Тема рассказа прощание с другом

Тема проекта: что такое зима? дата: 29.11.2021 03.12.2021цель. создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного

Тема проекта: «Что такое зима?» 

 Дата: 29.11.2021 – 03.12.2021

Цель.  Создание социальной ситуации развития  для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей.

Задачи.    Способствовать формировать у детей знания о времени года «Зима». Развивать умение вести сезонные наблюдения, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. 

Итоговое мероприятие: «Зиму мы встречаем, весело играем»

основные виды деятельности детей

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

од

Ознакомление с окружающим миром: природное, предметное, социальное окружение

 «Как природа приготовилась к зиме»?

Подготовка к обучению грамоте Звук и буква «Н»

 Развитие речи

 Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Физкультура

(по плану физ. инстр.)

ФЭМП

Решение примеров. Величина. Римские цифры. Логические задачи.

Развитие коммуникативных способностей

Отгадывание загадок

Хакасский язык

Мои друзья.

Ситуация «Познакомь с другом»

Физкультура

(по плану физ. инстр.)

Музыка

(по плану муз. рук.)

Рисование

«Зимние узоры на варежках»

Парциональная программа  «Юный эколог»

 Формирование первичных представлений

Беседа о зиме

Музыка

(по плану муз. рук.)

Формирование социальных представлений.

Кружковая работа

«Моя родина Хакасия»

Просмотр презентации, беседа

познавательно – исследовательская деятельность

Карточка №61

Наблюдение за первым снегом

Цель: создать условие для умения замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

 Карточка №62

Наблюдение за снегом и льдом

Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Карточка №63

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); умение различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.        

  Карточка №64

Наблюдение за снегопадом

Цель: уточнить представления о свойствах снега;

—        закрепить знания о сезонном явлении снегопаде.

Карточка №65

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой

коммуникативная деятельность

Чтение стихотворения В. Лунина «Зима»  

Беседа  с рассматриванием альбома «Зимние приметы»

 Беседа на тему « зима» Дигра: «Закончи предложение».

Цель.  Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Беседа «Как изменился город с приходом холодного времени года?

Обратный счет в пределах десяти

Итоговое мероприятие «Зиму мы встречаем, весело играем»

восприятие художественной литературы

Разучивание стих – я Я.Акима «Первый снег»

Чтение  стих-я  И. Суриков «Зима»

Чтение сказки В.Бианки «Синичкин календарь»

Стихи, загадки , пословицы о зиме

Чтение Н.Носова «На горке»

конструктивная деятельность

Художественное конструирование «Мой зимний город»

Елочные игрушки- совершенствовать умение детей конструировать поделки из бумаги

игровая деятельность

Пальчиковая игра «Замок»- учить управлять своими голосами Д/и: «Сравни предмет»

 ● Упражнять Леру, Егора К. определять место звука «Ть» в словах.

Пальчиковый театр «Теремок»

Д/и «Найди и назови» времена года

Д/и: «Собери картинку»-

 «Опиши животное»- упражнять в подборе прилагательных.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Цель:  учить детей подготавливать необходимые условия для игры, договариваться.

С/р игра «Больница», сюжет у врача стоматолога — учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд врача

Д/и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в умение заканчивать предложения.

двигательная деятельность

 Подвижные игры:  «Кого назвали, тот ловит мяч» — упражнять в ловле и бросании мяча;

«Пустое место» — развивать быстроту бега.

Игра малой подвижности: «Зеркало» — развивать коммуникативные умения.

Самостоятельная деятельность: игры с младшими детьми – воспитывать заботливое отношение к малышам.

Оборудование: мячи, вожжи. 

Игры – эстафеты «Кто скорее до флажка», «Эстафета с флажками» — развивать быстроту бега, коллективизм.

Подвижные игры: «Чье звено быстрее соберется»  «Школа мяча» — выполнять различные действия с мячом.

 Игра малой подвижности «Кто позвал?».

Подвижные игры: «Коршун и наседка»- действовать в коллективе согласованно;

«»Удочка» — упражнять в подскоках.

Игра малой подвижности: «У жирафа пятна…»

Самостоятельная деятельность: игры с кеглями, скакалками.

