Тема рассказа тайное становится явным драгунский

денискины рассказы сборник веселых, забавных и часто очень поучительных историй о жизни маленького мальчика, написанный виктором драгунским. они охватывают

«Денискины рассказы» – сборник веселых, забавных и часто очень поучительных историй о жизни маленького мальчика, написанный Виктором Драгунским. Они охватывают собой несколько лет жизни героя, примерно от 5 лет и до средней школы.

Простым и понятным детям языком автор рассказывает детям о повседневных событиях, ссорах и затеях с друзьями, событиях школьной жизни и обыденных семейных ценностях. Современный ребенок сможет узнать себя в историях о незатейливом детстве советского мальчика, выросшего во дворе многоквартирного дома и часто предоставленного самому себе в поисках приключений.

Рассказы быстро стали детской классикой, неоднократно экранизировались и полюбились детям за легкость, веселость и живого главного героя. Последствие книга неоднократно переиздавалась и до сих пор остается одной из самых читаемых среди младших школьников.

Так как книга является классикой детской литературы, ее часто задают читать на лето, с кратким изложением для читательского дневника.
В этом случае достаточно выбрать несколько понравившихся историй и написать их краткий пересказ, дополнив ответом на вопрос, кто их написал.

Структура записи в читательском дневнике:

  • Автор, название книги, ее жанр и дата издания.
  • Список главных героев, возможны краткие отметки, кто кому и кем приходится.
  • О чем книга (краткое содержание, включающее основную мысль, важные события, сюжет и завершение).
  • Примечания – эту строку заполняет учитель после проверки каждого конспекта.

Важно!
Выбирать истории лучше не подряд, а те, которые действительно понравились и хорошо запомнились. Достаточно перечислить главных героев и максимально кратко описать содержание. Но если не получается сформулировать содержание в нескольких строках, то на помощь придет Википедия, в которой точно найдется подобная информация.

Краткое содержание рассказов

rasskazy 2 Достаточно трудно найти на всю книгу «Денискины рассказы» краткое содержание, ведь в нее входит 61 небольшой рассказ, каждый из которых является самостоятельным, хотя у всех них есть общий герой мальчик Дениска, его друзья и родители.

Он живой и светится…

Знакомство с этим маленьким мальчиком начинается с рассказа «Он живой и светится…». Герой играет в песочнице со своим лучшим другом Мишкой и ждет с работы маму. На улице постепенно темнеет, в небе загораются звезды, и больше всего Дениска хочет с мамой пить чай с баранками.

Мишка уговаривает его поменять на что-нибудь новый самосвал, подаренный Дениске папой. Но ни марки, ни круг для купания не стоят этой чудесной машины. Тогда Мишка дарит ему спичечный коробок со светлячком. Мишка убегает домой с игрушкой. Мальчик остается с этим жучком ждать маму дальше. Его волшебный зеленый свет, еле видимый через щелочку в коробке, заставляет мальчика забыть обо всем на свете и даже о своей тоске.

Когда приходит мама, она сначала сердится, что сын поменял такую хорошую машину на какого-то жука. Но потом объясняет ей, что живой и светящийся жук намного лучше самой дорогой игрушки.

Друг детства

rasskazy 3 Очень пронзительный рассказ – «Друг детства». Дениска долго думает, кем хочет стать, и в конце концов он решает быть боксером. Самая главное проблема в том, что ему нечем боксировать. У родителей в данный момент нет денег на покупку груши, и начинается поиск, по чему можно бить.

Тогда мама приносит ему старого медведя, уже убранного в кладовку. Узнав свою любимую детскую игрушку, которую обнимал перед сном, с которой так любил играться, мальчик понимает, что не сможет бить лучшего друга детства. Наверное, он никогда не станет боксером, но всегда будет хорошим другом.

Тайное становится явным

Один из самых популярных рассказов – «Тайное становится явным». Мама пообещала Денису пойти в Кремль, если мальчик съест всю кашу. Но тот так не любит манную кашу, ведь ее вкус нельзя исправить ни сахаром, ни солью, ни горчицей.

rasskazy 4 Единственным выходом кажется вылить в окно. Мама, увидев пустую тарелку, похвалила мальчика. Но тут в комнату вошел милиционер и незнакомый мужчина, у которого в шляпе и на плечах была это злополучная манная каша. Так Дениска понял, что все тайное обязательно станет явным и наказание найдет обманщика.

Одна из самых смешных историй, аннотация которого содержалась в каждом сборнике и по которому был поставлен фильм и мультик, – «Где это видано…». Мишку и Дениса приглашают участвовать в концерте и петь короткие частушки, которые должны пристыдить двоечников. Текст частушек очень нравится мальчикам, и они бойко выкрикивают слова на репетиции. Но на самом выступлении Мишка так сильно боится, что забывает свои слова.

Зрители смеются, несколько раз слыша одно и то же четверостишие, и смех еще больше пугает мальчика. Дениска хочет помочь и берет на себя текст частушки друга, но от волнения поет то же самое в очередной раз. Так друзья перехотели быть артистами.

Кот в сапогах

rasskazy 5 Рассказ «Кот в сапогах» повествует, как советские школьники могли сами себе организовывать праздники. В школе решили провести конкурс костюмов. Как раз в это время мама уехала в санаторий, а папа пропадал на работе.

Тогда Мишка и Денис решили сами придумать себе костюмы. Мишка оделся гномиком, а его друг после долгого бегания по квартире и при помощи соседей нарядился котом в сапогах.

Он использовал папины бахилы для рыбалки, мамину старую шляпу, а соседка одолжила ему хвост. Костюм кота выиграл, и Дениска получил в подарок две книги.

Важно!
В своих историях Виктор Драгунский часто подчеркивает ценность книг для детей. Книги дарятся им на день рождения, в школе за конкурсы и успешную учебу. Дети много читают дополнительно, как говорит герой, сверх программы.

Также подчеркивается важность для мальчишек мнения друзей и одноклассников. В школе класс несет ответственность за своего ученика, а ученик представляет класс. Поэтому, когда кто-то получает двойку или ведет себя плохо, стыдно становится не только перед родителями или учителями, но перед всем классом.

Ровно 25 кило

rasskazy 6 В рассказе «Ровно 25 кило» Дениска и Мишка узнают, что разыгрывается годовая подписка на журнал Мурзилка, но получат ее только те, кто весит ровно 25 килограммов. Друзья очень хотят выиграть этот приз. Мишка до конкурса выпивает пол-литра ситро и с водой весит 25,5 кг.

А вот Денис 24,5, и когда он с трудом влил в себя пол-литра сладкой воды, стал весить ровно столько, сколько надо. В итоге друзья решили поделить выигранную подписку, потому что Денису стыдно, что он обманул ведущего и хитростью добрал полкило за несколько минут. Но подписка этого стоила.

Здоровая мысль


rasskazy 7 В рассказе «Здоровая мысль» звучит самая главная детская истина, что мама каждого ребенка для него самая красивая и самая любимая.
Денис с другом пускали в луже корабли, но их так далеко отнесло дома, что они потерялись, и все многоэтажные дома казались одинаковыми.

Мальчики решили стоять во дворе и ждать, пока мама не выглянет, и тогда они точно найдут свою квартиру. Но Мишке повезло, старушка-соседка забрала мальчика с собой. А Денис наугад постучался в квартиру, где узнал, что он уже шестой заблудившийся ребенок, и получил яблоко.

