Тема рассказа мальчики чехова 4 класс

1. история создания произведения.первая публикация рассказа мальчики состоялась в 1887 году, в петербургской газете. автором значился антоша чехонте. в более

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Мальчики» состоялась в 1887 году, в «Петербургской газете». Автором значился Антоша Чехонте. В более поздней редакции, уже в собрании сочинений, Чехов существенно проработал психологию мальчиков, усилил различия в их характерах. Автор внёс поправки в текст, исключая из него вульгаризмы и просторечие.

Есть предположение, что в сюжет рассказа подсказал Чехову случай — встреча с двумя московскими гимназистами, игравшими в индейцев. Писатель даже выкурил с ними трубку мира, а «краснокожие» одарили его поплавком.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Мальчики» — это рассказ, так как произведение невелико по объёму, число действующих лиц ограничено, повествуется об одном эпизоде.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Мальчики» содержит указание на них как на причину происшествия и на то, что именно с мальчиками происходит такое. Это типичная ситуация. Растущим мальчишкам хочется бежать за приключениями, совершать какие-то подвиги. Так в мальчиках пробуждается мужское начало.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица (от автора). Автор может занимать нейтральную позицию в своём повествовании, может каким-то образом выразить своё отношение к героям и ситуации. В данном случае на протяжении всего рассказа чувствуется его добрая ирония. С улыбкой повествует автор о поведении мальчиков, о плане их побега, об их предполагаемой жизни в Америке.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мечта мальчиков о дальнем странствии.

Идея: Мальчишеские мечты о побеге в далёкую страну, о подвигах — естественная болезнь роста нормального мужчины.

Чехов называл такие мечты слабым симптомом доброкачественной заразы, распространяемой на земле от подвига.

Проблематика: Влияние книг на фантазии детей, их поступки (в данном случае — романы об индейцах); мир детей и мир взрослых, их взаимоотношения.


6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

На рождественские каникулы приезжает домой гимназист Володя Королёв с товарищем Чечевицыным, который называет себя Монтигомо Ястребиный коготь. Поведение Володи в этот приезд резко отличается от предыдущего его пребывания дома. Володя не участвует ни в играх с сёстрами, ни в подготовке к празднику, он занят какими-то секретными разговорами с Чечевицыным. Девочкам удалось подслушать, что мальчики замышляют бежать в Америку, и всё у них уже готово. Незадачливым путешественникам далеко убежать не удалось: их задержали в Гостином дворе, где они всех расспрашивали о месте продажи пороха.

7. Система образов произведения.

Главные герои — гимназисты 2-го класса Володя Королёв и господин Чечевицын, Монтигомо Ястребиный коготь. На протяжении всего рассказа автор противопоставляет из друг другу.

Володя — белый и пухлый, весёлый, разговорчивый. Он добросердечен и очень любит свою семью. Он пытается соответствовать своему суровому другу и поэтому ведёт себя не так, как всегда. Но в душе его живёт привязанность к родителям, мягкость и доброта. Володя переживает, что своим побегом он причинит боль родным, отсюда его сомнения в правильности решения. Он плакал, говорил, что «маму жалко». После неудачного побега Володя полон раскаянья.

Чечевицын — худой, смуглый, в веснушках. У этого героя узкие глаза, толстые губы, щетинистые волосы. Словом, далеко не красавец. Ещё и тяжёлый нрав: угрюмый, молчаливый, за всё время ни разу не улыбнулся. Он сердито спрашивает и гордо отвечает. Однако девочки Чечевицыным восхищаются, они видят в нём героическую натуру, неустрашимого человека. Не случайно он выбрал себе имя Монтигомо Ястребиный коготь из романа Фенимора Купера. Этот мальчик отличается целеустремлённостью, он не отступает от своей мечты и убеждает Володю бежать вместе с ним. Неудача не сломила гордого мальчика. Он не чувствует своей вины, семья для него, по-видимому, ничего не значит. Чечевицын так и не понял, что был виновником беспокойства и страданий родителей товарища. При таком складе характера господин Чечевицын, возможно, станет революционером.

8. Композиция произведения.

Экспозиция рассказа — приезд Володи. Завязка — момент, когда Володя представил своего товарища. Развитие действия — непонятное поведение героев. Кульминация — Чечевицын уговаривает колеблющегося Володю бежать с ним. Развязка — возвращение несостоявшихся путешественников.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Автор использует такие художественные приёмы, как сравнение, противопоставление. Например, Чечевицын сравнивается с кухаркиным сыном (по внешности), с тигром или львом, героем (в восприятии девочек), себя Чечевицын представляет лихим индейцем(Монтигомо Ястребиный коготь). Противопоставление — предыдущий приезд Володи и этот приезд; Володя, подавший идею побега, и Володя, горько плачущий перед побегом.

