусила.


Врёшь!


Нет, правда!


Почему же ты не умер?


А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2
«Затейники»

«
Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а
Валя за мной.

 -Чего
ты? – спрашивает.


Меня — говорю – кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

 Валя
испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь
захлопнули.


Давай —  говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

4
«Мишкина каша»

«Растопили
плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:


Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он
насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5
«Телефон»

«Я
вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:


Слушаю!

А
из трубки в ответ:


Ты чего хрюкаешь?


Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, — говорю я.


Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка!»

6.
«Приключения Незнайки»

    
В  одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что
они были очень  маленькие.  Каждый  коротышка  был  ростом  с  небольшой
огурец.  В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы:
маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались  именами  цветов:
улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался
Цветочным  городом.  Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли
Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

3
«На горке»

«Только
полез на горку – бух носом!


Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся
на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.


Что делать? – думает.

Думал,
думал – и придумал:


Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

 
О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

  
— О детях

  
— Какие у него рассказы?

 
—  Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

  — Самые 
обычные  жизненные  ситуации  превращаются  в  рассказах  Носова  в необычайно
смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Сегодня мы познакомимся еще  с одним  из
его рассказов, где описана комичная ситуация- которая произошла с такими же
ребятами, как вы, когда они сидели дома.  А рассказ называется…вы скажите,
когда отгадаете загадку. 0тгадайте загадку( «Живая шляпа».)

.

 V
 Целеполагание

VI.    Актуализация
знаний.

(большие,
маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Прогнозирование содержания по заголовку.

-Можете ли вы по названию рассказа
определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

-Верите ли вы в то, что бывают живые
шляпы?

-А вот автор считает, что может.

 — Главными героями рассказа,
(посмотрите на рисунок),как вы думаете, кто будет? (Ребята и кот).

Тема урока «Живая шляпа» Н Носов.

VII.  Постановка цели

5.Прежде чем
начать работу, мы должны поставить перед собой  учебные задачи, которые
будем решать в процессе урока . Соберём «солнышко задач» сообща.(дети
 зачитывают и прикрепляют, образуется «солнышко задач»)

http://s0.tchkcdn.com/cards/g2/s/1/1/0/4/104/fc686ea310791809249c7d637fba8de6.gif

Читать
текст осознанно, выразительно

Анализировать
поступки героев

Находить
ответы на вопросы

Работать в
парах

Развивать
устную речь.

VIII.  
Словарная работа

-В тексте встретятся слова, давайте
уточним их значение:

Комод 
низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга –  толстый
железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – ударить.

Плюхнуться
– 
тяжело сесть, упасть. Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от
страха)- дрожать, бояться

Соскочить
дивана)- спрыгнуть вниз

Швырять- бросать с
силой

Фыркать— с шумом
выпускать воздух

IX.   
Стратегия “Чтение с предугадыванием” (
(Читают
учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе
чтения учитель делает остановки, дети в парах думают над тем, как дальше будут
развиваться события.)

    — Знакомиться
с текстом будем по частям, с остановками.

1.  (Ученик
читает до слов «…что-то плюхнулось – упало на пол…»

-Как думаете, что
будет дальше? ( высказывают мнения )

2. — Читаем
дальше.( До слов «…прибежали на кухню и дверь за собой закрыли…»)

-Что же так испугало ребят?

Есть ли разница в значении слов: напугаться,
трястись от страха. 
Какое выражение использует писатель?

-Почему шляпа
оказалась живая?

-Как думаете, что
будет шляпа делать дальше?

— Смогут ли
мальчики победить свой страх?

3.
Учитель читает 3 часть до слов «…шляпа как подскочит кверху…»

— Оправдались ваши
прогнозы? Смогли ли мальчики победить страх?

 — Какие действия
предпринимали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? ((брали кочергу,
лыжную палку, стучали по полу, швыряли картошкой)


Кто из мальчиков оказался посмелее: Володя или Вадик? (Вадик.  Докажите
предложениями из текста
.( Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам
полезет. Я ее клюшкой тресну.)

— Предположите,
чем закончится эта история?

4.
Учащиеся дочитывают рассказ до конца

— Верны ли
оказались ваши предположения?

— Вы рады, что
ребята раскрыли всё-таки секрет живой шляпы?

-Понравился ли вам
рассказ?

-Как зовут главных
героев?

-Чего испугались
мальчики?


Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?  ( Автор,  так
написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.