Девушки из этой квартиры вспомнила, что видела мальчика с мамой выходящими из подъезда напротив, ведь его мама очень красивая. Дома мальчик предложил папе повесить мамин портрет на их доме, чтобы все знали, что она самая красивая, а мальчик больше не путал дома.

Куриный бульон

rasskazy 7 1 Про то, как Денис и папа вели хозяйство, написано в рассказе«Куриный бульон». Мама оставила им свежую курицу и сказала, чтобы папа сварил обед, если придет с работы пораньше. Папа доверил Денису состригать ножницами лишние перья, а потом вообще решил их опалить над горелкой.

Потом курицу долго мыли с мылом, потому что та стала черной от горелки. Потом доставали из-под шкафа, потому что она стала скользкой от мыла. А когда наконец курица попала в кастрюлю, пришла мама и рассказала, что, оказывается, ее еще надо было и потрошить.

Девочка на шаре

В рассказе «Девочка на шаре» описывается первая детская любовь Дениса. Находясь вместе с классом в цирке, мальчик увидел много всего интересного, но больше всего его удивила девочка на шаре. Голубоглазая девочка была очень красивой, тонкой и ловкой. Она увидела Дениса и улыбнулась ему, а он улыбнулся ей. Дома он только и говорил об этой девочке и хотел папу повести его в цирк.

Папа пообещал, но смог только через две недели. Когда они наконец-то пришли на представление, оказалось, что эту девочку зовут Таня, и она уже уехала во Владивосток. И ехать туда из Москвы очень долго, только лететь. Печальный Денис шел домой, и ему не хотелось даже мороженого. И папа его понимал мальчика в этой первой тоске.

Дядя Павел истопник

rasskazy 8 Очень интересен с точки зрения общественной идеологии рассказ «Дядя Павел истопник». В гости к маме Дениса пришла соседка Мария Петровна. Она возмущалась тому, что в доме проходит ремонт, из-за этого ее собака вынуждена гулять на балконе.

Мама Дениса считает, что самое главное, чтобы людям жилось хорошо, и ради этого можно перетерпеть ремонт и временные неудобства. А Дениса просто возмущает, что соседка сравнивает людей и животных, ему больше нравится дядя Павел, который со всеми здоровается словами: «Здравствуй, человек!».

И действительно, в советское время было очень уважительное отношение к детям как к будущим взрослым, которые должны будут вслед за родителями работать на благо страны и жить в светлом будущем.

Подзорная труба

Интересный момент воспитания детей описывается в рассказе «Подзорная труба». Денис не слушается и постоянно везде лазает, при этом рвет штаны и портит другие вещи. Тогда мама придумала по совету папы соорудить волшебную подзорную трубу, которую она может брать на работу и с ее помощью наблюдать за Денисом во дворе.

После изобретения в жизни мальчика наступил черный период, когда он уже не мог баловаться, ловить головастиков и вообще совершать всякие мальчишеские глупости, потому что чувствовал, что мама наблюдает за ним. Но потом он нашел эту трубу в ящике, смятую и явно не нужную. От обиды на маму он быстро затеял драку с пацанами и совершил в один день все эти глупости, которые боялся делать так долго.

Главные реки

rasskazy 9 Рассказ «Главные реки» посвящен теме подготовки к урокам. Денис во дворе заигрался с воздушным змеем и не успел сделать домашнее задание.

Конечно, на уроке отвечать вызвали именно его. За невыученное стихотворение Некрасова он получил двойку, но учительница дала ему шанс исправить оценку, если он ответит по внеурочному заданию и расскажет про главные реки Америки.

Оказывается, дети решили читать книжки сверх программы, чтобы расширить свои знания. Дети и друзья Дениса усиленно ему помогали, но он перепутал название реки и произнес миси-писи вместо Миссисипи. Глядя на рыдающих от смеха одноклассников и сползающую под стол учительницу, Денис понял, что есть вещи пострашнее двойки, и твердо решил учить уроки вовремя.

Полезное видео

Подведем итоги

Книга «Денискины рассказы» Драгунского сохраняет свою высокую среди детей популярность и сегодня, потому что все описываемые в ней события понятны каждому ребенку. И сейчас дети любят бегать с друзьями по дворам, что-то мастерить и выдумывать интересные игры, школьники забывают готовить уроки, родители требуют послушания, а мама кажется самой красивой. Несомненно, каждому младшему школьнику будет интересно прочитать поучительные забавные приключения мальчика из соседнего двора.

Вконтакте

Кто из нас не помнит Дениску Кораблева, знаменитого героя веселых рассказов? Эту замечательную книгу написал Виктор Юзефович Драгунский. «Денискины рассказы» легко воспринимаются на слух, поэтому их можно читать детям от четырех лет. Младшие школьники с удовольствием будут узнавать в книге себя: ведь им тоже не всегда хочется выполнять уроки, читать книги, заниматься дополнительно в летние каникулы, когда на улице жарко и все приятели играют во дворе.

Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы» поможет вам в ситуации, когда требуется немедленно освежить в памяти имена главных героев. Хотите узнать, о чем рассказывает данная книга? Ниже представлен пересказ произведения «Денискины рассказы». Краткое содержание текста позволит вам вспомнить основные моменты повествования, характеры главных героев, подлинные мотивы их поступков.

«Он живой и светится»

Данный рассказ начинается с того, что мальчик Дениска ждет во дворе свою маму. Она, наверное, задержалась в институте или в магазине, и даже не подозревает о том, что сын уже успел по ней соскучиться. Автор очень тонко подчеркивает, что ребенок устал и проголодался. По-видимому, ключей от квартиры у него нет, потому что уже начинает темнеть, в окнах зажигается свет, а Дениска не сдвигается с места. Стоя во дворе, он чувствует, что начинает замерзать. Пока наблюдает за происходящим вокруг, к нему подбегает друг Мишка Слонов. Увидев приятеля, Дениска радуется и на время забывает о своей печали.

530586

Мишка хвалит его игрушечный самосвал, хочет выменять его и предлагает Дениске различные предметы и свои игрушки. Дениска отвечает, что самосвал — это подарок папы, поэтому он не может его подарить Мишке или даже обменять. Тогда Мишка использует последнюю возможность заполучить игрушечный самосвал — он предлагает Дениске живого светлячка, который светится в темноте. Дениска очарован светлячком, его великолепным сиянием, которое распространяется из простого спичечного коробка. Он отдает Мишке самосвал, говоря: «Бери мой самосвал, насовсем, а мне отдай эту звездочку». Мишка довольный уходит домой, а Дениске становится уже не так тоскливо ждать маму, ведь он почувствовал, что рядом с ним находится живое существо. Вскоре мама возвращается, и они вместе с Дениской идут домой ужинать. Мама искренне удивляется, как сын мог променять хорошую игрушку на «какого-то светлячка»

Это только одна из историй, представляющая «Денискины рассказы». Краткое содержание показывает, что основной является тема одиночества и покинутости. Мальчик хочет домой, он устал и проголодался, но мама где-то задерживается и тем самым продлевает чувство внутреннего страдания Дениски. Появление светлячка согревает душу ребенка, и ему становится уже не так тяжело ждать появления мамы.

