Тема рассказа барбос и жулька

Александр куприн барбос и жулька: краткое содержание в одной семье жили две собаки. барбос, помесь дворняги с овчаркой, невелик

Александр Куприн — Барбос и Жулька:
Краткое содержание

В одной семье жили две собаки. Барбос, помесь дворняги с овчаркой, «невелик ростом, приземист и широкогруд», с шерстью, висевшей грязными «сталактитами» (сосульками). Барбос драчун. Бьет первым каждую чужую собаку. Может стащить с кухни вкусненькое, или испачкать вещи. Родители гонят его на двор. Летом он с подоконника следит за улицей. Это верный, независимый пес с тонким слухом.

Жулька была маленькой комнатной тонконогой собачкой, гладкошерстной, черного с подпалинами цвета. Глаза у нее светлые, умные. Жулька – вежливая, деликатная. Она не заискивала перед людьми, ласкалась только к добрым. Если Барбос совал нос в ее миску, она не сердилась, разрешала. Барбос и Жулька относились друг к другу с нежной любовью, и жили в согласии. Играли, в шутку дрались.

Когда во двор вбежала бешеная собака, люди попрятались. Она покусала двух свиней и разорвала уток. Было страшно не только людям. Барбос задрожал и заскулил. И тут навстречу собаке кинулась Жулька. Они столкнулись. Жульку отбросило. А бешеная собака развернулась и выбежала со двора.

Люди увидели, что Жулька цела, без укусов. Но от пережитого волнения, подвига она стала умирать. На третий день отец сказал закрыть ее в сарае, чтобы собачка спокойно умерла. Барбос выл и рвался к ней. Дети упросили взрослых открыть дверь. Барбос лизал ей морду. «В прощании собак было что-то трогательное». Потом все вышли. А вскоре Барбос взвыл так, что кучер вошел в сарай. Он увидел, что собачка «издохла»…

Читательский дневник по рассказу «Барбос и Жулька» Куприна

Сюжет

Собаки Барбос и Жулька дружат. Барбос драчун и грязнуля, Жулька – воспитанная комнатная собачка, которая делится своей едой. Как-то на двор ворвалась бешеная собака. Родители с детьми и слуги попрятались. Барбос струсил. Жулька кинулась на чужую собаку, и та убежала. Скоро от пережитого потрясения, попрощавшись с Барбосом, Жулька умерла.

Отзыв

Главная мысль: поступки не зависят от внешности. Сравнивая двух героев, можно сказать, что комнатная собачка оказалась героем, а дворовый пес трусом. Барбос гонял чужих собак, но в минуту настоящей опасности не стал защищать хозяев. Жулька впервые была в роли защитницы, сторожевого пса. Это испытание погубило маленькую храбрую Жульку. Барбос и Жулька такие разные, но друзья. Барбосу стыдно за свою трусость и жалко друга. Рассказ учит быть верным щедрым другом, не судить по внешности, быть смелым, благодарным, защищать других, помнить добро и друзей, быть рядом, когда это нужно.

Краткое содержание Куприн Барбос и Жулька

Рассказ «Барбос и Жулька», написанный русским писателем Куприным Александром Ивановичем, повествует о дружбе двух собак – комнатной и дворовой.

Внешность беспородного Барбоса неопрятна, он не знает, что такое мыло, расчёска и ножницы. В тёплое время года вся его шерсть покрыта репьями, а осенью – засохшей грязью. Пёс просто обожает драться с любой собакой, которую видит в поле зрения. А ещё Барбос может сожрать угощение, приготовленное к праздничному обеду. Но, не смотря ни на что, Барбос отличается верностью и независимостью. Лишь защита детей освобождает собаку от гнева взрослых членов семьи.

Жулька – маленькая, тонконогая и гладкошёрстная собачонка, с желтыми пятнами над глазами и на грудке. Она – изнеженная, ухоженная любимица своих хозяев. Жулька может отличить добрых людей от злых. К первым она подбегает без опаски и ждёт, когда её погладят. Собачонка готова поделиться своей едой со всеми желающими. Она никогда не станет попрошайничать, наоборот, хозяевам приходится уговаривать Жульку отведать косточку.

Как ни странно, собаки смогли подружиться. Деликатная Жулька никогда не показывает своё осуждение другу за его драчливый нрав и ужасный внешний вид. Даже позволяет лакомиться угощением из своего блюда. Собаки любят весело возиться во дворе, развлекая друг друга.

