Отзыв о рассказе Солоухина «Под одной крышей»
Главные герои рассказа Владимира Солоухина «Под одной крышей» — две семьи, живущие в деревенском пятистенном доме, на отдельных половинах. Одна семья, муж с женой и дети, переехала в деревню из города, а другая семья, женщина сорока пяти лет и ее восьмидесятилетний отец, были из местных. Женщина эта, которую деревенские жители звали Нюшкой, имела неуживчивый характер и своего пожилого отца заставила жить в сенях и питаться отдельно.
В деревне, где происходили описываемые события, была одна неприятная традиция – жители выливали помои прямо на дорогу перед домом. Нюшка однажды тоже решила придерживаться этой традиции, но, поскольку дом стоял на окраине, и дороги перед ним не было, она стала выливать помои на зеленую лужайку перед домом.
Городская семья, которая уже привыкла использовать лужайку для отдыха на свежем воздухе, несколько дней с тревогой наблюдали за действиями Нюшки. Они обращались к ее отцу с просьбой уговорить женщину перенести помойку в другое место, но тот отказался говорить с дочерью на эту тему.
Когда на лужайке стали роиться мухи, городские сами отправились к Нюшке. Они рассказали ей о вреде инфекций, и попросили перестать выливать помои на лужайку. Но Нюшка заняла агрессивную позицию по отношению к соседям. Она с руганью выгнала их, а на следующий день принялась распространять по деревне слухи, что городские хотят выжить ее из дома и занять его целиком.
Чтобы хоть как-то обезопасить место скопления помоев, городские опрыскали его дустом, но в этот день, как назло, у Нюшки околел петух, и она решила, что в его смерти виноваты соседи. Через некоторое время она отомстила городским, убив палкой их котенка.
После гибели котенка у городских состоялся тяжелый разговор. Жена требовала у мужа, чтобы он застрелил собаку Нюшки. Но муж понимал, что такой поступок вызовет настоящую войну со скандальной соседкой. Поэтому он предложил действовать другим способом. Муж с большим трудом уговорил жену отнести Нюшке в подарок пачку дрожжей.
После того, как Нюшке был вручен подарок, ее отношение к соседям резко изменилось. Через некоторое время она явилась к ним и принесла полное решето репчатого лука. И хотя неприятные ситуации с Нюшкой случались и дальше, муж навсегда запомнил сияющие глаза жены, когда та вернулась домой после примирения с соседкой.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Солоухина «Под одной крышей» заключается в том, что добро сильнее зла. По вине скандальной женщины между двумя соседними семьями начал разгораться конфликт. Но глава городской семьи сумел найти решение, погасившее этот конфликт в зародыше.
Рассказ Солоухина «Под одной крышей» учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
Красной нитью в рассказе проходит мысль о том, что ступив на тропу войны, мира не жди. Только миролюбивые действия приведут к успеху. Только переговоры продвинут дело вперед.
В рассказе мне понравился глава городского семейства, который сумел сохранить мирные отношения между двумя соседствующими семьями. Глава городского семейства все обдумал, все взвесил и принял правильное решение.
Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Под одной крышей»?
Раздор зло творит.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Сочинения по рассказу «Под одной крышей» В. Солоухина
Рассказ Владимира Солоухина «Под одной крышей», написанный в 1966 году, учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
О чем рассказ Солоухина – сюжет
Главные герои рассказа Владимира Солоухина «Под одной крышей» — две семьи, живущие в деревенском пятистенном доме, на отдельных половинах.
Одна семья, муж с женой и дети, переехала в деревню из города, а другая семья, женщина сорока пяти лет и ее восьмидесятилетний отец, были из местных. Женщина эта, которую деревенские жители звали Нюшкой, имела неуживчивый характер и своего пожилого отца заставила жить в сенях и питаться отдельно.
В деревне, где происходили описываемые события, была одна неприятная традиция – жители выливали помои прямо на дорогу перед домом. Нюшка однажды тоже решила придерживаться этой традиции, но, поскольку дом стоял на окраине, и дороги перед ним не было, она стала выливать помои на зеленую лужайку перед домом.
Городская семья, которая уже привыкла использовать лужайку для отдыха на свежем воздухе, несколько дней с тревогой наблюдали за действиями Нюшки. Они обращались к ее отцу с просьбой уговорить женщину перенести помойку в другое место, но тот отказался говорить с дочерью на эту тему.
