Тема рассказа недоросль фонвизин

Слайд 1действующие лица комедии д.и.фонвизина недоросль всяк не на свом месте вот общая беда ст. рассадинслайд 2задачи автора 1.

Слайд 1

Действующие лица комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Всяк не на своём месте – вот общая беда… Ст. Рассадин

Слайд 2

ЗАДАЧИ АВТОРА 1. Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне. 2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несет ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли. 3. Выяснить причины, уродующие личность. 4. Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования). 5. Обострить основной конфликт времени — конфликт между невежеством и просвещением. 6. Вынести на обсуждение тему воспитания. 7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма, вводил элементы реалистического изображения действительности.

Слайд 3

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ Правила «трех единств» единство места поместье Простаковых единство времени в течение одних суток единство действия борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи Разделение всех героев на положительных и отрицательных Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин) Назначение комедии: смехом казнить пороки «Говорящие» фамилии персонажей Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость») Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга. Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Слайд 4

Структура драматического произведения Действие, или акт. (события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время представления делаются перерывы ( антракты). ) Явление, объявление новых персонажей Картина Сцена Весь текст составляет речь персонажей. В диалогах действующие лица обмениваются мнениями, выражают свое отношение к предмету разговора, свои настроения и чувства. Свой монолог персонаж может обращать к зрителю, к самому себе. Слова в отдельном высказывании одного персонажа, на которые отвечает другой персонаж, называются репликой (от лат. – возражаю, отвечаю, раскрываю). Язык автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кем является каждый из персонажей, порой описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. Язык автора в пьесе называется ремарками (от фр. – пометка, примечание).

Слайд 5

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге ( Вольный Российский Театр , он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И.А.Дмитревский, Правдина — К.И. Гамбуров, Цифиркина — А.М.Крутицкий, Скотинина — С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета . Появилось множество любительских постановок. Первые постановки

Слайд 6

Действующие лица Простаков. Гж .* Простакова , жена его. Митрофан , сын их, недоросль. ** Еремеевна , мама*** Митрофанова. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж . Простаковой . Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка , портной. Слуга Простакова . Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых . * Гж . — сокращенное написание слова «госпожа». В дальнейшем принято более употребительное сокращение — г-жа. ** Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, не получившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе с тем слово «недоросль» обозначало любого дворянина, не достигшего совершеннолетия. *** Мама, то есть кормилица.

Слайд 7

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых , 15 лет. Имя « Митрофан » означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды. Прототипом образа М. ярославские старожилы считали некоего барчука, проживавшего в окрестностях Ярославля, о чем сообщил Л. Н. Трефолев .

Слайд 8

Недоросль Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. М. учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Слайд 9

Н епросвещенность Лень Пустые занятия Обжорство Подхалимство Неблагодарный

Слайд 10

Простакова жена Терентия Простакова , мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость , необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак.

Слайд 11

Грубость по отношению к другим, оскорбления, побои Невежество, неразвитость ума Цель жизни – захват добычи Хитрость, изворотливость, обман Лесть Наглость Жадность Превратное представление о «вольности» дворянской, не подчиненной моральным нормам.

Слайд 12

Муж Простаковой , отец Митрофана . «Простак» – протофиля , наивный человек Простаков Терентий

Слайд 13

Тарас Скотинин брат г-жи Простаковой , «Близость со скотиной»

Слайд 14

Скотинин Тарас — дворянин, брат Простаковой . Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном , конфликтовал с Простаковой : «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такой деградации – в невежестве, отсутствии правильного воспитания: «…не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет».

Слайд 15

Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой . София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели.

Слайд 16

Софья- « мудрость » Милон- «мил он»

Слайд 17

Умна, образованна Испытывает искреннее почтение к Стародуму,уважает Правдина. верна Милону насмешлива (она подтрунивает над ревнующим ее к Скотинину и Митрофану Милоном), чувствительна и добра (с пылкостью она выражает свою радость, когда Стародум дает согласие на ее брак с Милоном; в момент счастья прощает Простакову за причиненное зло и жалеет «презлую фурию»).

Слайд 18

Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя Правдин

Слайд 19

Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые).

Слайд 20

«любитель обычаев старины», «думающий по-старому» Стародум

Слайд 21

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Невежда без души — зверь. Великий государь есть государь премудрый. Начинаются чины — перестает искренность. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Для прихоти одного человека всей Сибири мало. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван. Последуй природе, никогда не будешь беден.

