Тема рассказа котенок л н толстого

Угдыжекова ольга константиновна урок литературного чтения программа перспектива 3 класс тема: л. н.толстой лев и собачка. быль. особенности сюжета.тип урока:

Угдыжекова Ольга Константиновна                                                                                                    Урок литературного чтения  программа “Перспектива» 3 класс                                                                      Тема: Л. Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение, составление синквейна.

Цель урока:  раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2,

Словари, выставка книг, карточки с заданиями для групп, Аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

I. Организационный момент

— Дорогие ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.    II.Проверка домашнего задания                                                                                                  — Посмотрите внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

— Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

— Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

— Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем  сообщения  ребят нашего класса о жизни Толстого.

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Ученик 3.

Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было  написано много маленьких рассказов — для самых маленьких, рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация опорных знаний

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь  догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).                                                                                                                      — Это быль.

– Что означает слово быль? (У доски – выставка словарей)

— Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?

— Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

— Посмотрите,  кто это? (Лев — иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 — А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

-Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

-Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) 

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

— Кто догадался, как называется эта быль(Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».

1. Организация восприятия новой информации

-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,

слыша слово «собачка» ?

— У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

— Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?

2. Вступительное слово учителя.

История, о которой рассказывает , произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»

3. Знакомство с рассказом в записи.

4. Проверка первичного восприятия.

— Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

Горечь

Тоска

Печаль

Грусть

Радость

Восхищение

Удивление

Разочарование

Гнев

Злость

— Что заставило вас волноваться?                                                                                                        Словарная работа. Групповая работа

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Обмен между группами и проверка задания со слайда.

5. Чтение со «стопом».

I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.

— Что она чувствовала в тот момент?

(На доске – слово «тревога»)

II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?

— А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.

— Из каких слов понятно, что это хищник?

— Какое чувство лев при этом проявил?

(На доске – слово «забота»)

III часть. — Как повела себя собачка? Перечитайте.

— Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)

IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.

-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?

-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?

— Какое чувство он испытывал?

(«тоска»)

V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?

-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

— Какое это чувство?

(«преданность»)

— На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?

— В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

А поведение льва — это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

— Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?

«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока                                                                                                                      1. Перепутанные логические цепи.

Групповая работа.

— Восстановите последовательность событий. (По карточкам)

2. Займи позицию.

— В названии рассказа выражена:                                                                                                                      а) главная мысль

б) тема рассказа

 VII. Обобщение.

— Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?

— Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.

— Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.

— Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?

— Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя — льва?

— А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

VIII. Рефлексия.

 Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.

Лев.

Сильный, верный.

Играл, тосковал, умер.

Лев был верным другом.

Преданность.

Собачка.

Маленькая, доверчивая.

Прижалась, доверилась, умерла.

Собачка положилась на льва.

Доверие.

IX. Итог урока.

(На доске – рисунок сердца).

Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».

Домашнее задание.

— Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?

— Хотели бы вы изменить конец рассказа?

1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;

2)  Нарисовать иллюстрацию.

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

Задание на карточках: подобрать к словам левой части таблицы, значения слов правой части. Указать стрелочкой.

Зверинец

богатый человек, который имеет прислугу.

Барин

место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетиниться

ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Бился

умерла.

Метался

беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Засовы

большие дверные задвижки.

Лондон

город, столица Англии

            Тема урока: Л.Н.Толстой «Котёнок».

Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л. Н. Толстого;
учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие
способности; совершенствовать технику чтения; умения давать характеристику
героям, исходя из их поступков; развитие креативного мышления через
взаимодействия ученик — ученик воспитывать честность, доброе отношение к
животным.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения;

соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского
отношения к ним.

Личностные результаты обучения:

 — формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

 — формирование умения осознавать и определять эмоции других
людей, сочувствия, сопереживания;

 — формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

 — формирование уважительного отношения к предпочтениям
других людей, — ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и
поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

 — формирование умения самостоятельно формулировать тему и
цели урока, — — планировать пути решения поставленной проблемы;

— формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

 — формирование критического мышления;

 — формирование умения извлекать информацию, представленную в
разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 — формировать умение высказывать свои мысли в устной форме,
высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 — овладение диалогической и монологической речью;

 — формирование умения задавать вопросы, в совместной
деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития
(чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование
разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание
текста,

участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев.

