Тема рассказа в рождественскую ночь чехов

Сюжет рассказа спать хочется представляет собой небольшую зарисовку быта. текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. к середине

Сюжет рассказа «Спать хочется» представляет собой небольшую зарисовку быта. Текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. К середине повествования читатели начинают дремать вместе с героиней. А после этого происходит трагичный, ужасающий финал, описанный тем же бытовым языком. Анализ произведения позволяет лучше разобраться в темах, затронутых автором. Понять мотивы героев.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта. Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается. 

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он. 

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу. 

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

  1. Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
  2. Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
  3. Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
  4. Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
  5. Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

  1. Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии. 
  2. Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
  3. Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
  4. Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе. 

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе. 

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…». 

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.). 

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA

Цель
урока:
познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.

 3. Работа
по теме урока

Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.


Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается
повествование? 
(Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? 
(«– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).

— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? 
(Крик
младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? 
(Да).

— Куда обещали поместить маленького
малайца? 

приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить
мальчика? 
(Нет).

— Какие нравственные качества проявили
матросы? 
(Милосердие,
сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. 
(Письменные ответы учеников)

 «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».

4.
Тестирование

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «Святочные рассказы»(5 класс)»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Святочные рассказы.pptx

Рождество - время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных расск...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рождество - время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных расск

    Описание слайда:

    Рождество — время чудес. Мы читаем о них в рождественских или святочных рассказах, мы слышим о них в жизни. Наверняка, с каждым из нас в эти дни случится свое маленькое чудо. Главное — не пропустить его!
    Рождественские(святочные)
    рассказы

  • 2 слайд

    Основателем жанра рождественского рассказа в масштабах всемирной литератур

    Описание слайда:

    Основателем жанра рождественского рассказа в масштабах всемирной литературы принято считать Чарльза Диккенса, который в 1843 году опубликовал «Рождественскую песнь в прозе» о старом мрачном скряге Эбинейзере Скрудже (тот любит только свои деньги и не понимает радости людей, празднующих Рождество, но вскоре меняет свои взгляды)
    Именно Диккенс задал основные мотивы «рождественской истории»: ценность человеческой души, тема памяти и забвения, любовь к человеку, тема детства.
    Традиция Диккенса была продолжена как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.
    Чарльз Диккенс
    Словарик:
    Забвение — Утрата памяти о чём-нибудь (книжное). Предать забвению (перестать помнить, забыть).
    ЗАДАТЬ, -дам, -дашь, -даст, -дадим, -дадите, -дадут; задай; задал, -ла, -ло; задавший; заданный; -дан, -а, -о; 
    Словарик:

  • 3 слайд

    Привычным рождественским подарком были для русских читателей XIX века святочн

    Описание слайда:

    Привычным рождественским подарком были для русских читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет»Нива», «Петербургская жизнь», «Родина», «Огонек», «Звезда».
    Очень разные они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное — особое, рождественское настроение.
    Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных людях, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
    УМЯГЧИТЬ, -чу, -чишь; умягчённый; -чён, -чена, -чено; св. Разг. 1. что. Сделать более мягким; смягчить. 
    Словарик:
    Бескорыстный-(син) благородный, великодушный

  • 4 слайд

    В святочном рассказе Лескова "Жемчужное ожерелье" герой-рассказчик рассуждает

    Описание слайда:

    В святочном рассказе Лескова «Жемчужное ожерелье» герой-рассказчик рассуждает об особенностях этого жанра: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело».
    Опровержение — это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.
    Предрассудок- заблуждение, поверье, суеверие
    Словарик:

  • 5 слайд

    Разберемся в прочитанномКто считается основателем жанра рождественского расск

    Описание слайда:

    Разберемся в прочитанном
    Кто считается основателем жанра рождественского рассказа в масштабах всемирной литературы ?
    Каковы основные мотивы «рождественской истории»?
    Где чаще всего печатались для русских читателей XIX века святочные рассказы?
    Какие особенности святочного рассказа отмечает Лесков в своем произведении «Жемчужное ожерелье»?

