Тема рассказа детство толстой 4 класс

Автор: guru 06.08.2018 детство одно из первых произведений льва николаевича толстого, с которого и начался его долгий творческий

Автор:
Guru
·

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Цель: продолжить знакомство с творчеством
Л.Н. Толстого; познакомить с главой из
автобиографической трилогии “Детство”,
“Отрочество”, “Юность”; развивать речь
учащихся; воспитывать любовь к матери.

Класс: 4 класс, продолжительность урока 40
минут

Методы и приемы: словесный метод, работа с
книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение,
синтез, выразительное чтение, выборочное чтение,
комментированное чтение.

Оборудование: учебник, портрет Л.Н. Толстого,
картина И.Е. Репина “Л.Н. Толстой в кабинете под
сводами”, усадьба “Ясная Поляна” (иллюстрация),
презентация.

Ход урока

1. Организация класса.

Приветствие.

— Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам
радость общения, наполнит сердца благородными
чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на работу,
внимательно слушать, громко и четко отвечать на
вопросы.

Проверка рабочего места.

Учитель: На столе — учебник, дневник, ручка.

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим
знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого и
прочитаем главу из автобиографической трилогии
“Детство”, “Отрочество”, “Юность”.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Но сначала проверим домашнее задание.

— Что вам было задано на дом?

Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте какой “урок жизни”
Л.Н.Толстой дал своему внуку, когда занимался
чтением с ним и другими ребятами.

— Какой “урок” получил внук Толстого, когда
приехал из Москвы в Ясную Поляну сразу после
школьных экзаменов?

— Какой “урок” Л.Н.Толстой дал в отношении
спорта и в отношении к труду?

— О каких “уроках жизни” ещё вспоминает внук
Толстого?

Пересказ отрывка.

— Расскажите мне случай, из которого внук понял,
что не нужно быть назойливым, что у старших есть
важные дела, и ребята не должны им мешать.

Беседа по прочитанному.

— Кому могут пригодиться эти “уроки”?

— В каком веке жил Л.Н.Толстой?

— В каком веке живём мы с вами?

— Может быть эти уроки нам уже и не пригодятся?

Итог по домашнему заданию.

3. Вводная беседа.

Учитель: Скажите, а где родился Л.Н. Толстой и
прожил большую часть своей жизни?

— Верно. Это поместье Толстой получил в
наследство. Оно находится в 14 км от Тулы, ныне это
государственный музей-заповедник.

— В Ясной Поляне Толстой прожил более
шестидесяти лет, был свидетелем и участником
многих исторических событий. В Ясной Поляне им
были задуманы и написаны многие произведения.

— А какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

— Все эти произведения были написаны Толстым в
его усадьбе “Ясная поляна”.

4. Рассказ учителя.

— Художник И.Е.Репин, который был близок к семье
Толстых и подолгу жил в Ясной Поляне, написал
картину “Л.Н. Толстой в кабинете под сводами”.
Кабинет писателя находился на верхнем этаже дома
между маленькой гостиной и спальней писателя.

Картину Репин писал с натуры. На простой
плохонькой железной вешалке висит верхняя
одежда, слева у стены укладка (деревянный
сундучок). В углу пила с рукояткой, обёрнутой
тряпкой, пилой кто-то недавно работал. Тут же в
комнате коса. В другом углу — большая лопата.

За небольшим столом, заваленным рукописями,
примостившись с краю, на грубо сколоченной
скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо, нервно
пишет. Вся композиция картины и положение,
которое придал Репин фигуре Толстого, как бы
подчёркивают, что писатель только что присел,
оторвавшись от другой срочной работы: пилки дров,
плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет
Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е.
Репин верно передал торопливость, с которой Лев
Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о
том, что в настоящее время составляет для него
весь смысл, всё содержание жизни.

Лев Николаевич очень любил свою семью, детей. В
усадьбе “Ясная Поляна” он устроил школу для
крестьянских детей. “Азбуку”, по которой
учились ребята, он написал сам, придумав много
занимательных рассказов для неё. Некоторые
рассказы вы сегодня вспомнили.