                                                Ход
урока                                   

1.Мотивация к
учебной деятельности.

   — На уроках
чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон
века книга растит человека».

 — Что значит
«растит»? Как понять эту пословицу? (учит, воспитывает)

На уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2.Актуализация
знаний.

— С творчеством
какого русского писателя мы познакомились на прошлом уроке?

Слайд 2.
(портрет Толстого)

— Давайте вспомним
страницы его жизни и творчества.

( Рассказ учеников
).

  1 ученик.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Он
много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 -12 раз
переписывал, чтобы сделать их лучше.

 Слайд 3. 2 ученик. Лев
Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил
траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что
всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю
жизнь трудится.

Слайд
4. 3 ученик.
Много времени
он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом
ходил с ними в лес.

Слайд
5.
4 ученик. Очень долго Л.Н. Толстой жил в своем доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В
соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей
по учебникам, которые написал сам.

Игра
«Вспомни и ответь».

Когда
ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы
тебя обгоняют гурьбой.

Одно
«почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за
неведомой птицей.

Другое пчелой
забралось под цветок,

А третье –
лягушкою скок в ручеёк.

«Что?» мышкой
ныряет под листьями в норку,

«Кто?» ищет в
кустах притаившейся шорох,

Сидит «от чего?»
на зелёном листке,

«Куда?» полетело
верхом на жуке,

«Зачем?» вслед за
ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом
и так каждый день.

Пойдём-ка, дружок,
по тропинке втроём

Ответы искать под
зелёным шатром.

    Ребята, у меня
есть волшебная шкатулка, в ней находятся вопросы для нашей игры. Составлены они
к рассказам Л.Н.Толстого. (По рядам).

1.Почему Филипок
взял старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? (своей не нашёл).

2.Что нечаянно
разбил мальчик, играя?  (дорогую чашку)

3.Кто отогнал
собак, которые бежали за Филипком? (мужик)

4.Отчего заплакали
муж с женой, поглядев друг на друга? (от стыда, что обидели старика).

5.Куда посадил
учитель Филипка, вошедшего в класс? (на лавку, возле брата).

6.Зачем Миша
мастерил лоханку для батюшки с матушкой? (Чтобы в старости их из неё кормить).

   Молодцы,
ребята. Вы отлично справились с заданием.

  — Скажите, а
какие произведения мы с вами вспомнили? («Филипок», «Старый дед и внучек»,
«Правда всего дороже»).

    Почти во всех
произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над
собственным поведением и поступками. Л.Н.Толстой всегда стремился своим
творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы
являются поучительными.

3.Постановка
учебной задачи.

 — Для того, чтобы
узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны отгадать загадку.

    Что за зверь
со мной играет,

    Не мычит, не
ржёт, не лает.

    Нападает на
клубки,

Слайд
6.   Прячет лапки в коготки?

— Почему я предложила
вам именно эту загадку? (она связана с темой нашего урока).

Л.Н. Толстой много лет тому назад написал
интересный рассказ, который так и назвал «Котёнок».

 — Какова тема
нашего урока?

Слайд 7. 
— Какие задачи мы поставим перед собой? (Прочитать рассказ Льва Толстого, определить главных героев, понять
содержание текста, определить, является ли оно поучительным). 

4. Открытие новых
знаний.

— Сейчас вы
внимательно послушайте рассказ Льва Толстого
«Котёнок» и после чтения

постарайтесь назвать всех главных героев
произведения.

— Кому понравилось это произведение?

 — Что понравилось?

 — Какой момент показался самым напряжённым?

Слайд 8.  — Назовите главных героев произведения. (Вася,
Катя. Котёнок, собаки)

Слайд 9.     5. Физкультминутка.

Вот окошко
распахнулось-

(руки развести в
стороны)

Вышла кошка на
карниз.

(имитировать
походку кошки)

Посмотрела кошка
наверх,

Посмотрела кошка
вниз.

Вот налево
повернулась,

Проводила взглядом
мух,

Потянулась,
улыбнулась

И уселась на
карниз.

