Тема рассказа хамелеон чехов

Раздел долгосрочного плана: сатира и юмор школа: кгу общеобразовательная школа 16 города кокшетау отдела образования по городу кокшетау управления образования

Раздел
долгосрочного плана:

Сатира
и юмор

Школа: КГУ
«Общеобразовательная школа №16 города Кокшетау отдела образования по городу
Кокшетау управления образования Акмолинской области»

Дата:

ФИО учителя: Махина Н.В.

Класс: 8

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Обличение хамелеонства  в рассказе А.П.
Чехова «Хамелеон»

Цели
обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.5.1 характеризовать
героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имён и фамилий;

8.1.6.1 давать аргументированный
ответ на проблемный вопрос, используя цитаты;

8.2.7.1
определять способы выражения авторского отношения к героям.

 Цели
урока

Учащиеся
смогут:


давать характеристику героям рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»;


 выражать аргументированное мнение об актуальности темы хамелеонства,
опираясь на цитаты из текста;


выявлять авторскую оценку героям рассказа.

Критерии
оценивания


 характеризует героев  рассказа;


 выражает  аргументированное мнение о хамелеонстве;


 определяет авторское отношение к героям.

Языковая
цель

Учащиеся могут:

  • Использовать
    и понимать значение слова хамелеон, раскрывать данное понятие в
    рассказе;
  • Строить
    высказывания в соответствии с нормами литературного языка;

Использовать
в устной речи разнообразные синтаксические конструкции.

Уровень

мыслительных
навыков

Высокий
уровень (анализ, синтез, оценка).

Привитие
ценностей

Развивать у
учащихся ценности: добро, ответственность, самоуважение. Воспитывать
неприятие нравственных и социальных пороков: лицемерие, глупость, двуличие и
другие.

Межпредметные
связи

Биология,
русский язык.

Навыки

использования
ИКТ                                     

Выбор
необходимой информации из различных источников.

Предварительные
знания

На
пройденных ранее уроках учащиеся давали характеристику героям, определяли авторское
отношение к ним, поэтому свободно опираются на навыки и дают оценку героям и
их поведению.

Ход
урока

Запланированные
этапы урока

Запланированная
деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

5
мин.

«Смысл
названия рассказа»

Д. Сегодня
нам предстоит поговорить о рассказе Чехова «Хамелеон». Каждая книга – это
урок. Урок доброты, мудрости, красоты. Нашим учителем будет прекрасный
человек, великий писатель А.П.Чехов, а его уроком станет рассказ «Хамелеон».

Рассказ
называется «Хамелеон». В заголовке обычно заложен смысловой стержень
произведения. Почему Чехов дал ему такое название?

 И. Задание

1.Дать
определение слову хамелеон.

2.Выявить,
как раскрывается лексическое значение слова хамелеон в рассказе Чехова

3.Почему
рассказ называется «Хамелеон»?

Дескрипторы:

— определяет
значение слова хамелеон, используя толковый словарь;


раскрывает данное понятие в рассказе;

— делает
вывод о смысле названия рассказа.

Ф. Приём «Словесная оценка».

 К.
Определение
темы (Обличение хамелеонства в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»).
Формулирование целей урока:


давать характеристику героям рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»;

— 
выражать аргументированное мнение об актуальности темы хамелеонства, опираясь
на цитаты из текста;


выявлять авторскую оценку героям рассказа.

Середина
урока

30
мин.

3
мин.

12
мин.

7
мин.

8
мин.

«Мозговой
штурм».

Деление
на 3 группы. Прием «Пазлы».

Г.
Задание.

Дайте
развёрнутый ответ на вопрос. Оцените поведение героя.


Почему поведение Очумелова на протяжении рассказа постоянно меняется?

Дескрипторы:

— даёт
развёрнутый ответ на проблемный вопрос;


дает собственную оценку поступкам героя.

Ф. Приём «Словесная оценка» (с
опорой на дескрипторы).

Г.Задание.

Охарактеризуйте
героя, используя цитаты из текста. Отразите в характеристике героя его
портрет, должность, поведение, речь. Определите авторское отношение к данному
герою, сформулируйте своё отношение к нему.

