Тема рассказа как я ловил человечков

Сюжетмаленького борю на все лето отвезли к бабушке. у нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. он стоял на

Сюжет

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Краткое содержание

Рассказ ведётся от первого лица. Однажды мальчика Борьку отправили на каникулы к бабушке. У неё над столом была полка, а на ней стоял замечательный пароходик — почти как настоящий, только маленький, с трубой яркой раскраски, мачтами, верёвочными лестницами и рулевым колесом. Боря очень любил рассматривать его и как-то раз попросил у бабушки поиграть. Обычно она была добрая и всё ему позволяла, а тут строго запретила даже трогать его, так как для неё это была дорогая память.

Она даже хотела убрать его от греха подальше, но Борька слёзно попросил оставить его на полке. Он дал ей честное слово, что не будет его трогать.

Однако пароходик так и манил, так и приковывал взгляд мальчика. Он начал воображать, что внутри живут крохотные человечки ростом меньше спички. Когда их никто не видит, они работают, ходят по палубе и лазят по лестницам на мачты. Наверняка это происходит по ночам, а чуть шум — они сразу прячутся в каюту.

Борька рано лёг спать, но попросил оставить ночник, сказав, что якобы боится спать без света. Он сделал из одеяла домик и оставил маленькую дырочку, чтобы из неё наблюдать за пароходиком. Ему даже показалось, что дверца каюты на нём приоткрылась, но тут предательски скрипнула кровать. Вскоре он заснул с горя из-за того, что спугнул человечка.

В другой раз мальчик решил, что крохотным матросам нужно что-то есть, поэтому оставил возле пароходика кусочек леденца. Он надеялся, что, когда они будут тащить его внутрь, он обязательно их заметит. Но он случайно уснул, а наутро леденца уже не было. В другой раз он оставлял им хлеб: его тоже наутро уже не было, только крошки оставались.

Но Борька не мог уже терпеть: ему обязательно нужно было увидеть или поймать человечков. Для этого он задумал остаться дома один, но бабушка всё время брала его с собой и таскала к своим знакомым старушкам. Но однажды он притворился больным, а бабушка побежала в аптеку за малиной. Когда она ушла, он вскочил, забрался на стол и взял с полки пароходик. Потряс его, чтобы человечки вывалились, но внутри всё было тихо. Тогда он взял нож, поднял палубу, разрезав при этом верёвочные лесенки, и только тогда понял, что внутри пусто.

Борька с трудом приладил палубу обратно трясущимися руками, но всё было уже испорчено. Он залился слезами. В это время вернулась бабушка, начала его успокаивать, но она ещё не видела пароходика.

Отзыв

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

Видео с пересказом «Как я ловил человеков»

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.

Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Сказка Мэри Нортон «Добывайки»

«Добывайки» — увлекательная сказка о приключениях маленьких человечков, живущих рядом с людьми и «добывающих» у них еду и мелкие вещи. Для детей младшего школьного возраста.

Мы с дочкой с увлечением прочли эту книгу. За ее рекомендацию в комментариях к этой статье большое спасибо Ольге Кузнецовой.

Эта сказка также написана довольно давно, в 1952 году, но я не была с ней знакома. А вот художественный фильм, фантастическую комедию «Воришки» (The Borrowers) 1997 г, снятую по мотивам этой книги, я когда-то смотрела (но кроме идеи существования маленьких человечков, берущих себе необходимое у людей, у фильма и книги ничего общего). Еще есть японский мультфильм «Ариэтти из страны лилипутов», 2010.

В 2007 г. британский Особый Институт профессионалов в сфере библиотек и информации (CILIP) включил «Добываек» в список из 10 самых значимых произведений для детей за последние 70 лет.

Первые главы вначале показались мне скучными, но дочке нравилось. Все же дети по-другому воспринимают сказки. А потом, с развитием сюжета, интересно стало нам обеим, не могли оторваться.

Книга Мэри Нортон «Добывайки». Содержание

Пожилая родственница рассказывает девочке о том, что когда-то узнала от брата о семье крошечных человечков, живших в подполье под кухней старинного английского дома: папе, маме и их тринадцатилетней дочери Ариэтте. Человечки незаметно понемногу брали у людей все необходимое для жизни. Они не считали это кражей, а были искренне уверены, что люди специально созданы для обеспечения их всем необходимым.

