Тема рассказа неизвестный цветок платонов

Творчество андрея платонова имеет огромную ценность для русской литературы. его поучительные сказки многим знакомы еще с детства. благодаря гармоничному соединению

Творчество Андрея Платонова имеет огромную ценность для русской литературы. Его поучительные сказки многим знакомы еще с детства. Благодаря гармоничному соединению событий реальной жизни с фантастическими явлениями и элементами, произведения писателя необычайно интересны и динамичны. Одной из таких сказок является «Неизвестный цветок».

История создания

Несмотря на недолгую продолжительность, жизнь Платонова была весьма яркой и плодотворной. Последние годы своей жизни писатель провел, создавая детские произведения, преподавая ими бесценные жизненные уроки подрастающему поколению.

В 1950 году, за год до своей кончины, Платонов пишет сказку-быль «Неизвестный цветок». В центр данного произведения писателем поставлена тема борьбы за жизнь. Возможно, этому решению послужили события из жизни автора — Платонов страдал тяжелым недугом, которым заразился от своего сына, долгое время проведшего в колонии. Этот арест был исключительно в политических целях. Такими действиями с сыном писателя, недовольное поднятыми в творчестве Платонова вопросами правительство, пыталось повлиять на отца.  Платонов был «проблемным» писателем для властей, он никогда не поддавался политическим настроениям и писал только то, что считал нужным. По этой причине его труды практически не издавались. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, писатель подается в детскую литературу. Все последние годы писатель создавал бесценное наследие подрастающему поколению. К сожалению, скудный доход не позволил писателю получить должное лечение и продлить свою жизнь. Сказка «Неизвестный цветок» стала едва ли не последним творением Платонова.

Жанровые особенности

 Жанр «Неизвестного цветка» определил сам писатель, назвав произведение сказкой-былью. Такое определение довольно точно описывает замысел произведения. Реалистичный сюжет, подкрепленный фантастическими элементами, подтверждает определение жанра, данное автором. «Волшебные» моменты произведения настолько точно вливаются в текст, что создаётся впечатление полного погружения в волшебную реальность, где даже цветы умеют говорить.

Композиция 

Повествование сказки автор начинает с описания жизни самого цветка. Вначале растение очень слабое и хрупкое, но благодаря своему упорству и жизнелюбию, оно вырастает со временем в сильный и красивый цветок.  Его целеустремлённость и любовь к жизни растёт вместе с ним. Будучи еще маленьким, цветок страдает от лишений и одиночества, но пройдя этот трудный путь, он наконец-то расцветает, чем привлекает внимание девочки Даши, которая затем и спасает его от одиночества.

Композиция сказки была задумана автором в виде определенного цикла, что воссоздает картину непрерывности и цикличности жизни. Девочка Даша,  приехав в пионерский лагерь на следующий год, не находит спасенный ею от одиночества цветок, но видит плоды своих трудов: новые растения и цветы, заполнившие одинокий пустырь.  И лишь на окраине этого пустыря взгляд девочки падает на цветок, очень похожий на предыдущий, но только еще более прекрасный.

Смысл названия

Платонов вкладывает в название своей сказки-были некий глубокий смысл. Это мысль об огромной значимости одинокого, никому не известного цветка.  Таких цветов вокруг миллионы, но именно этот маленький хрупкий побег с завидным упорством стремится выжить, во что бы то ни стало. У цветка нет имени, он ничего не знает о своем происхождении и образе, но он борется и стремится к развитию. Именно эту мысль стремится подчеркнуть автор, называя свое произведение «именем» главного героя, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу.

Основная суть

Суть произведения заключается в том, в жизни очень важно помогать другим, не оставаясь в стороне от чужой беды, как сделала это Даша. «Неизвестный цветок» — это история, которая учит нас никогда не сдаваться и преодолевать все трудности, возникающие на жизненном пути. Ярким примером этого служит неизвестный цветок.

