Тема рассказа кусака андреева

Петрова елена ивановна моу платошинская сош, пермский край, с. платошино учитель русского языка и литературы тема урока: л. андреев кусака

Петрова Елена Ивановна

МОУ Платошинская СОШ, Пермский край, с. Платошино

Учитель русского языка и литературы$

Тема урока:

Л. Андреев «Кусака»

(размышления над страницами рассказа)

Цель урока: знакомство учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсуждение нравственные проблем, поднятых на его страницах.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки исследования художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

Развивающие:

$ — совершенствовать навыки устной и творческой деятельности;

Воспитательные:

формировать нравственные качества личности учащихся: чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Ход урока.

1. Приветствие учащихся.

2. На слайде № 2 слова:

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

$путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица

— Какой путь выберем мы сегодня на уроке и почему? Обоснуйте свой ответ.

Итак, ключевое слово нашей работы – размышление (запись на доске).

3. Работа с эпиграфом (слайд № 3)

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого столько ещё вокруг.

Мы часто твердим, что собака — друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?$

Э. Асадов

— С каким утверждением вы полностью согласны?

«собака — друг человека»

Приведите примеры.

— Накануне урока я дала вам задание: выяснить, существуют ли памятники собакам. Расскажите о них. (Слайды № 4, 5, 6)

— Назовите произведения, посвященные «меньшим братьям». (Слайд № 7)

А какую проблему, исходя из эпиграфа, мы постараемся реши$ть?

Запись на доске:

Проблемный вопрос: Всегда ли человек собаке друг?

4. Анализ рассказа «Кусака».

Рассказ «Кусака» — одно из лучших произведений Леонида Андреева.

Ваши впечатления о рассказе?

Да, действительно, грустный, я бы даже сказала пронзительный рассказ.

-Что значит пронзительный?

(«проникающий внутрь»)

— О чём этот рассказ?

(о собаке, о несчастной жизни дворняги, о взаимоотношениях собаки и человека, о жестокости человека)

— Вас не удивило название рассказа?

Ваши ассоциации к словам: «собака» и «кусака».

Собака (друг человека, защитник, привязанность, любовь…)$

Кусака (обида, укус, злоба…)

5. Работа в группах (приложение 1)

Анализ I части рассказа

Какой была жизнь собаки до встречи с дачниками?

Зачитайте 1 предложение.

Рассказ начинается с тройного отрицания НЕ: не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать. Усиливает отрицание частица НИ.

— Зачем это понадобилось автору?

(автор подчёркивает безысходность положения, в котором оказалась собака)

Выступление 1 группы

— Сравните поведение людей и собаки. Сделай$те вывод. (Слайд № 8)

Поведение людей

Поведение собаки

Бросали камнями

Улюлюкали

свистали

Не помня себя от страху

Пряталась

Зализывала ушибы

Копила страх и злобу

$— Как выглядит собака? (грязная, некрасивая)

— Как было обмануто доверие собаки? Зачитать.

— Как это повлияло это на её дальнейшую жизнь?

Анализ II части.

С приходом весны всё меняется вокруг. (Слайды 9-10)

— Как изменилась жизнь собаки?

(У собаки появилось имя)

Как складывались её отношения с дачниками? Вывод.

$— Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

— Почему она вновь решилась довериться людям?

Анализ III части.

Выступление 2 группы

Слайд № 11.

— В чём заключалось счастье собаки?

Поведение людей

Поведение Кусаки

Хохотали

Нарочно ласкали

Хвалили при ней и за глаза

«Жалели только об одном, что при посторонних людях она не хочет показать своих шуток»

$Не умела ласкаться

Нелепо кувыркалась

Вертелась, кувыркалась, падала

В глазах странная мольба

Спокойно ложилась на своё место

Просила ласк$

— Вас ничто не насторожило в поведении «добрых людей», как называет их автор?

— Что за странная мольба в глазах Кусаки?

-Почему никто не замечает этой мольбы?

Анализ IV части.

— Почему Кусаку не взяли в город?

Зачитайте разговор Лёли с мамой. Прокомментируйте.

— Какого поступка вы ожидали от Лёли?

— Лёля произносит слово «Скучно!» Как это можно понять? (Обратите внимание — не грустно!!!)

Анализ V части.

Слайд 12.

Выразительное чтение на фоне музыки «Кавардосси «Тоска».

$- Почему так тоскливо на душе? Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).

— О чём выла собака?

В рассказе 2 финала. Зачем это понадобилось автору?