Подвижные игры: «Попади в обруч» — упражнять в метании в горизонтальную цель;

«Смени флажок» — развивать быстроту бега, внимание.

 Игра малой подвижности: «Подарки» — имитировать движения.

изобразительная деятельность

 Альбомы – раскраски

Рисование в свободной технике восковыми мелками.

 Кружок «Волшебная ниточка» «Чашка»

 Штриховка в различных  направлениях -развитие мелкой моторики Никита, Дима, Лиза.

музыкальная деятельность

«Пляска медвежат» музыка М.Красева.

Музыкальная игра «Снежки»

самообслуживание и элементарный труд

Трудовая деятельность – уборка снега.

Беседа «Правила поведения за столом»-формирование безопасного поведения за столом

Полив комнатных растений.

Взаимодействие с родителями

Выставка рисунков «Прощание с осенью»

«Готовимся к зиме, одежда по сезону»

Тема недели: «Что такое зима?» 

 Дата  29.11.2021

ОД 1   Ознакомление с окружающим миром: природное, предметное, социальное окружение

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тема:  «Как природа приготовилась к зиме»?

Цель:   Создание социальной ситуации развития  формировать представление детей о том, что дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям.

Задачи:  Способствовать закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному и растительному миру, чувство доброты и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

ОД 2    Подготовка к обучению грамоте

Образовательная область.    Речевое развитие

Парциональная программа  «Юный эколог»

Виды деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимном моменте

Создание предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

1.Игровая деятельность                  (С/Р игры, игра с правилами, социоигры, театрализованные игры, творческие, режиссерские и др.)

ПП  

Пальчиковая игра «Замок»- учить управлять своими голосами

Д/и: «Сравни предмет»

ВП  

 Упражнять Леру, Егора определять место звука «Ть» в словах.

2.Коммуникативна  деятельность 

(развитие речи, ситуация общения)

ПП    Подготовка к обучению грамоте Звук и буква «Н»

Загадки о временах года.

Чтение стихотворения В. Лунина «Зима»  

Текст стих – е.

Загадки

ВП   

3. Познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира  в экспериментировании с ними, ФЭМП, сенсорное развитие)

ПП   Ознакомление с окружающим миром: природное, предметное, социальное окружение

 «Как природа приготовилась к зиме»

Карточка №61

Наблюдение за первым снегом

Цель: создать условие для умения замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Показ слайдов.

ВП Парциональная программа  «Юный эколог»

4. Восприятие художественно литературы и фольклора

 ПП 

ВП  

Разучивание стих – я Я.Акима «Первый снег»

Текст стих – я.

5. Конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный материал)

ПП

ВП

6. Труд людей, профессии. Самообслуживание и бытовой труд.

ПП 

Трудовая деятельность – уборка снега.

Лопаты.

ВП

7. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

ВП  

  Альбомы – раскраски

Альбомы – раскраски, карандаши.

8. Музыкальная деятельность

ПП

ВП Музыка по плану музыкального руководителя

9. Двигательная деятельность(овладения основными движениями, формы активности)

ПП     Физминутка  «Листочки»

Подвижные игры:  «Кого назвали, тот ловит мяч» — упражнять в ловле и бросании мяча;

«Пустое место» — развивать быстроту бега.

Игра малой подвижности: «Зеркало» — развивать коммуникативные умения.

Самостоятельная деятельность: игры с младшими детьми – воспитывать заботливое отношение к малышам.

Оборудование: мячи, вожжи.

ВП

Взаимодействие с родителями(вовлечение в ОД

 Индивидуальные беседы с родителями.

Тема недели: «Что такое зима?» 

 Дата  30.11.2021

ОД  1 Развитие речи

Образовательная область.  «Речевое развитие»

Тема.  Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель.  Создание социальной ситуации развития познакомить детей с пересказом В. Бианки, приобщать их к высокой поэзии.

Задачи. Способствовать знакомства детей с пересказом В. Бианки, приобщать их к высокой поэзии; развивать интерес к художественной литературе, помогать выразительно пересказывать; обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации, воспитывать интерес к художественному слову.

ОД 2    Физкультура

Образовательная область. «Физическое развитие»

ОД 3 Формирование первичных представлений

Беседа о зиме 

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»

Тема. Беседа о зиме 

Цель. Создание социальной ситуации развития вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе.

