Тема рассказа мишкина каша

Сочинение на лингвистическую тему 6 класссила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. в.брюсовсочинение-рассуждение тезис или вопрос. раскрытие

Сочинение на лингвистическую тему
6 класс
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
В.Брюсов

Сочинение-рассуждение
Тезис или вопрос.
Раскрытие темы
2.1. Аргумент 1
2.2. Аргумент 2
Вывод
Вид глагола
Совершенный

Что сделать?
Что сделал?
Что сделает?
Несовершенный

Что делать?
Что делал?
Что делает?
Что будет делать?
Этапы работы с текстом по отбору материала
Выделяем глаголы
Определяем вид глаголов
Отбираем показательные глаголы для аргументации
Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
(Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
1. Вступительная часть
1. Вступительная часть
«Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
Вариант 1
Вариант 1
За основу возьмём тот факт, что:
глаголы совершенного вида
передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
а глаголы несовершенного вида
не выражают развития событий во времени,
вследствие чего
с совершенным видом связывается
элемент динамики,
а с несовершенным –
статики.
Аргумент 1
Аргумент 1
Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
Вариант 1
Аргумент 2
Аргумент 2
А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
Вывод
Вывод
Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
Вариант 2
По определению,
глаголы несовершенного вида
обозначают собственно действие.
И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
Таким образом,
глаголы совершенного вида,
благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
Вывод
Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
Пример из текста для аргументации
выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
Вариант 3
Вступительная часть (та же)
От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
Заключительная
часть (та же).

Готовые сочинения на лингвистическую тему
Как в тексте однородные
глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

Однородные члены
предложения – распространённое явление художественного стиля. Они используются
в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере
однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем
тексте.
Во-первых, большое
количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала
из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…»
Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в
переполненном людьми автобусе…
Во-вторых, однородные
сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в
предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых:
«обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
Таким образом, характеризуя
богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе
«оживить» изображаемое.
Зачем в тексте нужны
НЕОЛОГИЗМЫ?

Неологизмы – это слова,
созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт,
космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором
литературного произведения с определённой стилистической целью. Например:
«надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко
становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
Автор отрывка в предложении
2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым
создавая яркий образ вредителей всего живого.
Второй неологизм, созданный
А.Приставкиным, – это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора,
обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы»
(предложение 17).
Таким образом, могу сделать
вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя
словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
(119 слов)
Почему вводные слова
уместно использовать в тексте-рассуждении?

А. Кушнер писал:
« Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод, не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа».
Как точно выразил в стихах
поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в
разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
Во-первых, в предложениях 2
и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие
степень уверенности, возможность предположения.
Во-вторых, слова «во-первых»
и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения
и связь мысли.
В-третьих, в предложении 15
встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления
мысли.
В-четвёртых, в предложении
16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
Таким образом, в
тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,
быстрее понять то, что хотел сказать автор.
(148 слов)
РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Фразеологизмы – это
устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов,
признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как
изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
Во-первых, хочу отметить,
что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них
выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не
может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в
предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые
сочетания явно украсили текст!
Во-вторых, в предложении 15
встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние
людей, посетителей Лувра.
В-третьих, устойчивое
сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет
нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот
фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник
появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора:
то ли из сказки, то ли из былины.
Таким образом, могу сделать
вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они
делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
(173 слова)
Роль антонимов в
художественном тексте.

Антонимы – это слова одной
части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов
придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом
тексте?
Во- первых, в предложении 6
« Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата
явлений, широту пространственных и временных границ.
Во – вторых, в предложении
16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: «
ни взад ни вперед ».
Таким образом, можно
сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности
речи.
(85 слов)
Зачем писатели используют в
своих произведениях перифраз?

Перифраз – это описательное
выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая
эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном
тексте?
Во-первых, в эссе,
посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую
функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении
13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской
поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
Во-вторых, в предложении 26
нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий
слово «осень», образно характеризует это время года.
Таким образом, писатели
используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой
данной материи красно говорить…».
(112 слов)
Зачем в художественном тексте
используют синонимы.

Синонимы – слова одной
части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того
отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель
Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию
русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
Во-первых, для более
точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел
на мокрый, еще влажный от росы песок».
Во-вторых, в предложении 8
нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова:
«Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
В-третьих, в предложении 20
для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует
синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
Таким образом, могу сделать
вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее
выразить мысль.
(119 слов)
Роль сравнений в
художественном тексте и способы их выражения.

Сравнение – это образное
выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих
общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое
значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него
особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений
встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 6
растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у
мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
Таким образом, роль
сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
(132 слова)
Роль цитаты в публицистическом
тексте.

Публицистический текст,
используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения,
характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них
является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно
переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
Во – первых, А. Чирве для
определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в
предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие
события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить
и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую
характеристику рассказа.
Во-вторых, цитата Л.
Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым
звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного
вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его
эмоциональным.
Таким образом, цитаты в
публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают
внимание читателей и слушателей.
(134 слова)
Роль эпитетов в
художественном тексте.

Среди разнообразных тропов
часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные
прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом
тексте?
Во-первых, в предложении 6
украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу
эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти
эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно
рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими
их видел писатель, создавая произведение.
Во-вторых, в предложениях
13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно
села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают
живописно описать действие.
Таким образом, эпитеты
позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
(121 слово)
Роль гиперболы в художественном
тексте.

