Тема рассказа белый пудель

Белый пудель микропересказ : мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. собаку уговаривают продать, затем

Белый пудель

Микропересказ : Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса.

По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадца­тилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто.

В этот день артистам не везёт. От дачи к даче они обходят весь посёлок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой «Дача Дружба» Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг из дома выскакивает мальчик лет восьми, а за ним ещё человек шесть. Мальчик визжит, катается по полу, дрыгает руками и ногами, а остальные уговаривают его принять микстуру. Мать мальчика хочет прогнать артистов, но мальчик изъявляет желание увидеть представление.

После выступления мальчик требует, чтобы ему купили пуделя. Мать предлагает за Арто немыслимые деньги, но Лодыжкин отказывается продавать друга. Прислуга выгоняет артистов на улицу.

Через некоторое время бродячую труппу находит дворник дачи «Дружба». Он сообщает, что барыня даёт за пуделя триста рублей, и подкармливает Арто колбасой. Столько стоит трактир, но Лодыжкин непреклонен. После скудного ужина артисты засыпают. Перед сном Лодыжкин мечтает, как купит Серёже красивое трико, в котором мальчик будет выступать в цирке. Проснувшись, они обнаруживают, что Арто исчез. Лодыжкин понимает, что без собаки они не смогут много заработать, но в полицию не заявляет, поскольку живёт по чужому паспорту.

Серёжа вспоминает о дворнике дачи «Дружба» и догадывается, что это он сманил Арто. Артисты останав­ливаются на ночлег в кофейне. Далеко за полночь Серёжа выходит на улицу. Дойдя до дачи, он перелезает через изящный чугунный забор. В одной из пристроек возле дома Серёжа находит Арто. Увидев мальчика, Арто начинает громко лаять и будит дворника. Испугавшись, Серёжа бросается прочь, а Арто бежит за ним. Интуитивно мальчик находит в заборе лазейку. Подхватив пуделя, маленький акробат перелезает через стену и спрыгивает на дорогу, а дворник остаётся в саду.

В кофейне Арто отыскивает среди спящих постояльцев Лодыжкина и облизывает ему лицо. Хорошенько расспросить Серёжу старик не успевает — тот крепко засыпает.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Белый пудель» — краткое содержание и пересказ по главам рассказа А. И. Куприна

Здесь даны основные сведения о рассказе А. И. Куприна «Белый пудель», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Белый пудель» Александр Иванович Куприн написал в 1903 году , а издан он был в 1904 году . Его главные герои — бродячие цирковые артисты. Писатель хорошо знал и любил цирк, уважал циркачей за их искусство, смелость, сплочённость и дружбу. Он написал много произведений об этих замечательных людях. «Белый пудель» — один из лучших рассказов о них.

Главные герои рассказа

  • Сергей — двенадцатилетний акробат. Жизнерадостный, немного наивный, смелый, добрый мальчик.
  • Дедушка Мартын Лодыжкин — шарманщик, добрый, честный старик скромного нрава.
  • Арто — белый пудель, настоящий друг Сергея и дедушки.

Другие персонажи

  • Трилли — мальчик восьми-девяти лет, избалованный, капризный.
  • Мать Трилли — надменная, важная дама.
  • Дворник — подлый человек, вор.

Очень краткое содержание для читательского дневника

По Крыму путешествовала бродячая труппа: старик Мартын Лодыжкин — шарманщик, мальчик Сергей — акробат и белый пудель Арто — прекрасный цирковой артист. Они жили на деньги, которые давали зрители их представлений.

Однажды им не удалось ничего заработать. Когда циркачи оказались возле дачи «Дружба», где отдыхало богатое семейство, им навстречу выбежал мальчик Трилли. Ему очень понравился Арто, и артистов попросили показать представление. Трилли потребовал, чтобы пёс остался у него, но дедушка Мартын не согласился продать своего верного друга. Артистов прогнали со двора, не заплатив за представление.

Вечером дворник с дачи «Дружба» нашёл циркачей и снова предложил деньги за пуделя. Артисты отказались. Ночью дворник украл Арто.

Шарманщик стал горевать о том, что без пуделя им трудно будет выступать. Сергей, для которого Арто был настоящим другом, вечером отправился к даче, помог пуделю выбраться на волю, и они возвратились к Мартыну.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

По южному берегу Крыма путешествовала бродячая цирковая труппа. Она была совсем небольшая: дедушка Мартын Лодыжкин со своей старой шарманкой, акробат — двенадцатилетний мальчик Сергей и Арто — красивый белый пудель, выступление которого очень любила публика.

Сергей стал спутником старика после того, как тот пять лет назад взял его «напрокат» у вдового сапожника, обязавшись платить в месяц по два рубля. Но сапожник умер, с тех пор мальчик и дедушка Лодыжкин стали неразлучны.

