Тема рассказа петька на даче

Сочинения по литературе другие анализ рассказа петька на даче андреева главный герой рассказа десятилетний мальчик петька. он младший помощник
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира, постепенно превращаясь в усталого морщинистого старика. Видя его состояние, мать летом уговаривает хозяина парикмахерской отпустить сына с ней на барскую дачу. Именно там мальчик находит своё истинное место, куда ему всегда хотелось попасть. Он проводит свои счастливые дни на лоне природы, его самочувствие и внешний вид становятся лучше. Однако вскоре хозяин парикмахерской требует его обратно к себе, и мальчику приходится уехать. Он надеется, что ещё вернётся на дачу, рассказывает о ей истории своего городскому приятелю и продолжает свою однообразную «грязную» жизнь.

Этот рассказ поднимал острую социальную проблему того времени, но не теряет своей актуальности и сейчас. Мы видим, что главный герой – совсем ещё ребёнок, однако его мир уже полон разврата, сквернословия, брани, побоищ, пьянства. Мальчик видит эту нескончаемую вереницу людских пороков день за днём, впитывая её в себя. От этого ухудшается его внешний вид (он становится похож на сморщенного старика), его здоровье (мальчик не высыпается, даже когда много спит, становится рассеянным).

Когда Петька оказывается на даче, он словно бы получает то самое детство, которого у него никогда не было, ведь он вынужден постоянно работать, даже по праздничным и выходным дням. Здесь же он открывает для себя свободу и радость. Он начинает выглядеть, как здоровый ребёнок, пребывание на природе идёт ему на пользу. Город, тем не менее, вскоре забирает мальчика обратно в свои сети. Едва только познав настоящее детство, Петька тут же лишается его. Однако ему не остаётся ничего, как только принять положение дел и смириться с этим. Показателен эпизод, в котором барин жалеет мальчика, но тут же замечает, что другие живут и того хуже, так что не следует и жаловаться.

Рассказ демонстрирует нам, как важно влияние внешней среды на ребёнка. Это касается как чисто экологического аспекта с его влиянием на здоровье молодого организма, так и психологического, морального, ведь ребёнок впитывает в себя то, что он видит вокруг, а герой рассказа видит одну лишь «грязь». Город уже высасывает из него все жизненные силы, грустно думать, что станет с Петькой, когда он вырастет. А ведь мы понимает, что герой рассказа – правило, а не исключение, и таких детей – было и есть – очень много.

2 вариант

Несмотря на то, что создано очень много детских рассказов, я хочу выделить лишь один — это рассказ Андреева » Петька на даче», потому, что у данного произведения отдельная атмосфера и если хорошо читать, то можно её даже и прочувствовать. Основная часть содержания состоит из реальных событий, популярного в то время парикмахера.

Первый раз этот рассказ вышел в свет тысяча восемьсот девяносто девятом году . Главный персонаж — это мальчуган Петя из бедной семьи. Представьте себе то, что ему всего-лишь десять лет, а у него уже на лице морщины .Ощущение, что он постарел раньше времени. Главное — это понять насколько нашему герою было тяжело, ведь он в свои десять лет узнал, что такое утомительный труд. Надежда — это мать нашего героя, отдала к парикмахеру Осипу Абрамовичу своего мальчишку на обучение. К великому сожалению — это был обиженный жизнью мужчина, который только и делал, что упрекал и расшатывал психику нашего юноши, своей строгостью. Парикмахер не щадил никого, и в случае оплошности , каждого ученика наказывал. Петька только и делал, что сидел в душной парикмахерской, где не было ничего нового. Трудно представить, что могло твориться в душе ребёнка, которого попросту лишили детства. Понимая всю тяжесть своего существования, мальчик смирился с таким положением вещей и терпел невзгоды. Но в душе, Петька мечтал ,что в один замечательный день, всё изменится! В итоге у него появилась мечта, уехать в другое место, где ему будет комфортно и интересно.

Дружище Петьки был на три года больше по возрасту и опытнее. К сожалению, главный герой потерял в себе качество романтичного оптимиста. Как же можно таким не стать, когда детям встречаются на пути их развития только злые люди.

