Тема рассказа два помещика

Мы знакомились с несколькими рассказами толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

Открытый
урок по литературе в 6 классе

Содержание
методической разработки

Учитель: Казиева
Альбина Хызыровна

Тема:
«Словесные и живописные портреты русских крестьян» по рассказам из цикла
«Записки охотника».

Цели: 

1)
обучающие:

обобщить
все изученное о творчестве И.С. Тургенева;

— повторить,
обобщить и систематизировать знания шестиклассников о системе жанров русской
литературы;

— углубить
понимание школьников о художественных средствах выразительности.

2)
развивающие:

— совершенствовать
речевые умения путём выразительного художественного чтения, подготовки
сообщений;

— развивать навыки
аргументации собственного суждения;

— развивать
навыки  групповой работы;

— продолжить
работу по развитию речи.

3)
воспитательные:

— воспитать
интерес к чтению;

формировать личностные качества учащихся:
любовь к своей Родине, природе, силу воли, мужество, жизнестойкость,
выносливость, веру в себя.

Задачи: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе
как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере портрета,
пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к
художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Оборудование:
интерактивная доска, портрет И.С. Тургенева,
презентация, иллюстрации к циклу рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».

Основные понятия и термины:
жанр, портрет, эпитет, метафора.

Ход
урока

I.
Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

— Сегодня на уроке
мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева, который ввёл в
литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека.
Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Мы с вами прочитали рассказы «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха»
«Бежин луг» из этого цикла, в которых показана сила характера, человеческое
достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

II.
Актуализация знаний

Слайд
2.
На интерактивной доске изображен портрет
И.С. Тургенева.

— Ребята, давайте
обобщим все изученное нами о творчестве И.С. Тургенева и цикле его рассказов
«Записки охотника»

Ученик
1:

— Иван Сергеевич
Тургенев родился в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе
своей матери Спасское-Лутовиново. С 1827 г. живет в Москве и учится в различных
частных пансионах. В 1833 г. поступает в Московский университет, в 1834-м
переводится в Петербургский, который и заканчивает в 1837-м по словесному отделению
философского факультета. Первыми литературными опытами Тургенева были
романтические стихотворения и драматическая поэма “Стено” (1834).

Цикл “Записки
охотника” положили начало общероссийской известности Тургенева. Впервые в
русской литературе Тургенев представил образы крестьян как сложные и глубокие
личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Тургенев
наделил народ чувствами, которые ранее приписывались лишь героям из дворян:
любовью к прекрасному, художественным талантом, способностью к возвышенной
жертвенной любви, глубокой и своеобразной религиозностью. В “Записках охотника”
также ярко проявилось мастерство Тургенева-пейзажиста.

Ученик
2:

«Записки
охотника»
 — сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся
в 1847—1851 годах в журнале «Современник». В цикл «
Записки охотника» И.С. Тургенева входят
следующие произведения:
Хорь и Калиныч,
бежин
луг
, бурмистр,
бирюк,
два
помещика
и другие.

Главная тема
«Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев
показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти
сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль
«Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности.
Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью
от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину
приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать
удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или
равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и
оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и
природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать
глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить
глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

Слайд
3.
Работа с художественными средствами
выразительности.

— Ребята, как вы
думаете, что такое портрет в литературе? (Примерный ответ: под портретом персонажа
подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему
добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру
держаться).


Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах
человека? (да, например, добрые глаза).

— Тургенева считают
лучшим мастером пейзажа, давайте мы с вами проведем одну интересную работу и
попытаемся понять стиль Тургенева. Перед вами отрывок из рассказа, попробуйте
вставить пропущенные слова и определить какое средство художественной
выразительности перед вами находится.

Был прекрасный (эпитет)
июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда
погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя
заря не пылает пожаром (метафора): она
разливается кротким (эпитет) румянцем.
Солнце — не огнистое (эпитет),
не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед
бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) —
мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет
и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край
растянутого облачка засверкает змейками (метафора);
блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)…
Но вот опять хлынули играющие (эпитет)
лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно
взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Слайд
4.
Работа с портретами мальчиков.