— Кто виноват?

— В чём виноват человек перед собакой?

Каких душевных качеств не хватило?

Всегда ли человек собаке друг? Слайд № 13

Ваш вывод.

Особенности композиция рассказа$.

— Составление кластера. Слайд № 14

Композиция напоминает кольцо: всё возвращается на «круги своя»

Тема рассказа кусака андреева

Кусака

$Злоба – ласка, добро – отчаяние, одиночество

— Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Выступление 3 группы

Описание природы помогает понять состояние души Кусаки. Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.

Почему Леля так поступила? Может помочь пейзаж. «Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным…»)

— Как вы, ребята, понимаете слово «анемичный»? (Анемия — малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается, что ж$ёлтый цвет удвоен).

— А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего? (измены, предательства).

— Автор говорит: «будто солнце было… больным», но ведь не солнце больно. Может быть, Леля?

(У неё душа больна)

— Зачем в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (мужиком-пропойцей)?

Люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

Вывод:

Зачем Леонид Андреев рассказал нам эту историю?

Чтение стихотворения Э. Асадова (учитель) Слайды 15-18

Рефлексия. Слайд № 19

$ — Над чем я сегодня впервые задумался?

— Я понял…

— Я верю…

—Я подумал…

—Я узнал$…

Оценка работы учащихся.

Слайд № 20.

Домашнее задание: Мы сказали, что у Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле.

Также можно написать сочинение о своей собаке.

Список использованных источников:

Приложение 1. Задание группам.

1 группа

Задание: сравните поведение людей и собаки (гл.1). Сделайте вывод.

$Поведение людей

Поведение собаки

$

2 группа

$Задание: сравните поведение людей и собаки (гл.3). Сделайте вывод.

— В чём заключалось счастье собаки?

Поведение людей

Поведение Кусаки

$

— Что за странная мольба в глазах Кусаки?

-Почему никто не замечает этой мольбы?

3 группа: найдите в тексте описания природы. Как природа помогает понять состояние души Кусаки (1 гл., 2 гл., 4 гл., 5 гл.). Обратите внимание на время года.

Тема урока

Слайд №1 Чувство сострадания к «братьям нашим меньшим», бессердечие героев

Слайд № 2 Цели урока:

1) развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

              2) способствовать развитию речи учащихся;

              3) развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста;

              4) воспитать чувство сострадания и милосердия ко всему живому на земле.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших добрых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мыслей,

И с пользой проведём урок.

Слайд №3 Ребята, эпиграфом к нашему уроку являются слова А. де Сент – Экзюпери из его замечательного произведения «Маленький принц»: «…не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Перед тем, как начать разговор по данной теме, послушайте стихотворение Грубова «Собачье сердце» и подумайте над вопросом: Что объединяет это стихотворение и прочитанный вами дома рассказ Л. Андреева «Кусака»?

От самолёта трап уходит

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пёс ещё не понимает,

Он ждёт команды и молчит.

А самолёт уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть.

Проходит время – пить охота –

Придётся потерпеть…

А к глотке подступали слёзы.

Он выполнял команду «ждать».

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.

И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

 И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли всё трудней собрать…

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых ему есть нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трёхлетка,-

На трассу выползал старик.

…Эх, люди, люди, мне вас жалко

И этот мир не для меня»-

Так думала три дня собака,

Хлебнувшая людского зла

 Собрав остаток сил и злости,

С обочины, что было сил,

Под грузовик – и к Богу в гости

 Он без приказа сам решил.

( Оба произведения – это горькое повествование о собаках, которых жестоко обидели люди).

_Слайд №3__  Какую же проблему поднимает автор? Актуальна ли она?  Почему ? ( Проблема милосердия, сострадания актуальна. О ней нужно говорить. Проблема милосердия заглохла. Люди сегодня не хотят сопереживать чужую боль. Не умеют быть человечными, не всегда добры)

Жестокое обращение людей по отношению к «братьям нашим меньшим» является темой многих произведений.

___  Кто из русских писателей, кроме Л. Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероного друга?

( «Муму» И. С. Тургенев, «Каштанка» А. П. Чехов, «Белый пудель» А. И. Куприн, «Белый Бим чёрное ухо» Г. Н. Троепольский и др. )

— Итак, какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?

( Чувство жалости к Кусаке, и стыд за Лёлю и её маму; возмущение против жестокости людей; неравнодушие, ответственность, боль души ).

_ Какие слова сегодня на уроке будут у нас ключевыми?

