Тема рассказа пиковая дама

История созданияпиковую даму пушкин написал, использовав в основе историю знакомого князя голицына. ему его бабушка, известная княгиня, подсказала три карты,

История создания

«Пиковую даму» Пушкин написал, использовав в основе историю знакомого князя Голицына. Ему его бабушка, известная княгиня, подсказала три карты, некогда пророченные ей одним человеком, которые принесут в игре выигрыш. Таким образом князь смог вернуть себе проигранное состояние.

Александр Сергеевич написал книгу в 1833 году, а в 1834 она уже была издана. По жанру «Пиковая дама» скорее относится к реализму с нотками мистицизма.

«Пиковая дама»: анализ произведения

Секрет трех карт: YouTube/MyBook
Тема преступлений и злодеяний против человека — вот о чем повествует «Пиковая дама». Главные герои, яркие и достоверные портреты которых создал Пушкин, убеждают читателя, что зло всегда порождает зло, приводит к отчуждению от общества и постепенно убивает в преступниках людей.

Проводя анализ произведения, остановимся на таких моментах:

История «Пиковой дамы»

Почему такой сюжет изложил Пушкин? «Пиковая дама», краткое содержание которой уже вам знакомо, создана в период его второй болдинской осени. Историю о трех заветных картах поведал Александру Сергеевичу молодой князь Голицын.

Героиней подобной истории была его бабушка, которая в молодости, будучи в Париже, проиграла в карты крупную сумму. Тогда-то ей и стало известно о комбинации трех карт от знаменитого алхимика и оккультиста графа Сен-Жермена. Воспользовавшись этой информацией, она быстро и легко отыгралась.

Услышанную историю Пушкин решил изложить в художественном произведении, что и сделал осенью 1833 года.

Повесть «Пиковая дама»: жанр

Что касается жанровой принадлежности, то обычно произведение характеризуют как повесть. По мнению многих литературных критиков, в том числе и Виссариона Белинского, компактность повествования, единственная сюжетная линия, небольшое количество героев позволяют отнести его к рассказам.

Не менее сложно назвать и жанровый подвид произведения. В «Пиковой даме» есть:

  • выраженные элементы фантастики;
  • готический сюжет;
  • интересные образы (тайна, старинный дом, роковые совпадения, похороны, таинственные шаги, привидение).

Но описанную мистику можно считать субъективной, если помнить о сумасшествии главного героя. Вся фантастика заключается в его искаженном восприятии: взгляды покойницы из гроба, ее появление ночью, подмигивание карты. Если вся эта мистика не более чем болезнь, тогда получаем реалистичный рассказ.

«Пиковая дама»: сюжет, композиция и тематика

Германн и Лиза: YouTube/MyBook
В произведении есть шесть частей и краткое заключение. Перед каждой частью автор привел эпиграфы, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, настроить читателя на понимание текста. В первой части представлена завязка, в третьей — кульминация, а в шестой — развязка.

По ходу повести Пушкин пользуется неожиданными, случайными поворотами сюжета, чтобы заинтриговать читателя, придать рассказу остроту. Так:

  • Встреча Германна и Лизы случайна. Роковой ночью он все еще может изменить свое решение, но отправляется к графине.
  • Смерть последней становится для него полной неожиданностью, как и все последующие события. Предательства со стороны карт он и вовсе не ожидает.
  • Довольно непредсказуемой становится развязка: Германн был в шаге от всего, чего желал, но не получил ничего.

В этой повести Пушкин касается вечных тем добра и зла, стремления к наживе и богатству любой ценой. По его мнению, все это не проходит бесследно и прорастает в душах людей ядовитыми всходами. Стоит ли удивляться, что замужняя Лиза берет в свой дом такую же бедную девушку, какой была сама, и копирует поведение бессердечной графини.

Таково произведение под названием «Пиковая дама». Краткое содержание позволяет в целом оценить глубину замысла автора и успешность его реализации. Эта нестандартная для творчества Пушкина повесть достойна внимания, как и почти два века назад, она отзывается в душах читателей гаммой ярких эмоций и чувств.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1875453-pikovaa-dama-kratkoe-soderzanie-i-analiz.html

Главные герои

В повести есть несколько основных персонажей.

Германн — главный герой «Пиковой дамы», вокруг которого крутится сюжет произведения. Он — военный инженер и сын немца. У него темные глаза и бледная кожа. Как говорит сам Германн, самыми его главными качествами являются расчетливость, умеренность и трудолюбие. Также он очень бережлив и скрытен.

Из повести известно, что у главного героя небольшое наследство и не так много денег. Его главная мечта — разбогатеть. Ради этого он готов на все. Для своих целей Германн использует Лизу и графиню, ему их совсем не жалко.

Графиня (Анна Федотовна Томская) — восьмидесятисемилетняя старушка. У нее эгоистичный характер, и она, как в молодости, все равно дает балы и устраивает вечера. Придерживается моды давних лет. Внешне она уже стала очень дряблой и старой. Но когда-то была фрейлиной при императоре. Привыкла к светскому обществу, что сделало ее высокомерной и избалованной. У нее есть воспитанница Лиза, которую она всячески тиранит, и множество слуг, которые ее незаметно обворовывают.

По легенде, эта старая графиня владеет тайной трех карт, некогда раскрытой ей Сен-Жерменом. Однажды это ей помогло отыграть крупный проигрыш. Она держит этот секрет втайне ото всех, даже от своих четырех сыновей. Но однажды рассказала лишь Чаплицкому, что и принесло ему удачу.

Лизавета Ивановна — главная героиня, воспитанница старой Анны Федотовны. Она молодая и очень милая девушка с темными глазами и черными волосами. По характеру очень скромная и одинокая, у нее нет подруг, безропотно терпит графиню. Лиза влюбляется в Германна, в то время как тот решил ее использовать, чтобы стать ближе к старухе, владеющей тайной выигрыша.

Также в повести фигурируют и второстепенные герои: Поль Томский (внук графины), который рассказал легенду своей бабушки, Чекалинский и Нарумов.

А теперь рассмотрим ниже краткое содержание по главам. В «Пиковой даме» их всего шесть.

Вариант 2

Сюжет повести «Пиковой дамы» автор взял из реальной жизни, лишь изменив конец. В реальной жизни человек разбогател, а в повести попал в сумасшедший дом. Бедный и разоренный. Пушки начал работу над повестью в 1828 году, а закончил через 5 лет. Тема игры в карты была знакома автору не понаслышке.

Главный персонаж произведения, которого зовут Герман, стал жертвой соблазна. Предал свои убеждения. Конец у него был печальный.

В произведении обсуждаются проблемы алчности, лицемерия, зависимости от денег. Главная мысль повести: репутация, здоровья, жизнь не может быть дороже везения и денег. Известие о тайных знаниях, о комбинации карт, открыл в главном герое жадность, жестокость и вероломство.

Пушкин в этом произведении критикует такой стиль, как романтизм. Он считал этот стиль оторванным от реальности. В этом стиле разум проигрывает чувствам и эмоциям. Одержимость главного героя выигрышем, заставили выйти наружу, плохим качествам человека.

Все главные герои повести принадлежат к высшему обществу, которые от бездельничества играют в азартные игры, проигрывают целые состояния, веселятся на балах и бессмысленных занятиях. Эта повесть одна из немногочисленных произведений автора написанных в прозе.

Герман. Был сыном немца прожившего всю жизнь в России. Получил образование инженера, наследства не имел. Всегда экономил, но умело это скрывал, пускал пыль в глаза. Хотел разбогатеть причем сразу. При помощи обмана попадает в дом старой графини, пытается выведать тайну карт, но старуха умирает, прежде чем успевает раскрыть секрет. Из – за проигрыша попадает в дом, для душевно больных.

