Тема рассказа скворцы белова

Куприн скворцы читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит

Куприн «Скворцы» читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план рассказа для пересказа, сколько страниц всего, и какие пословицы подходят. Чем понравилось произведение и почему оно так называется также можно записать в читательский дневник.

Куприн «Скворцы» читательский дневник 4 класс

  • Автор — Александр Куприн
  • Год — 1895
  • Жанр: рассказ о природе
  • Сколько страниц — 11
  • «Скворцы» главные герои

Скворцы — небольшие, смелые и гордые птицы. Они умные, дружные, веселые. Хорошо поют и легко приручаются. Помнят добро.

Автор описывает скворцов как смелых и трудолюбивых птиц. Скворцы не боятся воробьев и галок, держатся друг за друга. Они красиво поют и не жалеют своего голоса, чтобы подарить радость окружающим. Автор описывает скворцов с любовью, добродушно. Ему нравятся эти птицы.

 «Скворцы» план

  1. Весна
  2. Путь домой
  3. Перелет над морем
  4. Излюбленное место отдыха
  5. Скворцы прилетели
  6. Наглые воробьи
  7. Пение скворцов
  8. Появление на свет птенцов
  9. Охрана птенцов
  10. Подготовка к отлету
  11. Дальняя дорога

«Скворцы» краткое содержание для читательского дневника

Была ранняя весна и люди ожидали прилета скворцов. Скворцов ждет долгий, полный опасностей путь на Родину.

Скворцы возвращаются в свои прошлогодние знакомые места, находят старые гнезда и выселяют оттуда воробьев очень хитрым способом.

Затем скворцы обустроили свои гнезда, искали пропитание на земле и в земле, выискивая червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок.

Птицы отложили яйца в середине мая, а к началу июня из яиц вылупляются птенцы. Родители защитили их от нападений галок и кошек. Скворец в течении лета истребляет всяких вредных для сада и огорода насекомых, в тысячу раз больше собственного веса! Молодые скворцы собирались в стаи в лесах и на полях.  Пение скворцов милое,веселое,юмористичное,а также нежное,простое и очень мелодичное.

С наступлением первых осенних холодов скворцы улетают на юг.

Главная мысль рассказа «Скворцы»

Главная мысль – любовь к живой природе, бережное и трепетное сохранение ее

Чему учит рассказ «Скворцы»?

Рассказ учит нас любить и понимать природу, никогда не обижать наших меньших братьев, ведь жизнь каждого живого существа — бесценна.

«Скворцы» отзыв

Мне понравился рассказ, ведь автор с великой любовью рассказал об этих птицах, о том, как происходит перелет скворцов, как они обосновываются на своих прежних местах, как они питаются и выводят птенцов.

Автору удается описать жизнь птиц во всех ее деталях, уделив должное внимание красоте и богатству живой природы.

В реальной жизни люди часто не обращают внимания на птиц, не осознавая, как скудна станет без них живая природа.

Пословицы к рассказу «Скворцы»

  1. Скворцы прилетели — весну на крыльях принесли.
  2. Борись с трудностями умом, а с опасностями опытом.
  3. Все за одного, один за всех.
  4. Верный товарищ — половина дороги.
  5. Мал телом, да велик делом.

А.И. Куприн «Скворцы»

Тема урока:  А.И. Куприн  «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи урока: 
  • Образовательная –  формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
  • Развивающая– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Информационные умения:
  • умение находить информацию;
  • умение представлять информацию в разной форме;
  • соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
  • умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
  • Коммуникативные умения:
  • умение четко и грамотно выражать свои мысли;
  • умение аргументировать своё мнение;
  • умение принимать позицию другого;
  • умение задавать вопросы;
  • умение отвечать на вопросы.
  • Регулятивные умения:
  • умение контролировать способ чтения других учеников;
  • умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
  • умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
  • Личностные результаты:
  • умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
  • умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем  знакомство с творчества А.И.  Куприна.

Рассказ учащихся о жизни и творчестве А.И. Куприна.

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

  1. Просмотр видеоролика «Капель».
  2. Беседа (по примерным вопросам)

– Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)- А с птицами? (прилетают из теплых стран)- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)

– Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

–  Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом  к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались,  как может называться произведение? (А.. Куприн  «Скв…рцы»).- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?- Как человек должен относиться птицам?- Чем мы можем им помочь?

– Как называется домик для скворцов?

Словарная работа

  • Беспечный – беззаботный, легкомысленный.
  •  Истребить – уничтожить, погубить.
  •  Плешина – лысина.
  •  Становище – место стоянки.
  •  Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  •  Рубка – надстройка на палубе.
  •  Застреха  – в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  •  Подзадоривают – побуждают к действиям.
  •  Взмывали – высоко взлетали.  
  •  Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  •  Конница – конное войско.  
  • Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
  • Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)
  • Анализ.
  • Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). 

– Каких «старых знакомых» ждали люди? (Скворцов). 

– Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). 

-Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

– Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета? (ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). 

-Как готовятся люди к прилету скворцов? (готовят скворечники). 

-Как характеризует автор воробьев? (плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). 

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его). 

-Чем питаются скворцы? (насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). 

-Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца? (Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца). 

-Почему скворцы хорошие товарищи? (они предупреждают друг друга об опасности).

– Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

V Итог урока:

Беседа:

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»

Куприн А. «Скворцы» Читательский дневник, краткое содержание

  • Куприн Александр Иванович
  • Название: «Скворцы»
  • Жанр: Рассказ
  • Тема произведения: жизнь скворцов.
  • Число страниц: 19

Главные герои и их характеристики:

  1. Скворцы – очень умные маленькие птицы, хорошие товарищи, не бояться трудностей, смелые и весёлые.
  2. Автор – любит птиц, знает о них очень много.

О чем произведение:

Рассказ о жизни скворцов, первых вестников весны, о том, как они прилетают с тёплых краёв в свои родные дома. У скворцов рождаются птенцы, малыши крепнут, и с первыми холодами птицы снова улетают на юг.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Люди каждый год с нетерпение ждут прилёта домой скворцов, первых вестников весны.
  2. Скворцы преодолевают трудный путь с юга домой. Они делают остановки и продолжают перелёт несмотря ни на что.
  3. Они возвращаются в свои скворечники, но перед этим выгоняют из них воробьёв.
  4. Вскоре у скворцов появляются птенцы, которых охраняет от нападения кошек и галок специально назначенный дежурный скворец.
  5. Когда птенцы крепнут, скворцы отправляются в леса и в поля, готовят своих детей к предстоящему дальнему полёту.
  6. С первыми осенними холодами скворцы отправляются в дальний путь на юг до следующей весны.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод, когда скворцы хитро выгоняли воробьёв из своих скворечников. Без столкновений, а просто наблюдая за воробьями, скворцы ожидали, пока те не вылетят по необходимости из домика.

