Тема рассказа после бала толстой

В начале рассказа мы впервые встречаемся с ним на балу и видим импозантного мужчину, который обладает хорошими манерами, весьма любезен
  • В начале рассказа мы впервые встречаемся с ним на балу и видим импозантного мужчину, который обладает хорошими манерами, весьма любезен с гостями, благородный и чуткий, этакий «светский лев». Такие качества очень редко присущи военным людям, но у нас складывается впечатление, что полковник — исключение из общепринятых правил.
    Спустя некоторое время, а именно – после окончания бала, мы видим этого же человека, но совершенно в другом амплуа. Это жесткий и расчетливый человек. Это диктатор, ищущий удовлетворения своего эго. Здесь мы сталкиваемся с лицемерием, подлостью, использованием должностного положения для приведения в исполнение несправедливого приговора в отношении солдата, ставшего жертвой стечения обстоятельств.
    Что же послужило причиной гнева полковника? Все очень просто — солдат дал отпор офицеру, который постоянно над ним издевался. Разве это может являться причиной, чтобы казнить человека, который служит Родине верой и правдой? Разве он стал плохим солдатом? Нет! Все дело в бесправии простых солдат и вседозволенности офицерского состава. Все попытки спасти солдата от неминуемой гибели не возымели успеха.
    Рассказ «После бала» оставил после себя неизгладимое впечатление. Все, что было описано Л. Н. Толстым в своем произведении, мы можем наблюдать и в наше время. Как часто мы сталкиваемся с предательством, равнодушием, несправедливостью… Вместе с тем писатель нам дал понять, что не стоит доверять первому сложившемуся мнению о человеке. Оно может быть таким обманчивым…

  • Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала».
    В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» один из главных героев – Иван Владиславович Б., полковник и отец Вареньки Б. Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него румяное, с белыми усами a la Nicolas 1 и ласковая радостная улыбка. Сложен он был прекрасно, с широкой украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
    Находясь на балу, мы можем увидеть полковника с его милой и веселой стороны: он улыбался, танцевал с дочерью, чем очаровывал главного героя. Рукой в замшевой перчатке он обнимал свою дочь, а спустя пару часов этой же перчаткой бил татарина. Герой рассказа полюбил на балу и дочь, и отца. Но увидев Ивана Владиславовича с его темной стороны, разочаровывался в них обоих.
    Увидев наказываемого татарина и отца своей возлюбленной, герой испытал шок и отвращение. Подумать только, будто два разных человека он узнал! Заметив героя, полковник отвел глаза. Думаю, ему было неловко.
    Был ли полковник лицемером? Не думаю. И замшевая перчатка, обнимавшая перчатка, обнимавшая дочь – совсем не показатель.

  • Первая часть представляется нам на праздничном торжестве, где Иван Васильевич знакомится с довольно сложной личностью, отцом Вареньки. Пётр Владиславович в парадном офицерском мундире, статный и высокий, галантен и учтив с дамами. Его тёплые и нежные отношения с дочерью вызывают уважение у Ивана Васильевича. Все на балу заметили, как отец любит свою дочь, гордится ею и делает всё необходимое для её счастья и достатка. Можно заметить и сказать, что полковник – положительный персонаж, хороший отец и порядочный джентельмен. Но это, к сожалению, только на первый взгляд.
    Во второй части нам представляется совершенно другой человек. Сняв своё праздничный наряд и приступив к своим военным обязанностям, меняется полностью человек. Больше он не знал чувств сострадания или милосердия. Он шёл твёрдой походкой и руководил наказанием беглого татарина. В его глазах уже были не любовь и радость, а гнев и ярость. Он стоял и безжалостно смотрел на то, как жестоко избивают его солдаты несчастного и слабого человека. Мало того, полковник наказывал тех солдат, которые недостаточно сильно избивали татарина. В порыве гнева он оскорблял и распускал руки на своих подчинённых. Увидев возлюбленного своей дочери, Пётр Владиславович злобно отвернулся. В такой кошмар не мог поверить неискушённый жизнью молодой человек. Ему трудно было признать факт того, что всего несколько часов назад этот беспощадный офицер танцевал с дочерью и смеялся с друзьями на балу. Он настолько разочаровался в военных, что больше не изъявлял желания служить.
    Но не совсем правильно винить в этом именно отца Вареньки. Так как он не знал, что поступает неправильно, ибо так делали окружающие его люди. Тогдашняя эпоха Николая 1 была достаточно жестока и позволяла офицерам так поступать, уничтожая на своём пути различные моральные нормы и нравственные ценности.

  • Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.
    Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.
    Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.
    После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.
    Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.

  • Рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстым в тысяча девятьсот третьем году, но попал в печать он лишь после смерти писателя, спустя долгих восемь лет. В рассказе мы наблюдаем описание реальных событий из жизни старшего брата Льва Николаевича, которого звали Николай. Братья проживали вместе в Казани, тогда они были студентами, писатель услышал эту историю из первых уст.
    Главный герой рассказа – Иван Васильевич, в студенческие годы этот человек был влюблен в Вареньку, блестящую светскую красавицу и дочь воинского начальника. Полковника, о котором говорится в рассказе, звали Пётр Владиславович. Этот человек был статным, высоким, крепким и сильным мужчиной зрелого возраста с сединой на голове, у него были усы и бакенбарды, ласковая улыбка и весёлые глаза.
    На светском балу у губернского предводителя Пётр Владиславович сумел покорить всех присутствующих трогательной мазуркой с Варей, удивляя людей тем, как нежно и мило он любит дочь, этот «старый служака николаевской выправки». На балу Пётр Владиславович вызывает у людей радость, веселье и умиление.
    Однако с утра, после бала, полковник предстаёт перед читателем с совершенно новой стороны. Тогда по долгу службы полковник возглавлял процессию, в которой вели преступника через шпицрутены. Несчастный наказуемый не переставал повторять одну фразу «Братцы, помилосердствуйте», Пётр Владиславович шёл с ним в ногу. Преступника вели два унтер-офицера, они то толкали его вперёд, то тянули на себя, чтобы он не падал. Солдаты колотили преступника палкой по спине, и его спина уже превратилась в кровавое месиво, наказываемый с трудом передвигался. И тут один из солдатиков, малорослый и худой, недостаточно сильно ударил преступника. Блестящий полковник был этому недоволен, заботливый и трогательный отец ударил за это солдатика по лицу замшевой перчаткой и громко ругался, а также требовал подать свежих шпицрутенов. Здесь Пётр Владиславович оказывается совсем другим: это самоуверенный, злой, твёрдый и жестокий человек.
    Мы видим, как сильно полковник Пётр Владиславович различается на балу и после бала, но вот какой из двух полковников настоящий? Даже перечитав рассказ, я не смогла ответить на этот вопрос однозначно. Вывод, который я сделала для себя: полковник был учтивым и воспитанным светским персонажем, он действительно заботливый отец, но при этом фанатично предан своей жестокой работе.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала в рассказе «После бала» читают:
    Сочинение на тему «Детство» Толстого

  • Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника – Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата, и чувство к этой девушке потом угасло. Лев Николаевич воспользовался этой историей для своего рассказа «После бала» через 50 слишнем лет…
    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то танцевал прекрасно, а теперь был грузен, но всё таки ловко прошел два круга. Весь зал следил за каждым движением пары, отец и дочь поразили всех присутствующих на балу, ими восхищались. А на утро после этого прекрасного бала в поле высокий военный в шинели и в фуражке возглавлял шествие из унтер-офицеров, ведя татарина за ружья, они толкали его, били палками. И этот военный был её отец, со своим румяным лицом и белыми усами…
    Удивительно, как человек может изображать совершенно разных людей: прекрасного отца во всех отношениях и без жалостного палача. Я думаю, что полковник делал из себя «хамелеона» ради своей любимой и единственной дочери, чтобы она могла радоваться жизни, думать, что мир прекрасен, и не знать, какие ужасные вещи происходят рядом с ней. Мы не можем судить полковника за его действия, потому что, скорее всего, он выполнял свою службу, военный долг и, наверное, не мог поступить иначе.

  • Каждый рассказ по-своему уникален. Автор закладывает вглубь него свой смысл, который жаждет передать как можно большему количеству людей. Но намного сильнее нас касаются, те строки, что повествуют о реальных событиях. Ведь, читая такое произведение, постоянно думаешь о том, что кто-то пережил все это, что были такие люди, они так говорили и так поступали.
    К таким рассказам можно отнести «После бала» Льва Толстого. Историю, которая легла в основу сюжета, автор услышал, будучи еще студентом, и живя со своими братьями в Казани. Один из братьев – Сергей, был влюблен в дочку воинского начальника. Но, увидев каким строгим был ее отец, стал избегать их дом и напрочь отказался жениться. Воспоминания об этой истории надолго остались в сердце Толстого, так что не удивительно, почему он решил увековечить ее в своем рассказе.
    Вся история делится на две части. В первой мы видим бал, а во второй – жестокое наказание солдата. Эти две части очень отличаются. Даже больше того – они противопоставлены. Если в начале мы восхищаемся торжеством, красками бала, то в конце все эти чувства полностью улетучиваются, так как приходит тоска, горечь, боль.
    Описывая полковника, Толстой постарался сделать его сильным мужчиной, который пользовался всеобщим уважением. Все в его облике говорило о мужестве и стремлении к победе. Он был довольно красивым, высоким. Годы не смогли справиться с его внутренней молодостью. На его груди поблескивали ордена, а крепкая спина и длинные ноги только усиливали его могущество.
    Именно таким и был Иван Васильевич. В первой части рассказа он был центральной фигурой. Его речи влекли окружающих, а изысканные манеры располагали к нему. Интересным был тот момент, когда он танцевал мазурку. С одной стороны – это было немного неуклюже, но та мощь, что была в нем, делала из этого танца нечто сильное.
    Хоть полковник и был строгим и сильны мужчиной, но это не мешало ему заботиться о дочери и проявлять нежные чувства. На балу он нежно обнимал ее, целовал в лоб. Было очень приятно смотреть на них. Было видно, что для них семья очень многое значит.
    Подводя итог первой части, можно смело сказать, что Иван Васильевич был очень милый, добрым и надежным человеком. Все, кто с ним бы не общался, говорили о нем с восторженностью. Он мог подружиться со всяким человеком. Так что никак нельзя было предугадать, насколько может смениться этот образ.
    Итак, что же стало с полковником во второй части? Больше не было того добродушного человека. Нельзя было и подумать, что это тот же милый и добродушный человек, который охотно болтал со всеми на балу и обнимал свою дочь. Его лицо стало каменным и жестким. Его голос был пропитан гневом, что заставляло дрожать от одного лишь слова.
    А все из-за чего. Солдат просто не так сильно, как надо было, опустил палку на красную спину татарина. За это Иван Васильевич начал бить его перчаткой по лицу. А это, как мы все знаем, является сильной оплеухой. Сложно представить какой стыд испытал этот солдат. Здесь мы уже не говорим о полковнике, как о хорошем человеке. Нам становится противно, что мы так о нем думали. В сердце появляется злость к этому человеку.
    Но почему все так произошло? Почему этот человек превратился из порядочного полковника в чудовище? Ответ прост – это общество и его влияние на человека. Ведь нельзя сказать, что Иван Васильевич был не в себе, когда мило вел себя на балу. Он был самим собой. Но тут пришел момент, когда все смотрели именно на него и ждали от него действий. Он сделал то, что от него ожидали, а не то, что он хотел сделать. Толстой показывает нам, как сильно может влиять общество без единого слова. Но главная мысль в том, что мы должны ставить себя не на место полковника, а на место общества. Мы должны следить за тем, чтобы наши действия и наши слова не стали тем двигателем, который будет заставлять хороших людей делать плохие вещи.

  • Повествователем в рассказе Толстого выступает некий Иван Васильевич – молодой человек. Читатель узнает, что он является другом автора, влюбленным в Вареньку Б., полковничью дочь. Собственно говоря, читатель видит происходящие события глазами Ивана Васильевича и получает их в его интерпретации.
    Основное действие рассказа Толстого приурочено к балу. На нем читатель видит полковника и его дочь. Оба красивые, статные, весьма располагающие к себе люди. У Ивана Васильевича даже дух захватывает, как здорово танцуют отец и дочь. Видно, что полковник – светский человек, безумно любящий свою дочь и относящийся к ней с отцовской нежностью. Так завершается первая часть рассказа.