Слайд № 4 ( Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, жалости.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

Приручить ( кого, что ) – приручить к человеку, сделать ручным, послушным.

Приручиться – стать ручным, привыкнуть к человеку.)

Слайд № 5  Совместная деятельность

— Какими способами писатель добивается от  читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несёт ответственность за тех, кого приручил?

 Работа в группах

Слайд № 6

1 группа – исследователи:

__ Какой была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям? ( Начало 1 главы)

__ Как происходило приручение Кусаки? (зачитать эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда её впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека? (стр. 93 уч. «Сперва они…)

__ Как изменился внешний вид Кусаки и её внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи? ( гл. 3, начало)

__ Во время отъезда дачников, что происходит с Кусакой? ( Зачитать эпизод. Стр. 97 Снова пришли … и гл. 5)

Слайд №7

Вторая группа – психологи.

1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников. (Гл. 1 От тёплых изб её отгоняли…)

2. Отношение к Кусаке дачников.

3. Кусака – игрушка для людей ( докажите примерами из текста)( стр. 95 Мама, дети! Смотрите…)

4. Почему дачники оставили Кусаку? Проследите по тексту, как меняется настроение Лёли, когда она узнаёт о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Лёля смирилась с расставанием? Сравните поведение Лёли во время приезда ( гл. 2 ) и во время отъезда ( гл. 4 ). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лёли? В чём причина отказа Лёли от Кусаки?

Слайд №8

Третья группа – аналитики.

Составление плана по рассказу:

1. Бездомная собака.

2. Приручили.

3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака». Собачье счастье.

4. Брошенная собака.

Как вы понимаете слова « всею своей собачьей душой расцвела Кусака»? ( У неё появилось имя, у неё есть друг и т. д., появился смысл жизни).

Слайд №9

Четвёртая группа – законодатели

Составление правил для людей, приручающих животных.

 ( Если вы приручили животное, не нужно относиться к нему, как к ненужному существу; надо о нём заботиться, кормить, не обращаться с ним грубо, ни в коем случае нельзя выбрасывать его на улицу, животное погибнет, потому что оно не привыкло жить без человеческой поддержки, ему будет очень больно, ибо всё живое имеет душу.)

Слайд №10

Пятая группа – творцы

Давайте посмотрим на слайд, как вы представили новую жизнь Кусаки

Слайд №11

Шестая группа – литераторы

« И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой. Монотонный, угрюмо покорный шум дождя прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.

 Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно – тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла.»

__ Выписать художественные средства выразительности и объяснить цель их использования.

Слайд №12

В рассказе «Кусака» есть ещё одно действующее лицо. Это пейзаж.

__Какую функцию он выполняет?

Слайд №13

__ Как описание природы перекликается с описанием Кусаки?

( Стр.92, зимняя нчь…)

Слайд №14

__ Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны? ) Стр.92, наступила весна.., 93 ночью собака подкралась…)

Слайд №15

«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под террасой. Пахло людьми… она почувствовала запах душистого дёгтя, который «манил в светлеющую даль».

__ Какое значение имеют эти слова для понимания состояния Кусаки?

Слайд №16 – 17

«Жёлтыми огнями загорелась осень… Частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их…» (Чтение гл. 4)

__ Какое настроение вызывают эти строки? Как это удаётся передать автору? (С помощью слов)

(Слушаем музыку)

Слайд №18

__ Какую картину вы увидели за звуками музыки? (Тёмную ночь. Дождь и сумрак. Никого нет кругом. Тревога. Одиночество. Краски неяркие)

__ Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла.. Тревога и безысходность.)

__ С помощью каких средств это делает композитор? (С помощью звука).

__ Помогла ли вам музыка понять ту истину, которую искал Л. Андреев? (Да. Музыка подтверждает мысль Л. Андреева – нельзя быть жестоким. Ты отвечаешь за того, кого приручил.)

 __ Как вы думаете, примирилась ли Кусака со свои одиночеством? (В основном нет. Невозможно забыть предательство, равнодушие.)

Слайд №19   Рефлексия.

_ Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке? Что ты хотел узнать? В начале урока мы говорили о том, что писатель утверждает, что всё живое «страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Прав ли был писатель? Помог ли рассказ осознать своё отношение к животным? Как?  Пробудилось ли в вашей душе милосердие и сострадание во время работы на уроке? Что значит быть милосердным? (Это одно из самых красивых слов. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Бывает радостной. Бывает с заплаканным лицом. Ты не можешь пройти равнодушно. Быть милосердным или оставаться равнодушным – это твой выбор. Всё в твоих руках.

