Тема рассказа загадка вересаева

Главная литература о людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы о трех поэтах-фронтовиках хочется рассказать, о их стихах, с

Главная

Литература
О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…

О трех поэтах-фронтовиках хочется рассказать, о их стихах, с которыми я познакомилась недавно: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Они оставили после себя стихотворных рассказ о своем поколении, о своем времени.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
“О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы…”
Молодые на войне и молодые о войне. Эта тема стала главной в творчестве многих писателей и поэтов. Давид Самойлов говорит:
Сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в годы Великой Отечественной Войны. Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними. О трех поэтах-фронтовиках хочется рассказать, о их стихах, с которыми я познакомилась недавно: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Они оставили после себя стихотворных рассказ о своем поколении, о своем времени:
Так писал о своем поколении Павел Коган. За время своей короткой жизни он не увидел в печати ни одного стихотворения подписанного его именем. Стихи поэта хранились в памяти друзей по жизни, по поэзии:
Романтик — поэт предчувствовал и знал, что мы, сегодняшние, будем сравнивать себя с ними:
Погиб Павел Коган в страдные дни сорок второго под Новороссийском, возглавляя поиск разведчиков. В полный рост он пошел под пули, так же как шел по жизни. Остались стихи к известной песне “Бригантина”: “Надоело говорить и спорить, и любить усталые глаза…”
А вот как сказал о своем поколении другой поэт-боец Михаил Кульчицкий:
Кульчицкий учился в Харьковском университете и в Московском литературном институте. Жил в общежитии, постоянно подрабатывал, а единственным видом имущества была толстая бухгалтерская книга, куда Михаил Кульчицкий записывал стихи. В декабре сорок второго, окончив военное училище, он уезжает на фронт, где пишет стихотворение — признание о трудной работе на войне.
“Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!” — обращается поэт к таким же молодым, мало что знавшим о войне:
И как Павел Коган, как поэты его поколения, Михаил Кульчицкий понимает, что все невзгоды, все жертвы ради Родины:
Один из наиболее самобытных поэтов предвоенного поколения Николай Майоров. Ему не приходилось искать себя и свою тему. Его поэтический мир с самого начала был редко очерчен. Майоров увидел, как бы со стороны самого себя и поколение, к которому принадлежал:
До войны поэт учился на историческом факультете МГУ и одновременно посещал занятия литературного института. Осенью сорок первого ушел добровольцем на фронт и погиб как и его собратья по перу. Оборвались молодые жизни полные планов, мечтаний. Остались только поэтические строчки как обращение к тем, ради кого они отдали свои жизни:
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В «Историю государства Российского» Николай Михайлович вложил и колоссальный труд и всю силу своего незаурядного таланта писателя. Творением, похоже, он был доволен. В своем пророчестве Карамзин малость ошибся: его «Историю» читали и читают. реферат [22,6 K], добавлен 18.02.2004
Анализ легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Образ старухи и ее воспоминания о своем жизненном пути. Первое печатное произведение А.М. Пешкова. Анализ рассказа «Макар Чудра». Конфликт двух мировоззрений в рассказе «Челкаш». реферат [25,7 K], добавлен 14.12.2010
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. В природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после «грозы» вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих мест сочинение [4,9 K], добавлен 01.11.2004
Первый литературный опыт Куприна в стихах, его рассказ «Последний дебют». Серия рассказов о жизни русской армии: «Ночлег», «Ночная смена», «Поход». Очерк «Юзовский завод», рассказ «Лесная глушь». Творчество Куприна в годы между двумя революциями. презентация [3,7 M], добавлен 12.03.2013
История создания повести «Пиковая дама» А. Пушкина: замысел и прототипы героев, история написания и публикации. Загадка трех карт, названных герою таинственной графиней. Широкий круг философских проблем, которые исследовал Пушкин в своем произведении. презентация [1,9 M], добавлен 11.12.2016
Особенности творческой манеры Вересаева. Сосредоточенность автора на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Характеристика времени и пространств. Сюжетно-композицонная организация рассказа «Загадка». реферат [20,1 K], добавлен 03.06.2009
Александp Блок жил и твоpил на pубеже двух миpов — в эпоху подготовки и осуществления Октябpьской pеволюции. Он был последним великим поэтом стаpой, дооктябpьской России, завеpшившим в своем твоpчестве поэтические искания всего XIX века. реферат [20,0 K], добавлен 14.03.2003
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

О людях, что ушли недолюбив, не докурив последней папиросы… топик. Литература.
Профессиональные Ассоциации Реферат
Курсовая работа по теме Оценка стоимости неосвоенного земельного участка
Структура Написания Итогового Сочинения По Литературе 2022
Реферат: Farenheit 451 Essay Research Paper Fahrenheit 451
Курсовая работа по теме Общественные отношения по поводу действия права
Сочинение по теме Два лейтмотива пушкинского романа в стихах “Луны при свете серебристом…”
Автореферат На Тему Хламідійна Інфекція Та Імунодифіцит
Реферат На Тему Обєднання Російських Земель Навколо Москви
Контрольная работа: Семейное поведение
Реферат: Разработка методики региональной экологической оценки состояния лесов по данным спутниковых наблюдений
Реферат Амурский Тигр 4 Класс
Сочинение Как Я Провожу Свободное Время
Реферат: Современное состояние рынка труда в России
Эн Островского Назвали Пьесами Жизни Сочинение
Реферат На Тему Правовой Статус Государственных И Муниципальных Унитарных Предприятий
Реферат по теме Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского
Курсовая работа по теме Расчет эффективности выполнения международной автомобильной перевозки
Курсовая Работа На Тему Сроки Осуществления Гражданских Прав
Реферат Электронная Пушка Для Накачки Газового Лазера
Ломоносов Сочинение На Английском
Опричнина как попытка политического компромисса — История и исторические личности курсовая работа
Рассмотрение дел в третейском суде — Государство и право контрольная работа
Сахар и его значение в жизни человека — Кулинария и продукты питания реферат

Тема рассказа загадка вересаева

Одной из первых тем любого учебника для начинающих изучать английский язык является «Семья». Особенно эта тема важна для ребенка, ведь для него семья —  это целый мир. Как научить детей рассказывать о самых близких людях на английском? Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал не только слова mother, father, sister, brother, но мог описать и других родственников. Чтобы быстро запомнить семейное дерево, поиграйте с ребенком в увлекательные игры. В этой статье вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете выбрать, которые подходят для ваших учеников.