Составьте
графический органайзер «Карта мышления».

Группа
1 (Очумелов)

Группа
2 (Хрюкин)

Дескрипторы:


характеризует героя, его поступки, мотивы поведения, речь;


 определяет авторское отношение к герою;


использует цитаты из текста (не менее 5);


формулирует собственное отношение к персонажу;


оформляет результаты работы в виде графического органайзера.

Презентация
группами результатов работы.

Ф.
Взаимооценивание по дескрипторам.

П.  Задание :

Обсудите в паре проблемный
вопрос: «Можно ли считать героев рассказа «хамелеонами» и почему?» Докажите
свою точку зрения, опираясь на содержание рассказа, используя

приём
«ПОПС-формула».

Дифференциация
по способу диалог и оказание поддержки.

Учащиеся
с высоким уровнем познавательной деятельности строят высказывания
самостоятельно.

Учащимся
с низким уровнем познавательной деятельности предложу клише:

Я
узнал больше о…

Я
удивился тому, что…

Я
почувствовал, что…

Дескрипторы:


 строит ответ в соответствии с заданной темой;


 аргументирует свой ответ, приводя примеры из текста;


представляет ответ по «ПОПС – формуле».

Ф.
Взаимооценивание. Прием
«Трехминутная пауза».

П. Задание.

Расположите современные профессии, в
которых может наиболее явно проявляться хамелеонство.

Стратегия «Бриллиант»

Дифференциация
по темпу.

Дайте
ответ на один из вопросов (по выбору)

— Можно
ли утверждать, что хамелеонство — это порок не отдельно взятого человека?

— Кто
влияет на всех хамелеонов в рассказе?

— Как
думаете, а в наше время это явление исчезло?

Дескрипторы:


отбирает и записывает профессии, в которых возможно проявление хамелеонства;


делает вывод об актуальности рассматриваемого явления.

Ф. Взаимооценивание.
Прием
«Две звезды и пожелание».

Три
иллюстрации, разрезанные на части.

Маркеры,
листы А — 3.

Формула
ПОПС

Шаблон
для заполнения

Конец
урока

5
мин.

 Рефлексия «Продолжи предложение»

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Меня удивило…

Домашнее задание:

1.     
Составьте диаманту к слову хамелеонство.

2.     
Нарисуйте словесный портрет героя.

3.     
Придумайте своё окончание рассказа «Хамелеон» «А если бы…»

Тема. А. П. Чехов. Чехов и Украина. Рассказ
«Хамелеон». Обличение

приспособленчества, подхалимства в
рассказе. Подтекст. Символичность

названия

Цель: ознакомить учащихся с содержанием
рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», учить учащихся определять
художественные

детали и объяснять их функции в прозе Чехова,
раскрыть в произведении высмеивание подхалимства,

чинопочитания, подхалимства, учить анализировать
текст; развивать навыки выразительного чтения,

воспитывать заинтересованных и внимательных
читателей.

Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка
различных изданий его произведений, презентация

Течение урока

И. мотивация учебной деятельности. Объявление
темы и цели урока.

Учитель. Имя русского писателя Антона
Павловича Чехова называют наряду с

именами Александра Пушкина, Николая Гоголя,
Владимира Короленко и других великих

классиков. Однако, в отличие от них, он не
оставил по себе больших по объему произведений.

Чехов писал короткие рассказы, повести, пьесы,
но именно они прославили художника. В чем же

секрет гениальности писателя? На нескольких
страницах текста он умел показать глубину

человеческой психологии и важные проблемы
общества, оказавшегося на рубеже XIX-XX вв.

Над произведениями Чехова можно смеяться, а
можно и задумываться, потому что они полны Горького

щему за то, что люди живут без определенной
цели, без мечтаний и любви. Чехов показал, что

человек перестал быть сам собой и не знает,
для чего он живет на земле. Максим

Горький о Чехове писал: «мимо скучной,
серой толпы бессильных людей прошел большой,

умный, ко всему внимательный человек,
посмотрел на этих скучных жителей своей родины

и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого
упрека, с безнадежной тоской на

и в груди, чистосердечным голосом сказал:
«Плохо вы живете, господа!». Вместе с

тем произведения Чехова оставляют светлую
надежду на лучшее, они учат бороться с духовной

низостью, быть требовательными к себе, порядочными
и интеллигентными людьми. На доме

художника висела табличка «Доктор
Чехов». Действительно, он был врачом, но лечил не только

болезни, но и человеческие души.