Глава 2

Артисты вышли к старинному парку, в котором находились красивые дачи. Они обошли весь дачный посёлок, но смогли заработать очень мало. За представление заплатили только в двух дачах, но Мартын был рад и этому. Его сильно возмутила одна барыня: она долго смотрела представление, а дала только дырявый гривенник.

Подойдя к последней даче с табличкой «Дача «Дружба», посторонним вход строго воспрещается», Лодыжкин сказал, что название обещающее и понадеялся на удачу.

Глава 3

Артисты уже собрались начать представление, но тут из дома на террасу выбежал Трилли — мальчик лет восьми-десяти. Он громко кричал, а за ним спешили прислуга, дама и толстый господин. Мальчик катался по полу, визжал, а все уговаривали его принять микстуру.

Шарманщик завёл свою шарманку. Услышав её звуки, все люди на балконе встрепенулись. Мать мальчика решила прогнать артистов, но Трилли закапризничал, что хочет увидеть представление. Артистов вернули, Мартын стал играть на шарманке, а Сергей выполнял разные гимнастические трюки. Затем по командам старика Арто стал делать свой номер.

Трилли очень понравилась дрессированная собачка, и он тут же потребовал пуделя себе. Дама спросила, сколько стоит собака, но Лодыжкин ответил, что она не продаётся. Трилли кричал во всю мочь. Его рассерженная мать предлагала за пуделя большие деньги, но старик не уступал. Тогда дворник прогнал артистов на улицу.

Глава 4

Когда они дошли до моря, их догнал дворник дачи «Дружба». Подкармливая Арто колбасой, он напомнил, что барыня предлагает за пуделя триста рублей. На эти деньги можно было купить бакалейную лавку, но Мартын решительно отказался продавать Арто.

Глава 5

Лодыжкин и Сергей решили позавтракать у источника, а затем немного поспать. В полудрёме дедушка говорил, что купит Сергею красивое трико и атласные туфли для выступления в цирке.

Проснувшись, они поняли, что Арто пропал. Увидев на дороге огрызок колбасы, старик понял, что собаку украл дворник, и очень расстроился.

Сергей сказал, что надо идти требовать собаку назад, а если не отдадут, пожаловаться мировому судье. Дедушка ответил, что нельзя идти к мировому, потому что он живёт по чужому паспорту, а свой у него украли.

Глава 6

Дойдя до Алупки, артисты остановились на ночлег в турецкой кофейной. Поздно ночью Сергей тихонько вышел и направился к даче «Дружба». Там он перелез через ворота и стал обходить дачу кругом.

Услышав из подвала стонущий визг, Сергей позвал Арто, и на весь сад раздался неистовый лай. В подвале послышался крик и что-то стукнуло. Мальчик закричал, чтобы не смели бить собаку.

Из подвала выбежал Арто с обрывком верёвке на шее, за ним гнался дворник. Сергей и пудель бросились прочь. Найдя место, где забор был не очень высокий, маленький акробат подсадил пуделя, перелез через забор, и они помчались что есть силы.

Хотя дворник остался в саду, мальчик и собака ещё долго бежали, затем передохнули у источника и пошли в кофейную. Арто отыскал среди спящих постояльцев Лодыжкина и на радостях облизал ему лицо. Старик хотел расспросить Сергея, но не успел — мальчик уже заснул.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе «Белый пудель» Александр Иванович Куприн затронул две важные темы: бескорыстной дружбы и социального неравенства. Показано разное отношение к животным и вообще к жизни маленьких представителей двух разных сословий. Если для мальчика из бродячей труппы артистов важна дружба и ради своего друга, пуделя, он готов на всё, то для сына богатых родителей этот пудель — всего лишь игрушка.

Рассказ учит быть бескорыстными и верными в дружбе, не предавать друзей. Учит быть в ответе за своих домашних животных, не относиться к ним потребительски и бездушно.

Идея этого произведения: настоящего друга нельзя купить, дружбу можно только заслужить. Автор показывает, что понимание настоящей дружбы больше присуще небогатым, простым людям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы. Рекомендуем прочитать рассказ «Белый пудель» полностью.

Александр Куприн — Белый пудель:
Краткое содержание

На южном берегу Крыма добывает себе пропитание «маленькая бродячая труппа». Первым бежит белый, стриженный подо льва, пудель по кличке Арто, следом – 12-летний акробат Сергей, а позади плетется дедушка Мартын Лодыжкин со старомодной шарманкой. Сережу старик брал «напрокат» у пьяницы-сапожника. А когда тот умер – мальчик остался с дедушкой навсегда.