План произведения для пересказа:

  1. Вестники весны.
  2. Трудный путь домой.
  3. Скворечники и воробьи.
  4. Песни скворцов.
  5. Охрана птенцов.
  6. Осенний перелёт.

Главная мысль:

Скворцы – удивительные птицы, умные, смелые и ловкие.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, насколько удивительна и необыкновенна наша природа, стоит только не проходить мимо, наблюдать, и тогда можно узнать очень много интересного. Учит нас уважительно относиться к каждому живому существу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравился рассказ, благодаря ему можно узнать столько интересных фактов о скворцах и в целом о птицах. Автор так хорошо знает характер, способности и привычки этих удивительных существ.

Новые слова и выражения:

  1. Становище – место стоянки, временного расположения.
  2. Золотник – единица измерения массы русской системы мер, равен примерно 4,3 граммам.
  3. Сажень – старорусская единица измерения расстояния, равен примерно 2,13 метрам.

Пословицы к произведению:

  • У каждой пташки – свои замашки.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Похожее

Куприн – Скворцы: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Середина марта. Снег держится только в лесу. На деревьях набухают почки, цветут подснежники. Семья рассказчика ждет прилета из Африки, Азии и Европы милых веселых скворцов. Путь некоторых из них – больше 3 тысяч верст (км). А сколько опасностей: попасть в когти хищных птиц или под выстрел охотника. «Нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути» на родину.

Птицы предугадывают погоду. Но иногда и они среди моря попадают в бурю. Только корабль человека, врага может укрыть их. И моряки не трогают птиц. Фонарь маяка – тоже убийца усталых птиц. Как и «телеграфные провода» в туман. Передышки в пути птицы делают в одних и тех же местах. Рассказчик видел отдых птиц в Одессе на одном из домов. Уже утром они полетели дальше.

В саду рассказчика птиц ждали 12 скворечников. Но первыми их заняли забияки и воришки воробьи. Зиму сидели «под застрехой» или в еловых лапах, а весной поселились в чужих домиках. Воробьев гонят, а те чирикают себе: «Жив, жив, жив!»

А 19 марта домики заняли настоящие хозяева – 15 черных скворцов! Пару дней они набирались сил. А потом, дождавшись отлучек воробьев, расселились у себя. И по очереди стерегли гнезда. Воробьи от обиды подрались между собой.

Пока скворцы усыпают пол гнезда мхом и соломой, на солнышко вылезают червяки и жуки. Скворец не ест на лету, он берет пищу с земли и в земле. За лето он съедает огромное количество вредных для сада насекомых.

Ходит вразвалочку и клюет.

Скворец умен и умеет дружить. Он может брать пищу из рук человека, которому доверяет. Лучше всего скворец поет рано утром. Его песня – подражание песне соловья, иволги, синицы и даже кудахтанью кур. А один скворец в саду мастерски подражал аисту.

Середина мая. В гнезде 4-5 голубых яичек. Две недели самка сидит на них, а самец ее кормит и развлекает нежной скворчиной песенкой. В начале июня у пары появляются прожорливые птенцы. Скворец-сторож следит за всеми гнездами. Чуть что – все сообща гонят кошку или галок.

В конце июля гнезда пустеют. Птицы до осени поселяются в лесах. С первыми холодами – в путь на юг. Молодые скворцы проделают его в первый раз. Вожак взмывает в воздух, а за ним вся стая, «как воздушная конница». «До свиданья, милые скворцы!» До новой весны!

Читательский дневник по рассказу «Скворцы» Куприна

Сюжет

Весной скворцы летят из теплых стран на родину. Часть стаи гибнет в пути. Некоторых стреляют охотники. В саду рассказчика развешаны скворечники. Сперва их занимают драчуны воробьи, потом – скворцы.

Птицы уничтожают вредителей сада, выводят птенцов, вместе защищают их от кошек. И поют, подражая другим птицам или просто звукам. С июля скворцы в лесу. А осенью летят на юг. Чтобы весной вернуться домой.

Отзыв

Описание жизни скворцов, веселых, деловых, умных и полезных птиц. Тема – наблюдение за скворцами с весны по осень, дружба с ними. Автор сравнивает повадки скворца и воробья.

Главная мысль: нельзя убивать птиц, пока они через опасности летят домой.

Рассказ учит любить родину и природу, изучать ее, видеть чудо в обычных вещах, жалеть все живое, заботиться о птицах весной, брать с них пример в дружбе и взаимовыручке.

Тема: «А. Куприн «Скворцы»

скачатьУрок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа ХХІ века»

Тема: « А.Куприн «Скворцы»

Цель: знакомство с произведением о весне А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи: обучать осознанному выразительному чтению; обогащать словарный запас; расширять
  • Оборудование: мультимедийный проектор, запись голоса скворца, модель обложки книги,
  • Ход урока:

читательский кругозор; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. картинки с изображением скворца, карточки со словами, тесты.

І. Организация урока. Мотивация. (слайд 1)

Пахнет в воздухе весной. Солнце греет нас с тобой. Улыбнемся, детвора! Заниматься нам пора. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок.