Когда на лужайке стали роиться мухи, городские сами отправились к Нюшке. Они рассказали ей о вреде инфекций, и попросили перестать выливать помои на лужайку. Но Нюшка заняла агрессивную позицию по отношению к соседям.
Она с руганью выгнала их, а на следующий день принялась распространять по деревне слухи, что городские хотят выжить ее из дома и занять его целиком.
Чтобы хоть как-то обезопасить место скопления помоев, городские опрыскали его дустом, но в этот день, как назло, у Нюшки околел петух, и она решила, что в его смерти виноваты соседи. Через некоторое время она отомстила городским, убив палкой их котенка.
После гибели котенка у городских состоялся тяжелый разговор. Жена требовала у мужа, чтобы он застрелил собаку Нюшки. Но муж понимал, что такой поступок вызовет настоящую войну со скандальной соседкой. Поэтому он предложил действовать другим способом. Муж с большим трудом уговорил жену отнести Нюшке в подарок пачку дрожжей.
После того, как Нюшке был вручен подарок, ее отношение к соседям резко изменилось. Через некоторое время она явилась к ним и принесла полное решето репчатого лука. И хотя неприятные ситуации с Нюшкой случались и дальше, муж навсегда запомнил сияющие глаза жены, когда та вернулась домой после примирения с соседкой.
Главная мысль рассказа Солоухина «Под одной крышей» заключается в том, что добро сильнее зла. По вине скандальной женщины между двумя соседними семьями начал разгораться конфликт. Но глава городской семьи сумел найти решение, погасившее этот конфликт в зародыше.
Красной нитью в рассказе проходит мысль о том, что ступив на тропу войны, мира не жди. Только миролюбивые действия приведут к успеху. Только переговоры продвинут дело вперед.
В рассказе мне понравился глава городского семейства, который сумел сохранить мирные отношения между двумя соседствующими семьями. Глава городского семейства все обдумал, все взвесил и принял правильное решение.
Сочинение Любовь к Родине (Под одной крышей)
Что помогает воспитывать в человеке любовь к родине? Именно этот вопрос составляет проблематику текста В.А. Солоухина.
Автор повествует о том, что патриотизм – сложное чувство, которое складывается из родной культуры и истории, из прошлого и будущего народа. Одно из первых мест в этом сложном чувстве занимает любовь к родной природе. Для каждого человека милее тот край, в котором он родился и вырос. Кто-то любит горы, кто-то – степь, а кто-то – море.
Но все люди чувствуют любовь к чему-то общему, что зовется родной природой. Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что любовь к природе является важной составляющей патриотизма. Это чувство, может быть, является одним из самых сильных чувств на свете.
Кроме того, автор рассказывает о И.С. Соколове-Микитове – замечательном русском писателе. Этот человек прожил богатую и долгую жизнь, а свои последние двадцать лет провел на краю леса в простом бревенчатом домике. Из охотника он превратился во внимательного наблюдателя, в нем проснулось воистину сыновнее отношение к русской природе.
Именно в эти годы Соколов-Микитов пишет свои лучшие произведений о родной русской земле. Так В.А. Солоухин говорит нам о том, что чувство любви к природе и к Родине не стихийно, ее воспитывают в нас великие учителя, писатели, художники и музыканты, с произведениями которых мы знакомимся с детства.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что же формирует в человеке любовь к родной земле.
Автор считает, что чувство патриотизма, человечность и доброту воспитывают знание природы и любовь к ней. Само воспитание происходит через произведения великих деятелей культуры, например, Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
С мнением В.А. Солоухина трудно не согласиться, так как, действительно, с детства люди привыкают к сочетанию слов «любовь к Родине», но осознание этого чувства приходит гораздо позже, после ознакомления с произведениями писателей и художников, после осознания любви к окружающему миру.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно понять, что помогает воспитывать в человеке патриотизм. Воспитателями являются любовь к природе, а также великие деятели культуры: писатели, художники и музыканты.
Сочинение Что такое доброта?
По рассказу В. Солоухина «Под одной крышей»
Доброта — нравственная категория людей, которой должен обладать каждый из нас. Это умение сострадать, заботиться и бескорыстно помогать не только людям, но и любому живому существу.