X.               
   Вторичное
восприятие  произведения и его анализ  по частям.
 

     
         а) Чтение  отрывка. Игра «Молния»

(заканчивается  предложением  «Вовка  за ним»)

        
Игра «Да-нет»

  
Так  или  не  так  всё  было  в  рассказе  Н  Носова  «Живая шляпа».

 
Утверждение

     
ДА

    
НЕТ

1.
Шляпа лежала на столе.

(на
комоде)

+

2.
Котенка звали Васька.

+

3.
Котёнок Васька сидел на шкафу.

(на
полу)

+

4.
Вовка и Вадик лепили из пластилина.

(раскрашивали

+

5.
Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

+

6.
Вадик хотел поднять шляпу.

(Володя)

+

7.
Шляпа подползла к Вадику.

+

8.
Ребята, испугавшись шляпы запрыгнули на кровать.

(на
диван

+

— Давайте проверим, как вы выполнили это задание.


Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

       
  б)  Чтение  2  части  по цепочке
(Часть  заканчивается  предложением  «Шляпа  как  подскочит кверху!»), 
выборочное чтение, ответы на вопросы,  иллюстрации к рассказу и подобрать
подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Выборочное
чтение

         1 —
Почему шляпа оказалась на котенке? (зачитайте)

        
2.  — Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята
смотрят на неё и трясутся от страха)

        
3.   —  Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте) — 

         
4. — Найдите  и  зачитайте  предложения,  где  мальчики  уверенно  говорят  и
угрожают шляпе. (Сейчас я ее как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе.)

         
— Как  изменилось    их  поведение?  А  интонация  и  громкость 
голоса?             

       
5.  -Какие  маленькие  слова  Н.  Носов  употребил,  чтобы  передать  «боевое»
состояние мальчиков (Ага, исругалась! Эй ты, шляпа!) Зачитайте. 

          Самостоятельное
чтение
(от слов «Мяу!-закричало что-то)

— Кто у вас вызвал
смех, а кого было жалко?

-Как вы думаете,
какие чувства испытал котенок?

— Как вы думаете,
этот рассказ смешной или страшный?

XI
 Составить  пословицы.
(Работа в группах)
Слайд

У
страха                                 глаза  велики.

Без
труда                                не выловишь и рыбку из пруда.

Делу 
время                            потехе  час. 

Повторенье                           
мать ученья.

«Храбрость стоит –
трусость бежит»

«У страха глаза
велики»

«Трусливому зайке
и пенёк волк»

Какой пословицей
вы можете  выразить главную мысль рассказа?

С какой
целью автор предлагает нам этот рассказ?

Учит детей не поддаваться страхам, а сначала выяснить их
природу: возможно они беспочвенны и являются не чем иным, как плод воображения.

Если человек трус,
любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может
превратиться в комическую ситуацию.

Как менялось
настроение мальчиков?
(страх перерос в смех ).
— Помогает ли смех в сохранении здоровья?
Смех — полезен, смейтесь на здоровье. Но смех — дело серьезное.
Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться
видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом
помогают нам рассказы Носова.

Знаете ли
вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали
выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так
действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё
презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи
головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше
радость, тем выше летели шапки и шляпки.

XII.         
  Итог урока. Рефлексия

– Как называется рассказ, который мы
читали? Кто его написал?

– Можете ли посоветовать друзьям
прочитать это произведение, почему?

– Как вам кажется, легко ли быть хорошим
читателем?

– Что для этого нужно? (хорошо читать,
думать, выражать свои мысли вслух)

-Оцените свою работу на уроке.

-Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что …

 XIII.    
Домашнее задание:
 прочитать текст по ролям, ответы
на вопросы, пересказ текста по плану.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 152-153. 

Маленькие и большие секреты страны литературии. Раздел «Жизнь дана на добрые дела»

УКМ «Перспектива»

1. Над чем заставили тебя задуматься произведения раздела?

Эти произведения заставили меня задуматься о том, что человек должен помогать другим людям. Не только друзьям или родственникам, но вообще всем.

Человек должен быть честным, отзывчивым и жить по совести. Должен творить добро.

2. Какие качества характера ты хотел бы в себе воспитать? На кого из героев прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться?

Я бы хотела воспитать в себе такие качества характера, как отзывчивость, бескорыстие, честность, щедрость, сострадание.

