Н. Сладков. Рассказы и сказки для детей о животных и природе
Рассказы Николая Сладкова о животных и природе для детей. Полный список произведений.Краткая биография и творчество Николая Сладкова
Январь
Как медведя переворачивали
Кусок хлеба
Своя песня
Синичка необыкновенная
Вороний сигнал
Лесные шорохи
Февраль
Бюро лесных услуг
Песенки подо льдом
Цена песенки
Еловая каша
Без слов
Домашняя бабочка
Лесные шорохи
Март
Зимние долги
Заячий хоровод
Весенние ручьи
Вежливая галка
Первые
Крылатые песни
Тетеревиные ноты
Тёплая струйка
Овсянкины советы
Медведь и солнце
Сногсшибательный душ
О чём пела сорока?
Отчаянный путешественник
Стеклянный дождь
Синички-арифметички
Апрель
Двое на одном бревне
Следы и солнце
Весенняя баня
Оттаявшие происшествия
Ранняя птичка
Лесные оборотни
Нечеловеческие шаги
Певица
Пылесос
Незваные гости
Лебеди
Целая жизнь
Дрозд и сова
Плясуны
Филипп и Федя
Весёлые старушки
Флажки на болоте
Дятлово колечко
Барабанщица
Ивовый пир
Пять тетеревей
Шепчущие следы
Читаем рассказы Сладкова бесплатно онлайн
Читать рассказы других авторов
Николай Иванович Сладков. Биография.
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе.
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями Сладков пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Николай Сладков стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.
В книгах Сладкова вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах… Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать — что, как, почему происходит в лесу — вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы — большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья — прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса…
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Произведения Сладкова — это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства.
А чьи же произведения о природе произвели наибольшее впечатление на самого Николая Сладкова?. Ощущение таинств природы, ее загадочной жизни, скрытой от глаз простого обывателя, во многом пришли из книг Виталия Бианки. Позже между Сладковым и Бианки завязалась переписка, посвященная разгадкам тайн литературного творчества, писательскому озарению. Еще будучи школьником, будущий писатель-натуралист пришел в юннатский кружок, созданный при Ленинградском зоологическом институте. «Клуб колумбов» — так называл Виталий Бианки юных натуралистов, занимающихся в кружке, а летом летом приглашал к себе, в Новгородскую область, чтобы ребята сами смогли познать и осознать великую Книгу Леса. Именно Виталия Валентиновича Бианки, позже ставшего для него настоящим другом, считал своим учителем Николай Сладков.
Когда началась Великая Отечественная война, Николай Иванович Сладков добровольцем ушел на фронт, став военным топографом. А когда война закончилась, продолжил работать по специальности топогафа уже в мирное время.
Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова — «Серебряный хвост». «В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится…» Произведения Николая Сладкова — рассказы и повести о природе — необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы. Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны намочил». А вот испытание для вашего вкуса: как вы думаете, что вкуснее — ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот — прилетают к нам, в наши леса.
Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович Сладков написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Сладков был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…
Награды и премии
Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1976) — за книгу «Подводная газета»
———————————————————————
Николай Сладков.
Рассказы о природе и животных
Читать рассказы других авторов
Цели и задачи: продолжить знакомство с творчеством Н.И. Сладкова; познакомить с осенними изменениями в природе;
отрабатывать навык чтения, учить выразительному чтению диалогов, передавая свои чувства; выделять голосом обращения в тексте;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: Литературное чтение: Учеб. Для учащихся 2 класса. Ч.1/ Ефросинина Л.А. М.: Вентана-Граф, 2010.;
предметные картинки: листья, трава, цветы, птички, рыбы, лягушки, раки, белка, заяц, карточки« Фигуры-заместители», картина И.И. Левитана «Золотая осень».
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Я рада вас сегодня видеть. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Прочитайте девиз урока (на доске):
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
II.Актуализация знаний.
— Из каких произведений эти строки?
III. Подготовка к восприятию произведения.
2.1 Загадки.
а) Повторяет каждый звук:
Слово, шорох, звон и стук.
Ты кричишь — оно кричит,
Ни за что не промолчит. (эхо) Владимир Гайдук .
б) Русская народная загадка.
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
У: Что такое эхо? Как вы понимаете?
( Эхо- отражение звуков от разных предметов, когда то слово, которое мы произнесли, снова услышим, но не полностью, а только его окончание).
2.2 Игра «Эхо»
У: Я буду произносить слова, а вы, словно эхо, повторяйте конец каждого слова.
Смех-мех.
Коса-оса.
Экран-кран.
Олень-лень
Шутка-утка
IV. Сообщение темы урока.
У: Сегодня мы продолжим изучать произведения из раздела
« Уж небо осенью дышало … » и познакомимся с рассказом Николая Ивановича Сладкова.
(На доске открыть портрет писателя.)
С какими его произведениями вы уже знакомились на уроках? О чём рассказывает Сладков в своих произведениях? (о природе, о животных). Сладков был настоящим исследователем природы. Он понял, что «загадки в лесу — на каждом шагу». Идя в лес, он всегда брал с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.