«Тайное становится явным»

Презабавная история, в которой Дениска отказывается есть манную кашу на завтрак. Однако мама остается непреклонной и велит ему съесть все до конца. В качестве «вознаграждения» она обещает сыну сводить его в Кремль сейчас же после завтрака. Дениску весьма вдохновляет такая перспектива, однако даже это не может помочь побороть его нелюбовь к манной каше. После очередной попытки положить в рот ложку с кашей Дениска пробует ее посолить, поперчить, но от данных действий она не улучшается, а только портится, приобретая совершенно невыносимый вкус. В конце концов, Дениска подходит к окну и выливает кашу на улицу. Довольный ставит пустую тарелку на стол. Внезапно входная дверь растворяется и в квартиру входит человек, с ног до головы перемазанный манной кашей. Мама в растерянности смотрит на него, а Дениска понимает, что в Кремль ему уже не попасть. Мужчина с возмущением рассказывает о том, что собрался фотографироваться, поэтому надел свой лучший костюм, и вдруг на него сверху из окна полилась горячая каша.

530583

Это вторая история, представляющая «Денискины рассказы». Краткое содержание показывает, что рано или поздно все скрываемое обнаруживается и приносит большие неприятности.

«Сверху — вниз — наискосок»

Однажды Дениска, Мишка и соседская девочка Алёнка гуляли возле дома. А в их дворе шел ремонт. Ребята слышали и видели, как малярные работники собирались уходить на обед. Когда маляры ушли обедать, то оказалось, что бочонки с краской они оставили во дворе. Ребята принялись красить все, что попадется под руку: лавочку, забор, дверь подъезда. Им было очень интересно наблюдать, как краска сама выходит из шланга и стремительно окрашивает все вокруг. Алёнка даже себе ноги умудрилась покрасить, чтобы стать похожей на настоящего индейца.

530584

Это третья история, представляющая «Денискины рассказы». Краткое содержание показывает, что Дениска, Мишка и Алёнка — веселые ребята, хотя им здорово досталось за тот случай с краской.

«Зелёнчатые леопарды»

Вы любите болеть? Нет? А вот Дениска, Мишка и Алёнка любят. В этом рассказе они делятся с читателями преимуществами разных видов болезней: от простой простуды до ветрянки и ангины. Притом самой «интересной» болезнью друзья считают ветрянку, потому что в момент обострения заболевания у них появлялась возможность быть похожими на леопардов. А еще, считают ребята, «главное, чтобы болезнь была пострашнее, тогда что хочешь купят».

Основную мысль рассказа вполне иллюстрирует его краткое содержание. В. Драгунский («Денискины рассказы») подчеркивает, что внимание к больному ребенку всегда больше, но очень важно оставаться все-таки здоровым.

«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»

Однажды Дениска с Мишкой опаздывали в школу. По дороге они решили придумать достойное оправдание, чтобы им не очень попало от классного руководителя, Раисы Ивановны. Оказалось, что придумать правдоподобную версию не так просто. Дениска предложил рассказать, что они якобы спасали маленького ребенка из огня, а Мишка хотел поведать о том, как малыш провалился под лед и друзья его оттуда вытаскивали. Не успели они доспорить, что лучше, как пришли в школу. Каждый из них выдвинул свою версию, отчего всем стало ясно, что они обманывают. Учительница не поверила им и поставила обоим неудовлетворительные отметки.

530587

Основную мысль данного рассказа подчеркивает его краткое содержание. В. Драгунский («Денискины рассказы») учит тому, что не следует обманывать взрослых. Лучше всегда говорить правду, какой бы она ни была.

«Где это видано, где это слыхано»

Презабавная история, в которой Дениска с Мишкой берутся выступать на школьном утреннике. Они вызываются спеть дуэтом, говорят всем, что справятся. Только на выступлении вдруг случается недоразумение: Мишка почему-то поет один и тот же куплет, а Дениске в связи с возникшей ситуацией приходится ему подпевать. В зале слышен смех, кажется, их дебют не удался. Основная мысль: нужно лучше готовиться к важным мероприятиям.

«Хитрый способ»

В этом рассказе Дениска изо всех сил старается придумать способ, который позволил бы маме меньше уставать в работе по дому. Как-то она пожаловалась на то, что едва успевает мыть за своими домочадцами посуду и в шутку объявила о том, что если ничего не поменяется, она откажется кормить сына и мужа. Дениска стал думать, и ему в голову пришла замечательная идея принимать пищу попеременно, а не всем вместе. В результате выходило, что посуды будет уходить в три раза меньше, оттого и маме было бы легче. Папа же придумал другой способ: взять на себя обязательство ежедневно мыть посуду вместе с сыном. Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно помогать своим родным.

Год:
1959 Жанр:
цикл рассказов

Главные герои:
мальчик Денис Кораблев, родители Дениса и друзья

В сборнике несколько рассказов.

Он живой и светится

Сюжет рассказа разворачивается вокруг главного героя Дениса Кораблева. Мальчик долгое время проводит во дворе, ожидая свою маму. Она задерживается на работе или в магазине. Уже начинает темнеть, а ее все нет и нет. Денис стоит, как вкопанный, не двигается с места. Он уже устал и хочет кушать, но у него нет ключей от дома, поэтому ребенок вынужден ждать на улице.

К Денису подошел его старый товарищ Миша Слонов. Мальчик обрадовался при виде друга, хоть на несколько минут он забыл о своем одиночестве. Мишке очень понравился Дениса игрушечный самосвал. Он предлагает ему осуществить бартер – обменяться игрушками, но Денису самосвал дорог, так как это подарок отца. Мишка использует последний шанс и достает живого светлячка. Денис в восторге от животного, это подтверждают его слова: «Он живой и светится». Мальчик испытывает удивительные эмоции, наслаждается чудесным сиянием, исходящим из спичечного коробка. Теперь он готов отдать все, чтобы заполучить его. Мишка отправляется в сторону дома, а Денису стало не так одиноко. Рядом с ним было настоящее живое существо.

Спустя некоторое время мама вернулась, и они отправились домой. Мама была удивлена поступком сына, как он мог променять отличную игрушку на какого-то светлячка. Хотя она не задумывается о том, что Денису было так одиноко и печально ждать ее, а этот светлячок согрел его душу.

Тайное становится явным

В одно прекрасное утро, с Денисом произошла интереснейшая история. Мама заставляла его кушать манную кашу. Но мальчик просто ненавидел ее. Всячески пытался уговорить маму, чтобы не есть это блюдо, но у него это не получилось. Мама твердо стояла на своем и приказала Денису все съесть до последней ложечки. Чтобы подбодрить сына, она дает ему слово, что после завтрака пойдут в Кремль. Но даже такой замечательный стимул не помогает Денису справиться с отвращением к нелюбимой пище.

Ребенок пробует, и солить, и перчить кашу, но от этого она еще больше портит свои вкусовые качества, и становится абсолютно несъедобной. В итоге мальчик выливает блюдо прямо в окно. Денис ставит пустую чашку на стол и радуется.

Вдруг раздается звонок в дверь и входит незнакомец, полностью облитой кашей. Мама шокировано смотрит на этого человека, а Денис понимает, что поход в Кремль уже отменяется.

Незнакомый мужчина возмущается и рассказывает им, что он одел один из лучших своих костюмов и собирался фотографироваться, а тут откуда не возьмись сверху полилась манная каша.

Рассказ учит, что со временем правда всплывает наружу и становится явной. Последствия вранья могут быть колоссальными, поэтому следует говорить правду, чем сладкую ложь.

Сверху – вниз — наискосок

Трое приятелей Аленка, Денис и Мишка часто играли во дворе. Летом шел ремонт, и друзья помогали строителям, чем могли. Ремонт подходил к концу, ребятам было даже грустно.