    Что произошло после бала

    Вторая часть – контраст первой. Иван Васильевич видит полковника в иной ситуации – на плацу в окружении солдат. Толстой живописует поистине ужасную сцену наказания шпицрутенами беглого татарина. Его гонят через строй солдат, и каждый должен его ударить по спине как можно сильнее. Татарин просит о помощи, однако полковник остается равнодушен к его мольбам. Наоборот он бьет по лицу солдата, который, по его мнению, слабо ударил татарина.
    При всем это присутствует Иван Васильевич – потенциальный жених полковничьей дочери. Однако полковник Б. нимало не смущается. Он не видит в подобной ситуации ничего страшного и противоестественного. Читатель понимает, что, скорее всего, это не единичный случай и такое случается в армии повсеместно, особенно там, где начальником является такой полковник.
    Конечно, с глаз Ивана Васильевича тут же спадают пелена и флер очарования предыдущего вечера на балу. Он не может понять, как такой приятный во всех отношениях с окружающими человек может оказаться таким несправедливым и жестоким офицером.
    Л.Н.Толстой в рассказе «После бала» в образе полковника показал, насколько иногда люди видят только одну сторону, судя о человеке в целом по его поведению в единичной ситуации. Страшно, что этот человек пользуется всеобщим обожанием и уважением в обществе. Наверняка большинство так никогда и не догадается, насколько полковник Б. двуличен и неоднозначен, насколько страшен и омерзителен. Получается, что его манеры фальшивы и наигранны. Ведь даже выражение лица у полковника на плацу меняется, уже нет той приятности, он страшен.
    В основу рассказа «После бала» легла реальная история, однажды услышанная Толстым.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника. Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник. Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной. Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас. Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг? Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из нас есть человеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный, а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Я прочитала рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
    Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора) , который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
    Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
    Но если бы всё было именно так! На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное, неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
    Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
    Я считаю, что полковник ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата.

  • Главная
    Сочинения по литературе
    Полковник на балу и после бала 3 – сочинение

    Полковник на балу и после бала

    Автор: Толстой Л.Н.
    “У каждого человека три характера:
    тот, который ему приписыывают,
    тот, который он сам себе приписывает;
    и, наконец, тот, который есть в действительности”.
    В.Гюго
    Я прочитала рассказ Л.Н.Толстого “После бала”, в котором автор поднимает очень важную и по сей день тему – двиличие полковника.
    Рассказ ведётся от лица Ивана Васильевича (друга автора), который и стал свидетелем этого человеческого порока. Иван Васильевич влюблён в Вареньку Б. – высокую, стройную, грациозную, с весёлой улыбкой и прелестными блестящими глазами девушку. Отец её – красивый, статный, с румяным лицом и белыми подвижными усами полковник.
    Действия развиваются на балу. Полковник – любящий отец, обучен светским манерам и приятен в общении. Он просто блистает в танце с дочерью. Иван Васильевич любуется и восторгается ими. Его переполняют бушующие в сердце чувства, мир вокруг кажнтся розовым, а жизнь весёлой и беззабтной.
    Но если бы всё было именно так!На следующий день измученный тоской по Вареньке Иван Васильевич становится случайным свидетелем ужасающей картины. Армия солдат во главе с полковником гоняют татарина за побег. Двое солдат держат его ружьями и бью по спине палками. Татарин просит о пощаде, но никто не откликается на его мольбу. Спина провинившегося представляет собой что-то мокрое, красное,неестественное. Но, не обращая внимания на присутствие Ивана Васильевича, полковник избивает одного из солдат по лицу. Ивана Васильевича охватывает ужас.
    Всю ночь он не мог уснуть. Перед глазами всплывала та ужасная картина. Вопросы мучили его. Неужели полковник действительно двуличный, лицемерный и жалкий человечишка? Или, может, он просто исполнял свой воинский долг?
    Я считаю, что полконик ничтожен. Он унизил не только провинившегося татарина, но и побил малосильного солдата. У каждого из насчеловеческое достоинство, и никто не в праве наказывать и унижать человека. Сравнивая поведение полковника на балу и после бала, мы можем твердо сказать, что этот человек двуличен. С дочкой он мягкий и ласковый, с гостями вежливый и обходительный,а с солдатами жестокий и несправедливый.

  • Конспект
    урока по чтению в 8 классе

    Тема: .Ш.Н.
    Толстой «После бала»

    Цель: — способствовать пониманию учащимися нравственных
    понятий,характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к
    человеку, неприятие насилия над личностью;

    — способствовать развитию
    познавательного интереса школьников; — развитие умения анализировать
    литературные образы.

    Оборудование: учебники, интерактивная доска, словарные
    слова и т.д.

    Ход урока

    1.
    Организационный момент:

    Ребята, сегодняшний урок у нас пройдет в присутствии наших
    гостей.

    Давайте мы все встанем и поприветствуем их image004

    II. Введение в тему

    Сегодня у нас обобщающий урок по изучению одного
    из интереснейших произведений русской литературы — рассказа Льва Николаевича
    Толстого «После бала».

    1.   
    Для начала, вспомним биографию Л.Н.Толстого.

    2.   
    — Кто мне скажет когда и где родился Л.Н.Толстой ?

           
    Как звали мать писателя?

           
    К какому роду она принадлежала?

           
    Кто отец Толстого?

           
    А как вы думаете, почему не видно лица матери?

           
    Какое самое яркое воспоминание сохранил писатель о своем детстве?
    — Где учился Лев Николаевич?

           
    Как вы думаете, что изображено на слайде?

    Посмотрите, как выглядела усадьба «Ясная Поляна» при жизни
    писателя и как выглядит сейчас.

           
    А это столовая, где обедал Толстой и его кабинет.

           
    Какой деятельностью занимался Толстой в «Ясной Поляне»?

           
    Почему крестьяне недоверчиво относились к его деятельности?

           
    Как прошли последние дни жизни писателя?

           
    Какие произведения Толстого вы знаете?

    III. Работа
    по теме урока

    2. История создания

    В основе рассказа «После бала» лежит действительное
    событие, о котором

    Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в
    Казани. Его брат Сергей полюбил дочь местного воинского начальника и собирался
    на ней жениться. Но после того как Сергей увидел жестокое наказание, которым командовал
    отец любимой девушки он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать у них
    дома и отказался от мысли о женитьбе. З.Введение в тему

    *        
    Теперь перейдем к самому рассказу Л.Н. Толстого «После бала». image005 Одним из
    главных вопросов, который ставится автором в данном произведении, является
    вопрос:

    *        
    Может ли случай
    изменить жизнь человека?

    К концу урока мы с вами вернемся к этому вопросу и постараемся
    ответить на него.

    -А сейчас, давайте, вспомним главных героев
    рассказа. — Из каких двух частей состоит рассказ «После бала»?

    *        
    Как вы думаете, почему рассказ называется «После бала»?

    4. Анализ события на балу image006 Посмотрите на
    эту картину — Что вы видите на ней?

      А
    где проходил бал?

      Назовите
    день, когда происходило это событие (последний день масленицы) — Кто помнит
    описание бала?

      image007Какие
    чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Прочитайте в учебнике, как
    рассказчик сам описывает свое душевное состояние.