— Дети, обратите
внимание на доску. Здесь даны портреты мальчиков из рассказа «Бежин луг». Ваша
задача определить, кого именно описывает автор.

Это
был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими
чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной
полувесёлой, полурассеянной улыбкой
.

(Федя)

Слайд 5.

У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые,
скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова
огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

Слайд 6.

Лицо у него было довольно незначительно:
горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые
брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
из-под низенькой войлочной шапочки
.

(Илюша)

Слайд 7.

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было
невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить;
но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском
блестевшие глаза.

 (Костя).

III.
Практическая работа

Слайд
8.

— Мы с вами
разобрались со стилем Тургенева. Теперь давайте попытаемся сами кого-нибудь
описать из ваших одноклассников, используя следующую таблицу:

Персонаж

возраст

Семья,
положение

Одежда

Выражение
лица

Характер

Впечатление

автора

Мое
мнение об однокласс-

нике

(ответы учеников)

— Молодцы, ребята!

IV.
Закрепление изученного материала

— Теперь, ребята,
давайте проверим кто из вас лучший знаток творчества И.С. Тургенева. Я
предлагаю вам решить следующие тесты:

Слайд
9.

1. Сколько
рассказов входит в цикл «Записки охотника» (25 рассказов);

2. Определите
время года, когда происходят события в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
(лето);

3. Самый старший
мальчик у костра из рассказа «Бежин луг» это…? (Федя);

4.  В чем
сходство между Мардарием Аполлонычем Стегуновым из рассказа «Два помещика» и
Вячеславом Илларионовичем? (Семейное положение);

5. В рассказе
«Бежин луг» мальчишки готовили…? (картошку);

Слайд
10.

6. От чьего лица
ведется повествование в «Записках охотника»? (От лица молодого барина и
охотника);

7. Как звали
мельничиху в рассказе «Ермолай и мельничиха» (Арина);

8. Что такое
Малинова вода? (родник);

9. Какое отличие
было между друзьями Хорем и Калинычем? (Хорь был рационалист, Калиныч
мечтатель);

10. Кем был
охотник Ермолай? (Мужик, принадлежавший соседу-помещику рассказчика).

— Молодцы, ребята!
Наш урок подходит к концу, и давайте  с вами теперь обобщим все, что мы узнали
на уроке (Примерный ответ: Портрет в литературе – одно из средств
художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает
типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через
изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов,
манер).

Слайд
11. Домашнее задание

Найти в тексте
рассказа «Бежин луг» описания природы, подумать, какую роль они играют в
рассказе.

Краткое содержание Тургенев Два помещика

Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный. Морщины на его лице почти не заметны, когда генерал смеется или улыбается.

Однако, несмотря на свой добрый нрав, с людьми, находящимися ниже его по своему положению, генерал не может обращаться на равных, разговаривает с ними свысока, пренебрежительно. При этом с людьми выше его по званию или социальному статусу он ведет себя, наоборот, очень почтительно и благосклонно. Даже когда проигрывает им в карты, он вовсе никогда не жалуется. Да и в принципе предпочитает играть с теми, кто победнее или ниже его статусом.

Также Вячеслав Илларионович слывет большим охотником до женщин. Читать он не очень любит, о прошлом своем особо не распространяется. Обосновался он в небольшом уютном домике, а в прислугах у него ходит необычайно глупый управляющий, а также ключница, женщина зрелых лет, но вовсе еще не старая. Несмотря на свой возраст, Хвалынский даже сейчас смотрится в глазах окружающих довольно выгодной партией. Генерал просто обожает бывать на различных обедах и публичных мероприятиях, при этом долгих бесед с гостями не любит.