Вот в один из дней во двор забегает бешеный пёс. Никто из людей не осмеливается её остановить. Даже смелый Барбос испуганно сидит на подоконнике, не решаясь подойти к нахалу. Только Жулька смело набрасывается на бешеного пса и прогоняет его со двора.

Но после этого храбрая собачонка заболевает, и взрослые решают отнести её в сарай. Барбос начинает дежурить около сарая и, при первой возможности, забегает туда и начинает облизывать подругу. Он предчувствует скорую кончину собачонки и прощается с ней. Затем Барбос лежит около сарая несколько часов, а затем начинает выть. Когда хозяева заходят в помещение, то видят, что Жулька лежит мёртвая.

Автор призывает своих читателей ценить дружбу и приходить на помощь всем нуждающимся.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

Барбос и Жулька. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Перед смертью старуха наказала сыну слушать старшую сестру. Позже сестра велела брату жениться, чтобы проще справляться с хозяйством. Молодой жене не понравилась золовка. Стала она твердить мужу, что его сестра – плохая хозяйка.

С первых строчек романа перед нами простираются плодородные земли Тары, находившиеся в штате Джорджия. На небольшой вечеринке, проходившей в поместье, двое юношей, которые были страстно влюблены в

В 1934 году сочинял радио сериалы для различных передач. В 1936 году один известный журнал напечатал произведение никому не известного 20-ти летнего писателя Предайте мёртвых земле этим молодым автором был Шоу

В 1922 году известным русский поэт Есенин написал произведение Пугачев. Задачей этого текста было полное, максимальное раскрытие темы. Описать сложный для России и народа период истории

Начинается рассказ с того, как на праздник в Петербург приехала компания, состоящая из пяти человек. Делесов (один из ребят) захотел покинуть друзей, но в тот момент

Школьное чтиво

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»
Рассказ учит любить собак и заботиться о них. Учит тому, что собаки все понимают и чувствуют совсем как люди. Учит доброте и состраданию. Учит решительности и смелости.

Отзыв на рассказ «Барбос и Жулька»
Меня тронул этот рассказ о собаках. Конечно, я думала, что героем окажется Барбос, но им стала робкая Жулька. Так и в жизни иногда самый спокойный человек может совершить подвиг, а тот, кому это положено по долгу службы, может струсить. Мне очень жалко бедную Жульку.

Пословицы к рассказу «Барбос и Жулька»
Вид хорош, да по виду не судят.
Где робкий потеряет, там смелый найдет.
Кто смел да стоек, тот десятерых стоит.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Барбос и Жулька»
Барбос был невелик ростом, похож на пуделя, которого никогда не касалась расческа. Его шерсть висела клоками осенью, а летом была вся в репьях. Уши носили следы многочисленных собачьих драк.
Жулька была маленькой деликатной собачкой с черной шерстью. Она всегда вежливо отходила в сторону, если кто-то подходил к ее тарелке с едой.
Жульку все считали комнатной собачкой, а вот Барбоса только дети защищали от пожизненного изгнания во двор. Он был неаккуратен в еде и туалете, и мог грязным забраться на белую простынь.
Летом Барбос обыкновенно лежал на подоконнике и ждал, чтобы во двор заглянула другая собака. Тогда он стремительно соскакивал с окна и смело бросался в бой. Он твердо помнил главный урок любых сражений — бей первым если хочешь победить. И скоро уже во дворе сплетались в клубок собачьи тела, а потом Барбос одерживал победу и хромая возвращался на подоконник.
Между Барбосом и Жулькой была самая преданная собачья любовь и они всегда играли вместе.
Однажды во двор прибежала бешеная собака и Барбос, вопреки обыкновению, не бросился в бой, а только жалобно повизгивал на подоконнике. Между тем, люди бестолково бегали по двору, а бешеная собака уже успела покусать двух свиней и порвать пару уток.
И вдруг все ахнули. Из-за угла выскочила маленькая Жулька и бросилась на бешеную собаку. Они столкнулись и от удара Жулька откатилась в сторону, а бешеная собака убежала прочь со двора.
Жулька не пострадала внешне, но пострадала внутренне. Она словно бы сама сошла с ума. За день она сильно исхудала, и то лежала неподвижно в темном углу, то принималась носиться по двору. Она отказывалась от пищи и не откликалась на свое имя.
На третий день Жулька уже ослабла настолько, что даже не могла встаь, и отец велел отнести ее в пустой сарай, где собака могла бы умереть в уединении.
Через час к сараю прибежал Барбос и стал выть. Его пробовали прогнать, но он возвращался и снова принимался выть.
Тогда дети стали просить отца, чтобы он позволил Барбосу проститься с Жулькой. И когда дверь сарая открыли, Барбос бросился к Жульке и стал облизывать ей морду. Жулька слабо шевелила хвостом и даже пыталась приподнять мордочку. В прощании собак было что-то необыкновенно трогательное.
Потом Барбоса вывели из сарая и он лег возле его двери. Он больше не рвался в сарай и лишь напряженно к чему-то прислушивался. Через два часа он вновь отчаянно завыл. Жулька умерла.

Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.

История создания

Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире. 

Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы  друзей или собственные наблюдения.

Жанр, направление

Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа. 

Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.

Смысл названия

В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они. 

Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая. 

Суть: о чем?

Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку. 

Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.

Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.

Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.

“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”

Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться. 

“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”

Бедная собачка умирает.

Главные герои и их характеристика

Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:

Барбос пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа.
Жулька деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает.

Темы

Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.

  1. Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
  2. Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
  3. Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
  4. Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.

Проблемы

Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.

“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.

Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.

Вывод можно сделать один: внешность обманчива.

Основная идея

В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».

Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».

Чему учит? 

Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?

Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.

Художественные особенности

В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.

Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.

Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.

С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».

Критика

Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.

“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.

И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.

Автор: Инна Колокольникова

Урок — презентация: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цель: отрабатывать навыки пра$вильного выразительного чтения.

Задачи: расширить знания детей о творчестве А.И. Куприна;

учить анализировать характер и поступки героев;

познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна

«Барбос и Жулька»;

раскрыть смысл дружбы и верности;

обогащать словарный запас детей;

развивать речь, мышление;

прививать любовь к животным.

Оборудование:

карточки с текстом для речевой разминки;$

рисунки детей к понравившимся эпизодам из рассказа;

$ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

карточки с пословицами;

портрет А.И. Куприна;

фотовыставка «Пестрое разнообразие собачьих пород;

аудиокассета с записью песни «Давайте все вместе…»;

выставка книг А.И. Куприна.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Долгожданный дан з$вонок,

Начинается урок.

2. Речевая разминка.

На партах у каждого ученика лежит карточка с текстом.

Подарили мне собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка.

Он малюсенький пока!

( И. Токмакова.)

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте птичьим базаром.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с замедлением.

-П$рочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с интонацией восхищения.

-Прочитайте выразительно.

3. Проверка домашнего задания.

1$.Характеристика героев.

-С чего начинается рассказ «Приемыш»?

-Что вы узнали о Собольке?

-Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Какие слова помогают понять, как Тарас относился к Приемышу?

-Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

-Почему он отпус$тил лебедя?

-Что было правильнее?

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в

избушке, а весной подпустить к прилетающей стае.

2.Иллюстрации детей, к понравившимся эпизодам из рассказа Д.Н. Мамина-

Сибиряка «Приемыш».

$3.Дети рассказывают истории, которые придумали как продолжение рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка.

4.Введение в тему. Актуализация знаний.

1.Работа с пословицами и поговорками.

-Прочитайте пословицы и п$оговорки, написанные на доске. Объясните их

смысл.

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Кто не испытал дружбы, тот не жил.

Будь верен до смерти.

При верном псе и сторож спит.

2.Просмотр мультимедийного фильма «Многообразие собачьих пород».

Собака вот уже многие тысячелетия живет рядом с человеком. Верно служит ему, сопровождает всюду.

$Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраски.

Собаки помогают охранять границы. Например, немецкая овчарка. Она неприхотлива, сильна, отважна, обладает отличным слухом и обонянием, прекрасно поддается обучению.

Собаки ловят преступников. От ротвейлера веет спокойствием и осмотрительностью, поэтому он ста$л отличной сторожевой собакой, а также поводырем слепых.

Среди охотничьих собак различают: легавых, гончих, борзых, норных.

Такса – это охотничья собака на барсуков, лис и др. норных зверей. Короткими мощными лапами такса разрывает вход, пробирается в узкие норы $и способна вытащить оттуда лису или барсука. Постепенно такса превратилась в домашнего пса.

Чаще всего в квартирах живут декоративные и карликовые собаки: болонки, карликовые пинчеры, пудели, пекинесы. Они живут рядом и просто радуют людей своим присутс$твием.

Впрочем, совсем необязательно заводить породистую собаку. Помеси и дворняжки едва ли не здоровее и понятливее многих чистопородных, они, как иногда утверждают, сильнее привязаны к хозяевам. Помните, что есть собаки, которые ждут, не дождутся, когда кто-нибудь приютит их и потом всю жизнь испытывают и выказывают огромную благодарность.

5. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы почитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его Александр

Иванович Куприн.

6.Рассказ учителя о писателе.

$

Куприн Александр Иванович родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 году приехала в Москву и из-за тяжелого $материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

Первые литературные опыты Куприн предпринял во время учебы в кадетском корпусе Московского Александровского училища. В 1890 – 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. Был женат, имел двух дочерей: Лидию и Ксению. Дружил с И.А.Буниным, А.П.Чеховым и М.Горьким.

Осенью 1919 года, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по Родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на Родину, тепло встреченный своими почитател$ями. Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. 25 августа 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака.

(Дети рассматривают книжную выставку «Куприн — детям».)

6.Знакомство $с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

1.Словарно-лексическая работа.

-Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и низкий по сложению.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ — любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти живо$тного.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Пожинать лавры – пользоваться плодами успеха.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

-Объясните выражение «бывал унизан колючими «репяхами»…

$-Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный);

мучение (страдание, терзание, пытка).

-Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница)$; взволнован

(спокоен).

2.Чтение рассказа учителем.

7. Физкультминутка.

Звучит песня «Давайте все вместе…». Под музыку дети выполняют гимнастические упражнения.

8.Продолжение чтения рассказа А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

Тест читают заранее подготовленные дети.

(После паузы учитель задает вопрос.)

-Ваши впечатления от прочитанного?

(Дети делятся св$оими впечатлениями.)

9.Итог урока.

-Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему рассказу?

-На уроке внеклассного чтения мы проч$итали рассказ Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Вспомните строки из этого рассказа.

Не забывай,

ты всегда

В ответе за всех,

кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери.

10.Выставление оценок.

11.Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием н$а следующем уроке; индивидуальное задание – подготовить рассказ о своем питомце.

$

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Цели урока:

  • расширение знаний учащихся о творчестве А. И Куприна;

  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;

  • Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;

  • Обучение анализировать поступки героев;

  • Обогащение словарного запаса.

    $

  1. Развивающие.

  • Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;

  • Развитие навыка выразительного чтения;

  • Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное

  • Создание условий для формирования адекватной самооценки.

$

  1. Воспитывающие:

  • Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.

  • Воспитание интерес к литературным произведениям.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор, презентация

  • Демонстрационный материал: толковые словари, учебник Л.Ф. Климановой «Родная речь» (2 ч.)

  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урок$а.

  1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя ленится,

Так как мы ученики.

  1. Проверка домашнего задания

Дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть, они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.

Слайд 1

Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день.

+

Встретила героя рыжая собачонка.

Собачонку звали Соболько.

$

+

Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом.

+

В избушке героя встретил хозяин.

$

Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке.

Хозяина избушки звали Тарас.

+

Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами.

$

Перед его лодкой плыла дикая утка.

Ступай домой, гуляка!

+

— Взаимопроверка (учащиеся карточками и проверяют по образцу)

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа с пословицами и поговорками.

Слайд 2.

— Соедините начало и к$онец пословиц.

Легко подружиться, тот не жил.

(друга можно очень быстро потерять, но найти трудно, без друга скучно.)
Кто не испытал дружбы, тяжело разлучиться

(у кого друга нет, ему тяжело, не с кем поделить радость и горе).

— Объяснить смысл пословиц.

IV. Постановка цели урока. Вводная беседа.

Слайд 3.

— Прочитайте записи. («Слон», «Чудесный доктор», «Белый пудель»)

$ — Что объединяет эти произведения? (Все произведения о животных; их написал А.И. Куприн)

— О творчестве, какого писателя мы будем говорить сегодня? (А.И. Куприна)

Слайд 4.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 году в городе Наровчат Пензенской губернии.

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было
четырёх лет. Семь$я осталась без денег, и мать переехала
в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.
Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать.
Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в
скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,
грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренас$тый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

Умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.

Слайд 5.

Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

$- Какие из этих произведений вам уже знакомы?

— О ком эти произведения?

— Отгадайте загадку.

Ноги тонки, Днем молчит,

Бока звонки, А ночью рычит.

А хвост закорючкой. (собака)

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

Собак служебных — пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Кто будет героями урока?

— У кого из вас дома есть собака?

$- Какие породы собак вы знаете?

— В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

— На какие группы можно разделить породы собак?

Слайд 6.