    -Почему он был так счастлив, в восторге? — Давайте
    вспомним, как выглядела Варенька на балу?

    5. Аудио
    чтение

    *        
    Прослушайте отрывок, где дано описание одного из героев
    произведения и постарайтесь определить о ком идет речь?

    *        
    -По прослушанному описанию, каково ваше представление о
    полковнике? Можно ли судить о каких-либо его личностных качествах?

    *        
    Посмотрите на экран

    *        
    Скажите, какой фрагмент рассказа изображен на этой иллюстрации?

    -Каким описывает автор полковника на балу?

    *        
    Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки
    и полковника

    (слайД.Мд8)(чтение
    с экрана)

    *        
    Посмотрите, как об этом говорит сам рассказчик.

    *        
    Давайте еще раз вспомним, каким описывает автор Петра
    Владиславовича и как он выглядит в глазах Ивана Васильевича на балу?

    *        
    Физ. Минутка

    (физ. минутка для глаз в сопровождении
    музыки — Мазурки) Ребята, вам понравилась музыка, которая сейчас прозвучала? А
    знаете, что именно под такую музыку полковник с дочерью танцевали Мазурку на
    балу.

    Мазурка — польский народный танец, название произошло от
    слова «Мазуры». Так называют жителей Мазовии, исторического региона в Польше.

    Анализ события после бала image008 Мы с вами
    обсудили события, происходившие на балу.

    -А каком еще событии говорится в данном рассказе?

    *        
    Дети, обратите внимание на эту картину

    *        
    Что вы видите на ней? — А что в это время делал Петр
    Владиславович? — Какие чувства охватили Ивана Василевича, когда он увидел сцену
    наказания?

    *        
    Посмотрите, ребята, чем били осужденных?

    Словарная
    работа

    Шпицрутены — длинные, гибкие прутья, которыми наносили
    удары, прогоняя осужденных сквозь строй солдат

    (Дети
    произносят это слово)

    *        
    Скажите, как поступил полковник, когда увидел Ивана Васильевича?

    *        
    Как вы думаете, почему он так поступил?

    *        
    Как это событие повлияло на Ивана Васильевича?

    -Почему полковник, как будто любящий отец, оказался
    жестоким по отношению к солдатам?

    -Обратите внимание на то, что после того как Иван
    Васильевич увидел жестокость полковника он изменил свое отношение к Вареньке
    несмотря на прежние чувства к ней.

    *        
    А какие чувства овладели вами?

    Работа у
    доски

    *        
    А теперь у меня для вас небольшое задание. (На доску вешаются
    таблички) Посмотрите еще раз на эти иллострации. Что мы видим на них?

    *        
    Ваша задача разложить слова в два столбика: слева — описание
    полковника на балу, справа — описание полковника после бала

    На балу

    После бала

    Заботливый

    Безжалостный Красивый

    Злобный

    Свежий старик

    Гневный голос

    Танцевал прекрасно Грозно и злобно нахмурился

    Ласковая, радостная улыбка

    Твердая подрагивающая походка

    Ребята, как вы думаете, что больше всего потрясло Ивана
    Васильевича в полковнике?

    -А сейчас вернемся к нашему главному вопросу, который
    прозвучал в начале урока:

    image009 Может
    ли случай изменить жизнь человека? (Ответы Детей)

    Сталкивались ли вы с ситуацией когда, разочаровавшись в
    человеке , вам приходилось менять свое решение или выбор?

    -Давайте еще раз вспомни, из каких двух событий состоит
    рассказ?

    Чем отличается первая часть от второй?

    -Изменилось ли ваше отношение к какому-либо герою и почему?

    1 Как
    называется усадьба Л.Н. Толстого, в котором он прожил большую часть своей
    жизни?

    А) Большие Луки

    Б) Ясная Поляна

    В) Красная Поляна

    2. Действие
    рассказа происходит

    image010

    А)В первый день масленицы

    Б) В последний день масленицы В) В чистый
    понедельник

    З . Кто по
    званию был отец Вареньки?

    А) Капитан

    Б) Майор В) Полковник

    4.  Замысел произведения:

    А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В)
    реальное событие , произошедшее с родственником Толстого

    5.  После бала Иван Васильевич

    А) Уехал домой и лег спать

    Б) Уехал в гости

    В) Уехал домой и там поужинал

    Г) Уехал домой, но не смог уснуть, поэтому пошел
    прогуляться

    6.  За что наказывали солдата в рассказе
    Л.Н. Толстого «После бала»?

    А) За трусость

    Б) За побег

    В) За грубость начальникуimage011

    7.  Что шептал наказуемый татарин, когда
    проходил мимо Ивана Васильевича?

    А) Дядечки, не убивайте. Б) Я не виноват. В) Сынки,
    помилуйте. Г) Братцы, помилосердуйте.

    8.  Чем закончилась история любви Ивана
    Васильевича и Вареньки?

    А) Она его бросила

    Б) Они стали реже встречаться и их любовь сошла на нет.

    В) Они поженились

    Г) Он её
    бросил

    image012

    Предмет: Русская
    литература

    Раздел
    долгосрочного плана:6

    Тема маленького
    человека

    Школа:

    Урок: 2

    Дата:

    Ф.И.О. учителя:

    Класс: 9

    Количество
    присутствующих:

    Количество
    отсутствующих:

    Тема урока

    Л.Толстой «После
    бала». Контраст как основное средство характеристики героев

    Цели обучения,
    которые необходимо достичь на данном уроке (ссылка на учебную программу)

    9.1.2.1–
    понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать
    открытую и скрытую информацию

    9.2.4.1-
    анализировать в произведении эпизоды, важные для

    определения
    конфликта, объяснять связь с другими эпизодами

    Цели урока

    Все
    учащиеся смогут:
    понимать содержание и основную мысль текста, основы
    конфликта рассказа, отвечать на вопросы, различать открытую и скрытую
    информацию в тексте, анализировать эпизоды, объяснять связь с другими
    эпизодами, критически осмысливать

    Большинство
    учащихся смогут:
    определить социальные противоречия в
    рассказе, анализировать  эпизоды, важные для определения конфликта, выявить
    контраст

    Некоторые
    учащиеся смогут:
    объяснять связь с другими эпизодами, показать
    авторское отношение к героям, рассмотреть внутренний монолог героя, передать
    свои рассуждения о двоедушии полковника, выражать свое мнение о проблематике,
    обосновывать

    Критерии    оценивания

    -понимает
    содержание и основную мысль текста, различает открытую информацию, критически
    осмысливает

    -определяет
    тему и идею произведения, различает открытую и скрытую информацию,
    анализирует эпизоды, выявляет контраст

    -рассматривает
    внутренний монолог героя, обосновывает, выражает свое мнение по проблематике

    Языковые  цели

    Учащиеся смогут:
    строить развернутое монологическое высказывание, выражать собственное мнение
    о поступках героев, давать ответы на вопросы, анализируя поступки героев

    Ключевые слова и
    фразы:
    полковник,
    униженный человек. «все по закону», бал, любовь, мазурка, Иван Васильевич,
    чувства

    Терминология: сюжет,
    конфликт, эпизод, случай, персонаж, прототип, контраст

    Полезные фразы
    для диалога/письма:

    Я считаю, что…

    После прочтения….