Начнем с того, что игры могут быть двух видов:

  • групповые (от 4 детей и больше)
  • индивидуальные (с репетитором или родителем).

Они могут быть основаны на физической активности или логике. Предложенные 7 игр можно видоизменять и приспосабливать к потребностям ребенка.

Family tree

Подготовительный этап:

Лучше всего ребенок воспринимает картинки. Семья – это всегда ассоциация с деревом. Покажите ученику картинку, на которой будет изображено семейное дерево с яркими персонажами. Каждый из которых должен иметь имя. Слова членов семьи следует написать на отдельном листе (можно с транскрипцией):

Далее показываем красочное видео Family members, чтобы ребенок услышал правильное произношение. Читаем с ним слова на карточке вслух.

Правила игры:

После отработки произношения начинаем играть. Разделяем детей на команды, берем картинку с персонажами семьи Симпсонов, просим учеников сосредоточиться. Игра на скорость. Вы задаете вопросы по семейному дереву.

— Who is Marge to Bart?
— She’s a mother.
— Who is Bart to Marge?
— He’s a son.

Ученики должны ответить как можно быстрее. Один правильный ответ — один балл. Побеждает команда с большим количеством баллов.

Чтобы разнообразить игру можно попросить команды задавать друг другу вопросы или дополнять предложения:

— Abraham is Lisa’s….
— Marge is Lisa’s….

Снова считается количество правильных и быстрых ответов.

Можно также самому дополнять предложения неправильно и просить команды исправить ошибку, например:

— Abraham is Lisa’s uncle. Am I right?
— No, you are wrong. Abraham is Lisa’s grandfather.

Это игру можно также проводить с ребенком индивидуально, ограничив время для ответов и обозначив количество баллов для хорошей оценки. Например: 12 правильных ответов — победитель, 9 — второе место и т.д.

True or not

Когда основные слова выучены время добавить описание к каждому члену семьи (возраст, род деятельности, внешность, характер). Например:

— Mona is a grandmother. She’s 65 years old. She has short blue hair and a big mouth. She’s kind and friendly.
— Abraham is a grandfather. He’s older than Mona. He’s 70 years old. He forgets things. He doesn’t wor.

После знакомства с персонажами на рисунке, нужно читать описания и спрашивать правда это или нет. Например:

— Lisa is a grandmother. She’s 65 years old. She has short blue hair and a big mouth. She’s kind and friendly. Is it true?

Задача ученика (команд) как можно быстрее определить неправду и дать правильный ответ.

— No, Lisa’s a granddaughter. She’s younger than 65. She goes to school. She has yellow hair and a small mouth.

Победителем станет тот, кто дал большее количество правильных ответов в самое короткое время, например, за 5 минут.

Fairytale

Эта игра похожа на составление рассказа. Пусть ребенок представит себя писателем, который хочет написать про семейный праздник. Например, Новый год или Рождество. Можно взять картинку гостиной и попросить ребенка описать, где бы он расположил каждого родственника. Например:

— Where is your grandmother?
— She is near the fireplace because it’s cold.
— Where’s your uncle?
— He’s at the table because he’s hungry.

В конце попросить рассказать историю праздника со всей семьёй. Победитель описывает 5 членов семьи, второе место — 3 членов семьи, третье — 2 членов семьи.

Taboo words

Эта игра помогает ученикам практиковаться с новыми словами.

Разделите класс пополам и попросите две команды сесть по разные стороны комнаты, лицом друг к другу. Каждая команда выберет человека, который будет сидеть перед своей командой, лицом к лицу на отдельном стуле. Вы встанете позади учеников и покажете лист бумаги с надписью на нем. Студенты, занимающие отдельные стулья, не смогут увидеть надпись. У команд есть три минуты или любое количество времени, которое вы хотите установить, чтобы заставить игроков, сидящих отдельно, сказать слово на бумаге.  Загвоздка в том, что это слово нельзя сказать вслух ни при каких обстоятельствах. Выиграет команда, которая быстрее назовет слово, которое было написано на бумаге.

Chalkboard Pictionary

Разделите класс на две команды и отведите небольшую колонку для каждой команды на одной стороне доски. Здесь вы запишите их очки. Пусть один человек из команды выступит вперед. Дайте ученику карточку с названием одного из членов семьи и попросите нарисовать это слово. Или же вы можете написать слова на листках бумаги, чтобы учащиеся выбрали наугад. Ученик должен передать слово своей команде, только рисуя на доске. Нельзя использовать слова, символы или жесты рук. Ограничьте время максимум тремя минутами. Каждое правильное слово — это очко, и команда, набравшая 5 очков, становится победителем.

The Theater

Переключим внимание на подвижную игру. Суть этой игры выражена в названии. Ребенок должен представить себя кем-то из членов семьи, но никому об этом не сказать. Далее он должен не только показать своего героя, но и описать то, что он показывает. Например:

— I like to get up early in the morning and read a newspaper in the armchair. (Ребенок садится на кресло и читает газету).
— Are you a grandmother?
— No. I’m not a grandmother.
— Are you a grandfather?
— Yes. I’m a grandfather.

Важно! По правилам игры все слова про членов семьи должны повторяться игроками. Выиграет тот, кто больше раз угадает с первого раза.

Opposites

Когда ребенок хорошо усвоил слова, эта игра не составит для него труда. Игроки бросают друг другу мяч, тот, у кого он в руках должен назвать противоположное слово и бросить обратно, например:

— Grandmother –  grandfather
— Uncle –  aunt
— Son –  daughter.

Чтобы разнообразить игру, можно добавить новые слова, попросив заменить знакомую часть слова и объяснив значение:

— Son-in-law –  daughter-in-law
— Stepmother –  stepfather.

Количество баллов считается за каждый правильный ответ. Победитель тот, кто первым набирает 10 баллов.

