Тема рассказа детство в архангельске

Автор работы: коденцева анастасия сергеевна руководитель проекта: пятницкая светлана васильевна учреждение: гбоу сош 525 с углублнным изучением английского языка московского

Автор работы: 

Коденцева Анастасия Сергеевна

Руководитель проекта: 

Пятницкая Светлана Васильевна

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 с углублённым изучением английского языка Московского района г. Санкт-Петербурга

В готовой исследовательской работе по начальной школе на тему «В детство за руку с Петром» автором была поставлена цель создать игровое пособие для учащихся по окружающему миру в виде игры. Для этого была рассмотрена справочная информация о личности Петра Великого и результатах его правления.

Подробнее о проекте:

В рамках детского исследовательского проекта «В детство за руку с Петром» учащаяся 9 класса изучает литературу и дает краткий пересказ о том, какой личностью был Петр Великий, что он предпринял во время своего правления для развития нашей страны и закрепления за ней статуса великой державы, почему этот человек вошел в историю как царь-преобразователь, какую лепту он внес в российское кораблестроение и как был построен град Петра.

В учебной исследовательской работе (проекте) на тему «В детство за руку с Петром» автор представляет результат своей практической деятельности, выраженный в виде игры, посвященной личности Петра Первого. Игра состоит из карточек с изображением разных объектов, относящихся к эпохе Петра, и вопросов к ним.

Оглавление

Введение
1. Петр Великий.
2. Царь–Преобразователь.
3.  Морским судам быть!
4. Град Петра.
5. Игра «Пётр Первый».
5.1 Вопросы к игре.
5.2 Карточки к игре.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Данная работа является творческой работой по созданию пособия для учащихся начальных классов в рамках предмета «Окружающий мир». Одной из тем этого предмета является ознакомление учащихся с историей родного края, города. Санкт-Петербург – родина учащихся школы, а значит, изучение вопросов, связанных с изучением его истории, является составляющей учебного процесса.

Форма творческой работы представлена в виде игры с рядом заданий и вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания предполагают игровой характер.

Темой проекта стало описание жизни Петра Первого от периода детских лет до смерти.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к истории города, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением истории города, деятельности Петра Первого как русского императора, основателя города, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. История города является частью жизни петербуржцев, а значит, отражает их нравственную и гражданскую позиции. История города, воссозданная в памятниках, является национальным достоянием. Изучение истории города и, связанная с ним история жизни его основателя, важна для всех его жителей, в том числе и юных петербуржцев. Постичь основы истории города, приобрести знания об его создателя, задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по окружающему миру в виде игры.

Задачи:

  1. Создать концепцию игры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой игры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных вопросов
  5. Оформить игру
  6. Подготовить презентацию проекта

Этапы работы

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде игры

Основной

  • Разработка концепции игры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления игры
  • Поиск иллюстраций для оформления игры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление игры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты игры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключение

  • Художественное оформление игры (Приложения)

Петр Великий

В истории России царь Петр остался под именем Великий (правил с 1682 по 1725 год). Царь неустанно заботился о пользе Отечества.

Петр был провозглашен царем в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже. Смышленого мальчика тяготила придворная жизнь. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины – сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военным науками.

Петр не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу Петр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку.

Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, военное дело, иностранные языки. Петр освоил около 14 специальностей, мог своими руками построить корабль.

Был царь крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле. Нередко бывало, что жестокая расправа ожидала тех, кто осмеливался его ослушаться.

Царь–преобразователь

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем Новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. Петр упростил азбуку – кириллицу, открыл новые типографии, выпустил новую печатную газету, основал первый музей – Кунсткамеру – и первую доступную всем библиотеку, подписал указ о создании Академии наук.

В России появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы. Жители России стали быстрее узнавать о последних новинках техники достижениях науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были открыты школы.

Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям. Петр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. Были созданы новые органы управления. В 1721 году Петр Первый был провозглашен императором. Россия стала империей.

Морским судам быть!

Эти слова принадлежат Петру Первому. При нем Россия превратилась в морскую державу. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год). 

Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю. А начиналось все так. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда – Михаила Федоровича.  Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Петр, увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро (близ города Переславня-Залесского). Здесь началась постройка первых судов.

Но навсегда Петр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск.  Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание.

С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный морской флот. И закипела работа. Верфи работали без устали. Иностранцам, жившим в то время в России, быстрота, с которой строились корабли, казалась невероятной.

Град Петра

Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург.

Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости.  Пётр сам выбрал место для её закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.

Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками.

На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

Пётр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами.

От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга, но всё это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос. В 1713 году город на Неве стал столицей России.

Сегодня мы проведем игру, содержанием которой станет рассказ о деяниях Петра, его месте в истории России, города.  Вопросы, которые мы предложим, могут быть для вас и сложными, и легкими.  В любом случае, насколько бы вопросов не ответили команды. Нашей задачей не является лишь только победа. Самое главное для нас   — это участие и те знания, которые мы получим в ходе игры. Как и у любой игры. У нашей тоже есть правила. С ними мы вас познакомим.