10. Отзыв о произведении.

Лев Толстой дал высокую оценку рассказу «Мальчики». Действительно, образы детей даны Чеховым очень ярко, показаны их душевные переживания с мастерством детского психолога. Чехов понимает, что происходит в душах детей. Обычно взрослые этого не понимают, не помнят, как сами были детьми.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Чехова «Жалобная книга»
  • Анализ рассказа Чехова «Каштанка»
  • Анализ рассказа Чехова «Забыл»
  • Анализ рассказа Чехова «Пересолил»




  • Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.

    История создания

    Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

    Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

    Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

    Жанр, направление

    «Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

    Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

    Суть: о чем говорится в рассказе?

    В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

    Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

    Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

    Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

    Главные герои и их характеристика

    Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.

    Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.

    Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.

    Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

    Темы и проблемы

    Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.

    В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.

    Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

    Главная мысль

    Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.

    Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

    Чему учит?

    Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

    Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

    Автор: Нелли Зиновьева

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

    История создания

    «Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

    Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

    Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

    Жанр и направление

    Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

    “Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

    Суть: о чем произведение?

    Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

    Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

    Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

    Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

    В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

    Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

    Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

    Герои и их характеристики

    Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

    ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
    Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
    Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
    Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
    Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
    Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
    Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
    Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
    Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

    Темы 

    Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

    1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
    2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

    Проблемы

    Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

    1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
    2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

    Основная идея

    Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

    Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

    Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

    Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

    На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

    Чему учит?

    Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

    Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

    Критика

    Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

    Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

    Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

    Автор: Иван Шарков

    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
      А.П. Чехова.
    • Развивать навыки выразительного чтения;
      совершенствовать технику чтения, умение
      оценивать поступки ;
    • Воспитывать целеустремленность.

    Оборудование: презентация
    к уроку.

    I. Организационный момент.

    Психологический настрой на урок.

    Чтение учителем наизусть:

    “Невозможно без вниманья
    Получить образованье!”

    (Все сосредоточились, все настроились на
    работу, все успокоились)

    Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

    • “Мы спокойны,
    • Мы внимательны,
    • Мы – само внимание!”

    II. Проверка домашнего задания.
    “Путешествие в страну детства”.

    1. Выставка работ учащихся.

    2. Чтение рассказов о своем детстве.

    — К нам прилетела поэтическая снежинка.

    Речевая разминка – чтение “молча” (сохраняем
    внимание)

    Снег летает и сверкает
    В золотом сиянье дня,
    Словно пухом устилает
    Все дороги и дома.
    Сыплет, сыплет снег-снежок,
    Продолжаем наш урок.

    1) Читаем дождиком орфоэпически.

    2) Прочтите “птичьим базаром” орфографически.

    3) Индивидуальное чтение с удивлением.

    4) Кто прочтет сердито.

    5) Прочить выразительно

    — О чем стихотворение? Оно понравилось вам?

    III. Постановка цели урока

    — Более 150 лет назад, может в такой же зимний
    денек, родился мальчик. У него еще не было имени и
    никто на земле не знал, что родился будущий
    знаменитый русский писатель Антон Павлович
    Чехов

    С творчеством этого знаменитого русского
    писателя мы и познакомимся сегод- ня. Наше
    знакомство мы начнем с биографии писателя.

    — Как вы думаете, почему? (Поможет лучше понять
    произведения писателя.)

    Объяснение нового материала.

    1. Подготовленные учащиеся рассказывают
    биографию А.П. Чехова, используя слайды №3 — №11
    презентации урока.

    3 слайд. А.П. Чехов.

    XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним
    из них является А.П. Чехов. [1]

    4 слайд. Современники о Чехове. (Фото [5])

    Художник Коровин вспоминал:

    «Он был красавец. Вся его высокая фигура,
    открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к
    нему доверие. У него был низкий бас с густым
    металлом; дикция настоящая русская, без тени
    искусственности».
    [6]

    5 слайд. Отчий дом писателя. (Фото [9])

    Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в г.
    Таганроге в семье мелкого торговца. Дед и отец
    Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед)
    выкупился на волю за большие деньги, скопленные
    им за много лет. [2]

    6 слайд. Семья Чеховых.

    “Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть
    ли не в каждом”.[6] Павел Егорович, глава
    семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать,
    Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их
    дети, Александр и Михаил, стали писателями,
    Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь
    Мария – художницей.