Книги великого русского писателя уже более 100
лет с интересом читают люди на всей Земле.
Толстой писал свои произведения для взрослых, но
у него много рассказов, сказок и басен для детей.

Совсем недавно вышло последнее собрание
сочинений в двадцати томах. В этом издании
собраны все произведения великого русского
писателя.

5. Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня мы прочитаем главу из
автобиографической трилогии “Детство”,
“Отрочество”, “Юность”.

— Трилогия — это три произведения одного автора,
где второе и третье являются продолжением
первого.

Обратите внимание, что описывая свою жизнь, Лев
Николаевич сделал героем произведения
Николеньку

Иртеньева, т.е. он называет себя в произведении
Николенькой.

6. Подготовка к восприятию текста. Словарная
работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие
слова. Как вы понимаете их значение?

Лелеять (нежить, заботливо ухаживать за кем,
чем-нибудь).

Наслаждение (высшая степень удовольствия).

Добродетели (положительное, нравственное
качество, высокая нравственность).

Умиление (нежное чувство, возбуждаемое
чем-нибудь трогательным).

7. Первичное чтение текста с постановкой
проблемного вопроса.

— Почему взрослому писателю так дороги эти
детские воспоминания?

8. Проверка восприятия по проблемному вопросу.

— Эти воспоминания дороги ему потому, что это
самые беззаботные счастливые годы жизни. К
сожалению, их вернуть невозможно.

9. Повторное чтение текста по частям с анализом.

1 часть.

— Какое событие описывает Л.Н.Толстой?

— Кто являются действующими лицами?

— Как вы думаете, что здесь важнее — описание
событий или переживаний мальчика?

2 часть.

  • Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами
    самыми сокровенными переживаниями?
  • Что вы можете сказать о характере Николеньки?
  • О каких двух добродетелях, присущих юному герою,
    с сожалением вспоминает Л.Н. Толстой?

Учитель: Николенька был таким же ребёнком, как и
вы. Считал, что взрослые должны его любить,
лелеять, но сам не всегда относился к ним
внимательно. Он вспоминает своего домашнего
учителя Карла Иваныча, которому очень часто
грубил, не хотел заниматься. Но потом он
раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья.
Умейте и вы попросить прощения, если кого-то
обидели.

10. Творческая работа.

Учитель: Вы сказали, что писатель делится с нами
самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы
можете поделиться такими тайными переживаниями?
(С мамой)

Найдите в тексте слова, с которыми Николенька
обращается к матери, как он ее называет?

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.

— Для каждого из нас мама — самый дорогой и
любимый человек. И не зря, наверное, в народе
говорят, что:

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и
старались делать всё так, чтобы они всегда
улыбались. Берегите своих мам! Расул Гамзатов
написал стихотворение, которое так и называется
“Берегите матерей”. Послушайте его.

Чтение стихотворения уч-ся.

Берегите матерей.
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стёкла
Молят капли- Маму береги!
Слышу: листья шепчут за стеною:
— Мама, это — дерево родное!
Голосом отца твердит земля:
— Мать— весь мир, и рощи, и поля.
Яростно бушует непогода.
В чёрном небе не видать ни зги…
Грохот грома — голос твой, природа,
— Просит каждый час любого года!
— Душу мира — маму береги.

11. Итог урока.

— В чем главная мысль рассказа? (Главная мысль
этого рассказа в том, что нужно любить своих
родителей, близких).

— Чему учит нас автор? (Автор учит нас относится
к людям с уважением и любовью).

— Разделяете ли вы его чувства?

— Как вы относитесь к своей маме?

— О каких особенностях жизни, характера и
творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали?

— Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для
себя? (Нужно всегда любить своих родителей;
ценить и уважать их; заботиться о них; помогать
им; утешать их в трудную минуту; не обижать и не
огорчать их; всегда помнить, что родители самые
близкие и дорогие нам люди.

12. Домашнее задание.

1) Чтение текста.

2) Cоставление рассказа о своём детстве.

