Тема рассказа певцы тургенева

Автор на чтение 19 мин. просмотров 2 опубликовано 19.03.2021 год написания и публикации рассказ написан в 1850 году. история

На чтение 19 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Год написания и публикации – рассказ написан в 1850 году. История создания – Находясь в имении своей матери, Тургенев имел возможность наблюдать за жизнью крестьян. Разнообразие характеров, с которыми писатель столкнулся в момент этой поездки, послужили основой для целого сборника рассказов «Записки охотника». Рассказ «Певцы» первоначально имел другое название — «Притынный кабачок». Его, вероятно, поменял Некрасов, готовя произведение к печати, поскольку первоначальное название зачеркнуто его рукой. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. Основная идея – Человек может быть талантливым, даже если он не образован. Душа поет в каждом человеке, независимо от социального положения и его жизни, даже если судьба человека тяжела и безрадостна. Чувство прекрасного есть во всех людях. Красоту, музыку, песню умеют глубоко воспринимать и богатые, и бедные. Тема – Талантливым может быть любой человек, независимо от своего социального статуса. Проблема – Человеку с низким социальным статусом тяжелее выразить свой талант, получать за него достойное вознаграждение.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Автор: · 01.04.2018

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

История создания

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.

Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны).  Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

Главные герои и их характеристика

Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

О другом певце рассказчик сообщает следующее:

Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.

Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

Темы и проблемы

Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).

Главная мысль

Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения.  Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

Средства художественной выразительности

Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.

Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

Автор: Богдан Попович

Автор: · Опубликовано 30.06.2020 · Обновлено 30.06.2020

Рассказ «Певцы», как и другие рассказы «Записок охотника», дает читателю возможность погрузиться в народную жизнь старой России, познакомиться с сильными и противоречивыми характерами ее людей, оценить заложенный в них творческий потенциал. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами и проблематикой произведения.

История создания

Все рассказы сборника «Записки охотника» создавались И. С. Тургеневым в течение 1840-1850-х годов. Писатель стремился живо и реалистично изобразить жизнь народа, честно поговорить о нелегкой судьбе крестьянства. Прототипами его героев часто становились реальные люди, которых писатель встречал во время прогулок по окрестностям родового имения в Орловской губернии.

Рассказ «Певцы» был написан в 1850 году и почти сразу был опубликован в журнале «Современник».

Жанр, направление

По жанровой принадлежности «Певцы» И. С. Тургенева – это рассказ. Все повествование сосредоточено вокруг одной сюжетной линии и небольшого количества действующих лиц. Рассказчик случайно попадает на соревнование певцов, проходящее в небольшом сельском кабаке, где становится свидетелем выступления двух разных исполнителей.

При описании села, хозяина заведения и самих музыкантов И. С. Тургенев следует реалистической традиции. Он подробно описывает характерные детали пейзажа, интерьера избы, внешности и поведения каждого из гостей. Именно эти особенности помогают создать яркие образы живых людей, которым читатель может сопереживать.

Суть: о чем рассказ?

Повествование начинается с описания небольшого села Котловка и стоящей на краю села неприметной избушки. В ней располагается кабак, названный «Притынным». Кабак этот почти никогда не пустует благодаря хозяину Николаю Ивановичу – человеку с особым даром привлекать и удерживать гостей, имеющему «много здравого смысла» и определенное влияние среди соседей.

В один из жарких июльских дней рассказчик-охотник направляется в Притынный кабак в поисках отдыха и узнает, что там намечается соревнование лучшего певца в околотке Яшки-турка и заезжего рядчика из Жиздры. Посмотреть на это музыкальное состязание собираются многие жители Котловки. Первым берется спеть рядчик. Наделенный приятным и сладким голосом, он с удовольствием демонстрирует собравшимся ценителям искусства свое мастерство, сопровождая пение изящными переходами и отдельными «завитушками» вроде щелканья языком и игры горлом. Оживленная публика хвалит гостя и уже готова отдать ему победу, но тут выступать выходит другой участник – Яшка-турок. Голос Якова не так мелодичен, он звенит и сначала кажется слушателям слегка надтреснутым, но именно в нем открывается глубокая неподдельная страсть, способная схватить за душу. Во время пения он как будто забывает обо всем вокруг и полностью отдается творческому порыву, растворяется в своих ощущениях. Рассказчик замечает, что от его голоса веет «чем-то родным и необозримо широким», а из самой глубины души поднимаются и прорываются слезы. Вопроса о победителе этого соревнования больше не стоит, что единогласно признается всеми слушателями.