Гипербола – образное
выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения
какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический приём
Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
Во-первых, в предложении 9
нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи
этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к
природе.
Во-вторых, в предложении 17
встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в
единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола
позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А.
Приставкин.
Таким образом, гиперболы в
этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно
представить события той ночи на Селигере.
(114 слов)
Роль метафор в
художественном тексте

Сам термин «метафора»
означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель
заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Какие
метафоры нахожу в этом тексте?
Во-первых, в предложении 11
метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства
предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
Во-вторых, в предложении 26
присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать,
ярче представить, что натворили фашисты в городе.
Таким образом, могу сделать
вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и
эмоциональность.
( Слов 90)
Роль графических средств в
письменном тексте

Русская графика располагает
огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста
художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное
расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения
(курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
Во-первых, предложение 2
оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием
выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово
« ВОЙНА»: «…была гражданская, была финская…и была – ВОЙНА-Великая
Отечественная…»
Во-вторых, чрезвычайно
разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое,
смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из
предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей,
в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
Таким образом, выделяя
слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
( 124 слова)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
Лексический повтор в речи
(письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А
лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания
яркого поэтического или прозаического текста.
Так в предложениях 18-19
автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел
дятла?»
А вот в предложении 23 и 24
автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение
этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это
слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял
бы свою необычность и экспрессивность.
Таким образом, могу сделать
вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на
читателя, слушателя.
(105 слов)
РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Антитеза-стилистическая
фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого
противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей
выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды
антитезы встречаю в этом тексте.
Во-первых, предложение 16
«сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику
представить себя отважным гладиатором.
Во-вторых, в предложении
23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана
Грозного.
Таким образом, антитеза как
стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев,
обстановку, поведение людей.
(80 слов)
Зачем нужна пунктуация?
До XV века в русской
письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было
трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении»,
которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором
направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
В предложенном отрывке
нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,
восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.
Остановлюсь на самых распространенных.
Во-первых, в конце почти
всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце
повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем
возраста».
Во-вторых, в конце текста неоднократно
используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот
знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в
предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый
смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
Таким образом, знаки
препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и
интонационное членение речи.
(159 слов)
Точка
Точка является древнейшим
знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской
пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении
«Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает
на конец предложения.
Во-вторых, в предложениях
«Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания
такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные
оттенки значений.
Таким образом, точка играет
в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и
его смысл.
(84 слова)
Двоеточие
Двоеточие – это знак
препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него
связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста
перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается
неоднократно, выполняя различные функции.
Во-первых, в предложении 9
«Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для
отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
Во-вторых, в предложении 13
«Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части
сложного предложения.
В-третьих, в предложении 21
«Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак
препинания используется для оформления прямой речи.
Таким образом, двоеточие –
важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит,
его смысл.
( 110 слов)

Конспект урока русского языка в 6 классе
«Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Учитель Байко В.В.
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Цели:
Образовательные:
*определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
*подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Обучающая:
* отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая:
*развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная:
*воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
Ход урока.
I. Организационный момент.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
(По М. В. Панову)
Как вы поняли смысл текста?
3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
тезис
доказательства (аргументы)
вывод
4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
Давайте найдем тезис в тексте.
Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
Давайте найдем доказательство первое.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
Давайте найдем доказательство первое.
К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
Давайте найдем доказательство второе.
К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
Давайте найдем вывод.
Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
5.Работа над выводом
– Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
6. Итоги урока.
На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

1

На чтение 17 мин. Просмотров 6 Опубликовано

«Мишкина каша» – забавная и вместе с тем поучительная история о двух веселых самонадеянных озорниках, которые во время приготовления каши чуть не подожгли дом.

mishkina-kasha-chitatelskiy-dnevnik-72401.jpg

Краткое содержание «Мишкина каша» для читательского дневника

ФИО автора: Носов Николай Николаевич

Название: Мишкина каша

Число страниц: 6. Носов Николай Николаевич. «Мишкина каша. Рассказы». Издательство «АСТ». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Мишка – большой озорник и весельчак, безответственный, легкомысленный и самоуверенный мальчик.

Коля – веселый и беззаботный мальчик, но более спокойный и рассудительный, чем его друг Мишка.

Мама Коли – добрая, заботливая женщина, которая вынужденно оставила мальчиков одних дома.

Тетя Наташа – соседка Коли по даче, добрая женщина, накормившая мальчиков завтраком.

Сюжет

Однажды к Коле на дачу приехал его лучший друг Мишка. Мама Коли как раз собралась отлучиться в город по делам, и поинтересовалась у мальчиков, смогут ли они сами приготовить себе ужин. Мишка заверил, что умеет отлично готовить. Он пообещал сварить вкусную кашу и сытно накормить друга. Мама все же стала подробно рассказывать, как приготовить кашу и суп, но ребята слушали ее очень невнимательно.

Днем друзья отправились на речку, где отлично провели время и поймали целое ведро пескарей. К вечеру они ужасно проголодались, и Мишка принялся куховарить. Однако он насыпал в кастрюлю слишком много крупы, и пришлось доливать воду. Вскоре каша стала разбухать и вылезать из кастрюли, и друзья принялись разливать ее по тарелкам. При этом они продолжали доливать воду в кастрюлю с крупой, и в результате каша получилась на редкость невкусной – пресной, водянистой, пригоревшей.