II. Работа над новой темой.

Учитель. «Я ненавижу обман и насилие во всех
их проявлениях… Моя святая святых — это

здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и
свобода от насилия и лжи»,— так писал

выдающийся русский писатель Антон Павлович
Чехов в письме своему другу и

единомышленнику. и это была его жизненная
программа — бороться искренним, с юмором, иногда

насмешливым, а то и едким художественным
словом против пороков людей: рабского повиновения,

приспособленчества, подхалимства,
корыстолюбия, жестокости. великолепные, глубокие

чеховские рассказы давно вошли в сокровищницу
не только русской, но и мировой

литературы. Сегодня мы познакомимся с одним из
них.

Kolizanka

Знакомство с писателем — презентация.

Гронування.

Работа с текстом.

— Какие эпизоды вам больше всего понравились?

— Было ли что-то непонятное, когда читали
сочинение?

Словесное рисование: «что я увидел на
базарной площади?»

Словарная работа.

Художественная деталь-выразительная
подробность в художественном произведении, содержащая важную

информацию и имеет самостоятельное значение.

Беседа.

— Найдите в тексте детали, характеризующие
Очумелова и Елдырина — представителей

власти.

— Какое время года изображено в рассказе?

— Как вы думаете, почему Очумелов в шинели?

— На что указывают детали «конфискованный крыжовник»
и «с клуночком в руке».

 Событие нарушило сонную тишину базарной
площади?

Беседа.

— В чем суть конфликта, положенного в историю?

— Найдите описание виновника
скандала-маленького собачонка. («В центре толпы,

растопырив передние лапы и дрожа всем телом,
сидит сам виновник скандала — белый

борзой щенок с острой мордой и желтым пятном
на спине. В слезящихся глазах у него

выражение тоски и ужаса».)

— Какое впечатление производит на читателей
это описание? Какие чувства вызывает? (Щенок маленький,

жалящий, испуганный, вызывает чувство жалости,
непонимание, как могло безобидное

животное создать столько шума вокруг себя.)

— Почему Хрюкин требует компенсации за
нанесенную травму? (Пострадавший объясняет это

тем, что в нем ювелира, тонкая работа, и
теперь он не сможет ее выполнять.)

Учитель.Очумелову нужно разобраться в том, что
произошло. Проследим «путь»

полицейского до истины.

— Сколько раз меняет свое мнение

Очумелов? Почему это происходит?(Мнение

меняется в зависимости от того, кому, по

мнению полицейского надзирателя,

принадлежит собака.)

Работа в группах (с карточкой).

Проблемный вопрос.

— Кто в рассказе назван хамелеоном и почему?

Хамелеон – ящерица, которая способна менять
окраску кожи при раздражении,

страха, усталости, голоде, изменении цвета
окружающей среды.

Хамелеонство-изменение моральных позиций
человека в зависимости от обстоятельств.

Средства создания комического в рассказе
«Хамелеон».

III.

Рефлексия.

От каких болезней лечит общество
Чехов-писатель?

Работа в группах.

IV. Домашнее задание.

Прочитать рассказ «Толстый и тонкий»

«Наполнить» рюкзак вещами-ответами,

заполнить ФБ-страницу Очумелова

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Темы

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях. 

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. 
  3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Автор: Михаил Щепин

«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».

Краткое содержание чеховского «Хамелеона»

Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.

Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».

Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить?.. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».

Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.

Смысл названия рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов) Иллюстрация Сергея Герасимова

Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».

Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.

Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.

Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».

Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.

Смысл названия рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов) Иллюстрация Дмитрия Кардовского

Анализ произведения

Тема рассказа

Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.

Смысл названия

Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.

Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.