В один день пришли три красивые девушки в спецодежде, а на голове у них были газетные шляпки. Их звали Санька, Нелли и Раеечка. Они были очень веселыми и интересными дамами. Выполняли они малярные работы во дворе.

В один день Санька спросила у ребят, сколько было времени, услышав, что приближался двенадцатый час, девушки встали и отправились на обед, оставив краску и шланг во дворе.

Товарищи сначала сомневались и не трогали краску, но затем ими овладел интерес. Ребята начали все вокруг поливать из шланга, краска напором разлеталась в разные стороны. Аленка решила покрасить себе ноги, как у индейцев. Затем ребята так увлеклись, что покрасили все тело девочки вплоть до волос. После этого вышел мужчина абсолютно весь в белом. Его ребята также облили краской. Он выпучил глаза и не отходил с места, и Денис смотрел прямо ему в глаза, и дальше продолжал держать шланг. Оба были шокированы происходящим.

После этого случая, всем ребятам хорошо попало, долгое время их родители не выпускали из дому. Когда Денис вышел во двор, Санечка подшучивала над мальчиком, предлагала ему быстрее подрасти и работать в одной бригаде.

Зелёнчатые леопарды

Мишка, Аленка и Денис затеяли запустить ракету. Для этих целей они подготавливали место в песочнице. Вырыли огромную яму, накидали туда стекляшек и оставили место для самой ракеты. Тут Мишка предложил вырыть боковой выход, чтобы газ с ракеты выходил без препятствий. Ребята принялись за дело, но в скором времени устали.

Откуда не возьмись, появился Костик, который неважно выглядел. Он совсем похудел и был бледен. Приятели поинтересовались здоровьем Кости. Оказывается, он недавно переболел корью. Ребята начали его расспрашивать. Друзья начали бурно обсуждать разные виды болезней и их преимущества. Они любят болеть, так как родители в это время покупают много игрушек и жалеют. Вот Кости, например, разрешили съесть целую банку варенья. Самой увлекательной болезнью Мишка, Аленка и Денис считают ветрянку, так как можно обмазаться зеленкой и быть похожими на леопардов. Но в конце беседы понимают, что со сломанной ногой на велосипеде не покатаешься.

Ребята снова принимаются за работу. К ним подключается Костя.

Пожар во флигеле или подвиг во льдах

Как-то раз Денис с Мишкой опаздывали на урок. Ребята заигрались в хоккей и забыли про время. Они стали переживать, что вызовут их родителей в школу. В пути они стали придумывать различные истории, которые должны были оправдать их опоздание. Они очень боялись своего учителя Раису Ивановну и поэтому решились на такой поступок. Каждый из них придумывал свою версию. Сначала Денис предложить соврать, что они ходили зубы вырывать, но Миша не одобрил эту идею. Затем Денис желал поведать о том, что они спасали малыша из горящего дома, а вот Мишка хотел рассказать, что маленький ребенок упал на пруду под лед и они с приятелем осуществили спасательную операцию.

Спор продолжался на протяжении всего пути. Не договорившись друг с другом, каждый начал рассказывать свою историю. В результате получилось не совпадение историй и всем стало ясно, что мальчики врут. Одноклассники стали громко смеяться, особенно Валера, который предчувствовал свою двойку за не правильно написанное предложение. Тогда классная руководительница поставила мальчикам плохие отметки и велела больше не лгать.

Произведение учит рассказывать правду, не зависимо от того, приятная она или нет. Рано или поздно истина станет известна всем.

Хитрый способ

Дениса мама вышла в отпуск. Она злится из-за того, что вместо отдыха ей приходится три раза в день мыть посуду. Она поручила мужу и сыну найти способ, чтобы облегчить ей работу по дому.

Дениска взялся за голову и начал усердно думать, а папа спокойно сидел и слушал радио, читал газеты и отдыхал на диване. Мальчик хотел придумать прибор, который мог самостоятельно мыть и вытирать посуду. В конце концов, у него ничего не вышло.

В этот раз мама на стол не накрывала. Угрожала тем, что не будет кормить мужа и сына до тех пор, пока они не решат вопрос с мытьем посуды. Денис очень проголодался и обещал раскрыть хитрый способ, который он придумал, но только за обедом.

Семья начала обедать, и Денис поведал о своем хитром способе. Дело заключалось в том, что необходимо кушать по отдельности, тогда посуды будет в несколько раз меньше. Папа поест, потом мама, а в конце Денис. Тогда придется мыть только одну чашку. Родители засмеялись. Этот вариант не подходил, так как не соблюдаются гигиенические нормы. Мальчик заявил, что абсолютно не брезгует родных. Тогда отец засучил рукава и позвал сына. С этого момента они стали помогать маме мыть посуду. Вот такой нехитрый способ нашел отец.

Рассказ учит
, что необходимо оказывать помощь родным и близким.

Картинка или рисунок Драгунский — Денискины рассказы

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шукшин Земляки

    Старик Анисим Квасов шел на свою делянку накосить для коровы травы. Направлялся он к предгорью, оставляя деревню позади. Здесь с давних пор были покосы. В пути он размышлял о жизни и смерти, вспоминал голодные годы и своего любимого коня

  • Краткое содержание Лихачев Письма о добром и прекрасном

    В данной книге трудно выделить какой-то сюжет, есть только своего рода наставления и поучения автора. Состоит она из нескольких подзаголовков, в каждом из которых раскрывается проблематика того или иного нравственного вопроса.

  • Краткое содержание Бедные люди Достоевского

    Этот роман Федора Михайловича состоит из писем двух его главных героев – Варвары Доброселовой и Макара Девушкина. Они доводятся друг другу дальними родственникам

  • Краткое содержание Круглянский мост Быкова

    В яме сидел Степка Толкач, вспоминал, что случилось несколько дней назад. Рассуждал о жизни, о том, как ему непросто приходится защищать Родину в этом партизанском отряде.

  • Пикуль

    Пикуль вышел из простой крестьянской семьи. Когда он родился семья жила в Ленинграде. А произошло это 13 июля1928 года. Его воспитанием занималась бабушка, благодаря которой он полюбил читать. В школе он любил рисование и акробатику.

скачать

Аудио рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Дениска не любил манную кашу. Мама обещала повести его на прогулку в Кремль после того, как он съест кашу. Мама ушла на кухню. А Дениска остался наедине с кашей. Каша была густая. Сначала Дениска подлил в кашу кипятку. Всё равно было скользко, липко и противно. Потом он её посолил, стало ещё хуже. Затем подсыпал сахару. Потом вспомнил, что с хреном можно многое съесть. В Кремль-то хочется. Дениска высыпал в тарелку из баночки весь хрен, который в ней был, попробовал. У него глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание. Дениска подбежал к окну и выплеснул в открытое окно всё содержимое тарелки. Сел за стол, и тут вошла мама. Она обрадовалась, что «парень-молодец» съел всю кашу до дна и велела одеваться. Но в дверь вошёл милиционер, Он подошёл к окну, затем пригласил войти «пострадавшего». «…И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине…

А когда мама вернулась… я себя пересилил, подошёл к ней и сказал: — Да, мама, ты вчера правильно сказала. Тайное всегда становится явным!- Мама… смотрела долго-долго и потом спросила: — Ты это запомнил на всю жизнь?- И я ответил: — Да.»

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня я напишу наш отзыв о книге Виктора Драгунского »Денискины рассказы».