Второй помещик по имени Стегунов Мардарий Аполлоныч совсем другого поля ягода, и похож на Хволынского лишь тем, что является закоренелым холостяком. В отличие от генерала, Стегунов никогда не служил. Внешность его совершенно иная: росточка он небольшого, полноват, на затылке лысина. Человек он очень жизнерадостный, невероятно щедрый и веселый. Домашними делами заниматься не любит, и особо в это дело не вникает. Зато Мардарий Аполлоныч всегда рад гостям и щедр на угощения.

Однажды главный герой и рассказчик приехал к Стегунову в гости. Сидели они с хозяином на балконе и тут слышат в отдалении чьи-то крики. Гость интересуется у помещика, что это за звуки. Оказывается, это по приказу Стегунова наказывают Ваську-буфетчика. Когда рассказчик возвращался от помещика, ему на пути повстречался тот самый Васька. На вопрос, за что его наказали, тот сказал, что за дело, и что лучшего хозяина, чем у него, во всей губернии не сыскать. И все оставшуюся дорогу рассказчика не покидают мысли о том, в каком ужасном рабстве находится русский народ, и как это рабство деформирует человеческое сознание подневольных и их хозяев. Как же крепко оно засело в нем! И долго еще не отпустит этих людей и их потомков слепое поклонение своим рабовладельцам, которых они так боготворят.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Два помещика. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Роман начинается с того, что Хелина Киншоу вынуждена была переехать в поместье Куперов «Уорингс». В данный момент владелец этой усадьбы Джозеф был состоятельным вдовцом

В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства.

Пьеса начинается с того, что королевская семья плывёт на корабле. Внезапно море начало штормить, разразилась буря. Матросы изо всех сил пытались предотвратить кораблекрушение

Удивительный рассказ о небольшом путешествии двух детей, старшей Наташи и младшего ее брата Антошки. Герои рассказа имели возможность познакомиться с тайнами природы, которые привели к ощущению опасности и незнакомцем, проявившем внимание и заботу.

В одном английском городе живут два хороших друга — один состоятельный банкир, занятый подсчетом и заработком денег — Баундбери. И второй депутат в парламенте Томас Грэйдгранд — человек, совершенно лишенный чувств и полагающийся только на факты и цифры

Краткое содержание рассказа «Два помещика» И. С. Тургенева

Рассказ «Два помещика» – это одна из частей повести «Записки охотника», написанной Тургеневым в 1852 году. Краткое содержание «Два помещика» для читательского дневника расскажет о жизни и быте обычных помещиков в середине 19 века.

«Два помещика» очень краткое содержание

И. С. Тургенев «Два помещика» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик знакомит читателей с двумя помещиками, у которых часто охотился.

«Отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский» – человек «в зрелом возрасте, в самой поре», добрый, но не может обращаться с небогатыми и нечиновными дворянами как с ровней себе и плохой хозяин, слывущий скрягой; очень любит женщин, но не женат.

Мардарий Аполлоныч Стегунов полная его противоположность – «хлебосол и балагур», живет на старый лад. Крестьяне, хотя барин их и наказывал, считали, что он все делает правильно и такого барина, как у них, «в целой губернии не сыщешь».

Описание жизнедеятельности и характерных особенностей этих двух персонажей в общих чертах описывает положение в российской провинции во времена перед отменой крепостного права.

Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте

Короткий пересказ «Два помещика»

Краткое содержание «Два помещика» Тургенев:

Классик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей, находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по-разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным. Единственный фактор, который их объединяет – это то, что они оба холостяки.

Первый герой – генерал-майор в отставке Хвалынский Вячеслав Илларионович. Никогда не учувствовавший в боевых действиях, заслуживший свои чин прислуживая некому лицу и высших чинов. Его особенностью можно читать надменное отношение к людям, равным ему по положение.

К простым крепостным он вообще относился как несуществующим людям. С книжками этот помещик не дружил, словом не владел, был скуп и невежественен. Эти описания соответствовали большинству отставных военных ставших помещиками в царской России.