Обязательно в конце игр детей нужно наградить и похвалить за прекрасную игру. Наградами могут быть нарисованные кубки, стикеры, рисунок семейного дерева или просмотр любимого мультфильма о семье (The Simpsons, The Addams Family).

Ссылки на игры с распечатками:

  • настольная игра;
  • игра с кубиком;
  • пальчиковые куклы для мини-театра.

Тема рассказа загадка вересаева

Универсальный преподаватель; преподаватель направлений Junior и Primary в Skyeng. Дипломированный переводчик

За окном смеркалось. Снежное небо, подсвеченное деликатным бульварным светом, сквозь незанавешенные окна вваливалось своей жемчужной пронзительной серостью в полутёмную аудиторию. Свет никто не зажигал, похоже, все наслаждались этой предновогодней феерией с парящими снежинками.

– Как же Москве идёт зима!… Ну что, давайте начинать? – Аллочка задумчиво улыбнулась, бросила на нос очки и, нагнувшись над своим еженедельником, пробежалась по списку фамилий. – Вижу, что все есть. Нет только… та-а-ак, вот, да – нет Лозинской. Как всегда. Вы передайте ей, что будет отчисление. Литературный институт непросто закончить даже тем, кто исправно ходит.

– Она знает, – буркнул Марков, двинув стулом.

– Ну и хорошо. Всё, начинаем.

Аллочка скинула очки с носа, и они, нежно щёлкнув дужками, упали на блокнот. Она порывисто встала и, обойдя стол, села на его край перед студентами.

– Сегодня будет немного странная тема. Сначала обсудим, а потом уже начнём писать. Хорошо?

– Ага…

– Тема «последний русский». Всё, что угодно, пожалуйста! Даже публицистика разрешается, всякая синтетика, небрежность… Сегодня меня интересует образ. Один-единственный. Раскрыть не сможете, но приоткрыть надо. Подумайте.

– Упс! – Сумароков хихикнул, – а почему не «последний еврей»?

– Потому что я так сказала, Пётр. Сложные ассоциации. Давайте, Вы первый.

– Блин. Так. Гардемарины. Поцелуй. Этот, как его… Боярский! Ну, хватит ржать, мешаете! У меня поток ассоциаций! – Сумароков обернулся на смеющихся девчонок.

– Сложные ассоциации, Петя! Что это из Вас полезло?

– Алла Леонидовна, а можно я?

– О! Класс! Рада! Давайте, Вика. Пётр сегодня не в струе.

Вика молчала на всех творческих семинарах по прозе, отписываясь многосложными конструкциями с унылыми виньетками тонкого, почти отсутствующего смысла. «Тяжело и грустно» – так рецензировала уже много раз её тексты Аллочка, а Вика жалостно бубнила о поэзии, на которую её не приняли. Она всё глубже и глубже задвигалась в тень на семинарах, одиноко и глубоко страдала, и один раз даже некрасиво разрыдалась, клянясь, что либо переведётся, либо вообще уйдёт.

– Наконец-то пробрало! – Аллочка развернулась всем корпусом к Вике, которая, засунув нос в огромный шарф, нервно моргнула.

– Это будет неореализм, Алла Леонидовна. Я пока просто накидаю. Основную линию.

– Лепите! Смелей!

– Ну вот. Короче. Его звали Федя. Он жил в Париже. На модной улице, вдали от цветных кварталов и дешёвых супермаркетов. Забросила судьба и амбиции. До этого недолго завоёвывал Москву. Родился в Вологде. Он классно стриг. Правда, классно…

Началось всё со школы. То, сё, друг попросил машинкой пройтись, стрижку подровнять сзади. Он прошёлся, и по косой рубанул ещё чёлку ножницами. Друг преобразился, похвалился пацанам, мол, дружбан, бесплатно, модно стрижёт. Федя вдруг заинтересовался, загрузился ютьюбом, ночами учиться стал. Бабушку подстриг. Потом отца. Друга отца. Соседку. Соседа с первого этажа. А потом уже на молодёжь перешёл. Стриг легко, быстро. На десятый раз понял, что имеет своё мнение, и стал пристальнее вглядываться в лицо клиента. Фигуру. Стиль. Характер. То-сё. За два месяца приобрёл в городе славу клёвого стилиста-самоучки. А через три месяца сдал худо-бедно ЕГЭ и опрометью рванул в Москву, в колледж парикмахерских искусств. Учился и параллельно работал, оплачивая комнатёнку на Варшавке.

Открыл инстаграм. Завлёк нескольких рэперов для отзывов и рекламы. Накрутил подписчиков. Снял студию параллельно с учёбой, работой в сети парикмахерских и походами по мастер-классам. Потом протиснулся-протолкался — чудом попал на съёмку актрисы из какого-то сериала, заядлой инстаграмщицы. Она под фотографией внесла его хэштегом и отметила сердечком. Так он за год влез в обойму модных стилистов, которые, путаясь в зонтиках, проводах и осветительных приборах, табуном носились с одного лофта на другой за инста- и кино-героями в нелёгком забеге под названием фото-сессия…

– Стоп! Вика! Это всё ты будешь писать. Сейчас пока нужен просто эскиз. Небрежный, но смысловой. У тебя есть в голове законченная канва повествования? Или это просто предисловие без развития сюжета?

– Поняла. Не пойдёт. Замолчала. – Вика повыше, до глаз натянула шарф, и по-коровьи уставилась на Аллочку.

– Держите удар, Виктория! И теперь уже кратенько. – Алла включила свет и подошла к ней.

Добрые и безвольные глаза Вики начали наполняться слезами. Алла неожиданно перешла на «ты».

– Ты – молодец, говоришь, как пишешь. Летим в Париж за твоим цирюльником. Дальше! В чём соль?

– Соль в том, что он стал модным парикмахером в вип-клубе для русских. В Париже. Сидя на горе бабла.

– Ага… – Аллочка в упор смотрела на Вику невидящим взглядом. – И-и-и?!… – наконец протянула она, и как дирижёр подняла руку для финального вступления партии гобоя.