  • Охотничьи

  • Служебные

  • Декоративные

  1. Сообщение темы и целей.

$ Слайд 7.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

$- Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.)

— Какой вы себе представляете Жульку?

— Каким вы представляете себе Барбоса?

Слайд 8.

Задачи урока.

— Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением.

VII. Физминутка.

  1. Работа с произведением.

  1. Словарно – лексическая работа.

Слайд 9.

— Объя$сните значение слов: (Работа с толковым словарем)

СТАЛАКТИТ — имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Слайд 10.

ПРИЗЕМИСТЫЙ

1) малорослый и плотный по сложению;

2) маленький, низкий.

$

ЛИЦЕМЕРНЫЙ — отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

ЛИЦЕМЕРИЕ — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Слайд 11.

ФЕСТОН — один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Слайд 12

КАРЬЕР — самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ПОДПАЛИНА$ — рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ триумф — блестящий успех, торжество.

  • Подберите синоним к словам:

  • Льстивый (ласкательный, вкрадчивый)

  • Мучение (страдание, терзание, пытки)

— Подберите антонимы к словам:

  • Сходство (различие, разница)

  • $Взволнован (спокоен)

  1. Проверка первичного восприятия.

— Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его читали?

— О чём вы задумались, прочитав рассказ?

— Как люди относились к собакам?

(К Жульке относились хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса по$стоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились).

— Кто лучше всего понимал животных? (Дети).

— Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).

— Найдите и прочитайте описание собак.

Охарактеризуйте собак.

  1. Внешность собак.

  2. Поведение собак.

  3. Их поступки.

I в. – Характеристика Барбоса.

II в. – Характеристика Жульки.

Слайд 13 Проверка.

— Какой сделаем вывод, дав характеристику собакам? (От внешности со$баки не зависит её характер. Большая собака может быть трусливой, а маленькая, воспитанная собачка, быть смелой и проявлять героизм.)

  1. Вторичное чтение текста. Работа над выразительным чтением.

— Найдите и прочитайте поведение бешеного пса во дворе.

— Как поступили люди, увидев во дворе бешеного пса? С каким чувством вы будете читать отрывок? (С чувством страха).

$ — А как бы вы поступили в такой ситуации?

— Найдите и прочитайте, а как повёл себя Барбос в этот момент? Какие чувства передадите при чтении? (Страх)

— Ожидали вы от него такого поступка? Почему? (Раньше всегда кидался в драку).

— Прочитайте, как поступила Жулька. С какой интонацией вы будете читать эти строки?

— Почему Жулька выбежала наперерез бешеной собаке? Можно ли её поступок считать героическим?

— Найдите в тексте и зачитайте, что явилось причиной смерти Жульки.

  1. Работа над иллюстрацией к тексту.

$ Слайд 14.

— Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?

— Какой эпизод изобразил художник?

— Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие ч$увства он испытывает? Почему?

  1. Постановка проблемы.

— Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).

— Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).

— Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).

  1. Итог урока

  1. Обобщение анализа текста.

— Давайте вернёмся к началу урока. На какой главный вопрос мы должны были ответить на уроке? $(В чём смысл произведения «Барбос и Жулька».)

$

— Кто может ответить на этот вопрос? (Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и к людям; показал, что люди берут животных и должны нести за них ответственность.)

— Иногда эта дружба, ребята, гораздо крепче, чем у людей.

— А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали? («Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

  1. Работа с пословицами.

Слайд 16.

— Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

— Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ?

  • $Легко друзей найти, да трудно сохранить.

  • Был у друга, пил воду – показался слаще меду.

  • Без беды, друга не узнаешь.

  • Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

  • Друг познаётся в беде.

  • $Верный друг, лучше сотни слуг.

  • Назвался другом, помогай в беде.

  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  1. Самостоятельная работа

Выбери характеристику для героев и отметь «+»

п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

1

Невелик ростом

$2

Деликатная, застенчива$я вежливость

3

Сходство с белым пуделем

4

Никогда не попрошайничала

5

Имеет смутные понятия о праве собственности

$

6

Светлые и умные глаза

7

Гладкая чёрная шерсть

8

Не отличался аккуратностью в туалете

$

9

Уши превращались в причудливые фестоны

$

10

Жёлтые подпалины над бровями

  1. Рефлексия

— Сегодня я узнал(а) ….

— Я ещё хочу прочитать …

— Для меня было интересным …

— Мне на уроке$ понравилось …

  1. Домашнее задание.

Слайд 10.

Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.