Главные герои

 Главным героем сказки-были является неизвестный цветок. Он изображен автором как отважный борец с трудностями. Он никогда не унывал, несмотря на одиночество и лишения, он «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок, находясь в таком тяжелом положении, не теряет любви к жизни, радуясь даже самому малому: например, первым лучам солнца.

Вторым по значимости персонажем выступает обычная девочка Даша. Скучая в лагере по маме, девочка решает отправить ей письмо. По дороге на станцию, Даша слышит прекрасный аромат цветка. Найдя его одиноким, растущим в плохих условиях, девочка решает помочь ему. Такой поступок характеризует ее, как человека неравнодушного, отзывчивого к чужой беде.

Темы, поднятые автором

В произведении писатель затрагивает несколько главных тем: тему добра, борьбы за жизнь, тему обретения смысла жизни и стремления к цели. Тему борьбы за жизнь раскрывает в сказке неизвестный цветок. Его сложная судьба показывает пример потрясающего жизнелюбия.

Тема смысла жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок, появившись неизвестно откуда, ничего о себе не зная и не видя мира, осознает, что он должен жить. В этом заключен смысл всего живого.

Стремление к поставленной цели мы находим в поведении главного героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей. Он спасен от одиночества и имеет возможность теперь продолжить свой род. Даша зовет своих друзей не только для помощи, но затем, чтобы все увидели подвиг неизвестного цветка.

Тему добра автор раскрывает в поведении Даши и других пионеров, в их стремлении помочь ближнему. Цветок, видя бескорыстие и доброту детей,  понимает, что не зря боролся за свою жизнь. Так, благодаря простому человеческому поступку, цветок обрел свое счастье.

Проблематика

В сказке-были «Неизвестный цветок» поднята проблема воли к жизни. Безо всяких на то причин, цветок старается выжить в таких тяжелых условиях. Одиночество, усталость, голод не смогли победить, сломить волю к жизни простого, никому неизвестного цветка. Он идет трудным путем: преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. Также автор затрагивает проблему парадоксального сочетания внешнего облика и внутренней силы. Намеренно Платонов изображает цветок хрупким и слабым, чтобы более ярко раскрыть его внутренний стержень и характер. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Дети называют цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Идея

Основная идея произведения заключена в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Главная мысль сказки «Неизвестный цветок» — о добрых поступках и бескорыстии. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира, позволяющие нам оставаться живыми и настоящими.

Мораль

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас доброте, терпению и стремлению к достижению своих целей. Платонов на примере цветка показывает, как важно дорожить жизнью и оставаться собой независимо от обстоятельств.

Мораль сказки в том, что часто, чтобы осчастливить кого-то, нам потребуется совсем немного усилий: проявить отзывчивость и искренность.  Сказка «Неизвестный цветок» призывает всех нас к человечности, доброте и взаимопомощи.

 Художественные особенности

Создавая сказку «Неизвестный цветок», Платонов обильно использует различные средства художественной выразительности. Это помогает воссоздать живописность изображаемой картины. В тексте мы видим многочисленные эпитеты: «мёртвая глина», «добрая земля», олицетворения: «цветок сторожил ветер», «цветок радовался», сравнения: «как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём».

Благодаря такому многообразию использованных автором средств художественной выразительности, создается впечатление объёмного изображения природы. Этот прием позволяет читателям как можно глубже проникнуться в атмосферу, где жил цветок.

Сказка «Неизвестный цветок» написана простым и легким для восприятия языком, несмотря на обилие деталей и многообразие использованных автором различных средств для усиления образности произведения. Создавая свое творение, писатель позаботился о том, чтобы оно оставалось популярным еще долгое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Тема урока: «Работа с текстом сказки-былиА.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Цель урока: Продолжить формирование умений работать с текстомсказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок».

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.

Метапредметныеразвитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметныепознакомить с текстом сказки-были «Неизвестный цветок».

Технология и методы обучения: технология критического мышления, метод чтения с остановками.

Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Результат применения данной технологии:

повышение коммуникативной компетенции

развитие творческих способностей

развитие самоуважения

формирование адекватной самооценки

формирование потребности творческой самореализации

повышение мотивации школьников к изучению литературы

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Модульный урок на тему: «Работа с текстом сказки-былиА.П.Платонова «Неизвестный цветок».