  • 6 слайд

    5 рассказов про Рождество от известных русских писателей.

    Описание слайда:

    5 рассказов про Рождество от известных русских писателей.

  • 7 слайд

    «Мальчик у Христа на елке» – рождественский рассказ великого русского писател

    Описание слайда:

    «Мальчик у Христа на елке» – рождественский рассказ великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича Достоевского (1821-1881). Написан и опубликован в 1876 году в январском выпуске «Дневника писателя».
    Соблюдая традиции классиков святочного рассказа, Достоевский максимально наполнил короткий рассказ реальной жизнью большого города. В данном случае – Петербурга с его холодным в прямом и переносном смысле великолепием. В основе сюжета лежит образ маленького нищего мальчика, очарованного видом новогодней елки за окном богатого дома. И неожиданно мечты мальчика сбываются – он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлеченный туда неведомым тихим голосом… То были лишь предсмертные грезы тихо замерзающего на заснеженной улице брошенного всеми ребенка.
    Читать рассказ по ссылке онлайн

  • 8 слайд

    Александр Куприн «Тапер» Рассказ «Тапер» впервые появился на страницах декабр

    Описание слайда:

    Александр Куприн «Тапер»
    Рассказ «Тапер» впервые появился на страницах декабрьского выпуска газеты «Одесские новости» в 1900 году. В его основу легла реальная история, которую Александр Куприн услышал в Москве. Главный герой рассказа — бедный талантливый музыкант, который по чистой случайности оказывается приглашенным играть на рождественском вечере в богатом доме. Здесь его игрой заинтересовался один из гостей — знаменитый композитор Антон Рубинштейн, который впоследствии стал его учителем. Читать рассказ по ссылке
    Словарик:
    ТАПЁР, -а; м. [франц. tapeur] Музыкант (пианист, баянист и т.п.), игравший за плату в ресторанах, на танцевальных вечерах.

  • 9 слайд

    А.П.Чехов «Ванька»Главный герой рассказа — девятилетний мальчик Ванька Жуков,

    Описание слайда:

    А.П.Чехов «Ванька»
    Главный герой рассказа — девятилетний мальчик Ванька Жуков, который уже три месяца находится в обучении у сапожника в городе. Он — сирота, а единственным родным ему человеком является дедушка, который остался в деревне. Действие рассказа происходит в ночь перед Рождеством: мальчик дождался, когда все лягут спать, взял из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, перо и стал писать письмо дедушке. Он рассказывает о своем горьком житие у сапожника, жалуется на хозяев, на их издевательство над ним. Ванька просит забрать его обратно в деревню. В развязке рассказа мальчик дописал письмо, положил в конверт и написал адрес: «На деревню дедушке» Константину Макарычу.
    Рассказ написан и впервые опубликован в 1886 году в «Петербургской газете».
    Читать рассказ по ссылке

  • 10 слайд

    «Бедный принц» Александр КупринРождественскую сказку «Бедный принц» Александр

    Описание слайда:

    «Бедный принц» Александр Куприн
    Рождественскую сказку «Бедный принц» Александр Куприн закончил в селе Даниловском в декабре 1909 года, а уже через две недели она появилась на страницах «Петербургской газеты». Главный герой детской книги — юный дворянин Даня, который представлял себя заколдованным принцем в скучном царстве, где не с кем играть. Подружившись с «уличными мальчишками» вопреки запрету отца, Даня пел колядки, убегал от городового и ел на морозе малороссийскую колбасу.
    Читать рассказ по ссылке

  • 11 слайд

    Александр Куприн «Чудесный доктор» «Чудесный доктор» — трогательный святочны

    Описание слайда:

    Александр Куприн
    «Чудесный доктор»
    «Чудесный доктор» — трогательный святочный рассказ Куприна. Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных, готовящихся к празднику улиц домой в подвал, где их ждет мать, больная сестра и голодный младенец. Глава попавшего в беду семейства, не в силах помочь своим родным, в праздничный вечер сбегает из дома и случайно встречает врача, который спасает больного ребенка и всю семью, дает деньги и вселяет бодрость в измученных людей. Это сродни чуду, что подчеркнуто в названии рассказа. После появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь Мерцаловых входит в благополучное русло: дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Рассказ впервые напечатан в 1897 году в газете «Киевское слово».
    Читать рассказ по ссылке

  • 12 слайд

    Какие из перечисленных святочных рассказов русских писателей вы читали? Какой

    Описание слайда:

    Какие из перечисленных святочных рассказов русских писателей вы читали?
    Какой из 5 предложенных рассказов захотелось прочитать или перечитать? Почему?

  • 13 слайд

    Ива́н Алекса́ндрович Ильи́нПрочитайте рассказ И.А. Ильина .Подумайте, почему

    Описание слайда:

    Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н
    Прочитайте рассказ И.А. Ильина .Подумайте, почему именно накануне Рождества писатель обратился с размышлениями о любви и взаимопонимании, связанными с воспоминаниями о матери и детстве
    «Рождественское письмо»

  • 14 слайд

    Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христ

    Описание слайда:

    Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, черствые сердца. И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших черных дней. Я достал ее из чемодана и нашел это письмо.

    Словарик:

    Синонимы к словосочетанию «чёрствое сердце»
    (а также близкие по смыслу слова и выражения)
    жестокое сердце
    холодное сердце, каменное сердце
    холодная злоба

  • 15 слайд

    Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад

    Описание слайда:

    Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад. Какое счастье, что я вспомнил о нем! Пересказать его невозможно, его надо привести целиком.

  • 16 слайд

    «Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если б

    Описание слайда:

    «Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила бы тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким. Но ты знаешь, я не могу покинуть папу, он очень страдает, и мой уход может понадобиться ему каждую минуту. А тебе надо готовиться к экзаменам и кончать университет. Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночество.

  • 17 слайд

    Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любо

    Описание слайда:

    Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет.
    Словарик:
    БЛАГОУХА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов. Приятно пахнуть, распространять аромат.

  • 18 слайд

    Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дари

    Описание слайда:

    Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живет с другими, он живет в других. А это и есть счастье.

  • 19 слайд

    Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твое тихое возражение, что

    Описание слайда:

    Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твое тихое возражение, что ведь это только полсчастья, что целое счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. Но тут есть маленькая тайна, которую я тебе на ушко скажу: кто действительно любит, тот не запрашивает и не скупится. Нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесет моя любовь? а ждет ли меня взаимность? а может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? да и стоит ли мне отдаваться этой любви?.. Все это неверно и ненужно; все это означает, что любви еще нету (не родилась) или уже нету (умерла). Это осторожное

  • 20 слайд

    примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и

    Описание слайда:

    примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и задерживает ее. Человек, который меряет и вешает, не любит. Тогда вокруг него образуется пустота, не проникнутая и не согретая лучами его сердца, и другие люди тотчас же это чувствуют. Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жестко, отвертываются от него и не ждут от него тепла. Это его еще более расхолаживает, и вот он сидит в полном одиночестве, обойденный и несчастный…
    РАСХОЛА́ЖИВАТЬ
    1. делать кого-либо холодным, равнодушным; заставлять разочароваться в чём-либо
    Словарик:

  • 21 слайд

    Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тр

    Описание слайда:

    Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить — это не полсчастья, а целое счастье. Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи ее светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут стру́и ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.

  • 22 слайд

    И тогда ты испытаешь этот ответный, обратный поток не как «полное счастье», к

    Описание слайда:

    И тогда ты испытаешь этот ответный, обратный поток не как «полное счастье», которого ты требовал и добивался, а как незаслуженное земное блаженство, в котором твое сердце будет цвести и радоваться.
    Николенька, дитя мое. Подумай об этом и вспомни мои слова, как только ты почувствуешь себя опять одиноким. Особенно тогда, когда меня не будет на земле. И будь спокоен и благонадежен: потому что Господь — наш садовник, а наши сердца — цветы в Его саду.
    Мы оба нежно обнимаем тебя, папа и я.