Послушайте притчу «Всё в твоих руках»

Жил в одном городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующий его славе. Пришёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.

Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»

Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».

Быть милосердным и сострадательным – это твой уровень развития души. Но помни, что когда – то было сказано: «Животные препоручены нам Богом как наши друзья и наши слуги. Вместе с тем, мы их старые должники. И они ждут от нас избавления, ждут проповеди любви».

Слова учителя:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство,

А есть ещё:

Совесть, Честь.

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали

АИ это не просто слова. А. Яшин.

Домашнее задание:

Напишите сочинение – рассуждение «Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» ( По высказыванию Э. Асадова).

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» вышел из печати в 1901 году осенью в «Журнале для всех». Потом произведение Андреева было напечатано в сборнике «Книга рассказов и стихотворений», выпущенном московским частным магазином книг. Средства, полученные от реализации экземпляров сборника, были переданы комитету почтовых и телеграфных работников, для их поддержки. После выхода из печати своего рассказа автор написал Чуковскому о важности показа в нем сильных чувств, которые может проявить любое живое существо. Независимо от того, человек это будет или животное. Андреев считал, что у всего живого одинаковая душа.

Меня заинтересовал этот рассказ, и понравилась позиция писателя. Произведение, действительно, вызывает много различных чувств и эмоций, имеет большой поучительный смысл. Тематика и проблемы рассказа мне очень близки, потому что мне небезразлично положение «братьев наших меньших» и отношение к ним человека. Многие люди любят животных, считают их друзьями, помогают им обрести хозяев. Но есть и равнодушные и, что еще страшнее, злые люди, которые могут причинить животному боль, изувечить и даже лишить жизни. Я не могу смириться с людской жестокостью и безразличием, стараюсь брошенному животному помочь, накормить, приютить или найти ему дом и доброго хозяина.

Главная героиня произведения Андреева – бездомная собака, простая, беспородная дворняга. Она давно потеряла все добрые чувства к людям, одичала и уже никому не доверяла. Но ее жизнь изменила встреча с одной доброй и сострадательной девочкой-гимназисткой Лелей. Участливое отношение Лели и других добродушных дачников способствовало приручению и одомашниванию собаки, которую Леля назвала Кусакой, за то, что та ей порвала подол платья.

Собака поверила людям. Кусака стала доверять им, и в ее жизни настала самая счастливая пора – она нашла хозяев, которые в ней нуждались. Для нее было огромной радостью служить им, охранять их покой и благополучие. Так поменялось мнение и отношение животного к людям. Но Леля не смогла упросить родителей взять собаку с собой в город. И после отъезда хозяев дачи Кусака, оставшись одна на опустевшей даче, очень тосковала по ним.

Девочка Леля своей добротой перевоспитала собаку, животное познало лучшую сторону жизни – заботу, ласку, внимание людей. И разлука с ними стала невыносима для Кусаки – оставшись одна, она завыла. Так собака почувствовала настоящее одиночество. И, если раньше она не ощущала тоски по человеческому отсутствию, то теперь, расставшись с хозяевами, она тосковала. В чем смысл произведения Андреева? Что хочет сказать автор? Чему учит? А суть и основная мысль рассказа «Кусака» состоят в том, что человек обязан нести ответственность за прирученное им животное.

Мы не имеем права выкидывать или бросать живое существо, которое без нас не сможет существовать – оно может погибнуть или стать опасным для окружающих. Взрослые – родители Лели – подали ей и другим детям отрицательный пример.

Главная тема, раскрываемая в «Кусаке» — отношения людей к окружающему миру. Животные, как и человек, понимают доброту, ласку, сострадание, и терпеливое доброжелательное к ним отношение – самое важное условие для нахождения с ним контакта. А грубость, гнев, жестокость только разрушают взаимопонимание.

Также Андреев поднимает тему сострадания и милосердия к животным. Ведь многие горожане даже не задумывались, о своем неправильном поведении с собакой, делая своими гонениями и презрением ее еще больше озлобленной, недоверчивой. А еще писатель обращает внимание своих читателей на то, что привязанность человека к животному и наоборот приводит к мучениям и тоске, как хозяина, так и прирученного друга, что и происходит в финале произведения. Почему Андреев делает его концовку такой?

