Тема рассказа рыцарь вася

Разделы: литературацели: выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста; воспитывать: любовь к ближнему,

Разделы:
Литература
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь
осознанию чувства, которое возникает после
прочтения; обучать интерпретации текста;
воспитывать: любовь к ближнему, мужество,
благородство, доброту, взаимопонимание.
Оборудование: выставка рисунков
учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова,
литературных имён; музыкальный фон. Запись
словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн
«Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные
читательские отзывы о рассказе, рисунки,
эпиграфы к рассказу, суперобложка.
Мужество – это обладание
серединой между страхом и отвагой.
Аристотель
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я.
Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях,
автор размышляет о будущем, о детской радости, о
детском горе, о воспитании трудом, красотой, о
важности примеров бескорыстия, благородства, о
духовном здоровье. Писатель опирается на
действительные эпизоды, случаи, происшествия, на
все, к чему пристально присматривается и чутко
прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и
характеру, душевным наклонностям и увлечениям.
Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без
дела, не могут равнодушно пройти мимо горя
другого человека, всегда готовы ринуться в бой за
справедливость и доброту. Изображая своих героев
в разных жизненных ситуациях, писатель
напоминает о том, что нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить
себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он
внушает святые понятия любви, дружбы,
товарищества, помогает школьнику познать законы
честности и справедливости.
2. Беседа по содержанию рассказа.
Чем привлекает нас рассказ Ю.Я.
Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует
автор?
Звучат детские впечатления от рассказа.
Ученики выступают с предварительными
читательскими отзывами. – «Он привлекает нас
искренностью рассуждений, душевностью,
отсутствием нравоучений, пониманием детской
души, настойчивым призывом к взрослым признавать
за детьми право называться людьми».
3. Работа в группах.
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в
обтяжку, на толстом его лице…)
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный,
неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все
называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был
предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
– «А в его груди билось благородное сердце
рыцаря. В заветных мечтах он видел себя
закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме
с опущенным забралом, на белом коне с
раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался
по свету и совершал множество подвигов, защищая
слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
– В отличие от автора, одноклассники видят его
толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что
причина его полноты – это обжорство. Но это не
так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень
несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый,
неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность
постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы
разные! А что делает герой в ответ на эти обидные
слова?
– «Он привык к судьбе неудачника и сердился
только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы
рассмотрели нашего героя с точки зрения его
внешности, отношения к нему окружающих, автора. А
как мы, читатели, к нему относимся?
– «Сочувствуем ему, так как к нему очень
несправедливы окружающие».
– Какой главный вопрос автор предлагает для
обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его
груди билось благородное сердце…» три слова,
которые очень важны. – «рыцарь (подвиг);
слабых и обиженных; мечта».
– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы
растёте, каждый из вас превратится в мужчину,
настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У
каждого из вас есть своё представление о том, что
значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт
нам понять, что значит быть настоящим мужчиной,
рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И.
Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства
настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым,
злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды,
обижался только на себя. Мама называла его
«слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что
«на такого толстого никакие доспехи не налезут».
И он не обижался на них».
– Как он поступает?
– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени
отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество
есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь.
Он мечтает и представляет себя рыцарем».
– Что ещё мы знаем о Васе?
– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими
доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон
Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по
книгам. Он готовит себя к подвигу».
– Как стать настоящим рыцарем?
– Вася жалеет, что у него имя не подходит к
рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей
таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые
известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг?
Стал ли он рыцарем?
4. Пересказ эпизода спасения ребёнка
(обращаемся к тексту).

– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем
в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои.
Не сказочные. Какие же ещё качества характера
должны быть у рыцаря?
– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о
своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает
поступок не для того, чтобы имя стало известным, а
потому, что он по характеру такой смелый и
благородный».
– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у
них – защищать слабых и беззащитных».
– А наш герой встретился, к сожалению, с
подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на
линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле
спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно, и все три бугорка
покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с
трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце
концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего
происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в
обратном, что он не тюфяк.
– «Он просто внешне такой. А за внешней
оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее
сердце».
5. Творческое задание. Защита рисунков к
рассказу (по желанию):

