Тема рассказа бедные люди толстой

Урок по роману ф.м.достоевского бедные люди в 9 классе. что же делать?оборудование: портрет ф.м.достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.цели урока:

Урок  по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди» в 9 классе. «Что же делать?»

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.

Цели урока:

-знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;

-развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;

-воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.

Ход урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»

Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает…

По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются».

«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», — так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.

Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».

Запишите эти высказывания в тетрадь.

  1. Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?

Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.

Итак, роман «Бедные люди» был опубликован в 1845 году.

По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.

Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».

  1. Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали!… осмыслили вы сами-то всю эту страшную правду, на какую вы нам указали?

Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.

В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «… Никогда, я думаю,  слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».

Чем объяснить такой успех романа? ( Следуют ответы учащихся)

Какое впечатление произвел роман на вас? ( Следуют ответы учащихся)

Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.

Дается определение «маленького человека»

Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих произведениях

«Станционный смотритель» —  А.С Пушкин. «Шинель» — Н.В.Гоголь

Почему повесть о человеке названа «Шинель»? — Вещь заменила человека

Мундир заменил личность, чин  заменил человека.

Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому… Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.

Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных  людей» не привнес  в изображение «маленького человека».

Согласны ли вы с этим мнением?  —  Нет, так   как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В.  Акакий  Акакиевич одинок, очень замкнут.

Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский? — Герои говорят о себе сами, в письмах.

Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать? – Девушкин  боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. — Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами. — «Маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы

Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.

Какими же предоставлены герои романа Достоевского  Варенька Доброселова и Макар Девушкин?

Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее. «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.

О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?

Очень хорошо характеризует героев их речь. Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?

Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин  иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».

                Переход к Вареньке Доброселовой – Что можно сказать об этой девушке?

  1. Что мы узнали о ее жизни в родительском доме?
  2. Что она рассказала о своей жизни в пансионе?
  3. Каково ей жилось в доме Анны Федоровны?

Вывод. Впервые  в романе Достоевского показана  жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настоящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»

Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.

Заключение.

Что же делать? Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:

-старался выразить тайну человеческой души.

А как  вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале урока?

Домашнее задание.

Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»

Перу Ф. М. Достоевского принадлежит множество произведений. Но его первый роман под названием «Бедные люди», наполненный глубоким смыслом, многими незаслуженно позабыт. Дебютное произведение неизвестного еще автора, вышедшее в 1849 году, поразило литературную общественность Петербурга необычным изложением. При детальном анализе романа Бедные люди смысл произведения и особенности творческого метода автора станут более понятны.

Краткое содержание

Основу романа «Бедные люди» составляет история, рассказанная в письмах. Описание главных героев и краткое содержание напомнит ключевые сюжетные моменты и позволит разобраться, в чем заключается в романе Бедные люди смысл повествования.

Главные герои:

  1. Девушкин Макар Алексеевич – 47–летний мужчина, служащий петербургского департамента. Живет на съемной квартире.
  2. Доброселова Варвара Алексеевна – юная 17-летняя девушка, сирота, дальняя родственница Девушкина.

Интересно! Прототипами главных героев стали сестра и отец писателя.

Приобретения и потери

Повествование начинается с момента переезда Макара Девушкина на новую квартиру, которая хуже прежнего жилья. Причина в том, что Девушкину необходимо платить еще за одну квартиру, более дорогую и комфортную, снимаемую им для Варвары.

После смерти отца девушка с матерью некоторое время жила у дальней родственницы Анны Федоровны. Там она встретила первую любовь – бывшего студента Петра Покровского. Но через время юноша умер, заболев чахоткой.

Вскоре умерла мать Вареньки. Анна Федоровна, не желая кормить сироту, решила отдать девушку соседскому помещику Быкову. Воспользовавшись этим, Быков обесчестил девушку. Варвара вынуждена скрываться от своих «благодетелей».

Все это читатель узнает из писем Девушкина и Доброселовой, которые они писали друг другу на протяжении полугода – с апреля по сентябрь. Несмотря на то, что Макар и Варвара живут рядом, они видятся редко, во избежание сплетен знакомых.

Небольшое жалование титулярного советника не позволяет мужчине как следует помогать Вареньке. Он может лишь изредка радовать девушку конфетами, цветами, отказывая себе в самом насущном. Варвара, в свою очередь, посылает другу любимые книги.