Урок 20

Лев Николаевич

Толстой

«Детство»

Красова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО№26»

Г. Тула

Мотивация к уроку

Прозвенел звонок для нас.

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

Проверка

домашнего задания

Пересказ сказки

М.Ю.Лермонтова

«Ашик-Кериб»

по плану

Чудесный мир

классики

Сообщение темы урока

Работа в тетради

стр.21

задание 1.

Прочитай,

что здесь написано.

lлgеwв

sнiикоwлsаеgвslичi

wтsоlлsстvойsv

лев

николаевич

толстой

Жизнь и творчество

Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910г. он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов!!!

Л.Н.Толстой рано остался без родителей. В 16 лет он поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Толстой был поразительно способен к иностранным языкам, занимался музыкой, историей, рисованием и

медициной.

Но самое главное – он любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей

округе.

В конце своей жизни Л.Н.Толстой решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении, давая свободу крестьянам.

стр.21

задание 2.

Работа в тетради

-Проверь себя.

Допиши предложения.

1.Лев Николаевич Толстой родился в году.

2.Всю свою жизнь он посвятил .

3.Полное собрание сочинений Л.Н.Толстого состоит из томов.

4.Родился и жил писатель в основном в .

5.Там он открыл .

6.Л.Н.Толстой написал для детей .

7.Лев Николаевич рано остался без .

8.В 16 лет он поступил в один из лучших университетов

того времени .

9.Его интересы были самыми разносторонними. Он

был поразительно способен к ,

занимался

1828

литературе

90

Ясной Поляне

школу для крестьянских детей

учебник

родителей

в Казанский

иностранным языкам

музыкой, историей, рисованием и медициной.

Работа по учебнику

Прочитайте рассказ С.Толстого на стр.114.

Что нового вы узнали о Льве Николаевиче?

Сколько лет было мальчику, когда он первый раз в жизни увидел Льва Толстого?

Ребёнок был поражён поведением деда.

Что его особенно взволновало?

Работа по учебнику

Сегодня мы прочитаем главу из автобиографической трилогии л.Н.Толстого

«Детство. Отрочество. Юность.»

Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

В тексте нам встретятся

непонятные слова

объяснить их.

Словарная работа

Лелеять —

нежить, заботливо

ухаживать за кем-нибудь.

Наслаждение —

высшая степень

удовольствия.

Добродетели —

Умиление —

положительное,

нравственное качество,

высокая нравственность.

нежное чувство,

возбуждаемое

чем-нибудь трогательным.

Чтение произведения

Л.Н.Толстой

«Детство»

Работа по учебнику

1.О чём это произведение?

2.Какие события описывает Толстой?

3. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?

4. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.

Работа по иллюстрации

и анализ произведения

  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?
  • Найдите в тексте отрывок, которому соответствует данная иллюстрация. (стр.117 )
  • Какие чувства испытывает Николенька?
  • Какие чувства испытывает мама в этот момент?
  • С чем можно сравнить
  • мамин голос?

10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания

и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится,

кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.

  • О каких особенностях жизни, характера и творчества Л.Н.Толстого вы сегодня узнали?
  • О чем еще, кроме любви к матери, хотел рассказать Л.Н.Толстой?

Итог урока

  • Понравилась вам работа на уроке?
  • Что понравилось?
  • Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?

Рефлексия

Домашнее задание

1. Прочитать произведение

Л.Н.Толстого «Детство»

стр.115-118.

2. Выполнить в тетради

на стр.21 задание 3.

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьезные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – все это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Сочинение: Отзыв о повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Мне понравилась повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», потому что она заставляет задуматься о многих важных и нужных для понимания и осознания, а также принятия во внимание вещах: любви к родным и близким людям, об умении наслаждаться детством, этим чудесным моментом в жизни каждого, когда нет забот и тревог, когда все кажется легким и радостным. Мое впечатление от прочтения именно такое — легкое и радостное.