Я считаю, что автор хочет сказать этим, что так не должно быть, что доброта людей должна проявляться всегда и при всех жизненных обстоятельствах. Приютив Кусаку, родители Лели должны были позаботиться о ее дальнейшей судьбе – все-таки либо взять с собой в город, либо найти ей новых заботливых хозяев.

К произведению Леонида Андреева я отношусь положительно, оно многому учить читателя, например, думать о своем поведении, о том, какими будут последствия его поступков, действий, а это основное в правильной созидательной деятельности любого из нас.

Зачастую так бывает, что многие не задумываются, к чему может привести сказанное второпях слово, поступок или, наоборот, равнодушие и бездействие. Все возвращается бумерангом. По этому поводу у русского народа даже есть поговорки – «Что посеешь, то и пожнешь», или «Как аукнется, так и откликнется». Злоба и презрение вызывают такие же ответные чувства, также как и добро, сострадание, участливое, терпеливое отношение находят отклик в озлобившейся душе, преображая ее, изменяя в положительную сторону.

Меня очень тронул рассказ Леонида Андреева. В нем заключен глубокий смысл, он учит нас быть добрее, думать о своих поступках и нести за них ответственность, оказывать посильную помощь всем, нуждающимся в этом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Леонид Андреев — Кусака:
Краткое содержание

У грязной облезлой дворняжки никогда не было хозяина и имени. Другие собаки облаивали ее, дети и взрослые гнали – и она разучилась доверять людям. Лишь однажды захотел ее приласкать человек. Это был «пропойца-мужик», который брел домой из кабака. Собака с опаской легла перед ним на спину, подставляя под руку животик. А пьяному вдруг стало скучно, да еще припомнились какие-то старые обиды. И он злобно пнул сапогом собаку в бок. С тех пор она старалась укусить протянутую к ней руку.

В одну из зим собака поселилась на пустующей даче. Она сделалась ее верным сторожем и считала даже своим домом. Весной, вместе с солнышком, приехали дачники. Первой из семьи собаку увидела «хорошенькая девушка», гимназистка Леля. Пока та кружилась, вдыхая запахи весны, собака тяпнула ее за край платья. «Злющую» дворняжку сперва хотели даже пристрелить. А потом привыкли: ночами с ней было спокойней. Собаке дали особенное имя – Кусака, начали кормить. Кусака изучила повадки жильцов, запомнила добрые веселые лица. И перед обедом уже ждала в кустах свой кусок. Вскоре Кусака «расцвела» и внешне, и «душой».

Именно Леле удалось сломить недоверие собаки. Кусака повалилась перед девчонкой на спину и закрыла глаза. Она ждала удара. Но ощутила на своей голове прикосновенье ласковой ручки. С тех пор все дети наперебой гладили Кусачку. Впервые она казалась кому-то милой и забавной. Кусака старалась выразить свою благодарность и любовь, смешно кувыркалась, чем приводила детей в восторг.

Осенью дачники собрались в город. Леля до слез не хотела расставаться с Кусакой, но мать развела руками: дворняжку в комнатах держать нельзя, лучше уж породистого щеночка взять. Пока шли сборы в дорогу, поскучневшая Леля пошла со встревоженной Кусакой до трактира. Когда семья сидела на вокзале, Леля вспомнила, что забыла попрощаться с собакой.

Почуяв неладное, Кусака сбегала на вокзал, вернулась, поскреблась в запертую дверь. И в первую же ночь окрестности огласил ее тоскливый одинокий вой. Все, кто его слышал, вздрагивали и торопились в свои дома, в тепло, и к близким людям.

Читательский дневник по рассказу «Кусака» Андреева

Сюжет

Паршивая дворняжка не верит в доброту людей. Она зимует на даче. Весной туда приезжает семья дачников. Гимназистка Леля дает собаке имя Кусака, все кормят ее, играют с ней. Но осенью ее предают, не берут с собой в город. Кусака горюет одна.

Отзыв

Тема ненужности, одиночества в недружелюбном мире. Дважды преданная людьми, собака переживает почти по-человечески. Хорошее отношение, сочувствие способны творить чудеса. Тема безразличия, эгоизма. Люди в ответе за тех, кого приручили.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

andreev kusaka main

«Кусака» – рассказ, написанный Леонидом Андреевым и опубликованный в «Журнале для всех» в 1901 году. Сейчас рассказ входит в школьную программу 7 класса. Сюжет краткого содержания повествует о жизни собаки по имени Кусака.