– Он – последний русский. Это у меня родилась такая сложная ассоциация. Французский особо не учил, так как со своим вологодским оканьем, нерасторопной основательностью, непринуждённой провинциальной открытостью, необыкновенной вологодской самобытностью и абсолютной, сумасшедшей креативностью-независимостью, как настоящий Левша, был востребован, как последний истинный русский, – куда-то напряжённо вглядываясь, мимо Аллы и сквозь стены аудитории, отбарабанила Вика.

Сумароков хмыкнул. Повисла тишина. За окном порхал снежок, мягко укладываясь горочкой на откос и раму окна.

– Умница! – Аллочка похлопала по руке Вику и пошла к своему столу.

– А чё?! История. Там драматургию бы ещё! – Сумароков заинтересованно посмотрел на Вику.

– Так. Ладно. Вика. Один уточняющий вопрос. Неореализм – это куча мала терминов, течений, направлений и прочей ерунды. Вы, как студенты литинститута, должны всё это знать. Давайте так. Неореалисты разрушали, чтобы создавать. Или просто на разрухе создавали, как итальянские неореалисты после войны. Это один из ключевых и элементарных признаков. Допустим, – я сейчас обращаюсь ко всем, – допустим, мы взрываем мозг читателю. Образуется воронка. Что мы должны создать на месте этой воронки?

– Ну да. Заключительной фразой будет, что он ввёл новую моду на последних русских, став первым. Это, конечно, не взрыв мозга…, но это чёрная воронка гибельной необратимости, у которой, между тем, на дне – светлое будущее…, – Вика, неожиданно прочувствовав и высоко оценив пророческий смысл своего рассказа, с вызовом посмотрела на Аллочку.

– Не взрыв. Но и не постмодерн, слава Богу!… Класс! – Алла удовлетворённо кивнула.

– Апокалиптичненько… Но согласен! Сейчас таких русских попрёт – мама, не горюй! Мы, между прочим, уже очухались после всего этого дерьмища (сорри!). Это им только так кажется, в их негритянском Париже, что нас – качественных русских – не осталось в цивилизованном мире. А между тем мы все не на ракетах, а на русской провинции стоим! Весь мир! – откашлявшись, раздражённо засипел Марков. – И вообще, Алла Леонидовна, а в каком ключе вы сами мыслите? Что вы подразумеваете под этим словосочетанием?

– Не, Ром. Это я вас должна спросить. Я тут ни при чём. А вы подключайтесь. Писать-то всем придётся.

– Ну, я напишу, что последний русский будет последним человеком вообще.

– А, ты хочешь сказать, что русские – это последние, кто вымрут? Живучие самые? Есть, например, нация поживучее, – вкрадчиво, улыбаясь всеми зубами, заметил Гоша Соломонин.

– Началось! – закатила глаза Вера, сидящая рядом с Гошей.

– Да я говорю, Гош. Просто говорю, а не хочу сказать, – не поворачивая головы, невозмутимо проговорил Рома.

– Блин, почему: где русские – там сразу евреи?! Надоело уже! – Вера отвернулась к окну, всем своим видом показывая, что ей неинтересно всё происходящее.

– Может, вообще запретим слово «русские»?! – восторженно заржал Гоша.

– А может, евреев запретим?! – по-прежнему не оглядываясь, боднув подбородком воздух, огрызнулся Марков, стукнув каблуком мартинсов по ножке стула. – Алла Леонидовна, почему такая провокативная тема?!

– Жизненная тема, Ромыч. Где русские, там и евреи. У каждого русского должен быть свой любимый еврей. Ещё Розанов сказал, – меланхолично потягиваясь, встрял Водер.

– Вот блин! – Вера, шаркнув, развернулась боком, нервно положила ногу на ногу, и достала вейп, словно прямо в аудитории намеревалась закурить, – а я наполовину бурятка, но я почему-то о бурятах молчу!…

– А ты не молчи! Встряхнём за шкирку великорусский шовинизм! – простонал Гоша Соломонин, продолжая захлёбываться в смехе.

– В принципе, как говорил небезызвестный всем, здесь присутствующим, Освальд Шпенглер… – вкусно чмокнув губами и слегка закатив глаза, начал Водер.

– Ну, началось! – прохрипел сидящий рядом с Верой Гоша. – Водер! Ты давай, это, ещё Хантингтона сюда притащи, и этого, как его, Тойнби…

– Почему же так издевательски? Тойнби, между прочим, очень правильно понимал Россию и её потенциал.

– «Понимал потенциал»… – снова закатила глаза Вера

– Вера, а ты читала «Византизм и славянство»? – каким-то уже нервно-дребезжащим голосом спросил Водер.

– Это Тойнби?

– Нет. Константин Николаевич Леонтьев. Ты прочти, Вера.

– Да ладно вам выпендриваться. Все всё читали, не о том же речь! Мы ж не на философском! – примирительно заметил Вольдемар, дососавший кофе из бумажного стакана, и решивший, наконец, высказаться. – Чё вы все зациклились? Фантастов нет, что ли, среди нас? Или фэнтезистов? Ромка, ты ж силён в этом! Бытописателей, сатириков, на худой конец, нет, что ли?! Вообще, последний русский – это, возможно, последний в очереди. Или последний в списке. Или опоздавший. Это анекдот. Зарисовка быта 80-х. Это образ далёкой галактики. Это про роботов. Это… море тем и персонажей. Но, в конце концов, если всех так тянет на патриотику, то это сказка о трёх братьях. Старший – Восток, средний – Запад, младший – Россия, дурак, последний, а всех перехитрил. Ну, квасцом таким попахивает, но что же делать, коли так и есть, и коли вы хотите про геополитику?! Больной, блин, вопрос! – Вольдемар деланно развёл руками в сторону преподавательницы.

– Вот я, кстати, тоже так думаю. Вовик!…В том же направлении, по крайней мере, – Петя Сумароков горячо потряс над партой сомкнутыми руками в виде рукопожатия.

– Ребят, кстати, а вы что так на слово «русский» реагируете?! Вы, вообще-то, в России живёте! – расширив глаза и прижав ручки к груди, шёпотом-криком пролепетала Сашенька, самая нежная и поэтичная натура на потоке.

– Нет, мы на слово «последний» реагируем, Шура! Успокойся! – издевательским тоном парировал Рома Марков.