А называется рассказ …. Ну что же случилось? Злая волшебница зашифровала заголовок произведения.
« NЭQХОR»
Уберите те буквы, которые в русском алфавите не встречаются, и прочитайте заголовок произведения.
« Эхо»
У: Прочитайте название произведения. Предположите, пофантазируйте, о
чём оно будет?
Сегодня Н.И. Сладков приглашает нас на прогулку по осеннему лесу.
Минутка релаксации. Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идём в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Откройте глаза. (В это время звучит фонограмма « Звуки леса»; открыть на доске картину « Осенний лес»).
IV. Первичное знакомство с произведением.
4.1. Читает учитель.
Прогнозирование в ходе чтения текста. После прочтения предложения « Так что же случилось в лесу?», спросить учеников:
— А как вы думаете, что же случилось в лесу? Почему так отвечали лесные жители?
Беседа: выявление первичного восприятия произведения.
— Кто из вас правильно предположил, о чём будет рассказ?
— Понравился рассказ?
-Каким вы представляете лес?
— Какое настроение вызывает этот разговор с лесом? Выберите на
карточках верные варианты ответов. Объясните, почему.
4.2Работа в парах.
Спокойное
Сказочное
Добродушное
Сердитое
Обиженное
Грустное
4.3 Моделирование обложки.
У: Назовите жанр произведения. Какая тема произведения? Выберите из трёх вариантов ответа правильный.
На доске и у детей на партах карточки с моделями обложек).
У: Что вы читали?
( Мы читали рассказ Николая Сладкова « Эхо» о природе».) Запишите на выбранной модели обложки название произведения. (Один ученик выполняет у доски)
V.Физкультминутка.
VI. Упражнения в выразительном чтении текста.
6.1 Чтение сложных слов.
У: Перед чтением давайте прочтём слова, которые даны на доске, сначала хором по слогам, а затем целыми словами.
По-де-ва-лись — подевались
За-ко-па-лись — закопались
Слу-чи-лось — случилось
6.2 Стилистический эксперимент.
У: Как можно сказать по-другому? ( Подевались- пропали, исчезли.
Закопались — спрятались, зарылись. Случилось — произошло.)
6.3 Развитие высоты голоса.
-Представьте, что в лесу пошёл дождь. Как стучат капельки дождя по листочкам? ( Кап-кап)
Стрелка вверх — повышение голоса, стрелка вниз — понижение голоса.
Кап
Кап кап
Кап Кап
6.4 Дыхательная гимнастика.
У: А как пахнет в лесу воздух после дождя? Глубокий вдох через нос —
понюхали.
6.4 У: С какой интонацией будем читать предложения, в конце которых стоит вопросительный знак? Восклицательный знак?
( С вопросительной интонацией. С восклицательной интонацией, с чувством.)
VII. Перечитывание текста учениками.
У: Откройте ваш помощник-учебник и перечитайте текст шёпотом, подчёркивая простым карандашом слова-обращения. Над непонятным словом поставьте точку карандашом.
Пример на доске:
— Эхо лесное, спросить могу?
Дети, работать надо так, чтобы не мешать своим товарищам.
Словарная работа: ил —
VIII. Работа с текстом.
— К кому сначала обратился автор? (к эхо).
— Куда же пропали лесные листья? (опали).
— Когда полностью опадают листья с деревьев ранней осенью или поздней?
— Как вы понимаете, трава лесная « ниже, ниже, ниже»?
— Как вы думаете, а куда улетели птички? Все ли птицы улетают в тёплые
края? Почему не все?
— Как речные обитатели подготовились к зиме?
— Что нам рассказало лесное эхо про белочек и зайчиков?
( повесить на доску предметные картинки)
К нам пришли два зайчика. Какой из них поменял шубку на зимнюю, какой из этого рассказа? Почему наш зайчик в белой шубке?
8.1 Выборочное чтение.
У: С чем сравнивает автор лес? Найдите и прочитайте это предложение в тексте.
У: Найдите и правильно прочитайте восклицательное предложение.
У: Найдите в тексте слово-обращение в уменьшительно-ласкательном значении, (птички-певички). Почему так ласково обращается к ним автор? (Наверное, ему нравилось слушать пение птиц).
8.2 Чтение по ролям.
— Кто будет исполнять роль автора?
— Кто будет играть роль эхо и отвечать на вопросы Сладкова?
Читайте правильно и выразительно вопросы и ответы на них, выделяя голосом слова-обращения .
8.3.Работа над картиной И.И. Левитана « Золотая осень» и изображением осени на фотографии.
У: Многие художники написали картины на тему« Золотая осень».
Перед вами картина Исаака Ильича Левитана и фотография осеннего леса. Что мы видим на картине, на фотографии?
Сравнение: Какое изображение осени больше подходит к произведению Н.Сладкова? Почему? ( На картине Левитана листья ещё не опали, трава и цветы не завяли.)
Подберите заголовок к фотографии словами из текста.
8.4 Работа в тетради на печатной основе.