Основные персонажи

Прежде, чем приступить к краткому содержанию рассказа «Кусака», следует познакомиться с главными героями:

  • Кусака — животное, которое потеряла доверие к людям. Дачники приютили ее у себя, но только на сезон;
  • Леля — гимнастка, именно она первой нашла общий язык с питомцем;
  • Другие дачники — мать Лели и дети, которые приехали на дачу на лето.

Очень краткий пересказ

Краткий пересказ книги о нелегкой жизни собаки по имени Кусака. Она потеряла доверие к людям, поскольку за всю жизнь ее часто били и даже кидали камни. Она хотела сбежать от общества, приносившего только страдания, как можно дальше. Именно так собака попала на дачу, где никого не было.

С наступлением весны на дачу приехали хозяева. Первой собаку увидела девочка по имени Леля. Она пыталась подружиться с ней, но у нее не получилось.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

Неудачное знакомство

Со временем собака начала привыкать к людям и перестала их бояться. Ей даже удалось подружиться с ними.

Однако вскоре дачники уехали, бросив Кусаку во дворе. С ней даже не попрощались.

Краткое содержание по главам

Рассмотрим рассказ «Кусака» кратко, по главам.

Глава 1
С собаки не было хозяина. Никто не знал, было ли у животного имя, и чем оно питалось. Дворовые псы постоянно лаяли на непрошеного гостя, отгоняя ее от теплых мест. Мальчики во дворе с глупого азарта кидали в нее камни. В результате животное испугалось и убежало на край деревни.

Однажды собаку приласкал нетрезвый мужчина, который как раз шел из кабака. Но животное не доверяло людям, потому не решилось приблизиться. Это сильно разозлило мужчину, и он ударил питомца сапогом.

После этого собака совсем перестала доверять людям, даже тем, кто хотел ее погладить. Она старалась сбежать и спрятаться ото всех, а если не получалось, нападала на человека, пытаясь укусить.

Наступила зима. Собака нашла себе дом под крыльцом одной из дач, где не было людей. Главный герой бескорыстно сторожил дом. По ночам Кусака лаяла и хрипела, но в то же время чувствовала себя гордой и довольной.

Краткое содержание Л. Андреев «Кусака»

Кусака сторожит дачу

Глава 2
Весной приехали хозяева дачи. Собака встретилась с девушкой по имени Леля. Последняя была так рада, что наступила весна, что начала кружиться в танце. Собака подкралась к ней и порвала одежду. Леля испугалась и попросила родных, чтобы те не ходили в сад.

Однажды Леля решила подозвать к себе животное. Кусака не знала, собираются ли ее ударить или приласкать. Она покорно легла на спину, и, к счастью, ее приласкали. Девушка позвала своих родных. Когда к ним подошли другие члены семьи, собака испугалась, оцепенев. Но добрые люди снова приласкали ее. Кусака чувствовала боль, но не от того, что ее напугали или ударили, а от непрерывной ласки.

Глава 3
После той доброты, с которой собака столкнулась впервые за долгое время, она стала чувствовать себя гораздо лучше. Она больше так не боялась людей, нашла хозяев, новый дом, а самое главное – могла кому-то служить. Пес ел мало, но все равно стал выглядеть здоровее. Кусака стала чище, ее шерсть больше так не выпадала, она немного поправилась. Больше никто не смел кричать на пса, кидать в него палки. Однако главный герой все еще относился к людям с недоверием. Собака вела себя не так, как остальные — она никогда не ласкалась и не терлась о ноги хозяев.

Как бы то ни было, пес нашел свой способ выражения благодарности: он кувыркался, постоянно прыгал, крутился вокруг себя. Выглядело это немного нелепо, но смешно и забавно — такое поведение вызывало у хозяев улыбку. Раньше пес слышал только крики, от которых испытывал страх. Теперь же речь людей была ласковой, и все их действия была направлены на то, чтобы вызвать у Кусаки любовь. Именно это и заставляло пса вести себя так смешно.

Со временем Кусака еще сильнее привязалась к новым хозяевам. Она поняла, что больше не придется искать себе еду. Кроме того, пес доверился людям, стал сам подходить к ним, чтобы попросить погладить его. Питомец начал считать дачу своим домом.

Глава 4
Закончилось лето. Леля задала вопрос родителям о том, что теперь делать с питомцем. Они ответили, что ему придется остаться на улице, ведь двора на территории нет, а внутри дома ее лучше не держать. Девочка расстроилась и стала плакать. Родители сказали, что потеря не велика, ведь Кусака — всего лишь обычная дворняга, а они планируют завести породистую собаку.