Однажды случилось так, что мама, невольно и намерено не планируя, действительно исполнила мечту сына. Они с Петькой должны были поехать на дачу, к богатым владельцам очень красивого участка. Не сложно догадаться о том, в какой восторг пришёл мальчишка от этой новости! Но несмотря на всю позитивную картину, можно заметить и пессимистичный фрагмент: Надежде придется прислуживать на кухне у богатых хозяев. Если посмотреть правде в глаза, то даже несмотря на это, сыночек очень сильно обрадовался и понял, что его ждут приключения. Необходимо подчеркнуть то, что, в общем-то, он не знал, что такое дача, но уже хотел по-быстрее там оказаться.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Анализ рассказа Петька на даче Андреева

Популярные сегодня темы

  • Герои поэмы Полтава Пушкина (характеристика персонажей)

    Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

  • Рассказ по картине Поленова Золотая осень

    Василий Поленов — выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема

  • Сочинение Моя малая Родина

    Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота. Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе

  • Сочинение на тему Мое любимое место в городе

    В нашем городе достаточно мест, привлекающих внимание большого количества человек. Трудно пожаловаться, что некуда сходить, когда живёшь в гигантском мегаполисе. Роскошные рестораны, громоздкие торговые центры

  • Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение

    Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах.

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

Одним из представителей Серебряного века среди писателей является Л.Н. Андреев. Хотя его произведения изначально печатались только в журналах и газетах, они пользовались большой популярностью. Одним из интересных произведений автора является рассказ «Петька на даче».

История создания рассказа

Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.

Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.

Конечно, к таким детям относились соответственно. У хорошего учителя их не обижали, обучали ремеслу, передавали свой опыт. Но все равно они были на положении слуг. Детства они, по сути, не видели.
Хотя цирюльник Иван, рассказавший эту историю, добился многого в жизни, получил даже диплом в Париже на конкурсе, но о детстве вспоминал с грустью.

Жанр, композиция, направление

«Петька на даче» со сути своей детский остросоциальный рассказ. Он нравится многим и особенно тем, кто в детстве испытал бедность. Писатель настолько хорошо вникал во внутренний мир детей, понимал их ощущения, что казалось, что это рассказ о нем самом. Все чувства и эмоции героя читатель глубоко переживает и примеряет на себя, настолько реалистично написан этот рассказ.

Сюжет рассказа можно охарактеризовать как кольцо. Точка начала сюжета в парикмахерской заканчивается в той же точке в конце. Этот прием придает объемность повествованию.

Сюжет рассказа

Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.

По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.

Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.

Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.

Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.

На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.

Характеристика главных героев

  • Петька. По натуре этот мальчик меланхолик. Он постоянно ощущает недосыпание. А почему у читателя создается такое впечатление, что он грустный и меланхоличный от рождения? Как он преображается, попав на свободу в Царицыно, там его просто не узнать. Жизнь в городе не по нему. Единственный человек, с кем он общается, это Николка. Петька некурящий, непьющий, но уже приобщился к нецензурной брани. Да откуда ему набраться хороших манер? Вообще, мальчик добрый, но замкнутый.
  • Николка. Мальчику 13 лет. Он ходит в подмастерьях у Осипа Абрамовича. Матери у него нет. Как завидовал он Петьке, когда узнал, что тот с мамой едет на дачу. Мальчик в свои тринадцать лет уже курит, пробовал водочку. Вместо изучения наук он слушает местные сплетни от посетителей парикмахерской и передает их Петьке. Мальчики очень разные, но волей судьбы связаны постоянным общением. У Николки одно развлечение: сходить на драку посмотреть.
  • Осип Абрамович. Строгий и грубый Петин попечитель. Он не рассматривает его как ученика. Он считает его слугой, который по первому окрику должен бежать и выполнять все его прихоти.
  • Надежда. Петина мама. Она просто одинокая женщина, которой не на кого опереться. Она любит и жалеет сына, но не может ничего сделать для него, кроме как отдать Осипу Абрамовичу в услужение. Она надеется хоть так поднять мальчика. Сама она работает кухаркой у господ. Единственно, что она может, повкуснее и посытнее покормить Петю на даче. Это очень одинокий человек, которому даже поделиться нес кем и получить сочувствие. В поезде она готова рассказать все о себе незнакомому человеку, случайному попутчику.
  • Митя. Это мальчик-гимназист, с которым Петя познакомился на даче. С ним Петя узнал, что такое детство, рыбалка, окунулся в незнакомый ему мир природы и игр. Митя дружелюбен, остроумен, ужасный фантазер. Неудивительно, что Пете с ним намного интересней, чем с Николкой. Вся его внешность говорит о том, что он постоянно находится на природе.