  1. ІІ. Проверка домашнего задания
  2. ( Учитель показывает карточки со словами: солнышко, ручей, дерево, кораблик, дети,
  3. ІІІ. Актуализация знаний
  4. Тест :
  5. ΥІ. Постановка задач урока

1. Игра «Ассоциации» облака, скворечник. Дети называют свои ассоциации ) -Ребята, произведения на какую тему мы с вами изучаем вот уже несколько уроков? – А как называется весь раздел? – Давайте сейчас и послушаем стихотворение о весне, над которым вы работали дома. 2.Слушание выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» ( 2 учениками по частям). 3. Чтение стихотворения наизусть по – желанию (2 ученика) – Ребята, мы продолжаем чтение произведений о весне. И сегодня на уроке у нас будет необыкновенный гость. Послушайте запись его голоса и попробуйте догадаться кто он. ( Слушают запись с голосом скворца. Затем на экране появляется изображение скворца и в конце картинка скворечника. Слайд 2) -Кто же сегодня будет нашим гостем? Правильно, скворец. Он хочет узнать, что вы про него знаете и принес вам задание на карточках. ( Дети самостоятельно выполняют работу. Для ее проверки на экране дается ключ. Слайд 3) 1. Когда прилетают скворцы? ( в марте, апреле, мае) 2. Где живут скворцы? ( в дупле, в гнезде, в скворечнике) 3. Чем питаются скворцы? (семенами, насекомыми, зерном) – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.Куприна и его произведением «Скворцы». Узнаем новое о жизни этих птиц. А за работу на уроке вы будете получать картинки с изображением скворца. Так мы сможем узнать как вы работали на уроке и сколько картинок смогли заработать. – А еще у вас на партах лежат карточки для того, чтобы в конце урока вы отметили интересно ли вам было или вам показалось трудно. (Слайд 4) У У меня все получилось! Р Работал с интересом! О Очень понравилось! К Казалось сложным.

Υ. Работа над произведением А.Куприна «Скворцы»

1. Слушание сообщения, подготовленного учеником о творчестве А.Куприна ( Слайд 5. На экране портрет писателя и его биография) 2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми по абзацам с заданием: отмечать непонятные слова и выражения. 3. Обмен впечатлениями: – Какие слова вам были непонятны? – Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? – Можете определить его тему?

  • 4. Физминутка (Слайд 6)
  • А.Куприн
  • Скворцы
  • Скворцы

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья мы сложим вот так! 5. Выполнение заданий учебника к тексту Выборочное чтение ответов на задания учебника на стр.99 6. Моделирование обложки произведения Групповое моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О. автора, внизу – название произведения, а посередине, с помощью условных знаков и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с ми. __ Автор __ Жанр и тема произведения __ Заголовок

  1. ΥІ. Работа в печатной тетради
  2. ΥІІ. Итог урока
  3. ΥІІІ. Выставление оценок с ми
  4. ІХ. Домашнее задание
  5. ^
  6. ^
  7. Всем спасибо за урок!

1.Отгадывание загадки на стр. 64 №4 2.Творческое задание в подарок скворцу №5: сочинить стихотворение с предложенной рифмой ( дворец-скворец) – Ребята, скворцу пора улетать. Давайте ему в подарок сочиним стихотворение! Все работают в тетрадях самостоятельно, а двое слабых учеников работают в паре у доски. Они составляют стихотворение из готовых слов на карточках. 3. Заслушивание вариантов: – Ребята, послушаем ваши варианты стихов. А теперь проверим, что получилось у ребят на доске: Мы построили дворец. Поселился в нем скворец. – Молодцы! Скворцу очень понравился наш подарок. Ему пора улетать, ведь у него еще много дел. ( Слайд 7) -Чему мы сегодня учились на уроке? – Что нового узнали? – Покажите свои картинки. Молодцы! Хорошо поработали. Ну, а у тех ребят, у которых пока нет птичек, надеюсь, что на следующем уроке вы постараетесь и они тоже к вам «прилетят». 1.Выразительное чтение рассказа А.Куприна «Скворцы» на стр.97-99 2. Задания № 1-3 в тетради на стр.64 – Ребята, отметьте на карточках, как вам работалось на уроке. – Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и кого все получилось! – А кому сегодня было трудно на уроке? – Повторите пройденный материал, чтобы на следующем уроке у вас тоже все получилось.

  • ^
  • Солнце греет нас с тобой.
  • Улыбнемся, детвора!
  • Заниматься нам пора.
  • Прозвенел уже звонок,
  • Начинаем наш урок.
  1. Проверка теста:
  2. ( в марте, апреле, мае)
  3. ( в дупле, в гнезде, в скворечнике)
  4. (семенами, насекомыми, зерном)

1. Когда прилетают скворцы? 2. Где живут скворцы? 3. Чем питаются скворцы?

Писатель

Куприн Александр Иванович 1870, г. Наровчат Пензенской губ. – 1938, Ленинград

  • “Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность,за его тончайший талант, за любовь к своей стране,за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и
  • свободно и легко писать об этом”

  Константин Паустовский

Александр Куприн, талантливый писатель начала XX века.

(26.08.1870 – 25.08.1938)

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в маленьком городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от болезни, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в Сиротском пансионе. Огромную роль в его воспитании сыграла мать Любовь Алексеевна Куприна, которая обладала сильным характером и высоким благородством. В 1876 году из-за тяжелого материального положения мать была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию. Уже там родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Позже он начал печатать свои очерки и рассказы в местной газете.

Одним из первых произведений стал рассказ из его военной жизни. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей. Куприн писал “обо всех и для всех”…

В августе 1938 года от тяжелой болезни писатель скончался.

А.И. Куприн «Скворцы»

Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи урока:
  • Образовательная – формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
  • Развивающая– рсширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Информационные умения:
  • умение находить информацию;
  • умение представлять информацию в разной форме;
  • соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
  • умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
  • Коммуникативные УУД:
  • умение четко и грамотно выражать свои мысли;
  • умение аргументировать своё мнение;
  • умение принимать позицию другого;
  • умение задавать вопросы;
  • умение отвечать на вопросы.
  • Регулятивные умения:
  • умение контролировать способ чтения других учеников;
  • умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
  • умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
  • Личностные результаты:
  • умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
  • умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчества А.И. Куприна.

Рассказ о жизни и творчестве А.И. Куприна (заранее подготовленной группой учащихся).

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Просмотр видеоролика «Капель».

Беседа (по примерным вопросам)

– Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)- А с птицами? (прилетают из теплых стран)- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)

– Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

–  Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались, как может называться произведение? (А.. Куприн  «Скв…рцы»).- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?- Как человек должен относиться птицам?- Чем мы можем им помочь?

  1. – Как называется домик для скворцов?
  2. Словарная работа
  • Беспечный – беззаботный, легкомысленный.
  • Истребить – уничтожить, погубить.
  • Плешина – лысина.
  • Становище – место стоянки.
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Рубка – надстройка на палубе.
  • Застреха – в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  • Подзадоривают – побуждают к действиям.
  • Взмывали – высоко взлетали.
  • Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  • Конница – конное войско.
  • Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
  • Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)
  • Физминутка
  • Анализ.
  • Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). 