Дачники начали собираться, чтобы покинуть дом. Леля позвала пса. Вместе они пошли в сторону шоссе. В это время как раз шел дождь и были слышны крики из местного трактира, где люди шутили над дураком из деревни. Леля увидела все это и сказала: «Скучно, Кусака!». Она пошла к вокзалу. И только там девушка вспомнила, что даже забыла попрощаться с новым другом.

Глава 5
Собака долго ждала уехавших хозяев. Она бегала по станции, искала их там под дождем. Промокший пес ни с чем вернулся на дачу. Он заглядывал в дверь, скреб ее своими когтями, но ответа не было: дом был пуст.

Начало темнеть. С наступлением ночи пес понял, что его снова бросили. Он жалобно завыл. И когда проходящие рядом люди слышали это, им казалось, будто воет сама ночь.

Основная идея

В кратком содержании рассказа Леонида Андреева «Кусака» повествуется о печальной судьбе одинокой собаки. Целью автора было научить человека ответственности и состраданию к тем, кто является слабее нас. После прочтения краткого содержания рекомендуем прочитать полное произведение.

Краткое содержание Андреев Кусака кратко и по главам

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Она не доверяла людям, от которых получала только пинки да побои. Она мстила людям, пытаясь укусить любого, но чаще всего была бита камнями и палками.

Однажды зимой она нашла приют под террасой пустующей и неохраняемой дачи и до самой весны сторожила ее, чувствуя скрытую гордость от собственной значимости.

А весной из города приехали дачники, добрые и веселые люди. Собака осталась сторожить их, и даже получила свое имя — Кусака, за то что укусила за платье дочку хозяйки — красавице Лелю.

Хозяева были добрыми людьми, и постепенно привыкли и полюбили Кусаку, а она, впервые в жизни, начала отвечать людям лаской и любовью. Впервые в жизни безродная собака стала нужной и любимой. Хорошее обращение и регулярное питание изменило пса до неузнаваемости. Шерсть обрела блеск и чистоту, бока округлились, и никому уже в голову не могло прийти швырнуть в нее камнем или ударить палкой.

Но наступила осень, начались дожди, и дачники начали собираться в город. В город, где для Кусаки не было места. Не было для Кусаки места и в сердце красивой, но немного легкомысленной Лели, которая уехала, так и не попрощавшись с собакой.
А Кусака осталась одна у опустевшей дачи, которую с такой гордостью охраняла все лето.

Начался длинный, осенний дождь. А вместе с дождем пришла и ночь. И ночью собака начала выть. Кусака стояла на задних лапах перед безнадежно запертыми дверьми и выла. И казалось, что воет сама ночь.

Одиночество и безнадежность. Одиночество, как лучом согретое теплотой женского сердца, а потом снова этим сердцем преданное и брошенное, и оттого еще более горькое. И неважно, о ком идет речь, о собаке или человеке.

Краткое содержание Кусака по главам

Глава 1

Безымянная собака, никому не принадлежавшая, жила в одиночестве, сама себе находила где-то пищу, где-то ночлег.

Дети кидали в собаку палки и камни, взрослые пугали ее пронзительным свистом, гоня ее отовсюду. Собака убегала в темный сад заброшенного дома и там зализывала свои раны, скуля и плача от боли и обиды.

Однажды ее только пожалел какой-то пьяный мужик, хотел ее погладить. Но пока собака решила к нему подойти, у него уже изменилось настроение, и собака вместо ласки получила очередной удар.

После того случая собака ещё больше озлобилась и совсем перестала доверять людям. Если кто-то хотел ее приласкать, она злобно рычала и пыталась укусить.

В одну из холодных и длинных зим, собака нашла пустующую дачу, которую никто не охранял, и стала там жить под террасой.

Днём собака бегала поселку в поисках пищи, а на ночь возвращалась на дачу и охраняла ее.

Каждую ночь собака вылезала из-под террасы, выскакивала на улицу и лаяла до потери голоса.

Возвращаясь опять под террасу, собака успокаивалась, гордая собой.

Глава 2

Наконец наступила долгожданная весна, и в дом, где жила собака, приехали дачники. Сразу тишину нарушили громкие разговоры, песни и смех приехавших людей.

Уставшие от городской жизни, от холодной зимы, дачники громко радовались весеннему теплу, свежему воздуху и солнечному свету.

Молодая девушка выскочила в сад, и радуясь жизни, весело закружилась. И тут к ней бесшумно подкралась собака, рванула девушку за подол платья, и также тихо скрылась в кустах растущей в саду ягоды.