Я бы хотела походить на мальчика из рассказа «Просто старушка» и на героев рассказа «Фантазёры», потому что они помогали другим бескорыстно.

Я хотела бы подружиться с Мишуткой и Стасиком, потому что они добрые и весёлые. С такими друзьями не заскучаешь и они всегда помогут в трудную минуту.

3. Как ты понимаешь пословицу Красив тот, кто красиво поступает?

Человека нужно оценивать не по внешности, а по поступкам. Если человек поступает красиво, хорошо, то и сам растёт в глазах окружающих, становится привлекательным, красивым.

А злой красавец вызывает отвращение.

4. Весёлые или грустные рассказы написал Носов? Нравятся ли тебе герои его произведений?

Николай Носов писал очень весёлые, смешные рассказы. Мне нравятся его герои.

5. Подумайте с друзьями, что такое юмористическое произведение.

В юмористическом произведении автор показывает людей и их недостатки в смешном виде. Герои попадают в нелепые ситуации, вызывают смех у читателя.

6. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Носова. Попробуй рассказать о них, используя вопросы:

Какие рассказы Носова ты читал? Какой тебе запомнился? Почему?

Я читала рассказы: «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша».

Мне больше всего запомнился рассказ «Мишкина шляпа», потому что там очень много комичных эпизодов. Это самый смешной рассказ, который я читала.

Кто главные герои его произведений? Хочется ли тебе ещё раз встретиться с ними?

Герои его произведений обычные мальчики и девочки. С ними часто случаются смешные ситуации, но они всегда стараются поступать правильно.

Я бы хотела встретить таких весёлых ребят, как Стасик и Миша из рассказа «Фантазёры»

Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём произведения Носова?

Носов писал рассказы не только для того, чтобы насмешить, но и для того, чтобы научить детей поступать правильно.

Его рассказы о том, как поступать честно, по совести, помогать другим и не обижать слабых.

7. Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, к какому произведению Носова она сделана. Восстанови последовательность событий рассказа. Опиши мальчиков. Какие они: находчивые, любопытные, смелые, трусливые? Составь план и перескажи рассказ.

Эта иллюстрация к рассказу Носова «Живая шляпа».

Герои рассказа два мальчика, Вовка и Вадик. Они весёлые и смелые. Они попали в неожиданную ситуацию — шляпа ожила. Поэтому в первый момент мальчики напугались. Но они взяли себя в руки и атаковали шляпу. 

А преодолеть свой страх может лишь очень смелый человек.

План пересказа рассказа «Живая шляпа»

  1. Падение шляпы.
  2. Шляпа ползёт.
  3. На диване.
  4. Побег.
  5. Вовка боится.
  6. Клюшка и лыжная палка.
  7. Картошка
  8. Васька

Пересказ рассказа «Живая шляпа» для 2 класса

Вовка и Вадик рисовали за столом, когда что-то упало. Это была шляпа, которая слетела с комода.

Вовка пошёл поднять шляпу, но вдруг закричал, что шляпа живая, и что она ползёт.

Вадик подошёл к шляпе и увидел, что та действительно ползает.

Мальчик испугались и запрыгнули на диван. Но шляпа тоже двинулась к дивану.

Тогда ребята выскочили из комнаты и захлопнули дверь. Они спрятались на кухне. Вовка стал ныть и говорить, что пойдёт домой. Но Вадик остановил его. 

Он предложил вооружиться и напасть на шляпу. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку и вошли в комнату. Шляпа лежала неподвижно и не реагировала на крики и стук по полу.

Тогда ребята набрали картошки и стали издалека бросать в шляпу.

Одна картофелина попала и шляпа подскочила. Раздался истошный крик и из-под шляпы выскочил котёнок Васька. Когда шляпа упала, она накрыла его и поэтому двигалась.

Мальчики рассмеялись и стали гладить котёнка.

8. В чём разница между понятиями добрые дела и добра наживать? Как вы понимаете разницу между словами Добро, Доброта, Добрый, Добротный, Добренький?

Добрые дела: которые приносят добро другим людям.

Добра наживать: значит делать добро себе.

Добро: что-то очень хорошее, приятное. Но также материальные ценности.

Доброта: качество человека, способность творить добро.

Добрый: характеристика человека, делающий добро.

Добротный: хорошо, качественно сделанный.

Добренький: уменьшительно-ласкательное слово к понятию добрый. Может использоваться с иронией: 

На вид он добренький, а на самом деле злой.