Мишка и Коля решили поджарить рыбу, но пескари прилипли к сковороде, и в доме чуть не случился пожар. Друзья съели варенье, и легли спать. На следующее утро они попросили соседку тетю Наташу накормить их, а сами пообещали очистить ее огород от сорняков.

План пересказа

  1. Встреча друзей на даче.
  2. Мама Коли уезжает в город.
  3. Свобода!
  4. Рыбалка.
  5. Приготовление ужина.
  6. Несъедобная каша и пригоревшие пескари.
  7. Варенье на ужин.
  8. Завтрак у тети Наташи.

Главная мысль

Даже самое простое дело требует сноровки, опыта и знаний.

Чему учит

Рассказ учит не хвастать, и браться только за то дело, которое сможешь хорошо и добросовестно выполнить. Также рассказ учит быть более самостоятельными и ответственными.

Отзыв

История с кашей – отличный урок для друзей, которые поняли, что даже приготовление еды – непростая наука, которой нужно учиться. Ребята пропустили мимо ушей наставления мамы, и поплатились тем, что легли спать голодными.

chitatelskiy-dnevnik-72401-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-mishkina-kasha.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мишкина каша.

Пословицы

  • Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Дурная голова ногам покоя не дает.
  • Скоро, да неудачливо.

Что понравилось

Понравилось, что ребята не растерялись, и обратились к с соседке с просьбой их накормить. В обмен на завтрак они пропололи огород – значит, честно его заслужили.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Николай Николаевич Носов

Год написания: 1938

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Коля и Миша

Забавную и одновременно поучительную историю Николая Носова поможет вспомнить краткое содержание рассказа «Мишкина каша» для читательского дневника.

Сюжет

Во время дачного отдыха к Коле приехал друг Мишка, а мама как раз собралась в город на 2 дня. Миша убедительно сказал, что умеет готовить и сварит отличную кашу, когда они проголодаются. Мама всё же дала инструкции по приготовлению каши и супа, но мальчишки её не особо слушали.

Днём приятели удили рыбу, наловили много пескарей и пришли домой ужасно голодные. Мишка стал готовить ужин, но в кастрюлю с водой насыпал очень много крупы. Ребята добавляли воду, убирали разбухшую крупу и в итоге каша вышла пресной, пригоревшей, водянистой. Затем мальчишки решили поджарить свой улов, но рыба пристала к сковороде и чуть не случился пожар. Друзья наелись варенья и улеглись по кроватям, а на следующий день отправились к соседке по даче и попросили их накормить. Взамен они пропололи её грядки.

Вывод (моё мнение)

Излишняя самоуверенность может здорово подвести на деле.

Добавить в избранноеНосов Н., рассказ «Мишкина каша» Жанр: юмористический рассказ для детейЧитайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:»Дружок»»Бенгальский огни»Главные герои рассказа «Мишкина каша» и их характеристика

  1. Коля. Мальчик веселый, беззаботный, рассудительный.
  2. Мишка. Веселый озорник, хвастливый и легкомысленный. Сперва делает, а потом думает. Заводила всех проказ и игр.

План пересказа рассказа «Мишкина каша»

  1. Отъезд мамы
  2. День на речке
  3. Мальчики варят кашу
  4. Каша убегает
  5. Кончилась вода.
  6. Ведро в колодце
  7. Чайник в колодце
  8. Невкусная каша
  9. Сгоревшие пескари
  10. Голодный сон
  11. Завтрак у тети Наташи

Кратчайшее содержание рассказа «Мишкина каша» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Коля и Мишка остаются одни на даче и целый день проводят на речке.
  2. Вечером Мишка начинает варить кашу, но каша все время убегает
  3. Вода кончается и мальчики роняют в колодец ведро и чайник
  4. Мальчики сварили кашу, но каша получилась несоленой и горькой
  5. Мальчики сожгли пескарей и легли спать голодными
  6. Мальчиков накормила завтраком тетя Наташа.