Каких «старых знакомых» ждали люди?(Скворцов).

Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). 

Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета?(ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). 

-Как готовятся люди к прилету скворцов?(готовят скворечники).

-Как характеризует автор воробьев?(плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). 

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его).

Чем питаются скворцы?(насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). 

Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца?(Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца). 

Почему скворцы хорошие товарищи?(они предупреждают друг друга об опасности).

– Какую особенность вы заметили в этом рассказе?(Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком?(Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Работа в группах – составление кроссворда по прочитанному произведению

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

V Итог урока:

Беседа:

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»

Анализ произведения «Скворцы» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • /
  • Куприн
  • /
  • Скворцы

Год: 1895 Жанр: рассказ

Главные герои: лесные скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии. Впрочем, иногда и животные не могут всего предугадать.

Например, скворцов иногда застает в их долгом весеннем и осеннем перелёте могут попасть в шторм. Когда это происходит над морем стае ничего не остаётся, только садиться на корабли. Множество птиц садится на палубу… Существует даже морская примета, что нельзя обидеть птицу, которая старается спастись на борту – переждать шторм.

Это похоже на традицию на суше – давать приют странникам.

Дальше Куприн рассказывает об особенностях скворцов, насколько они умные и добрые создания. Он сравнивает их с воробьями, которые везде одинаковы. В любой стране воробей – хулиган, драчун и мошенник. Воробьи иногда пытаются то отобрать корм у скворцов, то согнать их с места… Но скворцы всегда выходят победителями!

Автор вспоминает, как люди ждут прилёта скворцов, подготавливают кормушки. Он сам в своём доме с семьёй чинит старые кормушки, ставит новые. Пусть на корм сразу слетаются воробьи, но благородные скворцы не дадут себя в обиду.

  Краткое содержание трагедии Сумарокова «Хорев»

Куприн любит пенье скворцов, восхищается их умением парадировать звуки. Иногда не отличишь скворца-пародиста по голосу от настоящей птицы другой породы.

Ещё писатель и любитель природы заметил, что когда скворец поёт около своей самки, то песня его лишена обычной «ироничности», а мелодична и нежна. Александр Иванович описывает, как скворец охотится в огороде. Также рассказывает о птенцах, у которых, кажется, одна прожорливая голова.

Все описания и рассуждения проникнуты искренней любовью к природе.

Жанр, направление

Куприн писал, преимущественно, в направлении реализм, который стремится к правдивому изображению действительности в её типичных чертах. В этой работе автор приводит множество информации о повадках, особенностях, образе жизни птиц, что позволяет нам отнести её к этому направлению.

Произведение «Скворцы» занимает всего несколько страниц, по этому критерию мы можем отнести его к жанру рассказ. Также, несмотря на направление, в нем есть не только фактический материал, но и чувственный: переживания, эмоции и впечатления. Поэтому мы относим его к эпическому жанру малой формы.

Смысл названия

Почему произведение «Скворцы» так называется? Оно названо в честь певчих птиц, населяющих довольно большую территорию, в том числе и Европу. В северной и восточной её части являются перелетными, мигрируя в зимние месяцы на юг. Внешне слегка напоминают дроздов, но по земле скворцы ходят, а не прыгают.

Никакой загадки и метафоры в названии не содержится. Автор назвал свою работу «Скворцы», потому что она от начала и до конца о скворцах – их перелетах, обживании знакомых мест, заведении птенцов, их взрослении и возвращении на юга.

Композиция

Произведение «Скворцы» начинается с ранней весны, люди ждут, они знают, вот-вот прилетят скворцы. Ведь это так волнительно: эти маленькие черные птички являются первым знаком, что весна, наконец, наступила.

Повествование до завязки тянется долго, мы будто бы вместе со скворцами переживаем долгий, полный опасностей и препятствий, перелет с юга, обратно, домой, где они впервые увидели солнечный свет. Но мы дождались.

После мы наблюдаем, как главные герои выгоняют из своих жилищ чужаков-воробьев, обустраивают жилище, кормятся. Скворцы заводят долгожданных птенцов, и вот тут мы подходим к кульминации.

Этих самых деток нужно не только кормить, но ещё защищать от множества врагов с варварскими характерами.

Мы читаем и четко себе представляем описанную Александром Ивановичем картину погони за тремя галками, что пугливо и довольно неуклюже пытаются скрыться от своих умных и ловких преследователей.

Не успевает читатель и моргнуть глазом, как птенцы уже выросли и учатся летать, изредка навещая старые гнезда в скворечниках. Им не до этого: им учиться надо, чтобы пережить выпускной экзамен – перелет на юг. На развязке композиция рассказа «Скворцы» резко прерывается – скворцы улетели.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ Александр Иванович начинает с описания природы в весенний период. Лирический герой и все люди, его окружающие, ждут появления своих «старых знакомых».

Так как зимой скворцы находятся в южной части Европы, в Малой Азии и в северной части Африки, им необходимо преодолеть довольно тяжелый путь, где они когда-то проклюнулись на свет. Но так приказывает природа, так что Куприну остается только описать этот нелегкий путь, этот подвиг, что они совершают каждый год, и призвать уважать его.

Для автора скворцы – желанные гости, он любуется ими, удивляется их грациозному, и в то же время смелому поведению. В его описаниях сквозят отеческая гордость и забота.

После преодоления всех трудностей миграции, скворцов ждет не меньше работы, хоть уже и менее опасной. Они вьют гнезда, самки высиживают потомство, после появления небольшого кладки из примерно пяти яиц и из вылупления, они охраняют выводок, таким образом наблюдатели видят в скворцах образцовых родителей.

Лирический герой советует устраивать наблюдение за ними рано утром, когда первые лучи солнца только стали освещать сонную землю, а главное – заглядывать в скворечники, что всегда повернуты на восток.

Отношение этих птиц к людям напрямую зависит от человека, хоть писатель в самом начале и говорит, что мы – «вечные враги» скворцов. Завоевать доверие их — задача очень непростая, но в общем и целом вполне выполнимая, если знать к ним подход и не предавать их доверия, даже через год, после своего возвращения, они возобновят с Вами теплую дружбу.