Второй персонаж – это старый помещик Стегунов Мардарий Аполлоович, использующий в своем имении приемы средневековья и постоянно наказывающий своих крепостных за любую провинность. И хотя у него была жесткая дисциплина среди крестьян, фактически само имение управлялось поверхностно и все хозяйство «дышало на ладан».

Автор обнажает нравственное оскудение русских помещиков, подводя к идее протеста против крепостного права.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Старосветских помещиков» Гоголя по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Произведение не похоже на яркие, сказочно-фантастические сюжеты из предыдущего сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повести описывается жизнь и смерть двух стариков.

Сюжет рассказа «Два помещика» Тургенев

«Два помещика» Тургенев краткое содержание произведения:

Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них — отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый.

Правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает Вячеслав Илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. Человек он очень добрый, но с довольно странными привычками. Он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.

Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в управляющие отставного вахмистра, необычайно глупого человека. Хвалынский большой любитель женщин. В карты он любит играть только с людьми низшего звания.

Когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. Читает Вячеслав Илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. На выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.

О своём военном прошлом генерал Хвалынский говорить не любит. Живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. Его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. На больших званых обедах и публичных торжествах генерал Хвалынский чувствует себя в своей тарелке. Особым даром слова Хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.

Мардарий Аполлоныч Стегунов похож на Хвалынского только в одном — он тоже холостяк. Он нигде не служил и красавцем не считался. Мардарий Аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. Он хлебосол и балагур, живёт в своё удовольствие.

Своим имением Стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. Люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. Гостей Мардарий Аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.

Как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. После того, как Стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на балконе. Вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового Юшку выгнать их. Юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. Выяснилось, что это куры Ермила-кучера и Стегунов велел их отобрать.

Потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. Мардарий Аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. В отдалении я услышал странные звуки. Оказалось, это наказывали Ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.

Через четверть часа я простился со Стегуновым. Проезжая через деревню, я встретил Васю и спросил, за что его наказали. Он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.

Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошел в известный цикл писателя «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бурмистра», которое подойдет для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника.

Видео краткое содержание Два помещика

После отмены крепостного права в России Александр II просил передать Тургеневу, что очерки сыграли большую роль при принятии его решения об освобождении крестьян.

Краткое содержание «Два помещика»

Рассказ «Два помещика» Тургенева был написан в 1852 году. Он вошел в знаменитый цикл «Записки охотника», который автор посвятил описанию жизни крепостных крестьян и помещиков образца середины XIX века. В произведении показаны наиболее типичные образы русских помещиков.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два помещика» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Главные герои

  • Хвалынский Вячеслав Илларионович – помещик, генерал-майор в отставке, холостой, влюбчивый, добрый, но излишне надменный мужчина средних лет.
  • Стегунов Мардарий Аполлоныч – помещик, невысокий, толстый, лысый старичок, добродушный и гостеприимный.

Другие персонажи

  • Рассказчик – дворянин, мужчина среднего возраста, страстный охотник.

Краткое содержание

Рассказчик решил поведать о двух своих соседях-помещиках, у которых он часто охотился. Это были почтенные люди, которые пользовались «всеобщим уважением нескольких уездов» . Один из них, Вячеслав Илларионович Хвалынский, был генерал-майором в отставке. Это был высокий, некогда стройный, но теперь обрюзгший человек «в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре» . Внешность его уже претерпела досадные возрастные изменения, но Хвалынский был по-прежнему бодр, весел и часто называл себя «старым кавалеристом» .

Это был, по сути, добрый человек. Однако он не мог общаться на равных с «дворянами небогатыми или нечиновными» . При разговоре с ними Хвалынский смотрел искоса, пренебрежительно. И, напротив, с людьми, выше его по социальному статусу или званию, он отличался особой почтительностью, и даже в карты им проигрывал с любезной улыбкой, без жалоб. О своей службе генерал говорить не любил, и «на войне он тоже, кажется, не бывал» .

