Тема рассказа сила детства

6 класс программа г.с.меркина урок 38. тема. анализ глав повести л.н.толстого детство: maman, горе, письмо, наталья савишна, последние грустные

20210413 vu tg sbscrb2

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 38.

Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Цель:

· выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;

· формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;

  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ главы «Maman».

2.1.Слово учителя.

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «.Я очень далек от веселия. но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие. это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить.»

• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца.)».

2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.

2.3. Образ матери.

  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «.но общее выражение ускользает от меня».

• Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение

— от слов «Когда матушка улыбалась.» до слов «.если она портит его, то оно дурно»;

— от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки.» до слов «.я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

2.4. Слово учителя.

Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.

3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».

3.1. Беседа.

• Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?
  • Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу.» до слов «.чтобы утешить и благословить меня».
  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

3.2. Слово учителя.

Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.

3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «.уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».

• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

4. Художественный пересказ главы «Письмо».

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания.» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Слово учителя.

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».

• Обращение к иллюстрациям.

А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.

К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».

• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?

• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность.» до слов «.а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Слово учителя.

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».

• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.

Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни.» до слов «.чтобы вечно заставить сожалеть о них?.».

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

Слово учителя.

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к первым трём главам.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить выразительное чтение фрагмента книги В.Г. Короленко «История моего современника»;

-подготовить сообщение о картинах русских художников, посвященных детям.

3.Групповые задания:

1 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестренке.

2 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

Тема рассказа сила детства

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 38.

Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Цель:

  • выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;

  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;

  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ главы «Maman».

2.1.Слово учителя.

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «…Я очень далек от веселия… но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие… это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств. Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить…»

• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство». Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери. Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца…)».

2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.

2.3. Образ матери.

  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «…но общее выражение ускользает от меня».

• Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение

— от слов «Когда матушка улыбалась…» до слов «…если она портит его, то оно дурно»;

— от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки…» до слов «…я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

2.4. Слово учителя.

Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.

3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».

3.1. Беседа.

• Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу…» до слов «…чтобы утешить и благословить меня».

  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

3.2. Слово учителя.

Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.

3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «…уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».

• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

4. Художественный пересказ главы «Письмо».

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания…» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Слово учителя.

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».

• Обращение к иллюстрациям.

А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.

К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».

• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?

• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность…» до слов «…а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Слово учителя.

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».

• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.

Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни…» до слов «…чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

Слово учителя.

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к первым трём главам.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить выразительное чтение фрагмента книги В.Г. Короленко «История моего современника»;

-подготовить сообщение о картинах русских художников, посвященных детям.

3.Групповые задания:

1 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестренке.

2 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

4

150300 5a27dc749ae6c

-75%

Сохранить у себя:

Тема рассказа сила детства Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». (28.91 KB)

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Страна. Большая и немытая. Ребенок. Совсем кроха, потому и чист. Подобный тандем, невероятно актуальный для царской России, довольно часто встречается на страницах произведений малой прозы А. П. Чехова. Образ несчастного неприкаянного ребенка был для великого писателя полностью автобиографичным. Хоть Чехов и никогда не артикулировал того, что не испытал наивного и чистого детского счастья. Однако сложно представить, что счастье соседствует с запахом тухлой рыбы и соленым привкусом слез, стекающих по щекам. Однако биография Чехова и истории жизни его героев доказывают нам обратное. Ярким тому примером является рассказ А. П. Чехова “Ванька”, анализ которого представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая провести недетский разговор о детском несчастье. 

История создания

Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским. 

В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель. 

Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились. 

Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова. 

  1. Существует теория о том, что в образ несчастного мальчика Чехов вместил собственный опыт и чувства. И Ванька, и Антоша Чехов были одинаково несчастны: разве что один из них был вынужден проводить детство в окружении обувных колодок и господских сапог, другой — наш классик — среди зловонной рыбы и запачканных прилавков. 
  2. Сторонники другой теории настаивают на том, что прототипом многострадального мальчика стал родственник Антона Павловича — Михаил, отданный отцом на обучение ремеслу в дом купца Гаврилова. Очевидно, что детство человека, столь рано отданного “в люди”, не пестрило яркими воспоминаниями. Единственное, что пестрило тогда — отметины от розог и синяки, зарабатываемые всеми, заслуженными и незаслуженными, способами.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр. 