Главные герои их характеристика

Характеристика главных героев рассказа «Певцы» сосредоточена в таблице:

Рассказчик Весь сборник рассказов И. С. Тургенева объединен образом рассказчика. Это дворянин, который во время охоты знакомится с окрестностями имения и встреченными на пути людьми. Он наделен чутким сердцем и хорошо разбирается в человеческих характерах.
Хозяин кабака Сначала писатель описывает целовальника Николая Ивановича – хозяина кабака. Как и все люди его профессии, он отличается расторопностью и сметливостью, но есть в нем и особенные качества, привлекающие к нему людей. Прежде всего, он «знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека», много видел на своем веку и всегда может дать совет и наставить на истинный путь. Он старается предупредить все, что может нарушить общее спокойствие, и за это его уважают соседи. Неудивительно, что Николаю Ивановичу удается собирать в своем простом заведении много гостей и не давать им скучать.
Описание гостей Далее рассказчик переходит к историям других зрителей музыкального соревнования и самих певцов. Одного из мужиков местные прозвали Обалдуем, это загулявший дворовый человек без всякой должности, умеющий при этом ловко погулять за чужой счет. Противоположный тип представляет собой опытный, предприимчивый и расчетливый Моргач, который из кучера сумел стать приказчиком, а после подался в мещане и разбогател.

Выделяется на фоне других гостей Перевлесов, прозванный Диким-Барином. На вид его трудно отнести к определенному сословию – он держится сам по себе. Также остается неизвестным, чем он живет, однако деньги, хоть и небольшие, у него имеются. «Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем», — говорит автор и предполагает, что эти силы при случае могли разрушить своего хозяина и все вокруг. В то же время, поражала в Диком-Барине некая смесь природной свирепости и врожденного благородства.

Рядчик Портрет первого участника соревнования создается всего несколькими чертами. Рядчик представляется невысоким плотным мужчиной с «тупым вздернутым носом» и красивым высоким голосом. Поет он очень искусно, но это пение не трогает душевных струн так, как пение его соперника Яшки-турка.
Яшка-турок В портрете Якова акцент делается на впалых щеках, беспокойных серых глазах и выразительных губах, говорящих о впечатлительности и страстности его натуры. Он работает на бумажной фабрике, но при этом по душе – «художник во всех смыслах этого слова». В его пении звучит «русская, горячая, правдивая душа», которая приводит в трепет всех присутствующих.

Темы

Тематика рассказа «Певцы» может быть продолжена, но только если это нужно аудитории. Поэтому в случае нехватки материала напишите в комментариях, чего не хватает?

  1. Одной из ключевых тем всех «Записок охотника» становится тема народа и его непростой судьбы. Находит выражение она и в рассказе «Певцы». Писатель описывает разные типы людей, но все эти характеры сформированы жизненными обстоятельствами. Так, непростой путь поисков лучшей доли выпадает Моргачу, который сбегает от своей барыни, а после скитаний возвращается, чтобы преданной службой вернуть ее милость. Затем ему удается освободиться и даже разбогатеть, но при этом он становится человеком практичным и жестким, привыкает пользоваться людьми. Меньше везет Обалдую, который не находит сил поменять свое положение и отыскать свое место.
  2. Другой значимой темой рассказа становится искусство. Всех героев, независимо от их положения и характера, собирает в этот день в кабаке желание посмотреть соревнование местного певца Яшки и заезжего рядчика. Гости оказываются способны не только оценить красоту голоса или «завитушки» рядчика, но и всей душой почувствовать страсть и печаль, которыми проникнуто пение Якова.

Проблемы

Проблематика рассказа «Певцы» состоит из проблем эпохи, когда жил и творил Тургенев, и вопросов, актуальных во все времена.