Задачи. Способствовать развивать воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений.

Виды деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимном моменте

Создание предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

1.Игровая деятельность                  (С/Р игры, игра с правилами, социоигры, театрализованные игры, творческие, режиссерские и др.)

ПП 

Пальчиковый театр «Теремок»

Д/и «Найди и назови» времена года

Пальчиковый театр

ВП  

Д/и: «Собери картинку»

Разрезные картинки

2.Коммуникативна  деятельность 

(развитие речи, ситуация общения)

ПП    Развитие речи

 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

ВП Формирование первичных представлений

Беседа о зиме

Беседа  с рассматриванием альбома «Зимние приметы»

3. Познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира  в экспериментировании с ними, ФЭМП, сенсорное развитие)

ПП     

.

Карточка №62

Наблюдение за снегом и льдом

Цель: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

ВП

4. Восприятие художественно литературы и фольклора

 ПП  загадки о зиме

ВП

Чтение  стих-я  И. Суриков «Зима»

5. Конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный материал)

ПП

ВП

Художественное конструирование «Мой зимний город»

6. Труд людей, профессии. Самообслуживание и бытовой труд.

ПП 

ВП

7. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

ПП

ВП  

Альбомный лист, кисти, гуашь…

Репродукция картины А. Пластова «Первый снег»

8. Музыкальная деятельность(

ПП  

ВП 

«Пляска медвежат» музыка М.Красева.

9. Двигательная деятельность(овладения основными движениями, формы активности)

ПП  Физкультура (по плану физ. инстр.)

Физминутка

Вот студеною зимой

Ветер дует ледяной…

Игры – эстафеты «Кто скорее до флажка», «Эстафета с флажками» — развивать быстроту бега, коллективизм.

ВП  

Взаимодействие с родителями(вовлечение в ОД

 «Готовимся к зиме, одежда по сезону»

Тема недели:   «Что такое зима?» 

Дата   01.12.2021

ОД  1    ФЭМП

Образовательная область.   Познавательное развитие

Тема. Решение примеров. Величина. Римские цифры. Логические задачи.

Цель.   Создание социальной ситуации для знакомства с римскими цифрами; решение примеров и логических задач.

Задачи.  Способствовать развитию знакомства с римскими цифрами; формировать умение решать примеры; развивать решать логические задачи.

ОД  2 Развитие коммуникативных способностей

Образовательная область. Социально – коммуникативное развитие

Тема. Отгадывание загадок

Цель.   Создание социальной ситуации для развития отгадывать загадки.

Задачи. Способствовать правильно произносить звуки и развивать мыслительные процессы.

ОД 3 Музыка

Виды деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимном моменте

Создание предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

1.Игровая деятельность                  (С/Р игры, игра с правилами, социоигры, театрализованные игры, творческие, режиссерские и др.)

ПП 

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Цель:  учить детей подготавливать необходимые условия для игры, договариваться.

Игровой уголок

ВП  

 «Опиши животное»- упражнять в подборе прилагательных.

Картинки животных

2.Коммуникативна  деятельность 

(развитие речи, ситуация общения)

ПП      Развитие коммуникативных способностей

Отгадывание загадок 

ВП

Беседа на тему «зима» Дигра: «Закончи предложение».

Цель.  Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

3. Познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира  в экспериментировании с ними, ФЭМП, сенсорное развитие)

ПП     ФЭМП

Решение примеров. Величина. Римские цифры. Логические задачи.

Карточка №63

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); умение различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.                

 Счетный материал, строительный материал

ВП

4. Восприятие художественно литературы и фольклора

 ПП 

ВП

Чтение рассказа В.Бианки «Синичкин календарь»

Текст рассказа.

5. Конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный материал)

ПП

Строительный материал

ВП

6. Труд людей, профессии. Самообслуживание и бытовой труд.

ПП 

ВП

Беседа «Правила поведения за столом»-формирование безопасного поведения за столом

7. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

ПП

ВП  

Рисование в свободной технике восковыми мелками.

Восковые карандаши, листочки.

8. Музыкальная деятельность(

ПП

ВП Музыка

(по плану муз. рук.)

9. Двигательная деятельность(овладения основными движениями, формы активности)

ПП   Подвижная игра «Смелее вперед!».