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс. 
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку. 

Суть: о чем произведение?

Рождественский сочельник. В доме сапожника Аляхина пусто: семья хозяина ушла на заутреню, оставив на хозяйстве Ваньку Жукова — 9-летнего ученика Аляхина. Убедившись, что все ушли, мальчик садится на колени перед лавкой и начинает писать письмо, которое он адресует своему дедушке — Константину Макарычу. 

В письме Ванька описывает ужасы жизни в доме сапожника. Рассказывает о том, как его избивает то шпандырем, то обувной колодкой, хозяин, как унижает его хозяйка, тыкая в лицо рыбьей головой. Упоминает и о насмешках со стороны подмастерьев, которые гоняли мальчика за водкой и солеными огурцами из хозяйской бочки. 

То и дело переводя взгляд с письма на отражающееся в оконном стекле пламя свечи и обмакивая перо в чернила, Ванька представляет себе родную деревню. Сначала деда с собаками Вьюном и Каштанкой, шагающего вокруг усадьбы по свежему снегу, который серебрится под невероятно чистым небом, в котором видны звезды и млечный путь, будто бы отполированный к Рождеству. Потом в его памяти всплывают картины зимнего леса, в который они ходили когда-то с дедушкой за рождественской елкой для господского дома. Последнее, что видится Ваньке — то, как любимый дедушка сидит, свесив ноги с печи, и читает письмо, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

В своем письме Ванька рассказывает и о подробностях московской жизни, которые для него, как для деревенского мальчика, кажутся диковинными. Он описывает рыболовные и охотничье магазины, со множеством снастей и ружей, мясные лавки, полные лесной дичи, не таких резвых коней и не таких злых собак.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:

Ванька, главный герой рассказа.  Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе. 
Константин Макарыч, дед Ваньки. «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний.  
Аляхин, сапожник. Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность.
Аляхина, супруга сапожника. Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия.
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна. 
Пелагея, покойная мать Ваньки. “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму.

Темы

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.

  1. Тема надежды. Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства. Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают. 
  3. Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии. Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

  1. Проблема “бездествия”. Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников. 
  2. Проблема жестокости и равнодушия. Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
  3. Проблема несправедливости. Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный.  И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц. 

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов? 

Чему учит?

Очевидно, что на момент публикации рассказа, он был предназначен для немногочисленного пласта людей, желающих заглянуть на Ту сторону жизни, без лоска и чистых фраков. «Ванька» заставляет задуматься о том, как живут бедные дети, не одаренные судьбой и родительским попечением. Он учит тому, что сироты нуждаются к сочувствии и достойны лучшего обращения.

Какое-то время спустя “Ванька” стал демонстрацией советскому школьнику прелестей его положения в мире социализма, явной противоположностью которого является алчный мир, в котором приходится жить бедному Ваньке. Советские учителя находили в нем идеологические нравственные уроки: жизнь при царе была жестокой и несправедливой, а в советской России каждый ребенок живет в достойных условиях.

Сейчас же, “Ванька” — если не панацея, то рекомендательное письмо к наглеющему поколению потребителей, не осознающих своего благополучия: ребенок, какие бы блага он не получал, должен осознавать их ценность и сопоставлять их со своим поведением, ведь лучшего заслуживает только тот, кто умеет ценить и эффективно применять то, что он уже имеет. Такова современная мораль рассказа «Ванька».

Критика 

Рассказ Чехова был встречен неоднозначными отзывами, среди которых преобладали все же критические высказывания о неудачном раскрытии образа деревни, деревянной заурядности персонажей, заезженности и очевидности их проблем. 

Так, журнальным авторитетом того времени, Константином Медвецким рассказ был расценен как “эскизик” и “пустячок”. Во многом, как Медвецкого, так и его сторонников, не удовлетворяла та заурядная сентиментальность, на которой построено все повествование: Чехов будто бы выжимал из своего чуткого читателя скупую слезу. 