(сесть на свои
места)

Слайд
10.     6. Словарная работа.

   
Подле – около.

   
Амбар – сарай для хранения зерна.

   
Щавель – травянистое растение с кислым вкусом.

   
Что было духу – очень быстро.

   
Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

7. Повторное
чтение рассказа детьми.
(Чтение по частям).

   1) Чтение 1
части.

       — Кто жил у Васи и Кати?

       — Когда у детей пропала кошка?

     — Озаглавьте. (У Кати и Васи пропала кошка.)

  2) Чтение 2
части.

   — Почему
пропала кошка?

   — Как вёл себя
мальчик, когда обнаружил котят?
(Был рад и
удивлён).

   — Подтвердите
свой ответ словами текста.

   — Озаглавьте. (Дети нашли кошку.)

  3) Чтение 3
части.

 — Сколько было
котят?

 — Прочитайте, какого котенка выбрали себе дети.

 — Как
относились к нему ребята?

 — Что мама сделала с оставшимися котятами?

 — 
Озаглавьте. (Самый лучший котенок.)

 4) Чтение 4 части.

  — Куда
пошли дети?

 — Как котёнок оказался один на дороге?

 — Какая опасность
ему угрожала? Прочитайте.

 — Каким показан
котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)
.

 — Как вели себя собаки, увидев котенка?

 Озаглавьте.
(
Страшные собаки.)

5) Чтение 5 части.

— Как
поступил Вася? (Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка
).

  Каким оказался Вася? Выберете слова, которые характеризуют Васю. ( Карточка).

 (Смелый,
решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный).

 — Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих
собак? (
Боялся, но думал не о себе, а
о маленьком, беззащитном котёнке).

 — Как вела себя Катя?

 — Можно ли
осуждать девочку? (Нет, все мы можем чего-то бояться).

 —  Озаглавьте. (Вася спасает котенка.)

Слайд 11. (План).

 Слайд 12   (Чтение пословицы, записанной на слайде.)

Храбрый
не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

 Как понимаете смысл пословицы?

  — Подходит ли
она к нашему тексту? Почему? ((Мальчик бросился спасать беззащитного котёнка,
понимая, что собаки могут опередить его, что котёнок погибнет).

 — Какой же
вывод мы можем сделать? (Нужно быть внимательными и ответственными за тех, кто
слабее нас).

Выявление позиции учащихся к поступку героя.

— Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя?

— Как
вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана
автором?

 — У меня
рассыпались буквы, если вы их соберёте, то узнаете, что же это за произведение.

(ы, ь, л, б).

— Что
же такое быль? (Быль – это то, что было на самом деле, случай из жизни).

 —  Зачем Лев
Николаевич Толстой рассказал нам эту историю?

 — Какими
мыслями он хотел поделиться с нами?

— А
как бы вы поступили на месте Васи?

 —
Оцените его поступок.

   Ребята, в моей
волшебной шкатулке есть ещё игра для вас. А называется она «Редактор».

 — Слышали вы это
слово?

 — Что оно
означает?

 — Где можно найти
его значение?

   — Посмотрите на
экран.

 Слайд 13. 
— Редактор – это специалист, который занимается проверкой, исправлением и
составлением содержания для печати. Редакторы бывают художественные, текстовые,
музыкальные и т.д.

  — Я предлагаю
вам сначала попробовать себя в роли художественных редакторов. Всем вместе
подумать и распределить иллюстрации на экране к рассказу в правильном порядке,
а затем проверить свою работу (работа в парах).

  — Молодцы, у вас
всё получилось, вы работаете как дружная команда.

8.
Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа и его пересказ
с.96-97

Слайд 14.   9.
Рефлексия.

— Что вы узнали на
уроке?

 — За что похвали
бы себя?

 — Что вам
захотелось сделать после этого урока?

Слайд 15. Ученица читает стихотворение.

   Всё мяукал котёнок

   Во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку

Чтоб позвал кто–то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал
желтый лист.

Показалось
котёнку,

Что
позвали: «Кис-кис!»

Замирая
от счастья,

Он
помчался на зов,

Только
дверь оказалась

Заперта
на засов.

10. Подведение
итогов.


Какое произведение мы читали нам уроке?