Главная мысль рассказа «Мишкина каша» Если не умеешь что-то делать, не берись.Чему учит рассказ «Мишкина каша» Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.Отзыв на рассказ «Мишкина каша» Мне очень понравился этот рассказ. Его главные герои мне также понравились, хотя конечно история с кашей получилась очень смешная. Зато после этого мальчики наверняка поняли, что нельзя сразу научиться делать то, чего не умеешь. Что надо слушать внимательно советы, которые дают знающие люди. Рассказ очень поучительный и занимательный.Пословицы к рассказу «Мишкина каша» Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дурная голова ногам покоя не дает. Скоро, да неудачливо.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мишкина каша» Однажды к Коле на дачу приехал друг Мишка, которому мальчик очень обрадовался. Мама тоже обрадовалась Мишке, потому что собиралась уезжать в город. Она спросила, проживут ли мальчики два дня одни, и те конечно ответили, что легко. Мишка пообещал, что сварит такую кашу, что пальчики оближешь. Поэтому, когда мама объясняла, как варить кашу, никто ее не слушал, зачем, если Мишка и так все знает. Утром мальчики первым делом пошли рыбачить. Целый день они провели на речке, купались, загорали, поймали десяток пескарей и вернулись очень голодными. Мишка сразу начал варить кашу. Он насыпал полную кастрюлю крупы, налил доверху воды и велел Коле, смотреть за печкой. Мальчики подложили дров и стали смотреть на кастрюлю. Вдруг крышка кастрюли поднялась и каша стала вываливаться наружу. Воды в кастрюле уже не было, а была только твердая крупа. Мальчики решили, что вода испарилась. Мишка переложил лишнюю кашу в тарелку и налил в кастрюлю еще воды. Скоро каша снова полезла наружу. Они снова стали откладывать лишнюю кашу, а в кастрюлю подливать воды. Скоро все тарелки были завалены кашей. Наконец Коля понял, что надо вывалить половину крупы и налить воды. Но вода кончилась. На улице было темно, но Мишка взял спички, ведро, к которому привязал веревку и пошел к колодцу. Скоро он вернулся, но без воды. Оказалось, что ведро он уронил в колодец. Мальчики решили достать воды чайником. Но возникла другая сложность, второй веревки не было. Теперь уже мальчикам захотелось не только есть, но и пить. Они привязали к чайнику леску и вместе отправились к колодцу. Они опустили в колодец чайник, но когда стали поднимать, леска порвалась и чайник улетел в колодец. Идею достать воду самоваром Коля отверг и решил использовать кружку. Друзья вытащили две кружки воды и напились. Потом Мишка принес кастрюлю и поставил ее на край колодца. А Коля едва не столкнул кастрюлю в колодец. Наконец мальчики набрали воды и снова поставили кастрюлю на печь. Каша получилась горькая и несоленая. Есть ее было не возможно. Тогда Мишка предложил зажарить пескарей. Он почистил рыбу и положил ее на сковороду. Но когда стал переворачивать, оказалось, что пескари прилипли к сковороде. Коля напомнил про масло и Мишка плеснул на сковороду масло. Потом он сунул сковороду прямо в печь и масло вспыхнуло. Залить масло было нечем, ведь вода кончилась. Пескари сгорели. Мальчики погрызли лук, пожевали сырую крупу, облизали банку из-под варенья и легли спать голодными. Утром Мишка снова собрался варить кашу, но Коля его решительно остановил.Он повел Мишку к тете Наташе и та накормила мальчиков Потом мальчики вытащили крючком ведро и чайник и пошли к тете Наташе полоть сорняки.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мишкина каша»

Содержание:

История создания

Началось творчество Николая Николаевича в то время, когда его сын был совсем маленьким. Он придумывал для него весёлые и забавные истории. Но однажды писатель понял, что это лучшее занятие, которое его увлекает и он желал бы им заниматься всю свою жизнь. Так Николай Николаевич написал рассказ «Мишкина каша», краткое содержание которого будет интересно детям младшего школьного возраста.

Известно, что это произведение вошло в сборник «Тук-тук-тук», который был опубликован в 1945 году. Все рассказы предназначались для малышей.

Характеристика героев

В рассказе Николая Носова «Мишкина каша» главных героев не так уж и много. Но ребятам запоминаются весёлые и никогда не унывающие мальчики, которые могут найти выход из любой ситуации. К основным персонажам этого произведения можно отнести:

  • Колю;
  • Мишу.

Есть и эпизодические лица, которые позволяют лучше понять замысел автора. К таким второстепенным действующим лицам можно отнести следующих персонажей:

  • маму Коли;
  • тётю Наташу.

Рассказ, что произошло с мальчиками, ведётся самим Колей. Он доверчив и рассудителен. Совсем другое дело Мишка, который отличается не только весёлым характером, но и тем, что он большой хвастун. Мама Коли появляется только эпизодически, так как она оставляет сына на несколько дней, уезжая в город. Она считает, что Коля и его друг — самостоятельные ребята и с ними ничего не может случиться.

Тётя Наташа тоже появляется лишь только утром на даче, и автор показывает, что она добрая и отзывчивая. Отрицательных персонажей в этом рассказе нет.

Главная мысль рассказа

При изучении произведения Николая Носова следует определить жанр и выявить основную мысль. Читатели должны понять, что любое дело, даже самое простое, требует обязательно знания и опыта. Сюжет произведения «Мишкина каша», герои которого — простые мальчишки, учит ребят добросовестно выполнять все задания и не браться за дело, которое не можешь выполнить.

Забавная история с кашей позволяет маленьким читателям задуматься, что даже приготовлению пищи нужно учиться, это тоже наука, к которой нельзя несерьёзно относиться.

Краткий сюжет

Однажды, когда Коля был на даче, к нему приехал его лучший друг. Мама в это время собиралась на несколько дней уехать в город, так как неожиданно появились дела. Она поинтересовалась у Коли и Миши, смогут ли они сами приготовить ужин. Ребята заверили её, что они уже умеют готовить. Миша пообещал, что он сварит вкусную и аппетитную кашу, которую с удовольствием съест Коля.

Но мама всё-таки решила подробно рассказать, как нужно готовить кашу и суп, но ребята слушали её невнимательно и с нетерпением ждали, когда же останутся одни. День друзья провели отлично. Они сначала были на речке, где смогли поймать целое ведро пескарей, а после этого решили приготовить ужин, ведь за день они сильно проголодались. Мишка стал варить кашу. Но так получилось, что крупы в кастрюле оказалось слишком много, поэтому ребятам пришлось доливать воду. Но каша так сильно разбухла, что она просто стала вылазить из кастрюли.

Мишка и Коля стали её разливать по тарелкам. После этого они долили воду в кастрюлю, и каша получилась пресная и водянистая. Тогда мальчики решили пожарить рыбу, но пескари стали прилипать к сковороде. В результате они чуть было не устроили пожар. Тогда они просто съели варенье и легли пораньше спать. И лишь только на следующее утро они попросили соседку накормить их. За это они пообещали тёте Наташе очистить от сорняков её огород.