Превратности любви

Варенька подрабатывает на жизнь шитьем, но нищета и страх, что ее найдет Анна Федоровна либо Быков, сильно подорвали здоровье девушки. Чем дальше, тем тяжелее ей становится шить. Макар тревожится за девушку, но не может ничем помочь, так как истратил все сбережения.

Варенька делится с другом намерением устроиться гувернанткой. Макар отговаривает ее, беспокоясь о ее здоровье и не желая расставаться с девушкой. Он жалуется подруге на соседей и сослуживцев, которые смеются над ним, унижают из-за его бедности.

Из-за бедственного положения Макар начинает пить, что сильно расстраивает Вареньку. Здоровье героини ухудшается, она предчувствует скорую смерть. Но тут герою улыбается удача. Он находит ошибку в документе, за что получает 100 рублей от генерала. Половину гонорара Девушкин отдает подруге.

В середине сентября Варвару находит Быков и делает ей предложение. Расстроенный Макар отговаривает девушку, считая, что этот брак принесет ей лишь несчастье. Девушка колеблется, но ухудшающееся здоровье и безденежье вынуждают ее принять предложение.

Последнее письмо Доброселовой датировано 30 сентября. В нем Варя сообщает о том, что уезжает с супругом из Петербурга и впервые признается в чувствах к Девушкину.

Ответное письмо Макара полно скорби, печали. Он пишет, что его жизнь разрушена, без Вареньки она лишена смысла.

Объяснение сюжета

Обычно читатели, приступая к чтению любого серьезного литературного произведения, первое, на что обращают внимание – это название. Несмотря на то, что название является несюжетным элементом, оно часто содержит определенный смысл, раскрывающийся в процессе чтения.

В название романа «Бедные люди» Достоевский вложил двойной смысл. С одной стороны под бедными, несчастными автор подразумевает людей, не имеющих возможности жить достойно. Автор сострадает Девушкину, Доброселовой, называя их «бедными», «беднягами».

Но бедны и такие люди, как Быков, Анна Федоровна. Только тут бедность духовная. Они не способны любить сами, не имеют рядом любящих людей. Все, что их интересует – это деньги. В этом плане Макар и Варенька намного богаче их.

Интересно! В 1908 Л. Н. Толстой написал рассказ «Бедные люди», смысл которого созвучен одноименному роману Достоевского. Толстой также описывает бедных, лишенных достатка людей, сумевших сохранить человечность, доброту. Но в отличие от романа Достоевского, название рассказа Толстого «Бедные люди» несет в себе прямой смысл.

Несмотря на то, что центральной темой произведения являются проблемы «маленького человека», Достоевский затрагивает и вопросы:

  • семьи;
  • любви;
  • милосердия;
  • одиночества;
  • людского равнодушия.

Особая роль в произведении принадлежит эпиграфу, в качестве которого выступают строчки из рассказа Одоевского «Живой мертвец». Смысл такого эпиграфа к Бедным людям состоит в том, чтобы предупредить о необходимости задуматься над прочитанным.

Произведение «Бедные люди» проникнуто глубоким философским смыслом. Автор довольно реалистично показал нищету, социальную несправедливость, царившую в обществе. Но даже среди нищеты и грязи можно найти людей, богатых духовно, способных проявлять сострадание. Главное – вовремя разглядеть и оценить таких людей.

В чем суть концовки

К концу романа для героев наступает полная безысходность. Нищета вынуждает Варю выйти замуж за нелюбимого, а Макар остается в полном одиночестве. Безденежье не позволяет ему жениться на любимой девушке. Несчастье героям приносит не личная драма, а несправедливость государственного строя.

Но даже бесчеловечные, жестокие реалии не могут убить искреннюю, беззаветную любовь. Благодаря любви даже «маленький» человек способен возвыситься над враждебной действительностью. В этом и заключается в романе Бедные люди смысл финала.

В своем романе автор призывает уважать людей вне зависимости от материального достатка. Поэтому теми, кто на первое место ставит человеческие качества, главный смысл произведения Достоевского «Бедные люди будет оценен по достоинству.

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема : Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди»

 пою песню «Дорогою добра» (1 слайд)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. (Юрий Энтин)

Добрый день,уважаемые члены жюри и все присутствующие в этой аудитории.Добрый день,мои ученики!Меня зовут Гадельшина Эльвира Равилевна.Я учитель русского языка и литературы средней школы № 19.

Сегодня я проведу урок литературы в вашем классе.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Посмотрите на экран.(видеоролик о доброте).