— Кто
написал этот рассказ?


Назовите главных героев рассказ.


Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького
друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет
кров над головой.

 — Ребята, жизнь
нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе,
принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые
пригодятся вам в вашей жизни.

— Зачем же
Л.Н.Толстой поведал нам эту историю? (чтобы предотвратить беду, заботиться о
своих питомцах.

 — Так можно ли
отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?

 — Ребята, я хочу
поблагодарить вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми
и надёжными людьми.

                 ГКОУ РД « Бабаюртовская
СШИ №11»

  Открытый урок по литературному чтению во
2 «б» классе.

                   Тема: Л.Н. Толстой  « Котёнок».

image001                                                                      
                    Учитель: Мамашева Гульзар М.

                                                                                                                        
12. 11. 2020г.

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными
рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское
мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать
честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь восприни­мать на слух
художественные произведения;

соотносить смысл по­словицы
и прозаического произведения;

составлять план рассказа,
пересказывать текст подробно, выборочно;

характеризовать героев на
основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Оборудование:

Презентация,

 портрет
Л.Н. Толстого,

карточки,

компьютер,

мультимедийный
проектор.

 I.
Организационный момент.

 Долгожданный дан
звонок

 начинается урок.

Ум и сердце в
работу вложи,

Каждой секундой в
труде дорожи

-Ребята, посмотрите
друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другим. Вот с
таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Проверка
домашнего задания.

1.Речевая
разминка.

Сегодня мы
познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого , с каким узнаем позже.

— Начнём с речевой
разминки

Ра
– ра – ра  иди дорогою добра.

Ро
– ро – ро  плати добром за добро.

Ри 
— ри – ри  думай, а потом говори. (Слайд 2)

Лев Николаевич
Толстой:

«Чтобы поверить в
добро,

надо начать его
делать» 
(Слайд
3)

1. С
творчеством какого писателя мы
знакомимся на уроках чтения? ( с творчеством Л.Н.Толстого)  (Слайд 4)

Вспомним
факты из биографии Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой
 родился
в 1828 году в имении  ……  Ясная Поляна. (Слайд 5)

Л.Н. Толстой
открыл для детей ….  Школы  (Слайд 6)

Писатель написал 
для детей  учебник….. «Азбука»  (Слайд 7)

Толстой  учил …
детей  (Слайд 8)

– Из
каких рассказов Л. Н. Толстого пришли к нам эти герои?

Невестка,
внучек.
Костюшка, Мама, Учитель.

 К
каким рассказам  подходят эти пословицы

“Кто родителей
почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться –всегда пригодится.

б) Организация
работы в парах

— Возьмите конверт
с цветными полосками.

(На цветных
полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего
дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Найдите среди
четырёх полосок лишнюю.

Пара, которая
справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой
ответ.  (Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все
остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

_
Давайте перескажем маленький рассказ Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

III. Изучение
нового материала.

2.Отгадайте
загадку.

-Отгадайте загадку
и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. 
(Слайд 9)

      Он лакает
молоко

      Любит
прыгать высоко.

      Полосатенький
бесёнок,

          Это
просто наш  

Д. Котёнок

3.Сообщение темы,
цели урока.

Сегодня мы
познакомимся с  былью Л. Н. Толстого “Котёнок” (Слайд 10)

— Что такое быль? 
(Слайд 11)

— Это то, что было
в действительности

4.Постановка целей

-Выберите рисунок,
который подойдет к названию рассказа.(На доске картинки: котенок, кошка, кошка
с котятами, котята) Почему?

 Поставим цели.:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

— Сейчас мы
узнаем  какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

5. Словарная
работа.  (Слайд 12)

— Амбар –  (прочитаем
в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле-около

Пустился что было
духу- очень быстро

Щавель-растение

6.Слушание текста
(фильм)
    https://youtu.be/VLY-gbsWqHY 

7.Чтение текста
учениками.

По абзацам

С какими главными
героями познакомились в этой части были?