Автор учит нас умению радоваться жизни, но и помнить о быстротечности времени, о том, что детство заканчивается, и начинается взрослая, более серьезная и ответственная пора, когда надо принимать решения, когда ты сам ответственен, а не за тебя несут ответственность, когда необходимо решать вопросы и давать советы. Автор старательно пытается донести до читателя эти мысли, и мое мнение совпадает с его мнением неоднократно на протяжении всего произведения. Детство нужно беречь и охранять от тягостных впечатлений, но из него важно вовремя выйти, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Главный герой книги в детстве был наивным и ведомым, совершил много ошибок и испытал много ложных впечатлений, как и все мы. Но его детство закончилось, и новый Николай, более серьезный и самобытный, будет ждать читателя на страницах «Отрочества» и «Юности».

Мораль повести такова: каждый человек — сам творец своей судьбы, и только он вправе решать, как ею распоряжаться. Николай все время искал образец для подражания, бездумно копировал чужое поведение, поэтому совершал ошибки. Очень важно помнить о последствиях своих действий и поступков, важно обдумывать свои шаги, строить планы и намечать цели, уверенно к ним идти, не останавливаясь на достигнутом, не боясь неудач и провалов, ведь ошибки совершают все. Важно всегда задумываться о будущем, но и наслаждаться настоящим — в чем и состоит главная мысль произведения «Детство».

Чему учит автор? Он учит читателя ценить своих родных и близких, заботиться о них и любить, всегда помогать и не отталкивать. Близкие люди — это надежда и опора, но, к сожалению, они не всегда будут рядом, поэтому так важно оберегать их благополучие, радовать их и наполнять каждый момент их жизни яркими красками. Николай сделал все возможное, чтобы его мама насладилась любовью и лаской детей перед смертью. Он был хорошим сыном, и мы тоже должны быть такими для своих родителей.

Мое отношение к произведению невероятно светлое, Лев Николаевич создал поистине прекрасное творение русской художественной литературы, которое хочется перечитывать снова и снова.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

Следующая

СочиненияСочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Детство»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Детство»
  • для самых компанейских — Главные герои Толстой «Детство»
  • для самых крутых — Читать «Детство» полностью

Иртеньевы отправляются на охоту

«Детство» Льва Николаевича Толстого продолжается эпизодом охоты. В полном составе семейство Иртеньевых отправляется на природу. Очень любит Николенька такие поездки. Сегодня к тому же с ними находится матушка вместе с девочками — Любочкой, сестричкой, и Катенькой, дочкой гувернантки, к которой мальчик испытывает первые любовные чувства.

Взрослые после неудачной охоты (главный герой спугнул ненароком зайца) принимаются за обед, а дети начинают играть в Робинзона. Николенька в это время проявляет неловкие знаки внимания к Катеньке, но девочка не потакает ухаживаниям маленького барина.

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своем родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на ее именины. Она была очень растрогана этим подарком, и нежно поцеловала внука. Николенька свел дружбу с Сережей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приеме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провел с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблен.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни ее сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом, и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Анализ повести Толстого Л.Н. «Детство»

Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Детство — это самая лучшая пора в жизни человека, то время, которое никогда не забудется, то, которое всегда будет в памяти абсолютно каждого жителя этой огромной планеты.

Основная тема этой повести — тема становления личности. Человек взрослеет, становится полноценным членом общества, учится, познает этот загадочный мир. Толстой показывает весь жизненный путь человека.

Главным героем этой повести является маленький мальчик, которого зовут Николенька Иртеньев. На момент первой главы Николеньке исполнилось целых десять лет. Именно в таком возрасте детей отправляют учиться в лицеи. Буквально через пару недель ребенок должен был отправиться учиться в учебное заведение, но а пока- у него есть немного времени, чтобы насладиться последними летними деньками, а так же последними моментами своей беззаботной, детской жизни.

В этой повести показывают смерть, показывают, какого это, потерять близкого человека, который всегда был рядом. Писатель показал, как сыновья умеют тосковать по матерям, как им больно их терять, через что они все проходят.

Так же в этой повести раскрывается тема плохого влияния на человека, у которого еще не сформировано мировоззрение. Люди, которые навязывают свое мнение, плохие привычки, учат плохому — они причина становления «неправильной» личности.