Содержание произведения

Герой, от лица которого ведется повествование в «Скворцах», описывает читателю весенний период, создавая ощущение ожидания «старых друзей». Так как птицы улетают в холодное время года на юг, им предстоит преодолеть большое расстояние для возвращения домой.

Природа зовет пернатых туда, где они родились, а Куприн просто описывает их приключения, говорит о сложном отрезке времени в жизни скворцов. После того, как птицы окажутся дома, их ждет не меньше сложностей. Предстоит свить гнездо и защитить его от неприятеля.

Самочки-скворцы высиживают яйца, охраняют вылупившийся выводок, заботятся об обучении малышей. В рассказе скворцы выглядят, словно идеальные родители. Герой рассказа говорит о том, что наблюдать за скворцами лучше всего рано утром, как только сквозь тьму пробираются первые солнечные лучики.

Свет сразу падает на гнезда, которые птицы всегда располагают с Востока. В самом начале рассказа Куприн называет людей врагами скворцов, хотя потом утверждает, что хорошее отношение птиц можно заслужить. Регулярный добродушный подход, забота о птицах позволяет заполучить их доверие.

Скворцы имеют хорошую память, поэтому даже после зимовки на юге они легко вспомнят старых друзей.

Главные герои и их характеристика

Героев как таковых, в «Скворцах» нет, но тех, что смог выделить, Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Герои рассказа «Скворцы» Характеристика героев
Скворцы Они – старые знакомые, милые, веселые, общительные, «первые радостные вестники весны», умнее воробьев, им удается их перехитрить. Скворцы подстрекают воробьиные бои между собой. Они уничтожают огромное кол-во вредных насекомых, постоянно находятся в движении, «походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок», «черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. и столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного…», у них хорошая память, они наблюдательны и умеют быть благодарными, в их пении содержатся копии других звуков. Птенцы крайне прожорливы, а их ответственные родители – работяги и хорошие товарищи для других скворцов. Когда гнали галок, скворцы: «подобны каким-то сверкающим, прозрачным веретенам, мелькавшим в воздухе»
Воробьи «юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал», от робости или легкомыслия теряют места в скворечниках, «ветреная, пустая, несерьезная птица», гордые и импульсивные.
Хищники кошки, длинноклювые вороны, галки: «казались трусливыми, неуклюжими, грубыми и беспомощными в своем тяжелом лете».
Люди «вечный враг» скворцов, но моряк, например, никогда не обидит эту птицу, а лирический герой и его соседи чинили, делали новые скворечники, он умеет найти подход к птицам и завоевать их доверие

Происхождение названия

Название произведения Куприна непосредственно связано с главными героями рассказа – скворцами. Эти певучие птицы распространены практически по всему земному шару. В холодных странах они предпочитают проводить летние, осенние и весенние месяца, в то время, как перед зимой мигрируют даже к солнцу.

С виду скворцы похожи на дроздов, но в отличие от первых, они передвигаются уверенным шагом, избегая прыжков. Название рассказа не хранит никакой тайны. Автор в одном слове смог отразить все содержание книги.

Во время чтения произведения можно узнать о самых интересных повадках скворцов: их местах обитания, процесс рождения и взросления, момента перелета.

Темы

Тематика рассказа «Скворцы» очень необычна для своего времени, что на контрасте и выделяет его из всех других:

  1. Тема взаимодействия человека с природой – Александр Иванович, очевидно, находился в среде, которая уважает окружающий их мир и его обитателей. Помощь в поиске жилья и пропитания является естественной для этого общества. К тому же Куприн выказывает уважение морякам, которые никогда не обидят скворца, севшего на корабль по время перелета и попавшего в шторм. И, конечно же, он осуждает охотников, палящих по уставшим в путешествии птицам, и тех, кто обманывает их доверие.
  2. Тема работы в команде – в произведении неизменно скворец сравнивается с другими птицами, акцентируя тем самым внимание на том, что, умея содействовать друг другу, они выигрывают как у наглых воробьев, так и у многих хищников. Крыло товарища помогает не только выживать, но чувствовать себя вполне комфортно.
  3. Тема любви – как бы это ни было удивительно, такая тема в работе тоже есть. Пока вся страна охвачена революцией, насилием, попытками выжить, автор выносит в свет «Скворцов». Он, как и многие, призывает к миру через любовь. И делает это не традиционным способом – не через любовь мужчины к женщине или наоборот, а через любовь к миру, к животным, к потомкам, к друзьям и товарищам, к родине.

«Скворцы» — читательский дневник по рассказу А. Куприна

Рассказ «Скворцы» русского писателя Александра Куприна был написан в 1895 году.

Описание книги для читательского дневника

  • Александр Иванович КупринНазвание произведения: «Скворцы»
  • Жанр:
  • Год написания:
  • Издательство:
  • Год издания:

рассказ 1895 ЭКСМО 2006

Главные герои и их краткая характеристика

Скворцы — маленькие, смелые и гордые птицы. Очень умные, дружные, веселые. Хорошо поют и легко приручаются. Помнят добро.

Краткое содержание и сюжет

В тот год весна выдалась дружной, снег осел, часто шли дожди, в лесу появились подснежники. Все с нетерпением ждали прилета старых друзей — скворцов.

Далеко предстояло лететь это маленькой птице — с южных берегов Европы, из Малой Азии и Африки. Много опасностей поджидает птицу на ее пути. Дожди, град, хищники, охотники.

Последние совершенно бессердечные люди, уничтожающие крошек во время трудного пути.

Птицы хорошо предчувствуют погоду, но и их может застать во время перелета над морем шквал. И хорошо если попадется им какое судно. Сядет на палубу вся стая и моряки никогда их не тронут. Есть у них поверье, что беда ждет корабль, на котором была убита птица.

Да и над сушей опасностей не меньше. Разбиваются птицы о каменные маяки, налетают на телеграфные провода. Перелетев море, скворцы день отдыхают в излюбленном месте. Например, есть такой дом в Одессе, весь усеянный по весне веселыми скворцами. Птицы отдохнут денек, а до зари снова отправляются в путь.

А люди их уже ждут. Подправили скворечники, наделали новых, в некоторых из которых тут же поселились наглые воробьи. И девятнадцатого вечером скворцы прилетели. Расселились на деревьях, притихли, осматривают родные места.

А потом началось выселение воробьев. Два скворца сядут сверху и ждут, пока воробей, мучимый голодом, не вылетит. И тут же занимают его место. А уж свой дом скворцы сторожат по очереди.