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ -О

5 мин.

У нас модульный урок, и работать мы будем   на  листах, а результаты работы заносить в лист самооценки, чтобы в конце урока у каждого был результат своей  деятельности. Запишите ФИО в оценочный лист. Познакомимся с критериями, будем использовать их в своей работе. Посмотрите.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

О каком открытии идёт речь в рассказе А. Платонова « Неизвестный цветок»?(Ответов нет?)

1. На основании этого задания сформулируйтетему урока. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Запись в листах.

2. Сформулируйцели урока.

 – Какие цели можем поставить?

Цель урока:

-изучить биографию А.Платонова.
-развивать устную речь, учить свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.

-развивать умение правильно вести себя в столовой;

-учиться правильно употреблять наречия в речи;

-продолжить формирование умений работать с текстом;

— учиться определять склонение существительных;
-развивать внимание, память, творческое воображение, пополнять словарный запас;

Чтение целей. Опрос.

Давайте работать. УЭ -1. Прочитайте.

Запишите фамилию, имя в оценочный лист.

Подготовка класса к работе.

Формулируй тему.

Определи цели урока.

УЭ -1

  1. мин.

1.Пустырь. Оставленное пустым, запущенное и заросшее место

1)Какой эпитет использует автор, называя цветок? (маленький)

2)Где жил и рос цветок? (на пустыре)

3)Как автор описывает пустырь?( коровы и козы туда не ходили, дети из пионер лагеря там не играли никогда, трава не росла, лежали одни старые серые камни, была сухая мертвая глина, ветер гулял, в камне и глине семена умирали)

4)Какой же была жизнь на пустыре?
(Цветок не просто скучал, ему было очень одиноко. Он рос один на пустыре…, лишь один ветер гулял по пустырю, Меня никто ни зовет;
Ему не просто было трудно — жизнь его было тяжелой , он страдал .
«…нечем ему было питаться в камине и в глине ; капли дождя, упавшие с неба , скользили по верху земли и не проникали в его корни,
Цветок отчаянно боролся за жизнь:«Он поднимал листья против ветра … всю ночь он сторожил росу и собирал ее по каплям.)
5)Выписать слово «один» с теми словами, с которыми употребляется. Сколько раз? Что оно означает?(4: рос один, одни старые серые камни, один ветер, одно семечко. Един-едиственный, одиночество)

Критерии – полнота и грамотность ответа:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Переходим к УЭ – 2. Прочитайте, как он называется.

Работа в паре.

Коллективная проверка.

Оценку поставь в оценочный лист.

УЭ -2

8 мин.

2. Жизнь цветка.

1)Как жил цветок? Найти ключевые слова или предложение. (нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости, старался расти)

2)Найдите глаголы, которые описывают действия цветка, выпишите их (нечем было питаться, рос помаленьку выше, поднимал листья против ветра, чтобы смочить пылинки с пищей .цветок сторожил росу и собирал по каплям на листья, трудился день и ночь, вырастил свои листья большими)

3)Какую роль они играют? (показывают движение, действие, жизнь)

4)Когда цветок радовался? (один раз в сутки, когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев)

5) Что означает слово «благоухание»?(приятный запах, аромат)

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Следующий УЭ -3. Прочитайте.

Самостоятельная работа.

Коллективная проверка. Оцени свою работу.

УЭ -3

10 мин.

3. Пионеры – гости.

1)Почему Даша привела пионеров на пустырь?(Даша-добрая девочка, она поняла, что цветок живет в глине, один, хотела помочь ему.)

2) Почему дети захотели сделать землю на пустыре доброй, т.е.плодородной? (Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.)

3) Как земля отблагодарила ребят? ( На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

4) Почему дети любовались цветком «как героем»? (Его героизм заключается в труде и огромном желании жить. Это учит нас труду)

5) Почему именно детям автор доверяет изменить жизнь пустыря?