– Предлагаю записать в тетрадь признаки
рыцаря: «честная справедливая душа»;
«мечтательный; характер мужественный и
скромный».
– «Димка же не бросился спасать, только кричал
и руками размахивал, значит, у него не такой
характер, а бросился спасать Вася».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым
важным? Как называется самый остросюжетный
момент в развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася
спасает первоклассника».
– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале?
Кто герой финальной сцены? Найдите авторские
характеристики, оценочные слова, которыми
характеризует автор героев.
– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша:
«…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял
пионерский долг и сохранил честь красного
галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со
всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы:
поплёлся, протиснулся…».
– Как мы узнаём о героях?
– «При помощи художественных средств: портрет,
манеры, действия, авторское отношение, пейзаж,
диалог, кульминация, развязка».
– Можно ли в финальной сцене найти ответ на
вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
– «Да. Он остался скромным, верным своей
мечте, снова рисовал рыцаря».
– Можно ли считать финал развязкой и почему?
– «Действие завершилось. Развязка в рассказе
является одновременно и завязкой следующих
событий в других рассказах. Для Васи нет
развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в
класс, сел за парту и снова начал рисовать
рыцаря».
– Пять учеников накануне получили домашнее
задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и
об одном из них подготовить небольшое сообщение
по определённому плану: 1. Название рассказа. 2.
Что волнует героя и автора? 3. Какова главная
проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать
чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
6. Звучат сообщения:
1. «В «Багульнике» рассказывается о
том, как школьник Костя заботился о животных, о
братьях наших меньших, помогая беспомощным
людям. О доброте, о бескорыстии, об
ответственности взрослых за свои поступки, о
благородстве».
2. «В рассказе «Черника» главная
проблема – это проблема одиночества. Коля
Луковкин в пионерском лагере заболел, его
поместили в пустой лагерный изолятор, ему было
очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла
чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но
за её некрасивой внешностью он увидел доброе
сердце».
3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и
дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв
глаза, выстрелил и убил нечаянно аиста, летевшего
мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными,
более внимательными, бережно относиться к
окружающим животным, птицам, быть гуманными».
4. «Рассказ «На деревьях вырастают
листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1)
проблема одиночества; 2) проблема взрослых и
детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого
внимания взрослого к миру детей, которые порой
бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем
взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами,
заботами не видят того, что видят дети. И у детей
можно многому научиться. Я посоветовала бы
прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к.
эти проблемы волнуют всех».
5. «Где начинается небо» – это рассказ
о мальчике, который пробовал летать с парашютом
из окна первого этажа, используя вместо парашюта
простыню или наволочку, за что ему всегда
попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом,
которые с полуслова поняли друг друга. Ведь
взрослый в далёком детстве также пробовал летать
из окна только с зонтиком. Он так же, как и
ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта.
Взрослый понял самое главное, что небо
начинается «не на гребне крыши и не в синих
струях, по которым плывут облака, а оно берёт
начало совсем близко от земли – на первом
этаже или на уровне плеча. Начинается в
бесстрашном сердце и простирается до тучи или до
звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я
порекомендовала бы прочитать одноклассникам,
мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят
быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот
мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна
пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие
ребята не останавливаются ни перед какими
трудностями. Также этот рассказ о
взаимопонимании взрослых и детей».
– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения
ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их
выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ
прочитали взрослые и дети. – Оказывается,
героями его рассказов являются и взрослые, и
дети». – Чем дополните выступления товарищей?
– «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и
терзается от того, что по неосторожности убил
птицу».
– «В рассказе «На деревьях вырастают листья»
героиня не знает, как быть с родным отцом, как
помочь, чтобы он не пил, не просил денег на
выпивку, не курил и не бранился по ночам, а
заботился о них».
– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик,
который заботился о братьях наших меньших,
выгуливал и подкармливал собак и немощных
людей».
– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об
одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей
болезни был помещён в лагерный изолятор, и
которого спасла от страшной человеческой
болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его
черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он
выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка,
превратилась в умную и красивую девочку».
– «Где начинается небо» – здесь повествуется о
бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из
окна пятого этажа, а также о полном понимании его
мечты взрослым, его собеседником».
– Какая же проблема объединяет все эти
рассказы? – «Главная проблема – это проблема
взаимопонимания взрослых и детей.
Оказывается, взрослые не всегда понимают детей.
Но не только взрослые не понимают детей, но не
понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует
и героев рассказа – детей, взрослых, автора и
нас, читателей».
7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь,
рядом с его именем должно обязательно стоять
слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев
поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими
качествами должен обладать настоящий рыцарь?
Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер
мальчика через его поступки. Ребята не назвали
его рыцарем.
– А почему мы можем назвать вслед за автором?
– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне
с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах
окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему
никто в нём не увидел рыцаря.
– «А он своей мечте не изменил, пришёл после
линейки и снова начал рисовать рыцаря».
– Умение быть верным своей мечте – это тоже
свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ
называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
– «Потому что Вася обладает всеми качествами
настоящего рыцаря: благородный, скромный,
мужественный, самоотверженный, не злой, не
реагировал на обиды, готовил себя к подвигу
внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам
порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я.
Яковлева, и каждый из его героев обладает
какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом
поговорим на других уроках.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными,
самоотверженными, совершать благородные
поступки, не требуя ничего взамен, т.е.
бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор
помогает детям взрослеть нравственно, готовит их
к самостоятельной жизни».
– «Он не гасит в сердце читателя огонёк
надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и
взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не
изменяет своей мечте».
– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над
теми принципами и свойствами, которые присущи
настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись
от своих недостатков, воспитывали в себе только
положительные качества. Нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя
«к звёздному мигу» человеческой жизни».
8. Домашнее задание по выбору учеников:
1. Прочитать другие рекомендованные рассказы
Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу
(групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).
3.03.2008

Для приготовления бетона смешивают воду, цемент, песок и щебень в отошении 2:4:9:17.
1) каково в этой смеси процентное содержание
а) цемента
б) песка
в) щебня?
2) Сколько цемента цемента понадобится для приготовления 16т бетона?
16/х+1 + 28/х-1 =3 пожалуйста помогите это контрольная нужно решать через дискриминант и проверку
помогите написать эссе на высказывание К.Крауса “Медецина: кошелек и жизнь”
Пуля массой 10г вылетила из автомата со скоростью 700м/с.Вследствие отдачи автомат приобрёл скорость 1,6 м /c.Какова масса автомата
Al + HCl > Al + Cu Cl2 > ? + ? > CO ? + ? > CuO ? + ? > P2O5 N2 + H2 > N2 + F2 > Al + H2 > помогите пожалуйста
Кенгуру прыгает в длину расстояние, в 4 раза больше и на 9м большее, чем в высоту.На какое расстояние кенгуру прыгает в длину?
Во время телевизионного ток-шоу был задан вопрос: «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?» Аудитория разделилась на две практически равные группы. Одни участники считали, что знание гражданами своих прав и способов их защиты — в интересах государства, другие считали, что это вредно для государственного управления. Подумайте, какие аргументы «за» и «против» могли быть у сторонников каждой из названных точек зрения. Запишите по два аргумента каждой группы. Мнение Аргументы «за» Аргументы «против» 1. В интересах государства 2. Вредно для государственного управления
помогите сочинение написать на тему”любить себя – это эгоизм или благо?”
Напишите уравнения четырех возможных реакций… Даны вещества: углерод, оксид алюминия, оксид серы 4, водный раствор гидроксида калия.
Ширину прямоугольника увеличили на 10%, а его длину уменьшили на 10%. Изменилась ли при этом площадь прямоугольника? Если изменилась , то увеличилась она или уменьшилась?

