Тема рассказа мальчик звезда

Тема урока: внеклассное чтение. о.генри. последний лист.7 класс цель урока: показать мастерство о. генри в изображении мира человеческих чувств; совершенствовать

Тема урока: Внеклассное чтение. О.Генри. «Последний лист».7 класс

Цель урока:

показать мастерство О. Генри в изображении мира человеческих чувств; совершенствовать навыки работы с текстоцентрическим анализом произведения (роль детали);

совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся;

воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

Тип урока: урок внеклассного чтения .

Оборудование:  презентация по творчеству писателя; музыкальное сопровождение:  песня С. Копыловой «Последний лист».

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, аналитическая и творческая работа, работа в группах.

Эпиграф:

Нет шедевров, погибших в забвении

Оноре де Бальзак

Ход урока:

1.Организационный момент.

II. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

  1. Слово учителя:

Ребята, наш урок сегодня – одна из звёздочек в Созвездии Уроков Доброты.

— Вспомните, в каких произведениях, которые мы уже с вами изучили, писатели на первое место во взаимоотношениях людей ставят такие качества, как доброта, милосердие, самопожертвование?

(А. Платонов, «Юшка», В. Астафьев. «Конь с розовой гривой», Петрушевская. «Котенок Господа Бога», О.Уальд. «Мальчик-звезда», Р.Бернс «Вересковый мед», О.Генри. «Дары волхвов», Ч.Диккенс. «Рождественская песнь в прозе»).

-Действительно, тема добра и милосердия – ключевая тема в мировой литературе. Ведь литература – это учебник жизни.

— А тему сегодняшнего урока вы узнаете, послушав стихотворение.

(Ученик читает стихотворение)

С деревьев пожелтевшие одежды

Безжалостно осенний ветер рвал.

Последний лист… Последний лист надежды

С плюща соседнего сорвал внезапный шквал.

Но старый незадачливый художник,

В ту ночь шедевр единственный создав,

В последний раз палитру на треножник

Поставил, смертный приговор свой подписав.

Затем его палитра овдовела.

Но спасена была им молодая жизнь…

Об этом случае нам написал новеллу

О. Генри – величайший новеллист.

— Сформулируйте тему урока.

(О.Генри. «Последний лист», «Последний лист надежды», «Шедевр»).

III. Изучение нового материала.

1. Аналитическая беседа по эпиграфу урока.

В начале урока посмотрите на эпиграф к нему. О чем он? (О шедеврах, которые все знают, они никогда не забудутся.)

Поэтому давайте разберемся, как вы понимаете слово « шедевр»? (после высказываний детей обращаемся к слайду, чтобы еще уточнить значение слова)

Шедевр (фр. chef – d’oeuvre) – 1) в средневековых цехах – изделие, которое необходимо было представить для получения звания мастера; 2) образцовое произведение, являющееся высшим достижением искусства, мастерства.

— А теперь посмотрим на экран.

— Перед вами произведения живописи:

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Моисей» Микеланджело Буанаротти

— Узнаёте ли вы их? Укажите названия и авторов.

— Можно ли эти произведения назвать шедеврами? Почему?

— Ho в мире огромное количество таких шедевров, которые малознакомы большинству, но для кого-то в жизни они сыграли решающую, жизнеутверждающую роль. Именно о таком шедевре писал в своей новелле О. Генри « Последний лист».

— Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием новеллы? (осень, листопад, конец жизни, голые деревья…).

— Обратимся к тексту новеллы.

-Как О.Генри описывает место действия новеллы?

(табльдот – столик в ресторанчике, барный стул)

— Почему название болезни автор пишет с большой буквы? (использует прием олицетворения).

-Найдите описание этого Господина.

— В каком же городе оказались герои рассказа (город-убийца).

— Какое мнение сложилось у вас о докторе, который лечит Джонси?

Прочитайте его описание.

(У него развито чувство юмора: предлагает влюбиться, ведь любовь лечит. Доктор прав: очень часто болезнь имеет психосоматическую природу. Надо верить в выздоровление, иначе медицина бессильна).

— Как Джонси отреагировала на слова доктора? Прочитайте.

Регтайм – джазевый ритм, афро-американская музыка

— Почему Сью обманывает Джонси? Прочитайте. (Это ложь во спасение).

А как бы вы поддержали своего друга (подругу) в трудную минуту? Стали бы обманывать или поступили по-другому?

Тема лжи во спасение будет нам встречаться и в других произведениях.

— Дома вы составляли синквейны, характеризкющие Сью и Джонси. Прочитайте ваши произведения.

Сью:

Заботливая, милосердная

Вселяет надежду, ухаживает, поддерживает

Надеется на выздоровление и обманывает

Подруга

Джонси:

Беспощадная, эгоистичная

Верит в судьбу, устала жить, хочет умереть

Болезненная фантазия завладела Джонси

Пессимистка

— Какие чувства вы испытываете, когда вам нездоровится?

— Девушки никого не просят о помощи. А, может, надо бы кого-то попросить?

И хорошо, что есть сосед Берман.

2-я часть новеллы как раз посвящается старику Берману.

— Прочитаете его описание.

Вспомните один из шедевров живописи, который мы уже видели сегодня. Какое отношение он имеет к Берману? (Статуя Моисея Микеланджело)

— По мнению исследователей, статуя «Моисей» утверждает физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.       А как выглядит старик Берман? («Борода Моисея Микеланджело … спускалась у него с головы сатира … на тело гнома»).

— Какие основные черты Бермана мы выделим?