Глава 2

Труппа вышла к богатым дачам, но отовсюду их гнали прочь, а если и платили, то совсем мало. Одна барыня надолго задержала их расспросами, а в итоге дала только дырявый гривенник (10 копеек). Разморенные жарой, они уже хотели пойти к морю, как вдруг заметили обитаемой дачу под названьем «Дружба».

Глава 3

Все трое стали свидетелями, как на террасу выскочил мальчишка лет десяти, кинулся на пол и зашелся в крике. Как оказалось, мальчик брыкался, не желая пить лечебную микстуру. Служанки звали его Николаем Аполлоновичем, а мать – обожаемым Трилли.

Старик завел шарманку, все стали прогонять артистов. И вдруг Трилли потребовал начать представление. Сережа выступил со своим номером. Но Трилли во все глаза смотрел на трюки Арто. Он захотел стать хозяином дрессированной собачки.

Господа предложили дедушке любые деньги за Арто, но тот не продал кормильца и друга.
Тогда их прогнали, еще и пригрозили проверить паспорт.

Глава 4

Потом к артистам, отдыхавшим у моря, подослали дворника. Тот бросил собаке колбасы, а Лодыжкину предложил за нее целых триста рублей, но старик ответил, что не все в этом мире продается и покупается.

Глава 5

Отобедав по-братски у родника, вся компания засыпает. Дедушка успевает помечтать о новом трико для Сережи и его работе в настоящем цирке. Проснувшись, старик и мальчик видят, что Арто увели. Скорей всего, тот самый дворник с колбасой. Сережа готов идти в суд, чтобы вернуть Арто. И тут дедушка признается, что у него фальшивый паспорт. А настоящий он где-то обронил. А может, кто и украл тот паспорт. На самом деле он Иван Дудкин, крестьянин, а тот Лодыжкин, может, вор или убийца. Выходит, надо смириться с потерей пуделя.

Глава 6

Но Сережа думает иначе. Ночью он покидает кофейню и пробирается на дачу «Дружба». Там мальчик слышит визг собаки из подвала. Арто с обрывком веревки на шее подскакивает к Сереже. Напуганные дворником, они бегут прочь.

Мальчик помог собаке перебраться через стену, потом слез сам. Оба неслись до родника. Напившись, друзья отправились в кофейню, где спал старик. Арто в восторге облизал дедушке лицо, тот проснулся, хотел расспросить Сережу, но мальчик уже забылся сном.

Читательский дневник по рассказу «Белый пудель» Куприна

Сюжет

У бродячей труппы артистов (дед-шарманщик Лодыжкин и 12-летний акробат сирота Сережа) для богатого избалованного мальчика Трилли хотят купить дрессированного пуделя Арто. Артисты не продают друга. Тогда его крадут. У деда фальшивый паспорт, он боится требовать собаку. Ночью Сережа тайком забирает Арто с чужой дачи.

Отзыв

Картины русской жизни начала 20 века. Противопоставление двух мальчиков: Трилли и Сережи. Один с детства знает цену каждой копейки, другой привык получать все, что захочет. Дружба (в том числе, между человеком и животным), доверие, благодарность, взаимовыручка, братство, скрепленные невзгодами, не продаются. Нередко у богача черствое сердце, а у бедного – отзывчивое. История учит быть верным, не предавать, преодолевать страх во имя друга.

Родная русская литература. 9 класс. 28.04.2021.

    Урок  по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»

Цель: формирование базовых способностей понимания текста.

Задачи:

— формировать умение выявлять различные виды информации в тексте, анализировать её и делать выводы;

— выявить значение понятий «трагедия», «ответственность», «долг», «рассказчик» «символ»;

— совершенствовать умения определять тему текста, формулировать проблему(ы) текста, выявлять позиции автора и рассказчика;

— находить в тексте художественные детали и определять их роль в художественном тексте;

— развивать умение использовать информацию из текста для выражения и обоснования собственного мнения;

— развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

— развивать чувства сопереживания, сочувствия;

— развивать  коммуникативные умения.

Форма работы: в группах.

Схема исследования

Игра, опора на жизненный опыт учеников (любимые игры)

Работа с заголовком, построение ассоциативных рядов, выявление темы рассказа (непостижимости смерти)

Белый квадрат – символ, оберег, защита от всех бед этого мира, победы над собой и другими.

Рассказ учит помнить, ценить, брать пример, быть стойкими.

-Почему трудно читать такие книги? Почему родители не хотят, чтобы ТАКОЕ читали дети? И надо ли читать?

Чтение рассказа.