Основные темы рассказа

  • Детство. В этом рассказе явно прослеживается превращение маленького мальчика в старичка. Он даже внешне приобретает старческие черты. У Петьки явно намечаются морщины. Постоянное желание спать тоже напоминает старость. Как пожилые люди впадают часто в дрему, так и десятилетний мальчик постоянно хочет спать. Сон для него спасение, уход от постылой реальности. Разве такая жизнь для ребенка должна быть? Грязная опостылевшая парикмахерская с вечно орущим Осипом Абрамовичем. Такая картина закладывается в его сознании с детства. А это очень страшно. Однако в душе мальчик не старик. Это раскрывается, когда он приезжает в деревню. Здесь он ребенок, даже морщинки разгладились.
  • Противопоставление: деревня и город, бедность и богатство. Николка представлен в рассказе как обиженный на всех и вся подросток. Он сам карабкается по жизни как может. Черствость стала основной чертой его характера. Брошенный всеми, оставшись без матери, он изо всех сил старается выжить, понимая, что хорошего ждать нечего. Единственную надежду он видит в Осипе Абрамовиче, который сделал его подмастерьем.
  • Тема материнской любви предстала в образе Надежды. Она, как всякая мать, переживает за своего сына, уговаривает хозяев приютить его на даче, старается дать ему повкуснее кусочек. Она бы все сделала для его счастья, но ее возможности ограничены.
  • Бедность. Весь рассказ пропитан этой темой. Грязная, убогая парикмахерская, картина, засиженная мухами еще не вся бедность. Гораздо беднее Надежда, которая из-за своей нищеты отдала сына в рабство.
    Рассказ написан давно, но актуален и сегодня. Все проблемы, которые подняты в произведении, не исчерпали себя за прошедшие десятилетия и остались насущными по сей день.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1899 год.

Жанр и литературное направление

В ранних рассказах Леонида Андреева (как не раз отмечали критики и как заявлял и он сам) очевидны традиции Диккенса и Достоевского. Именно в этих реалистических традициях в целом выдержано повествование о маленьком обитателе городского дна (тема для реализма ХІХ века отнюдь не новая).

Однако уже и в этом незатейливом рассказе Леонид Андреев обнаруживает то свойство своего таланта – современность поворачивать к читателю гранями и гримасами обречённого мира, – за которое при жизни писателя его причисляли то к «декадентам», то к «символистам», а посмертно даже пытались объявить отцом русского экспрессионизма.

Тема, идея, персонажи, сюжет, композиция

Чудовищный разрыв современной городской жизни с природой и необходимость вернуться к ней – тема и идея скорее для просветителя XVIII, чем для реалиста конца ХІХ века. Но поскольку Андреев начинал свой писательский путь в эпоху расцвета русского символизма и, как было сказано, многими воспринимался в его контексте, постольку абстрактные темы и глобальные идеи отнюдь не чужды природе его дарования.

Указанные тема и идея обозначены уже в самом названии рассказа. Главный его герой Петька – десятилетний мальчик, который до описываемого события ни разу не был за пределами Москвы и небо, «ясное и широкое», за все годы своей жизни видел только с крыши, куда изредка забирался тайком от взрослых. А дача, о которой до описываемого события Петька тоже ничего не слышал, – предмет его смутной и никак не называемой тоски в течение всех его десяти лет. В экспозиции рассказа «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно». А ближе к развязке, после недели, проведённой на даче, «про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено». Для любителей символизма можно добавить, что Петька – тёзка того самого императора, который в своё время загнал россиян в каменные стены «мегаполисов»: не только сотворил на болотах искусственный, «выморочный» (с точки зрения большинства символистов) Санкт-Петербург, но также инициировал превращение Москвы (в его время вполне деревенской) в «европейский город» в худшем смысле этого слова.

Кроме Петьки, в рассказе есть ещё Надежда – его мать, кухарка у богатых нанимателей. Её имя также вполне символично. В конце рассказа у Петьки всё же ещё остаётся надежда, что мать приедет за ним и снова отвезёт его на дачу. Но, так сказать, в большом времени эта Надежда тяжким бременем должна лечь на душу и жизнь самого Петьки, который, как рассуждает и надеется его мать, «уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки, на случай болезни или старости, у неё нет».