Слайд 22

Еремеевна , мама Митрофана , то есть кормилица. Цыфиркин, отставной сержант, учитель по арифметике Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, фамилия указывает на род занятий (от «кутья» – каша с изюмом)

Слайд 23

, Вральман, учитель (от «враль» и «манн» — человек)

Слайд 24

Интересные факты Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

«Недоросль» – это известная комедия Дениса Ивановича Фонвизина, шедевр ранней русской драматургии, входящий в нашу школьную программу.
Все действия произведения проходят в деревне Простаковых, где ведётся примитивная дворянская жизнь господина Простакова, его жены и сына Митрофанушки. Образ этой семьи передаёт читателям все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.
Митрофан – один из главных героев комедии – отличается отсутствием нравов, грубым поведением и чрезмерно отсталыми взглядами на образование. У него отсутствуют какие-либо жизненные цели, всё, что ему нужно –  поесть и повеселится.
В картине мы наблюдаем взаимоотношения между помещиками и крепостными. Простым людям, таким как Тришка, девка Палашка, приходится терпеть унижения и оскорбления со стороны Простаковых. Молодой Простаков применяет физическую силу по отношению к своим крепостным. Госпожа Простакова сама позволяет себе бить крепостных, поэтому поощряет действия сына.
Что касается семейных отношений семьи Простаковых, то в них всё также совсем непросто. Госпожа Простакова отличается своей невежественностью, бестактностью и жестокостью. Она привыкла обращаться грубо не только с крепостными, но и со своими близкими. Брат Простаковой, Тарас Скотинин, также отличается отсутствием манер.
Простакова, безумно любящая своего сына, всё время проявляет снисходительность к нему и даже восхищается откровенными нравственными пороками Митрофанушки и его явной грубостью по отношению ко всем, её не особо смущает и грубость по отношению к ней самой. Господин Простаков не признаёт подобное воспитание родного сына, но страх перед женой заставляет его оправдывать все её поступки.
На примере семьи Простаковых Фонвизин, используя комедийный жанр, пытается осудить жестоких, самовлюбленных, бесчеловечных помещиков, которые бесцеремонно пытаются взять верх над людьми из благородного общества, таких как Стародум, чиновник Правдин и храбрый молодой офицер Милон. Стоит отметить, что имена и фамилии персонажей произведения выбраны совсем не случайно, они дополняют черты их характеров. В финале комедии мы видим, какими последствиями может закончиться жажда власти, денег и тщеславие.

Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина – шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дво-рянства и проблема воспитания.
Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем-ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель-но, оскорбительно. Её сын Митрофан – лодырь, обжо-ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи-на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев-ле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри-чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе-ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова – помещица, безграмотная, жестокая и необуз-данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило-сердия.
Митрофан — единственный сын провинциальных роди-телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по-ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати-ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме-евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма-тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя-ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча-стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа-ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол-ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не-способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи-тает положение “недоросля”.
Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс-лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Комедия “Недоросль” Д.И.Фонвизина –  шедевр русской драматургии XVIII века, в  которой раскрывается проблема нравственного разложения дво­рянства и  проблема воспитания.
Главные ее действующие лица – семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин.  Это одна группа дворян. Другая — Стародум, его племянница Софья и Правдин. Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Со слугами и наем­ными людьми госпожа Простакова обращается грубо, пренебрежитель­но, оскорбительно. Её сын Митрофан –   лодырь, обжо­ра и озорник. Госпожа Простаковa — жестокая и властная женщи­на, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала “ценою подешев­ле , да и тем мешает. ” Она советует сыну: “…друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!” “Насчёт деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!” В припадке бешенства она кри­чит на дворовую девушку Палашу, которая тяжело заболе­ла. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: унижает Софью, собственного мужа, лишив его воли и своего мнения. Простакова –  помещица, безграмотная, жестокая и необуз­данная. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, мило­сердия.
Митрофан — единственный сын провинциальных роди­телей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. “Похожий на мать”…
Сын Простаковой — невежа, бездельник, любимец матери. Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и по­ниманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин. Граммати­ке — семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Митрофану пришли учителя, а он ворчит: “Пострел их побери!” Цыфиркина, который хочет хоть чему-то его научить, Митрофан обзывает “гарнизонной крысой”, а после того, как не удалось похитить Софью, он вместе с матерью намерен “приниматься за людей”, то есть пороть слуг. Но его отношение к Ереме­евне, готовность «за людей приниматься», предательство ма­тери вызывает уже иные чувства. Митрофан становится невежественным и жестоким деспотом. В некотором отношении сынок пошел дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично понимает, кто настоящий хозя­ин в доме, и неуклюже льстит матери. Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его сча­стье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья — богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способа­ми желает женить на ней сына. Митрофан — недоросль, прежде всего потому, что он пол­ный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, не­способный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочи­тает положение “недоросля”.
Комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас.  Воспитание молодого поколения зависит не только от школы, но и от семьи.  Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыс­лей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Д.И.
Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Анализ
произведения