Куда да такого додуматься глупым воробьям! Потом скворцы строят в скворечнике гнездо, а там и пахота начинается. Появляется много жучков и червячков, много пищи.

Бродят скворцы меж грядок вперевалочку, клюют червячков.

Лучше всего наблюдать скворцов рано утром. Их можно приручить, давая крошек и червяков, и птица с вами подружиться. И даже на следующий год возобновит эти отношения. Да и настоящую песню скворца можно услышать лишь утром.

В начале мая скворчиха откладывает несколько голубых яиц, из которых через несколько недель появляются птенцы, состоящие из одного голодного рта. Тяжело приходится родителям, ведь есть еще кошки и галки. Но скворцы дружное племя и всегда оставляют дозорного, который поднимает тревогу. И тут уже вся стая летит на защиту молодого поколения.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок литературы в 5-ом классе.

Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы».

Цели: образовательная: сформировать представление о творчестве В. И. Белова.

Развивающая: развивать творческие способности (рисунки по мотивам рассказа); развивать  умение анализировать прочитанное, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: способствовать воспитанию доброты и милосердия к «братьям нашим меньшим»;  способствовать формированию художественного вкуса (приобщать учащихся к лучшим  произведениям литературы).

Коммуникативная: прививать навыки коммуникативного общения (развернутые ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения и др.)

Оформление: портрет В. И. Белова; иллюстрации учащихся, сборники рассказов В. И. Белова, выставка книг для детей о природе М. М. Пришвина, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева; картины о природе, аудиозапись произведений Г. В. Свиридова, С. В. Рахманинова.

        В центре доски портрет В. И. Белова, высказывания писателя: «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку», «Тихая моя Родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной».

  • на прошлом уроке мы прочитали небольшой рассказ Василия Ивановича Белова «Скворцы». Дома вы нарисовали иллюстрации к этому произведению, которые вывешены на доске, а еще вы раздумывали над содержанием прочитанного рассказа «Скворцы». И вот сегодня у нас урок размышления над прочитанным Ваши размышления о прочитанном выльются в какие- то выводы, которыми вы, наверно, поделитесь с нами. Ведь нам тоже интересно узнать об этом. На прошлом уроке мы ничего не говорили об авторе рассказа- Василии Ивановиче Белове.
  • -Каким представляется вам человек, который мог так сказать о себе? (Обращаю внимание учащихся к записи на доске)
  • Чутким, добрым, искренним. Он любит родину, природу.
  • Если он травинку не обидит, то и человека.
  • Он добросердечный, милосердный.
  • Проявились ли в рассказе «Скворцы» качества, перечисленные вами?

Откуда же истоки доброты у писателя? Рассказ учителя о писателе:

  • Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано начал работать в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, взаимопомощи, взаимопониманию. Если в нашем районе почетная профессия хлебороб, то на Вологодчине это кружевница или плотник. Чудными узорами украшены здесь дома. Люди учатся красоте природы, берут краски у неба, леса, реки. Родители В. И. Белова были плотниками. Он вспоминал, что «дом с зимней избой, баню, амбар отец строил при помощи мамы. Все это они срубили за одно лето сразу после отцовской солдатской службы женитьбы, когда нас еще не было. Мама тюкала топором на одном углу, Иван Федорович на другом, рубил да жену нахваливал.» Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к человеку труда- мастеру и творцу, открыла главное в человеке- доброту. Необыкновенной добротой проникнуты  произведения В. И. Белова. Советую  вам прочитать его сборник рассказов «Старый да малый», в котором собраны рассказы «О всякой живности». Я  думаю, что вам очень понравятся необычные встречи с природой.

Любовью к природе, к «братьям нашим меньшим» проникнуты произведения писателей и поэтов, произведения которых собраны здесь. Их вы можете найти в нашей школьной библиотеке. (Обращаю внимание детей к выставке книг)

Мне очень нравится стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка». (Стихотворение читает ученица).

                В парке плакала девочка

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

  • Понравилось ли вам стихотворение? Чем по-вашему, был потрясен отец девочки?
  • А Павлуня из рассказа В. И. Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина?

Рассказ «Скворцы»- один из лучших рассказов писателя. Давайте обратимся к нему.

  • Что узнали вы в начале рассказа о главном герое- мальчике Павлуне?
  • Что видит мальчик за окном? (Прочитайте описание весны) «Павлуня видит голубое небо…»
  • Как Павлуня с отцом готовятся к  прилету скворцов?
  • Какой сон видит Павлуня накануне прилета скворцов?
  • Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни ко всему живому?
  • Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов»? Как вы  понимаете значение слова обомлел?
  • О чем беспокоится, тревожится Павлуня?
  • Какой случай все изменил? Как вел себя Павлуня в критической ситуации?
  • Как писатель передает состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика? (Много глаголов: похолодел, закричал, заметался…)
  • Как вы расцениваете поступок Павлуни? Как вы относитесь к нему?
  • А  как, по-вашему, автор относится к нему?
  • Понравился ли вам конец рассказа? Хочется ли вам верить, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят?
  • Какой для себя сделали вывод на уроке? Что возьмете с собой в жизнь?
  • Кладут головы на парты, закрывают глаза. Как  мы назовем наш урок?

«Маленький человек с большим сердцем и другие варианты.

«Милосердный  Павлуня», «Добрый Павлуня».

— На Руси была примета, связанная с приходом весны. 15 февраля, в Сретенье Господне, выпускали птиц на волю с пожеланиями и надеждами.  У Пушкина можно встретить строчки:

И на чужбине соблюдаю

Святой обычай старины

На волю птичек выпускаю

При светлом празднике весны.

  • Ребята, вы сегодня принесли на урок своих волшебных птиц с пожеланиями. Давайте подарим их нашим учителям, ведь им так нужна ваша поддержка, понимание, а герою рассказа- Павлуне- выздоровление. Чтение наизусть стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского «Природа».

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

На дом: 1) дописать продолжение рассказа или

2) письмо к Павлуне

3) отзыв о рассказе В. И. Белова «Скворцы».

к учебнику «Литературное чтение 2 класс» Э.Э.Кац, часть 2.

Тема: «Писатели о детях и для детей. О.Ф.Кургузов «Надоело летать».