( Дети, молодое поколение — те, кто способен изменить мир в лучшую сторону. Душа ребёнка чиста и светла, его желание нести добро и любить всё вокруг – самое важное и нужное на Земле

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Переходим к УЭ – 4. Прочитайте.

.

Коллективная проверка. Оцени свою работу.

УЭ -4

7 мин.

4.Образ цветка.

1)Найти описание цветка. Какими эпитетами награждает цветок автор? Как он называет цветок на протяжении рассказа? Какие черты в характере неизвестного цветка вы считаете главными?
(листья не были зелеными, одна жилка синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Венчик из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды)У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за свое существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом, наделенным чувством, волей; он умел говорить.

2) Что символизирует цветок? (Неизвестный цветок – это символ непохожести, беззащитности и силы одновременно символ прекрасного и яростного мира, символ мечты и гармонии.

3) А что же стало с неизвестным цветком?(Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше) Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»

4) Как выглядит цветок? Рисуйте словесно.

5)Ответ на проблемный вопрос

Окаком открытии идёт речь в рассказе А. Платонова « Неизвестный цветок»? — Открытие Даши и автора(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться, чтобы светить живым огнём другим ).

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Критерии:

11 и меньше б – «2»

12-14 б –«3»

15-18 б – «4»

19-20 б – «5»

Последний УЭ -5. Прочитайте название.

Работав паре.

Оцени свою работу. Ключ у учителя.

УЭ – 5

2 мин

5.Рефлексия.

Цель: подведение итогов урока, осмысление полученных результатов.

Как бы ты оценил результаты своей работы на уроке? Поставь галочку.

1.Я все понял, могу этот материал объяснить другому.
2. Я сам все понял, но объяснить другому не берусь.
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
4. Я ничего не понял.

Домашнее задание.

Модульный урок на тему: «__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________-».

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ -О

5 мин.

Запишите ФИО в оценочный лист.

О каком открытии идёт речь в рассказе А. Платонова « Неизвестный цветок»?

1. На основании этого задания сформулируйтетему урока.

2. Сформулируй цели урока.

 – Какие цели можем поставить?

Цель урока:

-изучить биографию А.Платонова.
-развивать устную речь, учить свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.

-развивать умение правильно вести себя в столовой;

-учиться правильно употреблять наречия в речи;

-продолжить формирование умений работать с текстом;

— учиться определять склонение существительных;
-развивать внимание, память, творческое воображение, пополнять словарный запас;

Запишите фамилию, имя в оценочный лист.

Подготовка класса к работе.

Формулируй тему.

Определи цели урока.

УЭ -1

  1. мин.

1.Пустырь. Оставленное пустым, запущенное и заросшее место

1)Какой эпитет использует автор, называя цветок?

2)Где жил и рос цветок?

3)Как автор описывает пустырь?

4)Какой же была жизнь на пустыре?
5)Выписать слово «один» с теми словами, с которыми употребляется. Сколько раз? Что оно означает

Критерии – полнота и грамотность ответа:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Работа в паре.

Коллективная проверка.

Оценку поставь в оценочный лист.

УЭ -2

8 мин.

2. Жизнь цветка.

1)Как жил цветок? Найти ключевые слова или предложение

2)Найдите глаголы, которые описывают действия цветка, выпишите их 3)Какую роль они играют?

4)Когда цветок радовался?

5) Что означает слово «благоухание

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Самостоятельная работа.

Коллективная проверка. Оцени свою работу.

УЭ -3

10 мин.

3. Пионеры – гости.

1)Почему Даша привела пионеров на пустырь?

2) Почему дети захотели сделать землю на пустыре доброй, т.е.плодородной?

3) Как земля отблагодарила ребят?

4) Почему дети любовались цветком «как героем»?

5) Почему именно детям автор доверяет изменить жизнь пустыря?

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

.

Коллективная проверка. Оцени свою работу.

УЭ -4

7 мин.

4.Образ цветка.

1)Найти описание цветка. Какими эпитетами награждает цветок автор? Как он называет цветок на протяжении рассказа? Какие черты в характере неизвестного цветка вы считаете главными?