Игра «Пётр Первый»

ВВЕДЕНИЕ
Игра составлена для активизации интереса к углубленному изучению деятельности Петра 1 для начальных классов.

Вопросы опираются на материал, взятый из учебника по окружающему миру 4 класса А.А.Плешаковой.

Подготовка к игре.

Класс разбивается на 2 – 4 команды. Каждая команда выбирает капитана и название. На отдельной парте раскладывается игровое поле и карточки. Учащиеся должны повторить темы по учебнику. Игру ведет учитель. Среднее время игры – 20 минут.

ПРАВИЛА ИГРЫ
Вопросы делятся на сложные и легкие. Капитаны команд по очереди выбирают карточки и советуются со своей командой. После дают ответ.

Карточка со сложным вопросом
При правильном ответе карточка даёт +2 хода вперед
При неправильном ответе карточка даёт -1 ход назад

Карточка с легким вопросом
При правильном ответе карточка даёт +1 ход вперед
При неправильном ответе карточка даёт -2 хода назад

Вопросы к игре

ЛЕГКИЕ                                                                                         

  • Сколько лет было Петру, когда он увлекся судостроением? (16 лет)
  • Кого набирали в потешный полк Петра? (его сверстников)
  • Под каким именем Петр остался в истории? (Петр Великий)
  • В честь кого Петр возвел Александро-Невскую лавру? (в честь Александра Невского)
  • Какое одно из любимых развлечений Петра в детстве? (потехи)
  • Возле берегов, какого моря совершилось первое морское плавание Петра? (возле берегов Белого моря)
  • Какая местность/земля была при строительстве Санкт-Петербурга и затрудняла строительство? (болотная)
  • Битва, с каким государством произошла на месте, где возвели Александро-Невскую лавру? (битва со шведами)
  • Во сколько лет Петр 1 был провозглашен царем? (в 10 лет)
  • В устье какой реки был заложен Санкт Петербург? (в устье реки Невы)
  • Во время поездки в Европу Петр много трудился руками и работал. Для чего он это делал? (он хотел постичь все премудрости корабельного дела)
  • С каким государством Россия вела войну? (Швеция)
  • России требовались специалисты в разных областях, что было открыто для их подготовки? (школы)
  • Что Петр запретил знатным людям, чтобы быть наравне со всеми? (носить бороды и русские платья)
  • Как назывался полк Петра в детстве? (потешный)
  • С какой крепости началось строительство Санкт-Петербурга? (с Петропавловской крепости)

СЛОЖНЫЕ

  • Какой главный проспект Санкт-Петербурга протянулся от здания Адмиралтейства? (Невский проспект)
  • Как провозгласили Петра в 1721 году? (императором)
  • Какие школьные предметы Петр знал хорошо? (математику, географию)
  • Сколько специальностей освоил Петр? (14)
  • Как назывался первый, основанный Петром музей? (Кунскамера0
  • Кем трудился Петр во время путешествия в Европу? (плотником)
  • Какой собор долгое время считался самым высоким зданием в России? (Петропавловский собор)
  • К какому морю, Россия получила выход, одержав победу в войне с Северной Европой? (К Балтийскому морю)
  • Как звали дедушку Петра 1? (Михаил Федорович)
  • Почему Петр не был похож на других царей? (много работал руками, царь – простой мастеровой – это было в диковинку)
  • В каком году Санкт-Петербург стал столицей? (в 1713 году)

Карточки к игре

Заключение

  • Игра проведена в соответствии с правилами, предложенными игрокам.
  • Вопросы исходили из содержания рассказа ведущего о жизни и деятельности императора Петра Великого.
  • Правила в доступной форме были предложены учащимся.
  • Условия игры объяснены.
  • Игра проведена.
  • Итоги подведены (команда – победительница – награждена закладками с изображениями памятных мест Петербурга)
  • Игра одобрена руководителем.
  • Игра произвела эмоциональное впечатление на учащихся.
  • Игрокам представлена «Картинная галерея», содержанием которой стали иллюстрации, изображающие Петра, архитектурные и скульптурные памятники Петербурга.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Инетернет.

Приложение

Петр Великий 30 

Великий Петр, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава —
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.

Урок № 8

Класс-
6-В  Дата- 20.10. Учитель Кирюхина Е.А.

Тема: Мир семьи
и духовные заботы в рассказах Бориса Шергина.

Цель: раскрыть нравственный смысл
рассказов Шергина.

Задачи урока:

1) образовательные:

познакомить с Архангельском начала 20 века;

выявить особенности жизни, быта, языка поморов;

формировать умение работать с текстом
художественного произведения;

2) развивающие:

способствовать
развитию устной связной речи учащихся, мышления,

эмоциональной
сферы, способствовать расширению словарного запаса учащихся;

3) воспитательные:

воспитывать
любовь к литературе Севера, людям Севера, уважение семейных ценностей
.

Ход урока

1.      Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.


«Ты, дорогой мой человек, перекинемся душевным словом», — так Борис
Викторович Шергин обращался к своему читателю. Я хочу переадресовать эти слова
вам, шестиклассникам, и пригласить на душевный разговор.