    После знакомства….

    Прочитав произведение…

    Автор стремился показать…

    Письменные
    подсказки:

    уважаемый Иван Васильевич, обнимал весь мир своей любовью, любовь пошла на
    убыль

    Привитие  ценностей

    Формирование казахстанского патриотизма,
    гражданской ответственности, уважительного отношения к окружающим, высокой
    нравственной позиции

    Межпредметная
    связь

    История,
    русский язык
    , самопознание

    Навыки
    использования ИКТ

    Видеоролики, тексты, презентация

    Предыдущее
    обучение

    Учащиеся знакомы с
    историей создания рассказа, прочитали произведение, владеют навыками
    нахождения информации по заданной проблеме, интерпретации

    План

    Запланированные
    этапы урока

    Запланированная
    деятельность на уроке

    Ресурсы

    Начало урока

    (8 мин)

    2 мин

    1 мин

    2 мин

    1 мин

    2 мин

    1.Организационный
    момент. Приветствие

    2. Создание
    коллаборативной среды

    (Под музыку П.И.Чайковского
    «Вальс цветов»)

     — Дорогие ребята! Пусть этот
    урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

    Представьте себе, что вы
    находитесь в красивой зале, празднично украшенной. Вокруг много людей, они
    вполголоса переговариваются, некоторые пары танцуют вальс. Все спокойны,
    веселы, приветливы.

    3. Деление
    на разноуровневые группы с использованием  приема «Цветные стикеры»

    Участники встают в
    круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветные
    листочки. По команде учителя все открывают глаза. После чего все участники
    должны молча объединиться в группы.

    4.
    Актуализация знаний

    (К) Прием
    «Вопрос-ответ»

    Ответьте на вопросы

    -От чьего имени ведется повествование?

    -Какой прием использует
    Л.Н.Толстой в рассказе?

    -Как вы считаете, чем являлся бал
    для дворянина XIX века?  

    -Какие сюжетные
    моменты сопоставлены контрастно?  

    -Как вы
    понимаете слово экзекуция?  

    Формативное
    оценивание:  наблюдение учителя  «Словесное оценивание»
                                                                                                                  

    5. Работа
    с эпиграфом

    Не бойся
    своих друзей: в худшем случае они могут тебя предать.

    Не бойся
    своих врагов: в худшем случае они могут тебя убить –

    Бойся
    равнодушных: только с их молчаливого согласия рождаются на земле
    предательства и убийства.

    Л.Н.Толстой

    — Как вы понимаете эти слова?

    — О чем хотел сказать автор?

    -Итак, сегодня
    на уроке мы поговорим о человеческих качествах, которые обнаруживаются в
    определенных ситуациях

    -Каких целей мы должны достичь на уроке?

    6.(Г)Определение
    целей урока, совместное формулирование критериев оценивания

    https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

    Прием «Цветные стикеры»

    Прием «Вопрос-ответ»

    Слайд с

    эпиграфом

    Середина урока

    (27 мин)

    2 мин

    7 мин

    5 мин

    2 мин

    7 мин

    3 мин

    1 мин

    Цель: понимание
    и ответы на вопросы

    Уровни
    мыслительных навыков

    Критерии
    оценивания

    Дескрипторы

    Понимание

    Понимает
    содержание и основную мысль произведения

    понимает
    содержание повествования

    объясняет
    связь с другими эпизодами

    Применение

    Различает
    открытую и скрытую информацию,

    критически
    осмысливает

    участвует
    в обсуждении

    выявляет
    контраст

    Оценка

    Дает
    аргументированный ответ на проблемный вопрос

    строит развернутое монологическое высказывание

    выражает собственное мнение о поступках героев

    аргументирует
    свой ответ примерами из текста

    Дифференцированное
    задание

    Задание для 1
    группы. Стратегия «Цветопись». В рассказе найдите ответ на вопрос: Какие
    чувства олицетворяет белый цвет? (
    Снова появляется
    белый
     цвет, но
    теперь он олицетворяет совсем иные чувства. На фоне черных людей белый оскал
    выглядит особенно ужасным. Контраст помог писателю создать эмоциональную
    атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя).
     

    Задание для 2
    группы
    .
    Заполните таблицу «Дневник контраста». Используйте информацию из текста

    Двоедушие героя

    Полковник во
    время бала

    Полковник во время
    казни

    Отец Вареньки
    был очень красивым, статным, высоким и свежим стариком.

    Лицо у него
    было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми бакенбардами,
    ласковая, радостная улыбка, блестящие глаза.

    Сложен он был
    прекрасно, грудь украшена орденами, сильные плечи, длинные стройные ноги

    Шёл твёрдой
    подрагивающей походкой высокий военный, с румяным лицом и белыми
    бакенбардами, статная фигура, гневный голос. «Я тебе помажу. Будешь мазать,
    будешь?»

    Сильная рука в
    замшевой перчатке; бил по лицу;

    Подать свежих
    шпицрутенеров! – крикнул он.
    Злобно нахмурившись, поспешно
    отвернулся

    Бойко
    танцевал, сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги, танцевал
    прекрасно

    Задание для 3
    группы.  Прием  «До и после».
    Заполните таблицу «Настроения Ивана
    Васильевича во время бала и после бала»

    Настроение,
    чувства во время бала

    Настроение,
    чувства после бала

    Я испытывал
    счастье; в моей душе была любовь к Вареньке; был пьян любовью; у меня в
    руке было её пёрышко от веера и целая её перчатка, я смотрел на эти вещи не
    закрывая глаз; восторг и благодарность; счастье моё всё росло и росло всё
    было мило и значительно

    Мне
    было до такой степени стыдно, как будто я уличён в самом постыдном поступке,
    я опустил глаза и поторопился вернуться домой.

    В душе
    у меня всё пело; смотрел с умилением; восторженное чувство.