Графиня Анна Федотовна. Когда – то в молодости была безумно красива и была азартным человеком. В старости стала очень капризна. Частые игры привели к проигрышу большей части имущества, но после знакомства с графом Сен-Жерменом, она отдала долги и вернула прежнее имущество. Даже когда она умирала, своего секрета не выдала. Что бы отомстить Герману, явилась к нему в виде призрака.

В доме старой графини живет молодая девушка, Лизавета Ивановна, её воспитанница. Она терпит все капризы графини, и мечтает поскорее выйти замуж.

Чаплицкий. Этот человек смог у графини узнать тайну трех карт и получить крупный выигрыш.

Повесть учит людей не стремиться за легкими деньгами. Не надеяться на судьбу и не стремиться за шальными деньгами. Путь к материальной независимости должен быть честным.

Надо знать, что качества человека измеряются не толщиной кошелька, а широтой души. Тем более, ни за какие деньги не приобрести любовь, дружбу, крепкую семью. Каждый читатель возьмет из повести нечто полезное для себя.

Повесть была принята, читателями, прохладно по сравнению с другими произведениями автора. Хотя сюжет понравился. Все отзывы о ней были похвальными. Но критики повесть расценили, как занятную историю, анекдот. Почти все критики того времени дали положительную оценку, но не восторженную. Разнообразные отзывы о повести показывают, что современники Пушкина, так и не определились с оценкой повести.

Глава 1. На балу

Однажды проходил светский вечер у Нарумова. Некоторые гости играли в карты на деньги, а за происходящим наблюдал Германн. Все удивились его безучастности, но сын обрусевшего немца объяснил это тем, что не хочет жертвовать деньгами в надежде выиграть, когда есть риск проиграть все свое небольшое состояние.

Поль, внук старой Анны Федотовны, удивился, почему же его бабушка не играет. Когда-то давно, 60 лет тому назад, она проиграла большое состояние. Но муж отказался ей помочь, и тогда она решила занять небольшую сумму у Сен-Жермена. Он не дал ей денег, но раскрыл секрет, что если тремя определенными картами сходить последовательно друг за дружкой, то будет ждать удача. И действительно, Анна тогда выиграла.

Мало кто из присутствующих поверил этой легенде о старой графине. Но не Германн. Он, со свойственным себе честолюбием, решил забыть о всякой осторожности и всеми силами разузнать этот секрет, который она никому не раскрывала, чтобы выиграть.

Пиковая дама (4 вариант)

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин написал повесть “Пиковая дама” в Болдине. Ее следует относить к позднему этапу творчества Александра Сергеевича. В 1834 году повесть опубликовали. Произведение является небольшим по размеру, тут всего семь глав. Однако повесть с необычайно захватывающим и мистическим сюжетом сразу же захватывает внимание читателя.

Следует сказать, что основой повести стали реальные события из жизни писателя. У А.С. Пушкина был друг Голицын, у которого была страсть к азартным играм. Одним прекрасным днем он проигрывал в карты, но совершенно неожиданно ему удалось отыграться. Удача оказалась не случайной, Голицын прислушался к подсказке своей бабушки. Последняя, сказала поставить всё на три карты. Наталья Петровна в молодом возрасте жила в Париже и являлась частью светского общества. Однажды она проиграла в карты, причем очень сильно. Отыграться ей удалось с помощью знаменитого, таинственного демонолога графа Сен Жермена. Он поведал ей тайну о трех картах. Именно эта история стала замечательным каркасом для повести. Пушкин также любил игры на деньги, а по сему написать подобное произведение не составило для него особого труда.

Вообще “Пиковую Даму” принято называть повестью, но многие литераторы упорствовали на том, что это все же рассказ. Они указывали на то, что описание ограничено всего лишь одной сюжетной линией, и численность образов совсем не соответствует повести. По мнению многих читателей и профессиональных литературоведов сложно определить один единственный жанр произведения. В “Пиковой даме” есть фантастические и мистические тайны: древний дом, губительные совпадения, призрак. Ключевым героем в произведении является обрусевший немец Герман. Его главные черты характера — это расчетливость, холодное сердце. У него есть достаточный капитал, однако богатым его не назовешь. Карты Герман в руках не держал, его страсть следить за игрой. Главный его страх в игре потеря денег, поэтому ставки он делает редко. Однажды Томский рассказывает ему тайну о трех картах. С тех самых пор Герман желает узнать ее, и получить как можно больше выгоды. Для этого он проникает в дом графини с помощью романа к ее воспитаннице Елизавете. Любовь к девушке для подлеца Германа все лишь “хорошее” средство достижения цели. Лиза проникается к главному герою настоящим чувством, ведь она так устала от своей строгой опекунши.

“Пиковая дама” это очень нравственная повесть, которая показывает потерю человеческого достоинства в погоне с материальными ценностями.

Глава 2. Знакомство

Тут на страницах повести впервые появляется Лиза — бедная и скромная воспитанница эгоистичной и старой Анны Федотовны. Вся вторая глава посвящена знакомству Германна и этой девушки.

Инженер, который начал бредить тайной карт, возник под окнами дома графини спустя несколько дней после вечера у Наумова. Так продолжалось несколько ночей. Германн решил всеми силами и любыми способами приблизиться к Анне Федотовне. Но Лизавета оставалась внешне непреклонной и только спустя неделю улыбнулась в ответ.

Глава 3. Смерть графини

Не получив приближения к тайнам трех карт, Германн решил написать письмо Лизе с любовным признанием. Она ответила на него. Германн продолжал быть настойчивым и писал ей письма каждый день. Наконец, он смог добиться от нее тайного свидания. Лиза написала ему, как он может проникнуть тайком в дом, пока старая графиня будет на балу.

И он действительно прошел внутрь и спрятался в кабинете Анны Федотовны, чтобы дождаться ее возвращения. Но когда она пришла, Германн стал выпрашивать у нее секрет трех карт. Та категорически отказывалась что-либо говорить. Юноша стал угрожать пистолетом, и от испуга хранительница тайны вдруг скончалась.

Глава 5. Встреча с призраком

Спустя три дня покойную графиню отпевали в монастыре, куда явился и сам виновник смерти. Ему даже возле гроба показалось, будто старушка на него с усмешкой посмотрела.

Дальше происходили мистические события: ночью к Германну постучали. Это была графиня в белых одеяниях. Она пришла, чтобы поведать тайну карт. Чтобы выиграть, необходимо последовательно не чаще чем раз в сутки ставить тройку, семерку и туз, но больше никогда в жизни не играть, а также она велела ему жениться на Лизавете.

«Пиковая дама»: краткое содержание

Не так уж много произведений в прозе создал Пушкин. «Пиковая дама» по этой причине вызывает живой интерес у почитателей его таланта как одна из самых ярких повестей.

Каково ее краткое содержание? «Пиковая дама» состоит из шести глав и заключения. Действие разворачивается так:

  • Глава 1.

Читатель знакомится со светским обществом, в котором ведут беседы и играют в карты. Воздерживаются от игры в этот вечер двое:

  1. Немец по имени Германн, которому нравится следить за игрой, но не хочется рисковать. Присутствующие оправдывают это его расчетливой натурой.
  2. Бабушка Томского — Анна Федотовна.

Что касается последней, то с картами в ее жизни связана таинственная история. Однажды в Париже она крупно проиграла и обратилась за советом к старому богачу Сен-Жермену. Тот не стал ей помогать деньгами, но раскрыл секрет трех карт, на которые надо поставить подряд, чтобы наверняка выиграть. Так графине удалось отыграться, но свою тайну она не раскрывает никому.

  • Глава 2.

Во второй главе читатель знакомится с барышней Лизаветой — воспитанницей старухи-графини. Девушка всюду сопровождает покровительницу, но слышит упреки и капризы. Бедная девушка ждет не дождется того, кто освободит ее от этого гнета, возьмет замуж и сделает счастливой.

