Тема прекрасного и вечного в поэзии сочинение

700 слов сергей александрович есенин был выдающимся русским поэтом. его считали ярким представителем новокрестьянской поэзии и лирики. в своих творениях

(700 слов) Сергей Александрович Есенин был выдающимся русским поэтом. Его считали ярким представителем новокрестьянской поэзии и лирики. В своих творениях Сергей Александрович поднимал очень важные проблемы. Так, стихотворениям Есенина были присущи социал-демократические идеи.  Нередко поэт использовал в своих произведениях образы Родины и революции. Также в стихотворениях Есенин поднимал тему любви, творчества, деревенской жизни, городского быта и простого человеческого счастья. Творчество Есенина неспроста называли жемчужиной русской поэзии. Оно богато содержанием и отличается самобытной красотой.

Многие стихотворения Сергея Есенина являются автобиографическими. В них присутствуют не только любовные переживания, но и трагические мотивы. По произведениям можно узнать некоторые подробности из его жизни. Лирический герой близок автору. Рассмотрим поподробнее, кто он? 

Кажется, что в качестве лирического героя выступает сам Есенин. Поэт обожал свою малую Родину, он восхищался красотами окружающей природы. В городе лирический герой становился настоящим «скандалистом и хулиганом», в деревне он был лириком и мечтателем. Можно заметить, что в стихотворениях Сергея Есенина лирическому герою присуща эмоциональность. Он отличается довольно буйным характером. При этом некоторые строки свидетельствуют о нежности и ранимости образа лирического героя. 

В раннем творчестве Сергей Есенин продемонстрировал всю свою любовь к родной земле. Он любил вспоминать прекрасное детство, проведённое в деревне. Так, в знаменитом стихотворении «Заглушила засуха завсеки…» лирический герой восхищается утренним пейзажем природы. Он приходит в восторг от шума реки, воркования птиц, света зари. А в стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» мы видим описание заката дня. Есенин заложил основы деревенской поэзии. В своих произведениях поэт описывал простые бытовые вещи. Благодаря этому создаётся впечатление, будто лирический герой оживает и становится реальным. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» лирический герой предстаёт перед читателем в образе прекрасного голубоглазого юноши, у которого светлые кудрявые волосы. Даже внешне лирический герой и поэт очень похожи. 

Нетрудно заметить, насколько поменялось творчество Есенина в связи с его переездом в город. Одним из известных произведений поэта является стихотворение «Я усталым таким еще не был…». Здесь лирический герой выражает свою тоску по безмятежным рязанским просторам. Он не может радоваться победам, его даже не огорчают неудачи. Герой с полным равнодушием относится к городской суете. Именно такие чувства испытывал автор, когда создавал свое стихотворение. 

Во время Первой мировой войны Есенин выражал свою социальную позицию. Одним из наиболее известных произведений Сергея Есенина этого периода является стихотворение «Узоры». Автор выразил свое недовольство царским режимом. Ему было очень жалко солдат, которые напрасно погибали на войне. 

Когда поэт стал известным, в его жизни появилось много кутежей и романов. Известно, что Сергей Есенин был довольно эмоциональный человеком. Любовь в представлении поэта не всегда является прекрасной и счастливой. Все любовные переживания Есенина отразились в его поэзии. Ради избранницы он готов даже «забросить стихи», о чем он писал в стихотворении «Заметался пожар голубой».

Лирический герой в городской среде представляет собой беспробудного пьяницу, который запивает алкоголем собственную грусть. В стихотворении «Москва» поэт намекает на свою непутевую жизнь

(…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…). 

Неоднократно в своем творчестве Сергей Есенин поднимал тему революции. Так, в поэме «Товарищ» писатель восхищается образом рабочего. Тема революции поднималась также в таких произведениях Есенина, как «Песнь о великом походе», «Пугачев«, «Небесный барабанщик». Автор рассказывал о народном революционном духе, а также о справедливости восстаний. Сергей Есенин был заодно с пролетариями, которые выступали против социальной несправедливости. Лирический герой ощущал необходимость перемен. Правда, крестьянская доля волновала его куда больше. Судьба деревни — вот что было приоритетным направлением революции, которую поддержал поэт.