Урок литературного чтения, 4 класс

В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Цели:

— учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

— общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

— воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты

личностные (воспитательные) результаты:  

— воспитывать любовь к живой природе;

— бережное отношение к  «братьям нашим меньшим» к природе

метапредметные (развивающие) результаты:

— развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся

долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.

предметные (образовательные) результаты:

— познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

— формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,

— учить анализировать поступки героев.

Оборудование: презентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах, учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др.».

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок. Все встали. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам новые открытия на этом урок.

  1. Эмоциональное введение в тему.

— Ребята, подскажите мне, какой раздел литературного чтения мы изучаем?

  1. Прием ассоциаций

— Закройте на минуту глаза. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы. После ответов учащихся составляем  кластер «Природа»

Тема рассказа барбос и жулька

— Мы уже не первый урок знакомимся с произведениями  этого раздела. А вам нравится путешествовать по этой замечательной стране «Природа и мы»?

-Ещё бы!!! Эту удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы чувствовать и все понять!

— Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. Какую, вы сами догадаетесь.

  1. Актуализация знаний. Стадия вызова.

Внимательно ли вы читали предыдущие произведения этого раздела?

  1. «Узнай по описанию»

(за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)

— Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).

— Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».

А.И.Куприн).

— Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

— Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).

— Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,

превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).

  1. Игра «Найди пару»

В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 2)

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                «Выскочка»

А.И.Куприн                                               «Кабан»

В.П.Астафьев                                            «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                             «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                           «Барбос и Жулька»

-Все ли произведения вам знакомы?

-Зачем же я включила в игру незнакомое произведение?

Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».(слайд 3)

Чем мы будем  делать на уроке? ( обозначить цели)

  1. Подготовка к восприятию нового.

1)        Беседа об авторе. (Слайд 4-11)

— Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

— Немного об авторе нам приготовила сообщение Жаворонкова Катя. Послушаем её.

2)        Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 12 )

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

— Прочитайте шепотом.

— Прочитайте, разделяя на слоги.

— Прочитайте громко.

— Прочитайте с ускорением.

  1. Чтение текста. Прием «Инсерт»

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 13)

   V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

   — знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Слайд 14

— Начало, дети слушают учителя (рождение Скрипа)

— Как вы  думаете, где мама?

Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.

  1. Первичное восприятие

Обмен впечатлениями.

      — Понравился ли рассказ?

      -Что особенно запомнилось?

      — Какие чувства пробудила эта история?

      — Когда было страшно за стрижонка?

      — А в какие моменты тревожно?

  1. Словарная работа.

— Какие слова были непонятны?

      Мерцало — слабо светилось колеблющимся светом.

      Мол, дескать — указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

      Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 15

Чтение 1 части.

— Где и как родился стрижонок?

— Как повел себя стрижонок?

— Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?

— Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?

— Что принесла мама птенцам?

На какие части  мы можем поделить эту часть?

1.Рождение Скрипа.

2. Стрижата одни.

3.Возвращение мамы-стрижихи.

Чтение 2 части.

О чем говорится в этой части?

1.Кормление птенцов.

2.Скрип обижен.

3.Жизнь семьи.

Чтение 3 части.

Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?

-О каком качестве характера это говорит?

-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?

— Чего она боялась?

— Знал ли об этом стрижоно?

— На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?

1.Любопытство стрижонка.

2.Страх матери.

3.Враги стрижей.

Чтение 4 части.

-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?

-Как коршуну удалось победить мать — стрижиху(он ее перехитрил)?

-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,

храбрость  самоотверженность)?

-Как стрижи помогли бедным стрижатам?

-О каком качестве стрижей это говорит?

На какие части мы поделим 4 часть?

1. Гибель мамы

2. Беда стрижей.

3. Дружные стрижи

VI. Закрепление изученного.

  1. Тестовые задания

У каждого ученика карточка-тест. После выполнения обмениваются тестами в паре, проверяют на слайде. 

–Проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

  1. ошибка – 5.

2-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.

Более 5 ошибок -2

Составление синквейна (стрижиха) (Работа в парах)

1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

VII. Рефлексия. Итог урока.

Звучит музыка (звуки леса).

— Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

Выставление оценок, благодарность за урок

VIII. Домашнее задание.

Рисунок стрижа, пересказ от имени Скрипа.

  • Тема рассказа баргамот и гараська
  • Тема рассказа ашик кериб
  • Тема рассказа бедные люди толстой
  • Тема рассказа ангелочек андреева
  • Тема пути как вечная тема в литературе сочинение