Герои

Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.

Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник.

Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным.

Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.

Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.

Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.

Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.

Смысл названия рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов) Иллюстрация Кукрыниксов

В чем идея рассказа

Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.

А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.

Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон»

Антон Павлович Чехов дает своему рассказу довольно интересное и странное название, которое как раз и отражает основную мысль всего произведения. Конечно же, ни о какой зоологии в рассказе не может идти и речи, ведь всем известно, что чеховские рассказы имели совсем другое направление. Главные герои проживают в небольшом городе, которых в России огромное множество.

В качестве названия он использует вид ящериц, которые имеет свойство менять свой цвет в зависимости от того, какой окружающий мир находится вокруг нее.

Хамелеоны часто встречаются в природе, поэтому, наверное, автор и не смог не взять такое название своему рассказу.

Так таганрогский писатель старался показать, что в современном обществе огромное количество людей, которые также являются хамелеонами.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Особенность чеховского рассказа заключается в том, что героев в нем совсем немного. Прежде всего, это собака, которая является главной героиней, да несколько человек из толпы народа, которые время от времени роняли какие-то фразы. Были еще два героя: это Хрюкин, золотых дел мастер, и Очумелов, полицейский надзиратель.

Сюжет чеховского рассказа заключается в том, что ранним утром на одной из улиц уездного небольшого города появляется собака неизвестного происхождения. И никто не знал в городе, кому принадлежала эта собака или все-таки она бездомная.

Конечно же, в чеховском рассказе нет никаких зоологических исследований, а он показывает, как люди могут менять свою точку зрения и по – разному относиться в зависимости от того, к какому сословию относиться и какое место занимает в обществе.

Сюжет рассказа заключается в том, что Хрюкин рано утром увидел на улице собаку и решил ее погладить, как он сам утверждал, но она его за это укусила за палец. Но свидетели утверждали, что этот грубый человек вместо того, чтобы погладить бедную собаку, стал «тыкать» ей сигаретой прямо в мордочку. Вот за это она его и укусила.

В тот же момент Хрюкин стал кричать и вскоре явился Очумелов, который следил за порядками на городских улицах. Он стал разбираться в ситуации. Но каждый раз его мнение менялось, как только пытались определить то, кому именно принадлежала собака. Все события происходит с быстротой, молниеносно.

Все происходило так, словно это было на сцене театра.

Из сюжета становится ясно, что Очумелов прибыл на место происшествия очень быстро и в хорошем настроении, так как рабочий день этот у него складывался просто прекрасно. Ему удалось поесть крыжовник, который был конфискован. И вот сейчас полицейский надзиратель хотел показать себя настоящим хозяином.

И он не исключал того, что, может быть, ему получится чем-нибудь поживиться. Когда он узнал о том, что собака не имеет хозяина, то стал громко кричать на нее, обзывая ее бродягой и требуя немедленно истребить.

А еще пытался потерпевшему сказать о том, чтобы он так просто это дело не оставлял и добился справедливости.

Очумелов так эмоционально все это говорил, что ему даже стало очень жарко и душно от такого энергичного эмоционального ведения этого дела.

Но это продолжалось совсем недолго, так как вдруг неожиданно вдруг из толпы прозвучала фраза о том, что, может быть, это собака генерала.

И вот тут резко меняется отношение, взгляды и мнение Очумелова, который вдруг начинает говорить противоположные мысли о том, что говорил до этого.

Так, теперь полицейский обвиняет Хрюкина в том, что произошло. Уже даже не ищут причину, почему же все-таки так произошло.

Обвиняют потерпевшего, причем теперь ему не только не верят, но еще обвиняют в том, что он сказал неправду, и что его совсем не собака укусила за палец, а это он сам себе гвоздем палец расковырял. Но удивительно и то, что сам потерпевший начинает вести себя по-другому.

Он словно пытается загладить свою вину перед щенком, который, по мнению толпы, принадлежит генералу. Хрюкин так сильно испуган, что начинает даже дрожать. Он говорит своему знакомому Елдырину, чтобы тот помог ему и набросил на него шинель.