  1. Тургенев в своем рассказе не просто изображает яркие крестьянские характеры, он поднимает проблему трудной народной доли, говорит о крепостном праве, которое лишает человека возможности проявить свои способности и таланты. Своим страстным пением Яков способен тронуть любую душу, он — художник по своей натуре, однако вынужден работать на фабрике и единственной возможностью показать свой талант для него являются подобные соревнования в сельском кабаке. Точно так же редким мгновением единения с искусством и самими собой становится певческий поединок для целовальника, его жены, Дикого-Барина и прочих гостей, которые очень скоро вынуждены будут вернуться к своим привычным будням.
  2. Проблема испорченности русского народа, забитого рабством и непосильной ношей труда, тоже поднимается в произведении. Неудивительно, что недолгий душевный подъем, вызванный в односельчанах пением Яшки-турка, очень быстро сменяется «невеселой картиной» пьянства и разгула, от которой стремится убежать рассказчик.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Певцы» заключается в той удивительной силе искусства, которая способна тронуть душу человека, позволить ему забыть о своих горестях и почувствовать себя счастливым. Разницу между умелыми, но пустыми трелями рядчика и печальным, искренним, хоть и не таким чистым пением Яшки замечают все, включая самого проигравшего, но особенно интересно наблюдать за реакцией Дикого-Барина. Этот уважаемый всеми за внутреннюю силу и благородство человек, кажется, лучше других понимает печаль, звучащую в голосе Якова. Если во время пения рядчика Дикий-Барин лишь снисходительно улыбается, то после выступления второго участника он уже не пытается сдержать свои чувства. Его восхищение и благодарность за пережитые от этого пения эмоции выражаются в простом жесте:

«Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и – смолк».

Смысл рассказа «Певцы» состоит в том, что настоящий талант всегда проникает в души людей и заставляет их, пережив катарсис, очищаться и открываться новым впечатлениям.

Художественные особенности

Исследователями отмечалось, что, в отличие от других ярких рассказов сборника, «Певцы» носят отчасти элегический характер. В этом рассказе Тургенев изображает нелегкую судьбу талантливых представителей народа, которые не могут реализовать себя в условиях старой крепостнической России.

Усилить звучащие в повествовании идеи и мотивы писателю удается с помощью использования в описаниях образных эпитетов и метафор в рассказе «Певцы». Во время пения Якова рассказчик представляет себе свободную чайку, наслаждающуюся солнечным светом. В этом сравнении наиболее отчетливо проявляется авторская оценка внутренней силы и независимости певца-самоучки.

В рассказе «Певцы» И. С. Тургенев демонстрирует, что в народной среде немало по-настоящему чувствующих и талантливых людей. Несмотря на тяжелые условия жизни, они, подобно Якову, делятся своим внутренним светом с окружающими и делают их мир ярче.

Автор: Юлия Филипская

Виноградова Ирина

Идея этого рассказа заключается в том, что автор хотел показать, как жили люди в деревнях. Судьба у каждого человека была разной, у большинства даже трагичной, но, несмотря на это, любовь к творчеству процветала даже в самых отдаленных уголках нашей необъятной страны. На примере двух певцов, показано, что на Руси было множество талантов, да не простых, а самородков. Погрузившись в пение, люди забывали обо всем, о своей несчастной жизни, о том, что жизнь к ним не справедлива, потому что творчество было в душе у каждого.  

Пожаловаться

Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.

Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.

Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.

Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.

Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.

Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.

Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

По произведению: «Певцы»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/turgenev-pevcy/
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-pevtsy/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pevtsy-i-s-turgenev/
  • https://vashurok.ru/questions/turgenev-pevtsi-ideya-rasskaza
  • https://goldlit.ru/turgenev/683-pevtsy-analiz

7 класс

$Программа Г.С.Меркина

Урок № 27.

Тема.$ «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, особенности двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;

  • развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей двух $видов искусства.

$Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

$ 2. Анализ содержания рассказа «Певцы».

2.1. Слово учителя.

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он $обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жи$зни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».

2.2. Беседа, сочетающаяся с лексической работой.

— Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?

— Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?

Лексическая работа: целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.

— Где происх$одит действие рассказа? О чем рассказало название села?

Действие происходит в деревне Колотовка.

Лексическая работа: Колотовка.

2.3. Выразительное чтение учащимся фрагмента рассказа от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года…» до слов «…наконец этот невыносимый$ зной».

— Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.

Голый холм, безд$на, разрытый и размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, вызженный, запыленный выгон, новый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.

— Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?

$Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.

— С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?

2.4. Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я $переступил порог».

— Каковы первые впечатления о героях?

Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.

2.5. Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.

— На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?

$ В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч».

При всем многообразии индивидуально$стей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».

— Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?

Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.

— Как по внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?

«Все его лицо$ изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».

— Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания?

Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.

$2.6. Исследовательская работа с текстом. Заполнение второй и третьей части таблицы.