В этот момент ее жизни под окнами дома появляется таинственный ухажер:

  1. Он приходит каждый день, и Лизавета не сдерживает полет фантазии относительно его намерений.
  2. Но этим поклонником оказывается не кто иной, как Германн, который во что бы то ни стало хочет узнать тайну графини. Его так впечатлила история с тремя картами, что ему даже снится, как он выигрывает, используя секретную комбинацию.
  • Глава 3.

За карточным столом: YouTube / MyBook
Лизавете приходят письма от ухажера с признаниями в любви. Он настаивает на свидании и не хочет ждать ни дня. В конце концов наивная барышня уступает и рассказывает в ответном письме, как тайно проникнуть в дом. Лизавета приглашает поклонника прийти, когда графиня уедет на бал.

Но у Германна другая цель. Он проникает в дом и прячется в кабинете у графини. Когда она возвращается, он пугает ее незаряженным пистолетом и требует раскрыть секрет выигрышной комбинации. Старуха умирает от испуга.

  • Глава 4.

Тем временем Лизавета ждет поклонника. В это время ей вспоминаются слова Томского о том, что Германн — человек, способный на всякое злодейство.

Тут появляется он сам и честно рассказывает о произошедшем. Лизавету охватывает ужас и печаль одновременно, ведь фактически она стал пособницей убийства графини. Утром Германн уходит, никем не замеченный.

  • Глава 5.

Спустя три дня Германн отправляется в монастырь на отпевание графини. Подойдя к покойнице, он будто бы видит усмешку на ее лице и падает в обморок.

В ту же ночь к нему приходит призрак графини в белом платье. Она говорит, что готова исполнить его желание и раскрыть секрет. Тремя заветными картами оказываются тройка, семерка и туз. Но, чтобы выиграть, Германн должен ставить в сутки только одну карту, после чего никогда больше не играть и сделать предложение руки и сердца Лизавете.

  • Глава 6.

Германн постоянно думает об этих трех картах. В Петербург как раз приезжает известный игрок Чекалинский. Германн решается на игру. В первый вечер ставит 47 тысяч на тройку и выигрывает, после чего сразу уезжает домой.

Во второй вечер все деньги он ставит на семерку и вновь получает выигрыш 94 тысячи. На третий день Чекалинский раздает пиковую даму и туз. И вот тут-то в руках инженера оказывается, вместо туза, зловещая пиковая дама. Германн, вглядываясь в карту, в ужасе кричит, что это старуха.

Чем заканчивается «Пиковая дама»? Пушкин помещает главного героя в Обуховскую больницу в состоянии полнейшего помешательства. Лизавета выходит замуж за другого.

Глава 6. Проигрыш

Не теряя времени, Германн решил сыграть с недавно приехавшим в Петербург Чекалинским, известным тем, что хорошо играет. Он напрочь забыл о втором условии — жениться на Лизе.

Сначала он поставил 47 тысяч на тройку, через день тоже крупную сумму — на семерку. И вот, спустя еще сутки, Германну попалась вместо туза пиковая дама, и он заметил, что та над ним будто усмехнулась, словно умершая графиня. Он все проиграл.

После случившегося Германн сошел с ума и попал в психиатрическую лечебницу, а Лиза вышла замуж за состоятельного мужчину.

Анализ

«Пиковая дама» — это повесть, над которой можно очень долго размышлять. Тут можно выделить несколько основных идей. Кто-то подумает, читая эту книгу, что зло порождает зло, корысть и честолюбие должны караться. А кто-то увидит лишь мистику без какой-либо философии.

Также при анализе «Пиковой дамы» нельзя точно сказать, к какому жанру относится повесть. Здесь есть и мистицизм, и философия, и даже готичность, так как упоминаются определенные атрибуты в виде старинного дома, тайны, странные сны. Наличие мистики тоже спорно, так как нигде прямым текстом Александр Пушкин не упоминает приведений, судьбу, предвидения. Кто знает, может, графиня после смерти просто приснилась Германну, а та раскрытая тайна карт — лишь совпадение? Главный герой видит странные фантастические вещи в виде взгляда мертвой графини и ее появления только через призму своего субъективного взгляда.

Но здесь автор точно и полностью раскрыл всех персонажей в таком небольшом формате книги всего из 6 глав. Германн создает очень неоднозначный образ в повести «Пиковая дама». Он — главный герой, но по его действиям, по его описаниям мы легко понимаем, какой он: честолюбивый, твердый, готов использовать других людей ради своей выгоды.

Этот человек настолько сильно поверил в секрет карт, настолько был намерен выиграть очень крупную сумму, что забыл о втором наказании графини — жениться на Лизе. Можно сказать, что Германн оказался слабым, так как думал лишь о деньгах, и когда все пошло совсем не по плану (настолько ожидаемому и желанному, но, увы, ненадежному), он просто-напросто сошел с ума.

Другие герои «Пиковой дамы» тоже очень ярко раскрыты. Графиня, которая владеет тайной, эгоистична, что видно по ее отношению к воспитаннице, но не зла по своей натуре. А сама Лиза терпелива и скромна.

Вполне может быть, что автор проводит параллель с людьми того времени, но разных поколений. Германн — яркий представитель молодежи, которая стремится легким путем себя обогатить и даже пойти на неоправданный риск. Лиза тоже не такая невинная, как кажется на первый взгляд. Будучи воспитанницей такой своенравной графини, она терпит ее из-за удобства: комфортная жизнь в большом доме, отсутствие крайних нужд, всегда есть еда и тепло. А ее главным желанием является выйти замуж за богатого человека.

Александр Пушкин раскрывает тему «Пиковой дамы» через многочисленные неожиданные повороты событий. Такие как, например, внезапная смерть графини или проигрыш Германна.

Мистический смысл повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Миф у Пушкина, также как и у масонов, имеет несколько мистических аспектов. В то время было очень распространено увлечение дворянства астрологией. Александр Сергеевич, как бы отвечая на этот интерес дворянства к оккультной психологии, шифрует астрологические сведения через персонажи (они символизируют астрологические планеты), место действия (дома персонажей, символизирующие астрологические планетные дома), время действия (его Пушкин каждый раз отмечает с непонятной педантичностью). В повести действуют семь основных персонажей: Германн, графиня, Лизавета Ивановна, Томский, Нарумов, Чекалинский, Сурин. Остальные действующие персонажи не названы ни по имени, ни по фамилии; или, если они и упоминаются, то не появляются в качестве действующих лиц. Это число действующих персонажей выбрано Пушкиным совсем не случайно, если учесть рассматриваемый нами астрологический аспект, потому что в классической астрологии принимается во внимание действие только семи планет, которые образуют семь активных причин природы. В древности было известно только семь планет, по их названию и были названы в европейских языках семь дней недели.