Во время политики НЭПа Сергей Есенин возвращается в Константиново, где он не был целых восемь лет. Поначалу ему кажется, что он здесь чужой, однако постепенно начинает осознавать, что это лишь начало новой жизни. В этот период в своем творчестве поэт рассуждает на философские, социальные и нравственные проблемы. Он размышляет над темой отношений деревни и города. Постепенно он разочаровывается в революции и понимает, что крестьяне живут еще хуже, чем при царе. Тучи сгущаются и над интеллигенцией. Свободы слова нет и в помине. В этот период он пишет политические стихотворения «Русь советская», «Страна негодяев» и другие.

Можно утверждать, что лирический герой, подобно самому поэту, всегда остаётся юным душой, немного наивным и вспыльчивым. Но лирический герой Есенина всегда был честным, поэтому его творчество так нравится современному читателю. «Я сердцем никогда не лгу», — так однажды заявил о себе Сергей Александрович. Искренность, открытость, наболевшие страны души — вот что каждый из нас найдет в голосе лирического героя Есенина.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Шиян Наталья Николаевна

Организация: МОУ «Майская школа»

Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, с. Майское

Урок русского языка № ______ Класс _ 9 __ Дата _________

Тема. Подготовка к сочинению- рассуждению в формате ОГЭ ( задание 9.3.) .

Планируемые результаты:

Предметные:

– владеть умениями определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчиненных предложениях, определять средства связи придаточного и главного;

– владеть умениями строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

– владеть умением пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения

Метапредметные:

познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные:

– владение навыками монологического выступления;

– владение умением добиваться результата при ограниченном времени;

– осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения — здоровьесбережение; проблемное обучение; развивающее обучение; поэтапного формирования умственных действий;

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок рефлексии. Творческая мастерская «Книга знаний».

Форма урока: комбинированный урок: пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Ход урока

  1. Организационный этап.

– Ребята, улыбнитесь мне

Я знаю — все получится.

Тогда и хмурый день в окне

с улыбкой жить научится. Эмоциональный настрой на урок.

(Обратите внимание на смайлики на парте, на какие знаки препинания они похожи).

Проверка домашнего задания (взаимопроверка). Вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий писатель? Оценивание. Зачитываем 2-3 ответа.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-А кто знает, какую знаменательную дату празднует сегодня весь мир?

— Я могу вам подсказать.

(День писателя). Просмотр видеопрезентации «Писатели-юбиляры». (2-3 минуты).

-Что создает писатель? (Книги, произведения, стихотворения). А нас с вами можно назвать писателями? Когда мы становимся писателями? ( При подготовке к ГИА в формате ОГЭ задание 9.3, когда пишем сочинение-рассуждение 3 часть).

— Какой же неизгладимый след оставили писатели своим наследникам? Конечно же – это книги.

-Какую ассоциацию вызывает у нас слово писатель? — Книга.

Давайте и мы сегодня попробуем себя в творческой деятельности. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю создать свою книгу, которая поможет вам добиться успеха во время проведения ОГЭ по русскому языку. Вы будете сегодня не только писателями, творцами, но и критиками, экспертами, корректорами.

— Давайте вместе придумаем название для нашей книги. (Знаний…). Я предлагаю вам вместе со мной сегодня на уроке написать книгу знаний, а начнем мы с формулировки темы урока. Именно тема урока и станет названием первой главы.

-Вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня на уроке будет идти речь?

Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3.) .

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Прежде чем написать первую страницу нашей книги знаний, предлагаю выполнить следующее задание. Давайте составим проспект (план) на пути к сокровищнице знаний. И определим цели и задачи нашего урока. (Вспоминаем шпаргалку, которая была на доске).