(Слайд 13)

Главная мысль этой
части.                1 Кошка пропала

Главная мысль
второй  части            2 Нашлась с котятами

Тема части текста               
               3 Выбрали одного котёнка

Какое действие
произошло?              4 Пошли играть на дорогу

О чём нам хотел
рассказать автор в этой части текста?    5  Чуть не случилась беда

Основная
мысль этой были. Чему нас хотел  научить автор с помощью этой были?

(Он
хотел, научить нас тому, что мы должны чувствовать ответственность за тех кого,
мы приручили.)

Какая
фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
(Слайд 14)

1.    
Делу время, а потехе час. (пословица)

     
2.   Мы в ответе за тех , кого  

      
приручили.

      
(А. Сент – Экзюпери)

8.Физминутка.

IV. Закрепление
изученного материала.

1.  Составление
описания Васи.
(Слайд 15)

Какие черты
характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность,
смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного,
ответственность)

Что ты можешь
сказать о Васе? Какой он?

2.Работа в парах.

На карточках
слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите слова,
которые характеризуют Васю.

(Каждая пара
выбирает слова и крепит на доске вокруг портрета мальчика)

Вывод:
В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося
положения — настоящий герой.

5. Рассказ о
кошках
(Слайд
16)

Кошка
живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда
она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние
ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный
урожай от грызунов.

Кошку объявили
священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин
должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная
казнь.

На Руси кошка тоже
пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько
стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60
разных пород кошек.

V.  Итог урока.

Послушаем
стихотворение.  

Всё мяукал котёнок
во дворе под кустом,

Всё хотелось
котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста
одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось
котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от
счастья, он помчался на зов,

Только дверь
оказалась заперта на засов.

 -Грустное
стихотворение, правда?

-Чтобы этого не
случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно  заботиться
о нём.

— Как вы думаете, 
что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н.
Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих
домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут

Давайте
составим синквейн 
(Слайды 17, 18)

1.Мальчик

2. храбрый,
отзывчивый

3.бежит, укрывает,
спасает

4.Мальчик спас
котёнка от собак.

5. Герой

VI. Рефлексия.

На сегодняшнем
уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил
бы себя за…

Этот рассказ учит
меня…

После урока мне
захотелось… (Слайд 19)

 VII. Домашнее
задание

 -Пересказ по
плану

 -стр. 117-119  
(Слайд 20)

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

Автор: Буттубаева Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№14 имени А.И. Покрышкина
Населённый пункт: Краснодарский край, ст. Кавказская
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок»
Дата публикации: 30.10.2021
Раздел: начальное образование

Ф.И.О. учителя Буттубаева Е.С., учитель начальных классов

Класс: 2

Урок № 24

УМК: под редакцией Л.Ф. Климановой, Горецкого. Литературное чтение. 2 класс. «Школа России». М.: Просвещение, 2019

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Котёнок».

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Котенок»,

Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Совершенствовать навык чтения целыми словами; Правильно формулировать ответы на вопросы по тексту; Научить

осознанно и выразительно читать произведения; Характеризовать героев и их поступки.

Метапредметные результаты:

Научить учащихся понимать цели и задачи учебной деятельности;

Формулировать тему урока;

Находить ответы на проблемные вопросы;

Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; Развивать воображение, речь, память.

Личностные результаты:

Воспитывать художественно-эстетический вкус, эстетические потребности ценности и чувства на основе опыта слушания

произведений художественной литературы; Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную

отзывчивость;

Прививать умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Методы: словесные, практические, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.

Формы: групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. Школа России.

Ход урока

№ Название этапа

Формы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

Орг. момент

-Начинается урок.

Доброе утро! Птицы

запели. Умные дети за

парты все сели.

Мы за наукой сегодня

пойдём.

Радость и чувства с собою

возьмём!

— Тайны и новые

открытия ждут нас на

уроке чтения.

-Давайте проверим, всё ли у вас

готово к уроку.

Эмоциональный настрой на

работу.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выработка учебной

мотивации,

установление

учащимися связи

между целью учебной

деятельности и ее

мотивом

Регулятивные:

учиться работать по

предложенному плану

Коммуникативные:

умение отвечать за себя

и других участников

1.

Подготовка к

первичному

восприятию

произведения

путем создания

проблемной

ситуации.

Цель:

мотивировать

к знакомству с

новым

произведением.