Стр.48 №22
VIII. Рефлексия.
У: С каким произведением познакомились на уроке?
Что нового узнали? Как природа готовится к приходу зимы?
Домашнее задание. Прочитать в учебной хрестоматии стихотворение А.Твардовского « Начало осени».
Простейшие схемы базовой модели самолета
Прежде чем приступать к сложным моделям, освежим в памяти азы самолетостроения. Предлагаем вашему вниманию 2 самых простых способа сложить самолетик.
Воспользовавшись первой схемой, легко получить знакомый с детства универсальный самолет. Он не отличается особыми взлетно-посадочными характеристиками, зато сложить его не составит труда даже ребенку. А взрослый справится со сборкой буквально за минуту.
Не умеете читать схемы оригами? Не беда — эти видеоуроки позволят вам быстро разобраться с этим занятием. Предлагаем вам своими глазами увидеть, как сделать простейший самолетик из бумаги.
Если даже первая схема показалась вам слишком сложной, воспользуйтесь упрощенным способом. Он позволяет максимально быстро получить желаемый результат.
Похожая «Стрела» на видео:
Методика и варианты построения занятий
Перед тем как начать делать с детьми оригами, необходимо освоить основные правила складывания и приемы работы, базовые формы. Реализация методики изготовления оригами для старшей группы заключается в следующих пунктах:
- проведение системных работ;
- складывание фигурок от простых до сложных;
- поиск индивидуального подхода к каждому;
- предоставление самостоятельного выбора;
- организация взаимодействия;
- создание тематических циклов.
Во время реализации методики проведения занятий по оригами для старших дошкольников можно воспользоваться следующими видами работ:
- индивидуальной;
- групповой;
- с родителями (здесь могут быть консультации, групповые собрания);
- творческие совестно с детьми и их родителями (например, кружок).
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Обучение с детьми, построенное согласно методике, должно иметь три этапа: начальный, основной, заключительный.
Начальный
Детям необходимо рассказать, что родина оригами является Япония. Здесь можно создать тематический альбом, просмотреть мультфильм, провести игру. Воспитатель может рассказать детям, зачем нужна бумага, из чего ее делают и какие поделки из нее можно создавать.
Далее проводятся следующие занятия:
- Начинается изготовление базовых форм и простейших поделок. Это может быть книжка, конфетка или мороженое. Подготавливается место для выставки.
- Проводится родительское собрание. Родителей привлекают к совместному творчеству с детьми. Проводится консультация на тему «Почему занятия с бумагой так важны для детей», «Что из бумаги можно сделать».
- Подбирается методическая литература. Разрабатывается перспективный план для занятий в кружке, подбирается дидактический материал с разным уровнем сложности.
- В группе создается отведенный уголок. В нем будут размещаться поделки разного уровня, которые смогли сделать дети. Дополнительно в уголке устанавливают картотеку с пальчиковой гимнастикой.
Основной
На этом этапе обучения перед воспитателем и детьми стоят следующие задачи:
- прочитать и разучить стихи, связанные с животными, цветами и насекомыми;
- провести эксперименты с бумагой, создать коллаж;
- изготовить и презентовать поделки из бумаги в виде животных;
- организовать и провести театрализованное выступление с изделиями;
- сделать панно с изготовленными детьми поделками;
- создать праздничные открытки;
- провести ролевые игры с изделиями;
- организовать экологические занятия с использованием оригами;
- выполнить домашнее задание с участием родителей;
- организовать родительский семинар на тему «Совместные занятия с детьми дома».
Заключительный
На этом этапе дети уже могут самостоятельно «обыгрывать» новые фигуры. Перед ними ставятся новые цели:
- найти самостоятельно новый образ для складывания;
- сделать картину или открытку, используя только конкретную деталь из бумаги.
В этот период важно закрепить полученные знания в процессе обучения. Для этого можно организовать конкурс, на котором будут представлены поделки, которые дети делают дома с родителями
Всем детям после проведения конкурса вручаются грамоты за то, что они изучили волшебный мир оригами.
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Реализация и построение занятий может осуществляться с использованием разных приемов. Один из самых успешных – изготовление «игрушки-трансформера». Детям нравится такой подход, так как большая часть современных игрушек имеет такое свойство и с принципом трансформации они уже знакомы.
Самолет из картона
Для создания поделки самолёта из картона нам понадобится средней плотности картон. Если у вас нет чистого рулона картона, не беда. Вы с лёгкостью можете использовать любую другую коробку, например из-под хлопьев.
Сложите картон пополам — срезаем с коробки хлопьев створки и складываем пополам так, чтобы наша симпатичная окраска была снаружи. (Это решает как проблему тонкого картона, так и скрывает надписи на коробке).
Нарисуйте простую форму самолёта — нарисуйте простой контур корпуса самолёта так, чтобы его низ находился на линии сгиба. Выполнив в любой поисковой системе запрос по «силуэт самолёта», вы получите приблизительное представление о том, как он должен выглядеть.
