Тема рассказа теплый хлеб

История написания рассказ теплый хлеббыл написан г.к. паустовским в 1954 году. он больше обращен к детской аудитории. хотя война была

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›К.Г. Паустовский “Теплый хлеб” (материал для анализа текста)

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Анализ текста К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Крауц Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №65»

2 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

«Тёплый хлеб» Назови главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб» Назови главного героя-человека в сказке «Тёплый хлеб» Какое прозвище было у Фильки? Почему?

3 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Почему конь остался в деревне? А)   Его ранили Б)   Так захотел Панкрат В)   Конь не захотел идти дальше

4 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Кто выходил коня? А)   Мельник Б)   Бабка Фильки В)   Кузнец

5 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Почему коня кормили всей деревней? А)   Потому что конем мог воспользоваться любой житель деревни Б)   Потому что все любили этого коня В)   Потому что мельник не мог один прокормить коня

6 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Как Филька обидел коня? А)  Он сам съел предназначенный для него хлеб Б)  Он ударил потянувшегося к хлебу коня по морде и забросил хлеб далеко в снег В)  Он спустил на него собак

7 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!    И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.     Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.

8 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Что случилось после того, как мальчик плохо обошелся с конем? А)   Тут же налетел жуткий мороз, который заморозил воду, из-за чего и остановилась мельница Б)   Теперь на Фильку бросалось каждое встреченное им животное В)   Теперь любой хлеб, который ел Филька, становился черствым и невкусным

9 слайд Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведенияОписание слайда:

Какую историю рассказала бабушка Фильке? А)   О том, как она обидела когда-то солдата. Б)   О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В)   О том, как закончилась война.

10 слайд Описание слайда:

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

  – Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.  – От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку.

И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” – “Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.” – “А ногу куда девал?” – спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”, – отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик.

– Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.  – Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

  – От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. 

11 слайд Описание слайда:

Как Филька искупал свою вину, спасал деревню? А)   Он попросил прощения у коня Б)   Он уговорил деревенских ребят рубить в реке лед около мельницы, пока не появится вода В)   Он растопил лед на реке, бросившись в воду

12 слайд Описание слайда:

Кто помог Фильке исправить беду? В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг.

…А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.      Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.

С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. 

13 слайд Описание слайда:

О чем рассказывала сорока над плотиной? А)   О том, что она разбудила летний ветер. Б)   О том, что Филька – плохой человек. В)   О том, что она самая умная.

14 слайд Описание слайда:

Когда заработала мельница? А)   Вечером. Б)    Она сломалась навсегда. В)   Летом, когда потеплело.

15 слайд Описание слайда:

Что стали делать люди?

16 слайд Описание слайда:

Как Филька помирился с конем? А)   Попросил у него прощения. Б)    Он принес ему свежего хлеба с солью. В)   Он покормил его морковкой.

17 слайд Описание слайда:

Как конь отреагировал на извинения мальчика? Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

18 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? А) Расколоть лед на реке Б) Попросить прощения у коня В) Самому испечь хлеб

19 слайд Описание слайда:

Что Фильке было труднее всего сделать? Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

20 слайд Описание слайда:

О чем сказка «Теплый хлеб»? А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б)    О злых колдунах В)   О путешествии на необитаемый остров

21 слайд Описание слайда:

Какая пословица соответствует содержанию сказки? А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б)    Язык до Киева доведет. В)   Делу – время, потехе – час.

22 слайд Описание слайда:

Реальные мотивы в произведении Паустовского: А) Болтовня сороки Б) Панкрат-колдун  В) Раненый конь

23 слайд Описание слайда:

Сказочные мотивы в произведении Паустовского: А) Война Б) Панкрат-колдун  В) Раненый конь

24 слайд Описание слайда:

ВЫВОД Сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.

25 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Паустовский, «Теплый хлеб»: краткое содержание и анализ :

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы.

В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» – замечательный образец художественного мастерства писателя.

Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский.

“Теплый хлеб” – это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных.

Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. “Теплый хлеб” – это символ жизненной силы и душевной щедрости.

Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме.

Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. “Теплый хлеб” повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу.

Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном.

Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского “Теплый хлеб” повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей.

Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду.

Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь “общественный” и пострадал за правое дело.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. “Теплый хлеб” – рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым.

На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: “Да ну тебя!” Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи.

Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: “На вас, на христорадников, не напасешься!”

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз.

Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло.

Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: “Да ну тебя!” Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. “Теплый хлеб” рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов.

Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда.

Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. “Теплый хлеб” устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи.

Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное “угощение”. Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя.

Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер “от охлаждения сердца”.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. “Теплый хлеб” описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика.

Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается.

Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

“Путь Фильки был нелегким”, – пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы.

Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику.

Тот обозвал мальчика “бессмысленным гражданином” и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы.

Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода.

Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод.

Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой.

Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Примирение с конем

Рассказ Паустовского “Теплый хлеб” – замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука.

Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем.

Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб.

Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский “Теплый хлеб”. Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль.

Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость – со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом.

За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ “Теплый хлеб” (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал.

Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце.

Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе “Теплый хлеб” (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня.

Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину.

И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении “Теплый хлеб” он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло.

Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке.

А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину – теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в “Теплом хлебе” присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы.

События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного.

Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину.

Благодаря этому “Теплый хлеб” можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо.

Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог.

Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: “картуз”, “баталия”, “пожухли”, “нашкодил”, “треух”, “яр”, “осокори” и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины.

Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок – заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил.

Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности.

В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька – мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке.

А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность – одно из самых важных человеческих качеств.

«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского

Сказка написана в 1945 году, но тогда была ещё не ко времени.

Считается, что «Оттепель» как метафора наступающих в стране перемен после смерти Сталина (в марте 1953 года) введена в обиход Ильёй Эренбургом, чья одноимённая повесть вышла в майском номере журнала «Знамя» за 1954 год.

Но детский журнал «Мурзилка» встретил этот первый год без диктатора публикацией сказки Паустовского «Тёплый хлеб» (в № 1), в которой эта же самая метафора, а точнее аллегория, ясно и недвусмысленно развита автором.

Литературное направление и жанр

Реалистическая сказка-притча несколько напоминает опыты в этом же роде позднего Л.Н. Толстого. Свойственный обычной сказке элемент фантастики сведён до минимума, и даже этот минимум можно истолковать как воображаемый персонажами.

Так сорока воображает и хвастается (что, впрочем, фантастично уже само по себе), что это она договорилась с тёплым южным ветром, в то время как все считают, что тепло вернулось благодаря Филькиному покаянию.

Однако же по зрелом размышлении читатель (но, конечно, не «Мурзилки») должен сообразить, что в резком похолодании и затем столь же резком потеплении нет ничего ни необычного, ни тем более фантастичного для русской зимы.

А Филькиному покаянию может быть такая же цена, как Филькиной грамоте. Впрочем, отцом данного фразеологизма был, опять-таки, кровавый диктатор – Иван Грозный…

Тема и проблематика

Тема сказки – добро и зло в их влиянии на природу и жизнь людей. Однако и добро, и зло здесь не по-сказочному неоднозначны и в своём переплетении и перетекании образуют сложную и специфическую нравственную проблематику: загадочная природа зла, сила покаяния, возможность и невозможность прощения…

Сюжет и композиция

Действие происходит в том самом году, когда сказка написана. Советская армия, быстро наступая, оставляет убитых и раненых. В нашем случае – «всего лишь» раненого в ногу вороного коня. Крестьяне коня вылечили.

В послевоенную разруху они сами голодают, но конь считается «общественным, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага». Такова экспозиция сказки.

Конь стучался в калитки, и никто не отказывал ему в скудной еде, пока не постучался он к Фильке, жестоко его обидевшему. Такова завязка: обиженный конь «заржал жалобно, протяжно, махнул хвостом» – и всё утонуло в метели, а после метели наступил небывалый мороз.

Развитие действия состоит в том, чтобы установить причину вселенского зла в деревенском масштабе и, согласно жанровым законам сказки, победить его. Для этого нужно соблюсти ряд условий:

  1. Знать историю и быть готовым учиться на чужих исторических ошибках.
  2. Не дать заморозить своё сердце – сохранить сердечную способность к покаянию.
  3. Признав ошибку, сразу начать действовать, делать всё возможное для исправления ошибки.
  4. И только после этого искренне просить у обиженных прощения.

Соблюдя все эти условия, Филька заслужил свой катарсис, свои слёзы примирения, прощения и счастья – кульминацию, счастливо совпавшую с развязкой.

Герои сказки

В отличие от обычной народной сказки, здесь нет отрицательных героев, а поле битвы добра и зла – душа человека. Филька по прозвищу Ну Тебя – «не злой человек», – справедливо заключает сказку мельник Панкрат – носитель общедеревенской мудрости и морали.