Рядчик

Яков Турок

$Манера исполнения

$Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи

Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как
струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех
нас. Залился еще звонче.

Реакция слушателей

Николай Иванович одобрительно закачал головой, на лице выступила краска, помолодел…

Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и $начал душить.$

Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился.

У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!»

Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно катилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…

$

Оценка рассказчика

Просто лез из кожи

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны

2.7. Выразительное чтение от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» слов «…закачал гол$овой направо и налево».

2.8.Сообщение учащегося.

«Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.

$ «Не одна во поле дороженька пролегала…» — протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в 30—40-х гг. XIX в.

2.9. Выразительное чтение или прослушивание песни.

— Назовите слова, пе$редающие манеру исполнения Якова Турка. Что особо подчеркивает рассказчик?

— Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.

— Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?

$Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.

— Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?

Яшка Турок — наст$оящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.

2.10. Обращение к таблице.

— Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.

2.11. Выразительное чтение финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.

$ — Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?

И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».

$

2.12. Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».

III. Подведение итогов урока.

$Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881 г. Тургенев говорил Е.М. Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».

$ Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателей: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершенный сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках.

IV. Домашнее задание.

$

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

   Изучение
произведений И.С. Тургенева: Рассказы «Бирюк» и «Певцы».

   Веру автора в
новую Россию учащиеся должны еще сильнее почувствовать; работая над рассказами
И.С. Тургенева «Бирюк» и «Певцы».

   В рассказу «Бирюк»
можно предложить учащимся сделать короткие доклады на такие, например, темы:
«Почему Бирюк отпустил крестьянина?» «Трагедия Бирюка», «Славный малый» и т. д.

   Рассказ этот
труден потому, что сложна психология Бирюка, что трагична его жизнь. Учащиеся
иногда осуждают Бирюка за жестокость и не понимают причин его сурового
обращения с браконьерами, не понимают, что он сам мучительно чувствует тяжесть
своего положения: он должен честно служить барину и для этого  расправляться с
такими же, как он, мужиками.

   Консультируя
учащихся, надо помочь им понять, что образ Бирюка дан в развитии, что страшная
картина крестьянской нищеты и отчаяния, своя горькая жизнь, вспышка гнева
бедного мужика — все это пробуждает в душе Бирюка сомнение в правильности
обычного сурового обращения — с кем же? со своим братом, нищим мужиком.

   В работе над
докладами есть пища для фантазии учащихся. Почему жена Бирюка ушла от семьи?
Возникнут разные догадки и мнения. ‘Может быть, ей невыносимо было чувствовать
ненависть. всех окрестных крестьян. А может быть, ей надоело жить в лесу, с
мрачным, нелюдимым Бирюком, с которым никто из крестьян, видно, не хотел
знаться. Нельзя, конечно, оправдывать мать, бросившую детей. Во всяком случае,
это несчастье повлияло на тот перелом, который происходит в душе Бирюка.

   И.С. Тургенев
показывает пробуждение человеческих чувств в верном защитнике господского
добра, показывает его человеческую душу («ты, я вижу, славный малый», —
заключает автор). Безнадежно очерствели, ожесточились души Стегуновых,
Пеночкиных и им подобных, умерло в них все человеческое, все светлое и живое, н
ничто уже. их не воскресит. Иное дело такие: люди, как Фома: подо льдом бъет
живой родник, и стоит пробить Толшу льда, как горячий поток хлынет
наружу.                                         

    Глубокой верой в
народ проникнут этот рассказ — такой вывод должны сделать учащиеся в своем
небольшом докладе.

   На уроке мы
вызываем двух-трех докладчиков по теме. Докладчики дополняют друг друга, весь
класс участвует в обсуждении. Текст широко используется на протяжении всего
урока. В задачи докладчиков входит также и выразительное чтение отдельных
цитат, отрывков.

   Работу над
рассказом «Певцы» можно построить несколько по-иному, но тогда потребуется два
часа.

   В этом случае
допустимо не обсуждать на уроке рассказ «Два помещика» или «Бирюк». Над
рассказом «Певцы» желательно поработать основательнее: он может сыграть большую
роль в развитии учащихся.

   Предлагаем
учащимся к первому уроку, посвященному рассказу «Певцы», повторить тему «Устное
народное творчество» примерно по таким вопросам:

   1. Кто и когда
создавал песни, былины, сказки?