    7 слайд. Работа в лавке. (Фото [4])

    В детстве Антон с раннего утра до позднего
    вечера работал в лавке, владельцем которой был
    его отец, Павел Егорович. Там было холодно,
    здоровье его страдало. Позже, когда он поступил в
    гимназию, заниматься приходилось только до
    обеда, а потом до позднего вечера он находился в
    лавке.

    Неудивительно, что в младших классах Антон
    учился плохо и дважды оставался на второй год.
    Работать приходилось много и трудно;
    подзатыльники, порка — всё это было привычным и
    узаконенным явлением.

    8 слайд. Чехов – гимназист.

    Семи лет от роду Чехов был определен в
    греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году
    Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда
    Антону исполнилось шестнадцать лет, отец
    разорился и переехал в Москву. Антон остался один
    на три года в Таганроге заканчивать гимназию.
    Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим
    ученикам. Именно в этот период и проявился
    писательский талант Чехова. В 1879 году будущий
    писатель заканчивает гимназию и получает за
    хорошую учебу стипендию.

    — Что помогло хорошо закончить Чехову гимназию?

    9 слайд. Университет. (Фото [10])

    В 19 лет Чехов поступает в Московский
    университет на медицинский факультет. Через 5 лет
    он получает звание врача. [7] Продолжается его
    литературная деятельность. В 1880 году появляются
    первые публикации его рассказов в журнале
    “Стрекоза”. А уже в 1882 году его приглашает
    сотрудничать редактор журнала “Осколки” Н.А.
    Лейкин. В 90-е годы произведения Чехова известны
    уже не только в России, но и во многих Европейских
    странах.

    10 слайд. Сахалин. (Фото [8])

    1889 год омрачается смертью брата Николая. Это
    событие сильно подействовало на Чехова. В апреле
    1890 г. он отправляется на Сахалин в длительное и
    тяжелое путешествие. Здесь в течение трех
    месяцев писатель объездил остров, провел
    поголовную перепись всех сахалинских жителей.
    Впечатления от поездки были богатыми, сложными,
    противоречивыми. Чехов вскрыл такие
    злоупотребления тюремной и каторжной
    администрации, которые обеспокоили само
    правительство, назначившее специальную комиссию
    для расследования положения ссыльнокаторжных на
    Сахалине.

    — Каковы же причины поездки на Сахалин? (Чехов
    знал, что на своем длинном пути он встретит
    множество людей, увидит жизнь страны.)

    11 слайд. Последнее путешествие. (Смена
    иллюстраций по щелчку.)

    После Сахалина Чехов сильно болел. Сначала жил
    под Москвой в Мелихово (1892 г.) [11], потом врачи
    предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904 г.г.
    он жил на собственной даче в Ялте [12]. Весной 1904
    года здоровье Чехова ухудшилось, и по советам
    врачей Чехов отправился на лечение в немецкий
    курортный городок Баденвейлер, там он и
    скончался.

    2. Самостоятельное чтение учащимися статьи в
    учебнике.

    — Итак, мы познакомились с биографией А.П.
    Чехова.

    — Каким он был человеком? Что о нем говорили
    друзья?

    12 слайд. Творчество писателя. (Иллюстрации
    сменяются по щелчку)

    За свои 44 года Чеховым было написано много
    произведений. Его знают не только у нас, но и за
    границей. По его произведениям поставлены пьесы,
    сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для
    детей, но много писал о детях. Например,
    “Ванька”, “Каштанка”. Сегодня мы познакомимся
    с одним из рассказов Чехова о детях. (По щелчку
    появляется название книги.)

    — Прочитайте название рассказа.

    — Как вы думаете о ком этот рассказ?

    — Да этот рассказ о мальчиках, которые решили
    сбежать из дома, а куда мы узнаем прочитав
    рассказ до конца.

    3. Первичная работа с текстом.

    а) Комбинированное чтение учитель + учащиеся
    (выборочно).

    б) Проверка первичного восприятия текста.

    — Итак, куда же хотели сбежать мальчики?

    — Что взволновало вас при чтении рассказа?(Страх
    за мальчиков, переживание мамы, восхищение.)

    — К какому жанру относится это произведение?

    — Понравился ли вам этот рассказ?

    — Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в
    далекое путешествие? Если да, то куда?

    — Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

    Физкультминутка для глаз

     4. Словарная работа.

    Чтобы лучше понять содержание рассказа
    познакомимся с трудными словами. Помогите мне
    объяснить их значение .

    Читаем слово. Объяснение учащимися. (По щелчку
    появляется значение слова и иллюстрация к нему.) [13]

    1. Башлык — это теплый головной убор, надеваемый
    чаще поверх шапки — суконный капюшон с длинными
    концами.