– Можно я выскажусь?… – Сашенька порывисто встала, – Я согласна с Викой. Миром начинают править по-хорошему и по-настоящему особенные люди. Настоящие. Самобытные. Свободные, умеющие уходить в отрыв, умеющие создавать мир с нуля. Как боги. Единственные, чудом выжившие ангелы великих империй прошлого своей страны. Вичка права! – последние и первые! Это русские, ясно вам? Последние русские. Я это напишу, например, – Сашенька также порывисто села и нагнулась над планшетом, последние слова говоря экрану.

– Ишь ты, «ангелы империй»! Проханов прям какой-то! – присвистнул Водер.

– Всё! Стоп! Сидите, пишите. Умоляю – сложные ассоциации. Образ один. Систему не выстраивайте, нет времени. Дискуссию завершаем. И, кстати, кто не в струе, не в духе и не в ладах с темой – вспоминаем и записываем диалоги семинара, спасаемся стенограммой. Наталия, просыпайся, тебя касается…, – Алла Леонидовна руками изобразила крест как рефери: «Брейк!», и отошла к окну.

В снежных штрихах московского зимнего вечера, черпая снег ногами, неспешно шли люди. Сосредоточенные и уставшие. На голове Герцена лежала огромная шапка снега. Деревья, провода, ограда, особняки напротив в туманном янтарном мареве фонарей и метели стояли такие белоснежные, прекрасные, тихие, уютные… В потемневшем стекле, наслаиваясь на пушкинский ампир Тверского бульвара, отражались студенты, пишущие о последнем русском.

«Как там она сказала: «…чёрная воронка гибельной необратимости, а на дне её светлое будущее…»? Ох, Господи!… «Ангелы»!» – горько усмехнулась Аллочка, слегка покачав головой. – Но про «последние и первые» хорошо! Невероятный оборот, не ожидала. Не хотят верить в конец, русские… Устала как-то… Хорошо, что скоро Новый год. Господи, как хорошо!..»

Меня зовут Максим Бабенко, и, может быть, вы знаете меня как преподавателя ШАДа (или как автора рассказа про технологию YT на Хабре).

Мне кажется, почти каждый читатель Хабра либо знаком с теми, кто побывал на собеседовании в Яндекс, либо сам его проходил. Несмотря на это, процесс интервью не всегда очевиден для людей извне, по-прежнему вызывает множество вопросов и окружён мифами. Некоторые из них близки к правде, другие — наоборот.

В Яндексе я работаю уже больше 12 лет и повидал все наши изменения процесса собеседования. Сегодня я расскажу о наших интервью, попробую разобрать самые популярные мифы и объяснить, чем они обусловлены.

Начну, пожалуй, с самого главного. Интервью с кандидатами в силу своих временных границ не претендуют на стопроцентную точность, эффективность затраченного времени или полноту. Этот процесс всегда можно и нужно улучшать: исправлять ошибки и повышать комфорт для участников. Поэтому мы сокращаем или объединяем секции, меняем их фокус. Буду рад идеям и конструктивному диалогу.


В мире IT довольно много спорных вопросов: С++ против Java, табы против пробелов и т. д. В обсуждениях, как именно должны быть организованы интервью разработчиков, тоже сломано немало копий. Сейчас у большинства крупных IT-компаний похожие процессы интервью, но не потому, что проще копировать друг друга, а потому что мы работаем в похожих условиях и наши процессы эволюционировали схожим образом.

Лет десять назад в Яндексе не было единого стандарта собеседований, каждая команда могла проводить их по-своему. Где-то устраивали не ограниченную по времени и формату серию интервью. В других местах уже на первой встрече могли дать ноутбук, попросить написать на нём код, и, если код работал, сразу нанять человека. Кажется, абсолютным рекордом был случай, когда разработчика наняли уже через 40 минут после начала встречи. Но были и антирекорды. Например, один из наших коллег решал в офисе одну задачу 8 часов подряд!

По мере роста компании такой подход (а вернее, отсутствие единого подхода) создало массу проблем: чтобы попробовать попасть в разные команды, надо было пройти несколько разных процессов интервью. Что в целом неэффективно для всех участников процесса. У кандидатов был высокий шанс нарваться на ложноотрицательный вердикт о найме, так как в ряде случаев решение принималось после единственного разговора. Кроме того, усложнялась внутренняя миграция разработчиков, ведь у разных команд были разные стандарты.

В результате мы пришли к идее того, что собеседование должно состоять из нескольких независимых секций, проведённых по единому стандарту. На этих секциях мы проверяем как умение писать код, так и знание архитектуры и предметной области, ну и в целом то, насколько человек сможет работать в коллективе и соответствует нашим ценностям. Последняя часть может звучать как общие слова, особенно в среде технарей, но это правда важно. Лично я всегда ищу единомышленников, которые будут не только сильными разработчиками, но и придут к нам на долгое время.

Каждая секция — это независимое мини-интервью на заданную тему в формате один на один и длительностью обычно в 1 час. По его результатам интервьюер описывает в специальном тикете, что он спросил, что ответил кандидат, как всё прошло, и ставит свою оценку — на какой примерно уровень нанимать этого кандидата или не нанимать совсем. Общаться друг с другом интервьюеры могут только тогда, когда они завершили секцию, иначе секции не будут независимыми. Когда последний интервьюер опишет свою секцию, «карты вскрываются» — все интервьюеры получают email с результатами всех участников процесса. Чтобы получить оффер от Яндекса, кандидату не обязательно пройти все секции: одну или несколько можно и провалить. Независимость секций позволяет нам увидеть человека в разных условиях и с точек зрения разных людей. Иначе велик шанс, что «самый громкий» из тех, кто видел или знает кандидата, переспорит коллег. В случае, когда кандидат показывает противоречивые результаты, мы можем добавить секции, чтобы выяснить, является ли это закономерностью или невезением. В ряде случаев это помогает получить оффер тем, кто в прежних условиях получил бы отказ.