Однако острота социальной повестки, изложенной в рассказе, гарантировала ему одобрение со стороны множества критиков. Особенно это отмечал Ф. Е. Патковский, не раз превозносивший значимость гражданской составляющей прозы, как литературного явления. 

Многими критиками было отмечено и то, как деформировано в “Ваньке” авторское восприятие жизненной справедливости: Александр Богданов (больше известный по псевдонимом А. Волжский) писал о том, как “Ваньке” перманентный Чеховский позитивизм и балагурство сменились вдруг меланхолией. 

Не секрет, что особо высоко о краткости и таланте Антона Павловича высказывался самый многотомный русский писатель — Л.Н. Толстой. Исключением не стал и “Ванька”, внесенный им в список “особенно выдающихся” рассказов Чехова, в многом из-за образа главного героя, чье излитое на бумагу горе безумно умилило Толстого.

Автор: Иван Лейтман

Метки: 4 класс5 классАнтон Чеховразборрассказ Ванька

Читайте также:

Цели урока:

  • Дать учащимся представление о личности писателя А.И.Солженицына;
  • Определить тематику рассказов-миниатюр, углубить представление учащихся о жанровых особенностях стихотворений в прозе, провести сопоставительный анализ рассказов; выявить авторскую позицию;
  • Способствовать формированию индивидуального восприятия жизни и личности писателя через его творчество.

Задачи урока:

  • Повышение мотивации учащихся к изучению творчества А.И.Солженицына;
  • Формирование нравственных основ личности учащихся через рассказы «Крохотки»;
  • Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята, начинаем урок родной литературы. Посмотрите на фотографию человека на слайде. Он вам знаком? Это фотография А.И.Солженицына. Догадались, да, что речь науроке пойдёт о Солженицыне. Запись даты и темы урока в тетради.

Учитель. Говорят, что глаза -это зеркало души человека.

— О чем, как о человеке, помогают узнать глаза этого человека?

Задание. Подберите и запишите в тетради слова, с вашей точки зрения, наиболее точно характеризуют этого человека.

(Проницательный взгляд, сосредоточенность, скорбная задумчивость, высокая мудрость, уверенность в себе, суровое лицо).

3.Когда-то Александр Исаакиевич Солженицын сказал: « Хочу найти такую Россию, такое место, где усталой душе был бы приют..» . Как вы понимаете выражение «усталая душа»? (Много трудностей испытал, скитался, обижали)

Какое выразительное средство используется в этом выражении? (эпитет)

Учитель. Да, ребята, много трудностей пришлось испытать в жизни Александру Исаакиевичу.

Александр Исаевич (Исаакиевич) Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Его отца к тому времени уже не было в живых: за несколько месяцев до рождения сына он погиб на охоте. Мальчик знал его только по фотокарточкам и рассказам матери, В 1926 году Александр Солженицын пошел в школу. Он рано начал читать Льва Толстого: уже в 10 лет он познакомился с романом «Война и мир». Мальчик мечтал стать писателем, сочинял приключенческие рассказы и даже составил из своих произведений две рукописные газеты. В 1936 году Александр Солженицын окончил школу с золотой медалью, и его приняли в Ростовский государственный университет без вступительных испытаний. Он подал документы на физико-математический факультет. Чтобы заработать, студент Солженицын разгружал вагоны, а на старших курсах занимался репетиторством. Вскоре он перевелся на факультет русской литературы. Хотел на фронт, не брали. Писатель не сдавался: он снова и снова приходил в военкомат, чтобы попасть на фронт. Солженицын добился своего: 18 октября 1941 года его мобилизовали и зачислили рядовым в гужевой транспортный батальон. Подразделение находилось в тылу, там Солженицын ухаживал за лошадьми. В 1943 году Александр Солженицын встретился на фронте со своим другом Николаем Виткевичем. Они начали переписываться и обсуждать проблемы, с которыми сталкивались на службе. Цензуры они не опасались — считали, что карается только разглашение военной тайны. Постепенно друзья стали критиковать власть, писали, что Сталин «извращает» идеи Ленина. 9 февраля 1945 года Солженицына арестовали и лишили звания. Приговорен к 8 годам лагерей. В 1964 году Александр Исаевич Солженицын был лишен советского гражданства и выдворен из России. Долгие годы он вместе с семьей жил в Америке, но всегда ждал встречи с горячо любимой родиной. Осенью 1993 года Солженицын и его жена совершили «прощальную поездку» по Европе, а затем вернулись в Россию. Последние годы жизни Солженицын провел на подмосковной даче, которую ему подарил президент России Борис Ельцин. В 2007 году Солженицыну присудили государственную премию «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». 3 августа 2008 года писатель скончался, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия. Он провел в лагерях восемь лет, получил Нобелевскую премию по литературе, первым из советских писателей заговорил о репрессиях советской власти. В СССР произведения Солженицына запрещали, а сейчас они входят в школьную программу. В 2018 году Солженицыну исполнилось 100 лет.