-Понравился ли вам видеоролик?Чем понравился? (2 человека отвечают)

-Как вы думаете,о чем мы с вами будем сегодня говорить? (1-2 человека отвечают,что о доброте)

-Нужна ли в наше время доброта?(нужна).

-А вы встречали её в своей жизни?А вы сами совершали добрые поступки? (1-2 человека отвечают)

-Я не знаю ни одного писателя,поэта,который не говорил бы о доброте.Посмотрите на экран.Кого вы видите? (Л.Н.Толстого, слайд без имени)

-Да,сегодня я приглашаю вас к разговору,который касается всех нас.Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л.Н.Толстой (слайд с именем), который ещё в детстве мечтал о том,чтобы все люди были счастливы.А счастье ,как мы знаем,возможно благодаря доброте.

-Какое произведение вы должны были прочитать дома? (Рассказ «Бедные люди» Л.Н.Толстого.) слайд с его портретом и книгой «Бедные люди»

Ребята,кому понравился рассказ,поднимите руки.

-Определите тему рассказа (тема доброты)

-Молодцы,правильно.Именно о доброте в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди» мы с вами сегодня будем  говорить.

Запишите число  и тему урока: Доброта в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди». (пишу на доске,записывают в тетрадях)

Словарная работа

-Чтобы определить значение слова «доброта» ,обратимся  к словарю С.И.Ожегова. (Прошу одну девочку прочитать по словарю)  девочка читает определение из словаря

А вот какое определение даётся  в энциклопедическом словаре (слайд на экране)  сама читаю

Работа в группе

— Скажите, почему мы сегодня заговорили о доброте?Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

Пользуясь словами на экране,сформулируйте цели урока.

(на слайде Цели) беспроводную мышку

 -Чтобы достичь целей,обратимся к рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди», а для этого поработаем в группах.Их будет 8. (Вы-первая группа,вот ваша задание.,вы-вторая группа…а вы будете работать вчетвером.Запомнили свои группы?Отвечать будем в такой же последовательности.).

Задание вам всем дается одинаковое.,только вопросы разные.Сначала вы отвечаете на вопросы,затем Находим доказательства из текста,чтобы подкрепить свои ответы, выбираем из предложенных картинок ту,которая, на ваш взгляд  соответствует вашим ответам и готовимся вывесить ее на доске.

Каждой группе нужно определить,кто будет отвечать. Задания у вас на партах.  Всем понятно?Кому непонятно?

На выполнение даю вам 2 минуты. Работаем спокойно.А следующая композиция поможет вам настроиться на работу.Кто знает,может быть,под эту мелодию Шопена,любимого композитора Льва Толстого, писались строчки рассказа «Бедные люди».

(Включаю музыку Фредерика Шопена «Мелодия рая») слайд .

 На доске рисую квадраты и нумерую их.

1группа

1.Опишите состояние Жанны, которая сидит в хижине и ждет своего мжа,отправившегося на ловлю рыбы для семьи.

2.Найдите доказательства из текста и обратите внимание на обстановку в хижине.О чем она говорит?

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

2 группа  

1.Как в тексте изображены дети Жанны?

2. Найдите доказательства в тексте.

3.Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

3 группа

1.Что случилось у соседки Симон и почему Жанна решила её проведать?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

4 группа

1.Почему в избушке сыро и холодно?Что можно сказать о семье,которая там живет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 5 группа

1.Раздумывает ли Жанна,брать детей к себе или нет?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

6 группа

1.О чём она стала размышлять,когда уже принесла детей домой?(«Она бледна и взволнована…»)

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

7 группа

1.С каким настроением вернулся рыбак домой?Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза,бледнеет при его вопросах,то и дело умолкает.Что ей скажет муж,когда узнает о детях?

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

 8 группа

1.Почему Жанна молчит после слов рыбака о том,что надо взять детей соседки в свою семью?Чем завершается её молчание? («Она отдёрнула полог…»Вот они!»

2. Найдите доказательства в тексте.

3. Из предложенных картинок выберите ту, которая соответствует вашему ответу.

Завершение работы над кроссенсом

Время вышло,кто отвечает из 1 группы?

-Хорошо,молодец.Какую картинку вы выбрали?

Как вы думаете ,каждая ли семья способна вот так вот отреагировать на чужую беду, постигшую соседей? (не каждый…)

 Для того, чтобы заполнить пустоту,мы должны ответить на главный вопрос: «О чём этот рассказ?Какова главная мысль  рассказа?

(О доброте;нужно помогать людям.Жанна и ее муж проявили доброту).