 Подвижные игры: «Чье звено быстрее соберется»  «Школа мяча» — выполнять различные действия с мячом.

 Игра малой подвижности «Кто позвал?».

ВП

Взаимодействие с родителями(вовлечение в ОД

 Консультации по запросам родителей, отвечаем на вопросы.

Тема недели:  «Что такое зима?» 

 Дата   02.12.2021

ОД 1  Хакасский язык

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема. Мои друзья.

Ситуация «Познакомь с другом»

Цель. Создание социальной ситуации развития и знакомства с другом на хакасском языке.

Задачи. Способствовать формированию умения правильно находить хакасские специфические звуки в словах; развивать дружеские отношения в группе.

ОД 2 Физкультура (по плану физ. инстр.) 

Формирование социальных представлений. Умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде (режимных моментах)

Виды деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимном моменте

Создание предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

1.Игровая деятельность                  (С/Р игры, игра с правилами, социоигры, театрализованные игры, творческие, режиссерские и др.)

ПП Игра «Назови слово со звуком «р».

Пальчиковая игра «По полянке мишка шёл»

 С/р игра «Больница», сюжет у врача стоматолога — учить детей разнообразным игровым действиям, отражающим труд врача

Игровой уголок, атрибуты к игре.

ВП 

2.Коммуникативна  деятельность 

(развитие речи, ситуация общения)

ПП    Хакасский язык

Мои друзья.

Ситуация «Познакомь с другом»

Обратный счет в пределах десяти

ВП

Беседа «Как изменился город с приходом холодного времени года?

Фотографии с зимним городом.  

3. Познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира  в экспериментировании с ними, ФЭМП, сенсорное развитие)

ПП        

  Карточка №64

Наблюдение за снегопадом

Цель: уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении снегопаде.

ВП

4. Восприятие художественно литературы и фольклора

 ПП  Стихотворение Л. Куклина.

ВП

Стихи, загадки , пословицы о зиме

Стихи, загадки , пословицы о зиме

5. Конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный материал)

ПП

ВП

Елочные игрушки- совершенствовать умение детей конструировать поделки из бумаги

Листы цветной бумаги

6. Труд людей, профессии. Самообслуживание и бытовой труд.

ПП 

ВП Формирование социальных представлений. Умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.

  Уборка в игровом уголке —  помогать взрослым поддерживать порядок в группе

7. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

ПП    

Половинки листов картона синего цвета, пластилин, вата или ватные диски (половинки), стеки, тряпочки, дощечки для лепки.

ВП  

Кружок «Волшебная ниточка» «Чашка»

Шерстяные нити, ножницы, клей, картон, салфетки.

8. Музыкальная деятельность(

ПП

  Музыкальная игра «Снежки»

Аудиозапись.

ВП 

9. Двигательная деятельность(овладения основными движениями, формы активности)

ПП   Физкультура

(по плану физ. инстр.)

Физминутка

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

 Подвижные игры: «Коршун и наседка»- действовать в коллективе согласованно;

«»Удочка» — упражнять в подскоках.

Игра малой подвижности: «У жирафа пятна…»

Самостоятельная деятельность: игры с кеглями, скакалками.

ВП  

Взаимодействие с родителями(вовлечение в ОД

 Индивидуальные работы с родителями.

Тема недели: «Что такое зима?» 

 Дата   03.12.2021

ОД 2   Рисование

Образовательная область. Художественно – эстетическое развитие.

Тема:   Рисование  «Зимние узоры на варежках»

Цель.   Создание социальной ситуации развития совершенствовать нетрадиционную технику рисования методом тычка, жёсткой полусухой кистью.

Задачи.  Способствовать закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; формировать умения рисовать гуашью используя метод тычка полусухой кистью по контуру и внутри контура; передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца;  умение пользоваться кисточкой, рисовать способам тычка, держа кисточку вертикально, делать тычки внутри контура; воспитывать чувство радости к результату своего труда.

ОД 2 Музыка (по плану муз. рук.) 

Кружковая работа «Моя родина Хакасия» Просмотр презентация беседа.  

Цель: Создание условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях Хакасии.