Отождествить персонажей с планетами не так сложно, потому что Пушкин дает для этого очень точные характеристики. Главный персонаж Германн – это, несомненно, Гермес (Меркурий). Первая часть его имени (фамилии, об этом далее) по звукам Герм… повторяет начало имени Гермеса. Гермес Трисмегист («трижды величайший»), главный персонаж масонских мистических трактатов. Он владеет оккультными знаниями, искусством гадания и колдовства. Сама эта тайная «наука» называется герменевтикой. Гермес отождествлялся с египетским богом Тотом. Он написал священную книгу, в которой в виде емких символов-арканов поведал смертным об оккультных тайнах мира. Игральные карты – это и есть карты Таро (так называемые малые арканы), – наглядные символы арканов. Поэтому интерес Германна к игре в карты – это не столько проявление азартной страсти к игре, сколько неутолимое желание получить тайное оккультное знание, дающее власть над миром. Однако астрологически Меркурий способствует приобретению «быстрых» денег. Игра это еще и быстрый способ обогащения, как думает Германн. У Пушкина Германн – главный персонаж, но по оккультному учению Меркурий – есть anima mundi (душа мира) – «действительный движитель небес», а сердце Меркурия находится на полюсе, вокруг которого вращается звездное небо. Поэтому центральное положение фигуры Германна, обращенность всех персонажей именно к нему не случайно – во всех аспектах, в том числе и в астрологическом, вокруг него вращается все оккультное действие. В этом смысле, интересно, что Меркурий имеет в оккультизме значимый для нашего исследования синоним Deus absconditus («сокровенный Бог» или адский огонь). Этот бог обитает на северном полюсе и являет себя посредством магнетизма.80

Женские персонажи можно отождествить с планетами довольно легко, потому что их всего два: графиня и Лизавета Ивановна. И планет, которые именуются женскими именами, в традиционной астрологии всего две: Венера и Луна. Но кто же из них Луна, а кто Венера? В одном месте Пушкин рассказывает о том, как в молодости именовали в Париже графиню, – ее называли la Venus mоscovite (Московская Венера). И это не просто классическая характеристика ее молодости и красоты. Это и ее астрологическая принадлежность. В астрологии Венеру называли «милостивым ночным светилом». Графиня ведет ночной образ жизни. Ночью она всегда бодрствует: у нее бессонница.

Образ Елизаветы Ивановны у Пушкина выписан с особой теплотой. Он постоянно подчеркивает ее смирение, ее мученическое положение, ее сострадательность, но и ее зависимость от всех других персонажей. Она в этом дворянском собрании как бы не имеет полного дворянского статуса, она является отражением других, – ее не признают за самостоятельный субъект, ее даже как бы не замечают. Но луна это и есть то светило, которое не обладает той степенью самостоятельности, которой обладают другие планеты. Луна – спутник, и как спутник зависима от главной планеты, то есть она не имеет такого статуса, который имеют все другие планеты. Луна светит отраженным светом. Но в то же время в астрологическом кругу планет занимает равное с ними место. Статус Лизаветы Ивановны в обществе и в доме графини есть образная характеристика ее лунного положения среди планет. Лиза тянется к Германну – подобное тянется к подобному – рельеф и физические характеристики Меркурия очень сходны с рельефом и подобными характеристиками Луны.

Томскому Пушкин приписывает характерные черты Марса. Чайковский точно почувствовал это, вложив в уста Томскому знаменитую песню о девицах, восседающих на его руках, как птицы на ветвях дерева. Пушкин наделяет его явными чертами волокиты, умеющего разговаривать с любой женщиной. В астрологии главное действие Марса связано именно с половой мужской энергией. В мифологии Марс – бог войны, но и Томский – воин. Пушкин дает, на первый взгляд, весьма нейтральную, описательную его характеристику: «молодой офицер», но в этом бесцветном описании содержится как раз его мифологическая и астрологическая характеристика как персонажа, выполняющего именно эту астрологическую функцию в его мифе.

Чекалинский, несмотря на то, что это не главный персонаж, выполняет в повести очень важную и сюжетную, и мистическую роль. Как астрологический персонаж он также находится в центре событий, к которому притягиваются все персонажи. Карточный стол, за которым он восседает, притягивает всех действующих и действовавших в прошлом персонажей. Что такое карточный стол?

Карточный стол – это есть по существу лишь увеличенная копия листа, в который заносили результаты игры; это «престол», на котором совершается это диавольское действие, а лист есть диавольская копия с «антиминса» (вместопрестолия или переносного «престола»). Тот, кто когда-нибудь играл в преферанс, знает, как игроки размечают тот лист, в который они заносят результаты своей игры. Так вот, – эта разметка есть калька с древнегреческой разметки домов в гороскопе. Чекалинский восседает во главе этого стола. Во главе же астрологического стола находится оккультное солнце. Когда Пушкин рисует портрет Чекалинского – кажется, что он описывает лучащееся солнце.

«Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашней улыбкою» (292). Пушкин все время подчеркивает его неизменную улыбчивость, учтивость, ласковость и веселость. Даже во время самого критического момента игры Чекалинский лишь побледнел, но сохранил свою улыбку. И когда Герман проиграл, – Чекалинский, как пишет Пушкин, «сказал ласково»: «Дама ваша убита» (294).

Нарумов и Сурин персонажи эпизодические, но и те небольшие сведения, которые предоставляет нам о них Пушкин, дают некоторые основания для их астрологического распознавания. Про себя Сурин говорит, что он никогда не горячится, а Нарумов, удивляясь его расчетливой игре, бросает интересную для характеристики Сурина фразу: «И ты ни разу не соблазнился? Ни разу не поставил на руте?.. Твердость твоя для меня удивительна» (269). Сурин холоден, расчетлив, тверд. Вот эта его твердость, некоторая окостенелость, выражающаяся в холодности и расчетливости, являются характеристиками, которые довольно точно указывают его астрологическую принадлежность, – он Сатурн. Даже его фамилия начинается на ту же букву, и через три общие буквы: с-р-н , которые в ней следуют друг за другом в такой же последовательности, в какой они стоят в названии планеты, – имеет что-то общее в их звучании. В оккультной традиции, где планеты имеют самые широкие связи с различными явлениями, в частности, планеты, по мнению оккультистов, могут иметь влияние и на металлы. Интересно, что Сатурн в такой связи управляет свинцовым суриком. В этой ассоциации есть некое указание на фамилию персонажа. Очевидно, Пушкин был знаком со всей этой оккультной каббалистикой, – и подобные ассоциации могли у него иметь место в процессе написания повести. Любопытно, что Меркурий управляет ртутью, – в алхимии она является металлом, из которого получают золото. Но это одновременно и металл, который может смертельно отравить человека. И Германн действительно отравляется страстью к золоту. Эта ассоциация во времена Пушкина была понятна (тогда оккультные знания были весьма распространенными) – и она могла работать даже как художественный образ.

Нарумову остается роль Юпитера. Но мы можем сделать такое отождествление не только по остаточному принципу, – и сам Пушкин дает для этого основания. Он конногвардеец. Это очень важная для контекста нашего исследования характеристика. Римского бога Юпитера многие исследователи отождествляют со славянским богом Перуном. Не будет натяжкой сделать такое отождествление и в рамках данного исследования, так как речь идет все-таки о России. Но бог Перун – особый покровитель воинских дружин; он представлен в славянской мифологии в образе всадника, восседающего на коне. Нарумов явно выступает в роли лидера, и не только по праву хозяина дома, в котором происходит карточная игра. Он является негласным наставником в карточной игре: Сурина он призывает играть более решительно, Германна пытается втянуть в игру, а когда тот, наконец, решается вступить в игру, он вводит его в дом Чекалинского, и даже выражает явное неудовольствие рискованной игрой Германна. Он обнаруживает удивительное трезвомыслие и силу ума, его вопросы заставляют тех, кто говорит, яснее выражать свою мысль. Это всё явные психологические характеристики, относящиеся к Юпитеру.

Астрологические дома в повести – это дома персонажей, в которых происходит действие. Их соответствие астрологическим знакам нетрудно установить по планетной принадлежности персонажей и их психологическим характеристикам, но мы не будем этого делать по причине, изложенной ниже.