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Светлячок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

                                                                    Сычева Людмила Александровна

2017 г.

Тема НОД: «Разбор рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа»».

Направление образования и развития (образовательная область): Речевое  развитие. Развитие речи

Развитие литературной речи   дошкольников,мышление,память.воображение.

-Обогащать активный словарь посредством работы над рассказом.

 -Продолжать  закреплять  умение  составления  рассказа по картинкам  на интерактивной доске.

-Способствовать  развитию связной речи  путем  овладения  умения  отслеживать последовательность  сюжета  по  картинкам.

— Прививать детям  любовь к художественным произведениям.

— Обеспечивать условия  для профилактики  утомляемости  путем  смены видов образовательной деятельности

— Воспитание гуманного отношения  к домашним животным.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Формы реализации детских видов : дидактическая игра, отгадывание загадок, пересказ   произведения  по слайдам.

Формы организации:  подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор; иллюстрации к рассказам, шляпки разных фасонов, рисунки домашних питомцев, карточки  зеленого  цвета, карточки с изображением шляпок, музыка  «Волшебная шапочка из К/Н «Капля  в море», презентация к рассказу Н.Носова «Живая шляпа»,солнышко с лучиками.

Деятельность воспитателя Деятельность детей I. Вводная часть Воспитатель заводит детей По музыку дети заходят в группу встают полукругом

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся  и улыбнемся нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

-А чтобы наше настроение было  еще лучше   я познакомлю вас  с еще одним гостем.

-Подойдем к экрану  и угадаем ,кто придет к нам:

— На мягких лапках ходит мышеловка,

И без приманки ловит мышек ловко.

-Узнали, а вот и  он 

(появляется котенок на экране)

-Котенок :Здравствуйте ребята! Вы такие  хорошие, давайте похлопаем  в ладоши  друг другу. Молодцы! Я снимаю перед  вами шляпу.

-Ой, а  сколько  у меня их  здесь. Помогите разобраться ,где  здесь какие? (на экране появляются разные шляпы)

Рассказ о каждой шляпке

— Воспитатель : Давайте поможем котику    и расскажем  о  каждой  шляпе:

Кто может носить вот эту шляпку. А какая она ? 

В какое время года можно одеть шляпу ?

А для чего нужна вот эта шляпка?

  А  из чего сделана вот эта шляпка и чем украшена?

— Котенок: Молодцы, а я приготовил ещё задание

Дети здороваются.

Дети встают около экрана

Дети отгадывают загадку: кот, кошка, котенок.

Дети здороваются с котом.

Дети стоят около экрана

Дети рассматривают шляпы, показывают   указкой  и рассказывают о них.

Черная, фетровая, модная, соломенная. красивая, новая, удобная, большая, праздничная ,красивая.

Звучит музыка

Дети выполняют задание

Дидактическая игра «Чья это шляпка?»

Котенок: Подойдите к столу ,возьмите  картинки где  нарисованы  шляпы , рассмотрите их  и  положите  на ту  картинку кому  бы  вы  одели  эту шляпу. А  Людмила Александровна   проверит, правильно  ли  вы  одели  шляпы.

-Котенок- Отлично  справились с  заданием!

Воспитатель:  Ребята присаживайтесь   на палас  и     послушаем  котенка.

-Котенок :А  сейчас  вам  новое  задание-

 вспомните  в каком произведении говорится  о котенке и шляпе.

-Котенок: Молодцы ! А вот кто написал  вы не угадаете.

(на  экране появляется  3 портрета писателей Н. Н. Носов,  В.В. Бианки , К.Д.Ушинский)

-Воспитатель: Ребята знают писателей и  их книги.

Дети садятся на палас

Ответы детей «Живая шляпа»

Ответы детей. Дети называют авторов и  книги

Н. Н. Носов,  В.В. Бианки , К.Д.Ушинский

II. Основная часть

Давайте расскажем котенку,  кто написал рассказ живая шляпа?  Покажите на экране писателя.

(Показываю указкой портреты ) К.Д.Ушинский, Н.Н.Носов, В.Бианки

-Воспитатель: Правильно определили писателя.

-Котенок :А содержание книги вы  помните?

-Например, как меня зовут?

Воспитатель: Ребята как звали  котенка? Кто знает поднимает руку.

-Воспитатель: Как звали мальчиков –героев рассказа

-Чем занимались ребята?

-Что вдруг случилось?

-Какое орудие выбрали ребята для борьбы  со шляпой?