Сила зла (мороз) и сила добра (тёплый ветер) – стихии. Но в силах людей эти стихии и прогнать, и призвать, как парадоксальным образом призывал зло Филька своим вечным неприятием, вечным «ну тебя».

Панкрат не учит Фильку и не воспитывает: он даёт ему час с четвертью на самостоятельный поиск выхода из создавшейся ситуации, и мальчик сам находит этот выход.

«Массовка» повести – «ребята и старики», что естественно: взрослые на войне или погибли, и связь поколений нужно восстанавливать через их головы, нужно возвращать в сознание нового поколения старые деревенские ценности, без которых ему не выжить – всё заморозится.

Прелестный образ вороного коня – доверчивого, но и обидчивого; сорока, несколько преувеличившая свою собственную роль во всей этой истории, – все эти разумные животные, привычные для сказки, на самом деле очень необычны и способны вызвать глубокий интерес как у юного, так и у взрослого читателя. Однако для последнего – это ещё и аллегории, на что ясно указывает «двойник» раненого коня – раненый солдат русско-турецкой войны, из-за которого случился такой же лютый мороз в исторически прошлый раз.

Этот прошлый раз помнит Филькина бабушка, толком даже не описанная в сказке, да это и не нужно. Образ бабушки чисто функциональный – это историческая память, без которой людям не выжить.

Видимо, был и позапрошлый раз, и позапозапрошлый и т.д. – этого бабушка уже не помнит.

Но поскольку всё повторяется, необходимый для выживания минимум исторической памяти – ближайшее прошлое, те условные «сто лет назад», о которых говорит Филькина бабушка.

Художественное своеобразие

Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.

Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке.

Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб.

Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул… тёплый ветер».

И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба.

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского

  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского

  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского

  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского

  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография

  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского

  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Урок литературы в 5 классе «К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Урок литературы в 5б классе

Тема урока:   К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

  • Тип урока:     урок открытия нового знания
  • Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать  понятия о  нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.
  • Предметные
  • -определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.
  • -анализа описанных событий, поступков героев.
  • – составления портрета литературного героя
  • МетапредметныеУУД:
  • Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме;
  • Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
  • Личностные :  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.
  • Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры,  учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. –  6-е издание, Москва «Просвещение» 2016

Ход урока

1.Мотивационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме.

(Слайд №1).Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога».

(Слайд №2)Да, действительно, все эти произведения написаны  замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.

  1. Ребята, послушайте следующие слова:
  2. Может быть тёплым день за окошком.
  3. Тёплой – улыбка, тёплою кошка.
  4. Тёплыми могут быть автора строки.
  5. Тёплым –  общенье на нашем уроке.
  6. Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)
  7. (Слайд№3) Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю.
  8. Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»)

А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся).  Почему автор назвал сказку именно так?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)

(Слайд №4) Итак, тема урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.  Записывают тему в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».

Размышления над эпиграфом урока. (Человек должен признавать свои ошибки и уметь их исправлять)

(Слайд№5)Какие задачи ставит перед нами  тема урока? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.)

3.Стадия выявление затруднения.

  • А мы наш урок начнём с проверки знания текста.
  • Задание «Лови ошибку!»
  • – Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)
  • – В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)
  • – Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

– В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)

– Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)

– Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)

– Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)

4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.72)

Для начала обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.

Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой,  почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).

Возвращаемся к сказке. Слово учителя.

Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время.  Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.  

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

(Слайд№6) Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..

  1. Составление кластера (в парах)
  2.                                       мир    

710. Анализ рассказа Паустовского Тёплый хлеб Русский язык

История создания

Сказка Константина Георгиевича Паустовского была написана черед несколько лет после войны, хотя в ней есть отсылка к военным событиям. Опубликовали её в журнале для чтения младших школьников «Мурзилка» в 1954 году.

Жанр

Жанр этого произведения – литературная сказка. В нём есть все особенности, присущие авторским сказкам. Это отношение автора к своим героям.

Так Паустовский показывает Фильку жестоким к раненому коню, даёт ему прозвище «да ну тебя», которое характеризует его как грубого и недоброжелательного героя. Затем, в конце истории, он описывает сцену, где мальчик плачет, оттого, что конь сначала не хотел мириться и не брал хлеб.

Следовательно, Филька осознал и исправил свой дурной поступок. Кроме того есть авторские эпитеты: «тёплый хлеб», «лютый мороз», «злобы людской».