Но тут вдруг неожиданная реплика повара, который служит у генерала, опять меняет мнение и Очумелова, да и самого потерпевшего Хрюкина. Повар сообщает о том, что у генерала таких собак никогда не было.

Но он даже не успевает даже закончить свою фразу целиком, как тут сразу же раздается крик Очумелова, который уже с пеной у рта пытается всем доказать, что это животное необходимо немедленно истребить.

Но его запала хватает ненадолго, так как повар заканчивает свою фразу и сообщает всем присутствующим о том, что к генералу недавно родной брат приехал и это, скорее всего, его собака.

Очумелов меняет опять свое мнение о том, что теперь у него Хрюкин виноват. Он даже желает извиниться перед щенком, что мог так ошибочно думать. После оскорблений, которые были раньше, теперь он пытается разговаривать с ним ласково, называя «цуциком». И даже пытается стать для собаки собратом, начиная рычать, как животное.

Ради того, чтобы собака простила ему недавние оскорбления и желание ее истребить, он готов был стать на колени или упасть перед ней, чуть не молясь на нее. И все это вроде бы делал искренне, но все-таки в душе он был полностью к нему равнодушен. И только то, что она принадлежала брату генерала, он делал вид, что любит ее.

И разве это не схожесть с хамелеоном? Только чеховский герой меняет не свой окрас, а постоянно изменяется его мнение, его взгляды и его отношение к людям и животным в зависимости от того, какое место в обществе они занимают.

Автор в своем рассказе, который смело можно отнести к сатирическому жанру, не обличает только одного конкретного человека, а высмеивает пороки общества, в котором он жил. К таким порокам можно отнести, прежде всего, взяточничество, продажность, пренебрежение своими обязанностями по службе, приспособлеченский образ жизни, взяточничество.

И даже если изменится руководство, то они тут же начнут приспосабливаться к другому. Не страшно даже, если в стране изменится государственный строй, ведь они тут же поменяют свои лозунги.

Смысл рассказа Хамелеон Чехова | Какой Смысл

«Хамелеон» — это один из самых известных рассказов Чехова. Непревзойденный мастер короткого рассказа всегда умел воплотить в лаконичной, но реалистичной форме основную суть какой-либо проблемы или темы.

Далее мы рассмотрим, какой же смысл таится в названии, содержании и концовке этого рассказа.

Смысл названия рассказа Хамелеон

Многие из рассказов Антона Павловича начинают раскрываться еще с самого их заглавия. Как и сами тексты они, как правило, емки, но в то же время информативны.

В данном случае название содержит прямую подсказку к сути произведения. Оно метафорично и еще до прочтения открывает нам некоторые подробности.

Пока не зная главного героя рассказа, можно уже однозначно понять, что он будет меняться в зависимости от окружающей его среды, он будет подстраиваться под окружающие условия и других людей.

Вполне логично, что делать он это будет с выгодой для себя.

Герой не побоится прилюдно «перескакивать» с одной точки зрения на другую, чтобы остаться в выигрыше и чтобы польстить своему начальству.

В чем смысл рассказа хамелеон

В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.

Сама история начинается с того, что некоего Хрюкина укусила за палец собака. Собравшаяся вокруг него толпа хочет, чтобы Очумелов, как страж порядка, разобрался в этом деле. Он пытается узнать, чья же собака укусила Хрюкина, попутно защищая его.

Кто-то из людей предполагает, что собака генеральская. От этой новости Очумелов мигом меняется и начинает осуждать укушенного. Однако затем кто-то опровергает эту информацию и тогда надзиратель вновь изменяет свое мнение.

И это длится вплоть до самого конца рассказа, пока наконец достоверно не выясняется, что животное принадлежит брату генерала.

Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.

Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.

Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.

Вообще, как и во многих рассказа Антона Павловича Чехова образ Очумелова — собирательный образ. Он олицетворяет всех таких «хамелеонов», то есть носителей этого качества. И тем самым писатель намекает, что таковых среди нас не так уж и мало.

Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.