    Твоя мама».

  • 23 слайд

    Спасибо тебе, мама! Спасибо тебе за любовь и за утешение. Знаешь, я всегда до

    Описание слайда:

    Спасибо тебе, мама! Спасибо тебе за любовь и за утешение. Знаешь, я всегда дочитываю твое письмо со слезами на глазах. И тогда, только я дочитал его, как ударили к рождественской всенощной. О, незаслуженное земное блаженство!
    БЛАЖЕ́НСТВО, -а, ср. Высшая степень счастья
    Словарик:
    ВСЕ́НОЩНАЯ, -ой, ж. Вечерняя церковная служба у православных христиан.

  • 24 слайд

    Размышляем над прочитаннымО чем этот рассказ? Почему он называется «Рождестве

    Описание слайда:

    Размышляем над прочитанным
    О чем этот рассказ? Почему он называется «Рождественское письмо»
    В чем особенность построения рассказа?
    В чем заключается «Маленькая тайна», о которой пишет мама героя рассказа?
    В чем, по мнению мамы, заключается счастье

  • 25 слайд

    5 рассказов про Рождество от известных писателей.По страницам журнала «Фома»

    Описание слайда:

    5 рассказов про Рождество от известных писателей.
    По страницам журнала «Фома»
    Диккенс, Андерсен, Гофман… Редко, когда подборка рождественских рассказов может обойтись без этих авторов. Однако в нашем материале не будет «Снежной королевы», «Щелкунчика» и «Рождественской песни в прозе»! Мы подобрали для вас 5 неожиданных рассказов о Рождестве от известных зарубежных писателей. Астрид Линдгрен, автор «Завтрака у Тиффани» Трумен Капоте и даже королева детектива Агата Кристи тоже писали пронзительные истории о Рождестве!

  • 26 слайд

    Трумен Капоте «Воспоминания об одном Рождестве»В рассказе два главных героя.

    Описание слайда:

    Трумен Капоте «Воспоминания об одном Рождестве»
    В рассказе два главных героя. Она называет его Дружком, а он ее — Подружкой. И пусть разница между ними более 50 лет, такой искренней и чистой дружбе могут позавидовать многие. Они делают все вместе, не расстаются ни на день. Он — семилетний мальчик, а она — его дальняя родственница, которая годится ему в бабушки. Вместе они готовятся к Рождеству: пекут пироги, выбирают самую прелестную ёлку, украшают еёсамодельными игрушками, мастерят друг для друга подарки. И конечно же, с искренней верой ждут рождественского чуда. Капоте хочет нам здесь сказать: Будьте как дети, творите добро и благодарите каждый проживаемый вами день, как этот семилетний мальчик и его шестидесятилетняя бабушка.

  • 27 слайд

    Сельма Лагерлёф «Легенда о рождественской розе»Одна из самых светлых рождеств

    Описание слайда:

    Сельма Лагерлёф «Легенда о рождественской розе»
    Одна из самых светлых рождественских легенд — о рождественской розе. В ней повествуется о том, что каждую рождественскую ночь происходит чудо, которое меняет весь мир, жизнь каждого из нас. Раз в году в Рождество, высоко в горах, в мрачном Генигерском лесу, где живет разбойник со своей семьей, расцветает прекрасный сад, в котором цветет прекрасная роза. Как-то раз жена разбойника рассказывает об этом удивительном происшествии аббату одного из монастырей, который желает побывать там со своим послушником. Они отправляются в лес, где происходит много удивительных событий, о которых предлагаем читателям узнать самим. Главное же, что хочет сказать нам Лагерлёф в своей легенде, — это то, что каждый человек способен на преображение, каждый может обнаружить в себе и в других душевное тепло.