Задачи: Воспитывать любовь к малой родине – Хакасия. Содействовать эстетическому воспитанию дошкольников. Оказывать эмоциональное воздействие через тексты прозы и поэзии о Хакасии.

Виды деятельности

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимном моменте

Создание предметно – пространственной среды для самостоятельной деятельности детей

1.Игровая деятельность                  (С/Р игры, игра с правилами, социоигры, театрализованные игры, творческие, режиссерские и др.)

ПП 

 Д/и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в умение заканчивать предложения.

ВП

2.Коммуникативна  деятельность 

(развитие речи, ситуация общения)

ПП

ВП 

Итоговое мероприятие «Зиму мы встречаем, весело играем»

3. Познавательно – исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира  в экспериментировании с ними, ФЭМП, сенсорное развитие)

ПП       

Карточка №65

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой

ВП Кружковая работа

«Моя родина Хакасия»

Просмотр презентации, беседа

4. Восприятие художественно литературы и фольклора

 ПП 

ВП Сказка «Волшебная горка»

Чтение Н.Носова «На горке»

Текст сказки.

5. Конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный материал)

ПП

ВП

6. Труд людей, профессии. Самообслуживание и бытовой труд.

ПП 

ВП

  Полив комнатных растений.

Лейки.

7. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

ПП    Рисование

«Зимние узоры на варежках»

Альбомный лист с нарисованным контуром зайца, жёсткая кисть, гуашевые краски.

ВП  

  Штриховка в различных  направлениях -развитие мелкой моторики Никита, Дима, Лиза.

Лист с нарисованными предметами.

8. Музыкальная деятельность(

ПП Музыка

(по плану муз. рук.)

ВП 

9. Двигательная деятельность(овладения основными движениями, формы активности)

ПП    

 Подвижные игры: «Попади в обруч» — упражнять в метании в горизонтальную цель;

«Смени флажок» — развивать быстроту бега, внимание.

 Игра малой подвижности: «Подарки» — имитировать движения.

ВП

Взаимодействие с родителями(вовлечение в ОД

Выставка рисунков «Зимние узоры на варежках»

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Автор:
Самый Зелёный
·

С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!

Польза

Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.

  1. Я. Вишневский «Одиночество в сети». Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
  2. Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
  3. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
  4. А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.

Другие аргументы по теме Вы найдете в итоговом сочинении «Влияние цивилизации на человека».

Вред

Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.
  2. Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».
  3. Х. Селби «Реквием по мечте». Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
  4. М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.
  5. В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека». Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.

Другие аргументы о вреде технического прогресса Вы найдете в итоговом сочинении «Какие опасности таит технический прогресс».

Автор: Виктория Семенова

Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

  Тема:  М.А. Шолохов «Судьба человека».   Нравственный
подвиг  человека (на примере образа Андрея Соколова рассказа Шолохова
«Судьба человека»). 

 Цель: обучающие: 
дать представление о личности
М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа
«Судьба человека»;

 помочь учащимся осмыслить идейно — художественное содержание
рассказа, его глубокую нравственную сущность, помочь прочувствовать его
эмоциональную атмосферу.

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение
выбирать главное, обобщать;

 воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу
солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

Ход
урока

1.  Учитель
начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва
«Условия задачи» (на
экране)                                              

Вставал
вопрос в любые времена-

Что
жизнь такое? Для чего она?

Сто
мудрецов на то ответ искали

У
звезд, богов, земли, воды, огня.

А
что известно? То же, что вначале-

На
старой тайне старая броня.

Так,
может, надо подойти иначе

К
известно не решаемой задаче

И
суть в другом аспекте изложить-

Раз
есть она, то как её прожить?

Действительно, во
все времена человек спрашивал себя: » Что такое жизнь, что такое судьба,
для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?»
Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов,
такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них — рассказ
«Судьба человека». Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности
Шолохова и о его р-зе.

Учащиеся
записывают тему урока (на слайде)
 

 Словарная
работа
        Характер совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

        
Судьба
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

        
 2. Доля, участь;

        
3. История существования когонибудь или чегонибудь;

        
4. Будущее, то, что случится

(Словарь С.И. Ожегова

 — Подберите синонимы к слову судьба (Участь,
жребий, рок, доля, предназначение)

 — Каково лексическое значение этого
слова в толковом словаре С. Ожегова?