Главной мыслью этого произведения является влияние на человека другого человека, семьи, общества. Каждый маленький, буквально незаметный для первого взгляда поступок может в корне изменить всю жизнь человека, общества.

Эта повесть считается автобиографической, потому что писатель, Лев Николаевич, писал это произведение по мотивам собственного детства.

Это произведение ценит любить и ценить свою семью, уважать своих родных. Учит всегда думать своей головой, никогда не повторять чужих ошибок. Автор учит читателей ответственности, думать только своей головой. Нужно объективно оценивать весь окружающий мир. Показывает, что люди никогда не должны унижаться, стелиться под кого-то, выполнять чьи-то прихоти, только ради того, чтобы понравится кому-то, завоевать чье-то внимание, дружбу.

6, 7 класс

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный <�…> это неблагодарность…»

Тест по повести Л.Н.Толстого «Детство» тест по литературе (7 класс) по теме

Слайд 1

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

Слайд 2

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а ) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

Слайд 3

2. Повесть «Детство» относится: а ) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

Слайд 4

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев ; б) Володя Арсеньев; в) Гриша ; г) Карл Иванович.

Слайд 5

4.Повествование ведётся от лица: а ) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча ; г) автора.

Слайд 6

5 . Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича: а) Библия; б) учебник арифметики; в) один том из истории Семилетней войны; г) Повести временных лет.

Слайд 7

6. Сколько лет было сестрице Любочке : а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

Слайд 8

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

Слайд 9

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!» а) о Наталье Савишне ; б) о Грише; в) о матушке; г ) о папа .

Слайд 10

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» — говорит Толстой: а ) о бабушке; б) о Мими ; в) о маменьке; г) о Наталье Савишне .

Слайд 11

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер ; б) Мауер ; в) Мюллер; г) Миллер.

Слайд 12

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал : а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

Слайд 13

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

Слайд 14

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

Слайд 15

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

Слайд 16

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

Слайд 17

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а ) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

Слайд 18

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: а) о Н.В.Гоголе ; б) о Л.Н.Толстом ; в) о Николае Иртеньеве ; г) о самом Н.А.Некрасове .

Новые слова

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, историей появления автобиографической трилогии “Детство”, “Отрочество”, “Юность”; с содержанием отрывка “Детство”;

  • отрабатывать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • учить анализировать прочитанный рассказ, с целью выявления мотивов и причин поступков героев;

  • воспитывать любовь и уважение, теплое и бережное отношение к самому дорогому человеку – матери.

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого;

  • мультимедийная система;

  • презентация “Л. Н. Толстой” (Приложение 1);

  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;

  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Тип урока:комбинированный.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.(Слайд)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я, зовут меня Марьям Ниязбековна

По дороге к вам мне вспомнилась одна интересная притча. Я расскажу вам о ней.

Жил когда то один мудрец. И решил один человек проверить так ли он мудр, как все о нем говорят. Он поймал бабочку и зажал её в руке. Он спросил у мудреца жива ли бабочка?. А сам думает, если скажет, жива, я её раздавлю, а скажет ,мертва, я её выпущу.

 Но мудрец сказал: « Все в твоих руках» И в ваших руках находятся ваши знания, которые вы можете запомнить и применить в жизни или забыть их.

«Чтение хороших книг – это беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и, причем, ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.» ( Рене Декарт)

 — Сегодня очень важно установить между нами обратную связь.Давайте сделаем так,если вы услышите хлопок,то должны его повторить.Повторить должны синхронно. Давайте попробуем.Чтоб получилось синхронно вы должны выждать паузу,а потом повторить.

II. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

-Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

— Верно, это Лев Николаевич Толстой. (Слайд)

— (Работа в группах)

1 группа: Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

«…мальчик осмелился и сказал:

— Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!…
Учитель остановил его и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)

2 группа: Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.

3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

(Крепкую дружбу и топором не разрубишь) «Филипок»

(Кто родителей почитает, тот во век не погибает) «Косточка»

(Лучше горькая правда, чем красивая ложь) «Старый дед и внучек»

(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть») «Лев и собачка»

2)Гордится отец, что у него сын — храбрец.