Моей внучке, как и многим другим школьникам, задали на лето прочитать целый список книг. Среди этих книг были и рассказы Виктора Драгунского. Я купила Юле книгу »Денискины рассказы» и она с большим удовольствием прочитала ее всю. А потом и я читала эту книгу и вспоминала свое детство.

  1. О книге »Денискины рассказы » в целом.
  2. Герои книги.
  3. Виктор Драгунский. Немного биографии.
  4. Краткое содержание некоторых рассказов из книги:

»Он живой и светится»

»Тайное становится явным»

»Главные реки»

»Друг детства»

Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…»

5. Фильмы, снятые по рассказам В. Драгунского

О книге »Денискины рассказы» в целом

Купила я книгу »Денискины рассказы» небольшого формата, в твердом переплете, издательство Москва Росмэн. Книга иллюстрирована. В этой книге нет всех рассказов про Дениску, всего 17. Но Юля, моя внучка, все их прочитала. Потом прочитаем и другие рассказы, которых не было в книге.

Рассказы Виктора Драгунского читаются очень легко. Я, бабушка, сама с удовольствием перечитывала рассказы, которые читала в детстве. Кто не помнит знаменитый отрывок » Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год…»

Огромное количество людей выросло на этих историях. Хоть книга и была написана в прошлом столетии, она и сейчас нравится современным школьникам и детям старшего дошкольного возраста. Главный герой книги — Денис Кораблев, обычный школьник, который не всегда учит уроки, иногда опаздывает в школу, и с ним происходят забавные истории.

Герои книги

Действие рассказов происходит в 1960 году. Денис жил в Москве вместе с родителями. Героями книги являются:

1.Денис Кораблев, школьник младших классов.

2. Мишка Слонов, его одноклассник и близкий друг.

3.Аленка — соседка Дениса.

4. Папа Дениса.

5. Мама Дениса.

6. Раиса Ивановна — учительница литературы.

7. Борис Сергеевич — школьный учитель музыки.

8. Костя — друг Мишки и Дениса.

Виктор Драгунский. Немного биографии

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Так сложилось, что его родители, беларусские эмигранты, перехали в Америку в поисках лучшей жизни. Через год мальчик с родителями вернулся на родину в Гомель.

Детство Виктора прошло в дороге. Его отчим возил с собой на гастроли. Потом семья Драгунских переехала в Москву. Виктор рано начал работать. Был и токарем, лодочником, учился актерскому мастерству. Работал в театре »Синяя птица». Был в цирке на цветном бульваре клоуном в рыжем парике.

Театр стал для Драгунского отправной точкой, который привел к писательскому мастерству.

Во время Великой Отечественной войны был в ополчении, потом выступал с концертными бригадами.

Когда Виктор работал в цирке, он замечал, как хорошо на его выступления реагируют дети. Работая клоуном, он завоевал любовь у маленьких зрителей.

У Драгунского родился сын Денис. Отец наблюдал за сыном, записывал истории, которые с ним происходили. Его сын стал протатипом главного героя » Денискиных рассказов».

Рассказы сразу завоевали большую популярность у читателей. Всего было написано около 90 рассказов. Рассказы принесли Драгунскому писательскую славу.

Сын писателя Денис стал литератором.

» Денискины рассказы» чиатются очень легко, с интересом. Автор так талантливо описал бытовые ситуации, над которым и посмеяться можно и порассуждать.

Произведения Драгунского вошли в классику детской литературы.

» Он живой и светится»

Мальчик во дворе ждет маму, а она задерживается. Денис очень расстроен, ему грустно и одиноко. Тут приходит его друг Мишка. Он увидел у Дениса красивый самосвал и пытается заполучить его, предлагая Денису разные предметы. Денис не хочет меняться, ведь самосвал — подарок папы.

И тут Мишка предлагает светлячка, который светится в темноте. Денис меняется. И ему уже не так одиноко ждать маму.

Дома мама удивляется, что он обменял машину на » какого-то светлячка». Денис отвечает: » ведь он живой и светится».

Светлячок согрел душу мальчика, которому без мамы было очень тоскливо и одиноко.

‘Тайное становится явным»

Забавная история, в которой Денис отказывается есть манную кашу. Но мама обещает его сводить в Кремль, если он все съест. Денис пытается улучшить вкусовые качества ненавистной каши: солит ее, перчит. Но от этого она не становится вкуснее. И тогда он находит выход: открывает окно и выливает кашу на улицу, думая, что проблема будет решена.

Но тут открывается дверь и входит человек, весь перемазанный кашей, а с ним милиционер.

До Дениса доходит смысл слов » Тайное становится явным». Все, что хочешь скрыть, рано или поздно обнаружится и тогда неприятностей не избежать.

»Главные реки»

Рассказ о том, как Денис не выучил урок, а его вызвали к доске. Никакие подсказки одноклассников не помогли.

Денис попадает в комическую ситуацию и запоминает урок на всю жизнь.

История учит делать уроки постоянно, а не от случая к случаю.

»Друг детства»

Рассказ очень трогательный. Денис решил заниматься боксом, просит родителей купить ему боксерскую грушу. Мама предлагает вместо груши взять старого плюшевого медведя.

Денис нашел медведя и вспоминает свое детство, как он играл с игрушкой. И ему становится жалко медведя. Не стал он предавать друга детства и использовать его вместо боксерской груши.

»Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»

Мальчики заигрались и опоздали в школу. По дороге они придумали оправдание. Денис предлагает рассказать, как на пожаре они спасают ребенка. Мишка придумал свою историю, в которой они спасают мальчика, провалившегося по лед.

Придя в школу, каждый по очереди рассказывает свою историю. Учительница рассердилась за то, что они опоздали и еще врут и влепила им двойки.

Не следует обманывать взрослых, лучше уж говорить правду.

Вот такое краткое соджержание некоторых расказов, которые больше запомнились и понравились.

Фильмы, снятые по рассказам В. Драгунского

Книга нравится детям. Читая рассказы о Денисе, переживаешь вместе с ним его приключения и истории. Добрые и хорошие вечатления остаются посде прочтения книги Виктора Драгунского » Денискины рассказы». Многие истории впоследствие были экранизированы.

С удовольствием мы смотрели фильмы про Дениса Кораблева.

»Веселые истории’
‘ —

Первый фильм, снятый по рассказам Драгунского. Герои фильма — Денис Кораблев, Мишка, Аленка, Леночка живут в московском доре. Они как и все дети любят цирк, зоопарк, но не любят манную кашу, домоуправа, который мешает им исполнять во дворе разные цирковые трюки.

»Девочка на шаре»

Денис был в цирке. Ему понравилось выступление девочки на шаре.

»Капитан»

Cтарый фильм, был снят по рассказу » Расскажите мне про Сингапур». В гости приехал дядя Дениса, капитан дальнего плаванья.

»Где это видано, где это слыхано»

Смешная история. Денис, не обладая музыкальными способностями, вызывается петь на школьном вечере частушки.

Отличная кинокомедия для детей и взрослых.

‘Подзорная труба»

У мама и папы Дениса появилась подзорная труба, которая помогает им наблюдать за мальчиком.

Если вы не смотрели фильмы, поставленные по рассказам Драгунского, можете освежить память и посмотреть с детьми. Получите море удовольствия, это точно.