  • 28 слайд

    Астрид Линдгрен «Телёнок на Рождество»Один из самых необычных святочных расск

    Описание слайда:

    Астрид Линдгрен «Телёнок на Рождество»
    Один из самых необычных святочных рассказов от всемирно известной писательницы, автора историй о Малыше и Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок, Астрид Линдгрен. Писательница переносит своих читателей в заснеженную шведскую деревушку, где в семье маленького Юхана накануне праздника Рождества умерла корова-кормилица. Это настоящее несчастье для бедной семьи, которая оказывается на грани нищеты. Родители в отчаянии: мальчик никогда не видел их такими безутешными. Конечно, по законам многих святочных рассказов, читатель ожидает, что все закончится благополучно. Однако Линдгрен усложняет повествование и вводит читателей в необычное измерение: главный герой начинает сомневаться в благих намерениях Господа и задает Ему жесткие вопросы: «Почему именно наша, самая бедная семья, попала в беду, ведь мы не сделали ничего плохого?»

  • 29 слайд

    Агата Кристи «Приключение рождественского пудинга»«Счастливого Рождества всем

    Описание слайда:

    Агата Кристи «Приключение рождественского пудинга»
    «Счастливого Рождества всем моим читателям», — желает в предисловии к своему очень необычному рассказу всемирно известная писательница, «королева детектива», Агата Кристи. Небольшой рассказ «Приключения рождественского пудинга» — это определённо самая добрая и уютная история о знаменитом литературном сыщике Эркюле Пуаро! Леди Агата повествует здесь о рождественском приключении Пуаро: находчивого бельгийского детектива приглашают на Рождество в одно старинное английское поместье и поручают расследовать дело государственной важности, связанное с кражей редкого драгоценного камня.

  • 30 слайд

    Отфрид Пройслер «Что случилось на Рождество»Одна из таких, совсем недавно пер

    Описание слайда:

    Отфрид Пройслер «Что случилось на Рождество»
    Одна из таких, совсем недавно переведенных на русский язык, сказок — короткий и очень трогательный рассказ «Что случилось на Рождество» об ангелочке, который помог герою — ослику — отыскать свою маму. Действие происходит в рождественскую ночь, и за двумя маленькими героями устремляются все, кого они встречают на своем пути. Одновременно с увлекательным действием, Пройслер рассказывает читателю важную историю о Рождестве Спасителя. Так сказка о поиске мамы превращается в историю о ежегодном чуде Рождества Христова.

  • 31 слайд

    Журнал «Фома» https://foma.ru/5-neozhidannyh-rasskazov-pro-rozhdestvo-ot-iz

    Описание слайда:

    Журнал «Фома» https://foma.ru/5-neozhidannyh-rasskazov-pro-rozhdestvo-ot-izvestnyh-pisatelej.html
    Культура РФ https://www.culture.ru/
    источник шаблона: Фокина Лидия Петровна
    учитель начальных классов
    Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
    Материалы интернета в свободном доступе

    Информационные источники

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Тема рассказа в рождественскую ночь чехов

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Тема рассказа в рождественскую ночь чехов

  • Сейчас обучается 895 человек из 81 региона

Тема рассказа в рождественскую ночь чехов

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Проверочная работа порассказу Аверченко «Специалист». 7 класс.

  • Рабочая программа по предмету «Чтение на родном русском»

  • Презентация Абат «Мукъаза къора аз (п), элп П п»

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном языке(русском) 3 класс

  • Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) начальное общее образование

  • Рабочая программа по родной русской литературе. 8 класс.

  • Урок родной (русской) литературы, 8 класс: Б. Л. Васильев. «Завтра была война». Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»

  • Сочинение-эссе на тему «Мои педагогические находки.»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Государственное автономное профессиональное учреждение Саратовской области «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока чтения

На тему: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Выполнила студентка 30 группы

Специальности: Преподавание в начальных классах

Белякова Ирина
Методист: Русина Т.В. ______

Учитель: Перепросова В.К.____________

Оценка__________

Саратов, 2020 г.

Тема: А. П. Чехов «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Тип урока: изучение рассказа

Цель: создать условия для знакомства с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька». Изобразить жизнь и внутренний мир мальчика, героя рассказа.