Остальные персонажи чётко делятся на две группы: те, с кем Петька живёт в городе, и те, кого он встречает на даче.

Городские – парикмахер Осип Абрамович, его больная жена, его подмастерья Прокопий и Михайла и мальчик на побегушках, тринадцатилетний Николка. Сам Петька – младший мальчик на побегушках, которого Николка, по его собственной инициативе, не только наставляет в парикмахерском деле, но и воспитывает личным примером, причём Николкино воспитание тесно связано с жизнью нынешних и будущих парикмахеров, трудящихся близ «квартала, заполненного домами дешёвого разврата»: «Николка знал по именам многих женщин и мужчин, рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы». И пока Петька не попал «в другое место», у него около глаз и под носом «прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

На даче Петька сразу подружился с гимназистом Митей. Митя был опытный дачник, он показал Петьке дачные достопримечательности и научил его всем премудростям рыбалки. И Петька «изумительно помолодел». Но «в исходе недели барин привёз из города письмо», в котором парикмахер извещал Надежду, что один из его подмастерьев заболел, и срочно требовал Петьку назад.

«И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь ещё усилить её.
Своевременно Петька успокоился, и барин говорил барыне, которая стояла перед зеркалом и вкалывала в волосы белую розу:
— Вот видишь, перестал, — детское горе непродолжительно.
— Но мне всё-таки очень жаль этого бедного мальчика.
— Правда, они живут в ужасных условиях, но есть люди, которым живётся и хуже. Ты готова?»

И они отправились в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы под военный оркестр. Да и каждый вечер в этом саду, как мы знаем из его истории, бурлила светская и театральная жизнь. Пользуясь близостью к Москве (дело происходит в Царицыне, где в то время живёт и сам Леонид Андреев), сюда летом приезжали с концертами певец Шаляпин, дрессировщик Дуров и даже давались спектакли актёрами Малого и Художественного театров… Но эта, «культурная» Москва, саркастически, хоть и мельком, изображённая в рассказе, не чувствует себя ничем обязанной Надежде, Петьке и тем, которым ещё хуже. Мол, скажите нам спасибо, что мы даже позволили нашей кухарке взять сына с собою на дачу…

В финале рассказа вновь постаревший Петька («Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом») рассказывал Николке «о даче и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Николка реагировал так:

— Вот черти! Чтоб им повылазило!
— Кто черти?
— Да так… Все.

Комментируя этот рассказ, даваемый детям в сокращении (под сокращение попадало всё относящееся к «дешёвому разврату»), учителя советской школы обычно говорили: «Прошло лет семнадцать – и им повылазило». И разве так уж были они неправы?

  • «Иуда Искариот», краткое содержание по главам повести Андреева

  • «Кусака», анализ рассказа Андреева

  • «Иуда Искариот», анализ повести Андреева

  • «Ангелочек», анализ рассказа Андреева

  • «Бездна», анализ рассказа Андреева

  • «Друг», анализ рассказа Андреева

  • «Город», анализ рассказа Андреева

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Главные герои

Анализ «Петьки на даче» будет неполным без главных героев. В центре сюжета — Петька, сын повара Надежды. Его основные черты характера:

  • ловкость;
  • жизнерадостность;
  • назло.

Петька на даче резюме

Но из-за работы Петька стал угнетенным, напуганным, бездействующим. Ее мама — добрая и заботливая женщина. Он растил сына как мог. Пришлось привязать мальчика к учебе, так как это позволило бы ему получить профессию.

Другой главный герой «Петьки на даче» — Митя, школьник, общительный и веселый мальчик. Он великий мечтатель. В рассказе есть и другие персонажи. Например, владельцем парикмахерской является Осип Абрамович, онемевший и равнодушный мужчина. Ученица — Николка. Ему 13 лет, грубый и злой, разочарованный в жизни.

Основная идея рассказа Андреева заключается в том, что у каждого ребенка должно быть детство, и его нельзя отнимать от него. Дети не могут работать наравне со взрослыми. Если этого лишить, возникнут проблемы со здоровьем и психикой.

Отзывы читателей

Андреев не ограничился описанием жизни простого мальчика из рабочей семьи. Он смог передать, как тяжелый труд повлиял на ребенка. Петю считали дураком, ленивым и бесполезным мальчиком. Фактически, он был измотан тяжелой работой. Жизнь на даче снова его обрадовала, но как только Петя оказался в городе, все вернулось в исходное состояние. Эту историю должен прочитать каждый.