Первые впечатления, вопросы, которые возникают в ходе прочтения

Смысл рассказа, предположения

Герои рассказа, их характеристика, их действия (работа с текстом)

Композиция произведения, временные пересечения, роль диалога в настоящем, художественные приемы, используемые автором)

“В рассказе «Белый квадрат» имеются два временных плана. Один, главный, — это детство, прошлое. Другой — мысленный диалог с Сашкой, который держит читателя заинтригованным до конца рассказа. Рассказчик — главный герой, повествует о событиях своего детства, о случае, который он вспоминает в отчётливых деталях до настоящего момента. Всё время в рассказе — один день прошлого, но при этом тянутся ниточки в настоящее и в какое-то безвременье.

Смысл названия произведения: символика квадрата и белого цвета.

Возвращение к предположениям по смыслу рассказа, выдвинутым в начале произведения. Что останется? Или появятся новые?

Какие вопросы остались после обсуждения рассказа?

                                                                Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учащихся.

— Каким словом можно объединить следующие слова: «идея», «головоломка», «радость», «азарт»? А вы любите играть? В какие игры играли, может, и сейчас играете? А какая игра была самой любимой?

Словом «игра». «Третий лишний», «вышибалы», «прятки», «стрелы»…Играть интересно и азартно.

— Я предлагаю вам прочитать рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат».

Предположите по названию рассказа, о чём пойдёт речь. (Версии ребят записываю на доске.)

У каждого на столе листок с рассказом.

 Ребята читают рассказ самостоятельно.

— Какое впечатление от рассказа? Передайте его только именами прилагательными.

— Какие вопросы возникли в ходе чтения текста? ( Записывает  на доске и в конце урока к ним возвращаемся.)

Грустный, трагический, неожиданный финал,   тревожный и даже страшный…

Возможные ответы.

— Почему всё закончилось так трагично?

— Кто в этом виноват?

— Виноват ли Захарка?

3. Работа в группах (2 группы)

 Рассказ прочитан. Как вы думаете, в чём его смысл?  Обозначьте схемой основную мысль  рассказа?  

Обсуждают в группах, составляют схемы по пониманию смысла произведения. Схемы вывешиваются на доске, дети защищают их.

Предполагаемые версии учащихся.

— Рассказать, чем иногда может закончиться игра.

— Показать, к чему может привести необдуманный поступок.

— Рассказать о том, чем иногда заканчивается беззаботное детство.

— Как тяжело переживать нелепую гибель тех, кто был для тебя кумиром, с кого брал пример.

— Ваши версии выслушаны. Правильно ли мы поняли рассказ, это ли хотел сказать автор?  Давайте вместе поразмышляем.

— Кто герои произведения? Как автор описывает их?

Работа в группах.

— Нарисуйте словесный портрет ребят: Сашка, Захарка,  Чебряков (один из братьев – близнецов). Какие они – эти ребята?

— Какими были отношения Сашки с другими ребятами?

—  Какой Сашка в рассказе?

— Когда же в человеке закладывается этот нравственный стержень?

— Что же привело к трагедии?

— Какие художественные средства усиливают трагедию?

— В чём особенность композиции рассказа?

Сколько временных пластов в произведении? Что связывает эти пласты?

Работа в группах.

Закройте те части рассказа, которые имеют отношение к настоящему, а потом те, которые к прошлому. Подумайте, ЧТО останется в настоящем?

— Что значит «вынести»?

— Как вы понимаете смысл слова «раздели»?

 — Вспомните, в каком произведении герой оказывается в такой же ситуации?

 —  В чём смысл названия «Белый квадрат»?  (Ребята испытают затруднения при ответе на этот вопрос.)

— Что такое квадрат?

— Предположите,  что символизирует квадрат?  Представьте себя в квадрате. Опишите существительными своё состояние.

—  Какие образы в рассказе связаны с квадратом?

— Каков смысл этого образа?

— А почему  квадрат белый? Что для каждого из вас значит этот цвет?

— Каков смысл белого цвета в рассказе?

— Какие бытовые моменты в рассказе могли бы подтвердить наши рассуждения?

— Продолжите последнюю фразу. (Этот вопрос прозвучит, если ребята не смогут этого сделать.)

— Что же такое «белый квадрат»? Вернёмся к вашим версиям о смысле названия рассказа. Есть ли какие-то уточнения первоначальных предположений? (Уточнение понимания смысла заглавия рассказа)

Дети. «Темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны – одним словом, пацанва. Это целый мир детства, в котором свои законы, правила, установки, свои гении и злодеи, но у Прилепина этот мир детей индивидуализирован – каждый из ребят запоминается сразу.

Сашка – смех, солнце, свет, тепло, радость.

Захарка – маленький, слишком старательный, упрямый (может, упёртый?).

Чебряков – плевок, разодранный рукав, ругательства, криволицые и кривоногие хулиганы.

Ребята – и хорошие, и плохие, и так себе – обычные дети, как все.