2) Что символизирует цветок?

3) А что же стало с неизвестным цветком?

4) Как выглядит цветок? Рисуйте словесно.

5)Ответ на проблемный вопрос

Окаком открытии идёт речь в рассказе А. Платонова « Неизвестный цветок

Критерии:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – 1 ошибка;

3 балла – 2 -3 ошибки;

2 балла – 4 и более ошибок.

Критерии:

11 и меньше б – «2»

12-14 б –«3»

15-18 б – «4»

19-20 б – «5»

Работав паре.

Оцени свою работу. Ключ у учителя.

УЭ – 5

2 мин

5.Рефлексия.

Цель: подведение итогов урока, осмысление полученных результатов.

Как бы ты оценил результаты своей работы на уроке? Поставь галочку.

1.Я все понял, могу этот материал объяснить другому.
2. Я сам все понял, но объяснить другому не берусь.
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
4. Я ничего не понял.

Домашнее задание.

Оценочный лист

Ф.И.

ученика

УЭ — 1

УЭ — 2

УЭ — 3

УЭ — 4

УЭ — 5

Итог

Оценочный лист

Ф.И.

ученика

УЭ — 1

УЭ — 2

УЭ — 3

УЭ — 4

УЭ — 5

Итог

Оценочный лист

Ф.И.

ученика

УЭ — 1

УЭ — 2

УЭ — 3

УЭ — 4

УЭ — 5

Итог

Оценочный лист

Ф.И.

ученика

УЭ — 1

УЭ — 2

УЭ — 3

УЭ — 4

УЭ — 5

Итог

Оценочный лист

Ф.И.

ученика

УЭ — 1

УЭ — 2

УЭ — 3

УЭ — 4

УЭ — 5

Итог

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464171-modulnyj-urok-na-temu-aplatonov-neizvestnyj-c

Кнспект урока литературы в 7 «Б» классе.

Тема урока: Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Цель: Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек;  подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.

-научить  определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; — —  

-Развивать логическое  мышление обучающихся, умение анализировать и делать выводы, обобщения.

— Побуждать к речевой деятельности и осуществлять  контроль за ней.

— Устанавливать связь между изученным материалом и практической частью.

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И Даля.

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

1Организация начала урока

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня необычный. А начать я его хочу со слов притчи.

«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по городу.

-Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его афиняне.

-Я ищу Человека,- отвечал он.

-Кого именно? Меня? Его?

-Ищу Человека!- повторял  мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая свой путь по площади.

Готовятся к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний

Цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Какого Человека искал Диоген?

Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг было много народа. (Искал он полноценную нравственную личность. При встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)

Как вы понимаете: полноценная нравственная личность? Какими качествами он должен обладать?

А вот как греки видели образец совершенного человека: в нем сочетаются физическая сила и одухотворенное лицо.

Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы будем говорить.  Сегодня поговорим о таких качествах человека, как доброта, любовь, милосердие, всепрощение. Тема нашего урока :

«Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку»

Нужны ли такие качества человеку?

Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять смысл человеческой жизни.

Тогда в чем смысл человеческой жизни?

Попробуем разобраться в представленной проблеме.

Чтобы доказать, что нужно сделать?

-определить последовательность действий для выхода из затруднительной ситуации.

-проанализируем эпизоды;

— сделаем вывод

Отвечают на вопросы учителя,

выдвигают предположения понимания цели урока.

Формулируют проблему и строят план выхода из нее

4.Изучение нового материала.

 Цель: дать учащимся конкретное представление  об изучаемом вопросе,правиле,явлении

Автор нас знакомит с Юшкой.  Зачитайте портретную характеристику героя. Соответствует ли он греческому идеалу?

Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет)

Отчего же больно ему?

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей.       «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.  Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему

Анализируют текст, осмысливают его содержание

5.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте.

Почему Юшку после смерти называли  Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию.

Жил ли Юшка по правде?  Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей)

Дают нравственную оценку герою, подтверждают словами текста

Физкультминутка

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

 Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно.