Анастасия

Рассказ посвящен проблеме детского труда. Кабальный труд вынуждает детей рано вырастать и бросать детство. Это плохо для их состояния, они становятся вялыми и апатичными. Школьников не сделаешь полноценными работниками. История сильная и грустная. В нем скрыт глубокий смысл, который показывает острую социальную проблему.

Мария

это печальная история, которая показывает, насколько несправедливым может быть мир. Ранний подневольный труд убивает детство и лишает ребенка радости. Петя был вынужден работать, что негативно сказалось на ее здоровье. Лишь на короткое время он стал счастливым. Эту историю стоит прочитать тем, кто не ценит современный мир.

Лидия

Андреев «Петька на даче» очень краткое содержание

Краткое содержание «Петьки на даче» для читательского дневника:

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, находилась рядом с кварталом, полным «домов дешевого разврата». В грязной комнате, полной мух и запаха дешевых духов, стриглись нетребовательные люди: швейцары, санитары, клерки, рабочие и «пугающе красивые, но подозрительные люди».

Петька был самым молодым работником, убирал комнату и давал горячую воду. Другой мальчик, Николка, был на три года старше. Он считался студентом, ругался, курил сигареты и был очень тщеславным. Десятилетняя Петька не курила, не ругалась и ревновала своего партнера. Оказавшись наедине с Петькой, Николка стал добрее и объяснил своему другу, «что значит отрезать польку, бобра или часть».

Иногда друзья сидели у окна «возле женского воскового бюста» и смотрели на горячий пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с усталыми, сердитыми, распутными лицами. «Ярко-синий страж» шел по дороге с тростью и следил, чтобы никто не решил лечь на скамейку или в свежую траву.

Женщины <…> говорили хриплым и резким голосом, ругали, обнимали мужчин так же просто, как если бы они были совсем одни на бульваре, иногда пили водку и тут же перекусывали.

Иногда пьяный мужчина бил пьяную женщину. Никто не заступился за нее, действительно, толпа стала свидетелем драки. Потом появился страж, разделил драку, а избитую женщину куда-то увезли.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька был поражен его умом и смелостью и думал, что станет таким же. Но пока Петька «очень хотел поехать в другое место».

Грязные и однообразные дни Петьки тянулись. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или сбивал их с толку. Отдыха не было: парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька похудел и сгорбился, на его сонном лице «мелкие морщинки», превратившие его в пожилого карлика.

Когда Петьку навестила ее мама, толстая повар Надежда, она попросила, чтобы ее подобрала парикмахерская, но потом забыла о своей просьбе и поприветствовала их небрежно. Надежда с грустью думала, что ее единственный сын дурак.

Как только скучная жизнь Петкиной изменилась, ее мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда его господа переехали на лето. Николка ревновал и Петьку, потому что у нее не было матери и она никогда не была в деревне.

Петька потрясла шумная станция, наполненная людьми и звуками. Они с матерью сели в поезд, и мальчик прижался к окну. Куда-то исчезла вся Петкина-сонливость. Он никогда не уезжал из города, «все здесь было для него велико, новое и странное» — и удивительно огромный мир, и высокое чистое небо.

Петька бегал от окна к окну, не любя зевающего с газетой господина. Надежда хотела ему сказать, что парикмахер, с которым ее сын прожил три года, пообещал сделать Петьку человеком, и тогда он станет ее опорой в старости. Но, глядя на сердитое лицо джентльмена, повар ничего не сказал.

Первые впечатления от дачи обрушились на Петьку со всех сторон и «задавили ее застенчивую душку».

Этот современный дикарь, вырванный из каменных объятий городских масс, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Здесь все было для него живым, чувствующим и имеющим волю.

Петька боялся темного, грозного и устрашающего леса, но любил ярко-зеленые луга и бездонное небо. Несколько дней он «серьезно, как старик» шел по опушке леса и ложился в густую траву, после чего «полностью слился с природой».

Привыкнуть к этому Петьке помог старшеклассник Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в разговор и на удивление быстро поладил». Неиссякаемый изобретениями, Митя научил Петьку ловить рыбу и плавать, ведя его исследовать руины дворца. Постепенно Петька забыла о парикмахере, стала ходить босиком, освежилась, и старые морщины исчезли с ее лица.