«Ласково обращался с малышнёй, не поучая, не матерясь, всех помнил по именам, интересовался делами, жал руку по-мужски, не боялся хулиганов, держал себя смело, достойно, хотя был их моложе.

Лидер, заводила, яркая личность, вызывающая уважение окружающих. Не прогибается, не боится, не унижается, не идёт на поводу – он – человек с нравственным стержнем.

В детстве, когда сердце острее откликается на любую боль и несправедливость.

Ряд случайностей, как обычно случается в жизни, когда всего не предугадаешь: и беспечность самого мальчишки, который спрятался в холодильнике, и замёрзший Захарка, который ушёл, не доиграв очередной кон игры, и родители Сашки, которые не подняли вовремя тревогу, и отсутствие телефонов в деревне, и ,наконец, сторож, оставивший холодильник включённым.

Сравнения: «мёрзлое лицо … похожее на тушку  замороженной птицы…», «я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо – так же, как разламывается тушка замороженной птицы».  Контраст в портрете героя («солнечный чуб, нежной красоты лицо» — «мёрзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами»)  усиливает глубину случившейся трагедии – с одной стороны, а с другой – подчёркивает нелепость произошедшего.  

Может, ребята увидят диалоговое начало произведения, из которого не совсем пока понятно, с кем разговаривает повзрослевший Захар; может, скажут о времени, их несколько в рассказе. Настоящее пересекает прошлое. Настоящее переплетается с прошлым. И в основе этого переплетения – память, которая не позволяет потерять человеческое лицо.

Боль…Боль и страдания умирающего ребёнка Сашки и боль  взрослого Захара, который не может забыть смерть друга. Душевная боль не даёт ему не только спокойно жить, но и просто жить. Боль, которую он не может «вынести» и просит Сашку «разделить» с ним.

Вынести – пережить, забыть, освободиться от душевных мук, которые страшнее физических.

Разделить – разделить с кем-то участь, разделить горе, страдания, то есть взять часть этих страданий на себя.

 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Раскольников не может вынести наказания за совершённое преступление,  говорит с Соней Мармеладовой, он хочет, чтобы Соня взяла его ношу, взвалила его жизненный крест на свои хрупкие плечи.

Высказывают свои предположения, которые записываются на доске.

Квадрат – геометрическая фигура, поле, ограниченное пространство, прямоугольник, четырёхугольник. (Стороны пересечены – как крест.)

Может быть, заключённости, замкнутости, неподвижности, статичности, смерти… (мученическая смерть Сашки в белом квадрате морозильной камеры?)

Квадратная морозильная камера; квадрат, нарисованный мелом на стене сельмага; сахарные кубики – квадраты, из которых Захарка строит свою несуществующую жизнь; квадратный рот мёртвого мальчика с прокушенным языком…

Мы не всегда в силах  разорвать эту замкнутость, изменить, в конце концов, побороть все обстоятельства, которые приводят к трагедии. Как часто человек бывает слаб перед жизненными обстоятельствами, скован этими обстоятельствами, не в силах преодолеть их власть.

 Белый – чистый, ничем не запятнанный, а ещё: белый фартук, белая пионерская блузка – цвет из детства, юности; чистота помыслов, духа. И седина волос – обычно связана со старостью, умудрённостью и опытом. И белый саван…- атрибут провода человека в последний путь. Белый – это двойственный цвет.

Белый цвет – это и воплощение радости в жизни с её детскими играми и забавами, и близость смерти, которая может подстеречь человека где угодно и которая таится, казалось бы, в случайных, бытовых приметах, на которые мы (уж тем более в детстве!) не обращаем внимания.

Коза (трагедия – козлиная песнь), ворона с её вечным карканьем, окурок…

«Белый квадрат» — это единство образа и цвета, цветообраз, символизирующий переплетение жизни и смерти, радости и горя, счастливого и трагического, некий клубок, который распутывает только сам человек, как делает это герой прилепинского рассказа Захар. Только сам человек должен отвечать за сделанное и несделанное, совершённое и несовершённое, только сам человек должен нести… (свой крест). У каждого он – свой, лёгкий ли, тяжёлый ли – но свой.

 Символ душевной чистоты, незапятнанности, символ беззаботного детства, когда не выверяешь каждый шаг, не задумываешься о сделанном. Это проверка человека на эту чистоту —  человечность.

Работа в группах.

— Чьи позиции в рассказе можно обозначить достаточно ясно? Изобразите схематично эти позиции.  

Вернёмся к нашим первоначальным версиям о замысле произведения. Изменились ли они? (Уточнение понимания смысла произведения.)

Захара, автора и собственную позицию.

 Позиция Захарки. Совершил или не совершил? Виноват или не виноват? Болит душа – живая душа, потому что душа жива, пока способна болеть, а «…стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания. Но это не просто оправдания, это смятение, переживания, муки совести за то, что ничего вроде бы не сделал, но сделал!  