(«Жизненный
путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством»)

Вся жизнь писателя
— это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят
для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности
служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он
говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем,
что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю,
народу-герою» (эпиграф)       +      (На
экране)                                                                                     
                                                                                                                                                                                                 

Список званий и
наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской,
но и в мировой культуре. М.А. Шолохов — академик АН СССР, дважды Герой
Социалистического Труда. Он автор «Донских рассказов», рассказов
«Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий
Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». 
Шолохов — лауреат Нобелевской премии (1965)

Учитель
включает фрагмент видеозаписи, где показано вручение премии

Что же можно ещё
сказать об этом выдающемся человеке?

Показ
презентаций (заранее подготовленные дети)

Обобщение
учителяДа, действительно, интересная жизнь,
интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги , его
героев знают во всём мире.

 2.  Работа  
над рассказом

— Итак, сегодня мы
говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов
Шолохова —  «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована
человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты
русского национального характера. 

-Рассказ был
опубликован в «Правде» 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. Он
получил всенародное признание.

-Мы видим с вами,
ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем  спорили. Это и
является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому
что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья
пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил,
чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла,
деревни, города, видел опустошение, безлюдье»,
— говорил
писатель.                                                                                                                                              

-И не только
видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам  воевал с заклятым
врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

-Так вот об  этой
трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю
русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте
обратимся к содержанию рассказа

— Кому и почему
Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении
Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную
жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с
детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя
разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу
отдельно от судьбы народа и Родины.)

-Что
вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было
автору?

(Автор пользуется особым композиционным
приёмом — рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью
А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю,
это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.)


В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя,
«простого советского человека». Каковы же  основные вехи судьбы
А.Соколова? Что помогло герою выстоять?

(уч-ся
называют основные вехи судьбы героя)

На
доске

»        
Довоенная жизнь

»        Уход
на фронт и прощание с семьёй

»        Плен

»       
Гибель семьи

»       
Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном  

    
Довоенная жизнь

— Какой была
довоенная жизнь А.Соколова? (текст)

— Как Шолохов
рисует жизнь  героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создаёт
обобщённые картины: «Придешь с работы…», «Приходилось выпивать…
, такие кренделя выписываешь…» Отобранными штрихами и чёрточками
рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети
пошли»; «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело,
сел за баранку на грузовой» и т.д. Глаголы, в основном, прош. времени.


А почему именно так?
(да потому что это
простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в
прошлом. Перед нами эпический план изображения)

       
Уход на фронт и прощание с семьёй

3.
Исторический комментарий .

     
К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона советских военнопленных.
Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских
пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода.
Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым
небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках и сколоченных бараках.

  
  8 сентября
1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с
советскими пленными , беспримерное по своей жестокости: «…Большевистский солдат
потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…»

     
Положение пленных усугублялось еще и тем, что СССР  не подписал Женевскую
конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что
будет соблюдать её основные положения . Однако двум важным пунктам  Советский
Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получении посылок и
об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы
конвенции по отношению к советским военнопленным.

    
Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года
приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен
командиров подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи,
что обрекало их на голод.

     Из 6,3
миллиона советских пленных погибли около 4 миллионов. Из выживших  почти
половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём –


Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель
говорит об этом? (А тут вот она, война.)


Чем эта фраза отличается от предыдущих?
(Внезапность,
трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.
Эпический план изображения переходит в драматический)


Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании
Соколова с семьёй.

В каких
словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а
не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»


Какое изобразительное ср- во использовал здесь автор и почему
?
(градация — для создания особого эмоционального накала в передаче
переживаний героя — и тех, которые он испытывает сейчас , и тех, которые были в
прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему
)

       
Плен

-Судьба избрала
для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.

— Как Соколов
попал в плен? (текст)

— Как ведёт себя
герой?  (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание,
высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове
отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность
к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага.
Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на
родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме
солдатской службы.


каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского
солдата?
(сцена убийства предателя, который хотел
выдать немцам своего командира)

-Почему
Соколов решается на побег
? (целеустремлённый,
мужественный человек, настоящий мужчина)

-Несокрушимая
нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову
победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и
подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или
рассказ, или фильм)
(Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое
значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа,
непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала
непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

— А о чём говорит
тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и
кусок сала?  (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о
себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух
товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были
русскому солдату.)