Если кандидат успешно справляется с основной частью секций, то дальше нужно определиться с командой. Этим Яндекс и отличается от небольших компаний: у нас для разработчика может найтись сразу несколько подходящих мест. К этому моменту уже понятно, на какой уровень мы готовы сделать человеку предложение. Если кандидатом заинтересовалась только одна команда, то всё просто. Но за хороших кандидатов возникают целые внутренние баталии, таким кандидатам хотят предложить себя сразу много команд. Мы назначаем кандидату финальные секции с заинтересовавшимися командами, чтобы он мог выбрать те задачи, которые ему более интересны. Суть финалов ровно в этом — показать спектр задач и дать возможность выбрать то место, где кандидату будет интереснее всего. Понятно, что человеку со стороны порой трудно определиться с командой после устного разговора, поэтому мы развиваем и альтернативный формат — Буткемп. Это возможность поработать сразу в нескольких командах, попробовать разные задачи на практике, а затем уже определиться. На наших текущих масштабах в десятки тысяч (!) собеседований в год и наших задачах этот процесс работает эффективнее, чем тот, что был раньше.

Снаружи это не заметно, но внутри вокруг каждого изменения процесса идут жаркие споры. Например, недавно для бэкенд-разработчиков мы начали сокращать количество технических интервью с проверкой кода. Сделали это не умозрительно, а на основе собранной статистики по тысячам пройденных собеседований. Логика такая: если очередная встреча в среднем мало влияет на оценку кандидата, то такая встреча не особо нужна, это время лучше посвятить рассказу о задачах и проектах команды.

Мы стремимся объяснять кандидатам, почему нужна та или иная секция. Например, показываем статьи на Хабре про алгоритмическую секцию, на которые я ещё буду ссылаться ниже. Оценить, хорошо ли мы справляемся именно с этим информированием, здорово помогают отзывы кандидатов, мы запрашиваем их после собеседований. Не игнорируйте их, пожалуйста.

С основой, кажется, разобрались. Действующий процесс нам кажется уже привычным и очевидным, но снаружи всё может выглядеть не так. Он уже оброс большим количеством мифов. Сфокусируюсь на основных и попробую раскрыть их.

Миф 1: Яндекс игнорирует предыдущий опыт кандидатов

Я разработчик с многолетним опытом использования технологии X и указал ее в своем резюме. Но прошло уже два собеседования, а про X меня ничего не спросили. Получается, весь мой предыдущий опыт работы не имеет никакой ценности? Опытные разработчики оказываются в одних рядах с недавними выпускниками, которые ничего серьезного еще и сделать не успели?

Короткий ответ: это не так, но есть нюансы. Часть подобных знаний может оказаться востребованной в Яндексе напрямую. Скажем, если в выбранной области специализации существует небольшое количество де-факто стандартных библиотек или фреймворков, которые хорошо масштабируются и находят свое применение в Яндексе, то высока вероятность, что в выбранной команде вы встретите знакомые вам инструменты и, более того, — их знание окажется ожидаемым.

С бэкенд-разработкой всё сложнее и интереснее. Существенная часть бэкенда Яндекса написана и пишется на C++, в первую очередь, в тех проектах, которые предполагают низкоуровневую работу с данными. Для понимания масштаба: объемы хранимых Яндексом данных превышают Eb, а их обработка выполняется с использованием миллионов CPU-ядер одномоментно.

На таких масштабах даже экономия в 1% является значительной. Как и многие другие крупнейшие компании, Яндекс инвестирует значительные ресурсы разработки в построение эффективной собственной инфраструктуры, и здесь выбор C++ по-прежнему остается оптимальным. При этом из готовых и популярных фреймворков на ум приходит разве что стандартная библиотека языка. Ее мы активно используем, но если примитивы, предлагаемые стандартной библиотекой, для наших задач оказываются субоптимальны − создаем свои и не спрашиваем на собеседовании про другие. Таким образом, у C++-разработчиков могло сложиться впечатление, будто их опыт нам не интересен, — и именно поэтому я начал разбирать этот миф с языка С++.

В случае с Java или, например, с Go ситуация чуть иная: эти платформы обычно используются уже на более высоких уровнях инфраструктурного стека, и для них существует множество хорошо зарекомендовавших себя надежных фреймворков, способных держать высокие нагрузки и масштабироваться при необходимости. Некоторые из подобных фреймворков активно используются в Яндексе, и в случае прохождения финалов руководители и члены команды наверняка не откажутся обсудить специфику задач и выбранный технологический стек.

Одновременно важно отметить, что, скажем, от бэкенд-разработчика на С++ или Java мы ожидаем высокой степени гибкости: для него архитектурные вопросы (высоконагруженные системы, масштабирование, отказоустойчивость и т. д.), как правило, оказываются намного важнее и труднее, чем специфика использования конкретных языков и библиотек.

В частности, хороший специалист по бэкенду без труда сможет принять участие как в проекте, где используется C++, так и в том, где основной язык — Java (Scala, Kotlin и т. д.). Более того, не редки случаи, когда в одном проекте сочетаются сразу нативные и управляемые среды, что тем более подталкивает к идее абстрагироваться от языка при найме кандидатов.

Поэтому если вам кажется, что мы не спрашиваем у вас про ваши самые сильные стороны (а мы и правда не всегда на них концентрируемся) — скорее всего, мы просто сразу стараемся оценить, как эти сильные стороны будут вам помогать именно в контексте Яндекса (а вот на это мы смотрим постоянно).

При этом если кандидат обладает глубокими знаниями в области X, которая действительно играет важную роль в нашей работе и напрямую влияет на успех продуктов, то у нас найдутся специалисты в этой области, которые смогут оценить знания кандидата на специализированных секциях, о которых речь пойдет чуть дальше.

Миф 2: В обычной работе знание алгоритмов не нужно

Все готовые примитивы уже давным-давно написаны и оптимизированы: достаточно позвать нужные функции в нужном порядке, и задача решена.

Даже если все примитивы уже написаны, без понимания того, что они делают внутри, какова их сложность и ограничения, сложно рассчитывать на успех в наших проектах.

Действительно, бывают оптимизации, влияние которых на работу сервиса слишком мизерное, или они внедрены преждевременно. Казалось бы, нет смысла глубоко понимать алгоритмы, благодаря которым такие оптимизации возможны. Но даже противники подобных малополезных оптимизаций признают: чтобы отличать их от эффективных решений, тоже нужны базовые знания алгоритмов и структур данных. Бороться с избыточным применением алгоритмов можно — зная алгоритмы.