Я думаю, что доброта живет в душе человека с самого рождения, но некоторые просто не умеют показывать этого чувства. Но вдруг неожиданный случай — и душа распахивается, даря добро, улыбку и надежду. Размышляя об этом, я хочу обратиться к отрывку рассказа В. Солоухина «Под одной крышей».
На птичьем рынке мы видим девочку, которая отдаёт маленького котенка главным героям произведения. Перед нами предстает совсем маленький человечек, наполненный добротой.
Девочка не может оставить себе маленького питомца, поэтому осознанно подбирает новых хозяев. Она в ответе за маленькое беспомощное существо. Только убедившись в искренности новых хозяев, героиня отдаёт котёнка в новые руки.
Ещё один пример можно привести из нашей жизни. Часто мы даже не задумываемся о том, насколько душевные люди живут рядом с нами. Каждое утро я наблюдаю такую картину: во двор нашего дома выходит пожилая женщина, в руках у неё корзина. Она присаживается на краешек скамейки, и откуда ни возьмись к ней подходят несколько бездомных кошек.
Старушка достаёт приготовленные контейнеры с едой и кормит обездоленных животных. Это происходит ежедневно. Независимо от того, какая погода стоит на улице. Глядя на эту пожилую женщину, понимаешь, что доброта никогда не покинет этот мир.
Я думаю, что доброта, которая живет в нас с детства, должна проявляться с удвоенной силой именно в такие моменты, когда окружающим тебя людям необходима помощь. Тогда мир наполнится счастьем и гармонией.
Для ссоры нужны двое (Под одной крышей)
В жизни человека важнейшее значение имеет собственный дом. Это не просто жилище, это обитель покоя и счастья, место, где нас окружают дорогие нам люди, и наше душевное состояние зависит от того, все ли в нем в порядке.
Когда же в доме поселяются непонимание и разлад, слышатся громкие голоса, крик, тогда дом превращается в чуждое для нас место. Однако какой бы серьезной ссора не была, каким бы ни был для нее повод, конфликт всегда можно уладить, стоит лишь сделать шаг к примирению, пойти на компромисс.
Как мне кажется, эту проблему можно и вовсе предотвратить, нужно просто не идти на поводу зачинщика спора и не являться им самим, ведь если к ссоре стремится лишь один человек, то она попросту невозможна. Данную мысль можно обосновать, обратившись к художественной литературе.
Например, в произведении В. Солоухина “Под одной крышей” мы видим конфликтную ситуацию между соседями. Герой рассказа и его жена ведут размеренную жизнь до тех пор, пока однажды соседка Нюшка не начинает сливать отходы под окном молодой семьи.
Супруги идут к соседке и просят перестать, но та выгоняет их из комнаты, а на следующий день распускает слухи о бесчеловечности соседей. Это вносит разлад в дом, который портит всем настроение.
В итоге все доходит до того, что Нюшка забивает до смерти котенка, принадлежащего семье, и жена героя решает отомстить соседке. Однако муж не согласен и предлагает отнести Нюшке дрожжи, объясняя это тем, что дальнейшие перепалки могут привести к необратимым последствиям.
В конце концов жена соглашается и относит дрожжи Нюшке, и обе плачут на плечах друг друга, прощая все обиды. Конфликт разрешается. Решение мужа помогло остановить тот ком ссоры, который мог разрушить не только отношения соседей, но и спокойную жизнь. Не дав жене пойти на поводу, герой спасает положение.
Читайте также: Моя лучшая подруга – сочинения для 5–8 классов.
Владимир Солоухин своим рассказом учит читателей разрешать любую конфликтную ситуацию миром, и не вестись на провокации скандального человека. Ответные действия будут приводить лишь к дальнейшему скандалу.
Краткое содержание Под одной крышей Солоухина для читательского дневника
События рассказа Владимира Солоухина «Под одной крышей» разворачиваются между несколькими главными героями – двумя семьями, которые живут в обычном деревенском доме на двух хозяев. Повествование рассказа ведётся от лица мужа одной из героинь, которые проживают на одной половине дома с детьми. Данная семья, супруг, жена и дети, совсем недавно переехали из города жить в деревню. Вторая семья, женщина Нюша и её отец, были местными жителями. Мужа Нюши убили на войне, именно это оставило печать на её сложный характер. Со своим отцом она постоянно ссорилась, говорила, что её невыгодно его содержать и запрещала ему есть со своего стола. И питался дядя Павел сухомяткой.