   2. Вспомните
известные вам народные песни, повторите те из них, которые вы учили наизусть.

   3 Чем замечательны
народные песни? Что они выражают?

   4. Как относились
русские писатели к устному народному творчеству?

   На уроке или во
внеурочное время интересно прослушать грамзаписи двух-трех плясовых и протяжных
песен и затем предложить учащимся поделиться впечатлениями, назвать свои
любимые народные песни. Если в школе работает хоровой кружок и в классе есть
«певцы», можно заранее подготовить с помощью учителя пения исполнение народных
песен.

   Рекомендуем также
до чтения рассказа — сообщить учащимся содержание песни рядчика, а песню Якова
Турка процитировать полностью. Обе песни

записаны собирателями
фольклора в разных краях России. Сохранились записи в старинных сборниках 18
века, имеется много вариантов в позднейших

изданиях.

   Песня рядчика —
плясовая, веселая. В ней говорится о девушке, которая посеяла аленьки цветики,
а когда они расцвели, сердце ее наполнила кручина.

Ожидая  друга,
девушка чувствует, что он разлюбил ее:

   Идет-идет моя
радость, идет да не скоро.

   Вижу-смечу, моя
радость, не хочешь любити.

   Но девушка прощает
милого, предоставляя ему полную свободу:

   Люби, люби, моя
радость, кого ты захочешь!

   Я довольна, друг,
тобою, простимся со мною!

   Далее поется о
том, что и девице приглянулся другой, поэтому печаль ее недолга. В
противоположность легкому, неглубокому чувству, выраженному в этой песне, иное
звучит в протяжной песне «Не одна во поле дороженька…»: горечь глубокой
безнадежной любви, тоска по милой, с которой молодец навсегда разлучен:

   Не одна-то, не
одна

   Во поле
дороженька, в поле пролегала широко.

   Цель вступительной
беседы, предшествующей изучению рассказа Тургенева, ясна: надо создать
определенный эмоциональный настрой, подготовить учеников к восприятию текста.

   Напомнив учащимся
о том, что Тургенев в «Записках охотника» раскрывает светлые стороны души
закрепощенного народа, показывает красоту русской природы, красоту русского
человека, богатство и одаренность его натуры и выражает протест против его
закрепощения, мы перейдем к чтению «Певцов».

   После чтения
обменяемся впечатлениями. Какое чувство оставляет рассказ, радостное или
горькое? Этот вопрос может вызвать разные суждения. Одни ученики будут
утверждать, что рассказ глубоко оптимистичен: серой, будничной и. безрадостной
была жизнь народа, но Тургенев верит в его силы, в его живую душу, в его
замечательный талант. Другие будут ссылаться на то, что даровитые люди гибли в
тисках крепостничества (и приведут при этом знакомые им факты), что в конце
рассказа рисуется грустная сцена в кабаке, и вид пьяного Якова вызывает чувство
жалости и негодования против общественного строя, губившего народные таланты.

   В итоге спора
придем к заключению, что правы обе стороны: и грусть, и радостная вера в народ
звучат в этом рассказе. Надо глубже разобраться в нарисованной писателем
обстановке, в людях, которых он, изображает, вглядеться в образ
автора-повествователя.

   Задание даем
такое: пусть каждый ученик, внимательно перечитав «Певцов», подготовит рассказ
о какомнибудь из действующих лиц произведения. Соответственно учащиеся делятся
на девять групп: одни готовят рассказ о Николае Ивановиче, другие — о его жене,
третьи — об Обалдуе, четвертые — о Моргаче, далее — о Якове Турке, о рядчике из
Жиздры, о Диком-Барине, о мужике в заплатанной свите и, наконец, об
авторе-охотнике. Примерный план рассказа даем заранее: 1) история героя, 2)
черты его личности, проявляющиеся в портрете, в речи, в поведении,
взаимоотношениях с другими персонажами, 3) как действует на него песня и как
это его характеризует. Учащиеся, которые

готовят рассказ об
авторе, должны будут обратить вннмание на описание Колотовки и на пейзаж,
данный в начале и в конце рассказа (какие чувства автора выражены в описании
природы, в изображении деревни).

   С этого рассказа и
начнем урок. Здесь, однако, потребуется помощь учителя: Перед нами самая
обыкновенная бедная деревушка, самый обыкновенный бедный кабак. Рисуя их, автор
подчеркивает признаки нужды, скудной серой жизни. Еще раз перечитываем начало
рассказа.