    А
    между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска,
    такая, что несколько раз останавливался и мне казалось меня вырвет всем тем
    ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Я не помню, как добрался
    домой, лёг, стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил

    Мне
    было до такой степени стыдно, как будто я уличён в самом постыдном
    поступке, я опустил глаза и поторопился вернуться домой.

    Разминка
    «Африканский дождь»

    (К) Прием
    «Вопрос-ответ»

    -Как вы считаете, какой художественный
    прием использовал автор в композиции рассказа?

    Почему Л.Н.Толстой
    назвал свое произведение «После бала», а не «Бал», известно, что описание
    бала занимает значительнейшую часть произведения?

    -Назовите,в какой
    период времени происходят события в рассказе «После бала»?
          

    -Почему
     Иван Васильевич не поступил на военную службу?

    -Как
    вы можете объяснить поведение отца Вареньки после бала — его характером или
    порядками в тогдашней армии?

    -Как
    вы считаете, чего достигает в рассказе писатель композицией, контрастом
    событий?

    Взаимооценивание:
    прием «Сэндвич»

     Отметьте
    наиболее положительную сторону работы, — это «хлеб» в нашем
    «бутерброде». Всем известно, что очень приятно слышать похвалу в
    начале диалога-оценивания и в конце, чтобы от комментария остались приятные
    воспоминания. Начинкой «бутерброда» могут служить следующие
    выражения: совет/вопрос/уточнение, которые позволят улучшить результат обучения.

    Цель: анализ и
    интерпретация текста

    (Г). Дифференцированное
    задание

    Учащиеся,
    работая в группах, систематизируют знания по прочитанному тексту «После бала»
    с использованием стратегии «Ромашка Блума».

    hello_html_m57df3ed.jpg

    Группа А-простые, уточняющие вопросы                                                            -Как зовут  рассказчика?                                                                      
    —Изменилась ли жизнь рассказчика после случая?

    Группа В-интерпретационные, творческие
    вопросы                                                      
    -Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?                                       Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к
    злу,  совершенному её отцом? Почему?
                      
                                                                 
     Группа С-практические, оценочные вопросы                                                       
    -Как бы вы
    поступили на месте рассказчика?
                                                           
       
    -По какому «закону»  живет полковник? 

                                                                                                                                                         
    Вернёмся к эпиграфу нашего урока.

    Не бойся своих друзей: в худшем случае
    они могут тебя предать.

    Не бойся своих врагов: в худшем случае
    они могут тебя убить –

    Бойся равнодушных: только с их
    молчаливого согласия рождаются на земле предательства и убийства.

    -Что хотел донести до нас Л.Н. Толстой?  

    Дескрипторы

    понимает
    основную мысль и содержание рассказа

    -анализирует эпизоды важные для
    определения конфликта

    -выявляет конфликт

    -высказывает свое мнение

    -оценивает поступок героя

    Формативное оценивание «Две звезды и
    одно пожелание»

    Флипчарты Маркеры

    Русская литература

    Часть 1 Автор: З.К.Сабитова изд.
    Алматы «Мектеп», 2019  

    стр. 195

    Конец урока

    (5 мин)

    3 мин

    2 мин

    Рефлексия.
    Стратегия «Попс
    -формула»

    Я считаю…

    Потому что…

    Я могу это доказать примером…

    Поэтому я
    считаю…                                                                                         
    Домашнее
    задание по выбору:

    1.    Написать
    сочинение-миниатюру «Не было бы добрых людей, жизнь бы остановилась»

    2.   
    Напишите
    письмо Вареньке, используя стратегию «РАФТ»

    Роль-Иван
    Васильевич

    Аудитория-Варенька

    Форма-Письмо

    Тема-Оправдывает
    ли Варенька поведение отца?

    3.    Напишите
    эссе на тему «Есть иной закон, который «написан в сердце каждого человека:
    любовь к ближнему, жалость к нему, ужас перед убийством и мучительством
    братьев» (100-150 слов)

    Дополнительная
    информация

    Дифференциация –
    как вы будете предоставлять поддержку? Какие задания вы даете более способным
    учащимся  по сравнению с другими?

    Оценивание – как
    Вы планируете проверять уровень освоения  материала учащимися?

    Охрана здоровья
    и соблюдение техники безопасности

    ·                   
    Для
    достижения целей обучения на уроке активно используется дифференцированный
    подход. Дифференциация применяется на всех этапах урока. Начало урока:
    дифференциация по классификации (опережающее задание дано более успешным
    учащимся, которые затем делятся своей информацией с остальными обучающимися).
    Середина урока: дифференциация по оцениванию и дифференциация по заключению. 
    При выполнении групповых и парных заданий с целью поддержки учащихся
    одноклассниками и учителем.

    Домашнее задание также
    предлагается учащимся на выбор с учетом их потребностей

    С целью определения уровня
    обученности учащихся, выявления затруднений и оказания поддержки для
    дальнейшего продвижения в учебном процессе в течение урока применяются
    следующие приемы формативного  оценивания:

    ·                   
    Взаимооценивание
    по стратегии «Сэндвич»

    ·                   
    Наблюдение
    учителя  «Словесное оценивание»

    Проведение физминутки в середине
    урока способствует сохранению здоровья учеников

    На чтение 8 мин. Просмотров 114 Опубликовано

    Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

    posle-bala-glavnye-geroi-45287.jpg

    Краткая характеристика героев «После бала»

    Главные герои

    Иван Васильевич

    В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

    Полковник Пётр Владиславович

    Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

    Варенька

    Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

    </tr></table>

    Второстепенные персонажи

    Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

    </tr></table>

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 10

      В каком году было создано произведение Толстого «После бала»?</h3>

      • <label>1903</label>
      • <label>1907</label>
      • <label>1911</label>
      • <label>1915</label>

    (новая вкладка)

    «После бала» главные герои рассказа Льва Толстого представители 19 века.

    «После бала» главные герои

    Иван Васильевич — от его имени ведется повествование, главный герой.  Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свою жизнь, отказавшись от военной карьеры.

    Варенька — девушка, в которую был влюблен Иван Васильевич. У нее было худощавое тело, но при этом девушка имела царственный вид, всегда держалась величественно. Когда улыбалась, улыбались и ее глаза. Поклонников у нее было предостаточно, но нравился ей лишь Иван Васильевич.

    «высокая, стройная, грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза.»

    Петр Владиславович — отец Вареньки. Занимал пост военного начальника.

    Полковник был очень красивый, статный, высокий и крепкий человек лет пятидесяти. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Он был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

     В танце он был грациозным и, когда он танцевал с дочерью, все не могли отвести от них взгляды. Он был обходительным, внимательным. Обут был в старые сапоги, так как, экономил онна себе, чтобы дочери больше покупать новых платьев.