Урок развития речи. Изложение. 6 класс.

Урок русского языка (развитие речи) в 6
классе по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

Технологические
особенности:

личностно-ориентированная технология развития критического мышления
(направляемое изложение), урок рассчитан на 2 часа.

Характеристика
темы
.

Тема предусмотрена
программой и включает знакомство с текстом нравственного содержания. В рамках
речевого урока повторяются законы создания сложного плана и текста по этому
плану. В рамках этой темы происходит формирование навыков монологической речи,
навыков грамотного оформления письменной работы.

Тип урока: урок
общеметодологической направленности.

Формы
организации деятельности: 
фронтальная, в парах, индивидуальная.

Методы
работы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, творческий, частично-поисковый.

Формы
реализации методов:
беседа, диалог, самостоятельная работа,
монолог.

Средства
обучения:
текст,
раздаточный материал, речь учителя и учащихся.

Система
контроля на уроке:

— оптимальное
сочетание контроля и самоконтроля;

— коррекция;

— контроль в парах
самими учащимися;

— получение всеми
учащимися информации о реальных результатах на занятии в виде оценки устной
работы и письменной за содержание и грамотность.

Система
целей к уроку

– актуализация
знаний законов рождения собственного текста, используя исходный, повторение и
обобщение этого материала, применение знакомых лексических и грамматических
конструкций в знакомой, изменённой и новой ситуациях, построение собственного
монологического высказывания с их помощью;

— создать условия
для формирования навыков монологической речи, навыков создания сложного плана,
характеристики героя рассказа;

— создать условия
для реальных возможностей развития речи каждого ученика, а также развитие
памяти, внимания и понимания с помощью стратегии развития критического
мышления;

— создать условия
для формирования работать в мини-группах, выслушивать друг друга, делиться
своим мнением, правильно реагировать, сопереживать.

                                                            Ход
занятия

1 этап.  Организация
начала занятия
.

Урок начнём с
белого, чистого листа (на столе листы белой бумаги).

— Что для вас
белый лист бумаги? ( Это символ творчества, полёта фантазии, свободы.)

— Какое
метафорическое название спрятано во фразе «с чистого листа»? (Сначала,
заново.)

2 этап. Подготовка
к основному этапу (обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и
умений).

Снова мы будем
обращаться к текстам художественной литературы с целью создания собственного
текста. Нам предстоит работа над изложением.

— Приходилось ли
вам давать оценку людям?

— Где и когда это может
происходить?

— Как называется
документ, содержащий оценку человека?

Дополните синквейн

……………………………………………….

Серьёзный, правдивый

Рассказывает, подчёркивает, подтверждает

Документ о достоинствах и недостатках
человека

Досье

(Запись
слова «характеристика»)

— Может ли
характеристика состоять из одного слова?

— Какая часть речи
для этого подходит?

— Рыцарь  – 
оценочное слово? «Рыцарь Вася» — что стоит за этой оценкой?

— Предположите, о
чём пойдёт речь в этом тексте?

Перед работой с
текстом нам необходимо познакомиться с золотыми правилами общения:

— активно
участвовать в работе (консультации в парах);

— выслушивать, не
перебивая;

— терпимо
относиться к разным точкам зрения.

— Чтобы написать
изложение, нужно преодолеть несколько этапов. Каких?

Составление
алгоритма работы в паре:

1.      Прослушивание
отрывка.

2.      Ответ на
поставленный вопрос.

3.      Обсуждение
основной мысли.

4.      Озвучивание.

На доске делается
запись:

Слушать.

Слышать.

Понимать.

Принимать.

3 этап.
Основной этап, работа с текстом.

Итак, «Рыцарь
Вася» (раздаточный материал, приложение 1).

Чтение 1
части.
(Приятели
называли его тюфяком…… Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой
толстой оболочкой.)

— Соответствует ли
начало нашим ожиданиям? Почему?

— Кого могут
назвать тюфяком? Заметьте, это обидное для человека слово из оценочной лексики.

ЗАПИСЬ ОСНОВНОЙ
МЫСЛИ В ВИДЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Чтение 2
части.(

А в его груди билось благородное сердце рыцаря….. Друг и не подозревал, что
ранил Васю в самое сердце.)

— Кем Вася видел
себя в мечтах? Почему?

— Почему ему
нравились рыцари?

Жаль, что мир
вокруг него был несовершенен, не отличался благородством.

ЗАПИСЬ ОСНОВНОЙ
МЫСЛИ В ВИДЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Чтение 3
части.

свободное время он бегал в музей……
от резких движений его куртка лопалась
где-нибудь под мышкой.)

— Где и почему
проводит свободное время Вася?

— Что влекло Васю
в музей?

— Кто виноват в
его одиночестве?

— Что мешало Васе
изменить себя?