   Какое впечатление
производит это описание? Учащиеся укажут на бедную природу, которая вызывает
чувство уныния: «голый холм», «страшный овраг», который зияет как бездна,
«несколько тощих ракит боязливо спускаются» по склонам оврага — эмоциональные
эпитеты передают то впечатление, которое производит природа Колотовки на автора
и читателей.

   Что можно сказать
о самом сельце? Учитель указывает на начальные строки, намекающие на печальную
историю крепостной деревни: сначала ею владела Стрыганиха, отличавшаяся «лихим
и бойким нравом», теперь же сельцо состоит «за каким-то петербургским немцем»
(здесь уместно вспомнить «Забытую деревню» Некрасова). В самом начале рассказа
Колотовку характеризуют слова: бедная деревушка.

   Предлагаем
учащимся в другом месте найти описание Колотовки в жаркий июльский день. Какими
красками рисуется здесь природа? Вспоминаем описание погожего июльского дня из
рассказа «Бежин луг». В «Певцах» то же время года рисуется совсем по-иному.
Отмечаем эпитеты и метафоры: «сверкающее солнце» затопляет все вокруг
«неумолимыми лучами»; «солнце

разгоралось на небе,
как бы свирепея», «был невыносимо жаркий» день. Тургенев — мастер лирического,
исполненного поэзией пейзажа — рисует «выжженный, запыленный выгон», «черный,
словно раскаленный пруд,

с каймою из
полувысохшей грязи», животных и птиц, изнемогающих от жажды, голода и зноя:
вороны и грачи «жалобно глядели на проходящих», по выгону

«безнадежно скитаются
. худые, длинноногие курицы», овцы «печально теснятся друг к дружке», с унылым
терпеньем наклоняют головы. Черты бедности, запустения деревни довершают
картину: «бурые, полуразметанные крыши домов», пруд со «сбитой набок плотиной»,
«серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома», —
это ли не черты «забытой деревни», бедной, безрадостной жизни крепостного
сельца! Таково же и описание полутемного грязного деревенского кабака:
«Солнечный свет струился жидким желтоватым потоком сквозь запыленные стекла
двух небольших окошек и, казалось, не мог победить обычной темноты комнаты, все
предметы были освещены скуло, словно пятнами».

   Итак, скудная,
неприглядная обстановка. Окружает действующих лиц рассказа.

  Литература

    Качурин М.Г.,
Шнеерсон М.А. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного
произведения. -Л., 1960.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему » И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества» 10 класс

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

    Описание слайда:

    Иван

    Сергеевич

    Тургенев
    (1818-1883)

  • 2 слайд

    Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834)По отцу принадлежал к старинному дворян

    Описание слайда:

    Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834)
    По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду, который был известен со времён Ивана Грозного.
    Родился в богатой дворянской семье(5000 крепостных) в имении Спасское-Лутовинове
    /Орловская губерния/.

  • 3 слайд

    Мать будущего писателя – Варвара Петровна Тургенева (1787-1850) Детст

    Описание слайда:

    Мать будущего писателя – Варвара Петровна Тургенева
    (1787-1850)
    Детство Тургенева могло стать золотым, но не стало. Слишком суровой оказалась мать. Она очень любила сына и очень мучила. В родном доме чуть не каждый день секли будущего писателя за всякую мелочь, за каждый пустяк.

  • 4 слайд

    «Ненависть к крепостному праву уже тогда жили во мне, она, между прочим, была

    Описание слайда:

    «Ненависть к крепостному праву уже тогда жили во мне, она, между прочим, была причиной тому, что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом…»
    В имении матери прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостничество.

  • 5 слайд

    Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие длинные алле

    Описание слайда:

    Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе… за домом тянулся роскошный сад.

  • 6 слайд

    «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я

    Описание слайда:

    «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк, одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся»
    12-летний Ваня Тургенев

  • 7 слайд

    Образование1827 г. – Москва; учеба в частных пансионах и у

    Описание слайда:

    Образование
    1827 г. – Москва; учеба в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
    1833 г. – Московский государственный университет. Словесное отделение философского факультета.