Сюжет и тема

В деревне Бережки живёт мальчик Филька, он неласковый и молчаливый. Родители у него погибли, осталась только бабушка. Однажды к дому подошёл раненый конь. Он просил, чтобы его покормили. Конь был общественный, но жил на мельнице у Панкрата.

Мельник не мог его прокормить, поэтому конь подходил к домам, и все жители деревни кормили его всем, чем могли. Филька был раздражён, он кинул краюшку хлеба в сугроб и поругал коня. Тут же поднялся ветер и упал на деревню сильный мороз. Бабушка пришла домой к ночи и рассказала историю, про злого мужика.

Он когда-то совершил дурной поступок и не исправил его. После этого вымерзла вся земля, промёрзла река, мельница не работала, люди гибли от голода и холода. Такой же мороз пришёл в деревню и после Филькиного поступка. Ночью мальчик пошёл к Панкрату, и рассказал ему о том, что совершил.

Вместе они придумали план спасения деревни. Утром все вышли на реку, чтобы колоть лёд. Вскоре вода пошла на мельницу, стало теплее, и хозяйки испекли хлеб. Панкрат помирил Фильку с конём. Автор говорит нам, что только совместное дело может спасти ситуацию.

Человек не может жить и работать в одиночку, у него ничего не получиться. Кроме того поднимается тема добра и зла, ответственности за свои поступки.

Главные герои

Филька – мальчик, в начале сказки грубый, молчаливый и недоброжелательный, понял, что поступил жестоко и зло с конём. В конце произведения стал добрее, открытие. Он искренний, трудолюбивый человек. Панкрат – мельник, немолодой мужчина, мудрый, достойный, уважаемый всеми.

От него зависит жизнь в деревне, ведь если мельница не будет работать, настанет голод. Он добрый и справедливый. Конь Мальчик – был ранен во время войны. Приютил его только Панкрат. Конь как мог трудился на мельниц е, кормили его всей деревней.

Мальчик был покладистым и добрым, но обиду простил не сразу.

  • Композиция
  • Композиция произведения последовательная, вставлены только рассказы о злом мужике, который обидел солдата и о сороке, которая летала за тёплым ветром.
  • Все сочинения

Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Триединая цель урока: 

1. Образовательная:


— формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
— обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

— развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

— развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

— развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

— формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
— формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Этапы урока:

  1. Вызов
  2. Осмысление содержания
  3. Рефлексия

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

Словарная работа: добро, зло, теплый.

                                                 ХОД УРОКА

  1. Вызов

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Слово учеников: Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.

    1. Сообщение темы, цели и задач урока

Кроссворд  (слайд 1-12)

Вопросы кроссворда:

  1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
  2. Как называет автор спасенного коня? (вороной) 
  3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
  4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
  5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
  6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
  7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
  8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
  9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
  10.  Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)

Слово учителя: Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» (слайд 13).

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова? (слайд 14).

Учащиеся: Доказывают, приводят аргументы

Постановка цели

Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька. (слайд 15)

Учитель:  Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.

Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.

Учитель:  К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?

Учащиеся: Социально-бытовая сказка

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит (слайд 16-17)

Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, эгоист. Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.

  1. Осмысление содержания

Анализ образа главного героя.

Учитель: Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду) (слайд 18)

Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу? (слайд 19)

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы) 

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

 Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод:  научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Учитель: Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

3. Релаксация (включается музыка) (слайд 20)

 Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Учитель: А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка? (слайд 21)

Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба». Как же произошло примирение? (слайд 23)

Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)

Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»? (слайд 24)

Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость

Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый. (слайд 25)

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.

     Учитель:

  Немало встречается злого
  В любой человечьей судьбе.
  А скажут лишь доброе слово –
  И легче на сердце тебе.
  Но доброе слово такое
  Не каждый умеет найти,
  Чтоб справиться другу с тоскою,
  Невзгоды осилить в пути.
  Нет доброго слова дороже,
  Заветного слова того,
  Но редко, друзья мои, все же
  Мы вслух произносим его.

  Марк Шехтер

 Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?» Учитель: Всем спасибо за внимание! До свидания!

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы орга- низации взаимо-действия

Формируемые умения ( универсаль-ные учебные действия)

Проме- жуточ-

ный контроль

1.Мотива-ция. Самоопре-деление к учебной деятель-ности

Эмоциональ

ная , психологическая, мотивацион-

ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Оценивание готовности к уроку.  Оформление тетради к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные  материалы на рабочем месте. Демонстрируют готовность у кроку.

фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности

2.Целепо-лагание, планирование учебной деятельнсти.

Воспроизве-дение ранее изученного.

     1 .Как вы считаете, что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Стараются пересказать текст, т.е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.)

  1. Как вы считаете, для чего вам необходимо умение пересказать текст.

Это  умение, которое пригодится в жизни каждого человека ( умение пересказать книгу, фильм так, чтобы сохранить авторскую установку).

  1. Как вы считатете, какая цель нашего урока?

Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение.

( запись в тетради темы урока. Подготовка к изложению)

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Построение развернутых ответов на вопросы.

 фрон-тальная.

Личностные: положительно относится к учению,познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствавать имеющиеся.

Познаватель-ные :осознают учебно-познаватель-ную задачу.

Регулятивные : планируют в сотрудничес-тво с учителем, с одноклассниками , или самостоятель-но необходимые действия.

Устные ответы, вопросы для уточне-ния информации.

3..Актуали-зация и пробное учебное действие.

Беседа по материалам учебника, обсуждение выводов, их подтвержде-ние.

Тема.

1 Дома вам надо было прочитать текст упражнения 282

— О чем говорится  в тексте , какова ТЕМА текста;

— Давайте повторим, что такое ТЕМА?( то, о чем говорится в тексте) ; ( рассказ о музыкальной шкатулке)

-где нашли шкатулку ,

-опишите, как выглядит шкатулка ,

Лексическая работа : музыкальная шкатулка ,  медные валики с тонкими шипами ( демонстрация слайда с изображением внутреннего механизма шкатулки, демонстрация « живой» музыкальной шкатулки)

-почему шкатулка не играла,

-чем закончилась история о шкатулке .

Ребята, вам интересно узнать продолжение истории?

Слушают учителя, Построение развернутых ответов на поставленные вопросы.

Фрон-тальная, ндивидуальная.

Познаватель-ные : выполнят учебно- познаватель-ные действия, в  материализо-ванной и умственной форме ; осуществлют для решения учебных задач  

операции анализа, установление причинно- следственные связи.

Регулятивные :принимают и сохранят учебную задачу.

Коммуникативные : отвечают на вопосы, формулируют собтвенные мысли, высказывают и обосновыват свою точку зрения.

Устные ответы

4. Работа с текстом изложения

( упр.283 ( чтение и анализ)

Первичное восприятие текста. Тема. Идея .

Типы речи( повествование и опсание).

Стили речи( худо-жественный)

Средства художественной выразительности

План текста. Ключевые слова, лексическая и словарная работа.

Сейчас мы прочитаем продолжение рассказа о шкатулке. Именно этот текст мы будем с вами письменно пересказывать. Работаем внимательно .

1)Прочитаем текст и попробуем сформулировать тему и идею  текста.

Учитель читает текст упражнения 283.

-Какова тема  текста ( о чем говорится в тексте)?

( о пробуждении музыкальной  шкатулки, о чудесной мелодии )

-как можно озаглавить текст ( « Шкатулка проснулась», « Ожившая шкатулка» ,

« Чудесная шкатулка»)( записываем на доске)

2.Вопросы с целью понять, все ли поняли учащиеся при прочтении текста:

 -когда и где происходят события( осенью, поздней ночью, в старом гулком доме)

Лексическая работа:

старый гулкий дом ( запись на доске), объяснение учащимися значения слова

« гулкий»(учащиеся заранее работали со словарем)( звук слышится издалека, распространяется по всему дому,  здесь можно подобрать синоним — раскатистый ) -слушаем ответы.

— Какие события происходят в начале текста ( вступление, завязка сюжета) -в старом доме раздался звон и полилась мелодия)

Лексическая работа -звон, мелодия ( пишем на доске , слушаем ответы),учащиеся заранее работали со словарем).

-Почему жители дома испугались( шкатулка заиграла неожиданно).

-Почему это было неожиданно( потому что шкатулка была испорчена).

-Как играла шкатулка ?

— Чем закончилась история ?

Для какого ТИПА речи характерна  такая структура построения текста( завязка, развитие событий и развязка? ( повествование). Докажите.

Какие слова помогают уяснить последовательность событий( глаголы, называют их)

-присутствуют ли в тексте элементы другого типа речи?( описание).

-обоснуйте( докажите) ( назовите определения, которые относятся к слову ЗВОН)

Ребята, а к какому стилю речи можно отнести текст? (Какие стили речи вы знаете?)