ЗАПИСЬ ОСНОВНОЙ
МЫСЛИ В ВИДЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

Чтение 4
части.
(…Трудно
провести границу между осенью и зимой….. Зубы его стучали, а по лицу текли
слезы.)

— Удивил ли вас
поступок Васи?

Задание:
перескажите, что произошло?

Именно этот
отрывок мы будем с вами сокращать.

ЗАПИСЬ ОСНОВНОЙ
МЫСЛИ В ВИДЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

— Как вы думаете,
чем закончится рассказ?

Чтение 5
части.

(
Когда
они вышли на берег, Ковалев оживился. …… Этот рыцарь был фиолетового цвета, как
школьные чернила.)

Не всё в жизни
бывает так, как хочется, как надо.

— Почему Вася не
рассказал, что произошло?

— Какое слово
больше подходит этому герою?

Текст прочитан
один раз, но на ваших листочках появились записи. Посмотрите на них.

— На что это
похоже?

4 этап.
Закрепление знаний и способов действий.

Пользуясь своими
записями, опираясь на этот простой план, вам предстоит составить план сложный.

(Повторное чтение
текста самими учащимися с целью создания сложного плана по схеме, с целью внимательного
отношения к трудным словам.)

Составление сложного
плана по предложенной схеме (раздаточный материал, приложение).

Озвучивание одного
абзаца.

Самым сложным
будет третий пункт, где вы должны будете дать оценку Васе, его характеристику.

Орфографическая
работа
:

— определить
особенности написания слов иностранный, обиженный, серебряный, мгновенно,
перепуганный, спасённый;

— разобрать по
составу слова подморозить, первоклассник, предупреждает, благородные.

Вывод: грамотное
оформление слов – это внимание к составу слова и выбор тех слов, в которых
уверены.

Пунктуационная
работа
:

Найти
грамматическую основу в указанных предложениях.


Как заменить диалог, сокращая объём и снимая трудности?

Перечитайте
отрывок поступка Васи, расскажите о нём без диалога.

Запись
фактического материала: Ричард, Родриго, Айвенго, Вася, Дима Ковалёв.

5 этап.
Создание собственного текста, подведение итогов, результатов занятия.

Запись текста, его
редактирование.

                                                                                                                                 
Приложение.

План — это
опорная схема, самая краткая запись текста. Пункты плана должны отражать
содержание, логику и последовательность изложения. Составить план помогает
деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу
последовательно.

В простом плане
пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами
или буквами.

Простой план.                                 
Сложный план.

1.       …                                                  
I.  …   .

2.       …                                                  
II.  …   .

3.       …                                                         
1) …;

                                                                       
   2) …;

                                           
                               3) … .

                                                       
III. …  .

Урок
родной литературы 6- г класс

по
рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

учитель
русского языка и литературы Турина Р.В.

Разделы: Литература

Цели урока:

1.    
образовательная:
познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором,
перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию
автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать
духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и
«антигероя», антитезы, детали, символа, ввести элементы сопоставительного
анализа;

2.    
воспитательная:
на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего
времени;

3.    
развивающая:
развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.

Оборудование
урока:
 мультимедийная презентация, текст  произведения

 Ход урока 

I.                                       
 (На доске написано название рассказа и
автор)

Юрий
Яковлев

Родился
26 июня 1922 года в Ленинграде.

1940
год- призван в армию.

1960
год-первый рассказ «Станция мальчики».

1972
год- награжден орденом Трудового Красного знамени.

«Быть
добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то удовлетворение, какого не
знает никогда злой; быть добрым – счастье.»

– Кто из вас знает, кого в прошлом
называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации,
связанные со словом «рыцарь»)

(записывается на доске как кластер)

смелый, отважный воин, прошедший
специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый. 
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит. 
умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом

Внешние и физические данные

держит данное слово,
вежливый, 
готов выручить друга из беды, 
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине

Духовные начинания

– В средние века рыцарями
называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были
вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную
подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали
их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных
наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из
беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к
женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из
словаря. Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный,
благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он
получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

– Какого же человека мы называем рыцарем в
наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя
другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым,
благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту
броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

2.     Знакомство
с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

У Юрия Яковлева есть рассказ, который
называется «Рыцарь Вася».

– Вас ничего не удивило в названии
рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард,
Айвенго, Роланд и др.)

– Можно уже по названию рассказа
определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во
время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение
рассказа учениками)

3.Анализ
текста:

Детали:

Ботинки, полные
воды ( преодоление себя, дискомфорт, самопожертвование)

Рыцарь в тетради
по арифметике ( как образ мечты, фантазии, стремления к прекрасному)

Три бугорка на
лице, которые краснеют ( указывают на беззащитность, ранимость, детский
возраст, нелепый вид)

«Тюфяк» ( общее
впечатление и отношение окружающих и родных – равнодушие, безучастность)

Символы – рыцарь,
тюфяк

Проблемные
вопросы:

В чём «рыцарство» Васи? (спас ребёнка,
промолчал об этом)

Почему Вася промолчал, когда директор
награждал Димку?( не считал свой поступок подвигом, поверил, что Димка ему
помог больше)

Почему Вася не провалился под лёд? (
потому что он не боялся, проснулся внутренний рыцарь, отвага, мужество)

Почему Дима сам не полез в реку?
(струсил=не рыцарь)

Почему Дима не отказался от награды? (
проявил малодушие, эгоизм, хотел славы),( антитеза с Васей, герой и антигерой)

В чём духовное превосходство «рыцаря
Васи»? ( сравнение с Дон Кихотом, альтруизм, прощение, благородство, отсутствие
амбиций)

Анализ образа:

Портрет Васи (найти в тексте)

Найдите эпитеты, которые использует автор
по отношению к Васе (неуклюжий, толстый, неудачник)

Как окружающие относятся к «рыцарю»? Как
изменилось ли отношение к нему?( безразлично, не поменялось)

Как Вася стал относиться к себе? ( когда
думал о том, что доспехи бы утянули под воду – понял, что рыцарство – не
внешний, в внутренний признак)

В чём смысл названия рассказа? Ирония или
серьёзность? ( В названии антитеза «Рыцарь Вася», серьёзность)

«А в его груди билось благородное сердце
рыцаря».