Все жители деревни имели одну неприятную традицию – выливать помои на дорогу, вблизи домов. И так как дом главных героев находился на окраине, Нюша выливала помои на зелёную лужайку рядом с домом.
Возмущённая городска семья решила поговорить с женщиной, но получили жёсткий отказ. После этого Нюшка распространила по деревне слухи, что соседи, как будто, выживают их из дома ядовитыми пауками.
Для собственной же безопасности городская семья однажды опрыскала место, где были помои, дустом, что привело к гибели петуха Нюшки. Чтобы отомстить соседям, Нюша убила палкой их маленького котёнка.
Когда рассерженная супруга потребовала мужа убить пса соседки Рубикона, он отказался и уговорил жену не отвечать на зло – злом, а отнести соседке небольшой презент – дрожжи.
Жена согласилась, и отдала Нюше подарок, после чего их отношения поменялись.
Виктор Солоухин своим рассказом учит читателей разрешать любую конфликтную ситуацию миром, и не вестись на провокации скандального человека. Ответные действия будут приводить лишь к дальнейшему скандалу.
Читать краткое содержание Под одной крышей. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Солоухин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Под одной крышей
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Джозеф Редьярд Киплинг родился в Индии 30 декабря 1965 года. Своё имя получил от английского озера Редьярд. Все детство он прожил в Индии, в дружной семье.
Опять героя «Записок охотника» застал в лесу дождь. Добравшись до деревни, охотник постучал в «дом старосты». Оказалось, что перед ним контора. Встретил его очень толстый конторщик Николай. И приютить согласился за плату!
В начале повести автор рассказывает о непростой работе станционных смотрителей в России. Все проезжающие требуют смену лошадей, которых часто не оказывается. На смотрителя орут, грозят, пишут жалобы
Телятев – самый обыкновенный человек, если не считать, что он обладает деньгами, а потому обеспечен. Также, он обладает титулом, который делает его барином. Этот человек ловкий и хитрый.
Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов
Автор:
Самый Зелёный
·
Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!
История создания
Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год.
При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость.
Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.
Жанр, направление
Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию.
Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей:
- Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
- Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
- Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
- Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь.
- Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини.
- Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.
Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича.
Смысл названия
Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:
- Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
- Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
- Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
- Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.
Суть: о чём?
Надя Шумина — молодая девушка двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной.
Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.
Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург.
Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал.
Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки).
Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.
Вот более подробное краткое содержание по главам.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:
Надя Шумина | красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. |
Александр Тимофеевич | «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади. |
Андрей Андреич | сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. |
Нина Ивановна | мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения. |
Марфа Михайловна | бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. |
Отец Андрей | соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. |
Темы
Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна:
- Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
- Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
- Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
- Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться.
Проблемы
Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна:
- Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
- Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
- Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
- Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.
Смысл
Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни.
Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».
Чему учит?
Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор.
Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного.
Критика
Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение.
Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»:
«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности».
Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску:
«Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».
Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся».
Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад».
Автор: Диана Танцур
Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста
Читайте также:
- Статья
- Чтение занимает 4 мин
-
-
Чтобы защитить критически важные ресурсы, такие как Windows стек проверки подлинности, однотонные маркеры, биометрический стек Windows Hello и модуль виртуальной надежной платформы, необходимо доверять прошивке и оборудованию системы.
Защитник Windows System Guard реорганизует существующие Windows 10 функции целостности системы под одной крышей и задает следующий набор инвестиций в Windows безопасности. Он предназначен для обеспечения этих гарантий безопасности:
- Защита и сохранение целостности системы по мере ее начала
- Проверка того, что целостность системы действительно поддерживается с помощью локальной и удаленной проверки
Поддержание целостности системы по мере ее начала
Статический корень доверия для измерения (SRTM)
С Windows 7 одним из средств, которые злоумышленники будут использовать для сохраняющегося обнаружения и уклоняющегося от обнаружения, является установка в системе так часто именуемого как bootkit или rootkit.
Это вредоносное программное обеспечение начнется Windows или во время самого процесса загрузки, что позволит ему начать с самого высокого уровня привилегий.
С Windows 10 на современном оборудовании (то есть Windows 8 сертифицировано или больше) корневое доверие на основе оборудования помогает гарантировать, что несанкционированное прошивка или программное обеспечение (например, bootkit) может начаться до загрузки Windows загрузщика. Это корневое доверие на основе оборудования происходит от функции Безопасной загрузки устройства, которая является частью единого extensible интерфейса прошивки (UEFI). Этот метод измерения статических ранних компонентов загрузки UEFI называется статическим корнем доверия для измерения (SRTM).