Задачи:

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения:

-Учить выделять главное; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; видеть идею, смысл; совершенствовать умение работать с иллюстрациями и цитатами рассказа.

-повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

-знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

-развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;

-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Здравствуйте! Меня зовут Ирина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Вступительная беседа

— Ребята, скажите, пожалуйста, мы можем оставаться к равнодушными к чужой беде? А почему нельзя? (Оставаться равнодушным нельзя, потому что людям нужно помогать, ведь когда-нибудь и тебе может понадобиться помощь. Нужно уметь сочувствовать, сопереживать, пытаться помочь)

— Как вы думаете, все ли всегда помогают другим людям? (не всегда люди могут помочь другому человеку в беде). Во всех ли ситуациях человеку можно помочь? (Нет, не всегда человеку можно помочь)

Когда-то давным-давно детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Родители были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом. Как вы думаете, а почему родители отдавали своих детей?

— Верно, для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко, особенно если ребенок был сирота, то жизнь его была тяжела, ведь никто не мог встать на его защиту.

— О жизни одного из таких детей повествуется в рассказе «Ванька».

— Написал это произведение Антон Павлович Чехов.

— Скажите, встречались ли вы раньше с произведениями данного писателя? (ответ учащихся)

3. Сообщение о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

Пьесы Чехова “Чайка, “Вишнёвый сад”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и сегодня ставятся в разных театрах мира.

4. Словарная работа

Цель: Ознакомить учащихся с незнакомыми словами.

Ребята, прежде чем, мы начнём читать, давайте разберем незнакомые слова.

заутреня – ранняя служба в церкви

клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом

кучер, ямщик – работник, который правит лошадьми;

подпасок – мальчик, помогающий пастуху;

шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут

ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов;

выволочка – наказание;

5. Первичное восприятие текста.

-Ребята, откройте учебник страница 23. Приступим к чтению текста.
Я начну читать текст. Ваша задача- как только я остановлюсь, продолжит тот, кого я спрошу.

-С каким настроением вы читали этот рассказ? Менялось ли оно? Когда и почему?

— Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет? ( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье к сапожнику ).

6.Физкультминутка

7.Вторичное восприятие текста.

— Я вам буду задавать вопросы, а вы эти ответы должны будете найти в тексте и зачитать.

1. Какая была жизнь Ваньки в деревне и в городе? Где он был счастлив и почему?

2..Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

3.. Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

4. Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка? (Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

5. Найдите отрывок о том, как и когда Ванька собирался писать письмо(Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. )

8.. Кому писал письмо Ванька? (Ванька писал письмо дедушке).

— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? (Милый дедушка, Константин Макарыч!)

9.. Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

10. Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).

8. Обобщение. Рефлексия

1. Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)

2. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.

(Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.)

4. Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

5. Как вы думаете, получит дедушка это письмо? (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)

6. Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Ванька пишет письмо накануне Рождества)

7. Как вы думаете, почему именно в ночь под Рождество пишет Ванька это письмо? — Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?-(Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить)

9. Итоговый этап урока

К какому виду литературного произведения мы можем отнести этот рассказ?

— комедии

— трагедии

— детективу

— Почему вы так считаете?

(Т.к. в произведении описана горькая сиротская судьба мальчика. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира)

-Что хотел показать автор своим произведением? (тяжёлую жизнь детей раньше)

— Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

— А теперь давайте вернёмся в наше время.

— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)

— С творчеством какого писателя вы сегодня столкнулись?

— Назовите произведение, с которым познакомились.

— Итак, наш урок подходит к концу, давайте ответим на главный вопрос :

Для чего А.П.Чехов написал это произведение? ( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом.

Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »

10. Домашнее задание.

Давайте представим, что письмо Ваньки дошло до его дедушки. Напишите письмо от дедушки для Ваньки. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

  • Тема рассказа злоумышленник чехов
  • Тема рассказа дети подземелья
  • Тема рассказа живые мощи
  • Тема рассказа живое пламя
  • Тема рассказа кавказ бунин