Ответы учащихся по одному от группы.

— Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?

(Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)

III. Открытие новых знаний

    1. Постановка целей урока. Что вы хотели бы узнать, чему научиться?

    2. Слово о писателе. (Сообщение детей)

    -Ребята , а что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

    Я приглашаю к доске……..

    Родился Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне. В 16 лет поступил в университет. В Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей. Написал для них Азбуку и учил по ней. Любил много трудиться, много времени проводил с детьми. Прожил долгую жизнь, написал много художественных произведений, в которых все просто, кратко и понятно.

    Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал.

    Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.

    7 ноября 1910 года Толстой умер и был погребен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, заранее им самим указанном.

    (1828)

    Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.

    У нас есть уникальная возможность увидеть Л.Н.Толстого живым. Сохранились документальные кадры его жизни.

    Л.Н.Толстого похоронили, как он и завещал, на краю яснополянского оврага Старый Заказ. В том самом месте, где будто бы брат Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

    Интересные факты из жизни автора (Учитель)

    Из вос­по­ми­на­ний Софьи Ан­дре­ев­ны Тол­стой, жены пи­са­те­ля

    638573 1

    «Не любил мо­ло­ка и рыбы. Любил вишни, по­гло­щая их в необык­но­вен­ном ко­ли­че­стве.

     Был смел, но страш­но бо­ял­ся крыс: еще в Се­ва­сто­по­ле од­на­ж­ды вы­ско­чил под ура­ган­ный об­стрел непри­я­те­ля, уви­дев крысу.

     Страст­ный охот­ник, но лая собак не пе­ре­но­сил.

     Легко пла­кал, редко сме­ял­ся (зато до слез).

     Об­ла­дал вы­да­ю­щей­ся чут­ко­стью к му­зы­ке. Играл с увле­че­ни­ем.

     Ар­ти­сти­чен и пре­крас­но читал. При этом был за­стен­чив.

     За­ня­тия пче­ла­ми от­вле­ка­ли Л. Н. от дома и от меня, и я часто ску­ча­ла, и даже пла­ка­ла в оди­но­че­стве».

     «Очень любил мно­го­ча­со­вые про­гул­ки пеш­ком. Он со­зер­цал при­ро­ду, почти нетро­ну­тую че­ло­ве­ком, там он мыс­лил. Он осо­бен­но любил вы­би­рать ма­ло­за­мет­ные тро­пин­ки, не зная, куда они при­ве­дут…»

    «В кругу своей семьи он часто вспо­ми­нал зна­ме­ни­тую фран­цуз­скую по­го­вор­ку: Чтобы быть здо­ро­вым, надо много хо­дить и хо­ро­шо же­вать…»

    — Остановимся у скамьи Толстого и послушаем “уроки жизни”, которые дал Лев Николаевич своему внуку.

    10 “уроков жизни”.

    1) Делай все по возможности сам, не будь “барином”.

    2) Не будь назойлив.

    3) Будь внимательным.

    4) Не надо жадничать.

    5) Не нервничай, держи себя в руках.

    6) Будь тверд и стоек.

    7) В игре, спорте, в труде — будь разумен.

    8) Будь организованным.

    9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается

    10) Имей свое мнение.

    — Л.Н.Толстой много работал. Он не боялся физической работы. Его можно было увидеть на пашне, с косой на полоске.

    — Но большую часть времени он проводил в своем рабочем кабинете. Благодаря его усердию и таланту мы и видим перед собой малую часть его творений.

    2. Выставка книг

    — 3 Речевая разминка.

    — Прежде чем приступим к чтению, проведем речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и наш рассказ “Детство”.

    • Выразительное чтение учителем.

    • Чтение выделенных слов.

    • Чтение про себя.

    • Хоровое чтение в умеренном темпе.

    В чудетство откроешь окошки-
    Счастливень стучит по дорожке,
    Цветет веселютик у речки,
    И звонко поют соловечки.
    А где-то по дальним дорогам
    Бредут носомот с бегерогом…
    Мы с ними в чудетство скорее
     пойдем
    Спешит торопинка под самым окном,
    Зовет нас глядеть – заглядеться:
    Что там за окошком?
    Чу!.. Детство!