Так как существуют тысячи поставщиков ПК, которые производят много моделей с различными версиями UEFI BIOS, при загрузке становится невероятно большое количество измерений SRTM. Для установления доверия здесь существуют два метода: либо поддерживать список известных «плохих» измерений SRTM (также известных как блок-лист), либо список известных «хороших» измерений SRTM (также известный как список разрешительных данных).
У каждого варианта есть недостаток:
- Список известных «плохих» измерений SRTM позволяет хакеру изменить только 1 бит в компоненте, чтобы создать совершенно новый хэш SRTM, который необходимо перечислить. Это означает, что поток SRTM по своей сути является хрупким — незначительное изменение может привести к недействительным для всей цепочки доверия.
- Список известных «хороших» измерений SRTM требует, чтобы каждое новое измерение комбинации BIOS/PC было тщательно добавлено, что является медленным. Кроме того, исправление ошибки для кода UEFI может занять много времени для разработки, сборки, повторной проверки, проверки и переделокации.
Безопасный запуск — динамический корень доверия для измерения (DRTM)
Защитник Windows System Guard Secure Launch,впервые представленная в Windows 10 версии 1809, направлена на устранение этих проблем с помощью технологии, известной как динамический корень доверия для измерения (DRTM). DRTM позволяет системе свободно загрузиться в ненадзорный код изначально, но вскоре после запуска системы в надежное состояние, взяв под контроль все процессоры и вынудив их вниз по известному и измеренного пути кода. Это позволяет ненадежным ранним кодом UEFI загрузить систему, но затем безопасно перейти в надежное и измеренное состояние.
Secure Launch упрощает управление измерениями SRTM, так как код запуска теперь не связан с определенной конфигурацией оборудования. Это означает, что количество допустимых измерений кода невелико, а будущие обновления можно развернуть более широко и быстро.
Защита режима управления системой (SMM)
Режим управления системой (SMM) — это режим ЦП специального назначения в микроконтроллерах x86, который обрабатывает управление питанием, конфигурацию оборудования, мониторинг тепловой среды и все остальное, что производитель считает полезным. Всякий раз, когда запрашивается одна из этих системных операций, во время выполнения вызывается не маскируемый прерывание (SMI), который выполняет SMM-код, установленный BIOS. SMM-код выполняется на самом высоком уровне привилегий и невидим для ОС, что делает его привлекательной целью для вредоносных действий. Даже если для позднего запуска используется system Guard Secure Launch, SMM-код потенциально может получить доступ к памяти гипервизора и изменить гипервизор.
Для защиты от этого используются два метода:
- Paging protection to prevent inappropriate access to code and data
- Наблюдение и атестация оборудования SMM
Защита от пагинга может быть реализована для блокировки определенных таблиц кода для чтения только для предотвращения фальсификации. Это предотвращает доступ к памяти, которая не была назначена.
Функция обработчика SMI с аппаратным обеспечением, известная как обработчик SMI, может отслеживать SMM и не получать доступ к какой-либо части адресного пространства, на которую она не должна.
Защита SMM построена на основе технологии Secure Launch и требует ее функционирования. В будущем Windows 10 также будет измерять поведение обработера SMI и засвидетельировать, что ни одна из памяти, которая принадлежит ОС, не была подделана.
Проверка целостности платформы после Windows (время запуска)
Хотя Защитник Windows System Guard предоставляет расширенные средства защиты, которые помогут защитить и сохранить целостность платформы во время загрузки и во время запуска, реальность такова, что мы должны применить ментальность «предположить нарушение» даже для наших самых сложных технологий безопасности. Мы можем доверять, что технологии успешно делают свою работу, но нам также нужна возможность убедиться, что они успешно добиваются своих целей. Для целостности платформы мы не можем просто доверять платформе, которая потенциально может быть скомпрометирована, чтобы самостоятельно подтвердить ее состояние безопасности. Так Защитник Windows System Guard включает ряд технологий, которые позволяют удаленно анализировать целостность устройства.