Позиция автора. Жизнь сложна и непредсказуема, можно ли в ней застучаться, оградить себя от случайностей, ошибок, лукавства, греховных мыслей, заключить себя в некое спасительное пространство (может, квадрат?). Что же ты такое – человек? Что не позволяет человеку впасть в равнодушие, потерять человеческое лицо?

Собственная позиция.

Для меня «Белый квадрат» — это проверка жизнью: тот крест, который мы либо несём с достоинством, либо бросаем на полпути, стараясь оградить себя от каких-либо душевных мук, пытаясь вину свою переложить на плечи других…

— Какой (ие) урок вы вынесли, прочитав рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат».

Ребята записывают на небольших квадратах, которые вывешиваются на доске в виде дороги их будущей жизни.

Прочитан трудный рассказ. Зачем мы его читали? Именно для того, чтобы человеку не хотелось спокойно жить, чтобы ему не хотелось душевного комфорта, от которого и до гламура совсем близко — “Чур меня!” — “Потому что если не чур — то водить самому”. Должен ли учитель отдавать себе отчёт в том, какую ответственность он берёт на себя? Безусловно.

Своеобразной «дверкой» в этот мир и был Сашка. Первое слово в описании его внешности — «солнечный». Солнце — это то, без чего ничто не может существовать. Вид «солнечного чуба» Сашки грел душу маленького Захарки. Не случайно то, что Сашка погиб именно в холодильнике, это создаёт ещё больший контраст между описаниями Сашки живого и мёртвого. То, что когда-то грело, теперь говорит: «Холодно, Захарка…»

Большую роль в рассказе играют животные: козы и ворона. Трагедия — козлиная песнь: «козы интересовались мальчишескими играми» — опасность всегда ходила за мальчиками во время их игр. «Бежал, бежал, бежал — и всё равно получал совсем не больной, но очень обидный толчок…» — трагедия словно предупреждала мальчиков, сваливая их на землю, тычком в спину, о том, что могут случиться вещи гораздо более худшие, чем обидное падение. Но Саша седлает козу, не принимая предупреждения всерьёз. Главной теперь становится ворона — символ смерти, карканье которой не к добру. Мальчик умело передразнивает её. Он — ребёнок, пацан — этим отрицает наличие в мире таких вещей, как смерть. Интересная деталь: козы были именно у Сашкиной бабушки, ведь родители, когда он не вернулся, подумали, что мальчик остался у неё, поэтому не искали сына, в то время как тот умирал в холодильнике.

Вопросы для обсуждения в классе.

1.Сколько временных пластов в рассказе З. Прилепина «Белый квадрат»?

2. Прочитайте диалог главного героя с воображаемым собеседником «в настоящем». Прокомментируйте его по возможности.

3. В какую игру играли деревенские дети?

4. Сколько примерно лет было главному герою произведения – Захарке?

5. Как относятся ребята к Захарке? Почему?

6. Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?

7. Какой черте характера Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?

8. Как Сашка удивлял деревенских ребят?

9. Честно ли Захарка исполнил свои обязанности «водящего»?

10. Почему Сашку не нашли?

11. Виноват ли Захар в гибели Сашки?

12. Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему?

13. Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, приезжает в деревню?

14. Почему рассказ называется «Белый квадрат»?

15. Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе.

Согласны ли Вы с ней?

16. Почему в рассказе несколько временных пластов?

Белый квадрат

— Привет, Захарка. Ты постарел. — Мы играли в прятки на пустыре за магазином, несколько деревенских пацанов.

Тот, кому выпало водить, стоял лицом к двери, громко считал до ста. За это время все должны были спрятаться.

Темнолицые, щербатые, остроплечие пацаны таились в лабиринтах близкой двухэтажной новостройки, пахнущей кирпичной пылью и в темных углах — мочой. Кто-то чихал в кустистых зарослях, выдавая себя. Другие, сдирая кожу на ребрах, вползали в прощелья забора, отделявшего деревенскую школу от пустыря. И еще влезали на деревья, а потом срывались с веток, мчались наперегонки с тем, кто водил, к двери сельмага, чтобы коснуться нарисованного на ней кирпичом квадрата, крикнув: «Чур меня!».

Потому что если не чур — то водить самому.

Я был самый маленький, меня никто особенно и не искал.