I.
Годы жизни Д.И. Фонвизина:
1745 – 1792.

II.
История создания комедии «Недоросль»:

1. Время
написания.
Пьеса
написана во 2-й половине XVIII в., во время царствования Екатерины II.

2. Первая
постановка пьесы состоялась в
 1782 
г.
и имела огромный успех: «публика
аплодировала пьесе метанием кошельков».

III.
Жанр произведения
(определение)  –  социально-политическая
комедия.

·        
Комедия
– это драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков
общества, быта, людей.

·        
Социально-политическая комедия.
Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор: критиковал
правление Екатерины
II;
изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть
дворянами, самозваных
учителей.

IV.
О чем произведение?

Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше
пристроить в жизни своего недоросля Митрофануш­ку — выгодно его женить. В доме
Простаковых на правах бедной родственницы живет Софья и терпит от хозяйки
грубость. Простакова намерена выдать ее замуж за своего брата Тараса Скотинина.
Но когда она узнает, что Софья — богатая наследница, планы ее меняются: теперь
она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть
жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать
ее с Митрофаном. Но в финале пьесы все ее планы проваливаются, любящие сердца Софьи
и Милона соединяются, а имение Простаковой берет под опеку государство.

·       
Примечание: финал комедии
неоднозначен, т. к. в действи­тельности такого закона не было (получалось, что
Фонви­зин таким образом критиковал правление Екатерины
II).

V.
Смысл названия пьесы.

1. В
XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не
достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на
службу.

По закону,
установленному ещё при Петре I, каждый семилетний мальчик-дворянин должен был
начать учиться. Через 5 лет ему необходимо было продемонстрировать умения
читать и писать — так он готовился к службе Отечеству. Насмешливый смысл слово
«недоросль» приобрело после фонвизинской комедии, ведь Митрофану идёт 16-й год,
он уже должен был овладеть не только грамотой, но и знаниями иностранного
языка, географии, закона Божьего. Но ни у Митрофана, ни у его матери, которая
во всём потакает сыну, нет желания выполнять государственный закон. «Не хочу
учиться, а хочу жениться» — это не только смешно, но и по-настоящему грустно.

image001image002image0032.              
           МитрофанНЕДОРОСЛЬ:

1)     
image004image004image004В умственном отношении   2) В моральном
отношении
  3) В гражданском смысле

Не знает ни ариф­метики,

ни геогра­фии, не может отличить прилага­тельное от суще­ствительного

Не умеет
уважать достоинство других людей

Не дорос до
понимания своего долга перед госу­дарством: «Ну что для отечества может
вый­ти из Митрофануш­ки?..»
(Стародум)

VI.
Система образов.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ

             
1. Простакова

1)
Значение имени.
От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

2)
Характеристика.

Деспотична, беспринципна. При столкновении
с более сильным начинает угодничать и заискивать.

Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.

Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.

Смысл своей жизни видит в
сыне, слепо любит его.

           
 2. Простаков

1)
Значение имени.
От «простой, простак». В XVIII в.
слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый»

2)
Характеристика.
Общие отрицательные черты: ограниченность
грубость, рабская психология, стремление к наживе.

           
3. Скотинин

1)
Значение имени.
Образовано от «скотина»,
«скот». С одной стороны, от­ражает любовь героя к хозяйственным животным
(свиньям), с другой стороны, характеризует его как гру­бого, подлого человека.

2) Характеристика. 

Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве
дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним
ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).