Кроме того, «Вячеслав Илларионович ужасный охотник до прекрасного пола» , и при виде хорошенькой особы всегда был готов на подвиги. У него не было семьи, и он до сих пор считался завидным женихом. Генерал Хвалынский был удивительно хорош «на всех торжественных и публичных актах, экзаменах, собраньях и выставках» , куда его с удовольствием приглашали. Однако он неизменно избегал долгих бесед и жарких споров. Дома у себя он никого не принимал и жил, «как слышно, скрягой» .

Совсем иным был другой помещик – Стегунов Мардарий Аполлоныч. С Хвалынским его объединяло лишь то, что оба были закоренелыми холостяками. Невысокого роста, лысый, пухлый Стегунов «едва ли где-нибудь служил и никогда красавцем не почитался» . Он был большим хлебосолом и балагуром, всегда с удовольствием принимал гостей и потчевал их от всей души. Сам же Мардарий Аполлоныч ничем не занимался и обленился настолько, что «даже «Сонник» перестал читать» .

Однажды рассказчик приехал в гости к Стегунову. Они сидели на балконе, пили чай и наслаждались прекрасным вечером. Неожиданно раздались звуки ударов. Мардарий Аполлоныч сообщил, что это по его приказу «шалунишку наказывают» , буфетчика Ваську. Когда на обратном пути рассказчик повстречал того самого Ваську, то поинтересовался, за что его били. Буфетчик ответил, что наказание получил за дело. Он восхищался добрым и справедливым барином, какого «в целой губернии не сыщешь» . Рассказчик грустно вздохнул и задумался о печальной судьбе простого русского народа.

Заключение

В своем произведении Тургенев продемонстрировал два распространенных типажа русских помещиков. Также он показал, в каком зависимом положении был простой народ, который даже не пытался протестовать против своего рабства.

После ознакомления с кратким пересказом рассказа «Два помещика» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Тема рассказа два помещика

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Тема рассказа два помещика

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Раньше общество воспринимало сериалы как guilty pleasure и почти синоним ситкома. Теперь они стали неотъемлемой частью досуга, а иногда и двигателем социальных изменений. Разбираемся, как сериалы влияют на нашу жизнь

Как сериалы влияют на общество

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. Согласно резолюции ООН, телевизионные продукты «оказывают влияние на принятие решений, привлекают внимание к конфликтам, угрозам миру и безопасности и могут повысить интерес к другим важным вопросам, включая экономические и социальные». И хотя сериалы долгое время были «постыдным развлечением», они — наравне с другими телевизионными продуктами — оказывали влияние на общество.

Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:

«Сериалы с момента своего появления выполняли важные социальные функции: закрепления и формирования норм и политической социализации. Исследователь Дж. Карлсон отмечал, что большое количество полицейских сериалов в сетках каналов создает у публики стойкое представление о том, что мир вокруг них очень опасен — гораздо опаснее, чем свидетельствует их повседневный опыт. Поэтому, когда появляется «плохой полицейский», который нарушает закон, публика принимает его как героя: так он становится более эффективным защитником от опасностей мира. В результате зритель считает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности общества нарушить закон.

Сериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс непрерывный. Чтобы быть популярным, сериал должен опираться на нормы и ценности, которые разделяет публика, но одновременно, как писал об этом известный исследователь Джон Кавелти, помогает «аудитории исследовать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать шагнуть за эту границу». Другой очевидный пример — мелодраматические сериалы, которые позволяют увидеть, как при сохранении основных признаков жанра изменились нормы отношений между полами».

Почему сериалы сейчас пользуются огромной популярностью

С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат сериалов практически не менялся: чаще всего это были мыльные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие хиты как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф». Но несмотря на возросший интерес аудитории, сериалы по-прежнему оставались телевизионным продуктом с вертикальным сюжетом: при таком построении нарратива в каждой серии рассказывают отдельную историю, поэтому включить ситком можно было с любой серии.

Исследователи отмечают, что в наше время отношение к производству и просмотру сериалов радикально изменилось. С чем это связано?