    После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

    Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль».

    Содержание:

    История создания и идея

    В произведении «После бала» Лев Толстой изобразил реальный случай. История рассказана Иваном Васильевичем, бывшим студентом военного училища. Таким студентом был некогда родной брат писателя — Сергей Николаевич. Любовь к юной особе цвела в его сердце до тех пор, пока он не узнал истинную природу отца возлюбленной, который в действительности оказался немилосердным и даже жестоким начальником.

    Жестокость человека, который ранее казался достойным своего звания и положения, потрясла Сергея Николаевича Толстого. Вследствие увиденного у брата писателя в сердце полностью умерла любовь к молодой и очень образованной девушке. Увидев нрав отца, он понял, что девушке привиты те же ценности, точнее, отсутствие ценностей.

    Высокопоставленные люди уважают только статус и силу. А общество, где нет нравственных ценностей, а есть только право власти сильного над слабым, обречено. Стать родственником этого семейства Сергей Николаевич не захотел.

    Об этом случае он рассказал Льву Николаевичу. А тот облек эмоции брата в прекрасный рассказ на философско-этическую тему.

    Основные герои повести

    В рассказе три главных героя. Основной персонаж — Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование. Второй герой — полковник Б., и третий — дочь полковника, в которую влюблен рассказчик.

    Персонажи произведения у Толстого раскрываются так:

    1. Сам рассказчик — Иван. Он описывает себя молодым студентом, который учится в военном училище и часто гуляет с друзьями, ходит танцевать на балы. Автор намекает, что этот персонаж еще юн, в нем много ветрености. Он мало понимает свой будущий путь. Но в нем есть и любовь к людям, и прощение.
    2. Варенька — дочь полковника. Девушка мало участвует в сюжете. Она представлена как красивая и воспитанная девушка. За ней ухаживает много представительных юношей. В ней есть шарм и ум, ее статус тоже высок. Все хотят жениться на ней. Образ Вареньки на балу отпечатался в воспоминаниях рассказчика. Иван Васильевич всю ночь не мог заснуть от счастья, которое подарил ему бал и эта девушка.
    3. Полковник Б. По сюжету вечером он проводит время с семьей на балу. В высшем свете Петр Владиславович — элегантный, воспитанный мужчина, хороший танцор. С людьми своего круга полковник ведет себя приветливо и достойно.

    Есть еще один герой в рассказе — беглый солдат Татарин. За побег его проводят вдоль строя, и каждый служащий армии должен его ударить. Ударить можно символично, а можно со всей злостью и беспощадностью.

    Татарин уже изрядно избит и просит своих сослуживцев помилосердствовать, смягчить удары.

    Полковник же требует от солдат бить палками со всей силы — в его душе нет ни капли сострадания к нарушителю.

    Анализ произведения

    Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

    Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

    Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

    1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
    2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
    3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

    Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

    Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность. Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа. Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

    Задумка Льва Толстого в рассказе «После бала» заключается в донесении до читателя этой глубокой идеи: жить надо осознанно, согласно высшим нормам морали. Ведь никогда не поздно сойти с неверного пути.

    Еще тесты

    Читайте также

    Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

    Используемые источники:

    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/posle-bala/glavnye-geroi-harakteristika.html
    • https://kratkoe.com/posle-bala-glavnyie-geroi/
    • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-posle-bala.html

    Класс: 8.

    Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.

    I. Образовательно-развивающие цели:

    1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;

    1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;

    1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;

    1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.

    II. Воспитательная цель:

    Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.

    Эпиграф к уроку: «Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Баллы, время

    Деятельность учащихся

    I.

    Организационный момент.

    — Добрый день, ребята! Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

    — с каким разделом работали?

    — с каким автором и произведением  работали?

    —  с какой работой нам предстоит работать?

    — наше занятие будет практическим, на партах у вас листы самооценивания в них выбудете оценивать свою работу в баллах.

    -Заявка на оценку (на доске мелом)

    -Ребята, напишите в тетради ту оценку, которую вы желаете получить на уроке.

    Заявка на оценку:

    Гений — более

    “5”

    “4”

    “3”

    1 мин

    Д/з: -прочитать

    -отметить цитаты в тексте (жизнь И.В., И.В.и полковник на балу и после бала, портрет Вареньки и солдата)

    -составить противоречия (по карточке №4)

    -устно ответить на вопрос “Чья позиция ближе и почему?”

    II.

    Актуализация знаний.

    2.1.

    Слайд №1

    Тема нашего урока Композиционные особенности рассказа Л.Толстого “После бала”

    -Раскройте содержание понятиярассказ: назовите родовые и видовые признаки.

    1мин

    1. 1 балл

    Родовые признаки: литературный жанр

    Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

    Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

    2.2.

    -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения (см. карточку №1)

    2 мин

    1. 3 балла

    Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

    А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

    Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

    2.3.

    -Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы они с наибольшей силой воздействовали на читателя. В этом помогает ему композиция произведения.

    2 мин

    -Что понимается под композицией произведения?

    3) 1 балл

    -Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

    -Каковы свойства и виды композиции?

    4) 2 балла

    -Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

    “Мексиканец”

    Джек Лондон

    Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

    “Лоскутное одеяло”

    Евгений Носов

    Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

    “Бородино”

    М.Лермонтов

    Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

    Слайд №2

    -какие цели и задачи на урок поставим?

    -Сегодня мы попытаемся выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала” — это и будет целью нашего урока.

    “Конная артиллерия –

    марш-марш!” Валентин П-и-куль

    Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

    выявить композиционные особенности рассказа Толстого “После бала”

    III.

    Работа по теме урока

    3.1.

    Фронтальная беседа

    -Обратимся к рассказу

    7 мин

    -Каким образом в рассказе ведётся повествование?

    5) 1 балл

    — Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

    -Что представляет собой построение данного рассказа?

    6) 1 балл

    -Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

    -Можно ли разделить этот рассказ на части? Если да, то на какие?

    7) 1 балл

    -Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

    — Почему рассказ “После бала” условно делится на части?

    8) 1 балл

    -Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

    -Почему писатель назвал рассказ “После бала”?

    9) 1 балл

    -События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

    -Как доказать, что молодость Ивана Васильевича проходила в праздности и веселье?

    Приведите цитату из текста.

    10) 1 балл

    -“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

    -Почему Иван Васильевич посетил бал губернатора?

    11) 1 балл

    -На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

    -Найдите портретную характеристику Вареньки в тексте.

    12) 1 балл

    -“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

    -“…царственный вид”

    -“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

    -На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

    -Найдите в тексте противоположность портретной характеристике Вареньки?

    13) 1 балл

    -Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

    -Приведите цитаты из текста.