Художественные особенности

Произведение Николая Носова написано разговорным стилем, который так понятен детям. Его писатель использует, чтобы донести до детей важные мысли, поэтому главным художественно-выразительным средством являются просторечные слова. В рассказе есть только одна сюжетная линия. Это и является отличительной характеристикой жанра. Автор рассказывает читателю, как мальчики, оставшись одни на 2 дня, пытались сварить кашу и пожарить рыбу.

Николай Николаевич продумал и название своего произведения, так как он постарался ответить на главный вопрос: почему каша, которую приготовили ребята, особенная. Название запоминающееся, в нём заключён весь смысл рассказа.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературного чтения это произведение Николая Носова подробно разбирается, и учитель может задать школьникам не только его прочитать, ответить на вопросы, но и сделать пересказ текста или же выполнить рисунок эпизода, который больше всего понравился.

В классе учитель вместе с детьми разбирает содержание произведение, вместе рассматривают картинки в книге, подбирают пословицы, которые бы отражали основную идею произведения. Можно на заключительном этапе с учениками провести небольшой тест на знание текста, либо предложить ребятам написать сочинение.

В дневник для чтения можно поместить характеристику героев рассказа Носова «Мишкина каша». План для пересказа может быть таким:

  1. Приезд Мишки.
  2. Отъезд мамы в город.
  3. Удачный день на речке.
  4. Готовка каши.
  5. Слишком много крупы.
  6. Закончилась вода.
  7. Невкусная каша.
  8. Пескари на ужин.
  9. Неудачная идея.
  10. Сладкий ужин.
  11. Помощь соседки.

Можно в читательский дневник поместить не только план произведения Николая Носова, но и понравившийся эпизод. Обычно ребята хорошо запоминают момент, где рассказывается, как каша из горшочка стала выпрыгивать. Не зная, что делать, они даже разложили её по тарелкам, но когда посуда закончилась, каша продолжала выползать из кастрюли.

Образец сочинения

Сюжет рассказа Носова прост и незамысловат. В нём повествуется, как мама одного из мальчиков вынуждена была уехать в город. А её сын и Мишка остались одни, и им пришлось приготовить себе ужин. Писатель учит, что любому делу стоит сначала учиться, так как ничего нельзя хорошо сделать, если не обучаться. Это только лишь со стороны за другими наблюдать кажется простой работой.

А когда мальчики решили сами сварить кашу, не смогли это сделать. Миша положил в кастрюлю слишком много крупы, и она стала разбухать и выползать из кастрюли. А когда стали герои доливать воду, она ещё стала и безвкусной. И многим может Мишка показаться хвастуном, ведь он говорит маме Коли, что умеет хорошо готовить кашу. Но делает он это не специально, а просто он любит всё новое и заранее уверен в своём успехе.

Несмотря на то что Коля и Миша дружат, они совершенно разные. Когда мальчики видят, что каша не получилась, то и ведут себя по-разному: Коля смущался и терялся, а Мишка был уверен, что каша всё-таки у них получится. Когда у колодца они набирают воду, то начинают ссориться. Так они чуть не уронили кастрюлю с кашей в колодец.

Мишка — очень уверенный человек, так как берётся с большим рвением и за жарку рыбы. Он всё делает так, что Коля думает, что его друг умеет это делать, поэтому и выполняет все его указания. Но оказывается, что Мишка не умеет и это делать.

Этот рассказ мне очень понравился, так как он научил меня, что нужно всему обучаться и никогда не надо сдаваться. Несмотря на то что у героев Носова ничего не получилось, и они ссорились, всё-таки лучшими друзьями они остаются.

Анализ произведения

Рассказ Николая Носова помогает читателю понять, что стоит всё-таки ответственно относиться к каждому делу и не браться за те, что выполнить не сможешь. Но если всё-таки пригодится выполнять такие поручения, следует внимательно слушать советы взрослых и следовать им.

Раньше герои произведения думали, что готовить легко, но, попробовав сами, стали с уважением относиться к труду мамы, которая каждый день заботится, чтобы мальчики не остались голодными.

Читая произведения Носова, можно весело провести время и посмеяться над тем, как ведут себя герои. А после этого не совершать таких ошибок, чтобы тоже не выглядеть нелепо. Автор доказывает всем, что дружба является самой большой ценностью, поэтому нужно её беречь.

Отзывы читателей

Интересная история! Мне очень понравилось, как Мишка кашу варил!

Чтобы каша получилась, нужно было слушать маму.

Я так переживала, что мальчики голодные спали. Хорошо, что у них соседка добрая.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Год: 1938   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчики Коля и Миша

Произведение повествует о двух юных мальчиках, которых звали Миша и Коля. Однажды мамы Коли уехала по делам, и чтобы мальчик не был голодным, рассказала о том, как правильно варить кашу. Ребята подумали о том, что это очень легкое дело и они с ним быстро справятся. Но оказалось все не так просто.

Главная мысль. В произведении речь ведется о том, что обязательно нужно ценить труд чужих людей. И, конечно же, не нужно откладывать важные дела на последний момент.

Краткое содержание Носов Мишкина каша

Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Для того, чтобы мальчик было, что есть, мама учит его правильно варить кашу. Но Коля считает, что с этим делом он легко справится, поэтому пропускает все мимо ушей. Мама уезжает, а друзья отправляются на рыбалку, которая отнимает у них целый день. Ближе к вечеру дети понимают, что невероятно голодны. Тогда они наконец-то решаются сварить свою кашу.

Изначально им казалось, что это будет очень просто. Но оказалось все совершенно по-другому. Каша постоянно убегала, потом она начала подгорать и прилипать. Ребятам так и не удалось приготовить еду так, чтобы ею можно было полакомиться.