Как Windows 10 сапоги, ряд измерений целостности Защитник Windows System Guard с помощью доверенного модуля платформы 2.0 (TPM 2.0). System Guard Secure Launch не поддерживает более ранние версии TPM, например TPM 1.2. Этот процесс и данные изолированы от Windows, чтобы гарантировать, что данные измерений не подвержены типу фальсификации, которое может произойти в случае взлома платформы. Здесь измерения можно использовать для определения целостности прошивки устройства, состояния конфигурации оборудования и Windows компонентов, связанных с загрузкой.
После сапог системы Защитник Windows system Guard подписывает и запечатывает эти измерения с помощью TPM. По запросу система управления, например Intune или Microsoft Endpoint Configuration Manager, может приобрести их для удаленного анализа. Если Защитник Windows system Guard указывает на отсутствие целостности устройства, система управления может принять ряд действий, например запретить устройству доступ к ресурсам.
Как неожиданно может
раскрыться всякий человек,
какими неожиданными
гранями может сверкнуть,
если жизнь повернёт его так
и сяк.
В.Солоухин
Цели урока:
- порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее;
- дать представление о внутреннем конфликте;
- формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
- обучение элементам анализа рассказа;
- обучение нахождению художественных деталей, средств художественной выразительности;
- выявить лексическое значение слова «месть».
Развивающие:
- развитие логики;
- развитие умение анализировать прочитанное;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- развитие речи;
- развитие читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать тему и цель урока;
- развитие умения групповой работы.
Воспитательные:
- воспитание милосердия, доброты, умения сострадать;
- воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
- Предметные: воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.
- Метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.
- Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
1. Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В.Солоухина «Мститель». Владимир Алексеевич Солоухин — современный писатель, автор прекрасных очерков о русской природе и русском искусстве, романов, новелл и стихотворений. В ряде его произведений хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Герой рассказа «Мститель» — ваш ровесник. Он оказывается в сложной ситуации: отомстить обидчику или удержаться от мести?
2. Работа с текстом. Анализ рассказа
Вспомните сюжет этого рассказа. Герой оказался в сложной ситуации. От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Поговорим о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё. Месть страшна и разрушительна, механизм её возникновения и развития всегда одинаков — вызвана она серьёзными причинами, как смерть близких, или такими «пустяками», как пущенный в спину комок земли, дело не столько в поводах к мести, сколько в её последствиях.
Что вы понимаете под словом «месть» и как относитесь к этому явлению?
Составьте синквейн к слову « месть».
Примерный вариант:
Месть.
Черная, злобная.
Отомстить, избить, отплатить.
Месть — душа с обидой и злостью.
Горечь.
Месть.
Обидная, горькая.
Ударить, расправиться, растоптать.
Месть — это удар исподтишка.
Порок.
Прочитайте различные толкования этого слова.
Мщенье — ср. месть, мета — оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).
Месть — действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).
Месть — намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды (Малый академический словарь).
Месть — заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф. — «тъ» от основы «mit», представленной в ст.-сл. «митъ» — «смена, чередование», др.-инд. «mithas» «взаимный» («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского).
- Чем они отличаются? В каком из них сильнее выражена негативная оценка?
- Что добавляет к слову «месть» его происхождение (Родственные слова в других языках говорят о смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому).
- На что похожа месть?
Обратимся к тексту рассказа.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Что мучает главного героя?
Автор использует несколько приёмов, чтобы лучше показать читателю, что творится в душе рассказчика. Первое средство выразительности — антитеза. Владимир Солоухин описывает настроение мальчика до предательского удара и после него.
Какое настроение у героя в начале рассказа? Почему?
Ответ подтвердить текстом.
Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.
Что изменило настроение мальчика?
«… как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток».
Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это «маленькое происшествие». Сравните, как меняется восприятие пейзажа в начале рассказа и после «происшествия».
Почему такую обиду вызвал у героя поступок Витьки, ведь он «никогда не плакал от физической боли»? Найдите в тексте необходимые доказательства.
Обиделся и разозлился, потому что:
- «Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».
- «когда-то заступился за Витьку»;
- «не дрались на «любака»;
Действительно ли это происшествие «маленькое», незначительное?
Нет, для кого-то, может, и незначительное происшествие, но для мальчика это большая обида: получить удар от друга, который и физически слабее, и рассказчик всегда за него заступался. А тут Витька его ударил.
Светлые, яркие краски погасли, т.к. возникает тема мести, а она «застилает» глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в душе человека тоже; месть страшна и разрушительна — и не важно, какими причинами она вызвана.