Пушкин постоянно дает точное время действия, хотя для художественной характеристики такая точность не требуется. «Однажды, – пишет Пушкин, и этого было бы достаточно в обычном повествовании, но делает развернутое уточнение, – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести, и за неделю перед этой сценой, на которой мы остановились» (276). Мало того, далее Пушкин еще уточняет время этого события, – мы узнаем, что оно произошло за два часа до обеда. Причем через пять минут оно повторилось. Зная обычное время обеда в дворянских домах, можно вычислить время этого события с точностью до пяти минут. Какое же событие с такой временной точностью описывает Александр Сергеевич? Речь идет лишь о том, как встретились взглядами молодые люди. Притом мы узнаем, что «с того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома» (276). Для художественного произведения такая временная точность и регулярность события, происходящего в один и тот же час, является даже излишней, ибо такая «бухгалтерия» снимает романтический флер с повествования. Но для астрологического аспекта разворачиваемого Пушкиным мифа такая временная скрупулезность просто необходима, иначе весь миф распадается – и точная астрологическая характеристика события и персонажей становится невозможной. Ежедневное повторение этого события имеет еще один аспект – Меркурий совершает попятное движение по небу, неоднократно возвращаясь к исходной точке.

Такая точность в указании времени присутствует при описании почти всех событий. «Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра» (268)81, – начинает повесть Пушкин, сразу указывая и на зимнее время года, в которое происходит повествование. Причем, длинная зимняя ночь не бывает в месяцы, близкие к весне. Если учесть, что это происходит в Петербурге, где ближе к весне ночи становятся совсем короткими, то речь идет о том зимнем месяце, в котором еще не произошел солнцеворот, – это декабрь. Косвенно это подтверждается другими деталями: погодой (это мокрый снег с сильным ветром), одеждой (Елизавета Ивановна одета в холодный плащ), транспортом (это кареты, о санях нигде речи нет, «карета катилась по рыхлому снегу» (281), а в холодные месяцы ездили на санях). Даже фаза луны известна: когда графиня является Германну, то яркая «луна озаряла его комнату» (290). Пушкин указывает и точное время: «без четверти три» (290).

Встреча Германна с графиней и свидание с Лизаветой Ивановной практически прохронометрирована Пушкиным с точностью до минуты. «В десять часов вечера он уже стоял перед домом графини» (281), – указывает он точное время его появления возле дома графини. «Ровно в половине двенадцатого Германн ступил на графинино крыльцо» (281). Германн поднялся наверх и «вошел в темный кабинет». В это время «в гостиной пробило двенадцать; по всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать – и все умолкло опять». Через некоторое время ожидания «часы пробили первый и второй час утра, – и он услышал дальний стук кареты» (282). И только тогда, когда уже наступило утро, молодой человек покинул дом графини, распрощавшись с Лизаветой Ивановной.

Нетрудно вычислить и дату этой встречи. Пушкин дает такую зацепку: свидание произошло почти через три недели после того, когда Лизавета Ивановна «в первый раз увидела в окошко молодого человека» (285). Спустя три дня после роковой ночи Германн отправился в *** монастырь на похороны графини. «Целый день Германн был чрезвычайно расстроен, – описывает Пушкин день, в который состоялись похороны, – возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул. Он проснулся уже ночью» (290). Но в эту ночь было полнолуние. Пушкин комментирует и другие события: «на другой день» (279), «три дня после» (280).

Таким образом, зная точно год действия (это год, близкий к 1833-му, точно его можно установить по биографии Натальи Петровны Голицыной), месяц (декабрь), дату полнолуния в этом месяце и точные сроки между происходящими событиями (их с точностью до дня дает Пушкин), можно составить полную временную астрологическую картину. Возможно, астрологические характеристики, полученные в результате точных просчетов, дали бы еще более интересный материал для содержания повести. Но мы этого никогда не делали и делать не станем. Не посоветуем этого делать и другим, потому что астрологические просчеты – это уже не астрологический анализ, это оккультное действие, которое требует некой оккультной жертвы. Мы сделали такой подробный анализ содержащихся в повести данных лишь для того, чтобы показать, что такой аспект скрыто присутствует в повести.

Но почему же Пушкин уделяет этому столько места в своем повествовании? В конце концов, достаточно было бы намека на это обстоятельство, но Пушкин нигде, где только речь заходит о времени события, не отступает от скрупулезного его исчисления. Все дело в том, что астрологический аспект имеет огромное значение в масонском мировоззрении, а смысл масонского посвящения невозможно понять без указания на его астрологический смысл.

«Идея странствия, – пишет масон Фостер Бейли, – лежит в основе всего масонского посвящения – движения в поисках знания; движения в поисках слова Мастера. Таков сюжет кандидата. Он повторяется солнцем, обходящим небо через двенадцать знаков зодиака»82. По мнению Блаватской, цикл посвящений воспроизводит в миниатюре великую серию космических изменений, именуемых астрономами тропическим или звездным годом. Астрология очень многое объясняет в масонском мировоззрении, основанном на каббалистическом и пифагорейском методе объяснения мирового устроения через соотношение чисел. В таком взгляде не только мир, но и Бог подчиняется математическим соотношениям, ибо Бог и мир в этой картине едины.

Поэтому Пушкин вводит астрологический аспект в свою повесть и так подробно отмечает все астрологические вехи. Без этих отметин невозможно было бы понять символический язык его повести. Однако сама астрология мало занимает Пушкина, потому что для него это только фон, на котором разворачивается главное оккультное действие, связанное с карточной игрой. Но фон этот очень важен – он постоянно акцентирует внимание читателя на том, что действия персонажей обусловлены какими-то внешними обстоятельствами. На таком фоне персонажи не могут действовать свободно, как личности, – они могут работать только как части огромного механизированного космоса, в котором действуют исчисленные реалии, через которые не может быть выражена духовная жизнь личности, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Ин.3:34). Карточная игра и является символом этого механического космоса, перемалывающего людей по оккультным законам Судьбы.

Карточная игра в сознании Пушкина, да и всех персонажей (а значит и читателей), связана с каббалистикой. Нарумов, узнав о том, что у Томского есть бабушка, владеющая тайнами карточной игры, спрашивает его: «ты до сих пор не перенял у ней ее каббалистики» (271)? Поэтому весь астрологический антураж – это фон, но фон именно каббалистический, – он придает всему действию совершенно определенную окраску, на этом фоне уже невозможно писать обычными живописными красками – на нем можно рисовать красками только фосфорецирующими этим оккультным «светом», которым проникнута вся повесть. И Пушкин умело и незаметно пользуется этими красками для создания особого мистериального эффекта таинственности и остраненности, в которых проявляется и некий иронический оттенок по отношению ко всему этому каббалистическому безумию.

Подобным образом Пушкин пытается изгнать из себя эту астрологическую премудрость, но, по-видимому, избавиться от астрологической веры до конца ему не удалось, потому что все последние годы поэта прошли под сильным давлением того впечатления, которое произвел на него высокий красивый блондин, предсказавший ему близкую смерть83. Астрологические предсказания сбываются только тогда, когда мы верим в них, ибо через эту веру реализуется свобода человека, но эта же богоданная свобода и освобождает человека от воздействия этих космических сил. Более того, свобода, данная человеку, покоряет ему стихии и космические силы, – делает его не рабом их, а властителем и распорядителем.

Однажды Томский рассказал за карточным столом удивительную историю про свою восьмидесятилетнюю бабушку – графиню. Будучи в Париже, она сильно проигралась, но её выручил граф Сен-Жермен, который открыл ей секрет про три карты и она отыгралась. Никто не принял всерьёз эту историю, кроме Германна. Он начал ухаживать за Лизаветой, служанкой графини. Вскоре, она пригласила его домой. Но он пошёл не к ней, а к графине и попытался выведать у неё секрет с помощью пистолета. От страха она умерла. После её похорон, графиня пришла к нему ночью и открыла тайну трёх карт, но с условием, что он жениться на Лизе. Эти карты были – тройка, семёрка и туз. Он согласился и вскоре в город приехал богатый игрок Чекалинский. Германн пожаловал к нему и поставил очень крупную сумму денег. Сначала всё шло гладко, выпала тройка и он выиграл. На следующий день он опять поставил все деньги и выпала семёрка. Но на третий день, хоть и выпал туз, но в его руке оказалась дама, похожая на старуху и он всё проиграл. Германн сошёл с ума, а Лиза вскоре вышла замуж за достойного человека.