Ну что еще сказать в заключении? Книга В. Драгунского » Денискины рассказы » понравилась моей внучке. Книга о школьниках, о их жизни дома, во дворе и в школе. Любой ребенок посмеется над забавными приключениямии Дениса Кораблева, главного героя рассказов.

А взрослые, мамы, папы, бабушки и дедушки, совместно читая с детьми книгу, окунуться в прекрасный мир детства, вспомнят свою школьную жизнь и получат море удовольствия.

Делитесь информацией с друзьями.

С уважением, Ольга.

Тема: «В. Драгунский «Тайное становится явным»»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным; развитие навыка беглого выразительного чтения, умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст.

знать биографию В. Драгунского;

уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2класс, 2 часть («Школа России»); презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

— Здравствуйте, ребята!

— Ребята, какое у вас настроение?

— У меня и у вас хорошее настроение, значит, все у нас получится.

— Проверьте готовность к уроку.

— Садитесь.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Готовят рабочие места

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог

Практический: выразительное чтение

4-5 мин

— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? О каком произведении, какого автора?

— А какое у вас было домашнее задание?

— Давайте же проверим, как вы справились. Прочитаем сказку выразительно по цепочке.

— Молодцы, ребята!

— Прочитайте загадку скороговоркой, а потом выразительно. Запишите отгадку.

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке чистой.

Рот открыл я, сколько мог, —

Откусил большой кусок!

Он мне сладеньким казался –

Очень кислым оказался!

О произведении Г. Остера «Будем знакомы»

Выразительное чтение

Выразительно читают по цепочке

Записывают отгадку

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Практический: работа с поговоркой

Словесный: обсуждение

4-5 мин

— Расшифруйте поговорку. Как вы понимаете ее смысл?

еНт йТо ыаТйн, оЧт еН Слата Бы овЯнй.

— Ребята, вам подсказка, с какой по размеру буквы начнете читать?

— Правильно. А как вы понимаете это выражение?

— Ребята, на странице 159 прочитайте название произведения. Что вы заметили?

— Как вы думаете, о чем это произведение?

— Как автор попытается нам доказать, что тайное всегда становится явным?

— Ребята, прочитайте, кто написал это произведение.

— А что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

Расшифровывают поговорку

С заглавной.

Нет той тайны, что не стала бы явной.

Ответы детей

Предположения детей

В. Драгунский.

Ответы детей

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

7-8мин

— Давайте же скорее познакомимся с его биографией.

Виктор Юзефович Драгунский родился в Нью – Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно в Гомеле, где и прошло его детство.

Виктор Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки и эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959г. И с тех пор за В. Драгунским прочно закрепилось название детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем В. Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.

Далее мы с вами прочитаем рассказ этого замечательного писателя.

— Кто мне еще раз повторит, как называется произведение?

— Все встаем со своих мест, давайте немного разомнемся перед чтением произведения.

Внимательно слушают биографию писателя

Тайное становится явным.

Выполняют физминутку с учителем

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: свободное восприятие текста художественного стиля

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником

Словесный: диалог

4-5 мин

— Откройте учебник на странице 159 – 165.

Но прежде давайте разберём некоторые слова,

которые встретятся в этом рассказе.

— Какой словарь надо открыть, чтобы узнать

значение слов?

— Как им пользоваться?

— Что такое тайна?

— Назовите синоним к слову тайна.

-Что значит «тайное»?

— Явное?

Толковый словарь.

Найти значение слова по первой букве.

Слова в словаре располагаются в

алфавитном порядке.

Дети высказывают мнения.

1 Нечто скрываемое от других,

известное не всем;

2 нечто неразгаданное, ещё не

познанное;

3 скрытая причина чего-нибудь.

Секрет

Тайное — секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Открытое, откровенное.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельное чтение вслух

4-5 мин

— Сейчас мы будем читать рассказ по частям, останавливаясь перед вопросом.

— Читаем вопрос, предполагаем, что будет дальше. Затем продолжаем чтение.

Приступаем.

Читают по цепочке по одному абзацу

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: обсуждение

7-8 мин

— Понравился вам рассказ?

— Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

— В каких словах выражена главная мысль рассказа?

— Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

— Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

— Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?

—  Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?

—  Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?

—  Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

Отвечают на вопрос

Да

Тайное становится явным

Когда она выплеснул кашу, а она попала на прохожего.

Да, маме, потому что он не признался ей сразу и обманул ее.

«Тайное становится явным».

Мама предложила Дениске сходить в Кремль.

Чувство обиды, досады.

Нет, он соврал.

П: смысловое чтение как осмысление цели чтения

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

2-3 мин

— Вот наш урок подходит к концу.

— Как вы поняли название рассказа?

— Кто его написал?

— Что вы узнали об авторе?

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

Отвечают на вопросы учителя

В. Драгунский.

Ответы детей

Оценивают свою работу на уроке

П: поиск и выделение необходимой информации

П: Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Урок литературного чтения, 2 класс программа «Школа России».

Тема:$ В. Драгунский «Тайное становится явным».

Цели урока:

— создать условия для работы над понятием «Совесть»;

— продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности.

Задачи:

— развивать умения работать над понятием;

— учить понимать позицию автора и выражать свою точку зрения о произведении, его героях и их поступках;

— воспитывать честность, способность отвечать за свои поступки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Включение в учебную$ деятельность.

Цель: формирование мотивации к учебной деятельности.

Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деяте$льности.

II. Актуализация знаний учащихся и самоопределение к учебной деятельности.

Цель: формировать умение определять цель и прогнозировать предстоящую работу, формировать умение проводить артикуляционную разминку, работу над дикцией.

Познавательные УУД: учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки.

$Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе представленного кластера. Слайд 1

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других, умение работать в группе.

1.Речевая разминка. Cлайд 1.

2.Работа в группах.

$«Литературная викторина»

Составление кластера.

Уч-ся предлагается по отрывку из произведения В. Драгунского вспомнить его название и вписать его в схему, также им необходимо вспомнить о каком качестве личности идёт речь в этом произведении.

Предлагаемые отрывки.

1 отрывок

     И мы пошли учиться. Но я сидел и плохо учился. Я все думал, что выговор — это очень скверно и что мама, наверно, будет сердиться…
     Но на переменке Мишка Слонов сказал:
     — А все-таки хорошо, что мы помогли красным продержаться до прихода своих!
     И я сказал:
     — Конечно!!! Хоть это и кино, а, может быть, без нас они и не продержались бы!
     — Кто знает…

$ («Сражение у чистой речки»)

2 отрывок

И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
     — Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
     А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
     — Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

(«Друг детства»)

3 отрывок

А мы остались возле ёлки.

$ Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

Смотрите, а на ёлке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

$

Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!»

(Заколдованная буква)

Патриотизм

Cлайд 1.

$

Смеётся тот, кто смеётся последний

Преданность

«Сражение у чистой речки»

В. Драгунский

$

«Заколдованная буква»

«Друг детства»

3.Проверка выполнения задания.

$- Почему одна веточка кластера осталась не заполненной?

4. Сообщение темы и цели урока. Cлайд 2.

(- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением В. Драгунского «Тайное становится явным».)

III. Биография В. Драгунского. (Текст со слайдов читают ученики). Cлайд 3-1$1.

Цель: познакомить с биографией В.Драгунского.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала. (Слайд 3-11)

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: формирование навыка осознанного чтения.

5.Знакомство с биографией В.Драгунского.

6. Составь пословицу. Cлайд 12.

7.Прогнозирование. C$лайд 13.

— О чём может идти речь в произведении, судя по названию?