3. Введение в тему урока.

 Учащиеся,
рассуждая, через толкование значений корней, приставки объясняют лексическое
значение слов «помор», «корабел»

4. Постановка проблемного вопроса для актуализации
темы урока.

— Как
вы думаете, почему мы начинаем урок со слов «помор», «корабел»?


Какое название вы бы дали нашему уроку? 


С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?


Как вы думаете, какими людьми были поморы?

5.Чтение отрывков  из рассказа «Двинская земля».

 Родную
мою страну обходит с полуночи великое Студёное море — седой океан. В море долги
и широки пути, и высоко под звёздами ходит и не может стоять. Упадут на него
ветры, как руки на страну, убелится море волнами, что снег.

Гремят
голоса, как голоса многих труб, — голоса моря, поющие ужасно и сладко. Глубина
океана — страшна, немерна, а будет столь светла, ажно и рыбы ходящие видно.

От
Студёного океана на полдень развеличилось Белое море. В Белое море пала
Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывёт с юга на
полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно:
пески лежат, и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А
кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо.

Город мой, родина моя, ты дверь, ты ворота в неведомые
полярные страны. В Архангельск съезжаются, в Архангельске снаряжаются учёные
испытывать и узнавать глубины и дали Северного океана.
 

 От
архангельских пристаней беспрестанно отплывают корабли во все стороны света. На
запад — в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и Америку, на север — к
Новой Земле, на Шпицберген, на землю Иосифа.

6.Физпауза

7.Обсуждение по ранее предложенным вопросам:


С какими чувствами Борис Шергин описывает родные места? Почему?


Как вы думаете, какими людьми были поморы? 


Кто автору привил чувство любви к родному краю?

(Учащиеся
отмечают, с какой нежностью, любовью, с каким восхищением Шергин пишет о родных
местах. Поморы показаны людьми свободными, смелыми, крепкими, душевными.)

8. Анализ художественного произведения.


Во время нашей беседы задумайтесь, какие эпитеты, оценочные

прилагательные
можно подобрать к ключевому слову темы урока «СЕМЬЯ»


От чьего лица ведётся повествование в рассказах?


Как познакомились родители рассказчика, Анна Ивановна и Виктор Васильевич?


Что необычного вам показалось в этой истории? Как относятся друг к другу
молодые люди? (стеснение, уважение)


Какими впечатлениями о своём детстве делится с нами Шергин?


Какими людьми предстают в рассказах отец и мать? Какие эпизоды рассказывают о
том, что это творческие люди? (выборочное чтение отрывков)


Какая атмосфера царит в доме Шергиных?

(Учащиеся
рассказывают об атмосфере любви, нежности в семье. Родители уважают и
поддерживают друг друга, они вместе и в горе и в радости.)


Какие эпитеты после беседы по тексту мы можем подобрать к слову «СЕМЬЯ»?

ДРУЖНАЯ
(эпитеты появляются на доске по мере работы и записываются в тетрадь)

ДОБРАЯ

ТРУДОЛЮБИВАЯ

ТЁПЛАЯ

ВЕСЁЛАЯ

СЧАСТЛИВАЯ

ТВОРЧЕСКАЯ


Как взрослые относятся к детям в семье? (Родители готовили детей к жизни с
малых лет, хотели видеть их смелыми и добрыми, учили не лениться, с людьми жить
в ладу, не унывать.)

(обязательно
должно звучать выборочное чтение
)


Какие события объединяли семью, делали её крепче, дружнее?

(Совместный
труд, уход отца в море, общая радость по возвращении из моря, общая беда)


Какие ещё эпитеты, оценочные прилагательные мы можем добавить к слову «СЕМЬЯ»?

ЗАБОТЛИВАЯ

ЖДУЩАЯ

ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ
ДРУГ ДРУГА

ЛЮБЯЩАЯ


Какой урок даёт отец сыну в рассказе «Миша Ласкин»?


Как вы понимаете слова «любовь без хитрости»?


А как относились дети к своим родителям?


Что подтверждает ваши слова?

(Учащиеся
обращают внимание на название рассказа «Поклон сына отцу»: рассказчик
благодарен своему отцу за доброту, мудрость, любовь, ласку.)

9. Итоги


Каков же мир семьи Бориса Шергина, созданный в рассказах «Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу»?

(Мир
семьи, созданный в рассказах Шергина, — это мир любви, нежности, добра. В этом
мире люди уважают друг друга, помогают в трудную минуту. Здесь нет места
хитрости, лжи, злобе. Взрослый учит ребёнка трудолюбию, храбрости, старается,
чтобы дети выросли образованными, творческими людьми. Детям в этом мире,
похожем на сказку, тепло, уютно.)

10.Д/з выполнить иллюстрации к произведению.

  • Тема рассказа дед архип и ленька
  • Тема рассказа гуси лебеди воробьев
  • Тема рассказа два помещика
  • Тема рассказа голубая чашка
  • Тема рассказа гадюка ушинского