Конечно, понимать специфику предметной области (может ли параметр N вырасти в 100 раз за ближайший год?) тоже необходимо. И если последнее лучше всего получить, непосредственно работая в проекте, наблюдая его текущее состояние и стратегические планы развития, то знания об алгоритмах и их сложности абсолютно универсальны, а потому подобные навыки у кандидата разумно ожидать уже на входе.

Рекомендую прочитать пост Алексея Шаграева ashagraev, в котором он на реальных продуктах показал необходимость знания алгоритмов.

Миф 3: Мы напрасно проверяем не то, чем предстоит заниматься

Не может каждый разработчик в компании постоянно писать сложный алгоритмический код. Зачем же при найме проверять то, что дальше не потребуется?

Хороший, сложный вопрос, ответ на который полезно явно проговорить. Яндекс − большая и разнородная компания. Тем не менее, от меня и моих коллег ожидается достаточная степень умственной и проектной мобильности. Иными словами, мы практически не нанимаем «специалистов по фреймворку X» исключительно за то, что они знают этот фреймворк. Время идет, фреймворки меняются, отчасти как дань моде, отчасти потому что появляются новые, более совершенные.

Мы делаем ставку на то, что наш новый коллега проработает с нами долго. С прицелом на это строится наша система внутренней ротации, а также схема вознаграждений, стимулирующая оставаться в компании, принося пользу в самых разных ее частях и переключаясь по мере развития с проекта на проект. Если вам захочется перейти в другую команду, попробовать новое или даже сменить предметную область, мы должны максимально облегчить вам этот путь.

Поэтому нам важно держать общую и достаточно высокую планку, которая бы позволила упростить для разработчика формальности переходов внутри Яндекса.

Миф 4: На интервью условия совершенно не похожи на рабочие

Набирать код на секциях в простом текстовом редакторе без автодополнения неудобно, кроме того я не помню наизусть имена функций и классов стандартной библиотеки. Зачем просить разработчика выполнять задания в условиях, совершенно не похожих на реальные?

Признаюсь, это не миф, это правда. Сейчас я попробую раскрыть нашу логику. Уверен, с ней согласятся не все. Это нормально: подобные споры ведутся не только снаружи, но и внутри. В любом случае, диалог — это хорошо.

Все инструменты хороши там, где они действительно нужны. Попробую подобрать аналогию. Предположим, что вы хорошо знаете один из иностранных языков и ищете работу, предполагающую его активное использование. При составлении резюме на этом языке вы можете использовать онлайн-словарь или проверку орфографии, чтобы перепроверить себя или сэкономить время. Но когда очередь доходит до живого собеседования на базовые темы, то странно каждый раз тянуться за словарем или грамматическим справочником. Понятие «беглая речь» (fluent speech) довольно точно описывает ожидания по этой части.

Возвращаясь в более знакомую плоскость, мне кажется очевидным, что любой разработчик должен уметь писать код, находящий максимум чисел в массиве линейным поиском. С закрытыми глазами и не обращаясь при этом к помощи stackoverflow. Одновременно странно ожидать от кандидатов умения безошибочно и, что называется, на автомате писать код быстрого преобразования Фурье (хотя, конечно, многие бывшие олимпиадники снисходительно улыбнутся, услышав это, поскольку не посчитают алгоритм FFT сколь-нибудь сложным). Иными словами, существует некоторый минимальный порог практических навыков написания кода, и спор на самом деле идёт о том, где в точности этот порог должен проходить.

Важно: в Яндексе подобная секция никак не привязана к конкретному языку или к его библиотекам. Фактически решения задач с этой секции выглядит примерно одинаково на любом распространенном языке и занимает 10-20 строк кода. На секции мы всегда предлагаем кандидату самостоятельно выбрать тот язык, на котором у него больше всего опыта. При этом мы действительно ожидаем, что в выбранном языке у кандидата достаточная «беглость» (fluency), чтобы писать на нем простейшие конструкции, не задумываясь.

Но даже если вы, скажем, забыли, как именно называется метод, добавляющий элементы в очередь (push, enqueue или, может, add), то это не сыграет большой роли — интервьюер либо подскажет вам, либо просто предложит назвать метод так, как вам будет понятнее, ведь суть решения от этого не меняется.

Нередки случаи, когда кандидат пишет решение на языке, который для интервьюера вовсе малознаком. К счастью, специфика задач вновь позволяет вынести итоговый вердикт без особых затруднений. При этом, конечно, если вы пишете на Rust, а собеседующий пока не успел его освоить и хочет уточнить не совсем ясные ему детали, связанные с управлением памятью в вашем решении, то у вас появляется отличный шанс продемонстрировать знания и преимущества выбранной вами технологии, а у интервьюера — отметить это как плюс в своем резюме секции.

Подобная языковая нейтральность и базовый характер задач — это факторы, которые, по нашему мнению, добавляют объективности и универсальности секции. Вместо того, чтобы искать для каждого кандидата со знаниями в области X равного ему по силам специалиста в этой области, чтобы тот смог дать состоятельную оценку, мы поступаем иначе. С моей точки зрения, алгоритмы − это фактически lingua franca современной IT-индустрии. Решение алгоритмических задач под силу абсолютно любому разработчику, а оценка качества их решения достаточна проста, чтобы из секций можно было извлечь ясный и однозначный сигнал.

На всякий случай явно проговорю главную мысль: алгоритмическая секция — это такая базовая планка, которую нужно преодолеть. Степень мастерства кандидата по ней не определяется, зарплата от неё не зависит. Оффер формируется на основе других факторов: результатов секции по архитектуре, опыта, общения с командой.

Примеры и более полное описание алгоритмических секций вы можете найти в отдельном посте на Хабре.

Миф 5: Вам, похоже, нужны только программисты-олимпиадники

Выглядит так, будто Яндекс не интересует ничего, кроме моего умения решать задачи на алгоритмы. Как же я смогу понять, хочу ли я вообще идти к вам, ведь на подобных секциях я ничего не узнаю про возможные проекты и задачи?