Необходимы им были разные мелочи: иголки, лоскутки, крышечки от лекарственных пузырьков и, конечно, еда. Но из-за очень маленьких размеров, беззащитности и необходимости прятаться от людей и многих животных, человечкам очень непросто было брать то, что им нужно, приходилось добывать это с большим трудом и риском для жизни. Так они и получили свое название.

По их опыту, если их увидели люди, это грозит большой бедой. Из дома нужно было сразу же навсегда уходить, бросив все нажитое таким трудом, т.к. люди заведут кошку или будут их травить. И однажды их увидели… Продолжение в книге.

Вторая часть, «Добывайки в поле», о том, как они оказались в поле, чем питались и с кем познакомились.

Третья часть, «Добывайки на реке», о их жизни у родственников до тех пор, пока люди, владельцы дома, не собрались уезжать, о путешествии в поисках нового дома, о планах, сорванных погодой, и опасностях.

Книга добрая и поучительная, учит внимательному и заботливому отношению к близким, даже если у них такой непростой характер, как у матери Ариэтты, а также к тем, кто меньше и слабее нас, людей. Ведь в таком же положении, как добывайки, без дома и еды, часто оказываются не только сказочные персонажи.

Сюжет книги захватывающий и убедительный, жизнь маленьких человечков описана так подробно, что детям трудно не поверить в то, что разные мелочи пропадают не сами по себе. И разве могут быть неправдой все эти истории, рассказанные девочке вначале ее пожилой родственницей, а затем одним из участников описанных этой родственницей событий? Ведь у девочки есть доказательство — дневник Ариэтты.

А как вдохновляет идея сделать такой же мини-мир с марками на стенах вместо картин, комодом из спичечных коробков, круглым столом из деревянного дна коробочки от пилюль и подставки от шахматного коня в качестве ножки, мини-книгами, наперстком вместо кастрюли, промокательной бумагой вместо напольного покрытия и т.д.! Моя дочка и иллюстрации к книге рисовала, и дом добывайкам сделала, и дворик с прудом.

Как я ловил человечков

Рассказа Как я ловил человечков краткое содержание

Борис Степанович Житков

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме — медное рулевое колесо. Снизу под кормой — руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась: — Вот это уж не проси. Не то играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. Я видел, что, если и заплакать, — не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать. А бабушка: — Дай честное слово, что не прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха. И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: — Честное-расчестное, бабушка! — И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика. Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: — Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: — Чего ты все ворочаешься? — А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. Это я наврал: дома ночью темно.
Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне все стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился — шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание сперло. Я чуть двинулся вперед. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка! Теперь уж нечего было ждать, и я заснул. Я с горя заснул. На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это — как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить. Они ее в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики — маленькие-маленькие, но совсем всамделишные — и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! тюк-тюк! тюк-тюк! И скорей пропирать конфетину в дверь. Они хитрые, им лишь бы все вертко. Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут, если я и скрипну, все равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет — ни туда ни сюда. Пусть убегут, а все равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь с перепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходе на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький. И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусок, как раз какой хотел. Выждал минуту, когда бабушка в кухне возилась, раз-два — на стол ногами, и положил леденец у самой дверки на пароходике. Ихних полшага от двери до леденца. Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил. Бабушка ничего не заметила. Днем я тайком взглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулись мы скоро. Я глянул первым делом на пароходик. Леденец, как был, — на месте. Ну да! Дураки они днем браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеяла и стал глядеть. На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонек и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул — леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел — топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать: работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной нигде не валялось — все подобрали. Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую- то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не мог рассмотреть. Но наутро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба-то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец. Я решил, что у них на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днем там сидят рядком и тихонечко шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них работа. Я все время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да нет, они страшно хитрые и только смеяться будут над всеми моими штуками. Я не мог больше терпеть. И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть одного. Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня с собой в гости таскала. Все к каким-то старухам. Сиди — и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу — бабушка собирается: стала собирать печенье в коробочку для этих старух — чай там пить. Я побежал в сени, достал мои варежки вязаные и натер себе и лоб и щеки — все лицо, одним словом. Не жалея. И тихонько прилег на кровать. Бабушка вдруг хватилась: — Боря, Борюшка, где ж ты? Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне: — Что это ты лег? — Голова болит. Она тронула лоб. — Погляди-ка на меня! Сиди дома. Назад пойду, малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору! Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и все приговаривала: «Я сейчас вернусь, живым духом». Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернется? Вдруг забыла там что-нибудь? А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные. Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтобы не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано! Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу и туда в середку рукой — прихлопнуть. Хоть один, да попадется. Только надо сразу: они уж там небось приготовились — откроешь, а человечки прыск все в стороны. Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего. У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь- все пропало! Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях. — Бабушка! — под одеялом шептал я. — Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то! А бабушка стояла уж надо мной и по голове гладила: — Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро? Она еще не видала пароходика.