Вырежьте его! Аккуратно вырезайте ваш будущий самолёт по контуру. Самое главное напоминайте вашему чаду о правилах пользования ножницами!
Добавьте крылья — из оставшихся кусков картона вам хватит и на крылья (можете сложить картон вдвое) и вырезайте их. Вырезав корпус и крылья самолёта, можно прорезать боковую часть корпуса, чтобы продеть крылья. Используйте для этого острый универсальный нож.
Лента, скотч и ещё немного скотча — затем собираем самолёт. Чтобы скрепить сложенный фюзеляж вместе, а также закрепить крылья к телу. Просто используйте прозрачный скотч. И вуаля! Шедевр авиастроения готов! Веселая маленькая поделка от которой можно получить массу удовольствия!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 176
непосредственной образовательной деятельности
по ручному труду
в старшей группе.
Тема: «Самолет способом оригами»
Составила: Сайфутдинова Э.Н.
Воспитатель 1 квалификационной категориии
или второй вариант
Поднимите руку те, у кого получилось изготовить самолет – ястреб.Самостоятельное изготовление модели. Физкультминутка Руки ставим все вразлет: Появился самолет. Мах крылом туда-сюда, Делай «раз» и делай «два». Раз и два! Раз и два!
Руки в стороны держите,Друг на друга посмотрите,Раз и два! Раз и два!Опустили руки вниз,И на место все садись!
— Сейчас наступает очень важный для всех авиаторов момент – это испытание самолёта. Итак, наш авиалайнер производит посадку. Убедительная просьба членам экипажа навести порядок на рабочем месте. Мы благополучно совершили посадку.
Движущая часть
Чтобы поделка самолет созданная своими руками плавно приземлялась, ей нужно приделать шасси. В подобном варианте, должно быть два колеса. Если планируется в дальнейшем сажать биплан на воду, можно предусмотреть съёмные насадки.
Предназначающиеся для таких игр, фантазируя, придумывая современные дополнения, получится создать довольно интересные и необычные изделия. Вот так за короткий промежуток времени уникальная техника с огромными возможностями для веселия готова. Ей можно насладиться вдоволь самому или подарить на 23 Февраля любому мужчине в семье или другу.
Обратите внимание!
-
Открытка рубашка из бумаги с галстуком: как сделать своими руками оригинальную поделку (фото + видео мастер класс)
-
Розы из гофрированной бумаги: пошаговая инструкция по созданию букетов с конфетами
-
Поделки из салфеток: что можно сделать из бумажных ажурных салфеток. Пошаговые инструкции, мастер классы с фото и видео примерами
Ход занятия.
Игровой мотив:
Воспитатель: На чем можно оправиться в путешествие по реке?
Дети: на пароходе, лодочке, корабле.
Воспитатель: Как можно их назвать?
Дети: транспорт.
Воспитатель: А какой транспорт?
Дети: водный транспорт.
Воспитатель: Правильно. Это водный транспорт.
Воспитатель: Ребята хотите мы сегодня с вами отправимся в путешествие на лодке?
Дети: Да
Воспитатель: А у нас проблема в том, что в группе нет материла для лодки. Из чего мы можем изготовить её в группе?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Нам знаком способ оригами.
Воспитатель: А хотите посмотреть как изготавливается лодочка?
Дети: Хотим.
Воспитатель: А теперь присаживайтесь поудобнее.
Воспитатель: Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища.
Воспитатель: Сегодня мы с вами станем судостроителями. Но прежде чем начать работу нам надо размягчить пальчики, сделать гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Лодочка
Две ладошки прижму, И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)
3. Изготовление вместе с воспитателем лодочки. Объяснение.
Воспитатель: На столах у вас у всех лежит лист белой бумаги. Берем листок.
1. Складываем формат А4 лист пополам. Сглаживаем пальчиками чтобы получилось ровно.
2. Сгибаем верхние углы к середине. Сглаживаем пальчиками.
3. Верхний слой бумаги у получившегося нижнего прямоугольника загибаем вверх. Сглаживаем. Повторяем тоже самое с другой стороны.
4. Загибаем получившиеся треугольнички внутрь слева и справа. Повторяем с другой стороны.
5. Загибаем отвороты наверх.
6. Нижний треугольник загибаем на верх. Повторяем с другой стороны
7. Сгибаем наш будущий кораблик. Поворачиваем вбок на 90 градусов.
8. Тянем, загибая нижнюю часть будущего кораблика вверх.
9.
10. Наша лодочка из бумаги готова!
Индивидуальная помощь при затруднение.
Воспитатель: Наша лодочка готова. Но у всех она белого цвета и поэтому нашим лодочкам очень скучно. Давайте мы возьмём цветные карандаши и порадуем наши лодочки красивыми рисунками.
Дети разрисовывают лодочки.
Воспитатель: Теперь наша лодочка готова. Она будет долго плыть по воде. Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Хотим.
В зараннее приготовленый таз с водой опускаем наши лодочки.
Воспитатель: Если подуть на лодочку,то она поплывёт быстрее.
Дети играют с лодочками.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествие?
Дети: ответы детей.