Вскоре созрел план мести. Расскажите о нем. Обратите внимание на лексику данного абзаца.
(«…набью морду», «…дам ему прямо в нос», «…тресну по уху, чтобы загудело по всей голове», «…скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»)
Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? (Найдите эти слова в тексте). Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток…» Герой искусственно разжигает в себе обиду).
Что повлияло на изменение первоначального плана мести? Какой момент во внутреннем монологе можно считать кульминационным, поворотным? Почему? («Витька улыбнулся от уха до уха», то есть искренне. «Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать… Витька доверчиво идёт впереди».)
Герой всё время оттягивает момент мести. Конфликт между двумя мальчиками так и не проявляется в реальное действие, а всё, что происходит в рассказе, является результатом борьбы различных чувств в душе мальчика? («Если вдуматься, Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно, только вот зачем он тогда меня треснул промежду лопаток? Теперь придется ждать, когда кончим жечь теплинку»).
Что такое конфликт?
(Конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, не развивающий действие, называется внутренним конфликтом).
Внутренний конфликт помогает писателю показать особенности того, или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мири других людей.
Почему угасла обида мальчика и он отказался от задуманной мести? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит на него зла и не стремиться отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка)
Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
А если Витька — не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.
Давайте обратимся к эпиграфу.
Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала эпиграфом к данному рассказу?
Что значит «неожиданно»? Какой гранью души повернулся герой к читателю? Что это за «грани»? Какие стороны души героя вам понравились?
Произнесите, пожалуйста, вслух слова «месть» и «прощение». Как вы их произносите? Обратите внимание: когда мы произносим слово «месть», лицо становится злым и страшным. А когда произносим слово» прощение, лицо растягивается в улыбке, хотим мы этого или нет.
Краткое описание документа:
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русская (родная) литература» для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов: •Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); •Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов); •Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (в редакции приказов Министерства образования Российской Федерации от 16.03.2001 г. N 1022; от 25.06.2002 г. N 2398; от 21.01.2003 г. N 135; Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»); •Учебный план и образовательная программа основного общего образования МАОУ «Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера» на 2020-2021 учебный год. Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» рассчитана на 17 часов, содержит следующие разделы: — планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»; — содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; — материально-техническое обеспечение учебного предмета «Родная (русская) литература». Учебный предмет «Родная (русская) литература – часть образовательной области «Филология», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи обучающихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач: — воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе «Литература», личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским осознанием, чувством патриотизма; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; — развитие устной и письменной речи обучающихся, для которых русский язык является родным; — расширение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни; — овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; — обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы. Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который способствует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала смногонациональной России. Изучая художественную картину жизни, изображённую в литературном произведении, обучающиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России. Рабочая программа родной (русской) литературы в 9 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и региональной программы «Час чтения» (в 2016 году программа вошла в число лучших методик России). Минимальный объём реализации данной рабочей программы (17 часов) рассчитан на 1 год. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится: — осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; — воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; — определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; — выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; — определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; — анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; — создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; — сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; — работать с различными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература 9 класс (17 часов) Введение Книги, которые помогают жить. «Литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В.Шукшин). Мир детства Ю.Куранов «Царевна». Детская вера в сказку. «Тихий, древний, мудрый голос русской сказки» (А.Ильин). «Обыкновенное чудо». Нравственность Ю.Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет». А.