    1834 – 1837 годы — Петербургский университет.
    1838 г. – В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой, а дома он занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков.
    В начале 1842 г. он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии, однако его просьбу отклонили. Не устроившись в Москве, Тургенев удовлетворительно выдержал экзамен на степень магистра в Петербургском университете и написал диссертацию для словесного факультета. Но к этому времени у него уже остыла тяга к профессиональной учёности; его всё больше стала привлекать литературная деятельность.

  • 8 слайд

    Весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатле

    Описание слайда:

    Весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент приходит к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. И в этом смысле он становится убеждённым «западником».
    Европа
    И. С. Тургенев. Портрет работы
    В. Г. Перова.

  • 9 слайд

    Литературные встречи и знакомствав 1837 году происходят мимолётные встречи с

    Описание слайда:

    Литературные встречи и знакомства
    в 1837 году происходят мимолётные встречи с А.С. Пушкиным. Тогда же Тургенев знакомится с В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, М.Ю.Лермонтовым
    В 1840-е годы, помимо П.А. Плетнёва и В.Г. Белинского, Тургенев встречается с А.А. Фетом
    В 1850-1852 г. живёт то в России, то за границей, видится с Н.В. Гоголем.
    В середине 1850-х годов круг друзей Тургенева пополняется Львом Толстым.

  • 10 слайд

    «Записки охотника»1847 г. – известность пришла к Тургеневу: публикация расска

    Описание слайда:

    «Записки охотника»
    1847 г. – известность пришла к Тургеневу: публикация рассказа «Хорь и Калиныч» /Тургенев «зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил» (Белинский)/.
    1849 г. – последний рассказ «Лес и степь»
    1850г. — публикация рассказа «Певцы» в журнале «Современник» /первый присоединённый рассказ к «Запискам охотника»/.
    1852 г. – отдельным изданием выходит книга «Записки охотника» /25/.

  • 11 слайд

    Петербургский кружок 1843 г. начало литературной деятельности:

    Описание слайда:

    Петербургский кружок
    1843 г.
    начало литературной деятельности: поэма «Параша»
    знакомство с критиком В. Белинским, перешедшее в дружбу
    положительный отзыв на первое произведение
    сотрудничает с журналом «Современник»

  • 12 слайд

    Осенью 1843 г. Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного

    Описание слайда:

    Осенью 1843 г. Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Тургеневу было 25 лет, Виардо — 22 года. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины — директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом — Луи Виардо, а 1 ноября 1843 года он был представлен и самой Полине.
    Знакомство с Полиной Виардо
    Голос Полины Виардо выходил за рамки привычной сегодняшнему слушателю классификации голосов. Это был инструмент, охватывающий диапазон от сопрано до контральто.

  • 13 слайд

    Знакомство с Полиной Виардо «Я ничего не видел на свете лучше Вас… Встретит

    Описание слайда:

    Знакомство с Полиной Виардо

    «Я ничего не видел на свете лучше Вас… Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мной»

  • 14 слайд

    Она была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, ши

    Описание слайда:

    Она была не только
    замечательной певицей, но и
    обаятельной женщиной, широко
    образованным человеком и
    интересным собеседником.
    Ко времени знакомства с Тургеневым имя Полины Виардо
    пользовалось огромной
    популярностью в Европе…
    Живописец – Нефф Т.

  • 15 слайд

    Ссылкаапрель 1852 г. – Тургенев по высочайшему повелению «посажен на съезжую»

    Описание слайда:

    Ссылка
    апрель 1852 г. – Тургенев по высочайшему повелению «посажен на съезжую» (в полицейскую управу) за отклик на смерть Н. В. Гоголя
    май 1852 г. – выслан в Спасское

  • 16 слайд

    Разрыв с журналом «Современник»

    Описание слайда:

    Разрыв с журналом «Современник»

  • 17 слайд

    Разрывы и потериВ 1860 г. в «Современнике» вышла статья Н.А. Добролюбова «Ког

    Описание слайда:

    Разрывы и потери
    В 1860 г. в «Современнике» вышла статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», в которой довольно жёстко критиковались роман «Накануне» и творчество Тургенева вообще. Тургенев поставил Некрасову ультиматум: или он, Тургенев, или Добролюбов. Выбор пал на Добролюбова, который впоследствии стал одним из прототипов образа Базарова в романе «Отцы и дети». После этого Тургенев ушёл из «Современника» и перестал общаться с Некрасовым
    После женитьбы Толстого на С.А. Берс Тургенев обрёл в Толстом близкого родственника, однако ещё до свадьбы, в мае 1861г., когда оба прозаика находились в гостях у А.А. Фета в имении Степаново, между двумя литераторами произошла серьёзная ссора, едва не закончившаяся дуэлью и испортившая отношения между писателями на долгие 17 лет.