-Что произошло ,когда ребята стали  бросать картофелем в шляпу?

-Кого же испугались ребята на самом деле?

Почему же Володя  и Вадик подумали ,что шляпа живая ?

Ответы детей

Н.Носов

Ответ кот Васька

Ответы детей (Владик и Вовка)

Раскрашивали картинки

Услышали ,что что- то упало

Кочергу, лыжную палку и картошку.

Они услышали жалобное мяуканье

Ответы детей (котенка)

Ответы детей. Под ней  был котенок, она казалась живой. Двигалась словно живая.

-Молодцы! А сейчас возьмите  ту  шляпку, которая вам понравилась и давайте с ней потанцуем .

Делайте как я

 

Физминутка со шляпами

1-Куплет :

Хлопают в  ладоши

Топают ногами

Головой качают вправо  и  влево

2- Куплет:

Шляпку  вправо  и  влево

Покружиться со шляпкой

Надеть   на голову и покачать головой

3 Куплет:

Движение  рок-н-ролла

Поднимают плечи

Снимают шляпку и выставляют вперед

3 шага вперед

3 шага назад

Кружатся с  шляпкой

Воспитатель: Спасибо!  Ребята, проходите за столы.

Дети выполняют движения со шляпками как показывает воспитатель в соответствии с музыкой.

-Котенок: Но  мне хотелось бы ,еще раз   послушать  рассказ Н.Н.Носова.     Расскажите мне его по картинкам.

Воспитатель:У  вас на столах лежит  зеленая карточка , кто хочет продолжить. поднимайте  карточку.

-Воспитатель: Ребята расскажем.

-Начнет рассказывать нам  ….

Итак с чего все началось?

Показ слайдов по  содержанию текста.

1. Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу возле комода 

2.Вадик и Володя раскрашивали картинки.

3.Они услышали что, что-то упало, обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу.

4.Вовка хотел поднять шляпу, но шляпа поползла  к нему.

5.Мальчики испугались и забрались на диван.

6.Потом убежали  на кухню

7.Они стали пугать шляпу кочергой и лыжной палкой.

8.Вовка и Вадик набрали картошки и стали бросать в шляпу

9. Из под шляпы выполз котенок

10.Вовка и Вадик очень обрадовались и стали котенка обнимать. А он только жмурил глаза.

Ответы детей

Ответы детей

Дети рассказывают по картинкам

1.Котенок Васька сидел на полу возле комода ,а шляпа лежала на комоде.

Вадик и Володя рисовали.

2.Они обернулись и увидели что шляпа лежит на полу.

3.Вовка хотел поднять шляпу, но шляпа поползла  к нему.

4.Мальчики испугались и убежали  в другую комнату

5.Они стали пугать шляпу кочергой и лыжной палкой.

6.Вовка и Вадик набрали картошки и стали бросать в шляпу

7. Из под шляпы выполз котенок

8.Вовка и Вадик очень обрадовались и стали котенка обнимать

-Котенок: Ура ,какие вы молодцы!

-Котенок: А   у  вас  ребята  дома  есть кошечки ?

-Воспитатель: Васька  дети  нарисовали  рисунки о  своих  домашних питомцах. Сейчас тебе покажем и  расскажем интересные истории. (слайды рисунков) Ребята присаживайтесь на палас. Кто хочет рассказать первым.

Рассказы детей о своих  домашних питомцах.

Рассказы детей о своих  домашних питомцах

-Котенок :Очень интересно, но я уже устал .

-Я  приду   к вам  еще  а  сейчас пойду   посплю

(на экране спящий котенок)

-Воспитатель: Давайте котику споем колыбельную  песенку

Дети рассказывают о домашних питомцах

Дети поют:

Баюшки-и баю, бай,

Спи кот Васька засыпай. Баюшки-и баю, бай,

И  здоровья   набирай.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше занятие.

 Воспитатель: Детям предлагаю сесть на палас:

1. Какое задание понравилось выполнять, почему?

2.А вы  запомнили, как   называется  рассказ?

3.Что бы  вы  хотели пожелать коту Ваське?

4.А что вас удивило  на занятии?

 После каждого ответа детям раздаю лучики (желтый, голубой)

«Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка.

 Воспитатель: Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие,

голубого цвета – занятие не интересное.

Спасибо !  Попрощайтесь с гостями.