Подготовка

речевого

аппарата

Речевая

разминка

-Чтобы дальше у нас с вами всё

получалось, мы проведем речевую

разминку.

1.

Ра – ра – ра иди дорогою

добра.

Ро – ро – ро плати

добром за добро.

Ри — ри – ри думай, а

потом говори.

-А теперь произнесем четко и

медленно, быстрее и быстро:

Кошка на окошке кашу кушала

-Произнесите тихо

-Произнесите громко

-Отлично!

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Ученики произносят четко и с

интонацией.

Введение в тему

Загадка,

беседа

-Сегодня у нас на уроке будет

необычный гость, хотите узнать кто

это?

-Тогда отгадайте загадку:

-Этот зверь со мной играет.

Не мычит он и не лает,

Нападает на клубки,

-Да.

Отгадывают.

Котенок.

Личностные:

готовность к учебной

деятельности.

Регулятивные:

определение темы

урока, постановка

целей изучения темы,

Прячет в лапки коготки?

-Верно! Это котенок, у кого-нибудь из

вас живет дома котенок, кот или

кошка?

-Как вы ухаживаете за своими

домашними животными?

-А как вы думаете, как должны

относится к животным вообще?

-Все ли должны заботиться о своих

домашних животных?

-Да.

-Играем, гуляем, кормим, и т.д.

-Бережно, с любовью и

нежностью

-Конечно.

Дети отвечают на вопросы

планирование учебной

деятельности для

реализации заявленных

целей

Коммуникативные:

выражение своих

мыслей, вхождение в

учебное

сотрудничество с

учителем и

сверстниками.

Познавательные:

чтение и слушание с

целью извлечения

нужной информации;

выводы.

Постановка

учебной задачи

Аналитическа

я беседа

-А вот есть такая фраза: «Мы в ответе

за тех, кого приручили», как вы ее

понимаете?

-Вы согласны с этим высказыванием?

-Ребята, а нужно ли защищать

животное, которому грозит опасность,

но рискуя собой?

-Нужно заботиться о своих

домашних животных, не давать их

в обиду, защищать их т.д.

-Да.

Мнения разошлись.

Регулятивные:

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено, осознание

качества и уровня

усвоения.

Коммуникативные:

уметь слушать и

слышать, понимание

речи других,

оформление

внутренней речи во

внешнюю,

формулирование

собственного мнения и

позиции, их

аргументация.

Познавательные:

формулирование

определений языковых

понятий.

Знакомство с

автором

Рассказ

учителя о

писателе.

-Разобраться в этой ситуации нам

поможет очень известный автор – Л.Н.

Толстой

-Ребята, вы знаете кто такой Лев

Николаевич Толстой?

-Давайте я вам немного расскажу об

этом авторе, чтобы напомнить вам о

нем.

Л.Н. Толстой- один из наиболее

известных русских писателей, любил

детей, писал много детской литературы.

Почти во всех произведениях писателя

есть моменты, которые заставляют нас

задуматься над собственным

поведением и поступками.

-Да, это детский писатель.

Внимательно слушают рассказ об

авторе.

1.2

Первичное

восприятие

произведения

Цель:

обеспечить

первичное

целостное

восприятие

текста, которое

не предполагает

глубокого

осмысливания

произведения со

всех его сторон

Беседа

Словарная

работа

Чтение текста

-Ответ на наш вопрос мы можем найти

как раз в рассказе Л.Н. Толстого.

-А кто напомнит нам, что за вопрос?

-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы

внимательно послушайте.

-Ребята, вам могут встретиться

незнакомые слова, значение которых

вам будет непонятно.

-Давайте выясним их значение.

Амбар – строение для хранения зерна,

муки, припасов, а также товаров.

-Ребята, все запомнили? Всем понятно?

-А как вы понимаете следующие

словосочетания:

Что было духу.

Подле.

-Молодцы ребята, теперь можем

переходить к тексту, внимательно

слушайте.

Учитель выразительно читает текст.

-Нужно ли защищать животное,

рискуя собой

-Да.

-Со всех сил, быстро.

-Близко, рядом.

Слушают чтение учителя.

1.3

Проверка

беседа

-Понравилось ли вам произведение?