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: Лягушка (техника оригами)
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе
Тема: Лягушка (техника оригами)
Цели:
— формирование целостной картины мира;
— приобщать к словесному искусству;
— обогащение и активация словаря;
— формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте;
— формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного;
— способствовать развитию бережного отношения к живой природе;
— продолжать учить выполнять движения в соответствие с текстом;
— продолжать знакомство с техникой складывания бумаги оригами;
— формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала;
— развивать мелкую моторику;
— поощрять и закреплять желание трудится;
— учить детей радоваться полученному результату.
Материал: текст рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказу;
раздаточный: лист для оригами зелёного цвета, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением лягушек; Дидактические игры « Кто живёт в воде», «Четвёртый лишний»; Чтение художественной литературы: о млекопитающих, обитающих в воде; подвижная игра «Лягушки».
Воспитатель: — Ребята, послушайте один очень интересный рассказ, который написал Николай Сладков.
Рассказ этот называется «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. — Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. — Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы погиб. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
— Ребята, как называется рассказ, который вы только что прослушали? («Жалейкин и лягушонок»)
— О ком он?
— Что сделал Жалейкин? (забрал из болота лягушонка к себе домой)
— Обрадовался лягушонок? Что с ним произошло? (лягушонок перегрелся на солнце, засох и чуть не погиб. Лягушонку плохо у Жалейкина дома)
— Что сделал Жалейкин? (отнёс лягушонка обратно в болото)
— Почему нельзя лягушек забирать из болота? (потому что болото – это дом лягушек, им там хорошо и уютно)
— Ребята, давайте мы смастерим лягушку, которой будет хорошо у нас дома. Мы её сделаем из бумаги по технике оригами. Но сначала мы сами представим себя лягушатами:
Физкуль
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала…Ква-Ква-Ква!
-Теперь подходите к своим столам – начнём конструировать.
-Теперь нужно нарисовать лягушонку глазки, Для этого возьмите фломастеры.
-Вот какие красивые у нас получились лягушки. А главное, таким лягушкам будет очень хорошо у нас дома. Вы очень хорошо потрудились, Молодцы, ребята.
Занятие по конструированию «Самолеты» в детском саду
В данной работе автор рассказывает о том, как можно научить дошкольников строить самолет, закрепить знания о названиях деталей строительного материала, а также расширить кругозор детей о строении и пользе самолетов.
Предмет: Конструирование.
Возраст: старшая группа ДОУ, 5 лет.
Время: 20 мин.
Тема: «Самолеты».
Цель: Учить дошкольников создавать конструкцию самолета по образцу, закрепить название объемных фигур и деталей строительного материала.
Задачи:
- Отработать названия объемных геометрических фигур и деталей строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина).
- Развивать комбинаторику.
- Развивать логическое мышление.
- Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя в нем части и основные детали.
Необходимое оборудование и материалы: наборы строительного конструктора, платочки, игрушечные человечки.
1. Мотивационно-побудительная часть
Дети сидят за столами. У каждого ребенка набор строительного конструктора.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать загадку. Попробуйте отгадать ее, а ответ мы построим из деталей строительного конструктора, лежащих перед вами.
«Не птица, а летает, Не грузовик, а с кабиной, Не летучая мышь, а с крыльями».
Правильно, самолет! Ребята, давайте вспомним, какие объемные геометрические фигуры мы с вами знаем?
Воспитатель показывает картинки объемных геометрических фигур, дети называют их.
Воспитатель: Молодцы, а кто помнит названия деталей нашего конструктора? (Ответы детей). Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». (Дети по очереди на ощупь определяют, что это за деталь строительного материала).
2. Организационно-поисковая часть
Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с детской энциклопедией «Транспорт». Давайте разберемся, из каких деталей состоит настоящий самолет!
Воспитатель обговаривает строение самолета вместе с детьми, затем ребята, с опорой на картинку пробуют рассказать о самолете.
Воспитатель предлагает посмотреть образец готового самолета. Дети рассматривают, из каких фигур построен самолет, называют их.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, для чего нужен самолет? (Ответы детей). Самолеты необходимы для перевозки людей на дальние расстояния, военные самолеты следят за порядком в воздухе, они используются для оказания помощи людям, в трудно доступных местах, специальные самолеты тушат пожары.
А теперь мы с вами превращаемся в авиационных инженеров и начинаем строить пассажирский самолет.
Дети самостоятельно строят самолеты по образцу.