1-я проблемная ситуация.

Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» проанализируйт  и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»?

(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в семьях никогда не говорили о нравственных и духовных ценностях,)

2-я проблемная ситуация:

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

— Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова: ( Блаженный, благодарный, благовоспитанный, благополучный, благонравный)

Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»?

Анализируют текст и дают характеристику героям, представляют результаты  и оценивают свою работу

5.Обобщение и систематизация знаний.

— Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.)

Добру не всегда удается победить, но это не значит, что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить.

Участвуют в обобщающей фронтальной беседе

6. Подведение итогов.

Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке.

Возвращаемся к началу нашего урока. Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него. Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести)

В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить.

Домашнее задание:

Составить таблицу: какими качествами обладал Юшка.

По словарю дайте определение словам: милосердие, сострадание, праведник.

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объясняет домашнее задание)

Коррекция пробелов в усвоении  темы урока.

Слушают инструкцию  по выполнению домашнего задания, задают вопросы

Произведения А. Платонова каждый знает еще с детства. Сочетание жизненного и фантастического порождает интересную динамичность. Сказка «Неизвестный цветок», пожалуй, одна из наиболее поучительных, а также добрых.

История написания

Андрей Платонов прожил недолгую, но интересную жизнь, писал множество произведений для детей, желая преподать юному читателю несколько мудрых уроков, которые пригодятся в жизни, а ещё, оставить память для любимой дочери.

«Неизвестный цветок» был создан автором в 1950-м году. Тема сражения за жизнь проходит через произведение, так как оно писалось за год до смерти Платонова, больного страшной болезнью – туберкулезом, которым заразил его собственный сын, освободившийся из тюрьмы.

Из-за того, что под политические веяния автор не подстраивался, печатали его очень мало. Детская проза же не только была безопасным жанром, но и способом прокормить свою семью.

Направление и жанр

Сам Платонов опередил жанр как «сказка-быль», говоря о сочетании волшебного и реалистического. Все «волшебности» настолько естественно вплетены, что складывается впечатление о реальности, в которой может быть что угодно. Также, автор не обходит стороной и нравственную, и философскую проблематики, проводя их сразу через несколько мотивов произведения.

Композиционное построение

Начало повествует о жизни одного цветка, у которого, по мере роста, увеличивается и упорство, жизнелюбие. И хоть начало обозначено сказочным приёмом, далее мы погружаемся полностью в реальность, где живет тот самый цветок. Он – смешение двух противоречий, хрупкости снаружи и упорной решительности внутри. Несмотря на окружающие трудности, он крепнет, расцветает, и даже привлекает внимание одной девочки, Даши, которая поможет ему избавиться от одиночества.

Композиция произведения циклична, но это становится очевидным только в самом конце. Даша, приехавшая на следующий год в лагерь, цветка уже не нашла, но взамен появилось множество других растений, а ещё птички и насекомые. И в окончании, она замечает цветок, ещё более прекрасный, и похожий на тот, прежний. Автор этим приёмом говорит о циничности нашей жизни, непрерывности.

Смысловая нагрузка названия

Неизвестность цветочка при его большой значимости – смысл, вложенный автором в название. Похожих на него очень много, но, среди всех, именно он стремился преодолевать трудности, любил жизнь и хотел счастливо существовать, хоть ничего о себе и не знает. Важность и вклад цветка в природу подчеркивается благодаря названию произведения.

Суть произведения

Сказка-быль «Неизвестный цветок» повествует о цветке, который рос, несмотря на все сложности и преграды, на пустыре. Одинокий, он сумел привлечь внимание девочки, избавившей её от одиночества, а ещё она смотивировала друзей облагородить землю вокруг.

Это произведение о преодолении трудностей на жизненном пути, и о важности помощи тем, кому это необходимо.

Тематики произведения

Сквозь всю сказку проходят сразу четыре темы: добра, борьбы за жизнь, целеустремлённости и смысла жизни.