    2. Розвальни – сани

    3. Рождество Христово – праздник. В этот день в
    небольшом городке Вифлееме произошло небывалое
    событие — родился в мир Сын Божий. Иисус Христос

    4. Самоеды — это старое название народов,
    говорящих на самодийских языках, — ненцев.

    5. Бизон – животное

    6. Майн Рид — это английский писатель, автор
    приключенческих романов и произведений для
    детей и юношества.

    7. Пампасы — это название южноамериканских
    равнинных травянистых степей.

    8. Мустанги — потомки лошадей, которых привезли
    в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом
    веке.

    9. Термиты — насекомые

    10. Москиты – насекомые

    5. Самостоятельное чтение.

    — Попробуйте при чтении ставить вопросы к
    тексту.

    Беседа после прочитанного.

    — Спросите о том, что вы не поняли?(Урядник,
    флигель, кучер, сюртук.)

    — Как вы проверите, понял ли товарищ содержание
    рассказа?

    — Задайте вопросы классу.

    Дети задают вопросы и отвечают на них. (Например,
    откуда приехали мальчики? Кто приехал к
    Королевым? Что заметили сестры? Куда собирались
    сбежать мальчики? Удалось ли им сбежать?)

    — Просмотрите текст и нарисуйте словесный
    портрет мальчиков.

    (Володя – пухлый…

    Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

    — А что вы можете сказать о характере мальчиков?

    (Они совершенно разные: Чечевицын —
    целеустремленный, смелый, решительный.

    Володя – нерешительный.)

    — Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

    — Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо
    относились в семье? (Чтение приключенческих
    романов Майн-Рида.)

    — Проведем небольшую исследовательскую работу.
    По карте(на парте географический атлас) наметим
    маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

    Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать
    такой путь?

    Физкультминутка.

    Мы становимся всё выше,
    Достаем руками крыши.
    На два счета – поднялись,
    Три, четыре – руки вниз.
    Поднимайтесь плечики,
    Прыгайте, кузнечики.
    Прыг-скок, прыг-скок.

    6. Закрепление нового материала.

    Выборочное чтение.

    — Что происходило в семье после побега? (Словами
    из текста)

    — Встреча после побега.(Прочитать)

    — Можно ли так поступать?

    — Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не
    нравятся и чем)

    — А как писатель относится к мальчикам?
    (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь
    индейцев)

    — Как Чехов смог так рассказать о предстоящем
    путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы
    думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

    Итог урока. С творчеством какого писателя мы
    познакомились? Что из жизни Чехова вам
    запомнилось. Назовите произведение, с которым
    познакомились. Что вам понравилось на уроке.

    Задание на дом: составить тест или кроссворд
    по данному произведению;

    • 1 вариант. Придумать начало рассказа;
    • 2 вариант. Придумать продолжение (20 лет спустя).

    Литература.

    1. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по
    литературному чтению. М. “ВАКО” 2006

     Интернет-сайты.

    1. http://hghltd.yandex.net/
    “Мастерство Чехова-сатирика (на примере
    рассказов)”

    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
    “Чехов, Антон Павлович”

    3. http://school76.yar.ru/ — “Егор
    Михайлович Чех, дед Антона Павловича”

    4. http://foto.mail.ru/
    “Бакалейная лавка П.Е. Чехова”

    5. http://www.zakuson.info
    “Антон Чехов”

    6. http://lslold.ksu.ru/
    “Личность”

    7. http://go-n-go.narod.ru/ — “Биография А. П. Чехова”

    8. http://www.rulex.ru/ – “Чехов
    А.П. на Сахалине (1890)”

    9. http://traditio.ru/ – “Отчий дом писателя в
    Таганроге”

    10. http://gapkin-school.narod.ru/ – “Университет”

    11. http://www.chexov.info/ –
    “Мелихово”

    12. http://www.nikastar.com/ –
    “Белая дача в Ялте”

    13. http://slovari.yandex.ru/ — “Словарь”

    Учебный предмет: литературное чтение.

    Класс: 4.

    Учитель: Ильчук Светлана Петровна.

    УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

    Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель:  

    Предметные:

    1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  

    2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;

    3) развить литературные способности: 

     прогнозировать содержание текста;

     — читать текст, понимать его содержание;

    совершенствовать навыки выразительного чтения; 

    отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  

     относить произведение к жанру; 

    обогащать словарный запас;

    4) воспитывать целеустремленность.

    Метапредметные:

    формулировать тему и цели урока;

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

    пользоваться словарями;

    оценивать результат работы.

    Личностные:

    1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

    2) определять  собственное отношение к поступкам героя;

    3)  восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.