Испуганная девушка убежала в дом, громко крича, что в саду находится большая злая собака.

Ночью собака вернулась под террасу. Люди спали и были не страшны ей. И теперь собака уже стала охранять так ненавистных ей людей.

Дачники, сначала хотевшие прогнать напугавшую их собаку, были добрыми людьми, они понемногу начали привыкать к ней, и дали ей имя — Кусака.

Глава 3

Собака привыкла к своему новому имени, и тоже с каждым днём всё больше и больше начала подпускать к себе дачников.

И настал тот момент, когда собака подпустила к себе Лелю, и, закрыв глаза, легла на спину. Собака не знала, чего ей ожидать: очередного удара, или чего-то другого. Но девушка стала ласково и нежно гладить собаку. Увидев, что Кусака позволяет ласкать себя, девушка закричала своей семье, чтоб они посмотрели, как она подружилась с собакой.

Прибежали дети и наперебой стали теребить и гладить собаку. А Кусака продолжала вздрагивать от их ласки, ощущая боль от непривычных для нее прикосновений человеческих рук.

Всей своей собачьей душой Кусака привязалась к своим хозяевам. Ей дали имя, ее кормили, она имела возможность охранять хозяев, она была счастлива. Ее длинная шерсть очистилась, стала гладкой и блестящей, она по-настоящему стала домашней собакой, и уже никто не пытался ее обижать.

Не умея выражать своих чувств, никогда не знавшая ласки, она все — равно с недоверием относилась к окружающим, ожидая побоев.

Со временем и Кусака научилась выражать нежность и привязанность к людям. Она скакала, и крутилась вокруг себя, неуклюже кувыркалась — всеми силами пыталась выразить свою благодарность приласкавшим ее людям. Ее нелепые прыжки делали ее неповоротливой, смешной и жалкой. Дачники смеялись над ней, и снова теребили ее, вызывая в ней неуклюжие проявления любви.

Кусака уже полностью свыклась со своей новой жизнью, была обласкана и накормлена, с удовольствием играла с детьми, сопровождала их в лес и на речку, а по ночам на законных основаниях сторожила дом и обитающих там людей.

Глава 4

Прошло жаркое лето. Тучами затянулось небо и начались проливные частые дожди. Наступила осень. И снова на даче стал слышен шум и гомон множества людей, которые грузили вещи на скрипящие от тяжести телеги.

Леле жалко было оставлять собаку, но к себе они ее не хотели брать.

Девушка позвала Кусаку с собой и пошла на вокзал.

Шел сильный проливной дождь, затянувший все вокруг серою пеленой, стало сумрачно и скучно.

Глава 5

Забыв про Кусаку, дачники уехали. Собака долго бегала по их следам, сбегала на станцию и вернулась домой, но и там было пусто.

Дождь разошелся ещё больше, погружая все вокруг в беспросветный мрак.

С наступлением ночи собака завыла. Она выла жалобно и безнадежно. Она своим спокойным воем хоронила в себе чувства, разбуженные людьми, и ими же так жестоко и подло убитые.

Вывод

Равнодушные и безразличие к животным перерастает в безразличие и равнодушие и к людям, приводит к жестокости и подлости.

Чтобы всегда оставаться человеком, надо с любовью и добротой относится к окружающему миру, бережно относиться к природе. Ведь мы используем ее дары. Природа отвечает добром на доброту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Кусака. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Творчество Уильяма Сидни Портера, боле известного читателю под псевдонимом О. Генри, занимает особое место не только в американской, но и мировой литературной сокровищнице.

В детской литературе немало произведений, которые читаются легко и с огромным интересом. Среди авторов, пишущих прекрасные вещи для ребят, был Яковлев. Писатель сумел сочинить великолепные труды, в которых показаны образы детей в годы войны

Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке

Шотландия. В замке напротив леса идут приготовления к свадьбе. Одна их комнат принадлежит Джеймсу, жениху. Уставший от приготовлений, молодой человек спит, а рядом с ним стоит Сильфида на коленях

Юная девушка Фрося проводит тоскливые будни после того, как её муж отправился на Дальний Восток. Она даже бросает учёбу на железнодорожных курсах. Отец девушки, железнодорожник Нефёд Степанович, идёт на пенсию, но не перестаёт приходить на место работы

  • Тема рассказа крыжовник чехов
  • Тема рассказа дубровский пушкин
  • Тема рассказа зеленая лампа грина
  • Тема рассказа детство горький
  • Тема рассказа елка зощенко