1934

В 1934 году русский и советский писатель Борис Житков написал увлекательный и познавательный детский рассказ «Как я ловил человечков». В читательский дневник можно записать, что это произведение рассказывает о приключениях любопытного мальчика Борьки и учит честности перед взрослыми, сдержанности в своих желаниях и умению признавать свою вину. Также в нём говорится о том, что излишнее любопытство может привести к печальным последствиям.

Сюжет

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

Отзыв

Богатая фантазия Бори стала причиной того, что он нарушил бабушкин запрет и сломал маленький пароходик. Осознав содеянное, он искренне раскаялся, и это говорит о том, что у мальчика доброе, чистое сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Как я ловил человечков.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Маленькие человечки: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Небольшую детскую сказку «Маленькие человечки» издали немецкие собиратели народного фольклора братья Гримм.

В сказке «Маленькие человечки» сюжет развивается вокруг обычного и бедного башмачника. Однажды он так устал, что сил хватило только на подготовку кожи для башмаков, а после этого он лег спать.

А утром он неожиданно обнаружил уже готовые хорошо сшитые башмаки. С этого дня у него началась новая жизнь, так как каждое утро из подготовленной кожи появлялись новые башмаки, которые он продавал. И однажды он узнал, что помогают ему маленькие человечки, которых он решил отблагодарить вместе с женой, сшив им одежду и башмаки.

Когда маленькие человечки нашли сшитую одежду и сапоги, то они очень сильно обрадовались и после этого просто исчезли. Ну башмачнику все равно продолжало вести в этой жизни и он продолжал хорошо жить.

Главные герои.

  1. Башмачник – трудолюбивый мужчина, который любил свою работу.
  2. Маленькие человечки – маленькие люди, добрые и трудолюбивые. Помогали шить башмаки башмачнику.
  3. Жена башмачника – добрая и благодарная женщина, сшившая одежду для маленьких человечков.

Читайте по теме: Маленькие человечки: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль.

Данная сказка в первую очередь учит людей быть добрыми и справедливыми. Во вторых, она нас учит, что на добро, нужно отвечать добром.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 2 класса, а здесь для 3 класса и для 4 класса тут, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Действующие лица

В своем произведении автор знакомит читателей сразу с несколькими персонажами. Все они способствуют развитию событий, и каждый из них является дополнением всего происходящего, например:

  1. Маленький Мук (Мукра) — добрый и доверчивый мальчик с необычной внешностью. Он родился карликом, и это принесло ему немало страданий.
  2. Мулей — один из обидчиков главного героя.
  3. Агавци — госпожа, которая до безумства любила животных. Она приютила Мука у себя и давала ему поесть взамен на то, что он ухаживал за ее кошками и собаками.
  4. Падишах — жадный правитель, не отличавшийся острым умом. Он отобрал у карлика волшебные туфли и трость.
  5. Архаз — вор, злейший враг основного персонажа.

Кроме перечисленных образов, имеются второстепенные лица, но автор не раскрывает их имен. К ним относятся придворные и купцы.

Отзывы читателей

Детская история, где даже опасности воспринимаются мило и с надеждой на хороший конец. Сюжет весёлый, интересный, с хорошим посылом и неожиданными поворотами.

Alice

Боже! Любимая книга детства. Зачитал её до дыр. Ну нравилась, и хоть ты лопни. Вроде ничего особенного, но воспоминания о рассказе и о самой книжке сохранились самые-самые.