    Ресурсы урока:  презентация  по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для составления плана (для всех учеников), географический атлас.

                                                                  Ход урока.

     I. Организационный  момент.

    Чтение учителем наизусть:

    “Невозможно без вниманья,
    Получить образованье!”

    (Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

    Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

    “Мы спокойны,

    Мы внимательны,

    Мы – само внимание!”

    Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.

    II.Формулирование  учащимися темы и цели урока.

    Слайд.  Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,  соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. 

    Тют…ев      Ф…т      Апу…тин      Т…лстой      Ершо…

    Тютчев      Фет      Апухтин      Толстой      Ершов 

    Слайд. Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).

    -Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

    Слайд. Перед вами две таблицы:  одна с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте название  произведения.

    к

    и

    л

    а

    и

    ч

    ь

    м

     

     

     

     

     

    .  

    -Что получилось? Правильно. «Мальчики»

    Слайд. Сформулируйте тему нашего урока.(А.П. Чехов и его произведение «Мальчики».)

    ( Появляется тема урока).

    -Сформулируйте цель нашего урока.

    Слайд. (На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на  … ; делить …  на части.)

    (Появляется цель урока).Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.

    III. Подготовительная работа.

    — Приступим к работе.

    Слайд.(Показ портрета А.П.Чехова)

    1.Сообщение об авторе.

    -Что вы знаете об авторе произведения?

    Послушайте биографию автора по частям.

     Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова. (Дети работают с карточками).

    1.Антон Павлович Чехов – один из  известнейших на весь мир писателей.

    Слайд. Он родился в 1860 году в городе Таганроге  

    Слайд  в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. (Озаглавьте.)

    2.Антон учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. (Озаглавьте).

    3.Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. (Озаглавливаем).

    Слайд

    4.Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.(Озаглавливаем).

    — Проверим, какой план у вас получился. (Дети рассказывают, как они озаглавили каждый пункт плана).

    2.Словарная работа.

    — В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.

    Слайд.  Попробуйте объяснить значение этих слов.

    розвальни                                          кучер                                     бизон

    башлык                                              джин                                      пампасы                флигель

    сюртук                                               Калифорния                         мустанги                

    полоскательная  чашка                 самоеды                               урядник

     (Выслушиваются сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения).

    Слайд.

    — Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком;

     — башлык –  суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

    — сюртук — длинный двубортный пиджак, обычно в талию;

    Слайд .

    полоскательная чашка — блестящая металлическая миска для мытья чайной посуды.

    — джин — английская водка;

    — кучер-  слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

    — самоеды — северные народы;

    — Калифорния — полуостров на западе Северной Америки в Мексике.

    — бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

    — пампасы – южноамериканские степи;

    — мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

    — урядник – низкий чин уездной полиции;

    -флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

    — Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения).

    IV. Первичное восприятие текста.

    — Послушайте   произведение А.П. Чехова «Мальчики» и определите, чьё предположение окажется более точным. (Учитель или подготовленные ученики читают текст произведения  вслух, а ученики следят за чтением по учебникам).

    V. Проверка первичного восприятия.

    Понравилось  ли вам  произведение?

    Чьё предположение оказалось более точным?  

     К какому  жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность,  с небольшим количеством героев).

     Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

     Какой фрагмент рассказа вам запомнился?

    VI.  Динамическая пауза.  

    VII.   Закрепление нового материала.

    1) Беседа по прочитанному тексту.

    Откуда приехали мальчики?

    Кто приехал к Королевым?

     Как сёстры относились к Володе?

    Что заметили сестры?

    Куда собирались сбежать мальчики?

    Удалось ли им сбежать?) 

     Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

     Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

    (Володя – пухлый…

    Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

     А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын — целеустремленный, смелый, решительный.

    Володя – нерешительный.)

    Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

    2)Работа с географической картой.

     Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

     Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

    3) Выборочное чтение.

     Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

    Встреча после побега.(Прочитать)

    Можно ли так поступать? 

    В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

    4)Продолжение беседы.

     Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)

     А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)

    Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

    VIII. Итог урока. Рефлексия  

     С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

     — Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

    Работа в группах .

    -Напишите «Синквейн» 1группа и 2 группа – А.П.Чехов ,а  3группа и 4 группа – к произведению  «Мальчики».

     Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

     IХ. Домашнее задание. 

     Разделить текст на части и озаглавить .

    Творческое задание: составить тест или кроссворд по данному произведению.

  • Тема рассказа любовь к жизни джек лондон
  • Тема рассказа малиновая вода
  • Тема рассказа котенок л н толстого
  • Тема рассказа маленький принц
  • Тема рассказа контора тургенева