Оцените произведение: Голосов: 267

Читать краткое содержание Мишкина каша. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Носов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мишкина каша

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Канитель

    Рассказ этот юмористический, в нем говорится о том, что двум людям нелегко прийти к единому мнению, имея разные взгляды на жизнь.

  • Краткое содержание Астафьев Прокляты и убиты

    События романа разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Зима, конец 1942 года, Сибирь. В карантинный лагерь близ Бердска поступает новая партия заключенных. Несколько дней новобранцев готовят к жизни

  • Краткое содержание Лобо Сетон-Томпсон

    В северной части Нью-Мексико находится самая богатая животноводческая область. Полновластным хозяином этого края считался волк Лобо и его стая. Огромный мощный волк Лобо

  • Краткое содержание Леонов Золотая карета

    Пьеса Золотая карета посвящена теме войны. Война является таким масштабным бедствием для всего человечества, что сколько бы о нем не говорилось, все равно что-то остается недосказанным. Многие не сумели пережить войну до конца.

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/mishkina-kasha.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1833-mishkina-kasha.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post2.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/mishkina-kasha.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov/mishkina-kasha

Краткосрочный план урока русской литературы

Дата: 21.04.15

$

День:вторник

$

Класс:5г

Тема урока

Забавные и поучительные истории героев Н. Носова «Мишкина каша».

Общая цель

Поз$накомить с содержанием рассказа «Мишкина каша»

Ожидаемые результаты

А) Учащиеся знают содержание рассказа,

В)учащиеся учатся самостоятельно и совместно в группе анализировать художественный текст, оценивать поступки героев,

С) составляют самостоятельно вопросы по тексту

Тип урока

1.Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

Задания

чтение с остановками, Кластер; Синквейн; Постер «Хорошее-плохое»; психологический тест «Цве$товая гамма».

Необходимые материалы

ИКТ, карточки, учебник, смайлики

Ход урока:

Этапы урока

Действия $учителя

 Действия ученика

Вводная часть

Приветствие. Психологический настрой

Ребята, поднимите, пожалуйста, вверх большой палец, и сопровождаете восклицанием «Во!» если ответ на вопрос утвердительный, и вниз, если отрицательный.

-Какая у$ вас школа?

-А класс?- Какие у вас учителя?

— А какое у вас настроение, ребята?

Дети поднимают пальцы вверх или вниз.

Презентация

Зад №1 Актуализация темы

Ситуация

«Сегодня Праздник -8 Марта. Родители уехали поздравить бабушку, которая живет в городе и вернутся поздно.

Ты остался дома вместе с другом. И тебе очень хочется приготовить маме сюрприз к праздничному столу, но ты совсем не умеешь готовить». Что ты будешь делать?

Примерно в такой ситуации оказались герои произведе$ния Носова «Мишкина каша»

 Размышляют над ситуацией:

Основная часть

$Зад №2

Стратегия «Чтение с остановками»

Работа с текстом

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе «Мишкина каша»?

Что будет дальше, ваши предположения?

3задание. Постер «Хорошее — плохое».

Напишите в один столбик хорошие качества мальчиков, а в другой – плохие.

Сделайте иллюстрацию к рассказу.

Синквейн к слову «Мишка» или «Каша».

Составьте пятистишье по образцу.

$

Высказывают предположения о дальнейших событиях после чтения с остановками

Чтение 1 части.

Предположение о содержании 2 части.

Рисуют постер в группах по 4 человека. Выступление групп. Оц$енивание «Две звезды, одно пожелание»

Образец написания синквейна:

  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

  • 2 строка – два слова – (прилагательные или причастия). Описание темы.

  • $3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строка– четыре слова – предложение.

  • Фраза, которая показывает

отношение автора к теме.

  • 5 строка – одно слово – $ассоциация, которая позволяет раскрыть суть темы, обычно существительное.

Итог

Домашнее задание: пересказ рассказаза или нарисовать героев.

Рефлексия

Записывают д.з.в дневниках.

Лист обратной связи «Вырази одним словом»

Самоанализ урока

$

Оценивание урока

Изменения по уроку

Внимательно посмотрите на представленные изображения. Выберите одно из них, которое больше вам нравится, и прочитайте ваш психологический портрет. 
ЧЕРНЫЙ
Вам свойственна потребность в заботе окружающих, даже если вы сами этого не признаете. Чувство одиночества иногда подкрадывается к вам, но вы находите силы отгонять эти мысли, ведь одиночество это и непонимание, и чувство уязвимости. Возможно вы пр$осто хотите остаться наедине с собой, чтобы ничто чуждое вам не мешало. У вас свое мнение, и даже если оно отлично от других, это не помешает вам оставаться при нем. Вы умеете держать себя в руках.
СЕРЫЙ
Вы рассудительны, не принимаете поспешных действий. «Сгоряча» в вашей жизни встречается редко. Вы не считаете нужным ставить в курс дела всех подряд о своих мыслях, чувствах, держите свой внутренний мир на замочке и только избранным дозволено проникнуть в него. Вы предпочитаете выделятся не за счет антуража, экспрессивность тоже не ваш конек, все самое $главное скрыто внутри…
КРАСНЫЙ
Вы натура чувственная и экспрессивная. Порой вы способны дать волю своим чувствам, не задумываясь о том, как это могут воспринять окружающие. Вы можете вспылить, но в ваших действиях нет злого умысла, ведь вы полны жизни и хотите жить здесь и сейчас. У вас большой внутренний потенциал, и даже если вам кажется, что вы на пределе, вы устали, то на самом деле вы способны еще на многое.
КОРИЧНЕВЫЙ
Вы твердо стоите на ногах, реальная жизнь для вас — самое главное; зачем строить воздушные замки, когда есть «настоящее» стремление к простым инстинктивным переживаниям, чувственным радостям. Вы п$редпочитаете принимать решения самостоятельно.
ЖЕЛТЫЙ
Непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Вы общительны, любопытны, получаете удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Вы по сути своей оптимист и ждете благополучного исхода от любой ситуации, даже если сами не задумываетесь над этим. С вами легко найти общий язык и приятно общаться.
СИНИЙ
Вы спокойная натура, всплески эмоций крайне редки. Чув$ство уверенности для вас превыше всего, это касается и семьи, дел, и жизни в целом. Вы часто устаете и нуждаетесь в отдыхе. Стремление к гармонии, покою имеют для вас смысл. У вас богатый внутренний мир и $наверняка много талантов.
ЗЕЛЕНЫЙ
Вы боитесь чужого влияния, ищете способ самоутверждения, так как для вас это жизненно важно. У вас огромный жизненный потенциал, который необходимо в чем-либо проявить. Вы на многое способны, когда чувствуете уверенность и, самое главное, поддержку окружающих. Вы основательно подходите ко всем начинаниям и можете легко преодолевать трудности, если рядом есть надежное плечо.