  • 18 слайд

    Посредник между западной и русской литературойС начала 1860 годов Тургенев по

    Описание слайда:

    Посредник между западной и русской литературой
    С начала 1860 годов Тургенев поселяется в Баден-Бадене. Писатель активно участвует в культурной жизни Западной Европы, завязывая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии
    В числе его знакомых или корреспондентов Теккерей, Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Гюстав Флобер…

  • 19 слайд

    Знаменитые «обеды пяти»В 1874 г. в парижских ресторанах Риша или Пелле начина

    Описание слайда:

    Знаменитые «обеды пяти»
    В 1874 г. в парижских ресторанах Риша или Пелле начинаются знаменитые холостяцкие «обеды пяти»: Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Сама идея принадлежала Флоберу, но Тургеневу на них отводилась главная роль.
    Застолье классиков («обед пяти»). А. Доде, Г. Флобер, Э. Золя, И. С. Тургенев

  • 20 слайд

    И. С. Тургенев —почётный доктор гражданского права Оксфордского университета.

    Описание слайда:

    И. С. Тургенев —почётный доктор гражданского права Оксфордского университета. 1879 год
    «Ох, как плохо идет ученая шапка к моей великорусской роже!» — писал он.

    В апреле 1878 года Лев Толстой предложил забыть все бывшие между ними недоразумения, на что Тургенев с радостью согласился. Между ними вновь возобновились дружеские отношения и переписка…
    Признания и обретения

  • 21 слайд

    Писатель скончался в Буживале под Парижем 22 августа  1883 г. Согласно ег

    Описание слайда:

    Писатель скончался в Буживале под Парижем 22 августа  1883 г. Согласно его желанию, он похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище…
    Памятник
    И. С. Тургеневу
    на Манежной площади
    в Санкт-Петербурге

  • 22 слайд

    Музей-заповедник ТургеневаДаже приближаясь к конечной черте, Т

    Описание слайда:

    Музей-заповедник Тургенева

    Даже приближаясь к конечной черте, Тургенев вспомнит о любимом спасском саде и попросит в письме к другу Полонскому «поклониться» саду, а с ним и Родине…

  • 23 слайд

    Творчество «Записки охотника» -книга о любви к Родине. В каждом герое пис

    Описание слайда:

    Творчество
    «Записки охотника» -книга о любви к Родине. В каждом герое писатель разглядел личность с глубоким внутренним содержанием и смыслом.
    В1855 году написан роман «Рудин». Он открывает полосу наиболее широкой тургеневской славы…

  • 24 слайд

    «Отцы и дети» Работа над главным романом «Отцы и дети» была завершена в и

    Описание слайда:

    «Отцы и дети»
    Работа над главным романом «Отцы и дети» была завершена в июле 1861 года. В романе оказались лицом к лицу люди 40-х и 60-х годов XIX века.

  • 25 слайд

    «Отцы и дети»(к д/з)Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимани

    Описание слайда:

    «Отцы и дети»(к д/з)
    Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете?
    Как выглядит в изображении Тургенева поколение «отцов» (братья Кирсановы, Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый, углублённый уровни) (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др./ Под ред. В.Ф. Чертова

Тема:
И.С. Тургенев

Похожие материалы

  • Внеклассное мероприятие «Встреча с А.П.Чеховым»

  • Сценарий по литературе, посвященный Стендалю

  • Урок литературы Работа над эпитетом как средство раскрытия жанровых особенностей сказки

  • Презентация по литературе на тему «О. Генри. «Дары волхвов» (7класс)

  • Урок литературы на тему «Тайны «Пиковой дамы»» (8 класс)

  • Презентация «Н. В. Гоголь. Образы помещиков в поэме «Мертвые души»

  • Презентация по литературе на тему: Изучение творчества А. К. Толстого в 7 классе

  • Доклад на областной научно-практической конференция «Развитие духовно-нравственной культуры средствами языка на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454651 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Тема рассказа песчаная учительница
  • Тема рассказа попрыгунья чехова
  • Тема рассказа недоросль фонвизин
  • Тема рассказа мишкина каша
  • Тема рассказа медный всадник