Учитель. Его судьба трудна, интересна и необычна, как и его произведения. Мы сегодня познакомимся с циклом его рассказов под названием «Крохотки». Автор приглашает нас оглянуться вокруг и вместе поразмышлять, какая она наша Россия. В конце урока скажете, нашёл ли Солженицын место в России, где «усталая душа» нашла приют.

Какие ассоциации вызывает это слово? (крошки хлеба, капельки росы)

В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет:

«Крохоткакроха, крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.

«Крохотки» были написаны в период между 1958 и 1960 годами, многие из них отразили впечатления от велосипедных путешествий писателя по средней России.

Учитель: Давайте познакомимся с его крохотками. Послушайте первую миниатюру «Утёнок». (Читает учитель)

— Кто главный герой рассказа?

— Какой он. Найдите из текста его описание. (Маленький жёлтый, беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые, от братьев отличился характером, невесомого жалкенького жёлтенького)

— Какие слова использует автор? (с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

— Каково отношение автора к утёнку?

— Кого ищет утёнок? (Маму, своих родных)

— Почему у утенка мама курица? (высидела курица, ей подложили утиные яйца)

— Курица отличала утенка от цыплят? (высидела одинаково всех и грела одинаково). (Для матери-курицы все дети равны)

— Чем отличается утенок от остальных? (своим характером, все под навесом, а он гуляет)

— А что говорит автор о человеке? (Он скоро на Венеру полетит, целый мир перепашет, умеет управлять атомом)

— Кто сильнее? Человек или этот утёнок? (Человек силён, но никогда не смонтирует этого утенка. Утенок — создание природы. Человек перед природой тоже очень хрупок. Жизнь человека тоже может быть очень хрупкой)

— Что хотел сказать автор своей крохоткой?

Учитель: Прослушаем следующую миниатюру «Шарик». Это стихотворение в прозе.

— Кто главный герой миниатюры?

— От чего страдает Шарик? Как давно он на цепи? Пёсик Шарик содержится на цепи с детства, то есть по сути он не знает свободы.

— Как называет автор собаку? (бедняга)

— Найдите в тексте описание поведения собаки на свободе.

— От чего отказался Шарик взамен на свободу?

— Как автор относится к мальчику, который посадил на цепь собачку?

— Автор противопоставляет два описания (Первое описание — это описание куриных костей, где важную роль играют эпитеты.

— Какие кости? («ещё тёплые, пахучие». Казалось бы, голодный пёс не должен отказаться от такого редкого для него угощения).

Второе описание — это описание снега, тоже с помощью эпитетов: «пушистый, обильный». (Шарик подбежал к костям, понюхал их и всё-таки сделал свой выбор в пользу свободы.)

— Что выберет Шарик? («хлеб насущный», еда, или духовная составляющая этого мира — его красота.)

Текст заканчивается авторским выводом: рассказчик словно проникает во внутренний мир Шарика и читает его мысли: «Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..»

— Что хотел донести до нас автор?

В этом рассказе А.Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где-то внутри нас с самого рождения — свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться.

Рассказ «Костер и муравьи» повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну — маленькой Родине — и погибали. Муравьи — весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «…какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле — великое чувство. Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А.И.Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности. Муравьи вместе с гнилым бревном, в котором они жили, попадают в огонь. Убегая от пламени, спасая жизнь, «едва преодолев свой ужас» они вновь возвращаются к горящему бревну — «к покинутой родине»! «И были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и гибли там».