Ancifer

Мне повезло наткнуться на дивный мультик по этому рассказу. Уже позже прочла первоисточник. Рассказ не хуже мультфильма, но и он не подкачал. Единственное, что хочется отметить: мультик более гуманен, что ли. Рассказ гораздо более драматичен.
LucchesePuissant

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Разделение на части

Для лучшего восприятия произведения нужно разбить его на смысловые подзаголовки. Каждый из них содержит в себе основные действия сюжета, а именно:

  1. Детство Мука.
  2. Смерть отца.
  3. Работа у Агавци.
  4. Вход в тайную комнату.
  5. Служба у короля.
  6. Арест.
  7. Изменение внешности.
  8. Наказание короля.

Подобное разделение поможет подготовиться к пересказу на уроке русской литературы. Кроме этого, благодаря плану текст легче запоминается.

Описание героев и план для пересказа

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» в кратком содержании невозможно без ознакомления с характеристиками героев. В произведении Житкова два основных персонажа:

  1. Мальчик Боря — мечтательный, изобретательный и озорной мальчуган, который, поверив в свое разыгравшееся воображение, чуть не испортил дорогую для родного человека вещь.
  2. Бабушка — добрая и заботливая женщина, которая всем сердцем любит своего внука, но и проявляет строгость в его воспитании.

Для лучшего запоминания текста произведения его необходимо пересказать. Сделать это легче всего по краткому плану:

  1. Борис увидел пароходик.
  2. Запрет бабушки и обещание мальчика не трогать игрушку.
  3. Возрастающий интерес к кораблику.
  4. Разыгравшееся воображение Бори.
  5. Попытки мальчишки увидеть маленьких человечков.
  6. Хитрые уловки, чтобы не идти в гости с бабушкой.
  7. Поломка пароходика и обнаружение, что матросов в нем нет.
  8. Осознание неправильного поступка.
  9. Возвращение бабушки домой и раскаяние мальчика.

Рассказ «Как я ловил человечков» для читательского дневника можно прочитать в сокращении. Дополнить заметку о произведении можно рисунками-иллюстрациями или раскрасками. Это поможет составить полную картину произведения.

Организация: МБОУ СОШ №45 им. Г.К. Жукова

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

Учеников

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Речевая разминка.

Настроить детей на работу, совершенствовать четкость произношения, способствовать формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

(слайд 1)

Прозвенел звонок веселый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем, а работать начинаем!

Речевая разминка

— Ребята, обратите внимание на доску, прочитайте стихотворение. Читаем выразительно, четко проговаривая все слова, соблюдая знаки препинания.

Даю вам слово! (Слайд 2)

Очень многие

Считают,

Что коровы не летают.

Почему-то все считают,

Что коровы не летают.

Но вчера,

Даю вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею,

По два в ряд,

Двадцать рыженьких телят.

Вы схватились за бока?

Что ж, спросите у быка!

Он спешил за ними следом

Вместе с кроликом-соседом

И рассказывал о том,

Как на днях летал с китом!

— О чём это стихотворение?

-Что значит дать слово?

-Прочитайте с радостной интонацией.

— о фантазиях, о данном слове…. (ответы учащихся)

— Твердо уверять кого-либо в чем-либо, обещая выполнить что-либо.

3. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока.

-Перед вами портреты писателей. Кого из них вы узнаете?

-Чей это портрет?

-С произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

— Сегодня мы познакомимся  с произведением Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков » (Слайд3)

-Какие цели вы перед собой поставите?

(учитель закрепляет на доске морские флажки с целями, которые дети поставили перед собой)

-Пушкин А.С, Чехов А.П.

— Житкова Б.С.

узнать новые факты из биографии автора.

— познакомиться с произведением Б.С Житкова «Как я ловил человечков».

— понять, почему так названо произведение.

4.Открытие нового знания

Работа с текстом до чтения.

-Прежде, чем мы начнем знакомство с рассказом, прошу выйти… (заранее подготовленные ученики).

Знакомство с  творчеством автора, его биографией, через театрализацию.

 (3 ученика разыгрывают сценку об авторе.)

-Сейчас проверим, кто был самым внимательным.

Учитель использует прием «Лови ошибку», зачитывает предложения об авторе с ошибкой, дети должны её найти.