Дети присаживаются на палас

Дети отвечают на вопросы:

Задание со шляпами

Живая шляпа

Чтобы к нам приходил почаще

Удивил Васька

Дети прикрепляют лучики

Дети уходят

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 76-86.

1. Тема выставки «Весёлые рассказы и стихи для детей». Как найти в библиотеке книги для выставки? Составь их список.

Если не знаешь писателей, которые пишут детские смешные рассказы, то можно попросить помощи у библиотекаря. Он подскажет, какие книги подобрать.

Пример списка книг для выставки:

  1. Драгунский В. «Денискины рассказы»
  2. Носов Н. «Фантазёры»
  3. Носов Н. «Живая шляпа»
  4. Чарушин Е. «На нашем дворе»
  5. Голявкин В. «Тетрадки под дождём»
  6. Барто А. «Я на уроке в первый раз»
  7. Благинина Е. «Весёлый человек»
  8. Кургузов О. «Рассказы маленького мальчика»

2. Какие книги ты читал? Какие хотел бы прочитать?

Я читала книги Николая Носова «Живая шляпа» и «Фантазёры».

Мне хотелось бы прочитать книгу Олега Кургузова «Записки маленького мальчика».

3. Рассмотри внимательно рисунки на странице 127 учебника. Какой заголовок подходит к ним?

К этим рисункам подходят заголовки:

Страшный рассказ, потому что дети испугались.

Про мальчика Витю и девочку Машу, потому что это история про детей.

Про ёжика, потому что дети испугались ёжика.

Не совсем подходят названия За грибами и На охоте, потому что они не передают тему рассказа или его главную мысль.

4. Восстанови последовательность событий:

События происходили так: 

В лес за ягодами и грибами — беда, или кто же нас так напугал — бегом от страшилища — встреча с охотником — спасите нас — ах, этот ёжик.

5. Придумай весёлый рассказ по рисункам.

Пример рассказа про встречу с ёжиком можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Ответь на вопрос «Что красивей всего?» не читая стихотворения Б. Заходера.

Красивей всего моя мама, потому что я очень сильно её люблю.

7. Прочитай стихотворение Заходера. Выпиши ответы героев.

Деревья и травы: солнечный свет.

Совы, сычи, кроты: ночная темнота.

Волк и лиса: леса.

Орёл: небеса.

Дельфин: море.

Павлин: хвост.

Мотылёк: цветок.

Цветок: мотылёк.

Остальные: поля, полярные льды, горы, степь, мерцанье звезды.

8. Сделай вывод, что красивей всего.

Красивей всего то, что тебе дороже всего, без чего тебе не прожить, то, что ты любишь.

9. Найди дополнительную информацию о писателе Успенском. Расскажи, как будешь искать эту информацию в интернете.

Я введу в строку поиска браузера фамилию писателя Успенский и перейду по ссылке на Википедию.

Дополнительная информация о писателе Эдуарде Успенском для 2 класса.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске.

Он закончил авиационный институт, но всю жизнь писал детские книги. Среди его героев — Чебурашка и крокодил Гена, дядя Фёдор и кот Матроскин, Колобки, Гарантийные человечки и многие другие.

Он написал более 80 книг. По многим его произведениям были сняты мультфильмы и два художественных фильма.

Эдуард Успенский умер 14 августа 2018 года.

За свой труд писатель был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».

10. Какие произведения Успенского ты прочитал? Какие произведения ты хотел бы прочитать?

Я прочитала: «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Школа клоунов».

Я хотела бы прочитать: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Меховой интернат», «Вниз по волшебной реке».

11. Расскажи, как ты будешь искать нужную книгу в тематическом каталоге.

Искать книгу можно по автору или по названию. Открыв каталог, нужно найти букву У и по алфавиту отыскать фамилию Успенский. Опять же по алфавиту найти среди его книг нужную, например «Меховой интернат».

12. Прочитай текст про Чебурашку. Выпиши предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали.

— Фу ты, Чебурашка какой! — сказал про него директор магазина. — Совсем не может сидеть на месте.

13. Восстанови последовательность событий рассказа по вопросам.

Правильная последовательность событий рассказа «Чебурашка»:

Чебурашка жил в тропиках — Он очутился в ящике с апельсинами — Он постоянно падал и у него появилось имя — его не приняли в зоопарк — его отнесли в магазин уцененных товаров — он работал в витрине и привлекал покупателей — он жил в телефонной будке.

14. Подготовь сценарий по рассказу.