Цифровизация изменила качество изображения

Еще в 2014 году Netflix начал снимать и показывать весь контент под брендом Originals только в формате 4K и Ultra HD, чтобы обезопасить будущее фильмов и сериалов: по мнению руководства, через несколько лет будет сложно найти телевизор, который не поддерживает формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Prime, «КиноПоиске», ivi и других.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«В классических television studies очень многие выводы о природе и социальном воздействии сериалов строились на положении «сериалы — плохое качество картинки; кино — высокое качество картинки». Сегодня же качество сериальной картинки практически не отличается от кинематографической, возможности режиссеров, сценаристов и художников расширяются, это привлекает в сериальное производство профессионалов, бюджеты сериалов растут, и, как следствие, визуальный стиль становится все более изощренным, а нарративы — качественными и многосложными. Это обращает на сериалы внимание серьезных драматургов, знаменитых режиссеров, известных художников — и сериалы постепенно (по крайней мере, часть из них) обретают драматическую глубину и становятся визуально (и аудиально) изобретательными».

Изменились привычки потребления контента

В результате цифровизации появилась индустрия свободного времени, в которой досуг становится экономическим ресурсом и формирует предложение. Сериалы стали удобным способом провести время, когда его мало: одна серия, как правило, длится не дольше часа, а чтобы сходить в кинотеатр, нужно потратить больше времени и денег — при этом не факт, что фильм понравится.

Тема рассказа два помещика

Автор книги «В следующих сериях» Иван Филиппов отмечает, что в кинотеатре зрителям комфортнее смотреть «легкое кино» — семейные фильмы, комедии, блокбастеры и всевозможные франшизы. Аудитория не предъявляет к таким фильмам высоких требований, потому что хочет отдохнуть от рутины и расслабиться после трудного рабочего дня. Выбрать драму сложнее: если она окажется скучной, зритель потеряет время и деньги, а заодно испортит себе настроение.

В результате драмы практически перекочевали в сериалы. По данным statista.com, в 2020 году именно этот жанр пользовался наибольшей популярностью у американской аудитории Netflix: его смотрели 34,7% зрителей. Комедии интересовали вдвое меньше пользователей — 18,7%.

Изменились запросы аудитории

Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток. Горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Можно осторожно, без статистики в руках, предположить, что для платформенных сериалов особое значение приобретают темы, связанные с толерантностью. Аудитория у сериалов глобальная, а это значит, что и персонажи на экране должны отражать свойственное глобальной аудитории разнообразие.

Новой и популярной темой являются сюжеты сериалов, связанные с технологиями в самых разных их проявлениях: о роботах, искусственном интеллекте, видеоиграх и мире их создателей, ИТ-компаниях и другом. Общество постоянно меняется, меняет само себя. Говорить, что сериал является внешним фактором, который приходит, как метеорит, извне и приводит к изменениям, неправильно. Сериал может быть триггером, он может открыть дискуссию, но только если тема уже возникла в обществе. Например, сериал «13 причин почему» повлиял на дискуссию вокруг проблемы подростковых суицидов, но только потому, что тема уже была важной для аудитории этого сериала».

Фото:HBO

Огромную популярность обрели стриминговые сервисы

В киноиндустрии поворотные изменения происходят примерно каждые 30 лет: в 1930-х годах появились звуковые фильмы, в 1950-х — телевещание, в 1980-х — кабельное телевидение и MTV. В конце 2010-х годов стриминговые сервисы начали набирать популярность, а во время пандемии коронавируса они достигли своего пика: к концу 2020 года количество подписчиков Netflix превысило 200 млн. Стриминговые платформы появились даже у гигантов, которые долгое время держались за традиционную модель вещания: в 2020 году WarnerMedia запустил HBO Max, NBCUniversal — Peacock, а Disney — Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию, сервисы стали производить и оригинальный контент: Netflix — «Карточный домик», «Корону» и «Черное зеркало», HBO Max — ремейк «Сплетницы» и продолжение «Секса в большом городе», Disney+ — «Мандалорца» и «Локи».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Важно, что большая часть сериалов сегодня — платформенные. На самом деле публика с более сложными запросами обратила внимание на сериалы еще в доцифровую эпоху — процесс повышения качества и разнообразия сериалов связан с распространением кабельных каналов, которые не зависели от рекламы, а существовали на деньги подписчиков и поэтому могли учитывать их вкусы и потребности. Стриминговые сервисы, которые также зарабатывают с помощью подписки, освободились не только от рекламы, но и частично от рейтингов и цензуры.