-Ребята, послушайте стихотворение (ученик)

 (Слайд 4)

«Отчего у бабушки

Заболело сердце?

Может, мне не следует

За столом вертеться?

Может быть, волнуется

Бабушка, когда я

Во дворе с мальчишками

Допоздна играю?

Трудно, может, бабушке

Стало мыть посуду?..

Нет, сердить я бабушку

Никогда не буду!

Помогать по дому ей

Буду после школы.

Станет снова бабушка

Бодрой и весёлой!»

-О ком идет речь в стихотворении?

— Что внук обещает сделать, чтобы бабушка выздоровела?

— А  вы помогаете своим  бабушкам? Не огорчаете их?

—  Откройте учебник на стр.39, посмотрите на иллюстрацию, вспомните нашу беседу, речевую разминку, подумайте, о чем пойдет речь в рассказе?

 (Глоссарий)

-Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

(учитель заполняет глоссарий)

— Очень хорошо, молодцы в конце урока проверим ваши предположения!

Ответы детей, исправление ошибок в биографии

— О бабушке.

— Не сердить бабушку, помогать по дому.

( ответы детей)

Ответы детей, совместно с учителем заполняют глоссарий.

5. Словарная работа

— Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним и назовем правила работы в группе.

-Хорошо, молодцы! Перед вами листочки со словами, которые встретятся вам в тексте. В левой колонке слова, в правой их толкование. Попробуйте соединить линией  слово и его значение.

— Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

Каждая группа будет зачитывать по два определения. 

-Первая группа.

— Хорошо,  вторая группа.

— Хорошо, третья группа.

Проверьте себя по образцу

 (слайд 5).

Посмотрите на картинку, найдите на корабле эти объекты.

 — Отлично, все группы справились с заданием.

https://bigslide.ru/images/31/30204/831/img3.jpg

-Корма′ – задняя часть судна, лодки.

— Па′луба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

—  Ма′чта – вертикальная конструкция на палубе, на парусных суднах – для установки парусов.

— Полирова′ть – натирать, придавать блестящий вид.

— Лакирова′ть – покрывать лаком.

Всамде′лишный – настоящий, натуральный.

6.Физкультминутка

— Впереди нас ждет очень интересная работа, а чтобы результат был хорошим, мы немного взбодримся. Встаньте, пожалуйста. (Слайд 6)

— Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

 Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

— Надо чаще приседать. (Приседания.)

Вверх потянемся, пройдемся (потягивания, ходьба на месте)

И на место вновь вернемся. (Садятся)

— Спасибо, присаживайтесь тихонько.

7.Работа с текстом во время чтения.

«Чтение с остановками».

Читает начало произведения. Демонстрирует правильное, выразительное чтение.

-Вот мы прочитали начало нашего рассказа, от чьего имени ведется рассказ?

— Что мы узнали о мальчике?

— Какое впечатление произвел на него пароходик?

— Что это был за пароходик, прочитайте его описание.

-Как вы думаете, почему бабушка нахмурилась?

— Проверим ваши предположения, читаем дальше (до слов бабушка не убрала пароходика).

-Почему бабушка не хотела давать пароходик?

— Что мальчик пообещал бабушке?

— Поверила бабушка внуку?

— Как вы думаете, сдержит свое слово внук?

-Хорошо, продолжаем читать (до слов «а чуть шум»….)

-О  чём думал мальчик, когда смотрел на пароходик?

-Продолжаем (до слов «на другой день»).

-Итак, мальчику кажется, что в пароходике живут человечки, и он очень хочет их найти, что он для этого стал делать?

-Читаем дальше (до слов «другой раз я»)

-Что на другой день предпринял мальчик, чтобы увидеть человечков? 

-Что произошло утром?

— Продолжаем (до слов «я не мог больше терпеть»)

-Что еще придумывал мальчик, чтобы выманить человечков, и он смог их увидеть?

— А вы как думаете, действительно ли  жили человечки на пароходике?

-Предположите, чем закончится рассказ?

(далее переходим к послетекстовой работе)

— От имени автора (маленького мальчика).

— Он был маленький, его отвезли жить к бабушке, бабушка ему всё позволяла, у бабушки ему очень понравился пароходик.