3.     Вывод.

1)    Какую
тему поднимает автор? (тема)

Дружба,
одиночество, подвиг, благородство.

2)    Какой
вопрос задаёт автор читателю? (проблема)

В
чём истинное рыцарство?

3)    Какой
ответ даёт автор на свой вопрос? (идея)

Рыцарство
в альтруизме, добре, благородстве.

4.     Домашнее
задание:

Написать  «Примеры
рыцарства в нашей жизни»  

Спасибо за урок, до
свидания!

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Рассказ «Рыцарь Вася» Яковлева был написан в 1967 году. Это история о том, что за неказистой неинтересной внешностью может скрываться удивительно богатая, прекрасная душа и чуткое сердце. Не стоит судить о человеке лишь по его внешнему виду – к этому призывает в своем произведении писатель.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Рыцарь Вася» на нашем сайте. Книга Ю. Яковлева в сокращении будет полезна для анализа сказки и читательского дневника.

Главные герои

Вася – толстый, неповоротливый, медлительный мальчик, который мечтал стать рыцарем, добрый и смелый, но очень застенчивый.

Другие персонажи

Димка Ковалев – одноклассник Васи, бойкий, наглый мальчик, подлый и лживый.

Первоклассник – глупый мальчик, провалившийся под лед.

Краткое содержание

Вася был полным, неуклюжим толстяком, над которым постоянно подшучивали приятели. За «медлительность, неповоротливость и неловкость» Васю прозвали тюфяком. За что бы ни взялся мальчик, все у него валилось из рук, все выходило не так, как надо. Вид у него был постоянно сонный, «будто он только что проснулся или собирался уснуть». Кроме того, Вася был очень полным, и все думали, «что причина его полноты – обжорство: с чего еще он такой толстый?». Однако мальчик ел совсем немного, более того – он испытывал полное равнодушие к еде.

Никто из окружающих не подозревал, «что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». А в груди Васи билось отважное рыцарское сердце. Мальчик любил представлять смелым и отважным рыцарем времен Айвенго. Он видел себя высоким, сильным и красивым, в сияющих доспехах и верхом на великолепном боевом коне. Но когда мальчик смотрел на свое отражение в зеркале, все его мечты рассыпались, словно карточный домик. В такие минуты Вася «ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность».

В свободное время Вася посещал музей, где с большим удовольствием рассматривал старинные рыцарские доспехи, оружие. Он «мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично». Однажды Вася, проходя мимо скованной льдом реки, услышал крики. Это звали на помощь мальчики, решившие опробовать на крепость тонкий первый лед: один из них провалился в воду. Димка Ковалев – то, что остался на берегу, стал давать советы Васе, как спасти товарища. Несмотря на большой риск, Вася отважно отправился по тонкому льду к барахтающемуся первокласснику. Вытаскивая перепуганного мальчика на берег, он набрал полные ботинки воды. Димка Ковалев предложил ему идти домой греться, а сам отвел спасенного мальчика. Даже родной матери Вася не рассказал о том, что случилось.

На следующий день Вася стал свидетелем того, как на пионерской линейке Димку Ковалева поздравляли и награждали за спасение первоклассника. Вася хотел было рассказать всем правду, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно».

Заключение

Рассказ Ю. Яковлева учит быть смелым, решительным, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях, и уверенно идти навстречу своей заветной мечте.

После ознакомления с кратким пересказом «Рыцарь Вася» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Краткое содержание

Мальчик Вася, главный герой одноименного рассказа, всегда был предметом насмешек и нелепых шуток одноклассников. За его природную медлительность и неуклюжесть за ним закрепилось обидное прозвище «тюфяк». Васю преследовали неудачи: все его начинания терпели крах. Он всегда пребывал в странном полусонном состоянии. Все эти странности дополнял внешний вид мальчика – он был очень полным. Все вокруг думали, что Вася постоянно ест, но на самом деле мальчик к еде был совершенно равнодушен.

Никто не видел и даже не задумывался о том, что скрывается за такой неказистой, непривлекательной внешностью. А ведь Вася был чрезвычайно добрым и отзывчивым мальчиком, настоящим рыцарем, всегда готовым пойти на подвиг. Очень часто Вася представлял себя верхом на коне, облаченном в сверкающие рыцарские доспехи. Он хотел быть рыцарем, высоким, сильным и красивым. Но мечты мальчика рассеивались, стоило только ему взглянуть в зеркало и увидеть в отражении себя настоящего. Эти мгновения мальчика сильно огорчали, и он с тоской понимал, что на рыцаря он похож мало.

Любимым занятием Васи было посещение музея. В любую свободную минуту он старался быстрее прибежать в старинные красивые залы, где находились рыцарские доспехи и оружие. Он «мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично».