Краткое содержание (подробно)

Повесть «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1833 году. В 1834 произведение было впервые опубликовано во втором номере «Библиотеки для чтения». Читать краткое содержание «Пиковой дамы» по главам для подготовки к уроку по литературе либо для ознакомления с произведением можно прямо на нашем сайте.

«Пиковая дама» Пушкина написана в традициях литературного направления реализм. Идея и сюжет произведения были подсказаны писателю молодым князем Голицыным, который как-то смог отыграться, поставив, по совету своей бабушки Н. П. Голициной, во время игры на три карты. Голициной в свое время, подсказал эти карты сам Сен-Жермен.

Главные герои

Германн

военный инженер, сын обрусевшего немца, получивший в наследство маленький капитал, был «скрытен и честолюбив».

Лизавета Ивановна

молодая барышня, бедная воспитанница графини***.

Графиня ***
– восьмидесятилетняя женщина, бабушка Томского, знающая «тайну трех выигрышных карт», в повести является олицетворением судьбы.

Другие персонажи

Поль Томский

внук старой графини ***, приятель Германна.

Чекалинский

мужчина шестидесяти лет, известный московский игрок.

Нарумов

конногвардеец, приятель Томского и Германа.

Глава 1

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова» . Ведя светскую беседу после игры, мужчины удивляются одному из присутствующих – Германну, который весь вечер следил за игрой других, но сам при этом не играл. Мужчина ответил, что его игра сильно занимает, однако он не в состоянии «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» .

Один из гостей – Томский, заметил, что Германн немец, а потому расчетлив и его отношение к игре легко объяснимо. Что же действительно удивляло Поля, так это то, почему не играет его бабушка Анна Федотовна.

Шестьдесят лет назад она, будучи в Париже, проиграла при дворе очень крупную сумму герцогу Орлеанскому. Муж категорически отказался оплачивать долг Анны Федотовны, поэтому она решила обратиться к богачу Сен-Жермену. «Старый чудак» вместо того, чтобы одолжить денег, раскрыл женщине тайну трех карт, которые непременно помогали выиграть, если ставить на них подряд. В тот же вечер женщина полностью отыгралась, однако после этого случая графиня никому не раскрывала секрета. Гости с недоверием отнеслись к этой истории.

Глава 2

Графиня ***, бабушка Томского, «была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему» . Постоянно жертвой упреков и капризов старухи была ее воспитанница, барышня Лизавета – «пренесчастное создание» . Девушка везде сопровождала старуху, на балах «сидела в углу, как уродливое и необходимое украшение бальной залы» , «в свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали и никто не замечал» , поэтому барышня терпеливо ждала своего «избавителя» .

Через несколько дней после вечера у Нарумова возле окна Лизаветы появился молодой инженер, которого девушка заметила, сидя у окна за пяльцами. «С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома» . Через неделю Лизавета ему впервые улыбнулась.

Этим тайным поклонником был Германн. Рассказ Томского о картах «сильно подействовал на его воображение» , поэтому Германн решил, что должен обязательно узнать секрет графини. Однажды гуляя по Петербургу, мужчина случайно приходит к ее дому. После этого Германну приснился сон, как «он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман» . Утром мужчина вновь приходит к дому графини и в окне видит Лизавету – «эта минута решила его участь» .

Глава 3

Лизавета получает письмо от тайного поклонника, в котором он признавался ей в любви. Барышня пишет ответ и возвращает послание Германна, бросив ему письмо на улицу через форточку. Но это не остановило Германна – он начал слать письма девушке каждый день, прося свидания. Наконец Лизавета уступила, бросив ему в окошко послание, в котором объяснила, как незаметно прийти к ней в комнату ночью, пока графиня будет на балу.

Проникнув ночью в дом графини, Германн спрятался в кабинете, ведущем в комнату графини. Когда старуха осталась одна, мужчина вышел к ней. Прося графиню не кричать, он объяснил, что пришел за тем, чтобы узнать тайну трех карт. Видя, что старуха не хочет делиться с ним секретом, мужчина достал пистолет (как после оказывается – незаряженный). Испугавшись вида оружия, графиня умирает.

Глава 4

Лизавета, сидя в это время в своей комнате в ожидании Германна, вспоминает слова Томского, которыми он охарактеризовал своего друга (Германна) с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля» на балу: «у этого человека по крайней мере три злодейства на душе» .

Тут к ней заходит сам Герман и рассказывает, что был у графини и виновен в ее смерти. Девушка понимает, что мужчина на самом деле искал встречи с ней ради обогащения, а она, по сути, является помощницей убийцы. Лизавету поражает внешнее сходство мужчины с Наполеоном. Утром мужчина тайно покидает дом.

Глава 5

Через три дня Германн отправился в монастырь, где отпевали графиню. Когда он подошел к гробу и посмотрел на покойницу, ему показалось, что «мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом» . Отступив назад, Германн упал в обморок.

Ночью мужчина проснулся без четверти три и услышал, как кто-то сначала постучал к нему в окно, а затем вошел в комнату. Это была женщина в белом платье – покойная графиня. Она сказала, что пришла к нему не по своей воле, а чтобы исполнить его просьбу. Графиня открыла тайну трех карт – «тройки, семерки и туза» , однако оговорилась, что выигрыш ждет мужчину только при условии, что он «в сутки более одной карты» не будет ставить, после всю жизнь играть не будет и женится на Лизавете.

Глава 6

Эти три карты не выходили из головы Германна. Как раз в это время в Петербург приехал известный игрок Чекалинский. Германн решается сыграть с Чекалинским и первый раз, поставив на тройку 47 тысяч, выигрывает. Получив выигрыш, он сразу уехал домой.

На следующий день Германн поставил все деньги на семерку. Выиграв 94 тысячи, мужчина «с хладнокровием и в ту же минуту удалился» . На третий день Чекалинский раздал пиковую даму и туз. Германн, воскликнув, что его туз побил даму, вдруг пригляделся и увидел, что на самом деле вытянул даму: «В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его… — Старуха! — закричал он в ужасе» .

Заключение

После случившегося Германн сошел с ума и попал в Обуховскую больницу. Лизавета вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Вывод

В повести «Пиковая дама» Пушкин впервые в русской литературе затронул тему преступления, злодеяния против человека. Автор показал, что зло всегда порождает зло, приводя к отчуждению от общества и постепенно убивая в преступнике человека.

Краткий пересказ «Пиковой дамы» позволяет быстро ознакомиться с содержанием повести, а также освежить в памяти основные события, однако для лучшего понимания произведения рекомендуем прочесть повесть полностью.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания произведения Пушкина обязательно пройдите тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6
. Всего получено оценок: 4194.

Знакомые мужчины всю ночь играют в карты, а в пять часов утра садятся ужинать. Они обсуждают молодого военного инженера Германна, который сидит с ними, но никогда не играет. Обрусевший немец Германн свои принципы объясняет тем, что он «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее».

Игрок Томский сообщает, что его бабушка графиня Анна Федотовна может угадать подряд три карты, но никогда не пользуется своим секретом. Приятели расспрашивают Томского, но тот утверждает, что тайна ему неизвестна. Бабушка не открыла заветные три карты ни своим сыновьям, ни внукам.

Когда она была молода, невероятно красива и блистала при французском дворе, то сильно проигралась герцогу Орлеанскому, а ее муж заупрямился и отказался платить. Тогда Анна Федотовна обратилась к знаменитому алхимику и оккультисту Сен-Жермену. Тот и назвал графине три магические карты, которые помогли ей отыграться.