3. Рефлексивно-корригирующая часть
После того как дети закончили строить самолеты, воспитатель предлагает им рассказать о них. Если у ребенка возникают трудности в рассказе, воспитатель может задать наводящие вопросы:
- Из каких деталей состоит твой самолет? (нос, хвостовая часть, руль направления, крылья, турбореактивный двигатель, иллюминаторы, шасси)
- На какие части делиться самолет внутри салона? (бизнес класс, эконом класс, багажное отделение)
- Как называются окошечки в самолете? (иллюминаторы)
- Куда направляется твой самолет? (Мой самолет летит в …)
- Кто управляет самолетом? (пилот)
- Кто помогает и обслуживает пассажиров, на борту самолета? (бортпроводница)
- Где самолет «ночует»? (в аэропорту)
- Для чего нужны самолеты? (самолеты необходимы для перевозки людей на дальние расстояния, военные самолеты следят за порядком в воздухе, самолеты используются для оказания помощи людям, в труднодоступных местах, специальные самолеты тушат пожары)
После рассказа воспитатель предлагает ребятам обыграть свои конструкции, взяв игрушечных человечков. Подробнее об о бразовании : http://www.bsistudy.ru/
Ожидаемые результаты:
- Дети знают, из каких деталей состоит настоящий самолет, а также как называются детали строительного материала.
- Умеют конструировать самолет по образцу и рассказывать о нем.
- Имеют представления об анализе постройки (выделение основных частей и деталей).
Ход занятия.
В: ребята, расскажите, как же называется наша веранда?
Дети: туристическое агентство.
В: все верно, а на каком же транспорте мы можем отправится в путешествие?
Дети: самолет, машина, поезд и др…
В: молодцы, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать и тогда узнаете, о каком транспорте у нас сегодня пойдет речь.
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это?.
Дети:Самолёт
В: правильно, а какой же это транспорт?
— морской; — автомобильный; — железнодорожный; — воздушный?
Дети: воздушный.
В: все верно, а какие же люди работаю на самолете- каких профессий и отвечают за нашу безопасность?
Д: пилот, стюардесса. (если дети затрудняются с ответом В-ль помогает).
В: все верно, вы наверно устали? Давайте немного поиграем.
(в-ль предлагает детям встать в круг).
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону, бег по кругу)
Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.
Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.
Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.
В: отдохнули, присаживаемся за столы.
Мы выяснили, что самолет это какой транспорт?
Дети: воздушный.
В: которым управляет кто?
Дети: пилот.
В:все верно, а за комфортом следят стюардессы, которые учат пассажиров, как вести себя в самолете, отвечают за напитки и еду, за работу системы связи и самоеглавное оказывают первую медицинскую помощь.
А чтобы оторваться от земли, самолет должен промчаться по земле на высокой скорости, для этого нужно много места и специально построена дорога, которая называется – взлетная полоса.
Место, где пассажиры ожидают свой рейс называется – аэропорт.
Ну что, ребята, мы немного узнали о самолетах, теперь остается сделать свой личный самолет.
Вы уже все заметили, что перед вами лежит чистый лист и цветные карандаши, ваша задача, повторять все действия за мной, если, что-то не получается поднимаем руку, я подойду, помогу. Если быть внимательными и сосредоточенными на работе и точно выполнять все, то у вас получится отличный воздушный транспорт, а карандашами мы придадим ему особенный дизайн, у каждого будет свой оригинальный самолет.
(выполнение работы).
Ну,вот и готовы наши самолетики, прошу пилотов пройти к взлетной полосе. (дети по очереди запускают самолеты).
закончить нашу встречу мне хотелось бы замечательным стихотворением Агнии Барто: «Самолет построим сами…», (в-ль читает все стихотворение, после по фразам несколько раз повторяет с детьми).
Спасибо за занятие, у всех получились замечательные, индивидуальные самолетики.
Конспект занятия «Изготовление оригами-самолёта»
Занятие можно проводить в школе, учреждениях дополнительного образования: кружках, секциях, объединениях с детьми 6-7 лет.
Цель: формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности, коллективизма.
Просмотр содержимого документа «Конспект занятия «Изготовление оригами-самолёта»»
Конспект занятия «Изготовление оригами-самолёта»
Занятие можно проводить в школе, учреждениях дополнительного образования: кружках, секциях, объединениях с детьми 6-7 лет.
Цель: формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности, коллективизма.
1. Приветствие. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем конструирование в технике «оригами» и сегодня будем изготавливать самолёт.
2. Беседа о самолетах и их назначении.
— Расскажите, ребята, для чего нужны самолеты?
— Да, самолет является самым быстрым видом транспорта. Посмотрите, какие красивые современные самолёты перевозят пассажиров на дальние расстояния. Они называются авиалайнерами.
Самолеты перевозят различные грузы.
Есть спасательные самолеты, которые приходят человеку на помощь. (МЧС)
Спортивные самолеты готовят спортсменов-парашютистов.
История о засухе на полях: сельскохозяйственный самолет – гидросамолет. Военные самолеты: бомбардировщики, разведчики, истребители. Раньше самолеты делали из дерева (показ образца), и назывались аэропланами. Самолет является самым современным, нужным и быстрым видом транспорта.
Мы садимся в самолет. (Приседаем).
Отправляемся в полет. (Заводят, встают, ж-жу.)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны).
Машем папе, машем маме. (Машем левой рукой, машем правой рукой).
Видим, как течет река. (Показывают волны рукой).
Видим в лодке рыбака. (Показывают, как рыбак закидывает удочку).
Осторожнее, гора! (Наклоняются в одну, потом в другую сторону).
Приземляться нам пора! (Садятся на свои места).