— замечательное, он был восхищен, сразу захотел с ним поиграть.

(дети находят в тексте описание пароходика, зачитывают, с.38)

— Наверно, она не хотела давать пароходик, боялась, что внук его сломает.

— Он был для нее дорогой памятью.

— Дал честное слово, что не тронет пароходик.

-Да, она не убрала пароходик.

(предположения детей)

—  Мальчику казалось, что в пароходике живут человечки, маленькие, чуть ниже спички, когда дома нет никого, они выходят на палубу и лазят по лесенкам. И он очень хочет их увидеть.

— Раньше ложиться спать, обманывать бабушку, караулить ночью человечков.

-Положил кусочек леденца на палубу и тайком поглядывал, не появятся ли человечки?

— Ночью опять следил из-под одеяла, но уснул.

 — Утром, когда мальчик встал, леденца не было, и он был уверен, что его точно подобрали человечки.

-Положил хлеб, хотел взять тряпочку, намочить чернилами, они выбегут и запачкаются.

(предположения детей)

(предположения детей)

8. Работа с текстом после прочтения.

1.Определение главной мысли.

2. Составление синквейна  (стратегия послетекстовой деятельности).

-Мы прочитали с вами бо′льшую часть рассказа и уже можем на данном этапе  охарактеризовать героев. Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача составить синквейн. У каждой группы на столах есть карточки, с указанием порядка работы и героем о котором вы будете писать.

Не забываем о правилах работы в группе. Прошу вас, приступайте.

(звучит спокойная музыка, дети работают)

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

— Молодцы!

От каждой группы один представитель  читает синквейн.

9.  Рефлексия. Итог урока.

10. Д.З

— А теперь предлагаю вернуться в начало  урока к нашей таблице «Глоссарий» и проверить, что же из ваших предположений  оказалось верным, что нет.

-А сейчас подведём итог нашего урока. На доске висят флажки с целями, которые вы перед собой поставили. Я попрошу взять наклейки с солнышком и прикрепить к  флажку с той целью, которую вам удалось достичь.

Если вам удалось достичь всех целей, наклейте на все флажки.

(по группам)

— Дома вы дочитаете рассказ до конца и узнаете, удалось ли мальчику поймать человечков, а также подготовитесь к игре «Репортаж с места событий»

 (Объясняет д.з , потом слайд7)

-Кто ведет репортаж с места событий?

-Что он делает?

-Кто еще участвует?

-Что они должны делать?

-Что можно использовать для более эмоционального ответа?

Подготовьтесь  рассказать об этом событии постороннему человеку (корреспонденту), отвечая на его вопросы.

Всем спасибо за урок!

-Корреспондент.

-Задает вопросы.

-Свидетели, очевидцы событий.

-Корреспондент задает вопросы свидетелю событий, а он отвечает.

— Мимику, интонацию голоса, жесты.

Сценка.

1 ученик (Саша) сидит за столом и пытается подготовить домашнее задание по литературному чтению (биографию Б.С. Житкова), только находит информацию в сети интернет, (заранее подготовить звук поломки, отключения света) происходит отключение электричества.

Саша кричит: «МАМА!».

Мама: «Ой, я забыла тебя предупредить, до завтра не будет электричества».

Мама: «Ничего, сынок, ложись спать, утро вечера мудренее, завтра что-нибудь придумаем»

Саша засыпает и тут ему снится сон, во сне к нему приходит сам Борис Степанович Житков и рассказывает о своей жизни (выходит  2 ученик, переодетый в автора (парик, строгая одежда и т.д.). (Заранее подготовленный ученик учит биографию автора)

Автор: «Здравствуй, Сашенька, я Б.С. Житков, вот решил помочь твоей беде и рассказать тебе о себе, о своей жизни (рассказывает биографию). А  теперь мне пора.

Саша: «Большое спасибо, Борис Степанович, теперь я лучше всех расскажу домашнее задание».

Автор уходит, Саша засыпает.

Сценка закончена, дети проходят на свои места. Далее учитель задает несколько вопросов по биографии автора детям, используя прием «Лови ошибку».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»

КОНСПЕКТ

УРОКА

ТЕМА УРОКА:

ПРЕДМЕТ:

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Литературное чтение

УМК:

Школа России

ДАТА:

КЛАСС:

УРОК РАЗРАБОТАЛА:

31.01.2018 г.