    14) 1 балл

    “…что-то страшное…”

    “…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

     Физ.мин. для глаз

    Включаю

    -На кого из них вам приятнее смотреть?

    15)1 балл

    “…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

    “Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

    — Найдите еще пару противоположных образов в рассказе (как звали полковника доп.балл)!

    16) 1 балл

    -Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

    IV.

    4.1.

    Слайд №3

    Индивидуальный труд

    Задание:

    -Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее. При ответе используйте карточку №2. Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    9 мин

    Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

    (таблица приложение 1)

    4.2.

    Простая кооперация.

    Обсуждение в группах

    № 3. 6 4 2

    № 4. 5 3 1

    5 мин

    1 группа – внешность, возраст

    2 группа – соц.статус, материальное положение

    3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

    5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

    4.3.Слайд № 4

    Сложная кооперация

    Выступление от групп

    -№ 5.Какой персонаж вам нравится? Почему?

    -Чья позиция ближе? Почему?

    10 мин

    17) 1-2 балла

    11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

    Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

    4.4.

    Самооценивание

    1 мин

    V.

    5.1.

    Итог урока

    -Итак, мы выяснили, что рассказ Толстого “После бала” построенпри помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

    5 мин

    -Как называется такой стилистический приём в литературе?

    18) 1 балл

    -Антитеза

    Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

    -Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

    -Что представляет собой антитеза?

    19) 1 балл

    -Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

    -Если столько противоположностей в рассказе, какое противоречие закладывает автор в содержание рассказа? № 6 Дома вы сформулировали наиболее яркие противоречия, озвучьте, пожалуйста.

    20) 3 балла

    Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

    Выбор между добром и злом!

    Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
    к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
     сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

    -Каким образом Толстой разрешает данное противоречие?

    21) 1 балл

    Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

    Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

    -Как вы разрешили бы данное противоречие?

    22) 1 балл

    -Итак, подведем итог: какие композиционные особенности мы выявили в данном произведении Л.Толстого?

    -На следующем уроке мы продолжим анализировать рассказ. Рассмотрим подробно авторскую позицию, идейное содержание произведения Толстого.

    23) 1 балл

    -Рамочная композиция, антитеза.

    VI.

    Слайд№5

    Домашнее задание:.

     Напишите рассказ- предположение “Что было бы, если И. В. женился на Вареньке и пошел на военную службу?”

    1 мин

    Запись в тетради

    VII.

    Оценивание в соответствии с заявкой на оценку.

    1 мин

    Считают баллы, самооценивание.

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения.

    № 5. — Выступление от групп

    №3. 6 4 2        3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала,

    № 4.  5 3 1

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    № 2. Заполните таблицу. Сравните Ивана Васильевича и полковника, выявив особенное и общее.

     Подкрепите свои ответы цитатами из текста.

    № 6. Д,з составить противоречия .

    №1. -Как доказать, что произведение Толстого “После бала” является рассказом? Ответьте на вопрос в форме умозаключения

    Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

    Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

    -Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

    Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

    Родовые признаки: литературный жанр

    Видовые признаки: небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

    Рассказ-это литературный жанр небольшого по объёму прозаического произведения, содержащего повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя.

    Поскольку небольшое по объёму прозаическое произведение, содержащее повествование об одном или нескольких эпизодах из жизни героя называется рассказом,

    А произведение Л.Толстого “После бала” имеет небольшой объём, содержит повествование о нескольких эпизодах из жизни Ивана Васильевича,

    Следовательно, произведение Л.Толстого “После бала” является рассказом.

    -Композиция – это особенности построение художественного произведения, взаимосвязанные с его идеей, предназначением, содержанием, характером и прочими компонентами. Но это не значит, что все части произведения выстроены в строгой последовательности. Поэтому можно говорить о том, что существуют композиционные особенности в построении произведения.

    -Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, рамочной.

    Линейная (такое построение повествования, при котором завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом).

    Обратная (такое построение повествования, при котором произведение начинается с развязки).

    Кольцевая (такое построение повествования, при котором произведение заканчивается тем же, чем оно началось).

    Рамочная (такое построение повествования, при котором объединяются два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт – рассказ в рассказе).

    — Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь, заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

    -Рассказ как бы вставлен в “раму” – это краткое вступление, из которого мы узнаем о повествователе; и заключение, из которого мы узнаём, как сложилась жизнь рассказчика. Повествование построено по принципу “рассказ в рассказе”. Данное построение называется рамочной композицией.

    -Рассказ состоит из двух частей: бал и после бала.

    -Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов. Первая часть – бал – “веселая, чудесная, счастливая”. Вторая часть – после бала – производит абсолютно противоположное по силе впечатление.

    -События, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии, да и “любовь к Вареньке сошла на нет”.

    -“…были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Главное же моё удовольствие составляли вечера и балы”.

    -На этом же балу была его возлюбленная, Варенька, дочь полковника Петра Владиславовича.

    -“…высока, стройная, грациозная и величественная…”

    -“…царственный вид”

    -“но ласковая, всегда весёлая улыбка”

    -На балу “Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках…и в белых атласных башмачках”.

    -Портретная характеристика Вареньки противопоставлена наказываемому беглому солдату-татарину: как самое сильное и приятное впечатление от бала связано с Варенькой, так самое сильное ужасающее впечатление связано с моментом после бала.

    “…что-то страшное…”

    “…оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”

    “…сморщенное от страдания лицо…оскаливая белые зубы”

    “Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.

    -Иван Васильевич и полковник (Петр Владиславович)!

    Сравнительная характеристика Ивана Васильевича и полковника

    (таблица приложение 1)

    1 группа – внешность, возраст

    2 группа – соц.статус, материальное положение

    3,4 группа – поведение и внешние проявления чувств на балу и после бала

    5,6 группа – черты характера, отношение к Вареньке

    11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

    Вывод: рассказ Толстого построен при помощи контрастного изображения персонажей, явлений.

    -Антитеза

    Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

    -Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

    -Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление контрастных или противоположных понятий и образов.

    Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).

    Выбор между добром и злом!

    Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению
    к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца;
     сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

    Герой не идет на службу, не встречается с Варенькой, он не может и не хочет быть таким, как полковник. 11. В отличие от жизни отца Вареньки, который и далее продолжал служить в чине полковника, жизнь Ивана Васильевича изменилась после сцены наказания.

    Толстой свои мысли вкладывает в уста героя. Применяет прием антитезы.

  • Тема рассказа прощание с другом
  • Тема рассказа повести белкина
  • Тема рассказа под одной крышей солоухин
  • Тема рассказа певцы тургенева
  • Тема рассказа песчаная учительница