Тема рассказа собирай по ягодке наберешь кузовок 3 класс

Автор: лисакова анна николаевна образовательное учреждение: маоу гимназия 25 г. благовещенска населенный пункт: г. благовещенск тема: открытый урок литературного

Автор: Лисакова Анна Николаевна

Образовательное учреждение: МАОУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска»

Населенный пункт: г. Благовещенск

Тема: Открытый урок литературного чтения в 3 классе на тему «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

Дата публикации: 28.03.2019

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД 1 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минуткой своей дорожи!

— Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Давай те подарим друг другу хорошее настроение и улыбки. Сегодня на урок литературного чтения к нам пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

Садитесь.

СЛАЙД 2.Проверка домашнего задания.

— Ребята, а с каким интересным заданием по литературному чтению вы вчера ушли домой? (найти и выписать пословицы)

— Всем удалось справиться с заданием? (да)

— Напомню, что задание это было еще и творческим. Вам нужно было оформить пословицы в виде ягодок. У всех на столах замечательные ягодки, покажите их, а у меня есть кузовок. Только вот незадача… Он пуст… Давайте наполним мой кузовок вашими ягодками. Но не забывайте, что ваши ягодки не простые, а волшебные. Ведь на обратной стороне записаны пословицы о труде.

Прочитайте друг-другу в группе и я соберу их в кузовок

3.Работа над новым материалом.

СЛАЙД 3 А теперь послушайте мою пословицу: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

— Как вы ее понимаете?

— Подумайте и скажите! О чем эта пословица (о труде)

— Правильно! Молодцы! Кладем и ее наш кузовок.

— Ребята, а кто может назвать тему нашего сегодняшнего урока?

— Откроем учебник на стр 127, дома вы знакомились с этим произведением

СЛАЙД 4 — Поставим перед собой цели:

— познакомиться с автором;

— понять смысл рассказа, его основную мысль;

— сравним героев и их поступки;

— сделаем вывод.

— Ребята, а кто является автором этого произведения?

СЛАЙД 5 -Автор произведения – Борис Викторович Шергин

СЛАЙД 6 А над биографией писателя вы поработаете в группах

Годы жизни и семья писателя
Увлечения писателя
Образование
Произведения автора

Б.В.Шергин – русский писатель. Родился в 1896г, в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя был кораблестроителем. Маму свою Борис называл «хранительницей слова» — за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. В дальнейшем, окончив художественное училище, многие сои книги оформлял сам. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

Борис Викторович Шергин (16 (28) июля 1893, Архангельск — 31 октября 1973, Москва) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.
Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля ст.с.) 1893 г. (по архивным данным; указание самого Шергина на 1896 — мистификация). Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.
В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903-1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).

В 1922 г. окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Сегодня утром получила посылку, когда шла в школу, давайте посмотрим, что в ней.

— В посылке какие-то вещи. Давайте разберемся кому они принадлежат? (вещи достаются по порядку)

1 — папка с чертежами.

— Наверно она принадлежит какому-то важному человеку. Ведь в папке эскизы, чертежи.

— Как вы думаете, чья она? (мастера)

2 – очки, клубок со спицами.

— А это чьи вещи? (бабушки)

3 – альбом.

СЛАЙД 7 — Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 127.

— Посмотрите внимательно на картинку в учебнике. Как вам кажется, кто изображен на картинке? (мастер)

— Опишите его. — Хорошо. Молодцы!

— А как ведет себя мальчик?

— Бабушка довольна происходящим в мастерской?

Сегодня мы разберем это произведение и ответим на вопрос

СЛАЙД 8 «Какой урок дал мастер мальчику Мите?»

— Прежде чем начать читать, проведем речевую разминку.

СЛАЙД 9 4.Речевая разминка. В группах!

(речевая разминка на листках у каждого ребенка на парте)

5.Работа над текстом.

— Давайте напомним друг другу некоторые правила:

— каким должно быть чтение? (выразительным, неторопливым)

— что нужно делать, если в тексте встретились незнакомые слова? (нужно попытаться объяснить их смысл)

— Ребята, а как вы думаете, легко ли пересказывать все произведение целиком? (нет, нелегко)

— Для облегчения пересказа, текст можно разделить на части и озаглавить каждую часть.

— По ходу чтения мы с вами разделим текст на части и к каждой части подберем свое название.

— Название каждой части у вас появится на полотне, в виде плана.

— Но это еще не все! Когда мы с вами будем выполнять разные интересные задания и успешно с ними справляться, то ваши белые листы превратятся в расписное полотно. В конце урока вы увидите эту красоту.

— Я сейчас начну читать, а вы слушайте внимательно, ведь вам нужно будет найти ответ на главный вопрос. Вспомним его.

— Кто сможет повторить вопрос? («Какой урок дал мастер Мите?»)

— Я начну читать, а вы внимательно следите и будьте готовы выполнять мои задания.

Текст читает учитель.

— Какие незнакомые слова выделены в 1 части текста? (штукарное и малярное дело)

— Давайте посмотрим их значения в словарике на странице 217 учебника.

— Кто владеет штукарным и малярным ремеслом? Мы можем ответить на этот вопрос уже в начале произведения? (да, Ванина бабушка)

— А какая она бабушка? Найдите ответ в тексте на странице 124.

(добрая, уважительная, любит малышей)

— Как вы понимаете слово красовито?

— А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)

— Можем ли мы так озаглавить I часть этого произведения? (да)

Найдите у себя лист с этим названием, разместите на полотне.

— Итак. Первая часть нашего плана – «Мастер малярного дела».

— Продолжим чтение (читает Фадей).

— Какие 2 пословицы встретились в тексте? («Работа любит не молодца, а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы их понимаете?

-Значит эти пословицы тоже о труде?

— Я их заранее оформила в виде ягодок и теперь мы их так же отправляем в наш кузовок.

О чем нам рассказывает 2 часть произведения?

— Кем же работает Митя? (Митя – художник)

— Можем ли мы так озаглавить вторую часть? (можем)

— Итак II часть получает название – «Митя – художник». Отметим это на доске в нашем плане.

— Ребята, а давайте предположим, какую еще историю мог рассказать о себе Митя бабушке? Что с ним иногда случалось раньше, когда он был совсем молодым и неопытным работником? Все ли у него получалось?

— Давайте проверим наше предположение. Продолжим чтение III части. И узнаем, что же случилось однажды с Митей.

Продолжает чтение ученик.

— Успевал Митя выполнить работу к сроку? (нет)

— Что ему мешало закончить работу во время? (лень)

— Найдите строки, подтверждающие что Митя ленился. (стр. 126)

— Оправдал Митя доверие? (обманул)

— Как назовем III часть? (обманутое доверие)

— Хорошо. Третья часть – «Обманутое доверие».

— А теперь нам пора немного отдохнуть.

6. Физминутка.

7. Продолжение работы с текстом.

— Давайте вспомним, какой вопрос я задала вам перед началом чтения произведения? (какой урок дал мастер Мите?)

— Мы уже можем на него ответить? (нет)

— Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в IV части.

Продолжает чтение ученик.

— Вернитесь на страницу 127.

— Нашли ли вы в тексте ответ на вопрос «Какой урок дал мастер Мите?» (да, зачитают отрывок)

— Как можно озаглавить 4 часть? («Урок мастера»)

— Итак, 4 часть – «Урок мастера».

— А какая еще пословица о труде вам встретилась? («Глаза страшатся, а руки делают»)

— Как вы ее понимаете?

— Мы можем поместить ее в наш кузовок? (да)

— Какие вы молодцы! Посмотрите, понемногу, по чуть-чуть и мы с вами и набрали полный кузовок пословиц. И нам осталось только справиться с последним заданием.

— В начале урока мы предположили, что на картинке на странице 124 учебника изображен мастер.

— Кто же это на самом деле? (Митя-художник)

— Бабушке нравился Митя? (да)

— За что? (У Мити «золотые руки»)

— Как вы понимаете эти слова?

— Как можно назвать V часть нашего произведения?

— Предложите свои варианты. Много хороших вариантов. Свой выбор мы остановим на – «Золотые руки».

— Посмотрите ребята на доску. Мы с вами составили план нашего произведения.

— Давайте его зачитаем:

I часть – «Мастер малярного дела»

II часть – «Митя – художник»

III часть – «Обманутое доверие»

IV часть – «Урок мастера»

V часть– «Золотые руки»

— Этот план поможет вам при подготовке домашнего задания.

— Ребята! И меняем последнюю полоску на цветную. Посмотрите что же у нас получилось! Красивое, расписное полотно – столешница.

— Давайте вспомним то слово, которое раньше употребляли старики в давние времена — «Красовито». Можно сказать так – «Красовито выглядит наша столешница!»

8. Закрепление пройденного.

— Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

— Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

— А можно ли название рассказа отнести и к нам? (да)

— Почему? (мы тоже собирали по ягодке и набрали кузовок)

— Можно ли эти слова назвать мудрыми, «золотыми»? (да)

— Они пригодятся нам в нашей жизни? (да)

— Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?

— познакомиться с автором;

— понять смысл рассказа, его основную мысль;

— составить план рассказа для краткого пересказа текста;

— сравним героев и их поступки;

— сделаем вывод.

— Как вы думаете мы достигли всех целей? (да)

Вывод:

— Дорогие ребята! Воспитывать себя всегда очень не просто. Настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают это делать с детства. Дайте учиться доброте, взаимопониманию, вежливости, умению трудиться сообща, а в этом нам помогут «золотые слова».

9. Рефлексия.

— И подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке.

— У меня в руках небольшая анкета с вопросами. Читайте и отвечайте на них.

1. Было интересно не очень нет

2. Было все понятно не очень нет

3. Я работал активно не очень пассивно

4. Оцениваю себя на «пять» «четыре» «три»

В заключение урока оцените свое настроение. Выберите тот смайлик который вам сейчас ближе по настроению и прикрепите его на доску. (оценить настроение по настроению смайликов)

10.Домашнее задание.

Дома по плану составьте краткий пересказ произведения.

Урок окончен!

На чтение 4 мин Обновлено

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» читательский дневник рассказа поможет дать ответы на вопросы и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть отзыв на рассказ и пословицы к произведению.

Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» Читательский Дневник

Автор — Борис Шергин

Жанр: рассказы о детях

Сколько страниц — 4

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» главные герои

  1. Ваня —  юбознательный, пытливый, всем интересуется. Горячо любит бабушку, гордится бабушкой.
  2. Бабушка Вани — добрая и приветливая, всегда могла дать умный совет. Знает множество пословиц и поговорок. Умела поговорить и с малышами, и со стариками. Её все любили и уважали.
  3. Митя-паркетчик —  талантливый мастер. Митя творит паркет, вкладывает в него душу. Митя получил важный заказ на столешницу от академии. Он сделал один угол и неделю любовался им. А потом понял, что может не успеть выполнить заказ. Но советы мастера и бабушки помогли Мите взять себя в руки и выполнить заказ.
  4. Мастер — спокойный и мудрый мужчина. Помогает всем советом.

План рассказа «Собирай по ягодке»

  1. Бабушка Вани
  2. Мастер малярного дела
  3. Митя — художник
  4. Заказ от академии
  5. Первый уголок
  6. Неделя восхищения
  7. Митя понимает, что не успевает
  8. Советы мастера и бабушки
  9. Столешница готова

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» краткое содержание для читательского дневника

Все события рассказа «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» кратко можно записать так:

Бабушка Вани была мастером малярного дела, добрая и заботливая. Она любила говорить пословицами.

Ваня спросил у бабушки, о чём она беседовала с паркетчиком Митей, кивая и говоря: «Глаза страшатся, руки делают».

Бабушка рассказала о том, что Мите дали заказ — за две недели украсить деревянным орнаментом столешницу для академии.

Митя сделал один уголок, а потом целую неделю любовался сделанным и мечтал, забыв о необходимости работать дальше.

Он обратился за помощью к мастеру, и тот дал Мите совет каждый день обрабатывать небольшую, одинаковую по размеру часть столешницы.

Митя послушал его рекомендации, совет бабушки и заказ был выполнен в срок. Совсем как в пословице «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».

Главная мысль «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

Терпенье и труд все перетрут.

Главная мысль рассказа Бориса Шергина — не нужно торопится в какой-либо работе, ведь так можно сделать ошибку. Лучше делать в день понемногу, но спокойно, сосредоточенно, внимательно, несколько раз измеряя и перемеряя. Так понемногу, «по ягодке», в конце концов наберется хороший «кузовок», то есть, работа, которая будет состоять из нескольких этапов, завершится в намеченный срок и с отменным качеством.

Чему учит рассказ «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»?

Рассказ учит не торопиться, а делать все обстоятельно и качественно. Не боятся того, что еще предстоит сделать, а думать о том, что уже сделано. Учит планировать свою работу.

Отзыв «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

Этот ассказ замечательный и поучительный. Мне он понравился тем, что взрослые нашли подход к мальчику и благодаря им, он смог справиться с заданием. Бабушка в этом рассказе очень мудрая, она смогла дать дельный совет и подбодрить. Она не стала ругать Митю, а наоборот  поддержала его. Митя понял, что если хочешь сделать качественно работу, то нужно делать ее не торопясь и обдумывать каждое действие.

Рисунки к рассказу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

План пересказа Собирай по ягодке - наберешь кузовок

Пословицы из рассказа «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (+что означает)

  • Собирай по ягодке — наберешь кузовок. (Эта пословица означает, что действуя не спеша, помаленьку, можно сделать очень большое дело.)
  • Работа любит не молодца, а незалёжливого. (В работе не важно красив человек или нет, важно, чтобы он не был лентяем. Работа должна выполняться тщательно и аккуратно)
  • Глаза страшатся, руки делают. (Когда работы много, кажется что и успеть её выполнить невозможно, но если ее не начать, она никогда не будет сделана. Нужно что-то делать и тогда работа будет выполнена)
  • Комар носа не подточит (Все сделано настолько хорошо, что и придраться не к чему, а работа не нуждается в доработке).
  • Руки золотые(Так говорят про настоящего мастера)

Синквейн «Собирай по ягодке»

Бабушка
Любимая, заботливая.
Поддержит, подскажет, подбодрит.
Всегда и во всем на нее можно положиться.
Старушка.

Ваня
Веселый, добрый.
Дружит, играет, общается.
У мальчика есть любимый человек.
Бабушка.

Женщина
Умелая, мастеровая.
Штукатурит, рисует, малярничает.
Мастерица на все руки —
Бабушка.

Митя
Работящий, талантливый
Переживает, думает опоздает
Вовремя сделать заказ. Талантливый
Шалопай.

Мастер

Рассудительный, спокойный
Проверяет, поправляет, наставляет, заботиться.
Управляет работниками умело, деловито.
Почтенный.

Автор: Иванова Ольга Валентиновна

Организация: МБОУ СОШ №3 им. С.А.Погребача

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Кумертау

Цель: знакомство с произведением Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»;способствовать осознанию учащимися жизненных ценностей.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с творчеством Б. Шергина, совершенствовать навык чтения, учить объяснять значение пословиц, расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие: развивать воображение, речь, умение работать с художественным произведением, память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы и работы в команде.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету литературного чтения, трудолюбие, способности к познанию; усидчивость и целеустремлённость в работе.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания.

Тип урока- комбинированный, виды работ чтение произведения, работа в группах, выполнение теста, игра)

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

1) уметь выказывать своё отношение к героям, к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4)уметь понимать и сопереживать чувствам других людей;

5) уметь уважительно относиться к иному мнению

6) ценить и принимать следующие базовые ценности: труд и творчество

Регулятивные УУД: развивать способность планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты и результаты своей команды. 1) уметь определять тему урока;

2) уметь понимать учебную задачу;

3) уметь понимать последовательность действий по выполнению учебной задачи;

4) уметь высказывать своё предположение на основе работы сматериалом учебника.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

  1. уметь слушать и понимать других;
  2. умение работать в команде
  3. уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

4) уметь оформлять свои мысли в устной форме;

5) уметь работать в команде;

6) уметь участвовать в диалоге в группе

Познавательные результаты: учащиеся познакомятся с произведением Б.В.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей. 1) уметь бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением литературного произношения; уметь объяснять значение слов и фраз;

2) уметь извлекать информацию из текста;

3) уметь оформлять свои мысли в устной форме;

4) уметь делать выводы в результате совместной работы команды, класса и учителя;

5) уметь вычитывать подтекст (текстовую информацию, данную в неявном виде);

6) уметь анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения;

7) уметь самостоятельно определять с помощью пословиц смысл читаемого произведения;

8) уметь объяснять смысл образных слов и выражений,

9) уметь соотносить эпизод из текста с рисунком художника;

10) уметь классифицировать и обобщать.

Формы работы на уроке — работа в командах (группах),фронтальная.

Используемые технологии: технология развивающего обучения, технология сотрудничества, игровая, здоровье сберегающая, деятельностоного метода, приемы Сингапурской технологии.

  1. Организационный момент.

-Ребята, посмотрели друг на друга, улыбнулись и поприветствовали партнера по плечу дайте «пять» ладошками, партнера по лицу -кулачками.

— Мне хочется, чтобы каждый из вас посмотрел на своего соседа по лицу, улыбнулся и сказал ему: «Я желаю тебе удачи!»

2. Речевая разминка

– Начнём наш урок с речевой разминки. Работа с чистоговоркой (звуки произноси отчётливо).

Жу-жу-жу-ум и сердце в работу вложу,

жи-жи-жи-каждой секундой в труде дорожи!

-Проговорите каждый в группе, а теперь я хочу услышать, как весь класс дружно, внятно и не торопясь произнесет чистоговорку.

3. Актуализация знаний. Сообщение темы, целей урока.

1.Перед вами на столе конверт. Задание «Собрать пазл» и назвать тему урока.

Правильно, тема нашего урока «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».

Что это? Пословица.

Всели слова вам понятны?

Что такое кузовок? — Кузовок – это такая ёмкость, в которую складывают ягоды.

2.- Как вы ее понимаете? РАУНД РОБИН (отвечают все по кругу в команде, а затем выслушивается ответ от команды)

Только кропотливый, старательный, требующий терпения и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

— Как эта пословица может быть связана с нашим уроком? (Это название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся).

Какую задачи ставим перед собой?

Задачи: узнать главных героев, выяснить, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.

— Откройте стр. 124

3.- Ребята, кто является автором рассказа «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»? (Борис Викторович Шергин)

С творчеством этого удивительного русского писателя мы познакомились на предыдущих уроках.

4. Прогнозирование содержания произведения по названию и по иллюстрации.

ЭЙ АР ГАЙД (Заполнить таблицу)

Ориентируясь на название и на иллюстрацию к произведению, которую вы собрали при помощи пазла вам надо прочитать утверждения, которые находятся в конверте №2. Запишите свой ответ (+/-), (согласны/не согласны) в столбец ДО. Эти утверждения приведены, чтобы помочь вам сосредоточиться на рассказе Шергина, который мы будем сейчас читать.

ДО

ПОСЛЕ

В рассказе «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» речь идёт про ягоды, которые можно собрать в лесу.

Это произведение учит не торопиться, выполнять работу старательно, но и не упускать время.

Является ли пословица « Терпенье и труд все перетрут» главной мыслью рассказа.

5.Словарная работа.

— В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное.

Что они могут означать?

— А где мы можем узнать значение незнакомых слов?

— У нас в учебнике тоже есть толковый словарь. Давайте посмотрим значение этих в словаре на странице 217. (Дети зачитывают значение слов)

АКАДЕМИЯ — высшее учреждение.

ПАРКЕТЧИК — мастер, который составляет из дощечек узоры.

6. Первичное знакомство с текстом произведения с осмыслением прочитанного.

Читаем 1 часть (ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ, но ребята следят)

— Какая у Вани бабушка?

(добрая, приветливая, любит малышей)

— подберите синоним к слову «приветливая» (рада встрече, гостям, радушная)

— синоним к слову «утешит» (успокоит)

— как понимаете фразу: «из песен сделана, из пословиц сложена» (весёлая, как песни, мудрая как пословицы).

— Как вы понимаете слово красовито? (красиво)

— А какое звание есть у бабушки? («Мастер малярного дела»)

Читаем 2 часть. (читают учащиеся)

— Кем же работает Митя? (Митя – художник создает картины из дощечек )Митя паркетчик –работает с дощечками разного цвета)

Два ответа

Читаем 3 часть.

Что поручил выклеить мастер Мите? (столешницу)

— Что такое столешница? Верхняя доска стола.

Сколько времени было дано на выполнение работы?

Успевает Митя выполнить работу к сроку? (нет)

— Что ему мешает закончить работу вовремя? (лень, веселье)

Что вы посоветуете Мите?

Читаем 4 часть.

— Какой урок дал мастер Мите? (ежедневно выклеивать столько, сколько покроет ладонь?

-А это как? Совпал ли с вашим ответом?

-Как понять, комар носа не подточит? Очень хорошо сделана работа)

Читаем 5 часть.

Какие руки были у Мити? (золотые-умелые)

-Почему так сказал автор?

Успел справиться с работой Митя?

— Молодцы! Предлагаю поиграть «Кому принадлежит»?

ФИЗМИНУТКА

МИКС-ФРИЗ-ГРУП

Смешаться под музыку, при остановке музыки замереть и задается вопрос.

Игра «Кому принадлежит»?

Показываю: папку с чертежами (Мите)

очки, клубок со спицами (бабушке)

кисти, краски, палитра (Мите)

достаю доску (Мите)

машинка игрушечная (Ване)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ЭЙ АР ГАЙД (Заполнить таблицу ПОСЛЕ)

1.

-Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ.

Встаньте те, у кого поменялся ответ.

Зачитывается каждое утверждение и объясняется.

В рассказе «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» речь идёт про ягоды, которые можно собрать в лесу. (нет)

Это произведение учит не торопиться, выполнять работу старательно, но и не упускать время. Да. ( Настоящая красота не терпит торопливости).

Является ли пословица «Терпенье и труд все перетрут» главной мыслью рассказа. Да. Почему? (В любом деле необходимо терпение, ведь далеко не всегда всё получается с первого раза. Главное — не бросать дело на полпути, довести его до конца. Справится, осилить, помогут перетерпеть)

-Так, о чем это произведение? (о труде, терпении, мастерстве)

Дома вспомните пословицы о труде

2. Картинный план

А сейчас поиграем . В Конверт№3.есть фразы

Ваша задача подобрать фразу к иллюстрации- пазлу, которая получилась вначале урока.

1 картинка – У Вани была бабушка – добрая, приветливая.

2 картинка – Митя-художник.

3 картинка – Утром проснется рано и до полдня валяется в постели.

4 картинка – Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.

5 картинка – Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

6 картинка – Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

По 1 от команды к доске расположите иллюстрации, в соответствии с порядком действий в рассказе.

-Ребята, проверьте, правильно ли восстановлен порядок действий в рассказе.

Кто согласен ВСТАЛИ

Рефлексия

— Как вы думаете, для чего Б.Шергин написал рассказ? (Он хотел показать любовь к труду)

Через пословицы Шергин выразил любовь к народной культуре, вековой мудрости, отношении к труду.

ДЖОТ ТОТС

А я вам предлагаю выразить своё отношение к труду 1 словом и записать его на ягодку, но не должно быть повторов в команде.

(Наша команда положила…….

Мы согласны с предыдущей командой, но хотели бы добавить…)

Чтобы стать настоящими мастерами и работать с удовольствием надо обладать всеми качествами характера, которыми наполнили кузовки. Сегодня ваш труд – это учеба и чтобы она была успешной надо всегда помнить про эти золотые слова.

10.Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ стр.124-128
  2. Выписать пословицы и фразеологизмы в тетрадь.

Не забудьте поблагодарить друг друга. Скажите товарищу по плечу (Спасибо за хорошую работу!), скажите товарищу напротив.

Литература

1. Татьяна Розе: Большой фразеологический словарь для детей. Издательство: Абрис/ОЛМА, 2018 г.

2. Литературное чтение. 3 класс. Методические рекомендации — Стефаненко Н.А. 2017г.

3. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 31,9 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 3,9 МБ

Опубликовано: 23.09.2020

План- конспект урока литературного чтения

УМК «Школа России», 3 класс, часть 2

Тема урока: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению творчества Б. В. Шергина, рассказа «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Предметные задачи: содействовать полноценному восприятию художественного текста; формированию умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формированию умений соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; развитию умения анализировать художественное произведение с эстетических позиций; формированию умения выделять необходимую информацию (определять жанр произведения, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер); развитию связной речи учащихся (умения выражать свою точку зрения в соответствии с заданиями к тексту произведения), формированию навыков выразительного чтения. Воспитанию уважительного отношения к труду, умения планировать и правильно распределять работу, доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: способствовать формированию:

личностных УУД:

— эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений различных жанров и форм;

— умения выражать свои эмоции, чувства в выразительном чтении;

— интереса к содержанию художественных произведений.

Метапредметные задачи – способствовать формированию УУД:

Регулятивных:

принимать установленные правила работы с текстом; работать со словарем учебника;

— произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

— проявлять инициативу при ответе на вопрос;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления.

Познавательных:

— определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;

— самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

— участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

Коммуникативных:

— принимать участие в групповом обсуждении заданий;

— использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;

— выражать свои мысли в устной речи;

— уважать мнение собеседника.

Оборудование:учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (Климанова Л.Ф. и др.); презентация к уроку, таблица для определения ФИО нового писателя (на каждую парту), конверты с заданиями для 2-х групп.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент.

Речевая разминка

2 мин.

1.Эмоциональный настрой на урок:

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Будем слушать и читать,

И друг другу помогать.

— Для того, чтобы на уроке мы хорошо читали, правильно произносили звуки, выразительно говорили, проведем речевую разминку.

2.Предлагает упражнения для речевой разминки:

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз,два,три,четыре,пять

Кузовок полный опять!

Повторите хором:

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

А теперь повторите, увеличивая темп

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

Сейчас повторите очень быстро, но чётко:

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

Предлагает упражнения для развития интонационной выразительности речи. Работа над логическим ударением.

«Шапкой Саша шишки сшиб»

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что Саша шишки сшиб именно шапкой.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что шапкой шишки сшиб именно Саша.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно шишки сшиб шапкой Саша.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что сделал Саша шапкой с шишками.

1.Слушают учителя, выполняют движения

2.Выполняют упражнения

хором повторяют:

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

повторяют, увеличивая темп:

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

повторяют очень быстро, но чётко:

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

Произносят фразу согласно требованиям с выделением необходимого фрагмента.

Фронтальная работа

Хоровая декламация

2.Самоопределение к деятельности:

а) формулирование темы урока;

б) постановка цели и задач урока.

3 мин.

1.Предлагает определить тему урока.

— Прежде чем перейти к изучению новой темы, я предлагаю вам определить фамилию, имя и отчество нашего нового писателя, с творческом которого мы сегодня познакомимся.

(таблица на слайде и на столе у каждого ученика)

5

4

3

2

1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Э

Ю

Я

1      2     3     4     5     6

1-1, 5-6, 3-5, 5-4, 4-3, 3-2 = Шергин

5-2, 3-3, 3-5, 4-3, 3-6 = Борис

5-3, 4-3, 4-5, 2-1, 3-3, 3-6, 3-3, 5-3, 4-3, 2-6 = Викторович

— Какова будет тема нашего урока? Какое произведение мы будем изучать? Откройте содержание учебника и прочитайте название произведения.

— Как понимаете эту пословицу?

— Сформулируйте тему урока.

2.Найдите это произведение в учебнике, рассмотрите материал урока.

— Какова цель и учебные задачи урока?Используйте слова для постановки задач, представленные на слайде.

Закончите предложения:

Будем учиться…

Постараемся понять…

Работают над предложенным заданием, определяют ФИО автора, произведение которого будут изучать на уроке.

Затем работают с содержанием учебника и находят название произведения Б.В. Шергина

Тема урока: произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Высказывают свое мнение.

— Упорный труд приведет к результату. Делая ежедневно небольшую часть большой работы, в итоге выполнишь ее целиком

2.Опираясь на тему, формулируют цель урока:Познакомиться с произведением Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1.Работа с таблицей

2.Работа с учебником

3. Слова для постановки задач на слайде (№1)

3.Подготовительная работа перед чтением текста

2 мин.

3 мин.

3 мин.

1.Предлагает прослушать рассказ о творчестве писателя.

Борис Викторович Шергин (28 июля 1893 — 30 октября 1973) 

 Родился 28 июля 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.

С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
Учился в Архангельской мужской губернской гимназии, окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище.

Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов.

При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). Умер писатель в 1973 году, похоронен в г. Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, прочитав рассказы Бориса Шергина.

2. Привлекает внимание учащихся к выставке книг, представленной на слайде.

После рассказа на экране появляются обложки произведений Б.В. Шергина. Работа с выставкой книг писателя.

— Рассмотрите обложки книг, представленные на слайде. Можем ли мы на основе иллюстраций, представленных на обложках книг, сделать вывод о тематике произведений?

— А может какая-то из этих книг вам уже знакома?

3Предлагает учащимся подумать о содержании произведения и предположить, о чем может идти речь в данном тексте:

— Обратите внимание на иллюстрации. Можно ли по ним предположить, о чем это рассказ?

— А теперь, прочитайте название рассказа Шергина и опорные слова, которые показаны на слайде. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

— Итак, ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.

— Как проверить наши предположения?( Прочитать рассказ)

4. Предлагает словарную работу перед чтением текста

 В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.

Ещё вам встретятся такие слова и словосочетания как:

КОРИЧНОЕ – коричневое

НЕЗАЛЕЖЛИВЫЙ – трудолюбивый, тот, кто не любит залеживаться в кровати;

ДОПЫТАЛСЯ –узнал.

ПРИСАЖИВАЕТ— прикрепить, приделать накрепко.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ –натёр до блеска.

КРАСОВИТО – красиво.

ОТМЕННО – превосходно, безукоризненно

КУЗОВОК – плетеная корзинка для сбора ягод и грибов.

5.Техническая подготовка перед чтением текста:

ПРИ-ВЕТ-ЛИ-ВАЯ ПРИВЕТЛИВАЯ

РАС-СУ-ДИ-ТЕЛЬ-НО РАССУДИТЕЛЬНО

ШТУ-КА-ТУР-НОЕ ШТУКАТУРНОЕ

МА-ЛЯР-НОЕ МАЛЯРНОЕ

ДРЕ-ВЕС-НАЯ ДРЕВЕСНАЯ

КРА-СО-ВИ-ТО КРАСОВИТО

СО-ВЕ-ТО-ВА-ЛИСЬ СОВЕТОВАЛИСЬ

ПАР-КЕТ-ЧИ-КОМ ПАРКЕТЧИКОМ

НЕ -ЗА-ЛЁЖ-ЛИ-ВО-ГО НЕЗАЛЁЖЛИВОГО

СТО-ЛЕШ-НИ-ЦА СТОЛЕШНИЦА

ВО-ОБ-РА-ЖЕ-НИИ ВООБРАЖЕНИИ

ВСПЛЁС-КИ-ВА-ЕТ ВСПЛЁСКИВАЕТ

ОТХ-ВА-ТЫ-ВАТЬ ОТХВАТЫВАТЬ

ПРО-ИЗ-ВО-ДИТЬ ПРОИЗВОДИТЬ

ПРЕВ-РА-ЩА-ЛАСЬ ПРЕВРАЩАЛЯСЬ

ВЫ-ЛО-ЩИЛ ВЫЛОЩИЛ

1.Слушают рассказ учителя;

2.Рассматривают выставку и отвечают на вопросы учителя

3.Учащиеся читают название произведения, рассматривают иллюстрации к тексту и опорные слова и словосочетания, предложенные на слайде.

Высказывают свои предположения по содержанию рассказа.

Работают с толковым словарем учебника, определяют значение непонятных им слов.

Читают слова по слогам и целиком, с постановкой ударения

Рассказ учителя

Слайд №2 (фото писателя)

Прием прогнозирования

Слайд №3 с опорными словами и словосочетаниями:

Ваня, бабушка, мастер, Митя, художник, заказ от академии, валяется, испугался,не успеет к сроку, норма работы, мастер любовался.

Словарная работа

Работа с толковым словарем

На слайде №4 презентации – слова с ударениями и иллюстрации к ним (иллюстрации появляются после ответа детей для проверки).

На слайде трудные для прочтения слова

4. Первичное чтение текста

6 мин.

Прочитайте самостоятельно текст и проверьте предположения, которые вы высказали по его содержанию.

1. Самостоятельно читают текст

2.Проверяют предположения

Самостоятельное чтение

Работа по учебнику

5. Беседа после первичного чтения текста

2 мин.

Включает детей в эмоционально-оценочную беседу и

предлагает вопросы:

— Подтвердились ли ваши предположения, высказанные до его прочтения?

— Какие эмоции вы испытывали при прочтении рассказа?

— Назовите действующих лиц.

Предлагает определить жанр произведения:

— Как вы думаете, к какому жанру мы отнесем это произведение?

Отвечают на вопросы учителя

Бабушка, Ваня, Митя, мастер.

Определяют жанр произведения:

Это рассказ — небольшое художественное произведение, в котором изображается несколько событий из жизни героя – Мити.

Беседа

6.Повторное чтение по частям и анализ каждой части

7. Физминутка

Продолжение этапа Повторное чтение по частям и анализ каждой части

5 мин.

1 мин.

4 мин.

1. Организует чтение текста по логически законченным частям:

Предлагает разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

Учитель предлагает прочитать первую часть до слов «Вот как-то раз Ваня…» и ответить на вопросы по содержанию:

-С чего начинается рассказ?

-От чьего лица ведется рассказ?

-Прочитайте первое предложение. (У Вани была бабушка – добрая, приветливая.)

— А как описывает бабушку автор? Найдите ответ в тексте на странице 124.

— Как беседовала бабушка со стариками?

— Как говорили старики о бабушке?

— Что сказал один старичок Ване о бабушке?

— Что ответил Ваня дедушке?

— Как вы понимаете словосочетание «ладно сдумает»?

— Как понимаете фразу: «из песен сделана, из пословиц сложена»?

— Какое звание есть у бабушки Вани?

— Что умеет делать и что знает бабушка как мастер малярного дела?

— Как вы понимаете слова «малярное» и «штукатурное»?

— На счет чего советовались художники с бабушкой в клубе?

— Как вы понимаете слово «красовито»?

2.Предлагает прочитать вторую часть до слов «Недавно мастер поручил Мите…» и ответить на вопросы по содержанию:

— Что спросил Ваня у бабушки?

— Как вы понимаете значение слова «паркетчик»?

— Что отвечала бабушка Мите? Кого любит работа?

— Что значит «незалежливый»?

— Как вы понимаете предложение «Глаза страшатся – руки делают.» что это перед нами? (пословица).

— О чем рассказывал Митя бабушке?

— Кем работает Митя?

— Что украшает Митя? Как?

— С деревом каких цветов работает Митя?

— Что означает слово «коричное»?

— На какие геометрические фигуры распилены дощечки?

— Как приклеивает эти дощечки Митя?

— Какой выходила работа Мити?

— Почему каждая вещь, украшенная Митей, выглядит богато украшенной?

3.Предлагает прочитать третью часть до слов «За неделю работа не продвинулась…» и ответить на вопросы по содержанию:

— Что поручил мастер сделать Мите?

— Что он сказал Мите?

— Знаете ли вы что такое академия?

— Какой срок был дан Мите на работу?

— Как начал выполнять задание Митя?

— Чему радовался Митя целую неделю?

— Как вел себя Митя целую неделю?

— Что воображал Митя?

— Что он говорил приятелям?

— Подберите синоним к слову «приятель».

— Куда бегал Митя по вечерам?

Проводит физминутку.

— Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

4. Предлагает прочитать четвертую часть до слов «Зашли в Митину комнату…» и ответить на вопросы по содержанию:

— Продвинулась ли работа Мити за неделю?

— Когда Митя устал веселиться?

— Почему Митя испугался?

— Что сказал Митя?

— Что спросил мастер у Мити?

— Как ответил ему Митя?

— Что сказал ему мастер?

5.Предлагает прочитать пятую часть до слов «Бабушка закончила свой рассказ…» и ответить на вопросы по содержанию:

— Что сказал мастер Мите, когда они зашли в комнату?

— Что ответил Митя мастеру?

— Как сказал работать Мите мастер?

— Какую норму работы предложил Мите мастер выполнять каждый день?

— Как начал выполнять работу Митя?

— Как вы понимаете выражение «комар носа не подточит»?

— Во что превращалась доска вслед за движением руки Мити?

— Успел ли Митя выполнить работу в срок?

— Как вы понимаете выражение «вылощил волчьим зубом»?

— Как вы понимаете выражение «золотые руки»

— Что сделал мастер, когда увидел работу Мити?

5.Предлагает прочитать заключительную часть и ответить на вопросы по содержанию:

— Какими словами закончила рассказ бабушка?

— Как вы понимаете выражение «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?

Читают текст по логически законченным частям и отвечают на вопросы учителя

Выполняют движения, повторяя их за педагогом

Словарная работа по уточнению значений слов процессе чтения и анализа каждой части:

— ладно сдумает

— паркетчик

-древесная порода,

— шкапчик,

— академия

— профессора

— обманул доверие.

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в худ. произведении (работа над тропами)

Умение устанавливать причинно- следственные связи, раскрывать «закон сцепления» эпизодов

(деление текста на смысловые части)

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в худ. произведении (работа над тропами, над фразеологизмами)

8. Анализ произведения

10 мин.

1.Предлагает рассмотреть иллюстрации к тексту:

— Найдите и прочитайте в тексте отрывок, подходящий по смыслу к данных иллюстраций (с. 124, 127)

— Сравните иллюстрации к тексту и само содержание: всё ли совпадает? Может быть художник по-своему изобразил этот сюжет?

Предлагает поработать над фразеологизмами в группах:

Задание для 1 группы: вам нужно найти в тексте на стр. 127 фразеологизм и объяснить его смысл: («Комар носа не подточит».)

для 2 группы: вам нужно найти фразеологизм на стр. 128 и объяснить его смысл («Вылощил волчьим зубом»)

2.Предлагает задания для выборочного чтения. Включает детей в стилистический анализ текста:

— Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она? Проследите, как называет ее автор. Прочитайте слова из текста, характеризующие ее.

-Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой. Прочитайте его еще раз.

— Представьте себе и попробуйте нарисовать словами Митю, опираясь на описание автора.

3.Включает детей в проблемный анализ текста:

Вопрос проблемного характера на проверку содержания прочитанного:

— Как вы думаете, почему Митя не выполнял работу всю неделю? Как вел он себя всю неделю? Можно ли оправдать его поступок?

Вопрос на выяснение авторского отношения к читаемому:

Как автор относится к Мите? Докажите словами текста.

Задание на развитие творческого воображения:

— Каким вы представляете себе Митю после прочтения 2-ой части? Опишите его внешний вид.

4Включает детей в анализ развития действия:

— Где происходит действие?

— Какое событие послужило толчком для других?

— Какое событие можно считать самым важным для героев?

— Что бы изменилось, если бы эту историю рассказывал Ване Митя, а не бабушка?

— Прочитайте последний абзац. Как вы думаете, почему именно этими словами закончила свой рассказ бабушка?

— Почему автор ничего не говорит о том, что было с героями дальше?

5. Включает детей в анализ художественных образов с помощью выполнения задания в группах.

— А сейчас предлагаю вам поработать в 2 группах и выполнить задания:

1.Вам нужно дать характеристику героям произведения. В конвертах указаны герои и их характеристики.

Ваша задача: правильно соотнести их.

6. Предлагает вопросы по выяснению личностного отношения учащихся к прочитанному (продолжение анализа художественных образов:

— Понравился ли вам Митя?

— Хотелось бы вам дружить с Митей?

— А если бы вы оказались на месте Мити, как бы вы поступили?

— Хотели бы вы включиться в события, развертывающиеся в произведении?

— В качестве кого вы хотели бы участвовать в действии, происходящем в произведении?

7. Организует творческую работу на основе прочитанного текста:

Предлагает выполнить одно из заданий (на выбор) в группе:

Рассказать данное произведение от лица Мити

Придумать продолжение рассказа (после слов «Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю…»).

1.Рассматривают иллюстрации, высказывают свое мнение

Находят фразеологизм на указанной странице и объясняют его смысл

2. Учатся ориентироваться в тексте и отвечать на вопросы учителя

Вместе с педагогом проводят стилистический анализ текста

3. Вместе с педагогом проводят проблемный анализ текста

4. Вместе с педагогом проводят анализ развития действия в тексте.

5. Работают в группах. Соотносят характеристики, данные в конверте, с героями. Осуществляют анализ художественных образов

6.Высказывают свое отношение к прочитанному

7. Выполняют творческую работу (одно из предложенных заданий – на выбор).

1.Работа с иллюстрациями

Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем (соотнесение текста с иллюстрацией)

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в худ. Произведении (работа над фразеологизмами)

2. Прием выборочного чтения

Выборочное чтение по заданию учителя для формирования умения выделять главную и дополнительную информацию

Проблемный анализ,

Умение целостно воспринимать образ-персонаж как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи (выявление авторского отношения)

Анализ развития действия

Анализ художественных образов

Групповая работа

Беседа

Умение целостно воспринимать образ-персонаж как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи (выражение личностного отношения учащихся к герою)

Творческая работа

(творческое рассказывание)

9.Обобщение прочитанного. Подведение итогов

7 мин.

1.Задает обобщающие вопросы по каждой части:

1.Из каких строк можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.

2. Какое звание у Ваниной бабушки?

3.Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?

4.Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?

5.Какой заказ получил мастер от академика?

6.Как Митя принялся за дело? Что он сделал в первый день?

7.Как он провел следующую неделю?

8.Продвинулась ли работа за неделю?

9.Почему в субботу Митя перестал веселиться?

10.В какие сроки Митя выполнил работу?

11.Как мастер отреагировал на выполненную работу?

12.Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

2. Проверяет внимание и восприятие текста детьми. Учит детей строить логическую цепочку.

Восстановите цепь событий в рассказе. 

«И в один день закончил верхний угол»

 «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

3.Подводит детей к формулировке главной мысли произведения:

— Прочитайте еще раз последнее предложение текста. Что это перед нами?

— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как она помогает нам понять главную мысль этого произведения?

— Давайте сформулируем главную мысль этого произведения.

— Правильно. Лучше делать в день понемногу, но спокойно, сосредоточенно, внимательно. Так «по ягодке», в конце концов наберется хороший «кузовок», то есть, работа, которая будет состоять из нескольких этапов, завершится в срок и с наилучшим качеством. Нельзя бросать начатое, если что-то пошло не так.

4. Подводит итог:

— Итак, о чем же этот текст? В чем его главная мысль, тема?

— Чему научил вас этот текст?

— О чем заставил задуматься?

Отвечают на вопросы учителя

Строят логическую цепочку – восстанавливают цепь событий в рассказе

Работают над смыслом пословицы

Формулируют главную мысль произведения:

Упорный труд приведет к результату. Делая ежедневно небольшую часть большой работы, в итоге выполнишь ее целиком.

Нужно не лениться и не бояться работы, а браться за дело, упорно трудится, выполняя ежедневно определенную часть и доводить начатое дело до конца.

1.Беседа

2.Приём обобщения

Слайд №5

Умение осознавать идею произведения

10.Информация о домашнем задании

1 мин.

Составить план рассказа, подготовить устный пересказ одного пункта из плана. Найти 5 пословиц о труде и объяснить их смысл.

Записывают Д/З

Комментирование задания

Слайд №6

11.Рефлексия

1 мин.

Организует рефлексию:

Сегодня на уроке я узнал…

После урока мне захотелось…

Сегодня я смог…

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

12.Итог

1 мин.

 Подводит итог урока, предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке

— Подводя итог нашему уроку, хотелось бы узнать понравился ли он вам, как бы вы оценили свои знания, свою работу на уроке?

— Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.

Я считаю, что все сегодня активно работали на уроке. Вы – большие молодцы!

Оценивают свою работу на уроке

Самооценка

Тема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения»

Цели деятельности учителя: формирование представлений у  учащихся о жизни  и творчестве  писателя Б. В. Шергина; ознакомление с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

— уметь прогнозировать содержание раздела;                                                                                  

Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1мин

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

— Повернитесь  другк другу, улыбнитесь и пожелайте своем соседу успехов на уроке.

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

— А для чего вам нужны эти знания?

— Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать урок. 

— Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Читать. Изучаем виды фольклора,   узнаём об историях, которые случаются  с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

— Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: выборочное чтение

4мин

Фронтальная форма работы

Речевая разминка

— Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.
Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.

  • Читаем с повышением тона, с понижением тона.
  • Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читаем вместе со мной хором выразительно.
  • Читаем выразительно без меня.
  • Читаем медленно, быстро.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

-Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название раздела.
-Что необычного в названии этого раздела? Что это?

— Какой смысл заключён в ней?

— Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе?
-Чему  они нас будут учить?

-Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?
— Кто автор этого произведения?

— Читают скороговорку

  • Читают с повышением тона, с понижением тона.
  • Читают с грустной интонацией, с веселой интонацией.
  • Читают вместе со мной хором выразительно.
  • Читают выразительно без меня.
  • Читают медленно, быстро.

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок».

-Это пословица.

— Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату. 

— Предположения детей.

Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

 Название рассказа совпадает с названием раздела.

— Борис Викторович Шергин

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, подводящий диалог

2 м

Фронтальная форма работы

-Как будет звучать тема урока?
-Какие цели мы поставим?

— Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

— Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: работа в группах

Словесный: Слово об авторе

10 м

Фронтальная форма работы

-Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали?

Рассказ учителя об авторе (презентация)

 Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем… он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет… интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

— В каком году и где родился писатель?

— Как он называл свою мать?

— Где учился писатель и почему?

Высказывания детей

Слушают учителя

-1896г

-называл «хранительницей слова».

-Учился писатель в Москве в  художественном училище, потому что его «с детских лет… интересовали кисти и краски».

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практические: упражнение

Словесный: разъяснение

5 м

Фронтальная форма работы

-Откройте свои учебники на станице 124. Ребята как вы понимаете название рассказа – «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?

-В чем заключается смысл заглавия рассказа?
-Каким жанром устного народного творчества является заглавие?
-Приведите примеры пословиц, с таким же смыслом.

Словарная работа

-А сейчас, обратите внимание на новые слова, которые встретятся нам сегодня в тексте.
ШТУКАТУРНОЕ дело. Слово штукатурное, произошло от слова – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

МАЛЯРНОЕ дело. Слово малярное, произошло от слова – маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

АКАДЕМИЯ — высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

-А сейчас мы с вами прочитаем произведение.(Аудиозапись)
-Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

Работа по рассказу.

  1. Ребята, о чем же этот рассказ?
  2. Кто является главными героями рассказа?
  3. Из каких строк рассказа можно узнать о Ваниной бабушке? Опиши ее.
  4. Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?
  5. Что случилось с Митей?
  6. Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?
  7. Какие пословицы, при чтении рассказа, вам встретились? Объясни их смысл.
  8. Как они помогают понять основную мысль произведения?
  9. Прочитай выразительно диалог мастера и Мити.
  10. С какой интонацией говорит мастер?
  11. Какой совет мастер дал Мите?
  12. Митя успел выполнить работу?
  13. В какие сроки Митя выполнил работу?
  14. Какими словами бабушка закончила свой рассказ?

Добивайся своей цели постепенно, и достигнешь ее.

Пословицей.

  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Курочка по зернышку клюет.

Слушают и запоминают значение слов

Ответы детей по тексту

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа с учбником

Чтение рассказа

5 мин

Повторное чтение

— А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

— Чтение рассказа

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

2 мин

Парная форма работы

Восстановите цепь событий в рассказе.

-«И в один день закончил верхний угол»

— «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

-«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

-«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

-Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1)Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

 2)«И в один день закончил верхний угол»

 3)«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

 4)«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

5)Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

VIII. Рефлексия деятельности

Практический

5

-Как звучала тема урока?

-Какие цели мы ставили? урока?

-Ребята, произведение какого автора мы сегодня изучили?
-Как называется это произведение?
-С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Спасибо за урок!

Познакомиться с биографией Б.В. Шергин и с произведением Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Штукатурное, малярное дело, академия, паркетчик, вылощил волчьим зубом

Р: осуществление итогового контроля

  • Тема рассказа после бала толстой
  • Тема рассказа прощание с другом
  • Тема рассказа повести белкина
  • Тема рассказа под одной крышей солоухин
  • Тема рассказа певцы тургенева