Самовлюблённый («Скажу, не похвалясь, каков я, право,
таких мало»).

Умственно неразвитый.

Главная страсть — любовь
к свиньям
(«Люблю свиней, сестрица»)

           
4. Митрофан

1)
Значение имени.
В переводе с греческого —
«являющий собой мать», «ма­терью данный». В имени героя акцентируется то, что
са­мое губительное влияние оказала на него
мать. Митрофан стал
таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания.

2)
Характеристика.

Избалованный, капризный, эгоистичный.

Не способен любить: заискивает перед матерью, пока
чувствует её силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает её.

Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется
больным.

Ленивый, любит поесть, ленивый (испытывает отвращение
к любому труду — всё время проводит на голубятне).

В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует
покровительство матери.

Труслив (прячется за
спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ГЕРОИ

             
1. Софья

1)
Значение имени.
В переводе с греческого
означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).

2)
Характеристика.

Скромная, благоразумная, добродетельная: является
воплощением «добродетели в руках порока».

Жаждет знаний, ищет нравственные ориен­тиры («Ваши
наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым
я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам
повиноваться»).

Уважает старших.

            
2. Стародум

1)
Значение имени.
Означает
«думающий по-старому
», указывает на то, что его идеалы принадлежат
предшествующей, Петровской, эпохе.

2)
Характеристика.

Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От
роду язык его не говорил «да», когда душа его чув­ствовала
«нет»».

Косность, бесчеловечность вызывают в нём негодова­ние и презрение
(«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда
не бы­вал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук
порока»).

Всего добивается честным трудом («Я удалился на не­сколько
лет в ту землю, где достают деньги, не про­менивая их на совесть, без подлой
выслуги, не грабя отечества»).

Людей оценивает по
пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.

           
3. Правдин

1)
Значение имени.
Образовано от «правда»,
именно правде, т. е. справедли­вости, этот герой служит.

Внимание
на фамилии героя акцентируется, что придаёт ей особую значимость: «Скотинин. А
как по фамилии? Я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы
дослышали».

2)      Характеристика.

Служит чиновником в наместничестве — учреждении,
созданном в 1775 г. Екатериной
II в каждой губернии для
наблюдения над выполнением на местах правитель­ственных указов.

Главной своей задачей
не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает
пресечение своеволия помещиков
, которые, «имея над людьми своими полную
власть, употребляют её во зло бесчеловечно»

                4. Милон

1)
Значение имени.
Милон – славянское имя, обозначающее
«милый, любимый», что полностью соответствует добросердечному характеру
персонажа.

2)
Характеристика.

Образцовый офицер, храбрый и самоотвер­женный.

Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.

►  Одинаково ценит
бесстрашие и честность военной и государственной службы
: «И какая
разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою
наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который
говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся
ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах
герой
».      

     ВОСПИТАТЕЛИ

1. Еремеевна – «мама», т. е. кормилица Митрофана.

► Привязана к дому и хозяевам, оберегает и защищает Митрофана.

► За сорок лет службы получала «по пяти рублей на год, да по
пяти пощёчин на день».

► Рабская натура, не имеет
чувства собственного досто­инства

2.Пафнутьич  Цыфиркин – учитель математики, бывший солдат.

► Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за
своё дело.

► Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик
ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу
деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму».

Это вызывает уважение у
положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

3. Сидорыч Кутейкин – учитель русского и церковнославянского языков.

► Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения,
убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де
семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред
свиниями, да не попрут его ногами».

► Хитёр, жаден, за что в
финале наказывается.

4. Вральман – учитель истории, немец.

► Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место,
подался в учителя.

► То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяева­ми дома,
говорит о невежестве Простаковых, об их глу­пом следовании моде на иностранных
учителей

VII.
Тема произведения.

1.
Воспитание «нового» дворянства.
Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания
образованию. Воспитанное таким образом новое поколение не сможет взять на себя
заботу ни о семье, ни о государстве.

2.
Тема семьи. Семья
– это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Взаимное
уважение между всеми членами семьи – залог почитания детьми родителей, которые
должны быть достойны этого почтения.

3.
Тема свободы выбора.
Отношения Стародума и Софьи. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая
своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мировоззрение, те самым
воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

VIII.
Основные проблемы комедии.

1. Воспитания.
Неправильное воспитание ведет к деградации личности.