— Почему повествователь вытащил бревно из костра? Какой это человек? — Почему муравьи возвращались к горящему бревну? (Муравьям даны человеческие чувства и качества, они чувствуют, как люди)

— Что за великая сила влекла их назад? (любовь к покинутой Родине)

— Что значит для муравьев горящее бревно? (это их Родина)

— Чему учит рассказ? (Любить Родину. Спасать Родину.

Учитель: Следующая миниатюра «Вязовое бревно». Как думаете, о чём пойдёт речь? Читает ученик.

* Кто главный герой этого рассказа? (обычное бревно)

* Каким было дерево в прошлом году? (его уничтожили)

*Какое это дерево сейчас? (появился свежий росток)

* Найдите описание ростка (свежий зелёный росток будущий вяз)

* Что собираются делать с бревном? (его положили, собираются убивать — пилить)

*Что делали с бревном в прошлом году? (тащили трактором, распиливали на части, кидали в баржи и кузовы, накатывали в штабели, сваливали на землю)

* Что это за процесс? (процесс убийства дерева ассоциируется с процессом убийства человека)

* Скем сравнивается бревно? (С человеком)

* Какое художественное средство использует автор в выражении «бревно положили мы на козлы, как на плаху»? Что такое плаха? (большая деревянная колода, на которой отсекали голову, приговоренного к смерти) (Сравнение)

*Почему не смогли пилить бревно? Что напоминает бревно? (человеческую шею)

*Почему не смогли спилить бревно? (хочет жить, бревно живое)

*Что хотел сказать автор своим произведением? (жизнь побеждает, тяга к жизни, бесконечность жизни, невозможность уничтожить жизнь. Бревно — символом стойкости, могущества природы, ее способности к сопротивлению и сохранению своих живительных сил.)

Подведём итоги

— Какая миниатюра поразила вас больше всего? Чем?

— А что объединяет все миниатюры? (Боль за Родину).

— О чем предупреждает писатель, повествуя о жизни в своих лирических рассказах «Крохотки»? (Человек силён, но природа сильнее человека. Каждое живое существо стремится к свободе. Люди должны любить свою Родину, защищать её. Никто не вправе лишать человека свободы. Нельзя бросать Родину. Вера в Бога.

— Какими знаками препинания заканчиваются «Крохотки»?

В основном вопросительными и восклицательными, но больше всего многоточий.

— Почему?

Автор говорит о том, что его по-настоящему тревожит, поэтому так эмоциональна его речь. А многоточие… Может быть, эти «на цыпочках ушедшие слова» предлагают нам додумать, что недосказано. А может, горечь от происходящего в стране перехватывает горло …

— Прошло почти полвека, как были созданы «Крохотки». Актуальны проблемы, поднятые Солженицыным в наши дни?

— Нашёл Солженицын в России приют для «усталой души»? (Да, есть в России люди, способные любить природу, Родину. Есть красивы места). А в Ундорах есть приют для усталой души?

— Если бы вы были композиторами, какую музыку к «Крохоткам» бы создали? (прослушивание музыки)

Учитель: А.И.Солженицын — писатель с обострённым чувством совести, справедливости, он проповедовал любовь ко всему живому, он верил в Бога. Я предлагаю послушать голос самого писателя и последнее произведение из крохоток «Молитва. Когда человек произносит молитву? Прослушивание аудиозаписи

Вывод

А.И.Солженицын верил, что Бог даёт силы, добро сопровождает людей. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя. Одной из главных тем рассказов из цикла «Крохотки» является любовь ко всему живому на земле. Закончить урок хочется сказать словами Путина В.В. «Любовь к Родине является основой жизни россиян, на это чувство опирается вся история страны»

Домашнее задание

Создать свою крохотку, нарисовать рисунок к понравившейся миниатюре.

  • Тема рассказа отцы и дети
  • Тема рассказа пиковая дама
  • Тема рассказа ребята и утята пришвина
  • Тема рассказа ночь исцеления
  • Тема рассказа носова огурцы