(Внешность, Характер, Образ жизни, Сфера деятельности)

-Найдите ключевые слова в тексте, а потом у себя на партах нужные листочки и прикрепите их на доску.

Борода, тело сатира и гнома, неудачник, злющий старикашка, издевался над всякою сентиментальностью, пил запоем, красные глаза, пахло можжевеловыми ягодами, сторожевой пес, противный старик, противный старый болтунишка… Всю жизнь мечтает о том, что он создаст шедевр, но даже не пытается начать работу над картиной, но 25 лет мольберт стоит не тронут.

— О чем мечтает Берман? (

(Мечтает о том, что создаст шедевр, и они все отсюда уедут).

— Так кто же главный герой новеллы? (Берман)

-В какой момент рождается симпатия к старику, «издевавшемуся над всякой сентиментальностью» и охранявшему молодых художниц? (Берман , жертвуя собой, спас молодую девушку).

— Как выглядела картина Бермана? Найдите в тексте и прочитайте описание последнего листа на плюще.

– Удалось ли Берману создать подлинный шедевр? Ведь написанный лист плюща не соберет толпы поклонников, а картина Бермана скоро размокнет под холодным дождем.

(Его рисунок спас жизнь человеку. Мастерство художника создало полную иллюзию живого листа. Художник заплатил собственной жизнью за создание своего творения. Поэтому его произведение, несущее человеку добро, автор, читатели и героини рассказа считают шедевром).

-Поменялось ли ваше отношение к Берману? Почему? (Этот старый неудачник и пропойца оказывается способным на великий поступок ради спасения другого человека).

Прочитайте синквейн, посвященный Берману.

Берман

Добрый, отзывчивый,.

Сопереживает, помогает, спасает

Жертвует жизнью ради девушки

Шедевр!!!!!

-Какова же основная задача искусства?

(Истинное предназначение искусства – служить человеку, творить добро.)

-Какие слова являются основной мыслью новеллы? (Берман: «Какая глупость умирать оттого, что листья падают с проклятого дерева!». Т.е. нельзя поддаваться плохим мыслям, надо бороться)

-Чему учит нас это произведение? (Нужно верить в себя, не сдаваться ни при каких условиях, о человеке нужно судить по его посупкам, а не по внешности. Внешность может быть обманчива)

Таким образом, новелла О. Генри — о человечности, сочувствии, самопожертвовании. И об искусстве, которое должно пробуждать к жизни, давать воодушевление, радость и вдохновение. Это и есть уроки О. Генри, они учат радоваться искренним человеческим чувствам, которые могут сделать жизнь в этом неистовом мире счастливой и осмысленной.

— Почему рассказ назван «Последний лист»? (Последний лист на плюще,  нарисованный шедевр Бермана, последняя страница жизни художника, последний лист рассказа).

— Удалось ли О.Генри создать свой шедевр?

Домашнее задание:

 Творческая работа (на выбор):

Ода последнему листу

Последний шедевр Бермана

— Монолог старого холста.

-Памятник новелле О.Генри «Последний лист».

— За что вы хотите сказать спасибо О.Генри?

Давайте создадим стену благодарности, стену шедевров нашей души.

Творческая работа (на фоне музыкальной видеокомпозиции «Последний лист» в исполнении Светланы Копыловой):

Подведение итогов урока. Оценки.

«Ма́льчик у Христа́ на ёлке» — опера–рассказ С. А. Дягилева в 3 картинах (2 действиях), либретто С. А. Дягилева по одноименному рассказу Ф. М. Достоевского, а также его рассказу «Мальчик с ручкой» из «Дневника писателя» за 1876 год. написана в Санкт–Петербурге в период с 2003 по 2007 годов. Премьера — 27, 28 ноября 2021 года в Астрахани на сцене Государственного театра оперы и балета в исполнении артистов оперной труппы. Художественный руководитель и главный дирижер премьерного спектакля В. В. Воронин, режиссёр–постановщик Ю. Хубатуллина, художник–сценограф В. Кажлаева, художник по костюмам Ф. Архипов, режиссер по пластике Наталья Шурганова.

История создания[править | править код]

Замысел оперы на сюжет двух святочных рассказов Ф. М. Достоевского «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке» родился у С. А. Дягилева ещё в студенческие годы. Первоначально автором планировалось создать небольшую одноактную оперу, однако со временем художественная емкость рассказа Достоевского потребовала от композитора переосмысления масштаба формы. Первоначальный вариант либретто был готов уже в 2000 году, но сама работа над партитурой началась в 2003 году. Непосредственным толчком для активной работы над произведением явилась смерть ребенка близких друзей автора, которая произошла по трагическому стечению обстоятельств именно в день празднования православного Рождества 7 января 2000 года. Оригинальный текст Достоевского во многом сохранил свою первозданность в оперном либретто, были лишь добавлены несколько номеров на собственные слова композитора, а также на текст, взятый из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, и стихотворение С.А. Есенина «Калики». В своей первоначальной оркестровой редакции опера была закончена 21 июля 2007 года. Для более успешного продвижения проекта сначала использовался своеобразный уменьшенный состав оркестра и совмещенное использование исполнителей действующих лиц. Руководство Астраханского оперного театра и балета, с которым Дягилев сотрудничает длительное время, в лице художественного руководителя Воронина В. В. заинтересовалось оперой почти сразу после завершения работы над ней, но постановку удалось осуществить лишь в рамках празднования 200–летия рождения Ф. М. Достоевского благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Российского фонда культуры. В связи с готовящейся постановкой на большой сцене автором было принято решение о создании второй редакции для усиленного состава оркестра, что и было осуществлено весной 2021 года. Непосредственно для постановки оперы в рамках проекта «Арт—про—движение» руководство театра привлекло молодых специалистов: режиссера Ю. Хубатуллину, художника–сценографа В. Кажлаеву, художника по костюмам Ф. Архипова, а также режиссера по пластике Наталью Шурганову.Постановочный период длился с августа по ноябрь 2021 года. Премьера спектакля состоялась 27 и 28 ноября 2021 года.