В чем заключается главная идея произведения? Какое слово  мы должны,здесь написать слово, которое объединяет все эти эпизоды,о которых мы сегодня говорили? (ДОБРОТА)

Клею в центр розовый листочек со словом ДОБРОТА

Ребята,понравилось вам такая форма работы?

На самом деле,ребята,вы составили КРОССЕНС( слайд).

 Давайте посмотрим,на что похож наш кроссенс по форме,что что напоминает,что особенного( из 9 клеток, игра «Поле боя»).Молодцы! А теперь я открою маленький секрет кроссенса.Послушайте: кроссенс –это цепочка картинок,которые на первый взгляд совсем не сочетаются,но они связаны по смыслу и их объединяет одно общее понятие.И находится оно где?В центре.

_Ребята,мы с вами хорошо поработали.Теперь давайте выполним физкультминутку (слайд с песней «Барбарики»)

Я попрошу вас встать.Поставьте руки на пояс,выполняем повороты головой вправо и влево (раз-два,раз-два), повороты туловища вправо и влево (раз-два-раз-два).Вдохнули,потянулись руками вверх,выдохнули,опустили руки вниз.Спокойно садимся.

Самостоятельная работа

А теперь,ребята,поработаем самостоятельно.Составим синквейн.Те,кто забыл, как составляется синквейн,может воспользоваться опорной схемой.Она у вас на столе).  (на слайде схема синквейна)

Время выполнения-1 минута.

Кто уже выполнил?Прочитайте,что у вас получилось. (1-2 человека)

-А теперь проверьте друг-друга в паре.

РЕФЛЕКСИЯ

— Ребята,о чем мы с вами сегодня говорили? (о доброте в рассказе «Бедные люди» Л.Н.Толстого.)

-В чем проявляется доброта героев рассказа?(отвечают).

Молодцы,хорошо поработали.

А теперь,ребята,оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных кружочков,которые лежат перед вами. (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

  Прошу прокомментировать несколько человек

-А теперь посчитайте свои жетончики.У кого больше?

(У кого 5 жетончиков – получает оценку 5, у кого 4- оценку 4…)

Итог урока:

Нужна ли доброта в наше время? (отвечают 1-2 человека)

К чему мы с вами должны стремиться?

В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Хорошо,молодцы.

Раздаю конфеты и рассказываю стихотворение:

«Доброта иужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет,

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер»,

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «в добрый час»,

Доброта – она от века

Украшенье человека.»

Добрые –щедро больным помогают,

Добрые –дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают,

И никакого спа-си-бо не ждут».

Мы сегодня не зря говорили о доброте.

Если каждый из вас будет делать добро, то мир станет лучше, чище, краше.

Включаю музыку «Дорогою добра»

Каждой группе 8 картинок

Колыбельку нарисовать Жанне

«ДЕЛАЯ
ДОБРО, БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ЭТО» (Л.Н.ТОЛСТОЙ).

    раскрыть тему «маленького человека» на примере произведения современной
литературы;

    создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению
произведений Л.Улицкой;

    помочь выявлению чувства после прочтения текста.

    способствовать расширению словарного запаса учащихся.

    развивать чувство милосердия и сострадания.

       Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный»,
интерактивная доска, презентация к уроку, анкетирование учащихся по первому
впечатлению от прочитанного произведения, запись песни Булата Окуджавы
«Молитва».

                                                                                      
Блаженны милостивые…

                                                                                                                   
Из Библии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный момент

Установочная беседа

    Сегодня у нас урок-встреча, урок-знакомство с писателем.

Слушают учителя, психологический настрой на
деятельность на уроке.

2.

Актуализация знаний (по итогам
анкетирования)

    Прочитав рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», вы изъявили желание
поговорить о нем
– 12,

Рассказ обратил на себя внимание – 7,

Рассказ не понравился – 4,

Неясна концовка рассказа – 5.

    Поэтому считаю необходимым поговорить о рассказе и попытаться
услышать голос писателя.

Прослушивание комментариев учителя.

3.

Изучение нового материала

Мультимедийная презентация (слайды 1, 2,)сообщение учащегося о писателе
Л.Улицкой, её творчестве

Введение в тему. Работа с заглавием. (Слайд 3)

    Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста,
пола, национальности?

(Болезней, смерти, нищеты, тюрьмы,
одиночества, отверженности)

    В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей
во все времена.

    О чём нам говорит название? Посмотрите оглавление рассказов, вошедших
в сборник «Бедные родственники», куда вошёл и рассказ «Народ избранный».