Игроки воспринимают этот рассказ с большой долей иронии, а затем разъезжаются по домам.

II

Старая графиня наряжается перед зеркалом, ее воспитанница Лиза вышивает у окна. Вот уже неделю под их окнами бродит какой-то военный инженер. Он постоянно заглядывается на девушку, встречает ее у крыльца. Графиня в очередной раз требует заложить карету, чтобы ехать на прогулку. Она капризничает с самого утра, постоянно меняя свое решение, и находит много причин, чтобы придираться к Лизе. Постоянные упреки больно ранят чувствительную девушку. Жизнь бедной воспитанницы в доме эгоистичной старухи – настоящий ад. Поэтому Лиза мечтает выйти замуж и покинуть невольную «каторгу» у графини. Но, несмотря на красоту, никто не спешит брать замуж бедную родственницу.

В душе Германн страстный игрок, но очень боится войти в азарт и проиграть весь капитал. Поэтому он не берет в руки карты, а только просиживает ночи напролет, с трепетом наблюдая за игрой других. Рассказ о трех заветных картах будоражит его воображение. Германн бродит по городу в раздумьях и вдруг останавливается перед богатым домом. Он узнает у дворника, что это дом той самой графини Анны Федотовны. В окне молодой офицер замечает хорошенькую черноволосую девушку.

III

Графиня отправляется с воспитанницей на прогулку. Когда Лиза садится в карету, Германн передает ей письмо. Лиза быстро пишет ответ и выбрасывает записку в окошко. Германн очень доволен: все идет, как было им задумано. В следующем письме он просит о встрече. Лизу пугает напор молодого человека, она просит не беспокоить ее более. Но Германн настойчиво передает свои письма. С каждым разом ответные записки Лизы становятся нежнее. Наконец, Германн получает письмо, в котором девушка приглашает его на свидание.

В назначенный вечер графиня с воспитанницей должны ехать на бал. Лиза объясняет Германну, что попасть в ее комнату удобнее через покои старухи. В условленное время молодой человек пробирается в дом. Вместо того, чтобы пройти в комнату Лизы, он прячется в кабинете возле спальни графини. Старуха возвращается с бала. Германн ждет, пока она переоденется и отправит спать служанок. Сама графиня, страдающая бессонницей, устраивается в кресле.

Германн неожиданно выходит из своего укрытия и уговаривает Анну Федотовну поведать ему секрет трех карт. Свою настойчивость молодой инженер подкрепляет пистолетом. В испуге графиня падает и внезапно умирает.

IV

Вернувшись с бала, Лиза не застает в своей комнате Германна. Она огорчена и рада одновременно. На балу с девушкой танцевал Томский, красиво ухаживал, много шутил.

Внезапно входит Германн и сообщает, что графиня мертва. Молодой офицер признается Лизе: вся любовная интрига была затеяна для того, чтобы встретиться со старухой. Девушка в ужасе от расчетливости и хладнокровия инженера.

Утром Лиза дает Германну ключ от потайной лестницы, чтобы он смог незамеченным выйти из дома. Молодой человек снова заходит в спальню графини, некоторое время смотрит на мертвую старуху и покидает дом.

V

Германна не терзают угрызения совести, но молодой офицер суеверен и боится, что мертвая графиня может ему навредить. Он собирается идти на похороны и попросить прощения у покойной. Когда Германн подходит к гробу, ему кажется, что старуха усмехается, приоткрыв один глаз. В испуге молодой человек оступается и падает.

Германн заглушает свое беспокойство в трактире, а дома сразу же бросается на кровать и засыпает. Глубокой ночью он слышит, что кто-то отпирает дверь. Офицер предполагает, что это пьяный денщик, вернувшийся с ночной гулянки. Но внезапно в комнату входит женщина в белом, в которой Германн узнает графиню.

Старуха говорит, что пришла не по своей воле. Ей приказано сообщить молодому человеку три карты. Тройка, семерка и туз принесут Германну желанное богатство. Но он не должен ставить больше, чем на одну карту в сутки. Графиня прощает Германну причастность к ее смерти и требует жениться на Лизе.

Старуха уходит. Германн обнаруживает в соседней комнате спящего пьяного денщика. Входная дверь заперта. С этого момента молодой офицер постоянно думает о трех картах.

VI

В Петербург приезжает богатый игрок Чекалинский. Томский знакомит его с Германном. Молодой офицер соглашается играть и ставит на тройку все свои деньги – сорок семь тысяч рублей. Тройка выигрывает. Все поражены. Германн уезжает домой. На следующий день он ставит на семерку и выигрывает уже 94 тысячи.

На третий день все хотят посмотреть на игру Германна. Чекалинский сильно взволнован, бледен, но играет. Выпадает туз. Германн уверен, что выиграл, ведь он ставил именно на эту карту. Но партнеры говорят, что его дама бита. В ужасе офицер видит вместо туза пиковую даму. Германну кажется, что над ним смеется сама графиня.

Заключение

Герой сходит с ума. Он сидит в больнице и все время бормочет: «Тройка, семерка, туз. Тройка, семерка, дама». Лиза выходит замуж за состоятельного молодого человека. Томского производят в ротмистры, он женится на княжне.

  1. Германн
    — военный, обрусевший немец, молодой инженер. Умный и трудолюбивый, человек твердого характера и яркого воображения.
  2. Анна Федотовна
    — восьмидесятисемилетняя графиня, бабушка Томского, одного из приятелей Германна. Хранительница тайны трех карт, переданной ей в молодости одним приятелем.
  3. Лизавета Ивановна
    — воспитанница Анны Федотовны. Молодая, привлекательная и мечтательная девушка, вынужденная прислуживать престарелой капризной старухе.

Другие герои

  1. Томский
    — друг Германна, рассказал ему тайне трех карт, узнанной от бабушки.
  2. Нарумов
    , Чекалинский
    — приятели Германна.

Вечер у Нарумова

Несколько молодых приятелей собираются в доме конногвардейца Нарумова, чтобы провести время за картами. От игры отказывается, но не без удовольствия наблюдает за ней лишь один — молодой военный инженер по фамилии Германн.

В ходе вечера Томский делится с картежниками невероятной историей своей бабушки, Анны Федотовны. В молодости она была крайне привлекательна и жестока, любила картежничать и часто проигрывала немалые суммы. Однажды, находясь в Париже, Анна Федотовна завела дружбу с графом Сен-Жерменом, от которого и узнала тайну трех карт.

Выслушав этот мистический анекдот, приятели расходятся. Германн становится одержим идеей овладеть секретом беспроигрышной игры.

В уборной графини

Томский заходит в уборную своей бабушки с целью сообщить ей, что на пятничном балу намерен познакомить со своим приятелем Нарумовым. Старая уродливая графиня, пользуясь помощью служанок, тщательно одевается и прихорашивается перед зеркалом.

Едва начавшийся разговор с внуком быстро затухает, Томский удаляется, а Анна Федотовна исчезает за ширмами, продолжая собираться. В комнате остается Лизавета Ивановна, молоденькая воспитанница графини.

Она бросает взгляд через окно на улицу и видит там молодого офицера, коим оказывается Германн. Он, как выясняется, уже не первый раз прогуливается возле дома графини и заглядывает в окна. Покраснев, Лизанька принимается за вышивание.

Жизнь Лизаветы Ивановны

Капризы избалованной и эгоистичной графини отравляют жизнь девушки. Ее раздражают постоянные придирки Анны Федотовны. Лиза становится «домашнею мучинецию», которая с нетерпением ждет, когда ее, своенравную красавицу, освободит какой-нибудь молодой офицер.

За своего спасителя Лизанька и принимает Германна, который, в свою очередь, охвачен единственной целью — выведать у графини тайну трех карт. Заметив однажды в окне Лизавету Ивановну, он решает действовать через нее. Эта минута становится для молодого человека роковой.