Автор: Е.В. Шамаева, учитель МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» г.о. Троицка.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

№ этапа

Название этапа и содержание работы

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, вспомните, чему мы учимся на уроках литературного чтения? ( Учимся правильно и выразительно читать, знакомимся с разными писателями и их произведениями, отвечаем на вопросы.)

—  А разве вы не умеете читать?

—  Всегда ли получается читать правильно и выразительно? Возникают ли затруднения при ответах  на вопросы? Есть ли чему ещё учиться?

—  Готовы ли вы совершенствовать умение читать, умение работать с литературным произведением?

—  Начнем работу.

 Познавательная мотивация.

Формирование умения актуализировать жизненный опыт. 

2

Актуализация  полученных знаний и фиксация затруднения.

  1. –Вспомните, с произведениями какого раздела, мы начали знакомство на уроках литературного чтения? (Писатели о детях и для детей.)

— Что объединяет произведения этого раздела? (Они о детях, об их мыслях, поступках, мечтах; они адресованы детям.)

—  Какие из прочитанных произведений вам запомнились? Чем? (Называют изученные произведения.)

2) – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей.

 Откройте учебник на с.87. Прочитайте название рассказа, который сегодня будем читать. («Надоело летать»). Кто его автор? (О.Ф.Кургузов).

 3) –Что вы знаете об этом авторе? (Вероятно, ученики не смогут рассказать о Кургузове)

— Как можно поступить, чтобы получить информацию о писателе и его творчестве? (Спросить у взрослых, сходить в библиотеку, обратиться к энциклопедии, воспользоваться Интернетом).

Учить аргументировать свою позицию.

 Формирование читательского интереса.

Работа с разными источниками информации.

 Умение находить сходство в прочитанных произведениях.

3

Открытие нового знания.

I. Сообщение о жизни и творчестве писателя   О.Ф.Кургузова.

— Давайте посмотрим, какая информация о Кургузове помещена в Интернете.

Краткая презентация жизни и творчества писателя.

Олег Флавьевич Кургузов родился в 1959 году в Московской области. Про школу говорил всегда с юмором. Говорил, что ходил не за знаниями – нравилось быть в коллективе, нравились девчонки в классе. Готовил себя в разведчики, но не сложилось. Его ждала иная судьба.

Учился в Московском университете, стал журналистом. Работал в разных газетах и журналах. Был одним из создателей детских журналов «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам».

Как детский писатель, создавал и весёлые произведения  (цикл рассказов «Рассказы маленького мальчика»), и познавательные («По следам Почемучки», «Про каплю Акву»). За книгу «Солнце на потолке» получил очень престижную международную премию имени Януша Корчака.

Олег Кургузов был большим писателем, даже гениальным. Но имя его мало кому известно. Он не стремился стать великим человеком, он хотел стать близким и понятным читателям. Все его произведения наполнены невероятным теплом и светом. Умер Олег Флавьевич 10 марта 2003 года, а его произведения будут читать еще долгие годы.

-Что интересного вы узнали о писателе?

II. Работа с текстом.

  1. Прогнозирование содержания рассказа.

— Прочитайте еще раз, с каким рассказом Кургузова мы познакомимся сегодня на уроке? («Надоело летать»). Попробуйте по заглавию определить, о чем будет этот рассказ.

— Каким еще источником информации мы можем воспользоваться для уточнения содержания этого произведения? (Иллюстрации.)

— Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, какие события будут происходить? Кто будет главным героем рассказа?

— Как выяснить, верны ли наши предположения? (Прочитать рассказ.)

2)Словарная работа.

— Перед чтением произведения необходимо выполнить задание «Словарной разминки». (Учащиеся читают задание).

— Может, кто-нибудь  сам объяснит значение данных слов? (Учащиеся на основе личного опыта объясняют значение слов «спиннинг» и «птеродактиль»).

—  Проверим по словарю. Какой словарь нам объясняет значение слова?

Работа с толковым словариком учебника.

3)Первичное восприятие произведения. Текст читает учитель.

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Подтвердились ли наши предположения?

— Кто главные герои рассказа? ( Главные герои – папа и сын.)

— От чьего имени ведется повествование? (Автор рассказывает о себе, вспоминает свое детство.)

Положительная мотивация и познавательный интерес.

Развитие воображения, речи, обогащение словаря.

Поиск информации по словарю.

 Формирование умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух осмысленно, выразительно, делать смысловые паузы, передавать нужную информацию.

4

Первичное закрепление.

  1. Вторичное чтение текста. (Дети читают вслух цепочкой).
  2. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение.

— Почему папа с сыном решили ползать?

— Что интересного они обнаружили под диваном?

— Вспомните, что такое спиннинг? Почему они о нем вспомнили? Подтвердите свой ответ словами из текста.

— Что испугало героев? Прочитайте.

— Что значит «амба»? А как объясняет значение этого слова автор? Почему?

— Как вы думаете, почему глаза папы, которые отражались в старом зеркале, были грустными, а глаза мальчика испуганными? Обсуди ответ с другом.

— Вспомните значение слова «птеродактиль». Похожи ли они на ползающих людей? Подумайте, почему это слово использует автор? Какой смысл он в него вкладывает?

3) Работа с иллюстрациями.

— Какие слова из текста могут стать подписями к иллюстрациям учебника? (Дети находят и зачитывают соответствующие рисункам фрагменты рассказа.)

Учитывать разные мнения, аргументировать свое.

 Работа в парах.

Развитие умения отвечать на вопросы, подтверждать собственное высказывание словами из текста.

Осмысленное выразительное чтение литературного произведения. Умение находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.

5

Включение в систему знаний и повторение.

  1. Чтение рассказа (его части) по ролям в зависимости от количества оставшегося времени.

— Определите, какие роли необходимо распределить для чтения рассказа по ролям. (Автор, папа, сын).

—  Прочитайте еще раз первую часть рассказа, подготовьтесь читать вслух по ролям. (Чтение про себя.)

Чтение части рассказа по ролям.

  1. – Понравилась ли  игра, о которой рассказал писатель О.Ф.Кургузов? С кем бы ты хотел в неё поиграть?

Умение работать в группе.

Соотношение жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями. Развитие умения работать с текстом.

Формирование умения читать по ролям художественное произведение.

6

Итог урока.

1) — Что нового узнали на уроке?

—   Чему учились?