В конце недели мастер привез Надежде письмо из города — Осип Абрамович попросил Петьку вернуться. Сначала мальчик не понимал, зачем и куда ему идти, потому что «уже найдено другое место, куда он всегда хотел пойти», а здесь у него было столько чудесных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — мираж, а Осип Абрамович — неоспоримый факт, и «он плакал не только как плачут городские дети, худые и истощенные, — он кричал громче самого громкого человека и покатился дальше земля, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и педагог, готовясь к танцевальному вечеру, сказал жене, что «боль у ребенка недолговечна» и «есть люди, которые живут хуже».

Утром Петька вернулась в поезд, но в окна уже не смотрела, а сидела молча, добросовестно скрестив руки на коленях.

Торопясь среди торопливых пассажиров, они вышли на шумную дорогу, и большой жадный город равнодушно пожирал свою маленькую жертву.

После разлуки Петька попросила маму спрятать новую удочку — она ​​все еще надеялась вернуться.

Петька остался в грязной и душной парикмахерской и снова получил приказ: «Мальчик, вода!» Вечером он шепнул Никольке «про дачу, и он говорил о том, чего никогда не бывает, чего никто никогда не видел и не слышал», а его друг по-детски, грубо, энергично и непонятно выругался: «Блин!».

А на бульваре пьяный мужчина избил пьяную женщину.

Герои произведения

В рассказе Андреева есть только один главный герой. Это был десятилетний мальчик Петя. Его можно описать следующим образом:

  • работал помощником в парикмахерской;
  • не спал все время;
  • бутерброд.

Помимо главного героя, в книге много других персонажей. Каждый из них по-своему интересен и способствует развитию сюжета. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской и глава Petit;
  • Николка — единственный друг главного героя, скоро станет подмастерьем;
  • Прокопий и Михайла — сотрудники Осипа Абрамовича;
  • Надежда — мама Пти, добрая женщина, повар;
  • Хозяин — хозяин дачи, на которую работала мама главного героя;
  • Митя — друг Пети на даче, школьник.

На протяжении всей истории персонажи постоянно взаимодействовали друг с другом. Обзор работы поможет проанализировать их отношения.

Будни Петьки

Жизнь Пети не была насыщена яркими событиями, ему очень часто было скучно. Новый день мало чем отличался от предыдущего. Обычно он подавал людям воду с утра до вечера, стараясь сделать это как можно быстрее, чтобы хозяин не наказал его.

Петька никогда не спал, и все, что происходило вокруг него, казалось страшным сном. Клиенты парикмахера не одобряли его за низкий рост, чрезмерную худобу и густо покрытое веснушками лицо. Кроме того, его руки и шея всегда были в грязи. Даже мелкие морщинки вокруг глаз производили на него странное впечатление: в них он походил на пожилого карлика.

Иногда мама Надежда навещала Петю. Он никогда не жаловался на жизнь и лишь изредка просил взять ее с собой.

Приятный сюрприз

Однажды судьба преподнесла главному герою сюрприз. Надежда попросила Осипа Абрамовича отпустить Петю с ней на дачу в Царицыно. После этого ее скучная и однообразная жизнь засияла яркими красками.

Мальчик еще не знал, что такое дача, но в глубине души понимал, что это то место, о котором он давно мечтал. В тот момент Петьке завидовал ее партнер Николка. У него не было матери и он никогда не был в деревне.

Леонид андреев петька на даче ненадолго

Когда Петя прибыл на шумный вокзал, его охватило чувство нетерпения. Оказавшись в поезде, мальчик вцепился в окно и стал разглядывать сверкающие пейзажи. Все это было для него внове, потому что раньше он никогда не был на природе. Мальчик перебегал из одной стороны вагона в другую, пытаясь разглядеть все изображения. Надежде даже пришлось извиняться перед пассажирами за чрезмерную активность сына.

Во время короткой поездки у мальчика исчезли морщинки под глазами, и он больше не казался таким сонным. Приехав на дачу, Петька почувствовал себя настоящим дикарем. Он понимал свое бессилие перед природой. Весь день мальчик гулял у пруда, ложился на мягкую траву и смотрел на голубое небо.