Проблематика

  1. Воля к жизни несмотря на отсутствие для этого каких-то причин – то, что присуще цветку. Ничто из трудностей не сломило его, и он, борясь, становился только сильнее.
  2. Противопоставление силы и слабости цветка показывает, что он, как и человек, может быть слабым снаружи, но сильным внутри, и недооценивать это не нужно.

Смысл сказки

Основной смысл сказки довольно прост – трудности можно преодолеть, если есть терпение, упорство. Жизнь – что ни на есть ценное, и поэтому, вопреки всему, цветок радуется, просто существуя.

Поступки, совершенные бескорыстно, делают жизнь счастливее, и даже чуточку светлее. Человечность же, доброжелательность – качества, позволяющие чувствовать себя в этом мире живым, полным и других чудесных качеств и эмоций.

Чему сказка учит

Быть терпеливым ко всем, целеустремлённым вне зависимости от обстоятельств, по-настоящему добрым, отзывчивым любому человеку или существу – то, чему автор нас хочет научить. Платонов показывает на цветке, насколько важно быть тем, кто ты есть на самом деле, просто любить жизнь и стремиться вверх.

Ваша отзывчивость, умение быть искренним, может быть причиной чьего-то счастья. Вдобавок, умение прийти на помощь, и сделать это бескорыстно, а также доброта – основы человечного поведения, и если это под силу цветку, то и другими тоже.

Элементы художественной выразительности

Андрей Платонов в своём произведении использует такие средства выразительности художественной речи, как:

  • Эпитеты.
  • Олицетворения.
  • Сравнения.

Чтобы погрузить читателя в атмосферу природы и дать почувствовать её, автор использует объёмные описания окружающей природы.

Аллегоризация – ещё один способ, используемый Платоновым, ведь за цветком прячется человеческая сущность, и даже природа «дышит», и даже живет, как человек.

Это произведение по-настоящему заставляет задуматься, и многому учит как юных читателей, так и взрослых.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Краткий анализ сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок № 35

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с творчеством А. Платонова;
  • изучение жанровых особенностей рассказа
    «Неизвестный цветок»;
  • символы в рассказе «Неизвестный цветок».

Тезаурус

Быль (бывальщина)
– жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии,
случае, имевшем место в действительности.

Метафора – переносное
значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому
по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или
контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но
подразумеваются.

Притча – это
малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре,
заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к
басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и
литературе.

Рассказ – небольшое
прозаическое произведение в основном повествовательного характера,
композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Символ – образ,
выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Ска́зка —
один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Платонов А. Избранные произведения. — М.,
    1984.
  2. Белокурова С.ПСловарь литературоведческих терминов.
    — 
    М.: Паритет, 2007 — 320 с.
  3. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.
    и др. Литература. 6 кл. / Учебник: в 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 288
    c.
  4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… /
    Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
    Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — с.
    254.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва
    И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. —
    400 с.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе:
    Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для
    учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 с.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе:
    Поурочные разработки // Учебное пособие для общеобразовательных
    организаций / Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
  5. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего
    существования. Об Андрее Платонове. — М., 1987. — 211с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Раздел «Литература» на проекте «Мир
    энциклопедий». [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (дата
    обращения 29.06.2019);
  • «Сайт, посвященный А. Платонову.
    [Электронный ресурс] URL: http://platonov-ap.ru/materials/ (дата
    обращения: 01.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Мы уже знакомы с писателем Андреем Платоновым.
Вспомним, что мы знаем о нём?

Андрей Климентов – такова настоящая фамилия
писателя – родился в августе 1899 года в Ямской слободе (сейчас это место под
современным Воронежем) в семье простого слесаря-железнодорожника. Семья была
очень большой, а Андрей был старшим из 10 детей.

«Работал я во многих местах, у многих хозяев.
У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын – один работник,
кроме отца… Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду…» – вспоминал А.
Платонов.

Жизнь писателя была трудной: он воевал в
Гражданскую войну, прошёл почти всю Великую Отечественную.

Последние годы жизни занимался сборниками
сказок и писал свои сказки для детей. Сказка «Неизвестный цветок» была написана
в 1950 году, за год до смерти писателя.