Алексин «Ты меня слышишь?». Неравнодушие юной девушки, душевная чуткость героини-телефонистки, умение услышать внутреннюю тревогу клиента – геолога, пришедшего издалека на почту, чтобы в день рождения поговорить с женой по телефону. Повесть А.Алексина как «Мастерская доброты». В.Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё. Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?» Человек и семья А.Алексин «Подумаешь, птицы!» На чём строятся взаимоотношения в семье? Мама как самый главный человек в жизни Кольки. Не проходящая с годами внутренняя боль мальчика и его желание «лечить» и «спасать». Семья счастливая и семья образцово-показательная. Эгоизм и бездушие под личиной благонравия. В.Солоухин «Под одной крышей». «Житейский» сюжет рассказа. Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях. А.Платонов «Семён». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких. Способность взять на себя ответственность за семью в трудное время: «Давай я им буду матерью, больше некому…» Человек и его выбор Ю.Яковлев «Вратарь». Романтика мальчишеского хоккейного мира – ненастоящее море и настоящие герои. Случай с Санькой Красавиным, переменившей его жизнь. Преданность любимому делу. Бескорыстие и самоотверженность. Подлинное счастье в служении своему делу. В.Солоухин «Мочёные яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серёга, который не может бросить на дороге попавшего в беду человека. Дорога в рассказе – символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу. Сочинение-рассуждение на тему:«Что такое бескорыстие?» Рождественские рассказы Саша Чёрный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта, милосердие, любовь. В.Токарева «Рождественский рассказ». Взаимоотношения в семье. Радостное восприятие жизни. Случай, «убивший» душу героини. Непреодолимое многолетнее желание мести. Тягостное ощущение жизни. Прощение как нравственный выбор героини. Возрождение к жизни. Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?» Человек и природа С.Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек». Валерка Снегирёв и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка всё превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирёва. В.Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» — значит поняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному. И.С.Тургенев «Живые мощи». Удивительная встреча в мшанике. Способность героини в её состоянии радоваться человеку, располагать его к себе. Мировосприятие Лукерьи, собственное мироощущение как богатство: «вижу прекрасно и всё слышу», «запах я всякий чувствовать могу». Умение побеждать боль наблюдениями за миром природы: пчёлы, голуби, воробей, ласточки… Благодарность героини, сострадательность. И.С.Тургенев «Перепёлка». Детская восторженная любовь к охоте. Случай на охоте. Ощущение несправедливости произошедшего. Самоотверженная «материнская» любовь птиц, вызывающая уважение героя. Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» Мама В.Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительное отношение матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика». Н.Тихонов «Мать». Из цикла «Ленинградские рассказы», в которых повествуется о мужественных и стойких людях, с честью выдержавших суровое испытание – блокаду родного города. Рассказ о матери, которая больше собственной смерти и смерти своих детей боится сыновней слабости и трусости. Человек и искусство Ю.Буйда «Синдбад Мореход». «Внешняя, образно не задавшаяся жизнь героини», и жизнь внутренняя, скрытая от всех. 18252 обращения к стихотворению-шедевру Александра Пушкина «Я вас любил…» как возможность спасти свою душу, выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стихотворение А.С.Пушкина как молитвенное слово. «Духовная жажда» внешне опустившихся людей – вера писателя в нравственное возрождение. Искусство, которое спасает наши души, наши сердца от «захоложения, затемнения» (А.И.Солженицын). Человек и война Л.Пантелеев «Гвардии рядовой» (Из цикла «Рассказы о подвиге»). Подвиг Александра Матросова. Рассказ о доблести молодого русского солдата. А.Алексин «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор сигнальщика Пети. Положение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне. В.Крупин «О войне». Дети и война. «…Вот всё, что я могу рассказать о войне». Сочинение-рассуждение на тему «Человек и война». Тематическое планирование 9 класс Темы Количество часов Введение. Мир детства 1 Нравственность 2 Человек и семья 5 Рождественские рассказы 2 Человек и природа 2 Мама 2 Человек и искусство 1 Человек и война 2 Итого 17 Примерное календарно-тематическое планирование № Тематический блок Тема занятия 1 Введение. Мир детства Ю.Куранов «Царевна» 2 Нравственность Ю.Буйда «Продавец добра» 3 В.Крупин «А ты улыбайся!» Сочинение-рассуждение на тему «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?» 4 Человек и семья А.Алексин «Подумешь, птицы!» 5 В.Солоухин «Под одной крышей» 6 А.Платонов «Семён» 7 Ю.Яковлев «Вратарь» 8 В.Солоухин «Мочёные яблоки» Сочинение-рассуждение на тему «Что такое бескорыстие?» 9 Рождественские рассказы Саша Чёрный «Рождественский ангел» 10 В.Токарева «Рождественский рассказ» Сочинение-рассуждениена тему «Что такое сострадание?» 11 Человек и природа С.Георгиев «Собаки не ошибаются» 12 И.С.Тургенев «Живые мощи», «Перепёлка» Сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?» 13 Человек и искусство Ю.Буйда «Синдбад Мореход» Сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство?» 14 Человек и война Л.Пантелеев «Гвардии рядовой» 15 16 В.Крупин «О войне» Сочинение-рассуждение на тему «Человек и война» 17 Итоговое занятие