Тема рассказа кладовая солнца пришвин

Чтение, 6 класс. дата урок 18. внеклассное чтение. м. пришвин кладовая солнца, лесной хозяин. цель: знакомство обучающихся с рассказами м.

Чтение, 6
класс.

Дата____________

Урок 18.
Внеклассное чтение. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин».

Цель: знакомство обучающихся с
рассказами М. Приш­вина.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с творчеством М. М. Пришвина на примере
рассказов «Гаечки», «Лесной хозяин», «Таинственный ящик», «Остров спасения»,
«Лада». Раскрыть тему человек и природа на сюжетах этих рассказов.

Развивающие: работа над коррекцией мышления, речи на основе
вос­произведения прочитанного, выводов, обогащать словарный запас учащихся;
развивать интерес и чуткость к художественному слову.

Воспитательные: пробудить у обучающихся
интерес к рассказам о при­роде, желание стать другом природы,

прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: книги для внеклассного чтения,
картина «Лес», портрет писателя, иллюстрации к рассказам.

Ход
урока

1. Организационный момент. Проверка
готовности обучаю­щихся к уроку.

2. Речевая
гимнастика. 
Тренировка речевого дыхания.

— «Теплый
воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, — отогрейте их дыханием.
Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

— «Свечи».
На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5… 10), разделив выдох на
порции.

Тренировка
дикции.

Чистоговорка:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

3. Проверка д/з. Пересказ по плану рассказа К.
Паустовского «Заячьи лапы». /Подшивалов А., Калайтанова Д., Тамахин Н./

4. Сообщение темы и цели урока.


Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?

— Нас
окружают дома, деревья, птицы, собаки бегают, небо, снег, люди.

— Да,
все это составные части природы.

— Что
такое природа, что ее составляет?

Природа:

-Растительный
мир

-Животный
мир

-Человек


Почему любовь к человеку порождает любовь к природе? 
(Потому что – человек – это часть природы, главное звено. Это сын матери).


Ребята, какие произведения вы читали, где идет взаимосвязь человека и природы?

(Эта
тема прослеживается у таких писателей как Бианки, Пришвин, Паустовский).

Чтение эпиграфа: «Природа открывает свои тайны толь­ко тем, кто
хочет быть ее другом, а не врагом», и ответы на вопросы.

1. О чём писал М. Пришвин?

2. Что есть у природы? (Тайны.)

3. Знаете ли вы эти тайны?

4. Когда сможете узнать эти тайны? (Став другом.)

5. Как вы это понимаете?

Учитель. Настоящими друзьями природы
можно считать наших замечательных писателей В. Бианки, К. Паустовского, М.
Пришвина.

М.
Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущёве Елецкого уезда
Орловской губернии, ныне Липецкой области. Русский писатель, автор произведений
о природе. Родился он в купеческой семье, отец умер, когда мальчику было 7 лет.
Окончив 7 классов, поступил в елецкую классическую гимназию, откуда был
исключён за дерзость учителю. Переехал в город Тюмень к дяде, где окончил 6
клас­сов тюменского реального училища.

Во время Первой мировой войны отправился на фронт в ка­честве санитара
и военного корреспондента. После Октябрь­ской революции совмещал
краеведческую работу с работой агронома и учителя в гимназии. Много
путешествовал по рус­скому Северу. Здесь родилась его первая книга «В краю непу­ганых
птиц» (1907). Это путевые очерки, составленные из на­блюдений за природой,
бытом и речью северян. В «Кладовой солнца» М. Пришвин создаёт сказку о детях.

Особое место в его творчестве занимают рассказы о жи­вотных,
которые отличаются естественным пониманием их психологии. Основой многих
детских рассказов становит­ся художественная зоркость к маленьким подробностям
жизни.

5. Первичное чтение произведения учителем.

6. Беседа по первичному
восприятию или ориентировочная беседа.

•   С какими рассказами вы познакомились?
(«Лесной хозяин», «Кладовая солнца»)

7. Анализ прочитанного рассказа:

• Можно ли автора назвать другом природы? (Докажите, прочитав
начало рассказа.)

• С чем он беседовал? (С дождем.)

Что привлекло его внимание?

• Как он боролся с огнем?

• Что вспомнил о своем детстве?

• Кто же поджег дерево? Найдите это в тексте.

• Как автор назвал мальчика? (Хозяин леса.)

О чем думал мальчик?

• Какое чувство охватило людей во время дождя?

8. Предварительное чтение текста уч-ся
вполголоса.
Выводы:

• Кто может быть истинным хозяином леса? (Учитель об­ращает
внимание на картину «Лес» и проводит по ней бе­седу.)

• Как
вы считаете, кому из героев рассказа природа может открыть свои тайны?