«Жил на свете маленький цветок. Никто и не
знал, что он есть на земле» – так начинается эта история.

Начинается как сказка, не правда ли?

Жил наш цветок на пустыре, куда никогда никто
не заходил.

И только ветер, «как дедушка сеятель»,
приносил семена и бросал их на землю. Если они попадали в плодородную землю, то
из них вырастали чудесные растения, а если на камни и глину, то они погибали. А
семечко нашего цветка упало как раз между камнями и глиной и ему, казалось,
суждено было погибнуть.

Но цветок решил сражаться. Он ночью копил росу
на своих листьях, а днем опускал их, и капли падали в сухую землю. «Он трудился
день и ночь, чтобы жить и не умереть».

Цветок не унывал и старался расти и бороться.
«В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на
травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из
лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как
звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь.
А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах
с собою».

И вот однажды мимо пустыря походила девочка
Даша и почувствовала волшебный аромат цветка и заговорила с ним.

Не сказочный ли это элемент? Помните, жанру
рассказа автор присваивает подзаголовок сказка-быль.

– Отчего ты такой?

– Не знаю, – ответил цветок.

– А отчего ты на других непохожий?

– Оттого, что мне трудно.

А почему девочка заговорила с цветком?

«Она жила с подругами в пионерском лагере, а
нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и
понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. …На краю пустыря Даша
почувствовала благоухание».

Вот так состоялось знакомство девочки и
цветка.

Тоска девочки по маме, её одиночество в лагере
чем-то похоже на одиночестве цветка на пустыре.

«Мать говорила о цветке, который все грустил
по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила
его грусть».

Не зря именно эту историю вспоминает девочка
Даша, когда почувствовала благоухание на пустыре. Девочка и цветок очень
похожи, по своему настроению.

Даша рассказывает о цветке товарищам, и они
начинают трудиться, озеленять пустырь.

Обратите внимание на символику рассказа.

Символом мы называем предмет или образ,
который является условным знаком для обозначения чего-то другого.

Цветок – символ борьбы, трудолюбия,
самоотверженности. Ведь только благодаря усердной работе возможен результат.
Именно это хотел нам сказать Андрей Платонов в своем рассказе «Неизвестный
цветок».

Теоретический материал для углубленного
изучения

Эта история цветка могла бы уже сама по себе
стать законченным произведением — своеобразным гимном трудолюбивому
цветку. Тогда произведение вполне могло называться басней, потому
что содержит явную аллегорию: за образом выживающего цветка можно
увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в
суровые годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенные
годы. В понимании автора, который сам перенес множество испытаний, это не что
иное, как иносказание о судьбе всего русского народа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

Авторское определение жанра произведения
«Неизвестный цветок» – …

Варианты ответов:

– сказка,

– сказка-быль,

– легенда,

– притча.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить
особенности сюжета произведения. Он начинается так, как обычно начинаются
фольклорные произведения: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что
он есть на земле». Далее рассказывается история цветка как живого существа, как
он жил и сражался за жизнь, как его встретила девочка Даша. Она разговаривала с
ним, а цветок отвечал. Похоже на сказку.

Но девочка Даша из пионерского лагеря, и ее
друзья, которые привезли землю на пустырь,– вполне реальные персонажи. И
похожая история могла случиться не только в сказке. Возможно, именно поэтому А.
Платонов даёт «Неизвестному цветку» жанровое определение – сказка-быль.

Подчеркивание элементов

На что был похож выросший цветок?

Варианты ответов:

– бабочку,

– звезду,

– травку,

– розу.

Давайте вспомним содержание рассказа и
описание цветка, который вырос на пустыре:

«В середине лета цветок распустил венчик
вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком.
Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и
сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его
видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда
касался цветка и уносил его запах с собою».

Правильный ответ: звезду.

  • Тема рассказа любовь к жизни джек лондон
  • Тема рассказа малиновая вода
  • Тема рассказа котенок л н толстого
  • Тема рассказа маленький принц
  • Тема рассказа контора тургенева