Петя смог в полной мере ощутить все прелести природы после знакомства со школьником Митей. Вместе с ним главный герой впервые искупался в реке. Мальчики пошли на рыбалку и прогулялись по заброшенному зданию.

Петя быстро забыл о городской жизни с начальницей и парикмахером.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Петька — десятилетний мальчик, помощник парикмахера, всегда сонный, угнетенный, «старичок».

Другие персонажи:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской, владелец Петьки.
  • Прокопио и Михаила учатся в парикмахерской.
  • Николка — единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
  • Надежда — мама Петьки, повар, добрая и отзывчивая женщина.
  • Барин — хозяин, на которого работала владелица дачи Надежда.
  • Митя — школьник, дружит с Петькой на даче.

Источники

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/petka-na-dache.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/264791-kratkoe-soderzhanie-rasskaz-petka-na-dache-l-andreeva.html
  • https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-l-n-andreeva-petka-na-dache.html

Конспект урока литературы (внеклассное чтение) в 6 классе.

Тема:  Мир детства глазами Л. Н. Андреева в рассказе «Петька на даче».

1. Познакомить учащихся с особенностями личности и творчества Л. Н. Андреева

2. Проверить знания  учащихся рассказа «Петька на даче»

3. Организовать работу класса по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

4. Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

—  Портрет Л. Андреева

— Выставка книг на тему «Мир детства глазами русских писателей конца 19-начала 20 века».

— Выставка детских рисунков по рассказу «Петька на даче».

-Плакат или стенд с высказываниями  о детстве (или отрывками из сочинений «Детство»)

Эпиграф:   «Расскажем детям искренне и просто…о наших страданиях и победах, ошибках и поражениях, о наших надеждах…»

(М. Горький «Сказка жизни» 1910)

Этап урока и его психолого-педагогическое обоснование

Ход урока

Деятельность обучающихся

1. Орг.момент

Настраивает детей на работу, определяет её цели, активизирует память, внимание.

Приветствие, объявление темы, цели, задач.

Внимательно слушают.

2. Слово учителя о писателе.

Рассказ учителя вызывает интерес у детей к личности автора, настраивает на восприятие его произведения, которое несет отпечаток характера и жизни писателя.

Перед вами на доске портрет писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Недаром в орловской классической гимназии его звали «Герцог».

Л. Андреев родился  9 августа 1871 года в Орле в семье частного землемера. При жизни отца Андреевы жили в достатке: был свой большой дом и огромный сад. Скука провинциальной жизни очень рано приобщила мальчика к чтению экзотической приключенческой литературы (Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн). И не просто читал, уже тогда пробудился в нем театральный талант.

В юности он решает стать писателем и записывает в своем дневнике: «…неприменно стану знаменитым писателем».

После смерти отца многодетная семья Андреевых бедствовала. И Леониду как старшему брату приходилось подрабатывать и быть учителем для своих  братьев и сестер. Но об этом факте его биографии мало кто знал. Напротив, в воспоминаниях современников Леонид Андреев предстаёт великолепным рассказчиком, живым общительным человеком, любителем всяких розыгрышей.

Литературная деятельность  началась в 90-х годах прошлого века. Закончив юридический факультет Московского университета, он начал работать репортёром, судебным хроником в московской газете «Курьер». В своих отчетах «Из зала суда» Андреев сосредотачивался на личности обвиняемого, стремился проникнуть в его внутренний мир, понять психологию человека, «переступившего закон»!

Разделяя взгляды профессиональных юристов, Андреев искал истоки преступности не только в характере обвиняемого, но и в неблагоприятных условиях социальной жизни.

В 1899 оду он пишет рассказ «Петька на даче». Это одно из самых проникновенных изображений души ребенка, у которого было украдено детство. Источником для рассказа послужило воспоминания о детстве однофамильца писателя- Ивана Андреева-   владельца парикмахерской, находившейся неподалёку от редакции «Курьера».

Об Иване Андрееве расскажет мой помощник.                                  

Внимательно слушают.

3. Выступление ассистента-помощника. Такое индивидуальное задание  привлекает внимание класса и возвышает ученика в собственных глазах .

В книге В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» один из рассказов повествует о человеке, который стал прототипом  Петьки. Вот как там рассказывается:  « И сейчас ещё работает в Москве 80-летний старик, часто выбритый и бодрый:

— Я все видел: и горе, и славу, но я всегда работал, работаю и теперь, насколько хватает сил, — говорил он своим клиентам.