-Да

первичного

восприятия.

Цель: выявить

что дети

освоили в

тексте

самостоятельно,

определить

направления

дальнейшего

анализа текста

Ребята, а что вам запомнилось больше

всего?

-Ребята, а были моменты, когда вы

волновались?

-А были ли моменты, когда вы

радовались?

-Хорошо, молодцы, ребята!

-Как Вася спас котёнка

-Да, когда собака чуть не напала

на маленького котёнка.

-Да, когда Вася спас котёнка.

Физминутка

Пауза

спортивная

Мы

хорошо

с

вами

поработали:

познакомились с

рассказом «Котёнок»

прежде,

чем

перейти

к

самостоятельному чтению,

немного

отдохнем

и

наберемся сил.

-Внимательно смотрите и повторяйте

движения за мной.

-Кошка

встала, потянулась,

Лапки вытянула вверх и прогнулась!

Коготками интенсивно шевелит,

Ничего у кошки не болит!

Ножки от сидения у норки затекли,

Ты подвигай ими, разомни!

Ножку- влево, ножку- вправо,

А теперь – вперед, назад-

На охоте будешь в форме

И добыче всегда рад!

-Молодцы, ребята, присаживайтесь за

парты и приступаем к самостоятельному

чтению.

Выполняют упражнения.

2.

Анализ

произведения

Цель:

скорректировать

субъективные

представления

школьников о

беседа

Ребята, как вы думаете, как автор

назвал рассказ?

-Вы правильно догадались, рассказ

называется «Котенок»

-Ребята, кто из героев вам больше

понравился?

-А почему?

Ребята и котенок, котенок

Вася

-Потому что Вася храбрый, он

не побоялся и спас котенка

Личностные: оценивание

усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция

— внесение необходимых

дополнений и корректив в

план и способ действия в

случае расхождения

3.

произведении,

приблизить к

пониманию

авторской идеи.

Вторичный

синтез Цель:

целостное

восприятие.

-Найдите этот момент в тексте и

прочтите

-А почему Катя не побежала спасать

котенка?

-Правильно

-Прочтите этот момент

— Ребята, найдите в тексте кто же

отогнал собак?

-Ребята, а мы можем сказать, что Вася в

ответе за свое домашнее животное?

-Почему?

-Верно, ребята!

-Ребята, я вам предлагаю еще раз

прочитать текс, но уже по цепочке.

-Но мы будем не просто читать текст, но

и делить его на части

-Ребята, закройте глазки и представьте

себе котенка

-Опишите его, какие части тела у него

есть?

-Правильно, ребята!

-И наш текст тоже состоит из частей

-Начинается он со вступления, но,

ребята, не во всех текстах есть

вступление, давайте попробуем найти

его в нашем тексте

-Начинаем читать по цепочки и

отмечаем

-Ребята, что говориться во вступлении?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Хорошо, ребята, читаем дальше, это

основная часть произведения, как

туловище у котенка

-Что говориться в основной части?

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Читаем дальше, ребята

-Последняя часть, как хвостик у

Читают

Потому что она испугалась

собак

-Кошка пропала.

Читают

Читают

-Да

-Потому что он рисковал,

закрыл котенка собой спас его

от собак, не побоялся

-Голова, туловище,

хвост, лапки

Читают

-Что кошка пропала и

ребята нигде не могли

ее найти

-Пропала кошка

-Что у кошки родились

котята, одного они

оставили себе …..

-Котята

-Говорится о том как на

котенка напали, о том

как Вася спас ег

-Спасение

-На 3

Повторяют план

эталона, реального

результата; оценка —

выделение и осознание

учащимся того, что уже

усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества

и уровня усвоения.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества со

сверстниками,

инициативное

сотрудничество в поиске и

сборе информации;

управление поведением

партнера; умение выражать

свои мысли.

Познавательные: умение

структурировать знания,

контроль и оценка процесса

и результатов

деятельности; анализ,

синтез, выбор оснований

для сравнения

котенка-заключение

-Что говорится в этой части?

-Какое название мы можем дать этой

части?

-Ребята, на сколько смысловых

частей мы разделили текст?

-Верно!

-О чём главном говорится в

начале были?