    Каковы герои этих рассказов? (простые люди, бедные, но счастливые,
маленькие, но избранные).

    Какой прием использует автор в заглавии рассказа «Народ избранный»?

    Что изменится, если поменять слова местами?

    А какие люди названы автором «избранными»? (Маленькие, убогие,
больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом).

    Почему же автор называет этих людей «избранными»?

Просмотр и прослушивание презентации.

Краткое конспектирование основных моментов.

Беседа по вопросам учителя.

4.

Работа с текстом. Анализ текста.

    Кого называют «избранными»?

     Какие они (внешне и внутренне)?

    Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?
(Работа по группам).

    Сделайте обобщение по вашей работе. (Слайд 4)

    Слово учителя: Писательница уделяет большое
внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут
быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи. И всё
же они, люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни – жадные, гнусные,
ничтожные, — это попрошайки. Они злые и тёмные, у них одна забота – денег
набрать. Другие – «настоящие нищие». Они больные, убогие, но они не ропщут –
они блаженные.

    Зачем же они на Земле?

Работа с текстом:

    Найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев

( 1 – Зинаиды, 2 – Кати,

3 – нищих).

5.

Выразительное чтение истории о двух
монахинях

Один ученик читает. Следят по тексту

6.

Анализ эпизода «Две монахини» (Тема: высокое предназначение человека)

Прослушивание, возможное дополнение к
анализу.

7.

Слово учителя.

Мало кто из вас согласится с тем, что «народ
избранный» счастлив. Но христианское представление о счастье отличается от
светского и включает следующие особенности.

Христианское представление о счастье. (Слайд 5)

    Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип
поведения и вообще факт существования таких людей. Но не о них ли нам
рассказывали Пушкин и Гоголь, Достоевский и Чехов, Горький и Булгаков? И так
же, как в прошлых столетиях, общество и сегодня как будто не замечает их,
сторонится, а Государственное мироустройство не берёт их во внимание. Жизнь
создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает. Мы
в нашем обществе не любим о них говорить, стыдливо испытывая чувство
брезгливости и недоумения, реже чувство вины.

Такое же отношение к ним мы встречаем и в
рассказе «Народ избранный».

    Но как относится к ним автор? (Автор ставит их выше обывателей,
называет «избранными», а значит – лучшими).

    Почему?  (Они мудрее. Они познали истинное счастье).

Эпиграф урока. Тема урока.

    Вернитесь к названию темы.

    О чём оно вам говорит? (Будь благодарен за то, что судьба даёт
тебе возможность делать добро).

А о чём вам рассказал эпиграф урока? ( Счастлив
тот, кто способен на добрые, милосердные поступки
).

Прочитывание, ответ на вопрос: Счастливы ли
герои Л.Улицкой Зинаида и Катя Рыжая?

8

Итог-обобщение

Концовка рассказа.

    Прочитайте концовку рассказа.

    Как вы думаете, что означает концовка рассказа? (Сон, смерть,
забвение, счастье).

 (Зинаида бежит от злой и страшной
реальности в мир грёз и фантазий, она надеется на лучшее).

Высказывают собственное мнение.

9.

Итог

Завершение урока

    Это рассказ не только об «избранных», но и обо всех нас.

     Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться
верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не
завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие
невзгоды.


 — Нужно ли читать о нищих и калеках?

— Нужно ли писать об этом?

Сегодня вы открыли для себя новое имя в
современной литературе – Людмила Улицкая. А каждый рассказ её – это открытие.

Ответы учащихся

9

Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: —  Какое открытие делает автор Л.Улицкая в рассказе»Народ
избранный»? (Слайд 6)

10

Звучит песня Булата Окуджавы «Молитва»

У Булата Окуджава есть замечательная
песня «Молитва».

Тема нашего разговора и песни перекликаются

Прослушивание песни.

Комментарий и выставление оценок.

Образ кавказского пленника в русской литературе.

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

Тема предопределила цели работы:

1. провести анализ текстов художественных произведений

2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя

3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.

В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.

В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » – писал Пушкин

«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.

«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.

У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.

Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»

Как пленники сумели сбежать?

Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».

Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.

Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.

У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.

Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.

Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…” В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».

Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.

  • Тема рассказа ангелочек андреева
  • Тема пути как вечная тема в литературе сочинение
  • Тема проекта народные сказки 3 класс литературное чтение рабочая тетрадь
  • Тема просвещения в комедии горе от ума сочинение
  • Тема произведения сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне