Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».
Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Добрый день ребята !
Я приветствую вас на уроке литературного чтения
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам
2) Мотивационно-целевой этап.
— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.
ЬТАТИЧ – читать
ЬТАДЮЛБАН – наблюдать
ЬТАНИМОПСВ – вспоминать
ЬТАМУД – думать
— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).
2. Актуализация знаний.
1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»
— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.
Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )
-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)
— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)
— Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)
2) Фронтальный опрос домашнего задания.
-
Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)
-
Сколько детей было в семье Толстого? (5)
-
Кто был заводилой в играх? (Николай)
-
Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)
-
В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)
-
Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)
3. Постановка темы и цели урока.
— Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
—Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока
Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)
Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).
— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).
— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)
Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.
— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”
— Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
Настрой
— Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка
— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:
Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!
Зрительные анализаторы:
— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!
— Включили ? (ДА)
— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?
4. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)
Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – неясные негромкие звуки;
Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Полотно – белая льняная ткань.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Сорвался с места — побежал что было сил;
понатужься — собери силы;
подле пушки — около пушки;
2) Первичное знакомство с текстом.
Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.
— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!
— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?
( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).
— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!
— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик
— За кого вы переживали?
— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)
5. Физкультминутка. (мелодия Море)
К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)
Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)
И вернулись на урок
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Давайте проведем анализ о прочитанном тексте
— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
Ответ: Событие происходило у берегов Африки.
— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.
Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
— Кто находился на корабле?
Ответ: Два мальчика.
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
Ответ:… Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Найдите и зачитайте.
Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?
Ответ: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.
— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
— Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
— Когда отца хватил страх?
Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).
— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).
— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.
(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).
— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)
2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)
-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.
— Чья пара уже готова?
-
Появление акулы. (1. Остановка корабля)
-
Купание в море. (2. Купание в море)
-
Спасение маьчиков (3. Появление акулы)
-
Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)
-
Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)
7.Творческая работа в группах.
-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.
-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.
Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.
-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.
8. Итоговая беседа.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).
— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).
— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)
(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)
— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
—У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
9. Домашнее задание. (Слайд)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
• придумать продолжение рассказа
• нарисовать иллюстрацию
• сочинить стихотворение об акуле
10.Рефлексия
Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.
Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;
Синим – 4; Красным – 3.
Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.
(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
-А я желаю вам:
Любить свою Родину,
Стать лучшими среди замечательных людей.
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!
-
Работа в парах.
Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)
Артиллерист: Мальчики:
1.________________________ 1._______________________
2._________________________ 2._______________________
3.__________________________ 3._______________________
4.__________________________ 4._______________________
5.__________________________ 5._______________________
Словарик настроений, чувств и характеров: |
Артиллерист: Мальчики: Героизм Активные Страх Беззаботные Мужество Весёлые Находчивость Беззащитные Оцепенение Испуганные Радостный Ловкие Решительность Озорные Смелость Подвижные Отвагу Радостные |
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.
Зачитайте свои варианты ответов.
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Рассказ «После бала» был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.
Жанр – рассказ (род литературы – эпос); Направление – реализм; Основная идея – человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность; Тема и проблема – социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии; Композиция – «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.
Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности
Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.
Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.
Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Тема
Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.
Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.
В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.
Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.
Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.
Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..
Композиция
Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».
Жанр
Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи – 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 10
В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>
- <label>1903</label>
- <label>1907</label>
- <label>1911</label>
- <label>1915</label>
(новая вкладка) Опубликовано 24.06.2020 — 17:30 —
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boksha_m.v._analiz_hudozh._teksta.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ художественного текста
Л.Н. Толстого «После бала».
История создания.
Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал её в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа.
Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах?
Род, жанр, творческий метод.
находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объему. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы 19 века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.
Рассказ «После бала», как и всё творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.
Тематика.
В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.
Идея.
Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: В рассказе JI. H. Толстого всё контрастно, всё показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.
Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.
Характер конфликта.
Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком.
Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и её отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится всё его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле», — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.
Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».
Сюжет и композиция.
Во время танца пара привлекает всеобщее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.
Один из солдат «мажет». Полковник бьёт его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пёструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается.
Художественное своеобразие.
Так контрастная композиция рассказа и соответствующий язык помогают раскрыть идею произведения, сорвать маску добродушия с лица полковника, показать его подлинную сущность.
О празднике в душе Ивана Васильевича говорит музыкальное сопровождение рассказа: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
«…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. … это была… жёесткая, нехорошая музыка».
Значение произведения.
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
- Мне нравится
Автор: · 20.01.2018
Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.
История создания
В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.
Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.
Смысл названия
Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».
Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.
Жанр и направление
«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.
Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.
Главные герои и их характеристика
- Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
- Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
- Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
Темы и проблемы
Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.
В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения, которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.
Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.
Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.
Идея
Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.
Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.
Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.
Мораль
Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.
Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.
Автор: Валерия Пронина
«После бала» анализ рассказа — тема, идея, жанр, композиция и особенности произведения.
Содержание
«После бала» анализ
Автор — Лев Толстой
Год написания — 1903
Жанр — рассказ (в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму)
Тема рассказа:Любовь, избиение солдата – татарина
Идея: автор выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком
Главные герои: Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович
Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека— общественные условия или случай.
«После бала» композиция:
Особенность композиции – рассказ в рассказе.
Основа композиции – контраст, противопоставление.
Весь рассказ — это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.
Произведение делится на две смысловые части: на балу и после бала.
Главной является часть «После бала», несмотря на то, что она меньше по объему. Именно поэтому рассказ и назван «После бала». Таким образом автор избегает назидательности, навязывания читателю своей позиции, но обращает его взор в нужном направлении.
У этих частей есть свои кульминации: в 1 ч. – исполнение мазурки полковником и его дочерью Варенькой, во 2 ч. — наказание солдата под руководством того же полковника. По смыслу эти эпизоды резко противопоставлены друг другу, то есть контрастны.
Первая и последняя части композиции являются связующим элементом давно произошедших и более поздних событий – рассказомглавного героя о случае, повлиявшем на всю его жизнь, получается прием композиции «рассказ в рассказе».
«После бала» особенности произведения
Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет — олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.
В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».
Значение рассказа «После бала» неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.
Используемые источники:
- https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/posle-bala/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/analiz-proizvedeniya-tolstogo.html
- https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2020/06/24/analiz-hudozhestvennogo-teksta-l-n-tolstogo-posle-bala
- https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-tolstogo-posle-bala/
- https://kratkoe.com/posle-bala-analiz-ideya-tema-zhanr/
Лев Толстой. Сказки, рассказы, басни, повести. Все произведения
Акула
Астрономы
Баба и курица
Бог правду видит, да не скоро скажет
Булька
Белка и волк
Большая печка
Волга и Вазуза
Волк и кобыла
Волк и старуха
Вольга-богатырь
Воробей
Два купца
Два товарища
Две лошади
Девочка и грибы
Дикий и ручной осёл
Для чего ветер ?
Догадливый баран
Дойная корова
Дома
Дуб и орешник
Два брата
Девочка и разбойники
Делёж наследства
Дурак и нож
Ёж и заяц
Журавль и аист
Жилетка
Заяц и гончая собака
Зайцы
Зайцы и лягушки
Избушка и дворец
Индеец и англичанин
Кавказский пленник
Как в городе Париже починили дом
Как вор сам себя выдал
Как гуси Рим спасли
Как мужик убрал камень
Камень
Котенок
Как волки учат своих детей
Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
Как мужик гусей делил
Конь и кобыла
Котёнок
Камыш и маслина
Китайская царица Силинчи
Комар и лев
Корова
Корова и козёл
Косточка
Кот и мыши
Кот с бубенцом
Кошка и лисица
Кристаллы
Кто прав?
Куда девается вода из моря?
Лгун
Лев и лисица (басня)
Лев, медведь и лисица
Лев, осел и лисица
Лисица
Лисица и виноград
Лисица и козёл
Лисица и обезьяна
Лошадь и хозяева
Лягушка и лев
Лебеди
Лев и мышь
Лев и собачка
Лев, волк и лисица
Летучая мышь
Липунюшка
Лиса и журавль
Мужик и водяной
Мужик и огурцы
Мыши
Мышь полевая и мышь городская
Магнит
Медведь на повозке
Мужик и лошадь
Муравей и Голубка
Мышь под амбаром
Мышь, петух и кот
Ноша
Награда
Отец и сыновья
Перепёлка и её дети
Праведный судья
Пчёлы и трутни
Работник Емельян и пустой барабан
Ровное наследство
Святогор-богатырь
Сколько людей?
Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах
Собака и её тень
Телёнок на льду
Тетерев и лиса
Тонкие нитки
Три вора
Три медведя
Уж
Упрямая лошадь
Царь и рубашка
Царь и слоны
Царь и сокол
Шакалы и слон
Шат и Дон
Ястреб и голуби
Читать все произведения Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.
Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.
Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.
Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.
Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое — это так интересно!
Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.
Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.
После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит держать камень за пазухой, то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.
В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.
Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.
Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей – это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.
Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.
Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.
Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:
«Черепаха и орел»;
«Голова и хвост змеи»;
«Лев и мышь»;
«Осёл и лошадь»;
«Лев, медведь и лисица»;
«Лягушка и лев»;
«Вол и старуха».
У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети – брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием – кормить, поить.
Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда – на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.
Есть и другие поучительные авторские произведения. Л. Толстой для детей является учителем, который в ненавязчивой форме прививает им основные навыки морали.
В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался – почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика – его сына.
Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.
————————————————————
Лев Толстой.Сказки, рассказы, басни,
повести. Читаем бесплатно онлайн
Читать все произведения Льва Толстого
9
0
В рассказе Толстого «Косточка» речь идет о ситуации, когда мальчик съел одну сливу и не сознался. его папа хитрым путем вывел Ваню на чистую воду.
Главных героев в рассказе я бы выделил троих.
Первый герой это мальчик Ваня, который до конца не сознавался, что съел сливу.
Вторая героиня это мама Вани, у которой все сливы были на счет и она без проблем определила их нехватку.
Третий герой это отец Вани — очень умный и находчивый мужчина, который хитрым способом вывел Ваню на чистую воду.
Главная мысль заключается в том, что надо быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Плохо когда тебя разоблачат, потом веры не будет.
5
0
«Косточка» — это замечательный рассказ Л. Н. Толстого о мальчике и сливах. Произведение учит быть честными и воспитывает лучшие качества: как поступить правильно, как себя не выдать или как уличить «обманщика» и быть ловчее, опытнее.
В рассказе один из детей полакомился сливой, а до этого долго ходил рядом с угощением: ему были ароматны плоды. Мальчику нравились сливы, вот поэтому не сдержался и съел одну.
Ребенок не знал, что мама собиралась дать детям угощение после обеда, а количество слив было пересчитано. Папа переспросил, кто мог съесть сливу, но дети не признавались, в том числе Ваня, — главный герой — тоже отказался от того, что это он виновник, только покраснел. Сообразительный отец пояснил, что сливы надо уметь употреблять, так как косточку съесть опасно. Сын при всех сказал, что избавился от косточки, кинув в окно, чем выдал себя фразой, — все поняли, кто взял сливу.
Кроме Вани, также в рассказе участвуют, как ясно выше, его мама, папа, а еще упоминаются, что других детей папа тоже спрашивал насчет сливы, так как там есть словосочетание «все засмеялись», когда Иван невольно признался в «провинности».
Вывод и главная мысль таковы, что никогда не стоит лукавить, все тайное всплывает. А еще надо уметь был в меру строгим, как мама, которая считает сливы, в меру смекалистым, как папа, который вывел ребенка на чистую воду. И никогда не следует брать без разрешения! А вдруг, все правда, косточка «вредная» для здоровья?
4
0
В рассказе Льва Николаевича «Косточка» главным действующим лицом выступает мальчик по имени Ваня, который, поддавшись соблазну, не удержался и съел одну сливу.
Еще два персонажа — это родители Вани: мама с папой, который вывели на чистую воду лгунишку, когда тот на вопрос: «кто съел сливу?» — солгал, испугавшись наказания.
Однако, отец, придумавший хитрость с косточкой (съеденной вместе с плодом), быстро вывел сына на чистую воду. Ваня настолько простодушен и по-детски наивен, что попался на «папин крючок» молниеносно, выдав себя практически мгновенно.
Если говорить о нравственной стороне рассказа, то, на мой взгляд, писатель хотел подчеркнуть такую человеческую черту, как ложь и боязнь правды. Ведь Ваня не знал наверняка: накажут его или нет, тем более, что сливы все равно были приготовлены для детей. Он просто проявил нетерпеливость, а потом уже не смог сознаться, поддавшись чувству «толпы», когда опрашивали всех детей. И ему стало стыдно, когда его обман оказался раскрыт. И это еще одна составляющая рассказа, где показано, что стыд, который испытывает человек после раскрытия его обмана, гораздо сильнее чем испуг сказать правду сразу…
2
0
В рассказе Толстого «Косточка» говорится о том, как маленький мальчик Ваня впервые в жизни увидел сливы и как он не удержался и съел одну сливу. Оказывается сливы были наперечет и мама сразу поняла, что одной сливы не хватает, но Ваня не признался. Тогда отец рассказал о том, что если съесть косточку от сливы, то она прорастает в животе, и испуганный Ваня сказал, что выбросил косточку.
Главный герой рассказа мальчик Ваня, который понял, что брать без спросу некрасиво. но еще хуже обманывать.
Главная мысль этого рассказа в том, что не умеешь врать не берись, а еще лучше никогда не ври, тем более своим родным, которые все равно простят.
Рассказу учит тому, что раскрытый обман всегда приносит человеку больше бед, чем принесла бы вовремя сказанная правда.
2
0
Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка», как и все рассказы этого писателя для детей, короткий и поучительный.
Сюжет его намеренно прост. Мальчик Ваня съел без разрешения сливу, которые мама планировала раздать по счёту каждому из детей. Во время обеда обнаружилось, что одной сливы нет, но никто из детей не сознавался в «хищении».
Папа сказал, что от сливовой косточки можно умереть. Тут Ваня испугался, сказал, что косточку он не ел, а выбросил в окно, и заплакал.
Главные герои: мальчик Ваня, мама и папа Вани.
Главная мысль: всё тайное становится явным, а чтобы не было мучительно стыдно за неблаговидный поступок, надо честно признаться и попросить прощения.
2
0
В рассказе Толстого «Косточка» речь о том, как маленький мальчик Ваня, пока мама не видела, скушал сливу. Он сказал, что ничего не трогал. Тогда папа его слегка напугал, сказав, что из-за косточки съевший сливу может умереть. Ваня признался в содеянном — выкрыл себя тем, что признался: косточку он выбросил.
Главные герои рассказа: мальчик Ваня, что никогда не видел ранее слив.
Его родители — мама и папа.
Главная мысль: врать нехорошо, не слушаться старших — плохо. На самом деле и сливы, и другие плоды с косточками, и даже орехи маленькие детки должны кушать под присмотром взрослых, иначе могут подавиться. Хорошо, что с Ваней ничего такого не случилось. Более того, любое вранье, обман сразу будет открыт. Ваня даже когда сказ, что плоды не ел, уже покраснел. Ему было стыдно за содеянное. Через такие вот «испытания» проходят все дети, так они учатся различать, где хорошо поступают, а где плохо. Ваню никто даже не наказывал, все просто посмеялись. Но он расплакался и усвоил урок навсегда.
1
0
В рассказе «Косточка» главными героями я бы назвала Ваню и его родителей.
Ваня — маленький мальчик, он еще наивен, поэтому он и оказался пойманным в своем обмане, на что и рассчитывал его отец. Отец поступил мудро, он сделал так, что воришка сам себя выдаст. Его история про косточку действительно подействовала на Ваню.
Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что не нужно бояться признаться, если совершил что-то плохое. Мальчику стало стыдно после того, как все поняли, кто на самом деле съел одну сливу. Лучше было бы ему признаться,а еще лучше потерпеть, пока мама всем даст сливы.
Еще один момент. При поиске «вора» хорошо бы пользоваться методом отца Вани. Он не угрожал, не ругался, не кричал, а наоборот забеспокоился о жизни того, кто съел сливу, и похититель сливы нашелся.
1
0
Коротенький рассказ Толстого «Косточка» очень поучительный, а главный герой в нем — мальчик Ваня. Он совершил проступок — съел одну из слив, разложенных на тарелке. Когда у детей спросили о том, кто съел сливу, никто не признался, а Ваня покраснел, но промолчал.
Героями рассказа являются родители Вани, люди мудрые и честные. Отец не стал сурово допытываться у детей о пропавшей сливе. Он напугал их тем, что от проглоченной косточки можно умереть. Вот тогда наивный Ванечка и проговорился, что косточку он выбросил за окошко.
Главная мысль рассказа состоит в том, что ложь всегда будет раскрыта. Поэтому гораздо лучше говорить правду, даже если после этого последует наказание за проступок. Кроме того, автор учит нас, что брать что-либо без спросу нельзя, даже если очень хочется.
1
0
Рассказ «Косточка» небольшой по содержанию, в нем описывается, как однажды мама купила слив, Ваня ходила вокруг тарелки с сливами и не удержалась и съел одну.
За обедом мама поняла, что одной сливы не хватает, она спросила детей, кто брал сливу. Все дети, в том числе и Ваня ответили, что не брали. И тогда отец рассказал им, что если кушать сливу с косточкой, то можно умереть. Ваня испугалась и сказал, что косточку он не ел, а выбросил в окно. Так и узнали, кто же съел эту сливу.
Главные герои:
Ваня — мальчик, который съел сливу и не признался.
Отец — который хитростью узнал кто же скушал сливу.
Главная мысль: обман рано или поздно откроется, поэтому если поступили некрасиво, то лучше сразу признайтесь.
1
0
Рассказ Толстого под названием «Косточка» небольшой, но для детей очень поучительный. Главных героев здесь немного. Первая героиня — мама, которая купила слив, потом одной за обедом не досчиталась и сказала об этом папе. Папа — второй герой, именно он детям, и в том числе маленькому Ване, преподнес хороший урок. Третий герой Ваня — тот самый мальчик, который съел сливу и не хотел в это признаваться.
Рассказ учит тому, что врать не хорошо, или делать что-то втихаря от других. Как правило, ложь она раскрывается, и потом человеку за нее становится стыдно Ване, так же как стало стыдно и не сказал об этом папе когда тот спрашивал.
В этой совсем небольшой, но очень уж поучительной басне ( в ней ясным простым языком сказано, от чего зависит наша радость и счастье ) Льва Николаевича Толстого, всего два главных героя, а именно:
- первый — это белка, которая веселится, прыгает, играет с другими белочками, а также обладает прекрасным качеством — доброта, именно поэтому всегда в отличном настроении.
- второй персонаж — это волк, угрюмый, вероятнее всего, одинокий и ему постоянно скучно, он подавлен. Как объяснила белка, причиной тому является его злость.
Произведение коротенькое и его содержание можно прочитать прямо здесь, это займёт менее одной минуты:
По всей видимости, к категории главных героев баллады «Князь Михайло Репнин», можно отнести царя Ивана Грозного и князя Михаила Петровича Репнина. Характеристика главных героев:
Царь Иван Грозный. Отличается буйным нравом и несдержанностью. Часто устраивает пьянки с ближним окружением. Не терпит критики и возражений, впадает в буйство.
Однажды, в таком состоянии, убивает посохом князя Михаила Репнина.
Князь Михайло Репнин. Самостоятельный, привержен христианской вере. Не боится царя и указывает ему на недостойное поведение. Высказывает проклятия опричникам. Растаптывает ногами предложенную ему маску (личину), за что его и убивают.
По версии из другого источника, князя убивают в церкви по велению царя во время воскресной службы (см. цитату ниже).
Текст басни «Белка и волк». Мораль басни проста. Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела. Можно пойти дальше попытаться понять, почему один человек добр, а другой зол. Многое закладывается в детстве, когда ребенка не любят или взрослый человек живет в нужде и не чувствуя поддержки озлобляется.
Волк олицетворяет злого человека, который понимает, что жизнь его не удалась и пытается понять почему, хотя сам волк просто родился таковым, он хищник. Люди тоже разделяются на хищников и довольствующих обычной жизнью. Поэтому 50 процентов виноваты гены.
Небольшой рассказа Льва Толстого «Слон» рассказывает о слоне, который убил своего хозяина, потому что тот плохо с ним обращался. Но сам слон при этом не был злым, и когда жена убитого принесла ему детей, требуя. чтобы слон убил и их тоже, то слон просто посадил старшего мальчика себе на спину и стал его слушаться и выполнять всю работу.
Главная мысль рассказа «Слон» в том, что если ты к кому то относишься плохо, несправедливо, то и к тебе в ответ отнесутся точно также. Слон не стал терпеть дурное обращение, но был согласен помогать хорошему человеку.
Этот рассказ учит нас любить тех, кто нам помогает, быть им благодарными и никогда не причинять боль другому человеку или животному.
Мораль здесь незамысловатая,- выручай ближнего и тебя выручат из беды.- голубка бросила веточку тонущему муравью,( которая ей нужна была для гнезда, возможно,) а муравей спас голубку от сети охотника, укусив его в чувствительное место,( вот такая взаимовыручка…))