    (- Мы с вами познакомимся с отрывком из первой повести. Создавая образы героев, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Толстой утверждал, что писал, не только о своем детстве, но и о детстве каждого человека.

    4. Знакомство с новым произведением.

    1. История появления повести “Детство”

    – В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”. Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.

    – Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

    3. Словарная работа.

    — В тексте нам встретятся необычные слова. 

    Maman – мама

    Мамаша – мама

    ИТТИ – идти

    Подле меня – возле

    Досыта – вдоволь, больше не хочется

    Впросонках – сквозь сон

    Ваточный халат —  халат на подкладке из ваты

      1. Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие ученики.

      4. Анализ отрывка (проверка первичного восприятия)

      . Работа над текстом.

      — О каком самом дорогом человеке пойдет речь? (о маме)

      А какая у вас мама? (Ответы детей)

      Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»

      — О чём рассказывает нам автор в самом начале?

      — Что делают  с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).

      Чтение до слова Маман.

      -О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)

      — А вам близки эти ощущения? Бывали ли  у вас такие случаи?

      Чтение до конца рассказа.

      — Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

      — Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе “Детство”?

      Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.

      — Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.

      Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно. Чтение 1 абзаца.

      — Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя?

      Здесь важней внутренний мир героя.

      — Какими чувствами переполнен отрывок?

      Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.

      — Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет?

      ( -Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)

      -Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

      — Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).

      -Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)

      -А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)

      — Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

      -Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей)

      —. Работа по карточкам. Заполнение таблицы.

      — Выделите из текста характерные черты для каждого героя.

      Maman

      Николенька

      1. Обращение к сыну.

      2. Милый, звонкий голос.

      3. Очаровательная улыбка.

      4. Нежная рука.

      5. Не боится излить всю свою любовь и нежность.

      1. Обращение к маме.

      2. Целует руки, колени.

      3. Льются слезы любви и восторга.

      4.Он молится за родителей, Карла Ивановича. Просит счастья.

      — О каких двух добродетелях, присущих герою, с сожалением вспоминает автор?

      -Найдите и прочитайте отрывок, который можно отнести к рисунку.

      -В чем главная мысль рассказа?

      Главная мысль этого рассказа в том, что нужно любить своих родителей, близких.

      -Чему учит нас автор?

      Автор учит нас относится к людям с уважением и любовью.

      -Разделяете ли вы его чувства?

      -Как вы относитесь к своей маме?

      8. Анализ отрывка с выборочным чтением.

      – Как мама называет своего сына?

      – О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

      – Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей? Прочитайте.

      9. Выделение основной мысли текста.

      – Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?

      – Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.

      (Читает учитель)

      Мать, мама, мамочка!
      Слово это — зов и заклинанье,
      В этом слове – сущего душа.
      Это – искра первого сознанья,
      Первая улыбка малыша.
      Слово это сроду не обманет,
      В нем сокрыто жизни существо,
      В нем — исток всего. Ему конца нет.
      Я произношу его:

      Мама!(Расул Гамзатов)

      — Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Это одно из самых древних слов на Земле и оно почти одинаково звучит на разных языках.

      6. Проба пера.

      — Теперь, ребята, послушаем, какие добрые слова о своей маме скажете вы.

      Дети читают свои стихи о маме.

      VI. Рефлексия.

      Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?

      — Нужно всегда любить своих родителей;

      — ценить и уважать их;

      — заботиться о них;

      — помогать им;

      — утешать их в трудную минуту;

      — не обижать и не огорчать их;

      — всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.

      VII. Подведение итогов урока

      – Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.

      Слайд № 20.

      На этом наш урок закончен. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, ответить на вопрос № 7 стр. 186.

    • Тема рассказа голубая стрекоза
    • Тема рассказа волшебник изумрудного города
    • Тема рассказа в рождественскую ночь чехов
    • Тема рассказа злоумышленник чехов
    • Тема рассказа дети подземелья