Но я прятался старательно, и лежал недвижно, и вслушивался в зубастый смех пацанвы, тихо завидуя их наглости, быстрым пяткам и матюкам. Матюки их были вылеплены из иных букв, чем произносимые мной: когда ругались они, каждое слово звенело и подпрыгивало, как маленький и злой мяч. Когда ругался я — тайно, шепотом, лицом в траву; или громко, в пустом доме, пока мать на работе, — слова гадко висли на губах, оставалось лишь утереться рукавом, а затем долго рассматривать на рукаве присохшее…

Я следил за водящим из травы, зоркий, как суслик. И когда водящий уходил в противоположную сторону, я издавал, как казалось мне, звонкий казачий гик и семенил короткими ножками к двери сельмага, неся на рожице неестественную, будто вылепленную из пластилина улыбку и в сердце — ощущение необычайного торжества. Водящий на мгновенье лениво поворачивал голову в мою сторону и даже не останавливался, словно и не несся я, стремительный, к двери, а случилась какая нелепица, назойливая и бестолковая.

Но я честно доносил и улыбку, и нерасплескавшееся торжество до белого квадрата на двери и хлопал по нему с такой силой, что ладонь обжигало, и кричал, что «чур меня».

(Чур меня, чур, жизнь моя, — я уже здесь, у дверей, бью ладонями.)

Выкрикнув, я не без удовольствия услышал хохот за спиной — значит, кто-то оценил, как я ловко выпрыгнул, как домчался…

— Ох… — сказал я громче, чем нужно, обернулся самодовольно, всем видом выказывая усталость от пробега. И конечно же, сразу увидел, что не я, голопузый, вызвал восхищение. Это Сашка опять учудил.

— Я постарел. Стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания.

— Но когда сам веришь своим оправданиям — тогда легче.

— Как я могу им не верить, Саша? Что мне тогда делать?

Саша не слушает меня. Он и не приходит никогда. И я тоже не знаю, где он.

— Саш, а что я смогу сказать, даже если приду?

У него мерзлое лицо с вывороченными губами и заиндевелыми скулами, похожее на тушку замороженной птицы; у него нет мимики.

— Холодно, Захарка… Холодно и душно… — говорит он, не слыша меня.

Сашка был необыкновенный. Солнечный чуб, нежной красоты лицо, всегда готовое вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой. Он ласково обращался с нами, малышней, не поучая, не говоря мерзких пошлостей, никогда не матерясь. Всех помнил по именам и спрашивал: «Как дела?» Жал руку по-мужски. Сердце прыгало ему навстречу.

Он позволял себе смеяться над местными криволицыми и кривоногими хулиганами — братьями Чебряковыми. Смотрел на них сужающимися глазами, не сметая улыбку с лица. Чебряковы были близнецами, старше Сашки на год. В детстве это большая разница. По крайней мере у пацанов.

Я слышал, как однажды он смеялся — один, среди нас, не решившихся даже скривить улыбку, — когда Чебряков полез на дерево и порвал с бодрым хрястом рукав до подмышки.

Сашка смеялся, и смех его был ненатужен и весел.

— Че ты смеешься? — спросил Чебряков, один из братьев, забыв о рукаве. Зрачки его беспрестанно двигались влево-вправо, будто не решаясь остановиться на Сашиной улыбке. — Че смеешься?

— А ты мне не велишь? — спросил Саша.

Я всю жизнь искал повода, чтобы так сказать — как Сашка. Но когда находился повод — у меня не хватало сил это произнести, и я бросался в драку, чтобы не испугаться окончательно. Всю жизнь искал повода, чтобы сказать так, — и не смог найти, а он нашел — в свои девять лет.

Сашка передразнил веселыми глазами движение зрачков Чебрякова, и мне кажется, этого никто, кроме меня, не заметил, потому что все остальные смотрели в сторону.

Чебряков сплюнул.

О, эти детские, юношеские, мужские плевки! Признак нервозности, признак того, что выдержка на исходе, — и если сейчас не впасть в истерику, не выпустить когти, не распустить тронутые по углам белой слюной губы, не обнажить юные клыки, то потом ничего не получится.

Чебряков сплюнул, и вдруг резко присел, и поднял руку с разодранным рукавом, и стал его разглядывать, шепча что-то и перемежая слова ругательствами, которые относились только к рукаву.

— Душно, Захарка. Мне душно. — Я едва угадываю по ледяным, почти недвижным губам сказанное. Голоса нет.

— Может, пить? У меня есть в холодиль…

— Нет! — вскрикивает, словно харкает, он. И я боюсь, что от крика хрястнет пополам его лицо — так же, как разламывается тушка замороженной птицы, открывая красное и спутанное нутро.

Днем по деревне бродили козы, помнится, они были и у Сашиной бабки. Бабка Сашина жила в нашей деревне, а родители его — в соседней. Сашка ночевал то здесь, то там, возвращался домой по лесу, вечером.

Я иногда представлял, что иду с ним, он держит мою лапку в своей цепкой руке, темно, и мне не страшно.