В эпизоде « в
церкви» — Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой
сцене? (Солдата – христианина, Крыжнева, взводного, доктора.) Какая позиция
ближе Соколову?

Составление таблицы.
Проверка работы – чтение вслух вариантов и обсуждение.

Герой  

                                                                 
Поведение

  Солдат — христианин

Погибает , но не отступает от своих
убеждений, но он невольно становится виновником гибели 4 человек

  Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой
чужих жизней.                          

  Взводный

«…в плену и в
потемках свое великое дело делал».

  Доктор

Безропотно
ожидает своей участи.
 

Работа по сюжетным картинкам.( кукрыниксы)

 Задание :
вспомните прочитанные эпизоды рассказа, просмотренный кинофильм «Судьба
человека» режиссера  С.Бондарчука, восстановите  картинки в нужном порядке. 

(
Детям раздается каждому разрезанные картинки, работают индивидуально; один
ученик – у доски с большими картинками такого же содержания.)

Если
остаётся время после проверки этого задания,

можно
попросить учащихся по их выбору рассказать содержание эпизода той или иной
картинки. 

       
Гибель семьи
… Звучит первый куплет песни «Враги сожгли
родную хату». Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь
идти солдату, Кому нести печаль свою М. Исаковский

— Ещё одно
испытание — гибель семьи.

Текст


Что помогло пережить, вынести всё это?
 
(И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя
принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё
вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».
Эта фраза —
лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает
одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной
войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не
убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

-Эта
мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической
преемственности поколений.

       
Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

— Ученик  читает
отрывок.

— Автор,
предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово «терпеть» почти
в том же значении, которое придавал ему Соколов: «…около отцовского плеча
вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на
своём пути, если к этому позовёт его Родина». Литературовед Рыбинцев
считал, что в шолоховском контексте глаголы «вытерпеть»
и «преодолеть
» являются синонимами. Я попросила  Калашникову
А. выяснить с помощью словарей, так ли это.


Реализация индивидуального задания

(Народ
часто слово «вытерпеть» употреблял в значении «преодолеть».
В толковом словаре Даля слово «терпеть» определяется как
«крепиться», «мужаться», «держаться»,
«стоять не изнемогая», «не унывая». Эти слова в устах
А.Соколова не означают безропотности, покорности. Это слова настоящего мужчины,
солдата, мужественного и сильного. Слово «вытерпеть» — ключевое,
дополненное сначала словом «снести», затем — «преодолеть».)

— Но не только
вытерпеть, но и суметь сохранить доброе, чуткое сердце, способность подарить
любовь и ласку людям.


Как вы думаете, почему
Шолохов, рассказывая о
судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба
человека», а не «Судьба солдата»?
   (Жизнь человека. Судьба.
Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея
Соколова,  Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и
страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами
предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в
себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя
совместились черты, свойственные «не одному какому — либо социальному
слою, но — народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата»,
а «Судьба человека».)

-Судьба А.
Соколова — это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов.
Таких судеб миллионы. И у нас в  городе есть люди, прошедшие этот ад. Вы знаете
их?                                

     — Эта
страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны
забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется просмотром буктрейлера по книге Шолохова « Судьба  человека»

10)
Закрепление темы
.( Тест)

 1. Жанр
произведения
:

а) быль

б) рассказ

 в) повесть

2.
Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует
:

а) о судьбе Андрея
Соколова

б) о судьбе одного
из многих русских солдат

в) о судьбе всего
человечества в целом

 3.
Композиция произведения:

 а) рамочная

 б) кольцевая

в)
последовательная.

4.
Андрей Соколов, попав в плен
:

а) смирился со
своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками

 б) старался
выполнять всю работу без нареканий

 в) всегда думал о
побеге.

5. По
признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу,
потому что
:

 а) не был голоден

 б) хотел
поделиться с пленными

 в) показал врагам
достоинство и гордость солдата.

 6.
Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:

 а) хотел
помочь мальчику

б) думал, что
забудет собственное горе

в) был потрясён
трагической судьбой мальчика.