Как-то раз, гуляя по берегу затянутой льдом реки, Вася услышал громкие крики. Мальчишки, желая прокатиться по еще очень тонкому и хрупкому льду, попали в беду. Один из них уже провалился под воду, а второй – истошно кричал, призывая на помощь. Димка Ковалев, стоящий на берегу, принялся поучать мальчика, как спасти тонущего первоклассника. Вася, забыв о собственной безопасности, смело пошел по хрупкой корке льда к пытающемуся выбраться товарищу. Наконец, он добрался до мальчика и вытащил того из холодной воды. Он помог испуганному ребенку добраться до берега. Вася весь промок и начал замерзать. Одноклассник Димка предложил спасателю пойти домой переодеться и согреться. А сам отправился провожать спасенного Васей парнишку. Вася никому не рассказал о произошедшем, даже маме.

Димка же, поступив нечестно, приписал подвиг себе и мгновенно растрезвонил об этом всей школе. На следующий день его наградили на торжественном собрании за спасение товарища. А Вася, настоящий герой, остался в стороне, даже не посмев рассказать всем как все было на самом деле.

Другие вопросы из категории

Написать сочинение на тему Наш класс 5-9 класс ответов 1 Однокоренное слово к слову престол + предложение с этим словом 5-9 класс ответов 1 Характеристика предложения: Шуми,шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Заранее спасибо! 5-9 класс ответов 1 Пожалуйста помогите решить задание по русскому)))))) 5-9 класс ответов 1 Кто больше придумает слов с данными корнями различных частей речи?Напишите над записанными словами,какой частью речи они являются,выделите в них корни

:-слад-(слажд-):,-слав-(-славл-):,-див-(-дивл-):,-свет-(-свещ-):,-свят-(-свящ-):. Помогите пожалуйста!!!

5-9 класс ответов 2

Кратко об авторе и произведении

Юрий Яковлев (Ховкин – его настоящая фамилия) родился в Ленинграде в далеком 1922 году. Всю свою жизнь он посвятил литературе, журналистике и театру. Чаще всего своими героями писатель выбирал школьников и пионеров, описывая их жизнь и учебу. Ситуации и душевные переживания героев близки и современным детям, что делает произведения автора актуальными в наше время.

Ярким примером подобных книг является рассказ «Рыцарь Вася», краткое содержание которого будет представлено ниже. В произведении поднимаются проблемы храбрости, верности своим принципам, доблести и пр. Яковлев участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому эти темы были близки ему и понятны.

Произведение было написано почти полвека назад – в 1967 году. Несмотря на это, оно продолжает вызывает интерес у детей, хотя некоторые слова могут показаться им непонятными.

Юрий Яковлев, «Рыцарь Вася»: краткое содержание. Главный герой

Главный герой, мальчик по имени Вася, среди одноклассников слывет тюфяком. Это прозвище он получил за свою неловкость, неповоротливость и медлительность. Это касалось всего. Если он писал контрольную, то ему никогда не хватало времени. Если пил чай, то обязательно оставлял вокруг своей чашки лужу.

Ходил Вася вразвалку, задевая все вокруг. Вид у него был всегда сонный. Все валилось из рук «тюфяка», ничего не ладилось. Носил он одежду в обтяжку, отчего казался еще толще. Окружающие были уверены, что виной всему обжорство. Но Вася ел очень мало и вообще не получал никакого удовольствия от этого процесса. Все выдавало в нем то, что он тюфяк, даже голос был невыразительным и глухим.

Сердце рыцаря

Но не так прост герой Ю. Яковлева в «Рыцаре Васе». Краткое содержание послужит отличным тому доказательством. Под его толстой некрасивой оболочкой «билось благородное сердце рыцаря». В мечтах Вася видел себя облаченным в сияющие доспехи и на белом коне. Он спасал слабых и угнетенных. Герой воображал себя безымянным рыцарем, так как у книжных персонажей обычно звучные имена – Родриго, Айвенго, в его же не было ничего примечательного.

В фантазиях он был гибким, стройным, ловким и сноровистым. Все его недостатки исчезали. Но стоило только подойти к зеркалу, как оно возвращало Васю в реальность. В эти мгновения мальчик начинал ненавидеть себя из-за внешности.

Настоящее счастье

Краткое содержание «Рыцаря Васи» рисует персонажа, чей внутренний мир совершенно не соответствует внешности. И напоминает об этом не только зеркало, но и мама. Заслышав, как сын топает по коридору, она называла его «слоном в фарфоровой лавке». Друзья тоже не понимали и не поддерживали его мечтаний. Как-то один из них сказал, что на такого толстого доспехи не налезут. Все эти люди и не подозревали, как сильно обижают Васю. В свободное время мальчик отправлялся в музей. Здесь его интересовал только один зал, где на стенах висело оружие, а в углах расставлены рыцарские латы. Тайно от служащих он касался стали доспехов и проверял, насколько хорошо заточено оружие. Вася воображал, что в латы закованы настоящие рыцари, с которыми он дружил или враждовал. В этом месте мальчик по-настоящему был счастлив.

Обыденность

Краткое содержание «Рыцаря Васи» дает понять, насколько серьезные детские проблемы поднимает произведение. Главный герой с обидой вопрошает, почему природа так жестоко посмеялась над ним, наделив благородное сердце таким жалким телом. Вася мечтал о подвигах, а его жизнь была будничной и однообразной. Все его дни были похожи: он просыпался, умывался, завтракал. Мама все время поторапливала его. Затем он грузно спускался по лестнице, и все соседи знали, кто идет. В школу он приходил ко второму звонку, бросал тяжелый портфель рядом с партой и грузно опускался на скамью.

Делал он все это с невозмутимым спокойствием того, кто привык к однообразию и не ждет перемен. На уроках он никогда не болтал и сидел тихо, но учителя часто делали ему замечания и вызывали к доске. Решая задачу с мелом в руке, он так натужно и вяло обдумывал решения, что преподаватели не выдерживали и отправляли его обратно на место. За партой он вновь возвращался к мечтам и рисовал в тетрадях доспехи и оружие.