2) Домашнее задание:

Упражняться в чтении рассказа по ролям.

Задание для самых любознательных:

— Выясните, какие еще произведения написаны Олегом Кургузовым о детях и для детей.

3) У вас на парте лежит смайлик для оценки своей работы на уроке. Оцените свой труд.

 Если вы активно работали, все у вас получалось, дорисуйте смайлику улыбку; если были затруднения – смайлик серьезный; если вы не принимали участия в работе на уроке, а лишь наблюдали за работой одноклассников – смайлик грустит. (На доске вывесить образец.)

Покажите ребятам своего смайлика.

Оценка и самооценка.

Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

I вариант

1. Найдите сложноподчинённое предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещёрском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нём стоит …

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчинённым предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Определите вид придаточного в сложноподчинённом предложении.

Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло моё детство.

Б. Я поехал туда, где прошло моё детство.

В. Я побывал в городе, где прошло моё детство.

7. Какое предложение соответствует схеме:

( ), [ ], ( ).

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

8. Какая схема соответствует предложению.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

А. ( ), ( ), [ ]. Б. [ … ,( ), … ].

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

10. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно есть без сомнения великое умение которое даётся очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

11. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. ________________________________________ , как будто хотел мне что-то сказать.

Б. ________________________________________, что слушали, не проронив ни слова.

Итоговая работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

II вариант

1. Найдите сложноподчинённое предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.

Б. Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нём стоит …

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчинённым предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчинённом предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В придаточное времени

6. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

7. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( )?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

8. Какая схема соответствует предложению:

Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], [ ], ( ), ( ).

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что если спрошу её о чём-либо, она опять отвлечётся в сторону.

10. Спишите предложение, расставив знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.

11. Придумайте начала и запишите полученные предложения.

А. _________________________________ , что чуть не упал в воду.

Б. ___________________________________ , будто долго жила в Англии.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется межпредметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, как:

  • постановка проблемы,
  • чтение стихотворений о весне,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • работа с деформированными предложениями,
  • уточнения изменений в живой природе,
  • упражнение на изменение силы голоса,
  • работа над согласованием существительного с прилагательным,
  • работа над звуковым анализом слова,
  • составление предложений по схеме,
  • составление рассказа по опорным картинкам.

В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

  • прочность,
  • осознанность,
  • правильность ответов,
  • связь времени года с жизнью.

Прогнозировались возможные ошибки учащихся:

  • неверные ответы,
  • ошибочные мнения о весне.

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии занятия.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера на уроке рабочая, деловая. Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

Использовались методы:

  • словесные — беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • проблемные.

Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальные,
  • индивидуальные.

Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
  • тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;
  • у каждого была возможность утвердиться в себе;
  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс — функции контроля оценки).

— Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

  • Интегрированное занятие.
  • Комбинированная структура урока.

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
  • Предметные картинки, карточки-таблички со словами, кубик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над слоговой структурой слова.
  4. Работа с деформированными предложениями.
  5. Физкультминутка.
  6. Уточнения изменений в живой природе.
  7. Упражнение на изменение силы голоса.
  8. Работа над согласованием существительного с прилагательным.
  9. Работа над звуковым анализом слова.
  10. Составление предложений по схеме.
  11. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Логопед.

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

2. Нацеливание. Сообщение темы занятия

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну, вставай, медведь! —

На веточки дохнула —

Пора зазеленеть!

Теперь она-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. (Весна.)

На экране появляется картинка весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, о ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения — загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад —

Заглянул к нам месяц … (Март.)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель —

В гости к нам пришел … (Апрель.)

Лопнули тугие почки,

И проклюнулись листочки,

Расцвела в саду сирень,

Ото дня длиннее день.

Куртку тёплую снимай!

К нам пришёл цветущий … (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний». На экране перед вами четыре картинки: подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан. Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

3. Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (подснежник).

4. Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

С пригорков звонко журчат сосульки.

Под крышами звенят почки.

На деревьях набухают ручьи.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают их. После зачитывания предложений ребята выясняют, что в них говорится о сосульках, ручьях, подснежниках. На доске появляются картинки-опоры.

5. Физкультминутка (дети выполняют сами, повторяя за животными на экране)

6. Игра «Повторяй! Не зевай!»

7. Уточнения изменений в живой природе

Логопед.Весна вносит изменения в жизнь животных.

Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

Логопед. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают трясогузки, гуси, стрижи, аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.

Логопед. Что происходит с насекомыми?

Дети. Весной насекомые просыпаются, когда оживает природа, и выползают из своих норок, из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

8. Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?
  • Дети. Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.

    Логопед. Игра «Чего не бывает весной?».

    Дети отвечают по картинке.

    9. Работа над согласованием существительного с прилагательным

    Логопед. Рассмотрите картинки на доске и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму. На доске ставятся карточки со словами-признаками.

    Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

    Дети. Ручей — разговорчивый, журчащий, серебристый.

    Сосулька — блестящая, звенящая.

    Солнце — ласковое, теплое, яркое.

    Птицы — перелетные.

    10. Работа над звуковым анализом слова

    Логопед. Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

    Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова.

    11. Составление предложений по схеме

    Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

    _______ _______ _____ _______.

    Дети составляют по схеме предложения:

    На деревьях распускаются листочки.

    Весной светит яркое солнце.

    В лесу появляются подснежники.

    Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

    На деревьях распускаются листочки.

    На деревьях распускаются листочки!

    На деревьях распускаются листочки?

    12. Составление рассказа по опорным картинкам

    Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ Э. Шима «Солнечная капля», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.

    Солнечная капля.

    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

    Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

    Капля упала мне в лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

    Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

    Дети составляют рассказ.

    III. Подведение итога урока

    Логопед.

    Вот и кончился урок,

    И подводим мы итог!

    Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

    Литература

  1. Е.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
  2. Т.А.Чохонелидзе. Весна. Задания по развитию речи у дошкольников. Конфетка. Издательство: ТЦ Сфера. 2009.
  3. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников: Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов.- Пенза, 1996.
  4. Логопед. Научно-методический журнал. №4/2008 г.
  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Т.П.Сальникова.

  • Тема рассказа тимур и его команда
  • Тема рассказа слон толстой
  • Тема рассказа солженицына путешествуя вдоль оки
  • Тема рассказа слепой музыкант
  • Тема рассказа срезал шукшина