— Я крепостной Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я ушёл в Москву- дома есть было нечего, попал к земляку дворнику, который определил меня к цирюльнику Артёмову. Спал я на полу, укрывался рваной шубёнкой, в головах – полено. Зимой в цирюльне было холодно.

хозяева вставали  в 7 часов пить чай, оба злые. Били, чем попало и за всё – всё не так. Пороли розгами, привязывали к скамье. Раз после розг в больнице 2 месяца лежал – загноилась спина. Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли – 3 месяца в больнице в горячке лежал.

Внимательно слушают.

4. Работа с тетрадью. Формулировка тезисов.

 Работа позволяет систематизировать полученный в устной форме материал.

Мы закончили важную часть урока  и должны подвести её итоги, то есть записать основные тезисы.

— Л. Андреев – натура страстная, впечатлительная, эмоциональная.

— Л. Андреев не был баловнем судьбы, после смерти отца на себе испытал все трудности.

— Работал репортером судебной хроники, увлекался кино, фотографией и достиг неплохих результатов.

— Сюжет рассказа «Петька на даче» был подсказан жизнью.

— Прототип Петьки – владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина. Он рано узнал голод, побои, непосильный труд. Но его судьба сложилась более счастливо, чем судьба героя рассказа.

Работают в тетради.

5. Работа над текстом рассказа. Краткий пересказ сюжета помогает выстроить в сознании детей «картинку», бросить целостный взгляд на произведение.

Учитель по ходу работы направляет детей.

Учащиеся фрагментарно пересказы-вают текст.

6. Работа над композицией и планом пр-я.

Составление композицион-ного и психологического планов даёт возможность выявить зависимость, соотнесённость человека и окружающего мира, проследить развитие состояния героя-ребёнка.

 — Как вы думаете, ребята, сколько частей в этом рассказе? Как можно их озаглавить?

1. В парикмахерской.

2. По дороге на дачу.

3. На даче.

4. Возвращение в город.

— Правильно. Вы озаглавили части в соответствии с движением сюжета. А теперь проведем ту же работу, только в соответствии с состоянием героя.

1. Однообразие и усталость.

2. Всё было поразительно ново и странно. Удивление и радость.

3. Энергия и движение.

4. Апатия и сонливость.

Ребята продумывают план.

7. Анализ идейно-тематического содержания пр-я через фронтальную беседу с классом.

Аналитическая работа активизирует логическое мышление . Аргумент сформулирован в вопросе, задача ученика – найти в тексте подтверждения этому. Работа с текстом вводит в художественный мир автора и активизирует образное мышление учеников.

— Почему Петька испытывал усталость и сонливость, работая в парикмахерской?

-Почему мать Петьки решила, что сын у неё «дурачок»?

— Как изменился мальчик, когда услышал, что они с матерью едут на дачу?

-Как ощущал себя Петька в  первые дни пребывания на даче?

-Какие произошли изменения в мальчике, когда он жил на даче?

-Почему с Петькой произошла истерика?

-Каким он возвращался в город?

— Сравните 1-ое и последнее предложение рассказа. Почему Андреев  в начале и конце использует слово «крик»?

Какой художественный приём использует автор в своем рассказе? (Противопоставление —  антитезу)

Отвечают на вопросы, находя доказатель-ства в тексте.

8. Творческая работа: составление итоговой таблицы (самосоятельно). Такая рабоа мобилизует память, мышление, аналитические способности, учит отбирать материал из текста.

Образы

В городе, в цивилизации

На даче, на природе

1. Люди

2. Друзья Петьки

3. Природа (деревья, небо, облака, трава)

4. Состояние мальчика

5. Желания героя

Заполняют таблицу, затем сдают  тетради.

9. Подведение итогов работы по рассказу.

Дети участвуют в подведении итогов.

10. Домашнее задание.

Сравнить рассказ Л. Андреева «Петька на даче»  с другими на выбор:

«Дед Архип и Лёнька» М. Горького

«Белый пудель» Куприна

«Танька» И.А. Бунина

«Ванька» А.П. Чехова

Записывают домашнее задание.

11. Подведение итогов работы на уроке.

  • Тема рассказа первый вагон
  • Тема рассказа родинка шолохова
  • Тема рассказа сила детства
  • Тема рассказа песнь о вещем олеге
  • Тема рассказа отцы и дети