4-В КЛАСС

учитель начальных классов

первой категорииКотова Е.В.

Чехов

2018 год

Тема:  Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Тип урока:  Урок комплексного применения знаний и умений.

Задачи урока:    

Предметные: продолжить знакомство учащихся с творчеством Б.С. Житкова, с его рассказом «Как я ловил человечков»; совершенствовать технику чтения вслух и про себя; развивать речь, память; способствовать расширению словарного запаса учащихся; воспитывать интерес к чтению.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в учебнике; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, группировать различные факты; самостоятельно делать выводы; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

  • коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи; слышать, слушать, понимать  друг друга; строить диалог в группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания; обосновывать высказанное суждение; сотрудничать в совместном решении задачи.

  • регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке; уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; давать самооценку.

  • личностные: проявлять интерес к чтению; принимать следующие базовые ценности: «честность», «верность данному слову», «любовь к близким»; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Оборудование: учебник для 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. часть 2, портрет Б.С. Житкова, карточки на каждого ребенка для проверки домашнего задания, «Словарь чувств и эмоций» по количеству групп, карточки со схематическим изображением эмоций и чувств.

 ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

— Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы повторяйте все движения и на каждый вопрос отвечайте «хо-ро-шо»

— Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

— Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

— Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

— Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

— Хорошо идти с друзьями? (шагают)

— Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

— Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

— Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

— Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

— Хо-ро-шо! (хлопают в ладоши)

— Я желаю вам, чтобы к концу урока вам было так же хорошо.

2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Как называется раздел, который мы начали изучать на прошлом уроке? (Страна детства)

С творчеством какого писателя мы начали знакомство? (Бориса Степановича Житкова)

— Как называется произведение Б.С. Житкова, которое мы начали читать на уроке?

(«Как я ловил человечков»)

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)

— Что было вам задано на дом? (Дочитать произведение до конца)

— То есть вы уже познакомились с содержанием данного произведения. Зачем же нам изучать его еще один урок? Сформулируйте задачи урока, опираясь на алгоритм:

Повторим….

— Вспомните, в каком разделе учебника находится произведение, и сформулируйте ещё одну задачу урока.

Узнаем…

— Любой писатель пишет свои произведения не просто так. Он хочет, чтобы его читатели научились чему-то хорошему, извлекли для себя урок. Дополните предыдущую задачу урока.

Узнаем…

4. Проверка домашнего задания.

— Приступим к выполнению поставленных задач. Чтобы вспомнить содержание прочитанного произведения, выполним тест.

Учитель читает вопросы и варианты ответов теста, которые выведены на экран. Ребята вписывают соответствующие буква в графу таблицы.

1. Жанр этого произведения:

а) рассказ;

б) повесть;

в) сказка.

3. Где стоял пароходик?

а) на столе;

б) на окне;

в) на полке;

г) на полу.

2. Имя главного героя:

а) Лев;

б) Сеня;

в) Боря.

4. Какого цвета труба была на пароходике?

а) белая;

б) желтая;

в) чёрная;

г) синяя.

5. Сколько мачт было на кораблике?

а) одна;

б) две;

в) три;

г) четыре.

6. Бабушка не разрешила играть с пароходиком потому, что…

а) он был очень дорогим;

б) он был чужой;

в) он был хрупким;

г) он был дорогой памятью.

7. Почему бабушка не убрала пароходик, хотя и собиралась это сделать?

а) ушла в гости

б) решила, что внук не посмеет его взять

в) внук дал честное слово

8. Мальчик считал, что ростом человечки

а) ниже спички;

б) выше спички;

в) полспички;

г) с карандаш.

9. Мальчик попросил включить ночник потому, что…

а) боялся темноты;

б) хотел видеть пароходик;

в) боялся мышей;

г) хотел читать книгу.

10.Чтобы выманить человечков…

а) мальчик положил кусочек сахару;

б) звал их;

в) положил кусочек леденца;

г) стучал по пароходику.

11. Чего не делал мальчик с пароходиком?

а) тряс пароходик;

б) бросал его на пол;

в) отрезал на нём лесенки;

г) поднял у него палубу.

