Тема рассказа тихое утро

В рассказе юрия казакова тихое утро в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель володя и простой деревенский парень
  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • Образ Яшки, является одним из лучших образов данного произведения «Тихое утро». Главным сюжет данного произведения, является отличие двух мальчишек, разность их характеров и взглядов на жизнь.
    Всё начинается с того, что приехавший друг Яшки, абсолютно не имеет понятия, что такое деревенская жизнь, и что здесь можно делать. Яшка, является главным персонажем данной работы. Он смелый деревенский мальчишка. В силу своего воспитания, он одет в рваные и старые вещи, которые практически ни когда не снимает. Яшка очень популярный среди деревенских парней, так как характер у него был ворчливый и не простой. Любимое занятие у Яшки, это была рыбалка. Именно ей он уделял большую часть своего свободного времени. Рыбалка для Яшки, это не только хобби, но и познавательное увлечение. Благодаря своей любознательности, мальчишка очень досконально изучает виды рыб, как их ловить и в каком водоёме она обитает. Приехавший друг из Москвы Володя, становиться тесно связан с Яшкой и его увлечением рыбалкой.   Несмотря на то что, Яшка постоянно ворчит по пустякам, их дружба продолжается. Именно своим хмурым лицом Яшка и отличался от других, тем самым ставя себя на первое место среди своих ровесников.
    Очень ярко выражались его тёмные руки. Именно руками он любил искать червей, дабы доказать свою любовь к этому занятию. Володя не знал, как правильно поступать в неких ситуациях, и ему приходилось просто молчать и слушать Яшку. В таком течении, между друзьями возникали ссоры, но они быстро забывались, когда Яшка показывал, как он умеет ловить рыбу. Сельская жизнь, приучила Яшку вставать очень рано, и этим он очень отличался от своего городского друга Володи.
    Но в один прекрасный день, на рыбалке, Володя по своей неосторожности попадает в воду. Видя это, Яшка понимает, что его городской друг начинает тонуть, не думая бросается в воду, дабы спасти товарища. Именно такого  поступка от Яшки не ожидал ни кто в деревне,  ведь Яшка прыгнул в незнакомый водоём, который даже был незнаком взрослым. В отчаянии, Яшка всеми силами спасет друга, забыв о тех недоразумениях, которые возникали в их отношении, не смотря на то, что они были абсолютно разные люди. Этот подвиг стал известен всем в округе, и Яшка стал ещё более популярным среди детей.
    Данная работа автора, дала пример многим читателям, о том, какой может быть сила воли юноши. Благодаря данному произведению, автор показал, какой может быть настоящая дружба. Эту работу по достоинству оценили многие современные писатели, что повысило карьеру  Михаил Михайловича Козакова.

  • Вот: В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.
    Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • План
    Введение
    Ю.П. Казаков пишет о типичных вещах с несвойственной стороны.
    Основная часть
    Володя и Яша — главные герои рассказа:
    — портретные характеристики героев;
    — характеры героев;
    Природа созвучна настроению мальчиков:
    — омут пугает своей глубиной;
    — Володя упал в воду;
    — Яша спасает приятеля;
    — слёзы Яшки.
    Заключение
    Оба героя проявили себя с лучшей стороны.
    Юрий Павлович Казаков — прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.
    В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?». Городской мальчик — полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • (1 вариант)
    Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.
    В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.
    Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.
    Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели.
    Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.
    (2 вариант)
    Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.
    В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом». Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади».
    Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».
    Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте».
    Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватясь за прибрежную осоку».
    Спокойствие природы противопоставлено тому, что происходит: «ярко светило солнце… радужно горела паутина между цветами… и все было так, как и всегда, все дышало покоем и тишиной… а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек…». Ветка тростника для Яши стала соломинкой, за которую хватается утопающий, а Володя чуть не утонул, потому что «одна нога его запуталась в траве».
    Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

  • В рассказе Казакова “Тихое утро” перд нами предстают два главных героя – Яшка и Володя. Яшка на правах местного жителя решил отвести своего нового друга Володю, приехавшего из Москвы, на рыбалку. Володя совершенно не приспособлен к деревенской жизни. Яшка смеется над ним, что тот даже на рыбалку одел ботинки, предлагая ему еще и галстук одеть.
    Яшка не понимает, как это не уметь различить звук заводящегося в поле трактора от обыкновенного мотоцикла.
    Яшка снисходительно относится к Володе. Тот в свою очередь немного завидует Яшке, который ходит босиком да еще такой шикарной походкой.
    Все эти чувства и ощущения отходят на второй план, когда Яшке предстоит сделать самое главное решение.
    Когда Володя начинает тонуть, он со страху убегает в деревню, но, сделав десяток шагов он понимает, что только он сможет спасти тонущего Володю. Однако и это сделать нелегко, так как Володя навалился всем весом на приплывшего Яшку. И вот уже Яшка может пойти ко дну. Он в ужасе отталкивает друга, спасаясь сам.
    На берегу к нему приходит осознание, что Володя пошел на дно и только Яшка может нырнуть и вытащить его. Что и делает Яшка.
    Главная мысль рассказа – не теряться в трудную минуту, сосредоточиться, собрать все свои силы и сделать тот единственный правильный шаг, который необходим в данную минуту. Ведь Яшка спас своего друга, не смотря на все разногласия, которые были у них в это утро, на разность взглядов на жизнь.

  • Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

    История создания

    Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

    Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

    Жанр, направление

    Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

    Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

    Смысл названия

    Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

    Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

    Суть: о чем рассказ?

    Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

    Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

    Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

    Главные герои и их характеристика

    Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

    1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
    2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

    Темы

    Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

    1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
    2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
    3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
    4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

    Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

    1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
    2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
    3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
    4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

    Основная идея

    Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

    Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

    Чему учит?

    В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

    Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

    Художественные особенности

    Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

    «Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

    Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

    Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

    Автор: Инна Колокольникова

    Тема урока : Гуманизм и проблематика рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»

    Тип урока: Урок открытия нового знания

    Целевые установки на достижение результата:

    — личностные:

    1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла рассказа;

    2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героев;

    3. показать, какие нравственные проблемы подняты в рассказе.

    — метапредметные

    1. создать условия для усвоения темы;

    2. создать ситуации успеха;

    3. развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

    4. обучать индивидуальной рефлексии достижения цели;

    5. развивать навыки самоконтроля.

    — предметные:

    1. познакомиться с рассказом Ю.П.Казакова «Тихое утро»;

    2. отрабатывать умение анализа текста;

    3. углубить понятие об эпитете.

    Найти ответы на проблемные вопросы:

    В чём смысл названия рассказа?

    Какие вечные гуманистические проблемы затрагивает в произведении автор?

    Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

    Оборудование: ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник, портрет писателя. отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»,

    Ход урока:

    I. Организация начала урока.

    Я рада вновь видеть ваши лица, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.  Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них день становится ярче, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет и радость подаренных вам улыбок и пронесите это настроение через весь урок.

    II. Вызов

    1. Стихотворение И. Никитина. (Читает ученик.)

    Утро.

    Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
    Белый пар по лугам расстилается.
    По зеркальной воде, по кудрям лозняка
    От зари алый свет разливается.
    Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
    Чуть приметна тропинка росистая.
    Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
    С листьев брызнет роса серебристая.
    Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
    Пронеслись утки с шумом и скрылися.
    Далеко, далеко колокольчик звенит.
    Рыбаки в шалаше пробудилися,
    Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
    А восток все горит-разгорается.
    Птички солнышка ждут, птички песни поют,
    И стоит себе лес, улыбается.

    2. Вступительное слово учителя.

    Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня мы проанализируем произведение Юрия Павловича Казакова «Тихое утро»

    — Что вы знаете о писателе Ю.П.Казакове?

    Сообщение учащегося

    Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве (в семье рабочего). Отец и мать его – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии.

    В школе в одном классе с Юрием Казаковым учился музыкант, который посещал ещё и музыкальную школу, где занимался в классе виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на виолончели, потом на контрабасе, так как пальцы были не очень гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Играл в джазовых и симфонических оркестрах.

    Между 1953 и 1954 годами его увлекает литературное творчество. Юрий Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Первые же из них принесли успех: «Арктур — гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.

    Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

    29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

    Работа с выставкой книг

    Книги Ю. Казакова:

    «На полустанке»

    «По дороге»

    «Лёгкая жизнь»

    «Голубое и зелёное»

    «Запах хлеба»

    «Двое в декабре»

    «Арктур — гончий пёс»

    Сборники рассказов Ю. Казакова:

    «Северный дневник»

    «Осень в дубовых лесах»

    «Во сне ты горько плакал»

    «Две ночи»

     Слово учителя

    Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. То же можно сказать и о произведении «Тихое утро». В нём писатель предстаёт перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки своих героев. А читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.

    3. Жанр произведенияТема, идея.

    а) — В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.

    — Что такое рассказ?

    (Рассказ –небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.)

    — Докажите, что «Тихое утро» — рассказ.

    Признаки рассказа:

    1. повествовательность;

    2. небольшой объём;

    3. небольшое количество героев;

    4. описание одного события, эпизода.

    4. Слово учителя.

    — Откройте, пожалуйста, текст произведения и настройтесь на его анализ.

    — Так каковы, по-вашему, цели и задачи нашего урока?

    Проследить за поступками, мыслями, чувствами героев рассказа, найдя, исследуя точки их нравственных   взлётов и падений, уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.

    — Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ.

     Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова:

    Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

    Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.

    У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосерды

    Гуманность – человечность, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

    — Вспомним главных героев рассказа. 

    а) Викторина «Узнай героя»

    1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
    2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

    3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным».

    4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

    б) Словарная работа

    — Что означают слова «кугА», бочАг?

    — Как называется такое художественное средство? (это диалектизмы)

    КугА — болотное круглостебельное, безлистное растение, которое идёт на плетушки разного рода и на оплёт стульев; губчатый тростник, осока.

    Куги́стое болото — обильное кугою. Кугови́на — место, заросшее кугою. Кугови́ккуговиче́к — постель, циновка, сплетённая из куги. Кужить, (ряз. орл.) — конопатить бочки и строения стеблями куги.