План Германна и смерть графини

Германн стал посылать Лизе любовные письма с выдержками из немецких романов и настойчиво просить о встрече. Лизавета вскоре поддается на уговоры и назначает ночное свидание в доме, куда он должен проникнуть незаметно для прислуги. Едва часы пробивают нужное время, Германн оказывается внутри. Он решается на обман: вместо того, чтобы дожидаться Лизавету Ивановну в ее комнате, проходит в кабинет графини.

С бала в два часа ночи возвращается Анна Федотовна. Дождавшись, когда она переоденется ко сну, Германн заходит к ней в уборную и просит открыть ему тайну трех карт.

Анна Федотовна открыто сопротивляется, поэтому в ход идут мольбы, затем угрозы. Наконец, обезумевший Германн достает из кармана пистолет. От испуга старая графиня умирает в собственном кресле.

Лизавета, приехавшая вместе с графиней, надеясь на встречу с молодым офицером и в то же время опасаясь ее, проходит к себе в комнату. Ее терзают сомнения: она и подумать не могла, что всего после трех недель переписки сможет позвать к себе в дом совершенно незнакомого человека.

А тут еще и Томский на балу поведал Лизе о бесчестности ее нового знакомого. Размышления о жизни прерываются внезапно появившимся на пороге Германном, который сообщает о смерти графини и признается в том, что невольно стал ее причиной. Тут же он и раскрывает Лизе весь свой план.

Из этого рассказа девушка понимает, что на самом деле ему была интересна далеко не она, а покойная графиня, тайну которой все это время Германн пытался выведать. Самого Германна больше потрясает не смерть старухи, а безвозвратная потеря главного секрета последних недель его жизни.

Тайна трех карт

Будучи человеком с предрассудками, через три дня Германн решается прийти на похороны графини, чтобы «испросить прощения». Склонившись над покойной, он отшатывается и падает: молодому человеку показалось, что старуха смотрит на него с насмешливым прищуром.

Чтобы успокоить нервы и унять голос совести, весь следующий день Германн пьет, а возвратившись ночью домой ложится спать, не раздеваясь. В полночь к нему является призрак Анны Федотовны в образе женщины в белых одеяниях и открывает секрет трех карт: выигрыш обеспечат ставки на тройку, семерку и туза.

В ответ старая графиня требует, чтобы Германн женился на ее воспитаннице Лизавете Ивановне.

Финальная игра

Тройка, семерка и туз полностью поглотили мысли Германна: их образы мерещатся ему в окружающих предметах, людях, являются во снах. Он ждет случая опробовать магическую карточную систему в действии. На игорном вечере у Чекалинского, Германн ставит крупную сумму на тройку и выигрывает. На следующий день ставка делается на семерку — снова выигрыш. Поглощенный картами, Германн забывает условие графини, что и оборачивается для него трагедией.

В третий раз вернувшись в дом к Чекалинскому, Германн, предвкушая свою победу, вертит в руках туза. Внезапно, туз оказывается пиковой дамой, которая будто бы насмехается над молодым офицером. Германн с ужасом узнает в ней старую графиню.

Заключение

Германн сходит с ума. Теперь он сидит в больничной палате, не отвечает ни на какие вопросы и быстро бормочет себе под нос «тройка, семерка, туз, тройка, семерка, туз».

Лизавета Ивановна выходит замуж.

Тест по повести Пиковая Дама

Пиковая
дама

«Однажды играли в карты
у конногвардейца Нарумова». После игры
Томский рассказал удивительную историю
своей бабушки, которая знает тайну трех
карт, якобы открытую ей знаменитым
Сен-Жерменом, непременно выигрывающих,
если поставить на них подряд. Обсудив
этот рассказ, игравшие разъехались по
домам. Эта история показалась
неправдоподобной всем, включая и
Германна, молодого офицера, который
никогда не играл, но, не отрываясь, до
самого утра следил за игрой.

Бабушка
Томского, старая графиня, сидит в своей
уборной, окруженная служанками. Здесь
же за пяльцами и её воспитанница. Входит
Томский, он заводит светскую беседу с
графиней, но быстро удаляется. Лизавета
Ивановна, воспитанница графини, оставшись
одна, смотрит в окно и видит молодого
офицера, появление которого вызывает
у нее румянец. От этого занятия её
отвлекает графиня, отдающая самые
противоречивые приказания и при этом
требующая их немедленного исполнения.
Жизнь Лизаньки в доме своенравной и
эгоистичной старухи несносна.

Она
виновата буквально во всем, что раздражает
графиню. Бесконечные придирки и капризы
раздражали самолюбивую девушку, которая
с нетерпением ожидала своего избавителя.
Вот почему появление молодого офицера,
которого она видела уже несколько дней
подряд стоящим на улице и смотревшим
на её окошко, заставило её раскраснеться.
Этим молодым человеком был не кто иной,
как Германн.

Он был человеком с
сильными страстями и огненным воображением,
которого только твердость характера
спасала от заблуждений молодости.
Анекдот Томского распалил его воображение,
и он захотел узнать тайну трех карт. Это
желание стало навязчивой идеей, невольно
приведшей его к дому старой графини, в
одном из окон которого он заметил
Лизавету Ивановну. Эта минута и стала
роковой.

Германн начинает оказывать
знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть
в дом графини. Он тайком передает ей
письмо с объяснением в любви. Лиза
отвечает. Германн в новом письме требует
свидания. Он пишет к Лизавете Ивановне
каждый день и наконец добивается своего:
Лиза назначает ему свидание в доме на
то время, когда её хозяйка будет на балу,
и объясняет, как незамеченным проникнуть
в дом. Едва дождавшись назначенного
времени, Германн проникает в дом и
пробирается в кабинет графини. Дождавшись
возвращения графини, Германн проходит
к ней в спальню. Он начинает умолять
графиню открыть ему секрет трех карт;
видя сопротивление старухи, он начинает
требовать, переходит к угрозам и наконец
достает пистолет. Увидев пистолет,
старуха падает в страхе с кресел и
умирает.

Воротившаяся вместе с
графиней с бала Лизавета Ивановна боится
встретить в своей комнате Германна и
даже испытывает некоторое облегчение,
когда в ней никого не оказывается. Она
предается размышлениям, как внезапно
входит Германн и сообщает о смерти
старухи. Лиза узнает, что не её любовь
— цель Германна и что она стала невольной
виновницей гибели графини. Раскаяние
терзает её. На рассвете Германн покидает
дом графини.

Через три дня Германн
присутствует на отпевании графини. При
прощании с покойной ему показалось, что
старуха насмешливо взглянула на него.
В расстроенных чувствах проводит он
день, пьет много вина и дома крепко
засыпает. Проснувшись поздней ночью,
он слышит, как кто-то входит к нему, и
узнает старую графиню. Она открывает
ему тайну трех карт, тройки, семерки и
туза, и требует, чтобы он женился на
Лизавете Ивановне, после чего
исчезает.

Тройка, семерка и туз
преследовали воображение Германна. Не
в силах противиться искушению, он
отправляется в компанию известного
игрока Чекалинского и ставит огромную
сумму на тройку. Его карта выигрывает.
На другой день он поставил на семерку,
и вновь выигрыш его. В следующий вечер
Германн вновь стоит у стола. Он поставил
карту, но вместо ожидаемого туза в руке
его оказалась пиковая дама. Ему кажется,
что дама прищурилась и усмехнулась…
Изображение на карте поражает его своим
сходством со старой графиней.

Германн
сошел с ума. Лизавета Ивановна вышла
замуж.

  • Тема рассказа ночь исцеления
  • Тема рассказа носова огурцы
  • Тема рассказа капустное чудо
  • Тема рассказа мальчик звезда
  • Тема рассказа налим чехов