В стриминговых сериалах еще недавно можно было позволить себе смелые эксперименты, запретные темы и авторский стиль. Это также объясняет причины того, что со стриминговыми платформами начали работать знаменитые режиссеры, например Дэвид Финчер («Охотник за разумом», Netflix), Ридли Скотт («Воспитанные волками», HBO Max) или сестры Вачовски («Восьмое чувство», Netflix).

Правда, стоит отметить, что с лавинообразным увеличением популярности стриминговых сервисов в ситуации пандемии, возросло и стремление их контролировать, поэтому цензура и самоцензура стала появляться и на стриминговых сервисах, в том числе на отечественных».

Сериалы — это новые романы?

В 2018 году журналист Business Insider решил провести эксперимент и на две недели отказался от сериалов в пользу книг. По его словам, это оказалось сложнее, чем перестать употреблять мясо: он чувствовал, что выпадает из повестки дня, пропуская новые эпизоды.

Кандидат философских наук Арсений Хитров считает, что сериалы вытесняют из повседневной жизни литературу из-за влияния информационного общества. В развитых государствах многие сотрудники занимаются экономикой знаний, часто сталкиваются с чтением, сбором и обработкой данных. Они уже перегружены информацией, поэтому не готовы снова брать в руки книгу, приходя с работы домой. Сериал же, как отмечает Хитров, — «это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей».

Сериалы действительно формируют привычку, особенно если это проекты с полдюжиной сезонов — «Черный список», «Как избежать наказания за убийство», «Декстер» и другие. Такая циклическая модель соответствует запросам общества потребления и формирует преданную целевую аудиторию, выгодную для производителей. Однако появилась она задолго до капитализма: в интервью Le Figaro философ и специалист по сериалам Венсан Колонна объясняет, что циклические сюжеты существовали в литературе уже в эпоху Гомера, «Тысячи и одной ночи» и песен трубадуров.

Колонна убежден, что нарративное построение сериалов сближает их с романами: именно они лежат в основе многих популярных сериалов — от «Игры престолов» и «Карточного домика» до «Декстера» и «Рассказа служанки». По мнению Арсения Хитрова, деление на «главы»-эпизоды помогает жителям современных мегаполисов структурировать личное время: серия, как правило, длится не больше часа и подходит для просмотра за завтраком, во время пробежки в спортзале или перед сном.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Сериалы сегодня очень тесно связаны с литературой. Мы живем в эпоху адаптации, причем адаптация — это не только процесс переноса литературного произведения на экран, но и наоборот. Как пишет автор книги «Теория адаптации» Линда Хатчеон, адаптация идет сегодня во всех направлениях. Например, не только сериалы вырастают из книг, но и книги из сериалов. Современные писатели часто работают сразу на несколько платформ (например, как писатели, драматурги и сценаристы) или по крайней мере предполагают, что их книги могут быть адаптированы. Но это не значит, что сериалы — это новые романы. Некоторые из них, безусловно, могут претендовать на это, ведь не стоит забывать, что и романы Диккенса и Толстого выходили как литературные сериалы. Но так же можно сказать, что сериалы — это новая беллетристика, новые фельетоны и новая готическая проза».

  • Тема рассказа голубая чашка
  • Тема рассказа гадюка ушинского
  • Тема рассказа ванька чехов
  • Тема рассказа белый пудель
  • Тема рассказа выстрел пушкин