2. Образования
(невежества).
Глупость лишает героев духовности: их
не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий. Фонвизин видел
истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные
люди, а не недоучившиеся дьячки.

3.
Крепостного права.
У дворян, которые живут
за счет крестьян, нет желания получать образование, необходимое дворянству,
чтобы служить Отечеству и приносить пользу государству.

4. Проблема
алчности.
Жажда материального благополучия
перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не
важно, будет ли их ребенок счастлив: для них счастье – синоним богатства.

IX.
Идея произведения.

Осуждение безнравственности, жестокости,
глупости, жадности помещиков. Воспевание идеалов просвещения и гуманизма:
человек
– высшее существо, поэтому он должен непрерывно развиваться, совершенствоваться
и творить добро – это идеал, к которому должен стремиться каждый
.

Д.И. Фонвизин был личностью эпохи
Просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он
исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только
образование и воспитание могут сделать его нравственным, добродетельным и умным
гражданином, который принесет пользу Отечеству.

В конце комедии автор говорит о торжестве
«возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына,
воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата
за неправильное воспитание и невежество.

X.
Задачи, которые ставил перед собой автор при написании произведения.

1. . Указать на
основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков
, поддерживаемый
властью на самом высоком уровне.

2. Обличить пороки дворянства:
считал, что дворянство несет от­ветственность за положение в стране, однако
понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высо­кой роли.

3.  Выяснить причины, уродующие личность.

4. Осмеять невежество
(дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли
тогда «новиками», а младших — «недорослями», но закон 1736 г. продлил право
оставаться не­дорослями до 20 лет (для получения образования).

5. Обострить основной конфликт времени — конфликт
между не­вежеством и просвещением.

6. Вынести на обсуждение
тему воспитания.

7. Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

XI.
Чему учит комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

·        
Уважению к ближним.

Закономерным результатом
грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

XII.
Черты классицизма в комедии.

1. Правило
трех единств:

1) единство места – поместье Простаковых;

2) единство временив
течение одних суток;

3) единство действияборьба
трех претендентов за право стать мужем Софьи.

2. Разделение всех героев на положительных (Стародум,
Правдин, Милон, Софья)
и отрицательных (Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)).

3. Говорящие
фамилии персонажей.

4. Все положительные (любимые) герои Фонвизина в соответствии с правилами
классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком,
так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и
нравственного долга.

5. Принцип
высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского
долга.

6. Характерное
для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к
которой принадлежит автор.

7. Сюжет
строится на традиционно-классицистической основе – соперничество достойного и
недостойного претендентов на руку героини.

8. Главный
итог комедии – порок наказан, а добродетель торжествует.

XIII.
Черты реализма в комедии.

1. Автор стремится к более правдивому
изображению жизни. Многогранность характеров главных персонажей

— основное отступ­ление от традиций классицизма.

2. Тщательно прописаны характеры не только
главных, но и вто­ростепенных персонажей.

3. Есть персонажи, которых нельзя четко
отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям
(это
Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж — не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

4. Кроме комических сцен, в пьесе есть и
такие картины, которые
раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допус­калось.

5. Автор не скрывает своего отношения к
персонажам: выражает сим­патию, негодование, насмешку, кого-то язвительно
обличает.

6. Героями комедий классицизма были люди
низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина
разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия
стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.).

  • Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
    Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
    Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.

  • В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.
    Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.
    Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его  мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

    Сочинение 2

    Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
    Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
    Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
    Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
    Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
    Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и  папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

  • В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.
    Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.
    Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.
    Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

    Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

    «Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

  • Денис Иванович Фонвизин знаменит прежде всего как автор комедии «Недоросль». Это одно из самых значительных литературных произведений XVIII века. Основная тема пьесы — социально-политическая: описывается полное отсутствие меры и здравого смысла в поведении помещиков, поддерживаемых властью и бесправие крепостных («С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»). Однако не менее важна тема воспитания и образования, тоже ярко изображенная в комедии. За основу для образа Митрофана Фонвизин взял распространенный тогда образ не закончившего обучение дворянского подростка. В те времена действовал указ Петра I о том, что все дворянские сыновья были обязаны до 20 лет учиться, а иначе им было запрещено жениться и идти на службу. Поэтому многие, и Митрофан в их числе, учились фиктивно, как говорил сам Фонвизин, “через воспитание разумели они одно питание”. Госпожа Простакова тоже не скрывает этого факта: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Также в пьесе упоминается, что Митрофан «летит в чины, лежа на боку», то есть по документам он служит, получая при этом звания и награды, а на самом деле даже не выходит из дома.
    Конечно же, образованные русские люди того времени, к которым относился и сам Фонвизин, настойчиво твердили, что всему русскому дворянству образование необходимо. В комедии положительные умные герои (Правдин и Стародум) говорили: “имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена”, “Золотой болван – все болван” – выражая ту точку зрения, что быть умным, образованным человеком важнее, чем богатым дворянином. Также они выражали свою точку зрения о настоящем дворянине и истинной системе ценностей.«не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить».
    Митрофан — ярчайшее проявление всех дурных дворянских качеств на тот момент. Но причина этого во многом кроется в его матери. Он перенял у нее все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Здесь все перевернуто вверх дном; во всем гнет и произвол, ложь и обман. Простакова – смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна. В ее роду неумение читать считается атрибутом истинного дворянского происхождения. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и невежду такого же, как собственная мать. Она души не чаяла в своем чаде, и в связи с этим сильно избаловала его: “Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань”.
    Учителя, нанятые Простаковой, тоже не давали недорослю ни хорошего образования, ни правильного примера поведения. Они были такими же недоучившимися, как и он сам. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “Не хочу учиться, хочу жениться” Вральман же — простой конюх, который тоже никогда ничего не заставляет и отпускал Митрофана, если тот очень «устал».
    Все последствия плохого воспитания прекрасно проявляются в финальном эпизоде, где Митрофан бессердечно отворачивается от собственной матери (“Да отвяжитесь, матушка, как навязалась…”), а Стародум подводит вполне резонный итог: «Вот злонравия достойные плоды!»
    В настоящее время эта проблема не менее актуальна, чем во времена Фонвизина, причем до нас она дошла почти без изменений. Сейчас многие богатые родители отправляют своих детей в престижные и дорогие частные школы, но образование там не всегда находится на должном уровне. Как следствие, дети проникаются нелюбовью к учебе. Родители же не всегда следят за своим поведением в присутствии детей, подавая им дурной пример. В то же время они души не чают в своих чадах и сильно их избаловывают. Таким образом, в наши дни мы видим определенное совпадение с ситуацией, описанной Фонвизиным. И также как 250 лет назад мы понимаем, что человека сильного, благородного в мыслях и поступках, настоящего гражданина делает желание и умение учиться , применять свои знания на практике, продуктивный труд на благо общества.
    Добавил: KaulleN

  • Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.
    Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать  очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.
    Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье.  И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля,  так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.
    Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же,  хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

    Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

    Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

  • Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
    «Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
    Если для человека 18 века, когда была написана данная пьеса, персонажи имеют характеристики только одного плана – положительные либо отрицательные и пьеса раскрывает острые бытовые проблемы, то для читателя 21 века раскрывается еще и психологизм произведения. Несколько поколений дворян традиционно были неучами, тогда как основными ценностями были не праведность, честь и образованность, а личный достаток и личные интересы. То же самое прослеживается и в семье Простаковых. Оба очень сильно любят своего сына, готовы отдать ему все, даже приглашают учителей, но по причине недостатка образования и хорошего воспитания, не понимают, что перед ними не лучшие преподаватели, а сын просто пользуется их добротой и растет баловнем. Трагизм их положения показан в финале пьесы, когда Митрофан просто бросает родителей, после того как узнает, что они больше ему не смогут ничего дать.

  • В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
    Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
    Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
    В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
    Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.

  • В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.
    На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.
    С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.
    Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться. Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало. Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство. Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.
    Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает. В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей. Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.
    В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.
    Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.
    Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.
    Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.
    Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление. Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.
    На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.