Судьба неудачника

Проблемы маленького героя-мечтателя не только будут понятны таким же школьникам, но и помогут другим понять своих странных друзей, посмотреть на таких сверстников по-другому. Объяснить, что и в тучном неповоротливом мальчике может жить храброе сердце, хотел Яковлев. «Рыцарь Вася» (краткое содержание представлено в этой статье) — прекрасное произведение, которое учит детей оценивать других по их поступкам, а не по внешности.

Вернемся к нашему рассказу. На уроках физкультуры Вася был настоящим посмешищем, он не мог выполнить ни одного упражнения. Ему не везло во всем. Даже прочитать стихотворение, которое он разучивал неделю, ему не удалось.

Постепенно Вася смирился с тем, что он неудачник. Хотя осознание этого сердило его. Но мальчик винил только себя, а не других, как это обычно бывает.

Настоящий подвиг

Краткое содержание рассказа «Рыцарь Вася» описывает не только унылые будни героя, но и тот момент, когда он смог совершить свой подвиг и почувствовать себя настоящим героем.

Как-то поздней осенью ночью подморозило, и утром река была покрыта льдом. Он был еще тонким и ненадежным, но детей сильно манил. Разумеется, на реку тут же отправилось несколько смельчаков. Лед трещал и прогибался под их ногами, но разве способно это остановить мальчишек?! Вася был в это время на берегу и услышал чей-то крик. Герой тут же ускорил шаг и побежал к тому месту, откуда доносились голоса. Рядом стоял Димка Ковалев, который бегал вдоль берега и кричал «Тонет». Вася спросил о том, что происходит, на что Дима огрызнулся и ответил, почему тот стоит и ничего не делает. Главный герой не стал вступать в словесную перепалку, а посмотрел на реку. Там уже по пояс ушел под воду незнакомый первоклашка. Тогда «тюфяк» шагнул на лед, который прогнулся, но не треснул. Димка с берега стал давать советы. Когда Вася схватил мальчика за руку, лед стал обламываться. Но герою удалось вытащить малыша из воды.

Новые книги

Война Грязных Искусств (СИ) — Райро А. 28 июнь 2021 Автор: Райро А. Уличный боец, парень из трущоб… в теле молодого аристократа из имперского рода. Гремучая смесь в хрупкой телесной оболочке. Правда, это ничего не меняет — я всё равно найду тех, кто окунул меня в Дорогами Пустоши — Герасимова Галина 28 июнь 2021 Автор: Герасимова Галина Васильевна «oginen» Вернувшаяся в родной город в качестве боевого мага по обмену, Бенита не ожидала, что первое же преступление, которое она расследует, обернется настоящим заговором против короны! Опасно? Еще как! Книга 5. Империя на марше (СИ) — 28 июнь 2021 Автор: Тамбовский Сергей Пятая книга серии «Империя у края». Герой, пройдя огонь, воду и медные трубы, опять всё начинает с нуля. Наперегонки с Саванной (ЛП) — Кеннелли 28 июнь 2021 Автор: Кеннелли Миранда Они из двух разных миров. Он живет в богатом доме, а она проводит большую часть своего времени в конюшнях, помогая отцу дрессировать лошадей. Фактически Саванне всегда было комфортнее, когда вокруг Нежный рассвет любви — Елена Рейн 28 июнь 2021 Автор: Елена Рейн Три года назад незнакомец помог отчаявшейся девушке получить опекунство над дочерью сестры, предложив фиктивный брак. После оформления всех бумаг он исчезает из их жизни навсегда, но внезапный звонок

Популярные книги

Абонемент на счастье + Бонус (СИ) — 11 октябрь 2020 Автор: Майер Кристина Красавица, умница, спортсменка — это не про меня. А за последний год, мне легко можно вручить премию «Женская невзрачность». Себя критиковать я могу как угодно, но всяким заносчивым снобам 1 Богатый папа, бедный папа — Кийосаки 17 март 2020 Автор: Кийосаки Роберт Тору Автор убежден, что в школе дети не получают нужных знаний о деньгах и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя. Для широкого круга читателей. 33 Свидание на одну ночь (СИ) — Купер Хелен 18 март 2020 Автор: Купер Хелен Предполагалось, что это будет только одна ночь! Мы встретились на свадьбе. Он был горячим. А у меня уже год ничего не было. Он улыбнулся. Мы напились. Флиртовали. Переспали. Я не попрощалась и уехала 109 Дикий + бонус (СИ) — Савицкая Элла 7 сентябрь 2020 Автор: Савицкая Элла Он — неуправляемый и жестокий мажор. А я выросла в детдоме. Он хочет меня. А я его презираю. Нам придется жить под одной крышей… Кошмар для меня только начинается, потому что противостоять ему очень 1 Жена по ошибке (СИ) — Ардова Алиса 18 март 2020 Автор: Ардова Алиса Я — обычная студентка, которую угораздило попасть в чужой мир, где не жалуют пришельцев, и получить запретный магический дар. Он — наследник драконов. Инквизитор, наделенный властью карать и 17

Чтение,
5 класс.

Дата_______

Тема урока: «Ю. Я.
Яковлев «Рыцарь Вася».

Цель урока: учить выразительному чтению через знакомство с произведением Ю.Я.
Яковлева «Рыцарь Вася».