9. Пересказ обучающимися рассказа «Лесной
хозяин».

10. Выборочное чтение (используя
рисунки к рассказу).

11. Заключительная беседа.

12. Итог урока.

• Какие эпизоды рассказов заставили вас улыбнуться?

• Какие отрывки вызвали грусть? (Учитель
вновь обращает внимание на эпиграф.)

13. Задание на дом. Прочитать
рассказы.

                                                                              
Лесной хозяин

 То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым
дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель,
что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать
первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность
получила свое собственное, отдельное выражение.

Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они
все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у
бога, просят дождя.

— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет
тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!

Но дождик в этот раз меня не послушался, и я
вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь — и шляпа моя пропала. Но
тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и
оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной
рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и
нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей,
выпустили корешки и прицепились… Так под елкой с поднятыми вверх сучьями
внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил
внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу,
против меня совсем близко пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалашика
лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар
затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы
невозможным движение сока.

Вокруг дерева место не было обожжено костром,
коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за
пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на
дереве поджег скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства
поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я
представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь
дерево.

Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась
смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда,
сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара
и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился
на старое место и тоже затаился.

Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста
вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком,
смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно
поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить
ее в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя. Это его не
смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы,
стал разглядывать место пожара и сказал:

— Выходи, Зина, он ушел!

Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с
большой корзиной в руке.

— Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?

Зина глянула на него большими спокойными глазами
и ответила просто:

— Нет, Вася, не знаю.

— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу
сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого
дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!

— Дурак ты! — сказала Зина.

— Правда, Зина, — сказал я, — вздумал чем
хвастаться, настоящий дурак!

И как только я сказал эти слова, задорный хозяин
лесов вдруг, как говорят, «улепетнул».

А Зина, видимо, и не думала отвечать за
разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднимались
чуть-чуть удивленно.

При виде такой разумной девочки мне захотелось
обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе
обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ,
ожидающих дождя, дошло до крайности.

— Зина, — сказал я, — смотри, как все листки, все
травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить
первые капли.

Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне
улыбнулась.

— Ну, старик, — сказал я дождю, — будет тебе всех
нас томить, начинай, поехали!

И в этот раз дождик послушался, пошел. А девочка
серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела
сказать: «Шутки шутками, а все-таки дождик пошел».

— Зина, — сказал я поспешно, — скажи, что у тебя
в этой большой корзине?

Она показала: там было два белых гриба. Мы
уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя
в мой шалаш. Наломав еще лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.

— Вася, — крикнула девочка. — Будет дурить,
выходи!

И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не
замедлил явиться.

Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел
что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:

— Ни гу-гу!

И все мы трое замерли.

Невозможно передать прелести пребывания в лесу
под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем,
ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на
виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго
дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так,
будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…

image001 

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 56.

Тема. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

· продолжить работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

· развивать речь учащихся, навыки грамотного письма;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

ХОД УРОКА.

І. Работа по подготовке к сочинению.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обсуждение предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

  • Человек и природа в сказке-были.
  • Кладовые нашей души.
  • Тайна Блудова болота.
  • Одиннадцатилетний герой в оценке автора.
  • Происшествие в Слепой елани.
  • Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
  • Сказка природы.
  • Великая сила дружбы и любви.
  • История Травки и Антипыча.
  • Смысл заглавия повести “Кладовая солнца”.
  • “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
  • Дружба Насти и Митраши.
  • Собака – друг человека.
  • События на палестинке.

4.Составление плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова болота.

План.

I.“Кладовая солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная тайна Блудова болота.

1.“Великий храм природы”.

2.“Охотники за сладкой клюквой”.

3.Кладовые природы и человека.

III. Смысл повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.

1 группа.

Кладовые нашей души.

План.

I.Смысл названия повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души – истинное богатство человека.

1.Природные запасы – кладовая солнца.

2.Сокровища человеческой души:

а) трудолюбие;

б) доброта и щедрость;

в) преданность и дружба;

г) знание природы и любовь к ней.

III. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.

2 группа.

Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

План.

I. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2.Ссора детей у Лежачего камня.

3.Опасный путь “Мужичка в мешочке”.

4.Трудные испытания Золотой Курочки.

5. Великая сила любви.

III. Отношение автора к “умным детишкам”.

3 группа.

Сказки природы.

План.

I. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.

1.Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.

2. Большой черный пень – чудо-домик.

3.Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

6. Подбор эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное толкование слов и выражений.

— Каков смысл названия “Блудово болото”?

а) (буквальное понимание)

Название болота, в котором можно заблудиться.

б) (скрытый подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.