  • В наше время не все родители хорошо следят за воспитанием своих детей. Такие случаи были и в восемнадцатом веке. Яркий пример, показывающий проблемы воспитания детей в ту эпоху, – произведение Ф.И.Фонвизина «Недоросль».
    Я бы хотела выяснить, почему же существуют такие грубые и некультурные дети? Зависит ли их существование от их воспитания, от родителей?
    По-моему, это напрямую зависит от родителей.
    Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Это грубая, жадная, невежественная, эгоистичная женщина. Кажется, что она совсем утратила человеческий облик. Она совсем не умеет ценить труд людей, которые работают на нее. Даже человеку, который годится ей в матери, который ухаживает за ее сыном, эта женщина отплачивает постоянными упреками и пощечинами. Своих слуг она вообще ни за кого не считает. Я не понимаю, как мать и в первую очередь женщина может так относиться к людям. Не удивительно, что ее сын мало отличается от нее самой.
    Не проходило ни одного утра, чтобы она не разругалась с Еремеевной, Тришкой или с мужем.
    Отец Митрофана – господин Простаков – и вовсе не участвовал в воспитании своего сына. Митрофан унаследовал все качества своей матушки. Он был невоспитанный и наглый, как и его мать. И разговаривал он очень грубо не только со слугами, но и с собственными родителями. Разве такое поведение приемлемо для ребенка, у которого еще не до конца устоялись нормы поведения в обществе!?
    Госпожа Простакова была безграмотная и часто называла науки «дурацкими». Благодаря этому и Митрофан испытывал особую нелюбовь к всяческим наукам.
    Вероятнее всего, Митрофан не изначально по своей натуре был именно таким. На него негативно влияла обстановка, окружающая его ежедневно. Обстановка постоянных ссор и криков, в которой развивающемуся ребенку вообще категорически запрещено находиться.
    Прочитав данное произведение, я могу смело сделать вывод, что в плохом поведении детей в большей степени виновны их родители. Именно они ежедневно показывают пример своим детям. Показывают, как себя нужно вести, как нужно общаться с людьми, относиться к ним. Но и сам ребенок непосредственно должен следить за собой, своим поведением и поступками. Ведь именно ему самому в будущем придется находиться в обществе и самому отвечать не только за свои поступки, но и поступки своих будущих детей!

  • Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это закономерно поставило его в ряды писателей наиболее прогрессивного «сатирического направления» литературы XVIII века.
    Вершиной творчества драматурга явилась комедия «Недоросль». Одной из центральных проблем, настойчиво ставившихся просветителями XVIII века, было воспитание — создание новых поколений передовых людей. В комедии Фонвизина это одна из главных проблем.
    По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание»,— как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.
    Бесчеловечное обращение героини не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясывается, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещичьей усадьбе. «После того, как мы все отняли у крестьян,— сетует помещица,— отнять больше нечего». Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами.
    Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить «жестокосердечную помещицу». Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой также терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видит вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась… », — бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен.
    Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он, как скряга.
    Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану — бездельничать.
    Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Скотинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать смеха и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.
    Так писатель заставлял читателя задуматься о важной проблеме отсутствия должного воспитания, которое могло привести к появлению целого поколения невежественных людей, чьи представления о жизни строились по глубоко аморальным и ложным представлениям о жизни. Написанная более двухсот лет назад, комедия «Недоросль» не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, решаемые Фонвизиным, также остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду «вечных». И каждое поколение будет решать их по-своему.

  • Тема:
    Д.И. Фонвизин «Недоросль». Подготовка к
    домашнему сочинению.

    Цели: Подготовка к домашнему
    сочинению.

    Год написания – 1782
    г.

    История создания
    Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под
    влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.

    Тема
    Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание
    нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

    Композиция
    комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих –
    единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

    Жанр – Пьеса
    – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.

    Направление – Задача
    автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии –
    сатирическое.

    История создания

    В «Недоросле» анализ произведения
    предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

    Сначала определим смысл названия.
    В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало человека, не имеющего
    документа об образовании. Такого человека не брали на службу и не разрешали
    вступать в брак.

    Фонвизин больше года прожил во
    Франции, глубоко вникая в ее просветительские доктрины. Его занимали все
    сферы социальной жизни страны, он вникал в философию, юриспруденцию. Большое
    внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности, комедиям.

    Когда писатель возвратился в
    Россию, у него возник замысел комедии «Недоросль», где герои получат
    говорящие фамилии, чтобы глубже выразить смысл комедии. Работа над историей
    создания заняла у писателя почти три года, началась в 1778 году, а
    окончательный год написания – 1782.

    Тема

    Изначально главной темой
    комедии
    предполагалась тема воспитания и образования нового поколения,
    позже в проблематику «Недоросля» были включены социально – политические
    проблемы, которые касались непосредственно указа Петра Первого о запрещении
    службы и женитьбы дворян – недорослей.