    БочАг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки.

    Постановка проблемного вопроса: Я прошу вас подумать над вопросом: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

    Учитель: Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)

    Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.

    1 группа – заполнение таблицы.

    Как автор описывает утро в деревне? (Выразительное чтение – с.182, 3 абзац) С какой целью дано это описание?

    Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Мирный радостный рассвет вдохновлял художников и музыкантов. Прослушайте отрывок из музыкального произведения композитора М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», чтобы лучше понять настроение Яшки.

    Прослушивание музыкального произведения.

    Какое утро у композитора? Какие чувства у вас возникли?

    — Что вы услышали?

    Ответы детей. (покой, тишина, умиротворение, радость)

    Учитель:  Прочитайте утренний разговор Яшки и Володи.

    Дети: чтение по ролям

    Учитель: Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение?

    Дети: Яшка не получил ожидаемого признания.

    Учитель: Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки (1 группа – заполнение таблицы – с.183)

    Дети: Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил.

    Учитель: А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (2 группа – заполнение таблицы, с.184)

    Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.

    Учитель: И вот наши герои отправляются на рыбалку. Как ведут они себя в дороге? Прочитайте.

    Дети: Сначала мальчики идут молча.

    Учитель: Как ведет себя Яшка?

    Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Когда Володе становится весело? 

    Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра. 2 группа – заполнение таблицы.

    Физкультминутка 

    На уроке отдохнём —

    На рыбалку мы пойдём.

    Накопаем мы червей,

    Удочку возьмём скорей

    И вприпрыжку побежим –

    Порыбачить мы хотим.

    В воду удочки закинем,

    Посидим тихонько.

    Рыбка, кажется, клюёт?

    Вытащим легонько!

    Ах, какая красота –

    Рыбка небольшая!

    Пусть живёт себе в реке –

    Выпущу тебя я!

    Быстро в школу побежим –

    Вот такой у нас режим!

    Рассмотрим эпизоды рыбалки.

    Учитель: где мальчики ловили рыбу? Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?

    Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду. 3 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Ребята выбрали место. Началась рыбная ловля. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)

    Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю. 1 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Можно ли считать их друзьями?

    Ответы детей.

    Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.

    Но судьба подготовила страшное испытание для Яши и Володи.

    Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).

    Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? 

    Найдите слова, показывающие его чувства.

    Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось. 1 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?

    Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него. 1 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?

    Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.

    Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.

    Учитель:  Как автор описывает природу в этот момент? (с.193) Какой художественный прием используется здесь?

    Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза. 3 группа – заполнение таблицы.

    Учитель: Яшка снова предпринимает попытку спасти Володю. Когда Яшка видит товарища под водой недвижимого, он все еще боится, что Володя опять схватит его. Но Володя уже не может сделать этого. Чем же заканчивается рассказ?

    Ответы детей.

    Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

    Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его.  Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему. 1,2 группы – заполнение таблицы.

    Учитель: В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?

    Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека. 3 группа – заполнение таблицы.

    5.Ответ на проблемный вопрос.

    Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

    Ответы детей.

    6. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?

    (В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.)

    7. Тест по рассказу «Тихое утро».

    1. Жанр произведения:

    а) очерк;

    б) рассказ;

    в) повесть.

    2. Композиция произведения:

    а) рамочная;

    б) ретроспективная;

    в) последовательная.

    3. В описании Яшки и Володи используется прием:

    а) сопоставление;

    б) сравнение;

    в) противопоставление.

    4. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:

    а) сравнение;

    б) гипербола;

    в) метафора.

    5. Яшка разозлился на Володю, потому что:

    а) ему пришлось самому копать червей;

    б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

    в) не дождался благодарности и восхищения.

    6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного… лица», потому что:

    а) все было позади;

    б) спасая Володю, не струсил;

    в) не дал погибнуть человеку.

    7. Автор не утаил от читателя:

    а) страха и колебаний Яшки;

    б) потерю удочки;

    в) обиду на Володю.

    8. Развязка в произведении:

    а) спасение Володи;

    б) слезы Яшки;

    в) описание омута.

    8. Подведение итогов.

    -Почему Володя стал самым дорогим человеком ?

    (Наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. Спокойно в природе, спокойно на душе у Яши, он повзрослел, проявив самые лучшие качества характера, придя на помощь другу.)

    9.Домашнее задание.

    Развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение считать героическим?»

    10. РефлЕксия. Самооценка

    Урок полезен, всё понятно.

    «5»

    Лишь кое-что мне трудновато.

    «4»

    Ещё придётся потрудиться!

    «3»

    Да, трудно всё-таки учиться!

    «2»

    11. Спасибо за урок!

    Урок наш окончен,

    И выполнен план.

    Спасибо, ребята,

    Огромное вам

    За то, что упорно,

    Усердно трудились,

    И знания ваши

    Вам всем пригодились

  • Тема рассказа прыжок л н толстого
  • Тема рассказа петька на даче
  • Тема рассказа первый вагон
  • Тема рассказа родинка шолохова
  • Тема рассказа сила детства