— Что значит «тайное становится явным»?

— Чем закончится рассказ?

— А вот о каком качестве личности идёт речь в этом рассказе, вы мне скажете немного позднее, после знакомства с этим рассказом.

8.Сло$варная работа. Cлайд 14-16.

II ЭТАП СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Цель$: формирование навыка осознанного выразительного чтения.

Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текста, анализировать, обобщать и классифицировать жанр произведения по признакам.

1.Чтение с остановками.

1 часть – от начала текста до слов …… и стал завтракать.

— Как ответила мама Дениске, на его вопрос «Тайное становится явным».

$- Продолжал ли думать мальчик над словами мамы?

— Понимал ли он значение этих слов?

2 часть – до слов ….. и она поцеловала.

Во время чтения – Что может произойти дальше?

— Чем, по-твоему, закончится рассказ?

— Какую хитрость придумала мама, чтобы сын полноценно позавтракал?

$— Почему она пошла на эту хитрость?

— Любил ли мальчик кашу?

— Какие меры он предпринимал, чтобы эту кашу съесть?

— Какой получился результат?

— Найдите в тексте отрывок, подтверждающий ваши слова.

— Каковы были его дальнейшие действия?

— Почему он так сделал?

— Правильно ли он поступил? Почему?

— Могла ли мама догадаться о поступке сына?

$— Как вы думаете, заслужил ли Денис поход в Кремль?

3 часть — до слов …… что в Кремль я не пойду.

— Почему Денис сразу же понял, что в Кремль он не пойдёт?

4 часть — до слов …… вышли в коридор.

— Как мальчик догадался, что мама рассердилась?

5 часть – до конца текста.

— Как вы думаете, понял ли, наконец, Денис значение маминых слов «Тайное становится явным»

-Почему в начале рассказа он не мог понять смысл этой фразы, а в конце ему стало всё понят$ным?

III ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ

Цель: оценить результаты собственной деятельности на роке, зафиксировать новые знания, полученные на уроке.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока.

Коммуникативные УУД: офо$рмлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— Как теперь вы понимаете смысл фразы «Тайное становится явным»?

— Отличаются ли ваши мнения до чтения текста и после него?

— Оказывались ли вы в подобной ситуации?

— Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

$- По вашему мнению, какими качествами личности должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков?

— Каким общим словом можно объединить все эти качества? (Совесть) Cлайд $17.

— Вернёмся к кластеру, что мы можем вписать в пустующей веточке? Cлайд 18.

Завершённый кластер.

Патриотизм

Преданность

«Друг детства»

«Сражение у чистой речки»

Смеётся тот, кто смеётся последний

В.$ Драгунский

«Заколдованная буква»

«Тайное становится явным»

Совесть

$

— Совпали ли наши предположения о характере произведения по его названию? К какому жанру рассказов его можно отнести?

-Несмотря на юмористический характер произведения, Драгунский заставляет нас задуматься о таком ценном качестве личности, как совесть.

— Как вы считаете, а была ли совесть у Дениски?

Cлайд 19. «Незаконченные предложения»

— Продолжите предложения, связав свои мысли с темой сегодняшнего урока

  • Было интересно…

  • Я понял (а), что…

  • Меня удивило…

  • Я сделал (а) вывод, что…

  • $ Мне захотелось…

IV. Домашнее задание с.159-165, чтение по ролям.

$

Открытый урок литературного чтения

Тема: В.Ю. Драгунский  « Главные реки»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки».

Тип урока: Урок изучение нового материала

Задачи:

• раскрыть нравственный смысл произведения;

• совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;

• учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

• учить чётко формулировать ответ на поставленные вопросы;

• совершенствовать библиографические навыки;

• закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

• развивать читательский интерес.

УУД:

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные:  осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышленияучить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;  ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные:  участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;  вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского. 

Ожидаемые результаты урока: заинтересовать учащихся творчеством В.Ю.Драгунского; совершенствование умений работать в паре, группах  и самостоятельно, а также анализировать произведение.
Формы организации работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая, оценивающая.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 2

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Учись, смекай, активным будь .

 И к знаниям откроешь путь!

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

  1. Актуализация опорных знаний.

На этапе актуализации знаний в качестве рефлексии провожу идеальный опрос . Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки)на «4», на «3»

-Проверим домашнее задание.

Проводит тест по теме урока. Каждому обучающемуся раздается карточка с тестом.

– Выберите правильный ответ. Слайд 3.

1. Среди героев сказки не было:

а) Пети; б) Тани; в) Маруси.

2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

а) трое; б) пятеро; в) четверо.

3. Среди злых волшебников не было:

а) Сергея Захаровича; б) Ольги Капитоновны; в) Марфы Васильевны.

4. Дом волшебников находился:

а) на лесной поляне; б) в лесной чаще;в) посреди топкого болота.

5. Фамилия Пети:

а) Власов; б) Зубов; в) Зайцев.

6. Фамилия Наденьки:

а) Соколова; б) Смирнова; в) Степанова.

7. До леса дети-старички доехали:

а) на такси; б) троллейбусе; в) трамвае.

8. Часы в доме волшебников называли:

а) будильником; б) ходиками; в) песочными часами.

9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

а) семьдесят семь раз; б) двадцать раз; в) пятьдесят раз.

10. Какое выражение использовал Е. Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева?

а) «И в ус не дует»; б) «ног не чует»; в) «уши развесил».

11. Автор сказки о потерянном времени:

а) А. С. Пушкин; б) Г.-Х. Андерсен; в) Е. Л. Шварц.

V. Работа по теме урока.

А) Постановка темы, выявление проблемы.

-Перед вами выставка книг. Они все вам знакомы. Среди них можно найти несколько, где автор повторяется. Произведение этого автора мы и будем сегодня изучать. Определите автора.Слайд 4.

-Мы с вами продолжаем изучать  раздел, который называется «Делу время – потехе час». В этом разделе мы с вами познакомимся с произведениями великих русских писателей: Евгения Львовича Шварца; Виктора Юзефовича Драгунского; Виктора Голявкина.В этом разделе есть юмористический рассказ « Главные реки»Слайд 5.

-Ребята, а что вы знаете о жанре «юмористический рассказ»?

-Рассказы этого жанра экранизируются. В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьёзное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы её обязательно найдёте.

-Сегодня мы с вами будем читать юмористический рассказ «Главные реки».

Б) Знакомство с биографией и творчеством В. Драгунского. Группа подготовленных обучающихся рассказывают биографию

В .Драгунского, знакомят с списком литературы.Слайды 6-11

1. Работа над рассказом «Главные реки»

— Сейчас мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Главные реки» на с. 17—23 учебника.

(Первичное чтение рассказа. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Слайд 12.

— Ваши впечатления от прочитанного?

— Понравился ли вам рассказ?

— С каким настроением вы его слушали?

— Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

— Какой момент рассказа показался вам самым смешным?

— Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?

2. Словарная работа в рабочей тетрадиСлайд 13

— Подберите синонимы к словам.

ПОЗОР — (бесславие, бесчестье; стыд (и срам), скандал, позорище (разг.); срамота, стыдоба (народно-поэт.)).

ЛОВКО — (1) проворно, юрко; вертко (разг.); сноровисто (прост.); 2) удобно).

ПРИМЧАТЬСЯ— (прибежать, приехать).

ВЕЖЛИВЫЙ — (учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный).

БОДРО — (лихо (разг.), жизнерадостно).