12. Чем мальчик приподнимал палубу на пароходике?

а) ногтем;

б) ножом;

в) линейкой;

г) палочкой

13. Мальчик плакал из-за того, что…

а) не смог поймать человечков;

б) боялся наказания;

в) понял, что натворил;

г) поранил руку.

№ вопроса

ответ

+ или —

Количество +

ОЦЕНКА

Взаимопроверка и выставление оценок: без ошибок – «5», 9-11 правильных ответов – «4», 6-8 правильных ответов – «3». Ответ на последний вопрос не озвучивается.

— Почему правильный ответ на вопрос 1 «рассказ» (Произведение небольшое по объему и в нем нет ничего сказочного, все необычное – это фантазия главного героя)

— Кто как ответил на последний вопрос?

— Почему вы считаете свой ответ правильным?

— Сформулируйте ещё одну задачу урока.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

— Детство – это тот период жизни человека, который откладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. Именно в этом возрасте формируются основные черты его характера и мировоззрения, его способности и таланты. Какой же урок извлек для себя маленький Боря из того, что с ним случилось, пока он жил у бабушки? Чтобы ответить на этот вопрос, вы, работая в группах, должны выяснить, как изменялось настроение главного героя на протяжении рассказа.

Работа в группах

Часть групп работает с началом текста (стр. 38 – 40), другие группы – с концом произведения (середина стр. 43 – стр. 46)

— Перечитав указанный отрывок из текста, с опорой на словарь эмоций и чувств, определите, какие эмоции испытывал главный герой на протяжении этих событий.

1297093 1

Физминутка

Представьте себя маленьким Борей. Вы приехали к бабушке. Покажите, каким будет ваше лицо при встрече с ней. Бабушка рада вас видеть и начинает вас обнимать. Но вы заметили пароходик н и начинаете просить бабушку дать его вам. Бабушка отказывает вам, каким тогда становится выражение вашего лица? Вы решаете сами взять пароходик. Для этого становитесь на цыпочки, тянитесь к нему изо всех сил и, наконец, достаете пароходик с полки. Отломав палубу, вы видите, что человечков внутри нет. Покажите, каким будет ваше лицо в этот момент.

Выступление групп.

По результатам выступления составляется цепочка испытываемых главным героем чувств:

Восторг, интерес, возбуждение, надежда, предвкушение, разочарование, отчаяние, стыд.

В соответствии с ней составляется цепочка из картинок, отражающих душевное состояние мальчика.

1297093 21297093 21297093 21297093 21297093 2

— Почему Боря испытывает стыд в конце произведения? (Стыдно перед бабушкой, что сломал дорогую для неё вещь, что не сдержал данного ей слова не трогать пароходик)

— Как поступок мальчика характеризует его? (Он плохо поступил, но сделал так не со зла, а просто, потому что он – выдумщик и фантазер)

— Что вы посоветуете главному герою? (Быть верным данному слову)

— Так каким же будет правильный ответ на последний вопрос теста? (понял, что натворил)

— Вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. Чему же хотел научить своих читателей Б.С. Житков, когда писал этот рассказ?

— Почему данное произведение находится в разделе «Страна детства»?

— Б.С. Житков рассказал о своем детстве, а у детей – богатая фантазия. И часто они придумывают самые невероятные вещи, непременно хотят проверить, так ли это. Главное, чтобы во время такой проверки никому не было причинено непоправимого горя. Мир детства никогда не забудется, и Боря наверняка никогда больше не обманет свою бабушку и никогда не предаст ее доверия.

 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Откройте учебники на стр. 46 и прочитайте вопрос 6.

— Дома запишите ответ на этот вопрос в рабочую тетрадь.

7. Рефлексия.

— Вспомните, какие мы ставили задачи урока и скажите, как мы с ними справились.

— Закончите высказывание: я узнал…, я смог…, я научился…, я понял….

— Кого из одноклассников вам хотелось бы похвалить за работу на уроке?

— А я похвалю…. Молодцы, ребята! Спасибо всем за урок.

  • Тема рассказа кусака андреева
  • Тема рассказа золотой петух
  • Тема рассказа крыжовник чехов
  • Тема рассказа дубровский пушкин
  • Тема рассказа зеленая лампа грина