Особенности трактовки сюжета[править | править код]

В целом оригинальный сюжет двух рассказов Достоевского при создании либретто удалось сохранить. Однако, совмещая две истории — реальную («Мальчик с ручкой») и вымышленную («Мальчик у Христа на ёлке») в одну целую, композитор–либреттист вводит новый действующий персонаж — писателя, от лица которого и ведется повествование. Зритель сразу видит всех остальных героев, которых писатель придумывает в реальном действии. Кроме этого, все остальные действующие лица: халатники, мать мальчика, старуха и квартальный — имеют свою развитую законченную сюжетную линию, напрямую связанную не только с судьбой мальчика, но и с религиозно–мистическим, философским подтекстом произведения. Так три халатника, олицетворяющие собой глубину падения человеческой натуры через разврат, пьянство и жестокость, становятся свидетелями тяжелых испытаний, которые приходится пройти мальчику. К концу произведения в них проявляются черты раскаяния и надежда на исправление. Носителем абсолютного зла становится представитель закона — квартальный, который является непосредственным виновником гибели ребенка, не только потому, что цинично бьет его, но и по причине предшествующего равнодушия, которое проявляет в тот момент, когда мальчик более всего нуждается в защите. Напротив, образ матери мальчика трактуется автором гораздо шире, вплоть до образа Матери всех детей, отдаленно ассоциирующегося с Богородицей в эпилоге во время исполнения цитируемой песни Ф. Грубера «Тихая ночь». По первоначальному замыслу композитора партию Невидимого голоса должны были петь исполнители партий халатников. Связано это было с совмещенным использованием для возможности исполнения оперы на небольшой сцене камерного театра. Впоследствии такая необходимость отпала, но по настоянию режиссера премьерного спектакля Ю. Хубатуллиной партию Невидимого голоса оставили исполнителям халатников, которые временно принимали образ древних волхвов, идущих на поклонение родившемуся Иисусу Христу. Это абсолютно совпадало с концепцией автора, по которой герои проходят свое постепенное духовное возрождение. Кроме того, такой прием позволял уйти от прямолинейности при ассоциации с Богом (Троицей), таким образом усилив у зрителя ощущение высокой мистики и тайны.

Особенности музыкального языка[править | править код]

Музыкальный язык, по словам композитора, сбалансирован между традицией и новаторством:

Мы, питерцы, любим эксперимент… вывести людей из состояния равновесия, покоя… но материал этот не терпит никакой вольности, поэтому… я балансировал между своими искушениями и желанием все–таки отдаться тем наработкам, которые мне дала моя «альма–матер», а с другой стороны… старался.. искать уже какую–то новую интонацию, потому что Достоевский — это, конечно, в музыкальном отношении… очень сложный язык… цепкий, «гоголевский», саркастичный… жесткий иногда.[1].

Следуя традиции классической оперы, Дягилев использует форму номерной структуры. При этом в каждом номере почти всегда заключено непосредственное действие и развитие сюжета. В целом, интонации, как вокальные, так и инструментальные, достаточны просты и основываются на традиционном использовании системы лейтмотивов с их достаточно динамичным симфоническим развитием и преобразованием.

Хотя в своем интервью, которое автор дал композитору, музыковеду и журналисту К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура.Национальное достояние», Дягилев говорит, что у него цитирования почти нет, тем не менее некоторые прямые отсылки на известные произведения в музыке спектакля все же имеются. Так, через всю оперу (как уже говорилось выше) проходит лейтмотив на основе песни Ф. Грубера «Ночь тиха», символизирующий высшую силу справедливости. В конце он звучит уже как прямая цитата песни на фоне темы известного в церковном обиходе Рождественского тропаря «Дева днесь…» Кроме того, в одном из номеров с халатниками применено прямое цитирование «Цыганочки» и народных «Страданий».

Действующие лица и премьерный состав[править | править код]

Краткое содержание[править | править код]

Действие оперы происходит в Петербурге в конце XIX в.

Первое действие[править | править код]

Пролог.

Мальчики у Христа на ёлке (опера)

Сцена из первой картины. Премьерный показ спектакля

По петербургской улице, где слышен шум праздничного веселья, бредёт Писатель. Навстречу ему попадается просящий милостыню Мальчик. Мама его больна и не имеет работы.

«Я романист, и, кажется, одну историю сам сочинил…», – этими словами писатель словно отправляет Мальчика навстречу его судьбе.

Первая картина. «В подвале»

Мальчик возвращается в подвал петербургской трущобы, ставший пристанищем ему и его больной матери. Вечно пьяные «халатники» играют в карты, ругаются, горланят песни. Увидев мальчика, они догадываются, что он достал немного денег, и требуют, чтобы он сбегал за водкой.

Получив водку, халатники оживляются, танцуют «цыганочку», устраивают шутовской ритуал благоговейного поклонения своей «святыне», кривляются, дразнят древнюю Старушонку, называя её «невестушкой» своего пьяного товарища.

Появляется Квартальный, видит грязь, разврат, водку, но, махнув рукой, уходит: всё это продолжается изо дня в день. А халатники продолжают гульбу и насильно поят Мальчика.