Задачи: образовательные: познакомить учащихся с
произведением Ю.Я.Яковлева

«Рыцарь Вася», учить
выразительному чтению через знакомство с творчеством Ю.Я. Яковлева;

коррекционноразвивающие: коррекция и развитие связной
устной речи,

коррекция внимания
через выполнение дидактической игры, коррекция и

развитие мелкой и
крупной моторики через выполнение зрительной

гимнастики и
физминутки, коррекция и развитие
мыслительной

деятельности;

воспитательные: воспитывать нравственные качества (любовь к людям,
доброжелательность, ответственность).

Оборудование: портрет
писателя, рассказ «Рыцарь Вася, иллюстрации к произведению.

Ход урока:

1.
Организационноподготовительный этап

Ребята,
давайте поздороваемся друг с другом, посмотрим
, все ли готовы к

уроку?

2 Проверка домашнего
задания.

Посмотрите на
портрет этого писателя.

Как фамилия этого писателя?

Родился Юрий Яковлев
26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был
призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой
печати. После войны поступил в Литературный институт имени Горького. Печататься
стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести. задумывался о
детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом,
красотой, о духовном здоровье. Мы с вами уже читали произведение Ю. Яковлева.

-Как оно называлось? («Колючка»)

-Кто главные
действующие лица рассказа? (Вера, Колючка)

Вы приготовили
краткий пересказ по плану

Что заставило Веру прийти на помощь Колючке? (Взаимопомощь)

-Какие черты
характера Веры проявились в том эпизоде, когда Вера

заступилась за
Колючку? Выберите ответы на доске:

Решительность,
взаимопомощь, злорадство, трусость, чувство справедливости, смелость.

-Чему учит нас этот
рассказ?

Учитель: Герои
Ю.Яковлева разные по возрасту и характеру, но роднит их Одно они не могут и дня
прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда
готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в
разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять в
дружбе, искать лёгких дорог

2.
Основной этап.
Подготовка учащихся к усвоению
нового материала
.

Ребята,
мне на урок нужна иллюстрация, кто
то ее разрезал, помогите мне ее правильно собрать. (Дети
собирают ее и прикрепляют на доску).

Ребята,
что изображено на картине?
(Рыцарь).

Словарная
работа

Рыцарьбесстрашный, самоотверженный
человек.

Рыцарь строго
следовал кодексу чести защищал своё Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях,
оберегал слабых: женщин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.

-Рассказ Ю.
Яковлева называется «Рыцарь Вася». Вас ничего не удивило в

названии рассказа?
Ничего не показалось необычным, странным? (Имя

рыцаря Вася)

-А какие имена
носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд)

Нам дальше
предстоит работа над чтением рассказа,

Ребята,
сегодня на уроке мы начнем знакомиться с рассказом, главным

героем, которого
будет рыцарь по имени Вася, а написал этот рассказ снова писатель Юрий
Яковлевич Яковлев. . В нем нам встретится новое слово: тюфяк.

Словарная работа Тюфяк
медлительный, вялый человек.

Ребята,
какие новые слова нам сегодня встретятся?
юфяк, рыцарь).

Давайте
произнесем их громко все вместе (произносят
громко хором), а

теперь произнесем
шепотом (произносят шепотом).

Ребята,
сегодня мы на уроке прочитаем 1 часть рассказа, вы должны подумать какими
чертами похожи герои рассказов

Ребята, сейчас мы начнем читать рассказ «Рыцарь
Вася», а перед чтением

рассказа давайте
потренируем наши глазки,

Чтение
рассказа
Учитель начинает читать рассказ, дети
продолжают читат
ь

по цепочке, следить и
слушать друг друга.

Ребята,
мы сейчас прочитали 1 часть рассказа, все вы старались, устали,

давайте сейчас
отдохнем и проведем физическую минутку.

Физ. минутка

Руки вверх
поднимем раз

Выше носа, выше
глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Три опустили руки вниз,

Стой на месте не
вертись.

Вверх раз, два,
три, четыре, вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать
повороты,

Выполняйте все с
охотой.

Раз налево поворот,

Два теперь наоборот.

Так, ничуть, не
торопясь,

Повторяем
8 раз!

Закрепление
полученных знаний

Ребята,
мы прочитали 1 часть рассказа, давайте ответим на вопросы.

1. За что приятели называли главного героя тюфяком? (За полноту, вялость,

медлительность).

2. Какое сердце билось в груди у Васи (Благородного рыцаря)

3. Каким рыцарь Вася представлял себя в мечтах? (Стройным, отважным

рыцарем на коне и в
доспехах).

4. А каким он был на самом деле? (Толстым и неповоротливым ребенком).

6. Что
произошло на реке, как повел себя Вася. (как настоящий рыцарь)
 

3. Заключительный
этап. Вывод

— Ребята, с каким рассказом мы сегодня начали знакомство? (с рассказом

«Рыцарь Вася».  

Почему
главного героя Васю называет автор рыцарем?
(он совершает рыцарский поступок).

Домашнее
задание

Ребята,
дома вам нужно будет очень аккуратно разукрасить изображение

главного героя (тюфяка). (Образ героя прилагается к конспекту, дети дома

разукрашивают героя).

-Как вы думаете, что
произойдёт дальше? Что случится на следующий день? (Дадут грамоту Васе,
поздравят на линейке, все узнают про Васю героя,

ничего не произойдёт).
Дочитать рассказ до конца.

Оценка
работы учащихся

Ребята, вы сегодня на уроке хорошо поработали, молодцы.

Изображение
главного героя для домашнего задания.

  • Тема рассказа собирай по ягодке наберешь кузовок 3 класс
  • Тема рассказа после бала толстой
  • Тема рассказа прощание с другом
  • Тема рассказа повести белкина
  • Тема рассказа под одной крышей солоухин