-Что случилось потом?

-В следующей части мы очень сильно

волновались, переживали?

-Чем закончилось произведение?

-Хорошо, ребята!

-А сейчас давайте вспомним наш

рассказ. Но сделаем мы это с вами в

необычной форме, мы будем делать

«Живую картину»

-Давайте попробуем разыграть эпизод в

момент опасности.

-Для этого мне понадобится 6 человек.

Есть желающие?

-Отлично.

-Итак, ребята, кто будет в роли Васи?

-Кто в роли Кати?

-Кто сыграет роль котенка?

-Кто сыграет роль охотника?

-Кто сыграет роль собак?

-Ваша задача изобразить этот эпизод с

такими эмоциями, которые были у ребят

на момент опасности, по вашему

мнению.

-Представьте, что это происходит с

вами.

-Сначала наша постановка будет

неподвижной, далее я начну говорить о

начале действия и вы начнете

показывать различные действия и

показывать эмоции.

-Будьте внимательны.

План:

1.Пропала кошка.

2.Котята.

3.Спасение.

-Да.

Распределяют роли.

Учащиеся принимают

соответствующие положения.

Ученик в роли охотника бежит

в сторону ребят.

Ученик в роли котенка садится

на корточки и смотри

испуганно на собак.

Ученик в роли Кати испуганно

убегает.

Ученик в роли Васи бежит к

котенку.

Ученики в роли Васи и собак

выполняют соответствующие

действия.

Ученик в роли охотника

отгоняет собак.

-Итак, начинаем:

Вдруг они услыхали, что кто-то громко

кричит: «Назад, назад!» — и увидали,

что скачет охотник, а впереди его две

собаки увидали котёнка и хотят

схватить его.

А котёнок глупый, вместо того чтобы

бежать, присел к земле, сгорбил спину и

смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и

побежала прочь от них.

А Вася что было духу пустился к

котёнку и в одно время с собаками

подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но

Вася упал животом на котёнка и закрыл

его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак.

-Молодцы, Ребята!

-Получилось ли у нас изобразить то, что

мы рассмотрели и прочитали?

— Все ли действия и эмоции были

верны?

-Вам понравилась такая работа?

-Спасибо вам за проделанную работу,

мы справились с нашей задачей.

Проходите на свои места.

-Да.

-Да.

-Да

Подведение

итогов

Рефлексия

-Ну, а сейчас время подводить итоги

-Как же называется наше произведение?

-А кто автора произведения?

-Вам понравился рассказ?

-И так, ребята, мы смогли найти ответ

на наш вопрос в данном произведении?

-Почему

же

все-таки

надо

спасать

наших животных, не давать их в обиду?

-Как

вы

считаете,

Вася

правильно

поступил?

-Поступили бы вы так же?

-Котёнок.

-Л.Н. Толстой

-Да

-Да.

-Потому что они слабее, кроме

нас их некому защитить

-Да.

-Да.

Берут сердечки.

Личностные: умение давать

верную эмоциональную

оценку своей деятельности

на уроке.

Познавательные: оценка

процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая

саморегуляция; оценка —

выделение и осознание

-А сейчас прикоснитесь каждый к

своему сердцу.

-Кто почувствовал на сегодняшнем

уроке сердцем ответственность, за тех,

кого приручили.

Возьмите — красное

сердце, кто сомневается –белое.

— Поделитесь своим чувством. —

Прикрепите сердечки

на доску

в эти «чуткие руки»

Пусть любви, заботы, добра будет

больше на Земле

.

Прикрепляют на доску

учащимися того, что уже

усвоено и что еще подлежит

усвоению, прогнозирование.

Умение осуществлять

самоконтроль

(Регулятивные УУД)

Домашнее

задание.

-Ну а нам осталось записать домашнее

задание.

-Я предлагаю вам подготовить пересказ

по плану, который мы с вами составили.

-Всем понятно? Все записали?

-Молодцы, ребята, спасибо за

проделанную работу!

-До свидания!

-Да.

-До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Тема рассказа маленький принц
  • Тема рассказа контора тургенева
  • Тема рассказа кладовая солнца пришвин
  • Тема рассказа девочка на шаре
  • Тема рассказа загадка вересаева