4. Практическая часть. Изготовление самолёта.
Работа выполняется вместе с руководителем.
5. Динамическая пауза «Испытания самолета».
Для испытаний дети организуются в группы по усмотрению педагога.
Сегодня, я убедилась, что вы настоящие моделисты — конструкторы.
-Что для вас было самым сложным?
-Смогли бы вы самостоятельно по схеме сложить самолет?
Воспитательная роль оригами
Оригами помогает провести досуг и решить многие воспитательные задачи. С помощью складывания фигурок из бумаги можно развить в ребенке уверенность в своих возможностях, творческие способности, любовь к искусству, воображение. Совершенствуя движения пальцами, развивая мелкую моторику с помощью оригами, можно повлиять на интеллектуальное и речевое развитие. Занятия благотворно сказываются на формировании памяти. В процессе дети запоминают действия, которые выполняют, и в дальнейшем воспроизводят их.
Воспитательная роль оригами заключается в развитии самостоятельности, формировании эстетического вкуса.
Процесс складывания фигурок приносит детям удовольствие. С помощью пошаговых действий ребенок получает машинку, самолет, корабль или лягушку, которая оживает в его руках. Поэтому такие занятия им интересны.
Ваш ребенок занимается оригами?
ДаНет
Бумага – это универсальный конструктор. Она позволяет из обычного листа получить готовую игрушку. Воспитатели используют эти занятия в детских садах и рекомендуют повторять их дома.
Изготовление поделок помогает:
- вырабатывать усидчивость;
- формировать положительные чувства (ведь игрушка может стать подарком для близких);
- дисциплинировать;
- проявить творческие способности;
- расположить к театральным, конструктивным и изобразительным талантам.
В детском саду оригами помогает подготовить детей к школе. Занятия способствуют формированию важных навыков:
- умению внимательно слушать;
- ответственно подходить к поставленной задаче и к ее выполнению;
- переориентировать сознание с итога задания на поиски его выполнения;
- самоконтролю;
- осознанию своих познавательных процессов.
Основные задачи оригами в средней группе:
- обучить ребенка конструировать и уметь создавать объемные поделки с помощью этой техники;
- развить моторику пальцев;
- проявить творчество, художественный вкус;
- привить терпеливость и любовь к труду.
Когда у ребенка сформируется и закрепится представление о способах работы с бумагой, у него начнет проявляться воображение, он сможет следовать устным инструктажам воспитателя. Изготовление оригами помогает осуществить и математическую подготовку. В процессе бумажного творчества дети изучают геометрические фигуры, в том числе многоугольники, ориентируясь на листе. Складывание поделок в коллективе помогают развить коммуникативные способности и воспитать тягу к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Ход образовательной деятельности.
Мотивация. «Письмо от подводных жителей».
-Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам подводные жители-семейка
Рыбкиных. Как вы знаете, уже наступила осень. А скоро и зима придёт. Наше
царство затянет толстый слой льда, у нас наступит очень грустное и скучное
время. Нам бы очень хотелось побывать у вас в гостях в детском саду. Может
быть вы пригласите нас к себе в гости?
Постановка проблемы:
-Что же нам придумать, ребята? Как сделать так, чтобы рыбки побывали у
нас в гостях?
Загадка-подсказка:
«Посмотрите дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
И со всех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы Все умелые пловцы.» (показ макета аквариума)
Подвести детей к выводу о том, что нужно сделать рыбок и заселить их в
аквариум.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки» (на ковре)
Рыбки в озере живут, (Ладонь выпрямить, пальцы прижать друг к другу
(рыбка)
Вверх и вниз они снуют. (Ладони волнообразно перемещать вверх-вниз)
По команде «Раз, два, три» выпускают пузыри. (Указательный и большой
пальцы сложить колечком (пузырь). Обеими руками показывать, как пузыри
медленно перемещаются вниз и вверх).
И кружатся, и шалят, (Ладони поворачивать в разные стороны, перемещать в
воздухе.)
И хвостами шевелят. (Пошевелить кончиками пальцев.)
Поэтапное выполнение работы воспитателем с объяснением,
одновременное дублирование детьми:
— Посмотрите, я возьму квадрат и покажу вам, как он превратится в
аквариумную рыбку.
Друзья, а кто поможет нам показать, как квадрат сложить по диагонали.
(высказывание детей и показ) .
-Кладём перед собой квадрат и сгибаем его по диагонали, совмещая углы.
совмещать ровно, проглаживаем хорошо линию сгиба.
-Разворачиваем его, и сгибаем квадрат, совмещая по диагонали два других
угла, так же проглаживая линию сгиба.
-Разворачиваем, переворачиваем на другую сторону и сгибаем квадрат,
совмещая стороны, проглаживаем линию сгиба.
-Теперь разворачиваем квадрат и вгибаем боковые стороны по линии сгиба
вовнутрь так, чтобы получился двойной треугольник. И хорошо
проглаживаем все линии сгиба.