Собеседования в Яндекс, конечно, не ограничиваются секциями подобного вида. Еще при первой встрече мы стараемся выяснить у потенциального кандидата, с какими задачами он сталкивался в своих предыдущих проектах, что его интересует, как он видит дальнейшее свое развитие в профессиональном плане.

Затем проходят секции с кодом, на которых проверяются базовые алгоритмические навыки, о чем мы уже рассказали выше. Эти секции призваны дать максимально единообразную и непредвзятую оценку умений кандидата, исключить bias отдельных интервьюеров.

Для опытных кандидатов также проводятся специализированные секции (по архитектуре, распределенным системам, базам данных, машинному обучению, сетевым технологиям и т. п.).

Наконец, после прохождения технических секций кандидату ставят несколько «финалов», где присутствуют руководители, непосредственно ищущие к себе в команду новых сотрудников. Сами финалы не предполагают решение базовых алгоритмических задач, ведь руководитель команды уже уверен в способностях кандидата. Для кандидата финал − это возможность познакомиться непосредственно с потенциальной командой, узнать о методологии работы, используемых инструментах, смежных командах, да и в целом о решаемых задачах из первых рук. Но финал − это всегда диалог. Для того, чтобы сделать правильный выбор среди кандидатов, потенциальный будущий руководитель наверняка захочет узнать подробнее о кандидате, включая его высокоуровневые навыки. Например, на подобной секции вам могут описать одну из типичных (реальных, жизненных!) задач или проблем, с которой в этой команде уже сталкивались.

Если в этом проекте основные сложности имеют архитектурный характер, то на секции вам могут предложить обсудить архитектурные вопросы. Если же команда, скажем, занимается низкоуровневой оптимизацией (а многие инфраструктурные команды таковы), то не стоит удивляться просьбе написать небольшой фрагмент кода. В этот раз, конечно, вас не попросят искать оси симметрии фигуры на плоскости − вопросы должны быть максимально приближены к тем, с которыми команда сталкивается ежедневно.

Ну и, конечно, все мы люди, поэтому подобные диалоги заодно − хорошая возможность проверить личностную совместимость как для кандидата, так и для руководителя.

По итогам финала кандидат получает максимально полный (насколько это возможно с учетом ограниченности времени секции) слепок того, на что может быть похожа его будущая работа в этой команде, а потенциальный руководитель − принять решение о найме.


В этой статье я описал то, как в общих чертах выглядит процесс собеседования в Яндекс и почему он эволюционировал именно в такую форму.

Мы продолжаем работать над форматом секций, исправлять явные ошибки, дискутировать по этому поводу между собой и с внешним миром. Идеальных процессов не бывает, особенно когда вовлечены десятки тысяч человек в год. Но я буду рад вашим идеям в комментариях.

Тема: «Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения».

Цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к написанию сочинения.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД
    • формировать понимание важности планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в соответствии с образцом
  • познавательные УУД
    • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации;
    • анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
  • коммуникативные УУД
    • формировать умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Личностные результаты: формировать ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, карточки с заданиями.

Методы: продуктивный, словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Организация пространства: работа фронтальная, в парах, индивидуальная.

Быть журналистом — значит не только ездить,

смотреть, отбирать, писать

— это значит особым образом жить.

М.Кольцов

Многие и многие русские писатели отдавали репортажу

много сил, внимания и находчивости.

В.Гиляровский

Организационный этап

Каковы цели нашего урока? Подумаем над критериями оценивания.

Вызов

— Прочитайте, пожалуйста, эпиграфы к нашему уроку. О чем пойдет речь на уроке? Вам знаком этот вид работы?

Д: да, описывали картину А.Сайкиной «Спортивная детская школа».

— Давайте вспомним, чем отличается жанр репортажа от других жанров? Где его можно встретить?

Репортаж — это глаза и уши читателя.

Г.Я. Солганик

— Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?

— Какая задача стоит перед автором репортажа?

Работа со статьей Гуревича С.М. ГАЗЕТА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Один из самых популярных жанров газетной публицистики — репортаж (от лат. reportare — сообщать, передавать). Популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это — жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события — его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра — его динамичность.

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж — из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Систематизация полученной информации (ОК)

  • Репортаж — сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
  • Репортер — газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.
  • Хроника — отдел сообщений в газете, журнале, на радио и телевидении, посвященный текущей общественной жизни.
  • Хроникер — сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники.

Различают несколько видов репортажа: а) репортаж, носящий информационный характер; б) оперативный, где авторы сообщают читателю о том, что они видели и слышали; в) фоторепортажи.

Публицистика — это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Основная цель — воздействовать на читателя, слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призывать.

Вопросы — актуальные вопросы современности, представляющий интерес для общества, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.

Языковые средства: риторические вопросы, предложения с обращениями, восклицательные предложения, которые помогают выразить эмоциональную взволнованность.

Публицистический стиль характерен для газет, журналов, репортажей, интервью, выступлений по радио, телевидению, на собраниях, митингах.

— Какова же композиция репортажа?

Начало репортажа — это зачин. Каким он может быть?

Центральная часть — это рассказ о чем?

— Какой тип речи представляет?

— Слова какой части речи организуют повествовательный текст? (глаголы)

— В форме какого времени обычно употребляются? (чаще в форме Н. в.)

— Почему? (впечатление «сиюминутности» происходящего)

Также используются формы П. в. сов. в., краткие страд. причастия П. в.

Концовка — оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Правила репортажа.

  1. Изложение ведется от 1-го лица
  2. «Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность .
  3. Документализм, объективная точность.
  4. Эскизность речи.
  5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.
  6. Полная и достаточно достоверная информация.
  7. Репортаж ведет репортер.
  8. В репортаж обычно включают интервью со свидетелями события.

— А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с информационными заметками. Выберете одну из них, которая станет основой вашего репортажа. Ориентируясь на структуру репортажа и правила его, напишите сочинение с места событий. Не забудьте обозначить тему вашей работы.

Приложение

  • Тема рассказа детство толстой 4 класс
  • Тема рассказа голубая стрекоза
  • Тема рассказа волшебник изумрудного города
  • Тема рассказа в рождественскую ночь чехов
  • Тема рассказа злоумышленник чехов