Пример сценария по рассказу «Чебурашка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

15. Вспомни, какие мультфильмы сняты по книгам Успенского.

По книгам писателя снято много мультфильмов. Например, «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!», «Следствие ведут Колобки».

16. Прочитай стихотворение. Выпиши, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой.

Мальчик постирал бы рубашки, вымыл пол, подмёл, перемыл чашки, начистил картошки, расставил игрушки.

17. Определи мальчик какой. Подчеркни нужные слова.

Подчеркиваем слова: хвастун, лентяй, любящий маму, хитрый.

18. Рассмотри рисунки. Определи, какие дела можно делать вместе. Составь рассказ по одному из рисунков.

Примеры рассказов по этим рисункам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

19. Перечисли учебные принадлежности в стихотворении Берестова «Кисточка».

В стихотворении: бумажный лист, кисточка, краски.

На рисунке: карандаш, ручка, ластик.

20. Какие слова помогают представить тот или иной учебный предмет. Запиши.

Кисточка лёгкая, тонкая, воздушная — длинная, мягкая, аккуратная, с ворсинками, красивая.

Кисточка танцует, кружится, летает — рисует, мажет, скользит, двигается.

21. Придумай историю, которая могла бы случиться с учебными принадлежностями. Прочитай план, при необходимости дополни его.

Слышу разговор в школьном пенале — радости и горести карандаша — спасем от беды кисточку для клея.

Рассказ «Слышу разговор в школьном пенале» для 2 класса.

Однажды ночью Вадик неожиданно проснулся. Его разбудило чьё-то тихое бормотание.

Мальчик огляделся, но в комнате никого не было.

Вдруг он понял, что голос доноситься из его школьного пенала, который лежал на столе.

Вадик прислушался. 

— Ах, я бедный карандаш! — вещал голос. — У меня опять сломался грифель! А ведь я так люблю рисовать! Когда же хозяин наточит меня!

Вадику стало стыдно и он пообещал себе утром обязательно наточить карандаш.

А из пенала раздался другой голос:

— Ах, я несчастная кисточка! Меня не почистили и клей засох. Теперь я облысею и меня выкинут!

Кисточку нужно было спасать, и Вадик решительно спрыгнул с кровати. Он открыл пенал, достал замолчавшую кисточку, и промыл её под краном. Потом он положил её сушиться, подмигнул карандашу и закрыл пенал. 

Пример другого рассказа про учебные принадлежности можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Составь список книг Драгунского для выставки.

Список книг Виктора Драгунского для выставки.

  1. «Шляпа гроссмейстера»
  2. «Он живой и светится»
  3. «Бы»
  4. «Арбузный переулок»
  5. «Слон и радио»
  6. «Красный шарик в синем небе»
  7. «Зеленчатые леопарды»
  8. «Англичанин Павля»
  9. «Синий кинжал»
  10. «Чики-брык»

23. Рассмотри рисунки к рассказу «Тайное становится явным». Восстанови последовательность событий. Перескажи текст.

Пример пересказа рассказа «Тайное становится явным» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Произведения, которые ты прочитал в это разделе можно назвать…

Это юмористические произведения.

25. Соотнеси названия произведений и их авторов.

Заходер — «Товарищам детям»

Токмакова — «Плим»

Берестов — «Кисточка»

Остер — «Будем знакомы»

Драгунский — «Тайное становится явным»

26. Вспомни авторов произведений «Если был бы я девчонкой» и «Хорошее». Похожи ли ребята, о которых рассказали писатели? Запиши их имена. Объясни, чем они похожи.

Стихотворение «Если был бы я девчонкой» написал Эдуард Успенский. У героя нет имени, просто мальчик.

Рассказ «Хорошее» написала Валентина Осеева. Героя звать Юрик.

Герои этих произведений хотели помогать другим людям, но ничего не делали. Этим они похожи.

27. Запиши, какое настроения создают произведения, прочитанные в этом разделе.

Эти произведения создают весёлое, хорошее настроение. Они заставляют смеяться, но и задуматься.

28. Придумай песенку-шумелку. Вспомни, как её конструировал Винни-Пух. 

Пример песенки-шумелки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

  • Тема рассказа тайное становится явным драгунский
  • Тема рассказа стойкий оловянный солдатик
  • Тема рассказа обезьяний язык
  • Тема для сказки собственного сочинения
  • Тема любви в рассказах бунина урок в 11 классе