Да, бродили козы, и дурно блеяли, и чесали рога о заборы. Иногда разгонялись и бежали к тебе, склонив свою глупую, деревянную башку, — в последнее мгновенье, слыша топот, ты оборачивался и, нелепо занося ноги, закинув белесую пацанячью голову, кося испуганным зраком, бежал, бежал, бежал — и все равно получал совсем не больной, но очень обидный тычок и валился наземь. После этого коза сразу теряла интерес к поверженному и, заблеяв, убегала.

Козы интересовались мальчишескими играми. Обнаружив тебя в кустах, вздрагивали, крутили головами, жаловались козлу: «Здесь ле-е-жит кто-то!» Козел делал вид, что не слышит. Тогда козы подходили ближе. Шевелились ноздри, скалились зубы. «Э-э-э-й!» — глупо кричали они прямо в лицо.

«Волка на вас нет…» — думалось обиженно.

Козы прибрели и к нам, заслышав гвалт и сочный мальчишеский хохот. Порой хохот стихал — когда водящий начинал искать, — и козы озадаченно бродили, выискивая, кто шумел. Нашли Сашку.

Сашка сидел спиной к дереву, иногда отвечая карканьем удивленной нашим играм вороне, гнездившейся где-то неподалеку. Каркал он умело и с издевкой, чем, похоже, раздражал ворону еще больше. Сашкино карканье смешило пацанов, и своим смехом они раскрывали себя водящему.

Коза тоже заинтересовалась «вороной», сидевшей под деревом, и была немедленно оседлана и схвачена на рога.

Сашка вылетел из своего пристанища верхом на козе, толкаясь пятками от земли, крича: «Чур меня, чур!» и весело гикая.

Завечерело и похолодало, и пацанам расхотелось продолжать игры. Они уже устало прятались и, заскучав и примерзнув в будылье у забора или на стылых кирпичах новостройки, потихоньку уходили домой, к парному молоку, усталой мамке и подвыпившему отцу.

Кто-то из очередных водящих, обленившийся искать взрослых пострелов, отыскал меня — сразу, легко, едва досчитав до ста, прямым легким шагом дошел до моего тайника.

«Иди», — кинули мне небрежно.

И я начал водить.

Я бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала меня, и на лодыжках расцветали белые крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурахи озноба.

Я сопел и замечал, как кто-то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при моем приближении — домой, домой… И я не решался окликнуть.

«Эх, что же вы, ре-бя-та…» — шептал я горько, как будто остался в одиночестве на передовой. «Эх, что же вы…»

Ворона умолкла, и коз угнали домой.

Я прошел посадкой, мимо школы, желтеющей печальными боками, мелко осыпающимися штукатуркой. У школы курил сторож, и огонек… вспыхивал…

Вспыхивал, будто сердце, последний раз толкающее кровь.

Окурок полетел в траву, дрогнув ярко-ало.

Я вернулся к сельмагу, запинаясь о камни на темной дороге, уже дрожа и мелко клацая оставшимися молочными зубами. Белый квадрат на двери был неразличим.

«Чур меня», — сказал я шепотом и приложил ладонь туда, где, кажется, был квадрат.

— Я вернулся домой, Саш.

— Я тебя звал.

— Саша, я не в силах вынести это, раздели со мной.

— Нет, Захарка.

Дома меня мыла мама, в тазике с теплой, вспененной водой.

— Мы играли в прятки, мама.

— Тебя находили?

— Нет. Только один раз.

Чай и масло желтое, холодное, словно вырезанное из солнечного блика на утренней воде. Я съем еще один бутерброд. И еще мне молока в чай.

— Мама, я хочу рассказать тебе про игру.

— Сейчас, сынок.

И еще один стакан чая. И три кубика сахара.

— Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же…

Ну вот, ушла.

Тогда я буду строить из сахарных кубиков домик.

Родители Сашки подумали, что он остался у бабушки. Бабушка подумала, что он ушел домой, к родителям. Телефонов тогда в деревне не было, никто никому не звонил.

Он спрятался в холодильник — пустую морозильную камеру, стоявшую у сельмага. Из магазина к морозильной камере тянулся затоптанный провод.

Холодильник не открывался изнутри.

Сашу искали два дня, его бабушка приходила ко мне. Я не знал, что ей сказать. Чебряковых возили в милицию.

В понедельник рано утром Сашку нашел школьный сторож.

Руками и ногами мертвый мальчик упирался в дверь холодильника. На лице намерзли слезы. Квадратный рот с прокушенным ледяным языком был раскрыт.

  • Тема рассказа выстрел пушкин
  • Тема рассказа галоша зощенко
  • Тема рассказа беда зощенко
  • Тема рассказа барсучий нос
  • Тема рассказа бедные люди толстого