    Семья Простаковых, имеющая
    недоросля Митрофанушку, имеет глубокие дворянские корни. На первом месте у
    таких Простаковых стоит гордость за свое знатное сословие, и они не приемлют
    ничего нового и прогрессивного. Образование им совершенно не нужно, так как
    крепостное право еще не отменили, и есть кому на них работать. Превыше всего
    для Простаковых материальное благополучие, алчность и жадность закрывает
    глаза на образование сына, власть и богатство – важнее.

    Семья – это тот пример, на
    котором растет и воспитывается личность. Митрофанушка полностью отражает
    поведение и образ жизни своей деспотической матери, но госпожа Простакова не
    понимает, что именно она является примером для своего сына, и недоумевает,
    почему он не выказывает ей должного почтения.

    Раскрывая проблемы комедии,
    внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что все
    зависит от воспитания человека. Только от достойного воспитания в семье
    зависит отношение человека к окружающим посторонним людям, его порядочность и
    честность. То, чему учит комедия писателя, это образование, уважение по
    отношению к ближнему, воспитанность и благоразумие.

    Композиция

    Мастерски выполненные особенности
    композиции позволяет ознакомиться с главными героями в самом начале пьесы.
    Уже в конце первого действия происходит завязка сюжета. Тут же в комедии
    появляются Правдин и Софья. В комедии есть интрига – богатое приданное Софьи,
    о котором узнают из рассказа Стародума, и разгорается борьба за ее руку.

    Скрыть объявление

    В следующих двух действиях
    события стремительно развивается, растет напряженность, пик которой
    приходится на четвёртое действие, в котором в голову Простаковой приходит
    мысль похитить Софью и силой выдать замуж за недоросля.

    Постепенно развитие действия
    начинает идти на спад, и в пятом действии комедия приходит к развязке.
    Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых
    в злых намерениях и угрожает наказанием.

    Приходит бумага об аресте
    имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка
    вынужден идти в солдаты.

    Используя в своей комедии такие
    художественные средства как говорящие фамилии и имена, автор дает
    нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в ее
    справедливости. Такова общая характеристика комедии.

    Характеристики героев «Недоросль»

    Главные герои

    Митрофанушка

    В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество
    и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду,
    живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно
    необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к
    учебе.
    Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других
    молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется
    расположением матери.

    Стародум

    В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи.
    Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу
    честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами
    автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой
    несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен
    пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя.
    Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

    Простакова

    Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и
    невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье.
    Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын.
    Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное
    чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану –
    выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается
    желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

    Правдин

    Государственный служащий, который отправлен с целью
    проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и
    честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых
    заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает
    пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной
    жены будет изъято.

    Второстепенные персонажи

    Няня Еремеевна

    Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное
    влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит
    Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к
    их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она
    переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

    Скотинин

    Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов.
    Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты
    придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой
    было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется
    некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

    Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и
    рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия.
    Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ
    положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию.
    Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень
    характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши
    дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или
    творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря
    собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и
    комичность ситуации.

    Жанр

    Пьеса Фонвизина построена по
    законам классицизма. События происходят в течение суток на одном месте.
    Комедийная направленность пьесы ярко выражена острой сатирой, беспощадно
    высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют и смешные мотивы, пронизанные
    юмором, есть и печальные, в которых помещица высокомерно издевается над
    своими крепостными крестьянами.

    Писатель был ярым сторонником
    просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное
    воспитание могут помочь человеку, вырасти в высоконравственную личность,
    стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть
    институт семьи, где и закладываются основы человеческого поведения.

    Критика восторженно отнеслась к
    комедии «Недоросль», назвав ее вершиной драматургии России 18 века. Все
    критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью и
    прямолинейностью описал типичные образы и характеристики общества, которые
    выглядят карикатурно и гротескно, а на самом деле, просто взяты из жизни, и
    описаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в
    обществе также присутствует большое количество «митрофанушек», для которых
    смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образованию отводится
    минимальное место.

  • Тема рассказа медный всадник
  • Тема рассказа новые робинзоны
  • Тема рассказа лев и собачка толстого
  • Тема рассказа конь с розовой гривой астафьев
  • Тема рассказа косточка л н толстого