-Художественный стиль.

-докажите :

-какие чувства  и эмоции возникат у вас ?

-при помощи чего достигается эмоциональное воздействие на читателя?

 Давайте найдем их в тексте* :

Эпитеты ( красочные определения, признаки предмета)-стеклянный переливающийся звон,таинственный звон. Т.Обр писатель красочно изображает  игру шкатулки.

Олицетворения ( изображение неодушевленных предметов, как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ) :  полилась мелодия, шкатулка неожиданно проснулась, шкатулка замолчала, ходики притихли от изумления.

Сравнение -будто кто- то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.

5) Динамическая пауза.

Ребята,  в тексте автор упоминает про ходики ( ходики изумились). Что такое ходики( записываем на доске).Дети зачитывают определения. Учитель записывает слово на доске, показывает слайд, как выглядят ходики. Ребята изображают маятник в часах.

( Ходики-небольшие настенные часы, упрощенного устройства с гирями )

6) Работа с планом текста.

Зачем необходима работа по составлению плана?( составляя план, мы выделяем микротемы, поиск ключевых слов помогает нам определять тему и основную мысль микротемы и озаглавит его)

1. Читаем первый абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

поздней осенью, в старом гулком доме, стеклянный переливащийся звон, чудесный звон, возникла полилась мелодия.

Как назовем первый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем

Пр. :Чудесный звон.

( выписываем на доске слова  : кто-то, будто)

2. Читаем второй абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова — неожиданно проснулась,многолетний сон, заиграла шкатулка

Как назовем второй пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-

Неожиданное пробуждение.

3. Читаем третий абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

играла долго, таинственный звон, ходики притихли от изумления.

Как назовем третий пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-

таинственный звон, )

4. Читаем четвертый абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

проиграла все песни, замолчала, заставить игать не смогли.

Можно обсудить-( Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла свои песни. Ее заставляли играть снова, бились над ней, чтобы она играла.Не просили и налаживали, а завтавляли,чтобы ее песни снова преобразили жизнь в старом доме.)

Как назовем четвертый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-Шкатулка замолчала навсегда)

( слайд « План и ключевые слова»)

  Какова же идея текста — слушаем ответы учащихся ( испорченная музыкальная шкатулка неожиданно проснулась и чудесным образом  заиграла. Ее мелодия чудесна, ее мелодия удивляет. Но чудо недолговечно. Старинный предмет могут хранить тайны и нужно оберегать и хранить эту красоту).

10 ) Пересказ текста по плану ,( пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова, пересказ всего текста, возможен пересказ в парах)

11)Пунктуационная работа.

На следующем уроке мы еще раз прочитаем текст , приступим к написанию черновика нашего текста

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. Рассуждают. Доказыват.

 Повествование -это рассказ о событиях в их временой последовательности,   в тексте можно выделить завязку ( вдруг раздалась мелодия), проследить развитие событий  (полилась мелодия, неожиданно поснулась, дом наполнялся таинсвенным звоном), понять чем закончилась истоия, найти развязку ( проиграла песни и замолчала) . В тексте много глаголов, они позволяют уяснить последовательность событий.

 Описание -это изображение предмета или явления путем раскрытия его признаков . Для передачи описания используются прилагательные ( в тексте опписывается чудесный звон ( мелодия ) -стеклянный, переливающийся звон,таинственный звон, чудесный звон)

Главная цель художественного стиля , это воздействие на читателя , передача эмоций и чувств.

эмоциональное воздействие достигается путем использования    средств художественной выразительности (языковые средства. )

Выполняют элементарные физические упражнения

Воспринимают информацию, выделяют микротемы, озаглавливают микротемы.

выполняют самостоятельно в тетради

Фронт-альная, групповая, индиви-дуальая.

групповая, индивидуальная

Личностные: способность к самооценке своих действий, умение соотнести свои действия с планируемым результатом.

Познавательные :поиск и выделение информации

; составление целого из частей ; выдвежение гипотез и их обоснование ;Ргулятивные :

уметь слушать в соответствии с речевой ситуацией

Личностная : понимают значение профилактики утомления для организма

Познавательные :составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста.

Устные ответы.Проверка домашнего задания. Проверка записей в тетради.

  • Тема рассказа тарас бульба
  • Тема рассказа рыцарь вася
  • Тема рассказа собирай по ягодке наберешь кузовок 3 класс
  • Тема рассказа после бала толстой
  • Тема рассказа прощание с другом