Тема рассказа стойкий оловянный солдатик

История создания сказка была впервые опубликована в 1838 году в сборнике сказки, рассказанные детям первый выпуск второго тома. она знаменует

История создания

Сказка была впервые опубликована в 1838 году в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (первый выпуск второго тома). Она знаменует собой важную веху в творчестве Г.Х. Андерсена: впервые при создании литературной сказки он не работал ни с каким определённым фольклорным или литературным источником, полностью полагаясь на собственную фантазию и литературную эрудицию.

Литературное направление и жанр

Литературная сказка с элементами притчи полностью выдержана в духе позднего романтизма, сознающего свою «романтичность» и слегка подтрунивающего над самим собой. Романтическая обречённость светлых душ, недостижимость идеала высокой любви в жизни и достижимость её только в смерти – всё это подано с холодной, отстранённой, иронической преувеличенностью. Разумеется, все эти нюансы внятны взрослому читателю – как современной Андерсену, так и любой иной эпохи. Специалисты по возрастной психологии до сих пор не пришли к общему мнению о том, как подобные «Сказки, рассказанные детям» (а ведь именно таково название книги Андерсена) влияют на детскую психику и формируют жизненные (познавательные и этические) стратегии юного читателя.

Тема и проблематика

Тема сказки – тотальная зависимость человека от превратностей судьбы, а проблема – смысл человеческой жизни, человеческой веры, верности и стойкости. При этом на небольшом пространстве сказочного текста великий сказочник сумел разместить все основные философские подразделы смысложизненной проблематики.

Сюжет и композиция

Сюжет сказки целиком и полностью проистекает из образа главного – романтического – героя, который от самого рождения оказывается «не таким, как все» (все оловянные солдатики на двух ногах, а этот одноногий) и при этом конечно же «самым замечательным из всех». Сюжет сказки – судьба одноногого оловянного солдатика. Она не похожа на судьбы тех, кто «как все», – или это только так кажется самому оловянному солдатику?

Дело в том, что все события своей жизни солдатик осмысливает сквозь призму высокого чувства – любви к танцовщице. При этом за всё время действия ни солдатик, ни танцовщица не только не сказали ни одного слова (ни друг другу, ни вообще никому), но и не сделали ни одного движения. Самому солдатику эта их игрушечная скованность представляется особенной стойкостью, верностью раз избранному служению, и на этом основании он верит в родственность их душ и схожесть их судеб. Что же в таком случае представляется танцовщице – о том не ведает ни солдатик, ни читатель, ни, видимо, и сам автор этой истории.

Сюжетная композиция данной сказки – это классическая композиция романтической новеллы. В экспозиции мы получаем чёткое представление о месте действия и о главных героях. В завязке узнаём о том, как завязывается чувство солдатика к танцовщице, и о том, что силы зла (тролль) видимо собираются помешать этой высокой прекрасной любви. Толчком к развитию действия – «по милости ли тролля или от сквозняка» – является падение солдатика на улицу из внезапно распахнувшегося окна. А там уличные мальчишки сажают его в бумажную лодочку; далее следует его «одиссея» – множество приключений. Затем, как в сюжете античной притчи о Поликрате (популярной в первой половине ХІХ столетия в балладном пересказе Фридриха Шиллера), рыба, проглотившая оловянного солдатика, оказывается на кухне у прежних хозяев. Солдатик, вновь поставленный на стол, с удовольствием отмечает, что его возлюбленная за время его отсутствия сохранила ту же позу: «Вот так стойкость!» Но следует неожиданная кульминация: «ни с того ни с сего» («Наверное, это всё тролль подстроил!») мальчишка бросает солдатика в печку. И тут сквозняк от распахнутой двери подхватывает бумажную танцовщицу, «и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику», но опять вряд ли успела что-то почувствовать, ибо сгорела в один миг. Развязка уместилась в одной фразе о том, как наутро горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко. От танцовщицы же осталась одна розетка, да и та обгорела и почернела, как уголь.

Герои

История главных героев, их трагическая судьба, имеет лишь внешние признаки романтической любви с последующей трагической развязкой. Одноногий оловянный солдатик – святая простота, у него одна, но пламенная страсть к танцовщице, которая представляется ему родственной ему, т.е. тоже одноногой. Однако возлюбленная не так проста: на самом деле у неё есть вторая нога, так что её одноногость – не избрание (как в случае солдатика), а всего лишь поза.

Тролль – олицетворение зла – опять-таки имеет лишь внешние признаки волшебной злой силы. А угрозы его в сущности пусты. Дважды солдатик – в те моменты, когда «судьба» грубо вторгается в его жизнь, – думает, «не проделки ли это тролля». Однако читатель по здравом рассуждении понимает, что ни в желании взрослых проветрить помещение (первое падение солдатика – на улицу), ни в жестокой шалости мальчишки (второе и последнее падение солдатика – в печь) маленький игрушечный тролль не принял никакого, даже сказочного, участия.

Художественное своеобразие

Основная характеристика художественного своеобразия этой литературной сказки – это именно её литературность. Впервые обходясь в своём творчестве без единственного конкретного источника сказочного сюжета, Андерсен парадоксальным образом не уменьшил, а увеличил зависимость понимания текста взрослым читателем от его (читателя) литературной эрудиции. Так, оценить и прочувствовать романтическую иронию сказки, связанную с «морскими» приключениями оловянного солдатика, невозможно без знания соответствующих отрывков из Гомера и Геродота. А чтобы понять, почему танцовщица «порхнула» к солдатику в печку «как сильфида», нужно знать, что сильфиды в кельтской и германской мифологии – это бесплотные существа, имеющие лишь внешний образ женщины и олицетворяющие стихию воздуха.

При этом простое олицетворение – отнюдь не главный художественный приём в этой сказке. Все без исключения её образы – это сложные символы, часто иронически переосмысленные и имеющие двойное, а то и тройное дно.

  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография

  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена

  • «Огниво», анализ сказки Андерсена

  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена

  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена

  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена

  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена

  • «Соловей», анализ сказки Андерсена

  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан

Тема: Сказка Г.-Х. Андерсена “Стойкий
оловянный солдатик”.

Цели:

  • Ознакомить с содержанием сказки, ее
    особенностью.
  • Помочь понять настроение автора. Познакомить
    детей с биографическими фрагментами из жизни
    писателя.
  • Направить воспитательный акцент на различие
    доброго и злого, на утверждение общечеловеческих
    ценностей.

Оборудование:

  • Портрет Г.-Х. Андерсена.
  • Выставка рисунков “Город сказок”.
  • Мультфильм “Стойкий оловянный солдатик”.
  • Выставка книг-сборников со сказками Андерсена.

Ход урока

I. Введение в урок.

— Мы продолжаем путешествие по стране сказок.
Перед вами портрет великого сказочника.

— Узнали ли вы его? Чей это добрый, мудрый,
грустный взгляд?

— Какие сказки Г.-Х. Андерсена вы читали?

— Ребята, постарайтесь по рисунку и отрывку
узнать сказку Андерсена.

Отрывки из сказок читают ученики:

“… Лишь раз в год позволено нам прилетать на
родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать
дней и летать над этим большим лесом, откуда нам
видно дворец, где мы родились и где живет наш
отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать.
Тут даже кусты и деревья кажутся нам родными. Тут
наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и
здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая
сестричка!..”

— Правильно, это сказка – “Дикие лебеди”.

“… Он был чересчур счастлив, но нисколько не
возгордился – доброе сердце не знает гордости –
помня то время, когда все его презирали и гнали. А
теперь все говорят, что он прекраснейший между
прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в
воду свои душистые ветви, солнышко светило так
славно… и вот крылья его зашумели, стройная шея
выпрямилась, а из груди вырвался ликующий
крик…”

Верно, это финал красивейшей сказки “Гадкий
утенок”.

II. Сообщение кратких биографических
фрагментов из жизни Андерсена.

— Мы услышали отрывки из замечательных сказок
Андерсена, а что вам известно о самом писателе,
его жизни, творчестве?

Рассказ ученицы (подготовить заранее):

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в
старом датском городе Одензе (показывается на
карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен
вырос в бедности. Единственной гордостью семьи
Андерсенов была необыкновенная чистота в их
доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и
несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны.
Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в
детстве стал придумывать свои сказки и стихи.
Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности
стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18
лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен
окончил не только гимназию, но и университет.

Продолжает учитель:

Сказки датского писателя Ганса Христиана
Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в
детские книги народов всей Земли.

1975 год (год 170-летия со дня рождения писателя)
был объявлен Международным годом Андерсена. 2005
год тоже отмечался во всем мире как год Ганса
Христиана Андерсена. Почему именно 2005 год? Вы
подсчитали, да?

Сказки этого писателя учат доброте, любви,
человечности. Для каждого читателя знакомство со
сказками Андерсена – это праздник. Вот что пишет
К.Паустовский в своем рассказе “Великий
сказочник” “… около елки лежала толстая книга
– подарок от мамы. Это были сказки Христиана
Андерсена… Я начал читать и зачитался так, что, к
огорчению взрослых, почти не обратил внимания на
нарядную елку. Прежде всего, я прочел сказку о
стойком оловянном солдатике и маленькой
прелестной плясунье, потом — сказку о снежной
королеве. Удивительная, и как мне показалось,
душистая, подобно дыханию цветов, человеческая
доброта исходила от страниц этой книги…”.

III. Сообщение темы урока.

Мы сегодня прочитаем эту сказку. Сказку про
стойкого оловянного солдатика. Возможно, толчком
к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один
случай на улице в Копенгагене (столица Дании).

Ученик читает отрывок из рассказа
“Великий сказочник”.

“… Маленький мальчик играл на подоконнике в
старом копенгагенском доме. Игрушек было не так
уж много, — несколько кубиков, старая бесхвостая
лошадь из папье-маше и сломанный оловянный
солдатик.

Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и
вышивала. В это время в глубине пустынной улицы…
показался высокий и очень худой человек в черном.
Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной
походкой, размахивая длинными руками, и говорил
сам с собой…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала
мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен.
Под его колыбельную песню ты так хорошо
засыпаешь.” Мальчик посмотрел исподлобья на
незнакомца в черном, схватил своего
единственного хромого солдатика, выбежал на
улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас
убежал. Это был неслыханно щедрый подарок.
Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в
петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как
драгоценный орден, потом вынул платок и слегка
прижал его к глазам, — очевидно недаром друзья
обвиняли его в чрезмерной чувствительности…”

— Может быть именно для этого щедрого детского
сердца написал Андерсен свою сказку.

IV. Чтение сказки “Стойкий оловянный
солдатик” (учитель – ученик).

— Что остается от сказки потом – после того, как
ее рассказали?..

— Постарайтесь уловить, понять настроение
автора.

V. Беседа после прочтения.

— В каком настроении вы остались после
прочтения? Почему вам стало грустно?

— Кто передал вам эту грусть? (Автор)

— Кто понравился в этой сказке?

— Кто вызвал антипатию? Почему?

— Встретили ли вы кульминационные моменты при
чтении?

— Почему испытывали тревогу за солдатика?

VI. Выборочное чтение.

— В какие приключения попадает наш герой сказки?

— Почему Андерсен называет солдатика
“замечательным путешественником”? Ответьте
словами текста.

VII. Дискуссия.

— Согласны ли вы, что солдатик был действительно
стойкий?

— Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего
героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный
своим чувствам, скромный).

— Кого в сказке можно назвать отрицательным
героем?

— Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным,
завистливым).

— Чему завидовал тролль? (Светлому чувству
солдатика, его стойкости).

VIII. Танец.

— Почему герой сказки решил, что женитьба на
балерине невозможна?

— Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним
словом. Как же они поняли друг друга? Что говорило
об их чувствах? (Глаза, выражение лица).

Вот если бы танцовщица танцевала, она
посредством танца могла бы поведать солдатику о
своих чувствах.

Наши ребята Настя и Саша не первый год
занимаются в балетной студии. Эту сказку они
прочитали намного раньше и решили показать наших
героев в составленном ими танце. (Исполняется
танец. Учитель и ребята благодарят исполнителей.)

IX. Просмотр фрагмента мультфильма
“Стойкий оловянный солдатик” (по тексту –
последняя глава).

После просмотра учитель перечитывает
последний абзац сказки:

“… На другой день горничная выгребала из печки
золу и нашла маленькое оловянное сердечко…”.

Почему автор оставляет сердечко
нерасплавленным? Это сердечко влюбленного
солдатика. Авторской печалью овеян конец
повествования. История оловянного солдатика и
его трагической любви к погибшей вместе с ним в
пламени танцовщице заставляет думать о
настоящих жизненных драмах. Андерсен творил не
только для детей, но и для взрослых. И через
десять и через двадцать лет вы с интересом будете
перечитывать сказки Андерсена, находя в них
новый смысл, особый лиризм и изящество.

X. Домашнее задание.

Прочитайте дома эту сказку своим родителям и
нарисуйте иллюстрацию к выбранному отрывку из
сказки.

Посмотрите, как много замечательных рисунков
появилось на нашем стенде с начала работы по
разделу “…и кот ученый свои мне сказки
говорил…”

Учитель обращает внимание на некоторые
рисунки, ребята выражают свое одобрение.

— Сколько света, добра, творчества в ваших
рисунках!

— Спасибо вам за этот свет и веру в добрый
хороший мир.

XI. Итог.

— Какая это сказка? Грустная или веселая?

— Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена,
при чтении которых улавливалась та же авторская
светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие
лебеди”, “Девочка со спичками”).

Эта светлая чистая грусть заставляет и нас,
читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и
мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу
человеческих душ, благодарны.

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало
на долю подлинное счастье быть обласканным своим
народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то,
что короли считали за честь пожать его сухощавую
руку” (К.Паустовский). И в наши дни сказки
Андерсена остаются любимыми сказками. Полное
издание сказок Г.-Х. Андерсена вы можете найти в
этом двухтомнике “Сказки и истории”.
Составитель Л.Брауде.

— А урок наш заканчивается все той же песней
Б.Гребенщикова “Город”. Кто сегодня ее желает
спеть? Мне кажется, что слова и мелодия этой песни
созвучны настроению, в котором оставила нас
прочитанная сказка.

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе в том – сад – все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы.

Одно – как желтый огнегривый лев,
Другое вол – исполненный очей.
С ними – золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда;
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим; кто светел, тот и свят.
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними – золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

Баллада о Стойком оловянном солдатике

Акимов Александр Юрьевич

В прекрасной Дании служил

Один солдат отважный.

Ружье носил и не тужил,

В казарме жил бумажной.

Он был у матери родной

Последним — двадцать пятым!

Родился он с одной ногой,

Но стойким был солдатом!

В нём не терялся бравый вид

Ни в грусти, ни в тревоге,

Ведь был из олова отлит

Солдатик одноногий!

Он танцовщицу полюбил

Взволнованно и нежно,

Мечтал и глаз не отводил,

Вздыхая безнадежно.

Ах, как она была мила!

Но, видимо, богата…

Ведь во дворце она жила —

Пойдёт ли за солдата?..

Коварный тролль роман такой

Стянул кольцом мучений,

Швырнув солдата злой рукой

В пучину приключений.

«Шагай вперёд, всегда вперёд! —

Твердил солдат упрямо —

Героя в битве слава ждёт,

А после битвы — дама!»…

Он верность долгу своему

Берёг среди страданий.

Немало выпало ему

Опасных испытаний!

Но в сердце наш солдат хранил

Мечты заветной звуки

И деву трепетней любил

В томлении разлуки!

Но поглотила храбреца

Жестокая пучина —

Тоска тернового венца

Взамен наград и чина!

«Шагай вперёд, всегда вперёд! —

Звал старый марш солдатский —

Тебя за гробом слава ждёт!

Не страшен холод адский!»

Финал судьбы? Конец мечте?

Пришла пора печали?

Но нет! Сверкнула в темноте

Удача блеском стали!

Увидел в тот же миг солдат

Фигурку девы милой,

Её лазурноокий взгляд

И рук порыв счастливый!

А взгляд шептал: «Лишь позови,

Мой рыцарь долгожданный!»

И таял в пламени любви

Солдатик оловянный.

И да! К любимому легко

Взмывая, словно птица,

Вспорхнула быстрым ветерком

Красотка танцовщица!..

Мгновеньям счастья нет конца!

И, нежно замирая,

Пылают верные сердца,

В огне любви сгорая!..

Песня про оловянного солдатика

Александр Воля 2

Наша мама,

почтенная дама-

ложка оловянная.

Мы ребята славные,

бравые солдатики,

все родные братики.

Грудь колесом,

к плечу плечом,

на плече ружьё,

штык остриё.

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Нас двадцать пять,

можешь сосчитать.

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Лишь один солдатик,

наш младший братик,

не хватило на него олова-

всё на нас мастер израсходовал,

получился братик в итоге

о-дно-ногий!

НО!

По военной дороге

братик наш одноногий

весело шагал.

Эх! Песню запевал:

«Солдатушки, бравы ребятушки,

Мы людей от горя защищаем.

Пуля — дура, горькая микстура!

По дорогам пыльным мы шагаем.

В нашем сердце есть

храбрость, доблесть, честь

выправка, осанка боевая.

Мы идём вперёд,

что нас завтра ждёт,

этого пока, друзья, не знаем!

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Нас двадцать пять,

можешь сосчитать.

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Раз, два, три!

Пли! Коли!

Нас двадцать пять,

можешь сосчитать».

Стойкий оловянный солдатик

Александр Гарипов

Всем Оле Лукойле

В детстве поведал:

В любви нет покоя,

Та повесть о бедах.

Стойкий солдатик,

Мечта — балерина.

Вечный романтик,

Кончины причина.

И вместе сгорели

В горниле камина.

Друг друга любили,

В чувствах ранимы.

И только сердечко

Увидел ребёнок,

А сказка — навечно

В душе у девчонок!

Cтойкий оловянный солдатик

Аркадий Брязгин

На этот счёт есть разные теории,

и все сошлись на том, — ну и дела! —

что в жизни этой не было истории.

Но всё же где-нибудь она была.

Развязка той истории ужасная.

А начиналась вроде без обид:

влюбился как-то в девушку прекрасную

простой солдат, к тому же — инвалид.

Ах, как ему пройтись хотелось с песнями

в лихом строю, чтоб похвалил капрал!

Ах, если б он капралом был! Ах, если бы

ему вручил награду генерал!

Ну кто он есть, не опалённый битвами,

старомодельный и не заводной?

Ах, как хотел он жить её молитвами!

Она, увы, не знала ни одной.

Ну вот и всё. Проиграно сражение.

Играй трубач в последний раз отбой.

И дай нам Бог такое поражение,

где нет зевак за плачущей трубой.

Как жаль его, солдата безымянного,

за то, что всё у них, как у людей…

И больше нет бедняги оловянного,

осталась только сказка для детей.

Сказка 84 для любимой. Стойкий оловянный солдатик

Владимир Мазурин

(по мотивам сказки Г. Х. Андерсена)

На столе — земле обетованной

Жил да был солдатик оловянный.

Несмотря на вид свой бравый, строгий,

Всё ж он был калека одноногий.

Потому что олова от ложки

Только для одной хватило ножки.

И такому ж надобно случиться,

Чтобы он влюбился в танцовщицу!

А она была очаровашкой,

Этакой картонною милашкой!

С дивной нарисованной причёской!

В ленте со сверкающею блёсткой!

Всю бы жизнь солдатик, если честно,

Глаз с плясуньи не сводил прелестной.

Только дети на потеху бесу

На окно поставили повесу.

А окно от ветра распахнулось

И его на улицу спихнуло.

Оказался наш боец в крапиве

И попал под настоящий ливень.

Но солдатик не боялся мойки,

Потому что был он очень стойкий.

А потом мальчишки бедолаге

Смастерили лодку из бумаги.

Не успел сказать он и «спасибо»,

Как страдальца проглотила рыба.

И кухарка, потроша селёдку,

Вновь на стол поставила находку!

Все игрушки на столе стояли.

И его заметили едва ли.

Но была опять плясунья рядом

И повесу подарила взглядом!

Вдруг меньшой из глупых человечков

Зашвырнул героя прямо в печку.

А зачем, и сам не понял даже.

А плясунью внёс сквозняк туда же.

И они сгорели. Очень жалко!

Утром обнаружила служанка

В топке оловянное сердечко

И от блёстки чёрное колечко.

…Как же горячи любовь и пламень!

И не может в жизни быть иначе!

Сказку я дарю прекрасной даме

Вместе с сердцем, верным и горячим.

Стойкий оловянный солдатик. К юбилею Г. Х. Андерсе

Дедушка Володя

Оловянный солдатик тонул и горел,

Был отчаянно стоек, спокоен и смел.

Злым насмешкам, несчастной судьбе вопреки

В миг последний коснулся любимой руки.

Стойкий оловянный солдатик Х. К. Андерсена

Ира Николаева

В одном маленьком домишке
средь игрушек, умных книг,
жил да поживал мальчишка,
троль , солдатики при них.
Был еще дворец роскошный,
весь из спичек и картона,
озеро зеркальным донцем,
да танцовщица у дома.
На груди девицы блестка,
красотою вся искрится,
девушка поднявши ножку,
как лебедушка- жар птица.
Охранял дворец гвардейский
полк- солдатиков с ружьями,
все из оловянной ложки,
враз отлиты в прошлом днями.
Их как есть штук двадцать пять,
выправка и вид весь бравый
лишь один решил стоять,
с одной ножкой не по праву.
Стойко он стоит на ножке,
у закрытого окошка,
крепко он схватил ружье,
видно так и быть должно.
Знамо олова из ложки
не хватило на ту ножку,
но пылает зато сердце,
смотрит око через дверцу
во дворец ,что из картона,
там девица пляшет томно.
Блестка яркая горит,
завороженный стоит
наш солдатик на часах,
только табакерка: Бах,
троль выпрыгивает ловкий,
ну шуметь ,бранить с издевкой
он солдатика тогда-
злобы вылилась река.
— Вот бы мне жену такую,
думает солдат во мгле,
— Перебьешься одноногий,
троля глаз сквозит везде.
Вот открыл тот троль окно-
ветром,холодом пахнуло,
и солдатика на дно,
с подоконника смахнуло.
улетел в сугроб бедняга,
а на утро малышня,
отыскав его где падал,
поиграть подобрала.
Смастерив корабль бумажный,
по ручью его пустив,
наш солдатик с видом важным,
на корме струной притих.
Ручеек бежит играясь,
впереди больша река,
вот морской болезнью маясь,
думает солдат: Беда.
подхватили злые воды,
запкружив в водоворот,
не видать нигде подмоги,
щуки виден хищный рот.
Рыба мигом заглотила
враз кораблик тот с бойцом,
кажется что с этим действом,
сказка скажется концом.
Только вот вдруг изловчились,
рыбаки в тот самый час,
рыбу на берег втащили,
и на рынок в самый раз.
Няня нашего мальчишки,
домой рыбу принесла,
уж живот вспороли споро,
и на самые глаза,
вдруг на свет тот час явился,
наш солдатик боевой,
день нерадостно продлился,
выкинут тот миг долой,
в печку, в самую, с золой.
То проделки злого троля,
он всем на уши шептал,
что не к доброму то делу,
к ним солдатик вновь попал.
Заскрипел огонь,завьюжил,
тает мигом воин наш,
распахнулись дворца створки,
и девица тот же час,
как бы ветром подхватилась,
в печь влетела,заискрилась,
и исчезла в мраке ночи,
поутру с золой нашли,
оловянное сердечко,
блестку в черноте пыли…

Ты — мой Оловянный Солдатик

Кира Шагрон

Ты — мой Оловянный Солдатик.

А я твоя Королева.

Испачкал кляксой Создатель

Моё родословное древо.

Любовь мы познать сумели

В картонном зыбучем замке;

Под звонкие багатели

Здесь царствует спесь — хозяйка…

Ты сердце моё похитил,

И тело — на дармовщинку.

Но мой высочайший титул

Закрыл нам в Эдем тропинку.

Мой жребий — не ждать пощады.

Девиз мой — любить, страдая;

И если тебя однажды

На верную смерть отправят —

Не буду альтернативы

Искать; но по доброй воле

Впорхну я в пламя камина,

Чтоб ты поделился болью.

Пускай превращусь я в пепел:

Сгореть от любви — согреться.

Пусть носит Король на крепе

Твоё оловянное сердце…

Оловянный солдатик

Ключникова Галина

Однажды на страже всю ночь он стоял,

И сердце своё юной деве отдал,

Она — балериною нежной была,

Фигурка дрожала её, как струна.

Их гадкий завистник хотел разлучить,

Пришлось на бумажном кораблике плыть.

Но хищная рыба схватила его,

Потом — темнота, и вокруг никого…

Но снова он в комнате той очутился,

Увидел её, ту, с которой простился…

Любовь их погибла, сгорела в огне,

Лишь олова капля в горячей золе…

Никто за погибших, увы, не заплатит.

Горжусь я тобой, оловянный солдатик.

Оловянный солдат

Марина Николаева-Бурак

Жёлтого неба квадратик
В сером колодце из стен.
Я — оловянный Солдатик,
Плавящийся в духоте.

Чьей-то невидимой властью
Смирно поставлен стоять
И виртуальное счастье
Строго беречь-охранять:

В гулкой тиши интернета
Юбок гипюр шелестит —
Вечно Артистка балета
В танце красивом летит.

Ветер взмахнёт пелериной
В створе раскрытых окон —
И упорхнёт Балерина
Прямо в горящий огонь.

Чести солдатской достоин,
Хоть совершенно один,
Бросится доблестный воин
Следом за нею в камин.

Он и при жизни был странный
И непонятный порой,
Грустный Солдат оловянный —
Этот последний герой …

Стойкий оловянный солдатик

Михаил Анпилогов

(по сказке Х. К. Андерсена)

Трагедий много на земле…

Нашли кусочка два в золе.

Очаг потушен.

Трагедию послушай…

Бумагу может олово любить?

Не может быть!

Но в сказках всё бывает.

А всякий знает,

Что в жизни у людей —

Ей-ей! —

Разбейся тут хоть в кровь,

Бывает

Жизни не хватает,

Чтобы найти любовь.

О ней пишу я сказку вновь —

И вновь в стихах.

Вновь о любви! Любви не страшен прах!

Солдат всегда солдат —

Хотя бы оловянный, —

И стойкости ему не занимать.

Закончил мастер в мастерской

по формам отливать

Солдатиков. Один остался странный —

Лишь при одной ноге.

Тут мастер и сказал: “Эге!

Чуть не хватило олова. Но ты, я вижу, — бойкий!

И на одной ноге — ты самый стойкий!”

Взвод оловянный он в коробку положил —

На рынке взвод купить, с коробкой, предложил.

Так и попал солдатик наш — калека,

Игрушкой оловянной, к мальчику —

живому человеку.

Хозяин-мальчик правил:

Солдатика на подоконник ставил.

Вот в ночь, что долго длится,

Глядят игрушечные лица.

А мальчик спит, не знает,

Что в ночь игрушки оживают.

И поворачиваются игрушечные лица

И видят: с одноногим — танцовщица:

Изящна, грациозна — из бумаги.

И тут солдату проявить отвагу

Пришлось. Из речки крыса к ним пробралась

И рядом с танцовщицей оказалась.

От танцовщицы не осталось бы клочка,

Когда б не остриё солдатского штычка.

Солдат-калека мал был, да удал,

И танцовщицу крысе не отдал.

И штык был мал, но крыса, как тут ни бесилась,

Ни с чем в водицу воротилась.

Ах, танцовщица как была солдату благодарна.

И не была она ни зла, и ни коварна,

Но всё ж к спасителю осталась равнодушна:

“Хорош солдатик, смел, но мне с ним скушно!

Молчит!” — вздыхала танцовщица. А калека

Стал просто как бы человеком:

Влюбился в танцовщицу, но смущался —

В любви ни разу не признался.

А в табакерке вместо табака жил тролль

Коварный, злой, —

любил он доставлять всем боль, —

Решил солдата с танцовщицей разлучить —

Решил сгубить.

Солдатик лишь чуть-чуть вздремнул —

Его тролль с подоконника столкнул.

Солдат в полёте твёрд. Не растерялся —

К ружью сильней прижался,

И кувырком

Влетел он в камни мостовой —

и в них застрял штыком.

Два мальчика по мостовой прошли —

Солдатика нашли.

В кораблик — из газеты — посадили

И путешествовать пустили

По реке. А крыса там, знакомая нам, злая,

Все замечая,

У корабля прогрызла дно.

Да и пошёл солдатик наш на дно.

Так и пропал бы наш солдат, навеки б скрылся,

Когда бы в брюхе рыбы вдруг не очутился.

Солдата рыба проглотила,

Да так судьба решила:

Та рыба на крючок попалась. Как ни билась,

Но на столе, на кухне очутилась.

Тут повар всем кричит: “Сюда бежите!

На чудо посмотрите!

Ведь наш солдат

Из брюха рыбы к нам пришёл назад!”

Так танцовщицы молчаливейший поклонник

Вернулся вновь на подоконник.

И танцовщица вдруг как будто бы проснулась —

Любовь в ней встрепенулась, —

Солдатику впервые улыбнулась.

Но вот о чём теперь я поведу здесь речь.

Солдатика хватает мальчик — бросил в печь!

С чего ж такой кошмар?!

Тролль мальчику так сделать нашептал.

А танцовщица вслед солдатику глядела,

А печь огнём гудела.

И плавиться начал уже солдат,

Тут бросилась к нему вдруг танцовщица

в раскаленный ад!

Солдатика нашли в золе, наутро, — олова кусочек,

От танцовщицы — брошь горелая — и всё…

Конец всех строчек.

Стойкий оловянный солдатик

Наталия Матвеева Велемира

Из оловянной ложки был отлит,

Такой же внешне, как его собратья,

На первый взгляд ничем не знаменит,

Вполне обычный маленький солдатик.

Хотя игрушкой детской был рождён

(В войнушку поиграл — и марш в коробку!),

В защиту слабых поднимался он

И был — друзья, поверьте! — не из робких!

Неустрашим, находчив и умён.

Ему наскучил для игрушек ящик…

На поле брани храбро бился он,

Ведь был солдат героем настоящим!

И был герой не пулею сражён,

Не пострадал он от коварной мины…

Он оказался попросту влюблён

В фарфоровую чудо-балерину.

Он ею любовался вновь и вновь:

Всё в ней ему казалось очень мило.

— А чем докажешь мне свою любовь? —

Кокетливо красавица спросила.

— Я за тебя хоть в воду, хоть в огонь!

— Не верю! — улыбнулась так невинно…

В последний раз к ней протянув ладонь,

Солдат шагнул отважно в жар камина.

И уж потом, когда огонь погас,

Нашли кусочек олова в камине…

Так жизнь свою в какой-то краткий час

Солдат отдал в угоду балерине…

Хотя игрушкой детской был рождён,

Но не боялся пули он свистящей,

И полюбить никто б не смог, как он,

Ведь был солдат героем настоящим!

Мой оловянный солдатик

Ольга Альтовская

И опять как на крыльях лечу я домой,

Где живём, будто в сказке старинной:

Оловянный солдатик — возлюбленный мой

С необычной своей балериной,

У которой сочится стихами душа —

Сколько страсти сокрыто в бумаге!

Я в глазах его вечно, как сон, хороша.

Он всегда начеку и при шпаге,

Будто злыдне-судьбе он внушает: «Не тронь!

Сохраню и закрою от злого».

И рвануться готов за меня он в огонь,

И воспрянуть от доброго слова.

Мне за счастье — к его прислониться плечу,

Вместе с ним погрузиться в истому.

Если надо, в огонь я за ним полечу

И сгорю, не печалясь по дому.

Не тревожься, мой милый! Сомненья развей —

Дело совести, веры и чести:

Ты силён, мой солдатик, любовью моей,

Я — твоей. Мы устойчивы вместе.

Игрушечное счастье — по мотивам сказки Андерсена

Эта статья о сказке Ганса Христиана Андерсена. Чтобы узнать о балете Джорджа Баланчина 1975 года, основанном на этой истории, см. «Стойкий оловянный солдатик» (балет) .

«Стойкий оловянный солдатик»
Автор Ганс Христиан Андерсен
Оригинальное название «Den Standhaftige Tinsoldat»
Страна Дания
Язык Датский
Жанр (ы) Литературная сказка
Опубликовано в Сказки для детей. Первая коллекция. Первый буклет ( Eventyr, fortalte для Børn. Ny Samling. Første Hefte )
Тип публикации Сборник сказок
Издатель CA Reitzel
Тип СМИ Распечатать
Дата публикации 2 октября 1838 г.
Предшествует «Маргаритка»
С последующим » Дикие лебеди «

« Стойкий оловянный солдатик » ( Danish : Den standhaftige tinsoldat ) литературная сказка по Андерсена о оловянный солдатик «s любовь к бумажным балериной . Сказка была впервые опубликована в Копенгагене CA Reitzel 2 октября 1838 года в первом буклете « Сказки для детей». Новая коллекция. Буклет состоит из произведений Андерсена «Маргаритка» и « Дикие лебеди ». Сказка была первой сказкой Андерсена, не основанной на народной сказке или литературном образце. «Стойкий оловянный солдатик» адаптирован для различных медиа, включая балет и анимационный фильм.

Сюжет

В свой день рождения, мальчик получает набор из 25 солдатиков все литых из одной старой оловянной ложки и массивы их на столешнице. Один солдат стоит на одной ноге, потому что, поскольку он был последним, кого бросили, металла не хватило, чтобы вылечить его. Рядом солдат видит симпатичную бумажную балерину с блестками на поясе. Она тоже стоит на одной ноге, и солдат влюбляется. Той ночью гоблин среди игрушек в виде дурака , который тоже любит балерину, сердито предупреждает солдата, чтобы он не сводил с нее глаз, но солдат игнорирует его.

На следующий день солдат падает с подоконника (предположительно работа гоблина) и приземляется на улице. Два мальчика находят солдата, помещают его в бумажный кораблик и отправляют в сточную канаву. Лодка и ее пассажир моются в ливневую канализацию, где крыса требует, чтобы солдат заплатил пошлину.

Лодку вымывает в канал , где оловянного солдатика проглатывает рыба . Когда эту рыбу ловят и разрезают, оловянный солдатик снова оказывается на столе перед балериной. Необъяснимым образом мальчик бросает оловянного солдатика в огонь , что, скорее всего, является делом рук гоблина-домкрата из ящика. Ветер уносит балерину вместе с собой в костер; она поглощена им. Горничная чистит камин утром и обнаруживает, что солдат растаял в маленькое оловянное сердечко вместе с блестками балерины, которые теперь обожжены черным, как уголь.

Публикация

Сказка была впервые опубликована в Копенгагене, Дания, агентством CA Reitzel 2 октября 1838 года в «Сказках для детей». Первая коллекция. Первый буклет Среди других сказок в буклете — «Маргаритка» и «Дикие лебеди». Сказка была переиздана в сборниках сочинений Андерсена, сначала 18 декабря 1849 г. в «Сказках», а затем 15 декабря 1862 г. в первом томе « Сказок и рассказов» .

Тема рассказа стойкий оловянный солдатик

«Стойкий оловянный солдатик» — первая сказка, написанная Андерсеном, не имеющая ни литературного образца, ни источника народной сказки. Это знаменует новую независимость в его творчестве и является зенитом его воспоминаний о детском мире девятнадцатого века с его игрушечными танцорами, замками и лебедями.

Джоан Г. Хаар пишет в «Оксфордском спутнике сказок» : «Эта история необычна для ранних сказок Андерсена как по своему акценту на чувственном желании, так и по своей двусмысленности. Слепая судьба, а не намерение, определяет все события. Более того, повествовательные вопросы само приличие, которое он восхваляет. Пассивное принятие оловянным солдатиком всего, что с ним происходит, одновременно являясь примером пиетистских идеалов самоотречения, также способствует его гибели. Если бы он говорил и действовал, солдат мог бы обрести жизнь и любовь. однако, сдерживаясь и условно, он находит только трагедию и смерть. Сказку часто читают автобиографически, где солдат рассматривается как символ несоответствия Андерсена женщинам, его пассивное принятие буржуазных классовых взглядов или его чувство отчуждения как художника. и посторонний, от полноценного участия в повседневной жизни «.

Адаптации

Тема рассказа стойкий оловянный солдатик

Уб Иверкс снял мультфильм Cinecolor 1934 года по рассказу «Храбрый оловянный солдатик» . Сюжет мультфильма немного отличается от оригинального сюжета. Антагонист — не «Джек из коробки», а скорее игрушечный король, который хочет балерину себе. Оловянный солдатик нападает на короля, в результате чего его предают суду и приговаривают к расстрелу. Балерина умоляет спасти его жизнь, но ее просьбы игнорируются. Затем она становится рядом с оловянным солдатиком, и оба попадают в горящий камин, где он вместе с ней растворяется в форме сердца. У мультфильма счастливый конец, так как и оловянный солдатик, и балерина отправляются в «Toy Heaven», где у оловянного солдатика теперь обе ноги.

В анимационном фильме Диснея « Фантазия» 1940 года для фильма была запланирована более короткая / сокращенная версия сказки, как указано в раскадровках 1938 года. К сожалению, финал отрывка не удовлетворил Уолта Диснея, и история была отложена.

« Кукольный » 1941 года Джорджа Пала на военную тему «Ритм в строю », вероятно, представляет собой свободную адаптацию истории Андерсена, где игрушечного солдатика увольняют после того, как он влюбился в балерину , катающуюся на коньках.

Поль Гримо (с Жаком Превертом ) снял цветной французский мультфильм 1947 года Le Petit Soldat, в котором главный герой изображен в виде игрушечного акробата, который призван на войну и возвращается искалеченным, но полон решимости спасти свою балерину.

Книга с картинками Марсии Браун 1953 года, иллюстрирующая эту историю в переводе М.Р. Джеймса , была удостоена награды Калдекотта .

Кукольный фильм Иво Каприно «Стойкий оловянный солдатик» 1955 года.

Песня Шона Филлипса 1964 года «Маленький оловянный солдатик» также основана на сказке Ганса Христиана Андерсена и была перепета Донованом в 1965 году.

Small Faces 1967 песни Оловянный солдатик открывает с лирическим «я немного оловянным солдатиком , который хочет прыгать в свой огнь», и по- видимому, под влиянием истории Андерсена.

Современник Андерсена Август Бурнонвиль поставил сказку для своего балета «Сказка в картинках» , а Джордж Баланчин поставил сказку в 1975 году, позволив солдату и балерине выразить свою любовь до того, как балерину снесут в огонь. Жорж Бизе положил сказку на музыку в Jeux d’Enfants .

В 1976 году « Союзмультфильм» снял анимационную экранизацию .

Музыкальная адаптация к живому действию была вторым из четырех эпизодов The Enchanted Musical Playhouse, который первоначально транслировался с 1984 по 1985 год на (тогда еще) новом канале Disney.

В 1985 году Harmony Gold сделали английский дублированный экранизацию рассказа «Маленький поезд», фильм изначально был снят в Италии в конце 70-х годов.

В 1986 году компания Atkinson Film-Arts сняла анимационную адаптацию с голосами Рика Джонса , Терренса Скаммелла и Роберта Бокстела с повествованием Кристофера Пламмера .

В 1989 году студия Miniatur Filmowych сняла анимационную экранизацию.

В 1991 году он был адаптирован в анимационный телефильм как часть Timeless Tales from Hallmark, продюсерами которого выступили Hanna-Barbera и Hallmark . В нем звучали голоса Джорджа Ньюберна в роли оловянного солдатика, Меган Маллалли в роли балерины, Тима Карри в роли Джека из коробки и Пола Уильямса в роли лягушки по имени Фрогбаутен. Это была вторая роль клоуна Карри после того, как он сыграл Пеннивайза в фильме « Оно» (1990).

Детский автор Тор Зайдлер адаптировал книгу в 1992 году с иллюстрациями Фреда Марчеллино .

В 1995 году Джон Войт дебютировал в качестве режиссера в фильме «Оловянный солдатик» , семейном фильме Showtime , основанном на истории Андерсена.

В 1996 году Вивиан Литтл и Кэтлин Миллс адаптировали рассказ Андерсона в полнометражный балет для студии Dance Fremont в Сиэтле . Балет по-прежнему ставится каждую зиму, как альтернатива популярному рождественскому балету «Щелкунчик» , который многие американские студии ставят в декабре. Дэнс Фремонт сосредотачивает историю вокруг молодого глухого мальчика, который получает игрушки на Рождество, и использует Signed Exact English для всех диалогов.

В 2000 Дисней анимационный фильм Фантазия 2000 , адаптация рассказа установлен в первом движении фортепиано Концерт № 2 фа мажор по Д. Шостаковича . Отрывок немного отличается от рассказа Андерсена: солдат всего пять, но все же только один с одной ногой; балерина будто сделана из фарфора ; солдат разочарован, обнаружив, что у балерины две ноги, но балерина все еще принимает его; в конце концов, злодей из ящика — тот, кто погибает в огне, а не солдат и балерина, которые оба остаются целыми. По сказке были сняты другие анимационные фильмы для детей, а в 1975 году — научно-фантастический художественный фильм в жанре фэнтези «Оловянный солдатик» .

Клип на песню Анастейши Heavy on My Heart в 2005 году был вдохновлен историей Андерсена.

В триллере Стига Ларссона « Девушка, которая играла с огнем» в 2006 году яростно независимая главная героиня Лисбет Саландер сравнивает журналиста Микаэля Блумквиста , который остался верен ей, несмотря на ее неоднократные вопиющие отвержения, с стойким оловянным солдатиком Андерсена (неявно сравнивающим себя с Балерина Андерсена).

Графический роман Майка Миньолы « Балтимор», или «Стойкий оловянный солдатик и вампир» сочетает в себе остроту «Стойкого оловянного солдатика» со сверхъестественными мифами о Дракуле , действие которых происходит в обстановке после Первой мировой войны . В фильме Кейт ДиКамилло « Чудесное путешествие Эдварда Тулэйна» (2006) используются темы сказки.

Hanson песни Солдаты также основан на этой сказке. В песне вообще не упоминается гоблин. Оловянный солдатик выпал из окна, когда подул ветер, оловянный солдатик и балерина слились во время танца, и балерина упала возле камина.

В 2013 Anirudh Аруна Bildungsroman Стойкий оловянный солдатик? , главный герой Эшвин сравнивается с оловянным солдатиком его успешным братом Абхинавом (общество, таким образом, играет роль опасного валета из коробки).

Говорят, что музыкальный клип Daft Punk на песню » Instant Crush » был вдохновлен «The Steadfast Tin Soldier».

Рекомендации

Сноски
Процитированные работы
  • Андерсен, Ганс Кристиан; Татарский, Мария (под ред. И пер.) (2008), Аннотированный Ганс Христиан Андерсен , Нью-Йорк и Лондон: WW Norton & Company, Inc., ISBN 978-0-393-06081-2
  • Андерсен, Ганс Кристиан; Нанналли, Тийна (Пер.); Вулльшлагер, Джеки (ред.) (2005) [2004], Сказки , Нью-Йорк: Викинг, ISBN 978-0-670-03377-5CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Зипес, Джек (ред.) (2003), Оксфордский компаньон сказок: Западная сказочная традиция от средневековья до наших дней , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-860509-6CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )

Внешние ссылки

  • «Den Standhaftige Tinsoldat» . Оригинальный датский текст
  • «Den Standhaftige Tinsoldat» . Оригинальный датский текст (Королевская библиотека)
  • «Стойкий оловянный припой» . Английский перевод Жана Хершолта

Стойкий оловянный солдатик. Новогодний
вариант.

Сцена
1.

Сказочник
заходит в комнату с улицы, в комнате полумрак, он замёрз. Ткнул зонтиком в
камин, там загорелся огонь; указал зонтиком на свечи, и они загорелись; сел в
кресло возле камина и рядом на столике появилась чашка с горячим чаем. Отпив немного
из чашки, он начал согреваться. Берет большую книгу со столика, открывает её и
начинает листать до нужной страницы.

Сказочник: Эта история
произошла как — то однажды под новый год, я был свидетелем и даже участником,
тех самых необыкновенных событий.

Сцена
2.

Театр
теней.
Сказочник рассказывает историю
появления оловянного солдатика. По
является ложка и начинает потихоньку
таять, по мере таяния ложки поваляются игрушечные солдатики; затем они
становятся в пять рядов по пять штук. Одноногий солдатик выходит на главный
план.

Сказочник: Было
когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой
оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо — ну, прелесть что за солдаты! Все
солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой.
Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге
так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым
замечательным из всех.

Танцевальный этюд «Оловянные солдатики».

Сцена
3. Действие 1.

Вбегает в комнату мальчик, ему няня дарит
коробку с солдатиками, он вытаскивает их всех, расставляет на столе и начинает
играть, одноногого солдатика он ставит отдельно ото всех.

На столе стоит много игрушек, солдатики,
кубики, сказочный замок, озеро с лебедями, табакерка…

Мальчик Ники: Ах,
какие замечательные оловянные солдатики! (закричал мальчик, хлопая в ладоши
и он сейчас же принялся расставлять их на столе).

Сцена
3. Действие 2.

На столе стоит много игрушек, солдатики,
кубики, сказочный замок, озеро с лебедями, табакерка…

Сказочник: На
столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего
бросался в глаза дворец из картона; перед самым дворцом, вокруг маленького
зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и
любовались своим отражением игрушечные лебеди. Всё это было чудо как мило, но
милее всего была Куколка, стоявшая на самом пороге дворца. Куколка стояла вытянув
руки, — она была танцовщицей, — движения её были легки и полны изящества, как
прекрасно она танцевала!

Танцевальный этюд «Танец Куколки».

Оловянный Солдатик:
Ах, как она прекрасна! Вот бы мне такую жену! Только она, как видно, из
знатных, раз живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в
ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться все, же не
мешает.

И он притаился за табакеркой, которая стояла
тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая
танцевала свой прекрасный танец, всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Сцена
4.

Танцевальный этюд «Праздник у игрушек».

Пробило
двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там
не было табаку, а сидел маленький Черт.

Чёрт:  Оловянный
солдатик, нечего тебе заглядываться! Не по тебе красавица! Она будет моей!

Чёрт подходит к прекрасной танцовщице и
предлагает ей разные подарки, которые оказываются на ней по мановению его руки:
дорогие ткани, украшения, одежду, но она всё отвергает. Тогда Чёрт берёт плётку
и начинает её щёлкать в воздухе, красавица никак не отреагировала на это тоже.
Вдруг прискакивает Солдатик и своим оружием оттесняет Чёрта.

Чёрт: (злобно
грозит кулаком
) Ну погоди у меня солдатик, ты ещё поплатишься за свою
храбрость!

 Чёрт
убирается в свою табакерку и захлопывает за собой крышку.

Сцена 5. Действие 1.

Сказочник: Утром
мальчик Ники проснулся, подошёл к столу, взял и поставил оловянного солдатика
на окно.

Вдруг — по милости ли Чёрта – из
табакерки или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой
вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже был на
мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на
поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли.

Театр теней. Рука
ставит солдатика на подоконник; окно раскрывается, солдатик от дуновения ветра
выпадает из окна и летит вниз; оказавшись на мостовой тут же встаёт по стоике
смирно.

Сцена 5. Действие 2.

Оловянный Солдатик стоит на мостовой,
крепко сжимая своё ружьё. Он уворачивается от ног мимо идущих людей и колёс больших
телег.  Вдруг он увидел мальчика Ники, который вместе с няней искали его, но
безуспешно. Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень.

Оловянный Солдатик:
Вон мальчик Ники со своей няней вышли меня искать, может крикнуть им, что есть
мочи, что я тут?! Нет, кричать на улице не прилично, может всё – таки они
найдут меня, буду стоять на одном месте и ждать их.

Сцена 5. Действие 3.

Когда
опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

Первый мальчик:  Гляди,
что я нашёл!

Второй мальчик:
Ого, это же игрушечный солдатик!

Первый мальчик:  А
давай отправим его в плавание!

Второй мальчик: Хм,
хорошее предложение, точно, сделаем ему кораблик из газеты  и отправим его на
встречу приключениям!

И
они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и
пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну!
Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло.

Лодочку
бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он
держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Сцена 6. Действие 1.

Лодку
понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в
коробку.

Оловянный Солдатик:
Куда меня несёт?  Да, это всё шутки гадкого Чёрта –из табакерки! Ах, если бы со
мною в лодке сидела та красавица Куколка — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила
большая крыса.

Крыса:  Паспорт
есть? Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё
крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она
скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам.

Крыса:   Держи,
держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и
быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой
страшный шум, что струсил бы любой храбрец.

Сцена 6. Действие 2.

«Театр теней» Оловянный
солдатик стоит в кораблике, кораблик плывёт по течению воды. Лодочка даёт крен,
то вправо, то влево, затем наполняется водой и тонет. Солдатик выпадает из
лодочки и идёт ко дну. Его проглатывает огромная рыба. Рыбу вылавливают сетями.
Затем из неё достают оловянного солдатика.

Сказочник: Но
солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком
скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул.
Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть.
Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с
головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него
звучало:

Вперёд
стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!

«Театр теней» Лодочка
даёт крен, то вправо, то влево, затем наполняется водой и тонет. Солдатик выпадает
из лодочки и идёт ко дну. Его проглатывает огромная рыба. Рыбу вылавливают
сетями. Затем из неё достают оловянного солдатика. Затем ставят на стол.

Сказочник: Бумага
разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его
проглотила рыба. Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно!
Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко
прижимая к себе ружьё.

Рыба
металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла,
точно в неё ударила молния.

«Театр
теней»
Рыбу вылавливают сетями. Затем из неё
достают оловянного солдатика. Затем ставят на стол.

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на
рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Блеснул
свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик! Оловянный солдатик!» Кухарка взяла
оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда
сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние.

Сцена 7.

Но оловянный солдатик ничуть не
загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он
оказался в той же комнате, увидал, те же игрушки и чудесный дворец, но прелестной
Куколки не было видно. Оловянный солдатик стал крутить головой, чтобы отыскать
её взглядом. Но тут его окружили другие игрушки и стали восторженно кричать.

Игрушка 1:
Браво, браво, вот так стойкость!

Игрушка 2: Ах
какой вы замечательный путешественник!

Игрушка 3: А
правда мир за стенами этого дома просто огромный?

Игрушка 4: А
говорят вас проглотила большая рыба?!

Игрушка 5:
Расступитесь, довольно, дайте нашему герою прийти в себя!

Оловянный солдатик был тронут и чуть не
заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался.

Вдруг отворилась крышка табакерки и
оттуда высунулся Чёрт.

Чёрт: (язвительно)
Явился наш бравый воин и знаменитый путешественник. А прекрасная дева из
дворца, уже почти моя! Мы скоро поженимся, ха-ха-ха-ха-ха!

На пороге дворца появилась прекрасная Куколка,
она услышала шум снаружи и решила выйти посмотреть, что же там произошло… и увидела
Оловянного солдатика. Она легко спорхнула с крыльца и побежала навстречу
солдатику, а он устремился к ней. Они встали друг на против друга их взгляды
встретились.

Чёрт: (злобно
кричит)
Нннет, не быть вам вместе! Не допущу! Огонь гори ярче, нагрей
очаг пожарче! Ветер Холодного Севера, распахни окно, подхвати Стойкого Оловянного
солдатика и прекрасную Куколку – из дворца и брось их в жаркий камин! Пусть останется
от них горстка пепла и маленький кусочек олова! Рэкс – пэ… (обращает
внимание на вбежавшего Сказочника).
кс — фэкс!

Сказочник: (выбегает
на сцену, бросает волшебную пыль)
Всё замри!!! Ах ты
злодей, решил, если не тебе – значит никому!? (беспокойно) Как же мне
быть, что же делать, долго я его не сдержу, здесь кто-то по сильнее должен
быть. Не должно ничего плохого происходить в новогоднюю ночь! Аааааа, вспомнил,
на далёком Севере живёт дядя Северного Ветра – Дед Мороз, со своей внучкой
Снегурочкой, вот их то я и позову. Где-то у меня было зеркало волшебное…о,
нашёл!

 (глядя в зеркало) Дед Мороз, Дед
Мороз, Снегурочка, отзовитесь, нам срочно нужна ваша помощь!

Сцена 8.

Эхом разносятся слова: «Дед
Мороз, Дед Мороз, Снегурочка, отзовитесь, нам срочно нужна твоя помощь!
»
Дед Мороз сидит на своём троне, вдруг встревоженно говорит.

Дед Мороз: Что же
там произошло, кто зовёт нас на помощь? Ну-ка внученька моя – Снегурочка, поищи-ка
откуда голос доносится?

Снегурочка: (ищет
источник голоса и находит зеркало)
Вот, нашла, это кто — то
воспользовался волшебным зеркалом, Дедушка Мороз, глянь – ка, кому наша помощь
нужна?

Дед Мороз: Сейчас
узнаем внученька. Ветер холодный, да студёная водица, покажите нам кто помощи
от нас ждёт!? (стягивает ткань с зеркала)

Показывается в зеркале Сказочник.

Сказочник: Мороз
Иванович и Снегурочка здравствуйте!

Дед Мороз: И тебе
здравствовать Сказочник, сказывай, что у тебя приключилось, чем тебе мы со Снегурочкой
помочь можем?

Сказочник: Ох,
Дедушка
Мороз, беда может приключиться, один я
точно не справлюсь! Злой Чёрт – из табакерки желает вред нанести Стойкому
оловянному солдатику и прекрасной Куколке, хочет их в камин закинуть и жарким
пламенем уничтожить! Я остановил время, но мне долго его не сдержать на одном
месте, время всегда идёт, оно не может останавливаться. Помогите мне спасти
Солдатика и Куколку!

Дед Мороз: В этом
деле мы тебе со Снегурочкой обязательно поможем, как можно зло творить в канун
Нового года? Сказочник, жди нас, мы к тебе в сказку придём через пару
мгновений, глазом не успеешь моргнуть. (обращается к Снегурочке) Возьми —
ка Снегурочка ходики наши волшебные, да стрелку переведи на несколько мгновений
назад. И  пора нам в путь собираться, праздник уже на носу. По пути заскочим в
сказку, спасём героев, а дальше к ребятам на праздник пойдём.

Снегурочка берёт часы в руки, к ней
подходит Дед Мороз.

Снегурочка: Ходики
волшебные назад повернитесь, на пару мгновений обратно вернитесь! (поворачивает
стрелки на часах назад)

Снегурочка и Дед мороз исчезают из своего
дома и появляются в сказке.

Сцена 9. Действие 1.

Появляются Дед Мороз и Снегурочка.

 Чёрт:
(злобно кричит)… Пусть останется от них
горстка пепла и маленький кусочек олова! Рэкс – пэ… (Дед Мороз обходит
Чёрта позади и ударяет посохом по крышке, не давая ему договорить заклинание, крышка
закрывается, Чёрт исчезает в табакерке).
кс — фэкс!

Дед Мороз: (ударяя
посохом по крышке табакерки)
Ах ты злодей, подлость
совершить решил! Не будет по — твоему! Сиди там навечно в своей табакерке,
замри! (обращается к героям сказки) Теперь вы все можете жить как
прежде, более вам вреда никто не нанесёт!

Сцена 9. Действие 2.

Куколка и Солдатик стоят рядом друг с другом,
к ним подходят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Сказочник
ты большой молодец, что сразу к нам обратился за помощью!

Снегурочка: Иначе
беды не миновать было, а так всё разрешилось хорошо!

Сказочник: Спасибо
вам, Дедушка Мороз и Снегурочка за помощь! Теперь все сказочные герои могут
жить счастливо!

Дед Мороз: Снегурочка,
как ты думаешь за храбрость и стойкость можем ли мы одарить Оловянного
Солдатика и прекрасную Куколку дарами?

Снегурочка: Конечно,
Дедушка, ведь нынче Новый год настаёт, и раз  мы сюда пришли, то без подарков
никто не должен  здесь остаться!

Дед Мороз: Оловянный
Солдатик, за стойкость в беде и храбрость твою, хочу одарить тебя второй ножкой!

(Оловянный Солдатик стоит на двух ногах,
подпрыгивает вверх от радости и приземляется на том же месте на обе ноги)

Оловянный Солдатик:
А-ха-ха, теперь я могу стоять, прыгать, бегать и ходить на двух ногах, как мои
братья, вот это здорово, спасибо тебе за такой замечательный подарок Дед Мороз!

Дед Мороз: Теперь
ты  — Оловянный Солдатик, вместе со своими братьями будете охранять покой в
вашей сказке.

Оловянный Солдатик:
(вытягивается по стойке «смирно»)
Так точно, Дед мороз,
будет исполнено!

Снегурочка: А
тебе прекрасная Куколка, я хочу подарить особенный подарок. (подходит к Куколке
и прикрепляет ей на одежду брошь) Это не простое украшение, а волшебное, эта
брошка может исполнить три твои самые заветные мечты и желания, стоит только
дотронуться до неё и подумать о том чего желает твоё сердце, и вмиг желаемое исполнится!

Куколка: Благодарю
тебя Снегурочка (делает реверанс) за такой подарок.

Дед Мороз: Вот
и замечательно, а теперь будем праздновать наступление Нового года, внученька
Снегурочка, прояви своё волшебное искусство, укрась здесь всё к празднику!

 Снегурочка:
Хорошо Дедушка.

Ёлочка
– зелёная иголочка,

Из
леса к нам явись!

На
празднике нарядная

С
нами веселись! (хлопает три раза в ладоши, появляются украшения в комнате и
ёлочка в игрушках и гирляндах)

         Дед
Мороз:
Здорово, комнату украсили, ёлочку поставили, а теперь зажжём огни
на нашей ёлочке и начнём праздник!

Наша
ёлка с головою

Вся
покрыта сединою,

И
хранит густая хвоя

Запах
лета смоляной.

Чтоб
шишки превратились

В
разноцветные шары,

Чтоб
снежинки заискрились,

 Не
растаяв от жары,

Чтоб
звездочки лучами

Осветили
ярко высь,

Скажем
дружно, вместе с нами:

Дед Мороз и Снегурочка:

Наша
ёлочка зажгись!
(на ёлочке загораются огни)

Танцевальный
этюд «Новогодний праздник»

Снегурочка: Дедушка
Мороз, пора нам двигаться дальше, нас с подарками и поздравлениями сегодня ждут
дети всей планеты!

Дед Мороз: И то
верно, Снегурочка, пора в путь дорогу!

Снегурочка:

И вот настал прощальный час,
Я так привыкла к вам, ребята,
Прошу, не забывайте нас,
Когда большими станете когда-то…

Дед Мороз:
                                                                                          
Ведь
сказка в жизни есть всегда,
Любовь, добро, забота, дружба,
И если вдруг нагрянет гром,
Всегда помочь кому-то нужно.

Снегурочка:

Ну а сегодня, ребятня,
Танцуйте, смейтесь и играйте,
Ведь детство – лучшая пора,
Чудесно Новый Год встречайте!

Дед Мороз:

Звездной россыпью расшит,
Снегом запорошен,
К нам на всех порах спешит
Год вестей хороших.
          Снегурочка:

Нужно гостя встретить так,
Чтоб улыбок – море,
Чтоб какой-нибудь чудак
Нос не вешал с горя.
         

Дед
Мороз:

Что бы всюду хоровод,
Что бы дом был тесен,
Что бы встретить Новый год
Вихрем лучших песен!

Дед Мороз и Снегурочка: С
Новым годом! (машут на прощание руками)

Дед Мороз ударяет три раза посохом о землю, играет музыка,
появляется сноп искр…сказка исчезает.

Актёры и роли

Солдатик

Игрушка 1

Куколка

Игрушка 2

Чёрт

Игрушка 3

Крыса

Игрушка 4

Сказочник

Игрушка 5

Дед Мороз

Мальчик 1

Снегурочка

Мальчик 2

Мальчик Ники

Няня мальчика

«Танец
Куколки» К сказке «Стойкий оловянный солдатик».

Музыка: Adolf_Adan_-_Vals_iz_baleta_ZHizel

Схема движений.

№ п/п

Кол-во тактов и темп

Движения

image001

1

2

средне

Кукла
выходит из дворца,

ноги 1 невыворотная позиция;

руки в подготовительном положении или
в 1 позиции; корпус вытянут кверху.

2

3

средне

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
из1 позиции ПР идёт вверх в 4 позицию; корпус вытянут
кверху.

3

3

средне

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
перемена рук из 1 позиции ЛР идёт вверх в 4 позицию;

корпус вытянут кверху.

4

2
быстро

ноги 1 невыворотная позиция на полу
пальцах;

 руки
перемена рук в затакт (на «И»), ПР и ЛР в 5 позиции, поворот
по часовой стрелке
; корпус вытянут кверху.

5

3
средне

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
из1 позиции ЛР идёт вверх в 4 позицию; корпус вытянут
кверху.

6

3

средне

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
перемена рук из 1 позиции ПР идёт вверх в 4 позицию;

корпус вытянут кверху.

7

2
быстро

ноги 1 невыворотная позиция на полу
пальцах;

 руки
перемена рук в затакт (на «И»), ПР и ЛР в 5 позиции, поворот
против часовой стрелки
; корпус вытянут кверху.

8

4

медленно

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
перемена рук в затакт (на «И»), из 5 позиции в 2;

корпус медленное раскачивание
из стороны в сторону под музыку.

9

4

средне

ноги 1 невыворотная позиция, ПН «батман
— тандю»(отведение-приведение ноги) на 2 такта, ЛН «батман — тандю» на 2
такта;

 руки
в позиции 2; корпус вытянут кверху.

10

2

медленно

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
в позиции 2;

корпус медленное раскачивание
из стороны в сторону под музыку.

11

4

медленно

ноги 1 невыворотная позиция;

 руки
в позиции 2;

корпус медленный поклон
под музыку.

  • Тема рассказа обезьяний язык
  • Тема для сказки собственного сочинения
  • Тема любви в рассказах бунина урок в 11 классе
  • Тема и идея рассказа ася
  • Тем паче как пишется