Цель: познакомиться с содержанием рассказа «Мишкина каша» и  увидеть
смешное в произведении.

— находить ответы
на вопросы в тексте (выборочное чтение).

формирование
нравственных понятий о чувстве ответственности за свои слова и поступки перед
друзьями; 

— воспитание взаимоуважения, коллективизма и
самостоятельности.

Методы и
формы обучения:
фронтальный.

Оборудование:
хрестоматия по литературному чтению, презентация, карточки (тест), картинки с
кастрюлями.

ЭТАП
УРОКА

МЕТОД И
ПРИЕМЫ

Хро-номет-раж

СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕНИКА

УУД

1.

Организационный
момент

Словесный:
ответы на вопросы

≈ 2 мин

Приветствие

Прозвенел  у вас  звонок,
начинается урок.

На урок
 пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте,
думайте,  анализируйте, отвечайте.

Надо вам,
друзья,  трудиться…

Вам  
 нельзя лениться!

— Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Мария Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок  литературного
чтения.

Проверьте свою готовность к уроку. Сядьте ровно и красиво.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Л.:
Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Проверка
домашнего задания

≈ 5 мин

Учитель проверяет домашнее задание.

— Ребята, какое у вас было домашнее задание? (чтение рассказа
«Преступник»)

— На ваших столах лежат листочки с тестом. Подпишите Имя и
Фамилию. У вас 3 минуты на выполнение задания. Приступаем.

Заканчиваем работ.

Листочки кладем на край парты, чтобы я смогла собрать их.

Решают
тест на знание рассказа, записывают на листочке ответы.

3.

Актуализация
знаний

≈ 3мин

Так
как сейчас урок чтения, который предполагает разговоры, то нам нужно сделать
речевую разминку.

1)  Вытяните губы в трубочку и поднимайте их сначала вверх,
потом вниз. Следуйте то же самое, только налево, направо.

2) Следующее упражнение — «Пузырь». Вы надуваете щеки и крутите
этой пузырь по кругу.

— Отлично, теперь мы готовы приступить к работе!

— Вспомните, в каком разделе мы с вами работаем? Как он
называется?
( «Продолжаем разгадывать загадки смешного»)

А что смешного вы увидели в рассказе
«преступник»?

(1.Предмет, возбуждающий его страсть
вертелся под самым носом.

2.Карандаш —  единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых
 бывают  брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.)

Анализируют рассказ.

Выявляют смешное в произведении.

П.:
осмысленно читают текст.
Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

4.

Мотивационный

Практический:
артикуляционные упражнения

Наглядный:
иллюстрация

≈ 6 мин

— Ребята, посмотрите на слайд, кто-нибудь знает автора этих
произведений?

— Автор этих произведений Николай Николаевич Носов. Давайте
откроем хрестоматию и найдем в содержании его произведения.

-Какое произведение вы нашли? ( «Мишкина каша»)

Разминают
речевой аппарат с помощью

Определяют
тему и цели урока.

П: осмысленно читают текст.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

25.

Постановка
учебной задачи и ее решение

Словесный:
ответы на вопросы

Практический:
задание на слайде

Словесный:
ответы на вопросы

Практический:
чтение по частям, по цепочке.

Практический:
слушание текста

Словесный:
ответы на вопросы

Практический:
работа в парах.

≈ 14

≈ 3 мин

Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Мишкина каша)

— Верно тема нашего урока произведение Николая Николаевича
Носова «Мишкина каша».

— А раздел как мы уже выяснили, называется «Продолжаем разгадывать
загадки смешного».

— Давайте попробуем поставить цель урока, связанную с темой и
разделом,  которые мы изучаем.

(- увидеть смешное в произведении «Мишкина каша»;

— познакомиться с произведением «Мишкина каша»).

— Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с новым
произведением и попробуем выяснить, что смешного в нем.

Первичное восприятие текста.

— Перед чтением я попрошу вас взять в руки простой карандаш и по
ходу чтения выделять смешные моменты.

— Рассказ начну читать я. А вы внимательно слушайте и следите за
текстом.

(Чтение учителя 1 отрывка)

— Сколько главных героев в рассказе? Как их зовут? (Миша, Коля)

— Что сказала мама, перед своим отъездом? (Прожить 2 дня.
Сварить суп и кашу.)

— Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (нет, уверен
только Мишка)

— Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Мишка?
Прочитайте нужные строчки.

— Кто хочет продолжить чтение? Читаем громко, четко,
выразительно!

( Чтение учеником 2 отрывка)

(Чтение учеником 3 отрывка)

Кто из друзей принимает решение
за двоих? А кто полностью рассчитывает на другого? Докажите. Найдите слова из
тескта.

— Уверенно ли действует Мишка? Найдите в тексте слово, которым
друг уважительно называет Мишку. ( Специалист)

— Продолжаем.

 ( чтение учеником 3 отрывка)

( чтение учеником 4 отрывка)

( чтение учеником 5 отрывка)

Поднимите руки кому нравится
рассказ? Что вас рассмешило?( каша из кастрюли лезет; дырка в кастрюле;
сравнение с  рестораном.)

От чьего имени ведется
рассказ? (От Коли)

— Как вы думаете, автор рассказа и друг Мишки один и тот же
человек? (Да)

— Почему ты так думаешь?

— Разные ли характеры у мальчиком?

— В парах найдите слова, которые указывают на самоуверенность и
оптимизм Мишки. И слова и поступки, которые  показывают, что он более
разумный, но в то же время перекладывает на друга решение сложной задачи? Кто
может прочитать эти слова?

— Мишка действительно оказался специалистом, или это слова можно
применить к нему только с иронией? Почему? (Только с иронией, т. к. все
его слова не подтверждаются. Самоуверенный.)

Динамическая пауза

Ранее подготовленная детьми музыка и танец.

 ( чтение учениками 7- 15 отрывка)

Изменилось ли у вас представление о
характерах мальчиков?

— Мишка в этой части рассказа такой же самонадеянный? Какие
высказывания это подтверждают? А кому принадлежат все идеи по добыванию воды
из колодца? (Миша)

— Кто придумал, как достать ведро и чайник? (Миша)

— Так какое же качество Мишки особенно проявляется в этой части
рассказа? (Сообразительность. Придумывает как достать чайник и ведро из
колодца.)

-Коля по-прежнему рассудителен и разумен? В чем главный
недостаток его советов? (сомневается)

— Кто из мальчиков способен по-взрослому сделать выводы и
принять решения? (Коля)

Отвечают
на вопросы учителя.

Формулируют
тем и цели урока.

Предполагают
значение слов.

Запоминают
новые слова.

Анализируют прочитанный отрывок рассказа.

Отвечают
на вопросы учителя

Слушать
чтение.

Читать вслух и про себя.

Анализируют прочитанный отрывок рассказа.

Отвечают
на вопросы учителя

Выполнять двигательные упражнения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осуществляют подведение под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

Л:
контролируют свои действия, соотнося с действиями одноклассников.

П: строят речевое высказывание

К.: формулируют
собственную позицию и мнение.

О6.

Решение
частных задач на основе анализа текста

Словесный:
ответы на вопросы

Практический:
выразительное чтение

Практический:
анализ выразительного чтения

≈ 7 мин

Повторное
чтение и углубленный анализ.

— Давайте найдем строчки,
которые обведены в рамочку. Миша считает, что это самый смешной момент. Кто
прочитает?

— Отрывок, который очень
рассмешил Машу, отмечен сбоку серой полосой. Кто может прочитать?

— Фрагмент, который
показался самым смешным Косте, отмечен сбоку цветной полосой. Давайте найдем
его и прочитаем.

— Как вы думаете, почему
именно они показались ребятам смешными?

Почему рассказ
называется «Мишкина каша», а не «Наша с Мишкой каша», например?

— Можно ли сказать,
что Мишка – главный герой рассказа?

— Как вы думаете,
почему герой-рассказчик так по нему соскучился и был рад его приезду?
 (С ним весело, интересно, он легко относится к
возникшим трудностям, не унывает.)

— Какая
часть рассказа показалась вам еще более смешной, чем другие? Давайте
прочитаем эти отрывки. Если это диалог, прочитайте его с соседом по парте, по
ролям.

Читать вслух и про себя.

Выявлять особенности юмористического
произведения.

Объяснять используемые в тексте вы­ражения.

Отвечают
на вопросы учителя.

П: анализируют объекты с выделением существенных  признаков;

К: ориентируются на партнера во
взаимодействии

Р: планируют свое действие
в соответствии с задачей

57.

Рефлексия

Словесный:
ответы на вопросы, самоанализ

≈ 4


Ребята, какие цели мы ставили на урок? (Познакомиться с произведением
«Мишкина каша» и увидеть смешное в нем.)

— Что
смешного вы нашли?
(Как они варили кашу, ходили за
водой, утопили ведро и чайник.)

– Ребята, перед каждым из вас находятся кастрюли. Если вам на
уроке было все понятно, вам было интересно, — тогда выберите кастрюлю
с кашей и ложкой
.

Если вам было интересно на уроке, но активное участие в обсуждении
вы не принимали, то выберете кастрюлю с кашей, но без ложки.

Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности
и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – то ваш выбор падет
на пустую кастрюлю.

— Запишите домашнее задание.

Выразительное чтение хрестоматия с 73-85.

 Дополнительное задание.

Подготовить выразительное чтение фрагмента по ролям.

Делать выводы по прочитанному произведению.

Оценивать свои достиже­ния.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

Р: осуществляют итоговый контроль

  • Тема рассказа медный всадник
  • Тема рассказа новые робинзоны
  • Тема рассказа лев и собачка толстого
  • Тема рассказа конь с розовой гривой астафьев
  • Тема рассказа косточка л н толстого