      Итог
урока:

— Чем
поучительна для вас история А.Соколова?
(беспредельный
патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие,
способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого
существования)

Д/з.

Написать рассказ
«Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Класс:
4

Предмет:
литературное чтение

Программа:
УМК «Школа России»

Тема
урока: А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени»

Цель:
проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова
«Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

1.Систематизировать
и обобщить содержание прочитанного рассказа.

2.Выявить
общие черты и различия в характерах главных героев.

3.Защитить
творческие проекты.

4.Сформулировать
для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

Планируемый
результат (УУД):

Познавательные
УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск
фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого
высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие
художественного текста; знаково –символические действия (моделирование);

Логические
УУД:  анализ,  синтез, установление причинно –следственных связей, построение
логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные
УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение
точно выражать свои мысли  в монологической и

диалогической
речи.

Личностные
УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать
сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
личностное самоопределение

Оборудование:

Л.Ф.Климанова,
В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карта России.

Ход
урока

1.Организационный
момент.

2.
Речевая разминка

Самые
главные люди на свете-

Это
большие и малые дети!

Ради
кого каждый день или век

Лучшую
жизнь создает человек ?

Ради
кого создается семья ?

Ради
кого зеленеют поля?

Ради
чего надо взрослым трудиться?

Чтобы
могли ими дети гордиться!

                                             
( Елена Крассула)

А
вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей,
любить их, не совершать необдуманных поступков.)


прошу вас всегда помнить об этом.

3.Определение
темы и постановка целей урока.

-На
прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о
главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

4.
Проверка домашнего задания.

-Дома
вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

1.Первый
приезд Володи.

2.Действие
в столовой.

3.Действие
в детской.

4.Диалог
Чечевицына с Катей.

5.Девочки
подслушивают разговор.

6.Прощание
с родными.

7.Диалог
Чечевицына с Володей.

8.Поиск
мальчиков.

9.Второй
приезд Володи.

10.Отъезд
Чечевицына.

5.
Работа с текстом произведения.

-Назовите
главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын


его друг.)

1.
Характеристика Чечевицына.

2.
Работа по вопросам


Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

-Зачитайте
отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)

-Что
заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным,
т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

Каким
хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

-Как
он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь)


ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят
просто только друга Володи господина Чечевицына.)


чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для
неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.)

-Каким
казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)

-Почему
он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который
решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на
львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

6.Физминутка
( танцевальные движения под музыку)

7.
Продолжение работы над темой урока

1.
Характеристика Володи Королёва.


А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

-Прочитайте,
как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)

-Как
вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме,
которую он очень любил. Ему не хотелось делать больно своим родителям).

-Давайте
прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему
Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая
сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

-Выберете
какими чертами характера обладал Володя?


сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор
Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

-Зачитайте
план побега. (Стр.129)

 Я
вас просила подсчитать, сколько км должны были

преодолеть
мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270км)

-Реален
ли был их план, и знали ли дети географию?

2.
Характеристика поступка.

-Что
они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)

-Как
вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

-Как
представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)

-Могли
ли сбыться их мечты?

-Чем
закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)

-Как
вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?

-Как
можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

-Как
вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок
перед своей семьёй? Почему?

8.Закрепление.

-Как
вы думаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

Нет,
не осуждает. Конечно, главные герои не хотели делать больно своим близким. Как
и любым мальчикам им хотелось путешествовать, узнавать что-то новое.

9.
Итог урока.

-Чему
нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»?

(Ставить
перед собой реальные, выполнимые цели. Беречь родителей и близких людей. Не
подвергать свою жизнь опасности. Уметь отвечать за свои поступки.)

10.Рефлексия

Продолжите
фразу:

 «Сегодня
я узнал…»

«Сегодня
я научился…»

«Мне
захотелось…»

«У
меня получилось…»

11.
Домашнее задание.

Пересказ
рассказа А.П.Чехова «Мальчики» по плану.

  • Тема рассказа повести белкина
  • Тема рассказа под одной крышей солоухин
  • Тема рассказа певцы тургенева
  • Тема рассказа песчаная учительница
  • Тема рассказа попрыгунья чехова