Звуки церковного колокола напоминают им, что сегодня Рождественский сочельник. С визгом и хохотом вваливается ватага фабричных девок. Играет гармонь, все пляшут кадриль вокруг испуганных Мальчика и Матери, пока Старуха, грозя кулаком, не выгоняет их на улицу.

Мать прижимает к себе сына и поёт ему прощальную колыбельную. Когда Мальчик просыпается, его мама лежит холодная, как стена, и не отвечает ему. Мальчик берёт свой картузик и снова идёт на улицу, чтобы достать немного денег.

Второе действие[править | править код]

Вторая картина. «На улице»

В городе предпраздничная суета. Мальчик бредёт, коченея от холода. Иногда ему дают немного мелких монеток, иногда просто прогоняют. А за окнами нарядные люди, украшенные ёлки… Он никогда не видел, как живут богатые счастливые люди. В одном из окон Мальчик видит диковинных кукол и с восторгом их разглядывает. Его замечают халатники и, желая посмеяться, с хохотом вталкивают Мальчика в дом. За ними наблюдает Квартальный.

Вскоре Мальчика выпроваживают из дома, сунув ему копеечку. Но Мальчик не удерживает монетку негнущимися пальцами, роняет её и не находит. Вытирая слёзы, он бежит дальше на звуки праздника, туда, где толпа наблюдает за куклами, танцующими под звуки шарманки.

Мальчик сталкивается с Квартальным. Тот давно наблюдает за этим оборванцем, портящим своим видом картину праздника. Квартальный с ненавистью хватает мальчика за шиворот и швыряет на землю. Халатники, в ужасе трезвея, толпятся вокруг.

Переход ко третьей картине.

А мальчик уже ничего больше не чувствует. Он слышит во тьме голос, похожий на мамин: «Пойдём ко мне на ёлку, Мальчик…» Нет, это не мамин голос, но очень добрый! Кто-то берёт его за руку, поднимает и ведёт

куда-то…

Третья картина. «На ёлке»

Мальчик видит, что попал в чудесное место с восхитительной ёлкой, а по сторонам, словно за невидимой чертой, стоят женщины. Это матери умерших детей. Появляются и сами дети: они танцуют и поют. А вот и его мама. «Мама, мама, я сплю. Ах, как тут спать хорошо!» Свет! Свет! Нет разлуки, нет боли. Всё блестит, сияет! А кругом мальчики и девочки, такие светлые! «Но кто же вы, мальчики и девочки, откуда вы и где я?»

– Это «Христова ёлка». Она всегда в этот день у Христа для маленьких деточек, у которых нет ёлки… а мы такие же, как ты, дети!

– Мы замёрзли в корзинах – в них подбросили нас к дверям чиновников!

– Нас забыли в болезнях попечители наших душ от воспитательного дома!

– А мы умерли в голод у иссохшей груди матерей!

Какие только истории ни довелось ему услышать под беззвучные слёзы стоящих рядом матерей!

Но вот на ёлке зажглись огоньки, поплыли чудесные Рождественские образы, а всё тот же знакомый голос запел: «Все они теперь как ангелы, все они теперь со Мной, и Я Сам среди них, и всех благословляю…»

Но сердце Мальчика неспокойно: «Мама! А как же ты?»

– Мальчик, не плачь, ты будешь с мамой, просто дай нам руку.

Дети дают ему маленький фонарик, и они торжественно идут друг за другом, чтобы, достигнув «неба», зажечь Вифлеемскую звезду…

Эпилог.

«Дети странный народ, они снятся и мерещатся». Слабый свет фонаря освещает Петербургский двор, где лежит мёртвый Мальчик. Перед ним на коленях застыл Писатель, рядом халатники метут двор:

– И матушку его разыскали… Та умерла прежде его… Оба свиделись у Господа Бога на Небе…

Они вздыхают, но изменятся ли они? Чего стоит их запоздалое раскаяние? Один Бог знает…

Тихо падают снежинки, и в гулком дворе звучат отчаянные слова Писателя:

«И зачем я сочинил такую неразумную историю?»

Но ещё где-то высоко на небе слышны слова Рождества:

«Ночь тиха, ночь свята, свет с небес льёт звезда… Спи, Младенец Святой».

Примечания[править | править код]

  1. [1] Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021.

Ссылки[править | править код]

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 23.11.2021

Интервью С. А. Дягилева К. В. Гузенко в его авторской передаче «Культура. Народное достояние» от 30.11.2021

Интервью режиссера Ю. Хубатуллиной и солиста астраханского театра оперы и балета А. Шитикова в передаче «Вечерняя Астрахань»

Астраханцам представили мировую премьеру оперы Сергея Дягилева (Ast–News)

Премьеру оперы «Мальчик у Христа на елке» представили в Астрахани (Известия)

На сцене астраханского театра оперы и балета прошла мировая премьера (Астрахань 24)

История, которая пронзает душу (Новости театра)

В Астраханском театре Оперы и Балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Дягилева «Мальчик у Христа на ёлке»

А. Матусевич: Мировая премьера в Астрахани: Достоевский, Дягилев и рождественская история по-русски (газета «Культура» от 03.12.2021)

Астраханцы получили рождественский укол КаспийИнфо

1) Особенности жанра.

Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2) Особенности повествования в рассказе.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)

Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3) Особенности сюжета произведения.

Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4) Характеристика героев рассказа.

Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)

Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)

Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения

Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?

Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5) Особенности авторской позиции в рассказе.

Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6) Смысл названия рассказа.

Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Вариант 2

Рассказ Бунина, вероятно, описывает события из личной жизни автора, его взаимоотношения с собственным племянником, в доме которого он гостил. Отношения с маленьким мальчиком автор описывает трепетно и нежно, он явно любит своего племянника и относится к нему с уважением, достаточно почтительно.

Сюжет рассказывает о том, как мальчик и взрослый поругались из-за непослушания ребенка. Ключевым фактором являются «цифры», которым дядя обещает обучить своего подопечного, но откладывает обучение и мальчик начинает капризничать. После этого происходит ссора, которая только усугубляется радикальными высказываниями мальчика, заявляющего, что больше не будет любить дядю и даже ничего ему больше не купит и не подарит.

С одной стороны мы видим как Бунин умело выводит особенности детского поведения и психики, с другой – наблюдаем какими всеобъемлющими являются переживания в детской душе. Мальчик полностью погружается в свои переживания, для него эти высказывания не являются бравадой. Иногда он, конечно, впадает в некоторую театральность и пробует манипулировать взрослыми, как свойственно детям, но в остальном он предельно серьезен и поглощен происходящим.

Наверное, с возрастом люди утрачивают подобное ощущение, становятся более обыденными и пережитый опыт не позволяет относиться ко всему так поглощено и увлеченно. Ребенок в свою очередь действительно существует будто в другом мире, который представляет собой пространство предельной серьезности. Он видит, по мнению взрослых, довольно мало, но для него увиденное является невероятно масштабным.

Бунин указывает на интересное соотношение между «цифрами» и счастьем. Автор понимает, что на самом деле обучение и склонность узнать нечто новое представляется для ребенка возможностью пережить настоящее счастье. И здесь в действительности трудно не согласиться. Даже, если мы посмотрим с нашей, условно взрослой, стороны, то поймем, что цифры в действительности являются довольно полезным знанием и изучение этого знания позволяет практически вступить в иной мир. Оказаться там, где есть математика и астрология, закономерности существования космических пространств и человеческого восприятия. На мой взгляд, именно соотношение обучения цифрам и счастья является ключевым элементом рассказа.

Анализ произведения Цифры Бунина

Иван Бунин уникален в плане написания рассказов, что способны воздействовать положительно на человека. Действительно, всё творчество писателя наполнено духовным смыслом. Поэтому каждый читатель, что обращается к творениям Бунина, делает собственную жизнь и внутренний мир богаче и ярче.

Знаменитый рассказ творца — «Цифры», где проблема кроется в нравственном выборе человека при сложившихся обстоятельствах.

История представляется в ссоре между маленьким ребенком и его дядей. Дитя жаждало того, чтобы взрослый позанимался с ним, рассказал о цифрах. Однако на дядю налетела усталость, он не желал уделять время своему близкому. Здесь и завязался узел между героями. Ребенок начал топать ногами, кричать, требовать того, чтобы взрослый потратил драгоценное время на учение мальчика. Но все безуспешно. Когда мама дитя потребовала объяснений по поводу того, что же произошло, дядя свалил всю вину на маленького ребенка. Почему он это сделал? Гордыня, что сказать. Разве можно выставить себя перед бабушкой и матерью сына в плохом свете? Нет, конечно.

С одной стороны виноват дядя, который своим равнодушием убивал в ребенке стремление к познаниям. С другой, всё дело в ребенке, что спровоцировал собственной настойчивостью отрицание, негативность по отношению к мальчику. Ситуация довольно-таки проблематичная и актуальная, ибо подобное происходит и сейчас. Многие взрослые люди, имеющие детей, часто пренебрегают общением с ними. А ведь это самые счастливые годы: детство любимого ребенка. И если упустить такое, то потом будет слишком поздно что-либо менять. Важно понимать, как необходимо внимание детям. Без этого взаимопонимания трудно добиться. Об этом и предупреждает Бунин: стоит осознавать весь груз и ответственность перед теми, кто нам действительно дорог.

Писатель изобразил, казалось бы, обыкновенный случай, но глубина ситуации просто неоспоримо потрясает. Всё просто, да много истины. В этом и проявляется талант Бунина: акцентировать внимание на том, что особо не явно замечаешь.

В итоге ребенок просит прощения за собственное поведение, ему не до обид и расстройств, в отличие от дяди, которого съедала день из дня гордыня. Дитя просто стремится к знаниям. И, в конце концов, взрослый их даёт. А это главное!

Не нужно отнимать у малышей, что жаждут познать мир, желание осязать и чувствовать, и развиваться! Ни в коем случае!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

    Денис Иванович касается периодов жизни, которые способствуют развитию и становлению детей. Недоросль Митрофанушка оказался в необыкновенном положении.

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Образ и характеристика Анны Николаевны в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Анна Николаевна является одним из второстепенных персонажей произведения, сестрой главной героини романа Веры Николаевны Шеиной.

  • Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

    А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

  • Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы.

«Цифры»

По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным… Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных героя — дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется любовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно баловать детей». И душой он понимает, что надо сразу откликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.

«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя…» Главное чувство этой фразы — ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное — то, каким он был сам в детстве.

Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его.

А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.

оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт окатил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».

Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.

Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». -«Ужасно испорченный ребенок», — сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». Хотя она понимает, что это не так.

«Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он сожалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь горячим словом пресечь твои страдания».

Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья…

Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его коробочки, пустые спичечные коробочки, которые передвигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки — символ беспомощности, незащищенности, неприспособленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»

Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.

А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.

«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила подделка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой — теряет самого себя. А это слишком дорогая

Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.

Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.