Смысл финала рассказа Хамелеон

В финальной сцене рассказа толпа смеется над укушенным Хрюкиным, важнее которого по сути оказалась собака брата генерала. Это излюбленный прием Чехова — так называемый, смех сквозь слезы. Действительно, над Хрюкиным можно смеяться и забавляться. Но под всей этой ситуацией лежит огромная проблема: угодничество вышестоящим лицам, беспринципность, бесчестие и слабовольность.

Очумелов не борется с нечестием и другими пороками, он отчаянно борется лишь за одно: за свое место, за свой чин и не более того. Правда его не интересует, она для него только переменная, способная принять в нужный момент нужное ему значение.

Самое страшное в этом, что Очумелов даже не видит своей огромной проблемы, не чувствует чего-то дурного. Для него это естественный и вполне привычный порядок вещей, который вряд ли когда-то изменится. Не видит он проблемы и в своем отражении в глазах обычных людей. Его собственная репутация заботит его меньше всего. И действительно, ведь от нее же не зависит его рабочее положение…

Анализ рассказа Чехова «Хамелеон»: почему произведение так называется, жанр, тема, основная идея и мысль

Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.

  1. Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
  2. Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений. Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.

В чем смысл рассказа хамелеон

В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.

Сама история начинается с того, что некоего Хрюкина укусила за палец собака. Собравшаяся вокруг него толпа хочет, чтобы Очумелов, как страж порядка, разобрался в этом деле. Он пытается узнать, чья же собака укусила Хрюкина, попутно защищая его.

Кто-то из людей предполагает, что собака генеральская. От этой новости Очумелов мигом меняется и начинает осуждать укушенного. Однако затем кто-то опровергает эту информацию и тогда надзиратель вновь изменяет свое мнение.

И это длится вплоть до самого конца рассказа, пока наконец достоверно не выясняется, что животное принадлежит брату генерала.

Ищите нас здесь

Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.

Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.

Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.

Вообще, как и во многих рассказа Антона Павловича Чехова образ Очумелова — собирательный образ. Он олицетворяет всех таких «хамелеонов», то есть носителей этого качества. И тем самым писатель намекает, что таковых среди нас не так уж и мало.

Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.

О чём произведение «хамелеон»

Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.

Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.

Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.

Основная идея и тема рассказа

Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других.

В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами.

Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.

Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.

Смысл названия и жанр написания

Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.

Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:

  • всего 2 главных роли;
  • маленький объём текста.

Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.

Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам.

Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль.

Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.

Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста …

Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Хамелеоны-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.Чехов назвал так свой рассказ,чтобы показать,как люди меняются в угоду обстоятельствам.

  • Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это?
  • Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.
  • Автор использовал «говорящие фамилии»,художественная деталь,которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей,так как Чехов не даёт описание внешности героев.

-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем,очень горд этим.Очуметь-выжить из ума,одуреть и «не в себе» человек.Так и есть,надзиратель не блещет умом,глуп и одурел от забот.

  1. -Хрюкин-золотых дел мастер,неряшливый и грязный,как свинья и веры ему нет,»сам виноват,нечего пальцы выставлять».
  2. -Елдырин-городовой,рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.
  3. -Жигалов-генерал,жиган-плут и озорник,даже породистый пёс,без присмотра,шатается в поисках еды.

Шинель,как художественная деталь,которая характеризует состояние главного героя.показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.

Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Очумелов в шинели ,а на улице жарко,но он показывает своё новое положение.Его рыжий помощник,как клоун,тащится с отобранным, «для себя любимого»,решетом крыжовника.

Предсталение,как в цирке,вместо арены-площадь.Надзиратель выставляет себя глупцом и толпа смеётся,представление удалось.

Виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала.

Горестными в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод,грустно,как толпа меняет своё мнение- хамелеоны.Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти.Бессвязная речь полицейского удручает:»Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! «

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь.

А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке.

Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П.

Чехова «Хамелеон» (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П.

Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (4)

Суть рассказа

Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:

  • небольшое животное;
  • ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
  • маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.

Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.

Мастер маскировки

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся.

Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает.

Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.

Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».

Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.

Проблема, которая актуальна и поныне

Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.

Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого.

Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо.

И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.

Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее.

Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.

Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным.

Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна.

Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет.

Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор.

Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок.

В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном.

Однако для начала разберем содержание.

Сочинение Смысл названия рассказа Хамелеон

Прочитав название рассказа “Хамелеон”, читатель вряд ли сразу догадается о чем он. Быть может, автор решил описать природу или чье-то диковинное домашнее животное? А может хамелеон – это игрушка?

Антон Павлович Чехов – гениальный человек и писатель. Все его произведения написаны красивым, лёгким языком с безупречным юмором, и в то же время имеют глубокий смысл.

В данном случае писатель использует образ животного как метафору. Хамелеон – это ящерица, которая меняет цвет, маскируясь под окружающую среду. Здесь под ним подразумевается лицемерный персонаж, который меняет свое мнение, подстраиваясь под обстоятельства.

Очумелов, главный герой рассказа Чехова – страж порядка, становится свидетелем ситуации: одного из горожан за палец укусила чья-то собака.

Толпа требует от него совершить правосудие, и герой, как настоящий хамелеон, несколько раз меняет свое мнение по данному вопросу, в зависимости от открывшихся обстоятельств.

Полицейский то ругает собаку, то потерпевшего Хрюкова, желая выставить себя с лучшей стороны, не понимая, что выглядит пошло и комично.

В финале, когда выясняется, что собака принадлежит брату высокопоставленного генерала, толпа смеётся над Хрюковым.

Уникальность стиля Антона Павловича Чехова в том, что он не осуждает пороки людей, а лишь утрирует и высмеивает их, словно подводит человека к зеркалу, предоставляя его на суд собственной совести.

У Очумелова нет ни чести, ни принципов, ни желания узнать правду, единственная цель хранителя закона – это защитить самого себя, подлизаться к начальству, извлечь выгоду.  Его поведение, как у настоящего животного, хамелеона, обусловлено рефлексами и инстинктами. Опасаясь за свое положение, он моментально меняет свою точку зрения. Таких людей много и сегодня.

Проблема лицемерия и подхалимства, поднятая Чеховым, была в те времена очень актуальна. Зачастую, важные должности занимали не достойные люди, а хорошие лжецы. К сожалению, такое встречается и по сей день. Автор пытался бороться с ситуацией пером и острым словом.

“Хамелеон” – один из рассказов Чехова, в котором нет положительных героев. Все, начиная от Хрюкова, задирающего невинное животное, заканчивая глазеющей толпой – порочны и вызывают презрение и отвращение.

Мне кажется, название “Хамелеон” как нельзя лучше подходит к данному рассказу. Оно интригует читателя и прекрасно, а главное ёмко описывает главного персонажа.

`

Смысл названия рассказа Хамелеон

Популярные сочинения

  • Современному школьнику компьютер не заменит друзей – сочинение (рассуждение)
    Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой – избегаем неудобств живого общения.
  • Сочинение Азазелло в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
    Этот герой один из самых интересных в свите Воланда. Он не вампир, как Гелла, не заколдованный рыцарь, как Фагот (он же Клетчатый-Коровьев). Сам по себе он коренастый страшноватый демон, у которого даже виден клык.
  • Сочинение Цель оправдывает средства 11 класс
    Утверждение «цель оправдывает средства» является довольно двусмысленным, и, как и многие другие весомые проблемы, заставляет нас пуститься в глубокие рассуждения.

Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • А. П. Чехов
  • Произведение: Хамелеон
  • Это сочинение списано 54 901 раз

Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы.

Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П.

Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.

Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.

Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.

Очень важны в небольших рассказах имя, фамилия персонажа, поскольку они сразу описывают тех, о ком идет речь. Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой.

Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая.

Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени.

Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.

В этом рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба.

Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень‑ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что‑то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по‑другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. Речь Очумелова косноязычна и груба, ко всем он обращается на «ты», в этом проявляется вся суть мелкого чиновника, получившего маленькую власть. Его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.

  • Тема рассказа ягоды шаламова
  • Тема рассказа скворцы белова
  • Тема рассказа тимур и его команда
  • Тема рассказа слон толстой
  • Тема рассказа солженицына путешествуя вдоль оки