“Храм природы” — место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

“Кладовые природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

“Кладовые души” — навственные богатства человека.

— Подберите эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть…. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

— Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:

а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести “Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты ответов:

•Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI. Подведение итогов урока.

III. Домашнее задание.

1.Написать сочинение.

2.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

3.Групповое задание.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и др.)


Подборка по базе: Кинохронико-документальный фильм Михаила Ромма Обыкновенный фаши, Исторический портрет Михаила Романова.docx, Анализ рассказа Соня.docx, Что мешает быть счастливыми героям рассказа Чехова О любви сочин, Анализ рассказа Дама с собачкой.docx, Анализ рассказа Родинка.pdf, Герменевтический анализ рассказа Красавица.docx, ЗАДАНИЕ 9. Комичность в рассказах Майлина..pdf, асептика для рассказа.docx, Категория телесности в рассказах Сигизмунда Доминиковича Кржижан


Анализ рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой Елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой Елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую Елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.
Главная мысль

Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.

Чему учит

Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.

Характеристика героев «Кладовая солнца»

Главные герои

Митраша

В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя

На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч

Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка

Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

Волк Серый помещик

Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить. Услышав лай собаки, хотел ее поймать, и оказался под дулом Митрашиного ружья, и мальчик пристрелил волка.

Рассказчики

Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(1894–1959)

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков- итальянцев. От отца ученого- орнитолога талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».

Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. 

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. 

 Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. 

 Бианки всю жизнь путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. 

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. Стал посещать литературный кружок, где собирались детские писатели. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). 

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. 

 Бианки постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений) 

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики».  В 14 сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось — таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. 
Анализ рассказа В.В. Бианки «Лесная газета»

Новый год в лесу наступает в марте. В этот период весна запускает обновление жизненного цикла. Потихоньку лес просыпается ото сна, отряхивается, а газета приносит первые новости: родились зайчата, снег обрушивается с верхних ветвей, грозя разрушить беличьи гнезда, на проталинах зацвела мать-и-мачеха. В апреле прилетят птицы, начнется паводок. Много бед натворит большая вода. Обо всем расскажет «Лесная газета». Зайцы, белки, птицы, кроты – все терпеливо ждут, когда вода отступит и придет пора жить, не опасаясь того, что гнездо смоет, а нору затопит. Но все кончается, останется в прошлом и наводнение. Совсем скоро деревья наденут пышные шапки, и лес заполнится звуками. Это зазвучат голоса разных птиц. В эту пору в лесу стоит страшный гомон: соловьи поют, совы ухают, дятлы барабанят. Появляются первые гнезда – признак приближающегося лета.

Летом у лесных обитателей кипит работа: все обзавелись потомством и озабочены вскармливанием. Природа щедро одаривает ягодами. Зреют зерновые, идет покос травы на сено. Август напоминает, что близится конец лета. Хлопочут птицы, готовятся к отлету. Птенцы покидают гнезда и пробуют самостоятельно летать.

А вот и осень. Желтеет листва, а из леса доносятся новости: снова возобновилось переселение птиц, на этот раз обратное, хлеб с полей повезли в деревню, мыши прячут украденные колоски в своих норах. Каждый лесной житель готовится к зимнему лихолетью. Кто-то унесся на крыльях от грядущих лишений. Остальные роют норы и усердно запасаются. А есть и такие, кому кладовые не нужны. Они спешат откормиться, наесть побольше жира и залечь в спячку.

Все ближе ледяная стужа. Даже в лютые морозы жизнь в лесу не замирает. Чтобы согреться зимой тем, кто не спит, приходится бегать и подскакивать. Страшнее мороза – голод. Трудно в заснеженном лесу находить пищу. Много печального случится зимой, тревожными новостями поделится газета. Не у всех лесных существ хватит сил пережить вьюги и дотерпеть до той поры, когда веселая синичка прозвонит первую весеннюю песню.

Основная мысль

Это произведение можно назвать своеобразным календарем природы: рассказы иллюстрируют явления и события, происходящие в природе в зависимости от времени года и календарного месяца.

Чему учит

Из книги я узнал, как в природе животные выращивают своё потомство и как его оберегают от хищников, какие у них для этого есть хитрости, как готовятся к холодам зимующие животные и как готовятся к миграциям перелётные птицы.

Что понравилось

Мне очень понравилась «Лесная газета». Читается легко. Необычность в том, что Лесная газета словно календарь. Тут рассказывается о всем живом (растения, животные и птицы), но разбито по месяцам.

  • Тема рассказа девочка на шаре
  • Тема рассказа загадка вересаева
  • Тема рассказа детство толстой 4 класс
  • Тема рассказа голубая стрекоза
  • Тема рассказа волшебник изумрудного города