-Теперь берём боковой угол верхнего треугольника и сгибаем его к середине
так, чтобы уголок оказался чуть ниже стороны треугольника, хорошо
проглаживаем линию сгиба.
-Также поступаем и с другим боковым углом верхнего треугольника.
-Посмотрите, что у нас получилось! Рыбка! По мере необходимости
оказывать индивидуальную помощь, указания, напоминания.
Друзья посмотрите на рыбку и скажите, что можно сделать, что она еще
красивей стала?
— Высказывание детей нужно украсить наших рыбок.
Вырежи хвостик у рыбки, как нарисовано у меня.
Нарисуйте глаза и чешую.
Вот и получилась рыбка,
Рыбка не простая.
А волшебная такая.
В домик свой поселится,
Будет плавать и нырять.
И ребяток вспоминать!
Напомнить о безопасной работе ножницами. Поощрять
творческие проявления при украшении рыбок. По мере необходимости
оказывать индивидуальную помощь.)
-Теперь можно поместить ваших рыбок в наш красивый аквариум.
-Возьмите клей, намажьте тщательно обратную сторону рыбки и
приклеивайте каждый свою рыбку в любое место аквариума.
Рефлексия. Ребята, сколько разных красивых рыбок у нас получилось!
Что вы можете сказать каждый о своей рыбке?
Что бы вы сделали в следующий раз по-другому?
Вы молодцы! Все очень старались!
Предложить детям вечером придумать небольшие рассказы о своих рыбках.
Страна Творчества
ТЕМА:
1. Беседа воспитателя с детьми. Предложить детям отгадать загадку: Не говорит и не поет, А кто к хозяину идет, Она знать дает. (Собака).
Рассмотреть иллюстрации с изображением собаки. Предложить детям ответить на следующие вопросы: Это дикое или домашнее животное? Почему ее так называют? Где она живет? Кто о ней заботится? Сегодня я вам предлагаю сделать голову собаки в технике оригами. Но перед началом работы сделаем гимнастику для пальчиков. 2. Пальчиковая гимнастика (2 мин) Пальчик наш привык к порядку, Утром делает зарядку: Раз наклон и два наклон – Вот как ловко скачет он. Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают мизинец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Упражнение повторить 2–3 раза.
3. Практическая работа детей. – сложить базовую форму «Треугольник». Наметить складку. – согнуть уголки «долиной», получатся ушки. – сложить «горой» верхнюю часть заготовки и таким же образом завернуть назад сразу два слоя бумаги снизу. – нарисуй ей забавную мордочку. Индивидуальная помощь воспитателя при необходимости.
4. Физкультминутка (2 мин) Время для проведения физкультминутки воспитатель определяет по работоспособности детей. Все привыкли мы к порядку; Устали – сделаем зарядку: Раз наклон и два наклон – А потом вперед поклон. Мы немного отдохнем И работать все начнем.
5. Анализ детских работ. Оценивая качество работы, отметить аккуратность складывания бумаги, творчество при оформлении поделки. Предложить придумать имя собачке, а детям, у которых есть дома собака, рассказать о ней. Затем предлагаю детям поиграть со своими новыми «друзьями».
Конспект НОД по развитию речи
Тема: «Составление пересказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) с использованием методик моделирования
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
- Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической схемы; импровизация движений в такт стихотворению.
Оборудование: картинки ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси;
набор схем для графического плана.
Ход занятия:
1. Сегодня мы познакомимся со сказкой Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» и будем ее пересказывать с помощью моделей.
(На мольберте набор геометрических фигур.)
Какие сказки этого писателя мы с вами читали. (Дети называют.) О чем они? (О природе, животных.) Почему их можно назвать сказки (Животные разговаривают и т.д.)
Развитие произвольного зрительного внимания. Посмотрите изображения каких животных у нас.
Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь, белка, заяц, сорока, лоси.
2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».
Педагог: Узнайте, о ком или, о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая(белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
А сейчас я прочитаю вам сказку. Вы внимательно прослушайте и скажите кто герои нашей сказки?
Чтение рассказа.
Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.
Вспомните, кто герои нашей сказки и соотнесите их внешний вид с моделями.
Дети называют героев и выбирают модели, постепенно выстраивая план.
А сто обозначают оставшиеся модели (ветка, шишка, стрелка) Где мы их расположим? (Дети вставляют в план модели)
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.
— Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
— Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
— Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
— На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
— Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
— Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
— Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
— Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
— Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
5. Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала… Затопал… Увидела… Подняла… Решили… Пошли… Услышал… Испугался… Убежал… Так медведь…
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.
Зайки
Зайки встали на лужок,
Собираемся в кружок.
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте, руки перед грудью, ладошки вниз, как лапки.)
Сели зайки на лужок,
(Присесть на корточки)
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-попрыгайки.
(Изобразить соответствующие движения.)
7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
— Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.
8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.
Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
9. Итог. Оценка работы детей.
Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.
Заколдованное место анализ произведения
Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.
В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.
Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.
Жанр, тема и композиция
При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.
В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.
Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.
Краткий анализ героев
Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.
Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.
Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.
Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.
К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.
Основная мысль и смысл рассказа
После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.