ПРОДЕКЛАМИРОВАТЬ — (прочитать, прочесть).

ВЛЕПИТЬ — (поставить, ударить).

— От чьего имени ведется рассказ? Почему?

— К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей?

3. Чтение по ролям (стр.19-21)

— Распределение ролей, чтение.

4. Работа с иллюстрациями. Выборочное чтение (стр. 19. 21)

Слайды 14-15

-Что изображено? К какому отрывку относится иллюстрация? Найдите отрывок.                   

-Помогли ли Дениске подсказки друзей?

-Что осознал Дениска в результате этой истории?

— Что Драгунский хотел сказать юным читателям своим произведением?

5. Нахождение отрывка по данному началу.

— Сейчас проверим как вы ориентируетесь в тексте.

6. «Будь внимателен» — учитель читает с ошибками, дети должны найти отрывок и исправить ошибки.

7. Выборочное чтение

— Какой отрывок из рассказа показался самым интересным? А самым смешным? (Чтение отрывков учениками)

8.Работа в группах. Слайды 16-18

1 группа — отвечает на вопросы:

Сколько лет было Дениске?

Чем занимался Дениска весь день? отрывок из стихотворения какого поэта не выучил Дениска?

Работа с фразеологизмами. — 2 группа

— Прочитайте, объясните смысл фразеологизмов

ВЫЛЕТЕЛО ИЗ ГОЛОВЫ

ОДЕВАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР

СМЕЯТЬСЯ ДО СЛЁЗ

Работа с пословицами – 3 группа

Составьте пословицы, прочитайте, соотнесите их с картинками, проверьте.

ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ — ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!

ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, ДА НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА.

Объясните смысл пословиц

— Можно этими пословицами определить главную мысль произведения?

— Почему?

9.Анализ произведения.

 — Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

— Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

— Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

— Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

— Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)

Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.Слайд 19.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Делано наспех – сделано на смех.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.
  • Враньё не ведёт в добро.
  • Делу – время, потехе – час.

10.Домашнее задание. Слайд 20

Придумай и запиши рассказ о Дениске.

11. Рефлексия.Слайд 21.

Прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия.  
-Ребята выберите, на каком из предложенных островов вы находитесь  в конце урока:

остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. 

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Чтение и анализ.

Цель: познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского « Тайное становится явным», используя приёмы критического мышления, стимулировать мыслительную и творческую деятельность.
____________________________________
Что может дать вашему ребенку обучение английскому языку на курсах — уверенное знание языка, свободное общение, возможность сдать на высокий балл тестирование по окончанию школы при поступлении в университет… Как не крути, но школьных знаний для достижения этих целей порой у сожалению не хватает…
____________________________________

Задачи урока:

1. Познавательные УУД:

— развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

— развивать умения определять главную мысль произведения, его идею;

— развивать творческое мышление.

2. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в парах, группе;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

3. Регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);

-формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

4. Личностные УУД:

— формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции (« А как бы я поступил в данной ситуации»).

УМК: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева « Литературное чтение, 3 класс, 2 часть»
(изд-во «Баласс», 2010 год)

Ход урока.

I. Организационный момент. Нетрадиционное начало урока.

(3 мин)

_ Что, вы, узнали о творчестве В.Ю.Драгунского (дети дома самостоятельно работали над творчеством В.Ю. Драгунского)

II. Изучение нового материала (23 мин)

1. Вызов

Цель- развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

— Сегодня на уроке будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

Слайд 1.

-Я бы хотела наш урок начать с высказывания испанского писателя Мигеля Сервантеса, который сказал: « Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

-Как вы понимаете эти слова? ( О правде всегда узнают, надо всегда говорить только правду).

— Как вы думаете, почему с именно этого высказывания мы начали наш урок? (будем читать новое произведение, которое научит нас честности).

-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Тайное становится явным», а написал его В. Драгунский.

— Как понимаете название произведения?

-Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием?

— А может, предположить содержание рассказа помогут ключевые слова? Попробуйте.

На интерактивной доске:

Мама, Дениска, целая тарелка манной каши, прогулка в Кремль, наедине с кашей, милиционер, пострадавший, каша на шляпе, запомнил на всю жизнь.

— Прочитаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения.

2.Осмысление (чтение с остановками)

Цель- достижение понимания текста на уровне содержания.

1). Чтение и анализ первой части (до слов: «Видеть не могу манную кашу!»). (читает хорошо читающий человек).

-Что узнаём о Дениске? (задумывался над непонятным, имел хорошие привычки)

-Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?

2). Чтение и анализ второй части (до слов: «Ты должен съесть всё до конца» (читает хорошо читающий человек).

-Зачем мама заставляла сына есть кашу? (заботилась о сыне)

-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей)

3). Чтение и анализ третьей части (до слов: «Идём на прогулку в Кремль» (читает хорошо читающий человек).

-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады, безысходности).

— Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?

— Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? (гордости, радость).

-Как надо прочитать её слова? Найдите эти слова и прочитайте. (Выборочное чтение).

-Как будут дальше развиваться события? (предположения детей).

4). Чтение и анализ четвёртой части (до слов: «Горячая между прочим, сквозь шляпу и то жжёт» (читает хорошо читающий человек).

-Подберите синонимы к слову клеветать (обманывать, наговаривать, придумывать).

-Какого человека называют интеллигентным? (культурного, образованного, воспитанного)

— Автор пишет «язвительно рассмеялся милиционер».

-Как это язвительно? (злобно-насмешливо)

— Как изменилось настроение у Дениски?

-Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?

-Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают? Найдите и прочитайте.

-Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её настроение? (сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына).

5). Чтение и анализ пятой части (до конца текста).

— Почему мама «смотрела долго-долго на сына? (хотела понять, что чувствует Дениска).

-Почему мама не наказала Дениску?

-Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?

— Оказались ли ваши предположения, о чём будет рассказ, верны?

3. Рефлексия

1). Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок. (класс разделён на 5 групп)

Слайд 2.

План:

«Видеть не могу манную кашу!»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты должен съесть всё до конца!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

«А я остался с кашей наедине».

-Что увидели? (цитатный план)

-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

-Поработайте в группах.

-Проверим по интерактивной доске.

Слайд 3.

2) составление синквейна (по группам)

Дениска                                                    Дениска

Весёлый, озорной                           внимательный, глупый

Мучился, выливал, осознал           ел, думал, запомнил

Тайное всегда становится явным  Запомнил на всю жизнь!

Думай, Денис                                   Думай!

Мама

Добрая, любящая

Готовила, обещала, рассердилась

Ты запомнил это на всю жизнь!

Да, мама.

-Проверка, Дети зачитывают свои творческие работы.

IV. Подведение итогов урока.

-Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в жизни. Какой урок сегодня вы получили?

VI. Домашнее задание.

-Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам?

(подготовить выразительное чтение по ролям, пересказ, нарисовать рисунок, составить синквейн).

Пословицы:

1. Игра не доводит до добра.

2. Кашу свари, да ещё и в рот положи.

3. Кроткое слово гнев побеждает.

4. Сначала думай, а потом делай.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Автор: учитель Григорьева Татьяна Александровна МБОУ «НОШ № 5»

  • Тема рассказа стойкий оловянный солдатик
  • Тема рассказа обезьяний язык
  • Тема для сказки собственного сочинения
  • Тема любви в рассказах бунина урок в 11 классе
  • Тема и идея рассказа ася