Повествование в рассказе ведется от первого лица, точнее, от лица героя-повествователя. Для автора важно понять, что чувствуют и какими мыслями живут герой и его племянник.

«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, — это было после одной из наших ссор с тобой, — и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?
Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры, и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!»

Но на этот раз ссора между дядей и племянником была слишком сильной.

«Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:
— Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!
Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя».

Удивительно, что автор описывает своего героя такими эпитетами: умный, рассудительный, мудрый, — так рассказчик характеризует себя. Но является ли это действительностью? Очень часто эти слова звучат с иронией. Разве умный и рассудительный — это тот, кто поступает, как все остальные? Вторая глава позволяет нам увидеть начало конфликта.

«Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры…

Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы — бабушка, мама и я — сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению».

Мальчик не согласен ждать исполнения мечты, и это внешний конфликт, но в то же время в душе дяди появляется внутренний конфликт. Дядя, как положено, должен выждать время, он поступает так, как требуют правила, и ребенок его не понимает. Но дядя продолжает проявлять свою твердость. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Так, внутренний конфликт развивается в душе дяди. Как же ему поступить: так, как велит сердце или так, как положено по правилам?

В третьей главе мы можем проследить за продолжением конфликта. «Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного». Все взрослые в этот момент объединяются против мальчика. Всем им больно, они все переживают, но выдерживают эту паузу.

«От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер… Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты…
Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, — вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям — крики о помощи».

«…Я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу…

И бабушка едва сидела на месте.
Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу.
Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощения».

Мальчик кричит до изнеможения, в этот момент его состояние изображено не как каприз, а как настоящее человеческое горе. И взрослые понимают, что для ребенка каждый миг его жизни — это открытие чего-то нового и этот миг он переживает гораздо острее, чем взрослые. Ребенок чувствует эту обиду, гораздо сильнее она проникла в его сердце. Но конфликт продолжается. Что-то заставляет пойти ребенка на примирение. Бабушка ударила по самому живому.

«- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал — туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, — прибавила она, — делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте.
И вышла из детской.
Кончено, — самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».

«Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты?
Счастье, счастье!
Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!
Но жизнь ответила:
— Потерпи.
— Ну пожалуйста! — воскликнул ты страстно.
— Замолчи, иначе ничего не получишь!
— Ну погоди же! — крикнул ты злобно.
И на время смолк.
Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды… Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.
Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни… Смирись, смирись!
И ты смирился».

В следующей главе в душу героя вновь возвращается любовь и нежность. Конфликт преодолен, и преодолен он ценой детского смирения.

«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?
— Дядечка! — сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. — Дядечка, прости меня».

Ценой детской щедрости, чистоты и открытости преодолевается конфликт между дядей и племянником.

«- Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу…
И какой радостью засияли твои глаза!
Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть». (Рис. 2.)

0cf68920 e77d 0133 f887 22000b0c602c

Рис. 2. Дядя и племянник ()

Восприятие дядей племянника позволяет сделать вывод, что дядя очень хорошо понимает мальчика и видит, почему ребенок ведет себя именно так. Он любуется его радостью, но очень часто его сердце начинает возмущаться, когда ребенок не подчиняется велению взрослых. Острая жалость к мальчику переполняет дядю, и он понимает, что ребенок тоже способен испытывать оскорбления. Теперь посмотрим, как дядя воспринимает самого себя.

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…

Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди».

Все время дядя ведет себя неестественно и поступает так, как полагается. И здесь возникает еще один конфликт — конфликт между сердцем и разумом. В нашем случае побеждает разум, дядя выдерживает паузу, и ребенок первым идет на примирение. Но не зря спустя много лет мальчик уже не помнит об этом случае, а в душе дяди этот случай остался. И вот теперь сердце побеждает, и, несмотря на прошедшие годы, дядя понимает, что он был не прав.

Своим рассказом Иван Бунин хочет сказать, как в жизни важно понимать друг друга, пытаться не обидеть. Обидеть очень легко, а пойти первым на примирение бывает гораздо сложнее. Вернемся к названию рассказа. Цифры как мечта, цифры как символ расчета (дядя умный, он знает цифры). Но не всегда в жизни нужно быть умным и следовать правилам. Иногда нужно слушать свое сердце.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
  2. Вантенков И.П. Бунин-повествователь (Рассказы 1890-1916 гг.). / И.П. Вантенков. — Минск, 1974.
  3. Кучеровский Н.М. И.А. Бунин и его проза (1887-1917) / Н.М. Кучеровский. — Тула, 1980.
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat ().
  1. Lit-helper.com ().
  2. 5litra.ru ().
  3. 900igr.net ().

Домашнее задание

  • Ответьте на вопросы.

1. Как повел себя Женя после того, как дядя отказался показывать ему цифру? Подкрепите свои слова цитатами из текста рассказа.
2. Как чувствовал себя дядя в момент ссоры с племянником? Можно ли считать его отношение к Жене жестоким? Ответ обоснуйте.
3. Какой вывод можно сделать о характере мальчика? Какими качествами автор наделил его?
4. Почему взрослые не пожалели плачущего Женю? Справедливо ли это, на ваш взгляд?
5. О чем повествует рассказ И.А. Бунина «Цифры»?

  • Письменно ответьте на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»?
  • Напишите характеристику одного из героев рассказа.

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами
продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите,
пожалуйста, с каким местом  в среднерусской полосе связано имя И. С.
Тургенева? ( Спасское-Лутовиново).

Учитель: Спасское – одно из самых
привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной
черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми
лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама
усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в
поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов
природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и
услышанное вами? ( Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в
котором автор тоже описывает природу.)

—  Предположите, какова будет  тема нашего урока.
 ( Природа в рассказе « Бежин луг»)

— А как называется картина природы в художественном
произведении? ( Пейзаж).

— Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С.
Тургенева « Бежин луг».

— А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И.
С. Тургенева:  

          « Природа – единое
чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и
есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы?
И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и
радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

— Как вы понимаете слова писателя?

— Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем
мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе,
определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать  и
анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?
 Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче
представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим
пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного
июльского дня»).

— Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)

— Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец,
солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

— Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью,
сжатой рожью, гречихой.
)

— Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает
впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему
рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая
часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа.

— В такой именно день
рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в
обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел.
Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте
своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает,
что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее
восприятие.

( Чтение уч-ся отрывка).

      —  Итак, на
смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского
кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную
сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага,
куда попадает странник.)

      — Какие звуки мы
слышим?

      — Что чувствует наш
охотник? (Тревогу, растерянность)

      — Найдите слова и
выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я
сюда зашел? Так далеко? Странно!» — недоумевает охотник. Ощущение странности
происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в
историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда
для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так
уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на
грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

— Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика,
символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают
растерянность героя.

Вывод: Автор говорит о том,
что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой
знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много
неясного, необъяснимого.

Учитель: В рассказе «Бежин луг»
звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и
ночь.)

Составление таблицы:

                 Светлая
часть дня.

 
                  Вечер
и ночь.

 
               Яркий свет, ясность

 
          Угрюмый мрак, темнота    

 
               Покой и кротость
души

 Тревога,
страх, замирание перед бездной

— Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость
души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх,
блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной;
непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и
в человеческой душе.

— Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или
свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте
посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? Попытаемся представить
себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль
щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых
нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и
коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

— Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся
читают эпизод
.)

— Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике
мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется
природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные
рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления
природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий
болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько
мгновений, повторился уже далее…»).

—  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы
себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

— Действительно, под влиянием
темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной
тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе
мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание — подготовить художественный
пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать
голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

Работа по картине  В. Е. Маковского « В ночном»

— Полностью ли картина отражает текст рассказа?

— Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигурки
детей, изображённые В.Е. Маковским?» (В мальчике, лежащем на первом плане,
учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, — это Павлуша.
Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

— Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем
в рассказе?

(Пейзаж И.С. Тургенева описывает более
раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью
вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует
заключительный пейзаж, показанный в рассказе: «…полились сперва алые,
потом красные, золотые потоки молодого, горячего света».

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает
фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

1.   В чём различие изображения природы на картине и в тексте
рассказа?

2.   Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное?
(На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе
представил картину восхода солнца в движении.)

— Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о
композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы
ответите на вопрос: «Победил ли свет утра в рассказе?»

— По словам В. Г. Белинского, Тургенев  «любит природу не
как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её
только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его
пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким
наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при
переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

— Определите, какими художественными приёмами пользуются автор
при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба,
солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса,
растений.

3 ряд: Найти тропы в описании
животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока
и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев
убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом?
Нужны ли описания природы?

  (Без картин природы,
без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого
коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам
глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

·        
Чем является природа для мальчиков? (Для
мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной
стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером
и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских
мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных
явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о
домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем,
о водяном.)

— Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских
детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся
еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских
детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей,
которыми полна природа:
 « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало
 не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью
доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя,
правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в
рассказе Тургенева? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий  комментарий к картинам
природы:

1.Описание июльского дня.

Природа живет
отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё
снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися
картинами неба.

2.Ночь приближалась и
росла, как грозовая туча.

Природа пугает
охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и
царственно стояла ночь.

Человек
чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу
таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто
фантастическое.

— Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она
устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии
человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа
– вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе –
человек».

— Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С.
Тургенева:

 «…Природа не справляется с
логикой, с нашей человеческой  логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем
и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

— А что значит «пока она нас, как колесом,
не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу,
мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не
только леса, но и дома.)

— Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием,
которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете
сделать?

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

1 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1.Соотнесите автора и произведение:

1) Л.А.Чарская           а) «Рыцарь Вася»  

2)   Н.Г.Гарин-Михайловский    б) «Золотая рыбка»

3)  А.И.Приставкин      в)  «Книжка счастья»

4)  Ю.А. Яковлев          г) «Тайна»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1). Н.Г. Гарин-Михайловский

1 «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2). А.И. Приставкин

2. «Книжка счастья»

б. Мальчик, привыкший к судьбе неудачника

3). Ю.Я. Яковлев

3. «Рыцарь Вася»

в. Маленькая Люсенька

3.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

4.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

5.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

6. Кто написал басню «Нищий и собака»?

1)И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов    3). Эзоп    4). М.Д.Ломоносов

7. Отрывком из какого произведения Дмитриева И.И. являются строчки: «Не знаю я, кому они принадлежали, А знаю, что один был в блестках, нов, красив;

Другой изломан весь и очень тем хвастлив»?

1)«Нищий и собака»  2)«Два Веера»  3) «Отец с сыном» 4) «Бык и корова»

8.К какому жанру относится произведение «Книжка счастья»

1) повесть 2) рассказ 3) сказка

9.Что происходило с людьми, которым в руки попадала книжка счастья в произведении Гарина – Михайловского Н.Г. «Книжка счастья»?

1)Становились равнодушными  2)Становились злыми

3)Становились добрыми   4) Ничего не изменялось

10. Репейник, Крапива, Жаба, Гадюка — герои сказки:

1) «Что значит досуг?»   2)»Березовая роща»  3)»Книжка счастья»

11.Какова тема рассказа «Тайна» Л.Чарской?

1) О жизни в пансионе.  2) Об отношении между учителями и гимназистками.

3) Равнодушия и непонимания.

12. Какое чувство испытывает Неточка на уроке русского языка от слов учителя?

1)Радость, восторг 2)Гордость от первого опыта опыта сочинительства

3)Разочарование, глубокая грусть

13. Главные герои рассказа «Золотая рыбка»?

1)Девочки из детского дома  2)Рыбки  3)Воспитатель из детского дома

14.Чему учит рассказ А.И. Приставкина «Золотая рыбка»?

1) равнодушию и безответственности   2) милосердию и состраданию

3) не обращать внимание на других, а жить только для себя.

15. Что сделала Таня, когда узнала о гибели отряда (К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди»)?

1)ушла одна на поиски отряда  2)покинула отряд с группой солдат   3)смирилась с потерей

16. Какой позывной был у Тани?

1)звезда   2)лебедь   3) ромашка

17 Какое прозвище дали Васе его одноклассники?

1) тюфяк 2) рыцарь 3) толстяк

18. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? 

1)вручили грамоту 2) Объявили благодарность 3) выдали денежную премию 4)никак не наградили

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»  Ю.Я Яковлева  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за курс 6 класса

2 вариант

Работа состоит из 19 заданий. В каждом варианте 1 верный ответ.

1. Соотнесите автора и произведения

1) И.И. Дмитриев    а) «Гуси-лебеди»

2)К.Д. Воробьев      б) «Березовая роща»

3) Е.А. Пермяк         в)  «Тайна»

4)Л. А. Чарская        г)  «Два веера»

2.Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

1).Л.А Чарская

1. «Золотая рыбка»

а. Мальчик, который хотел всех сделать счастливыми

2)А.И. Приставкин

2. «Тайна»

б. Маленькая Люсенька, укравшая рыбок

3). Н.Г. Гарин-Михайловский

3. «Книжка счастья»

в. Девочка, написавшая первое стихотворение

3.Эпитет – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4.Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

5.Олицетворение – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)  художественное определение

3)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

6.Кто написал басню «Два Веера»?

1).И.И.Дмитриев            2). И.А.Крылов            3). Эзоп      4). М.Д.Ломоносов

7. Кто в басне И.И.Дмитриева «Отец с сыном» произносит слова: «Дороги лучшей нет, Как телом и умом трудиться, Служа отечеству, согражданам своим?

1) крестьянин      2).отец        3).сын        4). автор

8.«Книжка счастья»  Н.Г. Гарина-Михайловского  — это:

1) рассказ; 2) повесть; 3) сказка. 4) роман

9. Какая волшебная сила таилась в маленькой потёртой книжке?

1)она делала людей богатыми   2) она приносила в дом счастье  3) она делала людей человечными

10. Сказку «Березовая роща» написал

1)А.С. Пушкин   2)Е.А. Пермяк   3)В.И. Даль

11. Чем хочется поделиться героине рассказа «Тайна» со своими подругами в классе?

1)Рассказать о том, что она получила письмо от родных

2) Она сочинила первое свое стихотворение 3) получила подарок

12. Какие дальнейшие действия должен был совершить учитель русского языка, увидев, что перед ним первый  поэтический опыт девочки?

1)Вернуть стихи.  2) Поддержать, подбодрить, не заметить орфографических ошибок в стихах

3) Прямо в классе постараться указать автору на положительные моменты в стихотворении

13. Где происходит действие рассказа А.Приставкина «Золотая рыбка»?

1) в школе  2) в детском доме  3) в пионерском лагере

14. Главная мысль рассказа «Золотая рыбка» А. И. Приставкина?

1) дети должны помогать друг другу  2) дети решили поймать вора

3) дети никогда не должны голодать

15. Кто является главным героем рассказа «Гуси-лебеди»?

1)Сергей Марьянов и Лебедева Таня  2)Андрей Марьянов  3) Сергей Марьянов

16. Каким  творческим талантом обладал Сергей?

1)рисовал  2)играл на гармошке  3)писал стихи

17. Какое качество портило Васе его жизнь? 

а) медлительность б) неповоротливость  в) неловкость  г) все ответы верны

18. Какой подвиг совершил Вася? 

а) спас котенка б) предотвратил пожар в) помог милиции задержать вора г) спас утопающего мальчика

19. Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася Ю.Я Яковлева»  в том, что

1)надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.

2)надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.

3)главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.

Ключи:

1 вариант

  1.  1г  2в  3б   4а
  2. 1) 2а  2) 1в  3)  3б
  3. 3
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 3
  12. 3
  13. 1
  14. 2
  15. 1
  16. 2
  17. 1
  18. 4
  19. 3

2 вариант

  1. 1г  2а  3б  4в
  2. 1) 2в  2) 1б 3) 3а
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 1
  7. 2
  8. 3
  9. 3
  10. 2
  11. 2
  12. 2
  13. 2
  14. 3
  15. 1
  16. 3
  17. 4
  18. 4
  19. 3

Критерии

«5» — 22-24

«4» — 21-16

«3» — 15-10

«2» — 9-0

  • Тема рассказа налим чехов
  • Тема рассказа не надо врать зощенко
  • Тема рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Тема рассказа неизвестный цветок платонов
  • Тема рассказа любовь к жизни джек лондон