1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;

2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;

3.Работать над лексическим значением слов и понятий;

4.Строить рассуждения, исследовать лингвистические объекты

5.Анализировать проделанную работу.

3.Актуализация опорных знаний.

Работа с эпиграфом. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и

изумительно радостный труд.

Н. Островский

Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Н. Островского.

  • Для того чтобы создать вторую страницу нашей книги знаний, нужно отправиться в лингвистический лабиринт.

Лингвистический лабиринт. Найдите соответствие.

1) рассуждение

2) декламация

3) аргумент

4) тема (тезис)

5) беллетристика

6)вступление

7)заключение

8)доказательство

а) доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, описания, примеры, аналогии и т. п.);

в) словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли;

г) повествовательная художественная литература;

(книги для лёгкого чтения, обычно малохудожественные);

д) умение читать выразительно произведения поэзии;

е) это мысль, которую нужно доказать;

з) факты, которые подтверждают правильность тезиса;

и) подведение итогов рассуждения;

ж) вводная часть, которая будет раскрыта в основной части.

Вывод: сочинение-рассуждение состоит из четкой структуры.

Организует работу оценочного характера.

Прием «Мой вклад в урок»

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

«–» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный

Учитель создает проблемную ситуацию.

Давайте выясним сегодня на уроке и ответим на вопрос, каким образом творчество влияет на человека?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, создадим следующую страницу нашей книги знаний.

4.Обобщение и систематизация знаний

Следующая страница нашей книги посвящена толкованию значения выражения или словосочетания.

— Давайте вспомним задание 9.3.из сборника тренировочных вариантов по русскому языку 2020 года. И.П. Цыбулько вариант №2 и прочитаем первую часть задания.

(Работа над критерием 1: толкование слова. Приём «На подступах к сочинению».)

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— Прежде чем приступить к чтению текста на ОГЭ, нужно заострить внимание на том значении слова

или выражении, которое просят объяснить.

Выполняем задание у доски. (На доске слово ДРАГОЦЕННЫЙ).

Лексическая и орфографическая разминка.

Подберите синонимы, антонимы, определяемое существительное, подчеркиваем изученные орфограммы.

1.Драгоценный — дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый (человек, вещь, доклад, вклад, друг, книга).

2. (Ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный).

3.Запишите словосочетания (укажите тип подчинительной связи).

— С какой целью, я задала вам это задание?

( Это задания демоверсии ОГЭ (5.Орфографический анализ, 8.лексический анализ,

4.синтаксический анализ).

Что такое драгоценные книги? Сформулируйте тезис к сочинению-рассуждению.

(это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.)

Физминутка ( 2 минуты)

— Четвертая страница нашей книги знаний посвящена исследовательской деятельности. Вам предстоит исследовать фрагмент текста М. Горького.

Погружаемся в мир литературы.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

— А на этой странице нашей книги, мы сами попробуем стать писателями и творцами.

Работа в группах «Дорожка к пониманию фрагмента текста М. Горького

Внимательно прочитайте текст М. Горького

(1)Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. (2)Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары – белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. (З)Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.

– (4)С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют, – сказал однажды Ситанов.
(5) Трудно было доставать книги, но я всё-таки как-то ухитрялся и доставал их, выпрашивая всюду, как милостыню. (6)Однажды брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, её могучее влияние на людей.
(7)Помню, уже с первых строк «Демона» Ситанов заглянул в книгу, потом – в лицо мне, положил кисть на стол и, сунув длинные руки в колени, закачался, улыбаясь. (8)Под ним заскрипел стул.

– (9)Тише, братцы, – сказал Ларионыч и, тоже бросив работу, подошёл к столу Ситанова, за которым я читал. (10)Поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слёзы навёртывались на глаза.

(11)И ещё более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. (12)Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
(13)Читай, читай, сказал Жихарев, наклоняя мою голову над книгой.

(14)Я закончил читать, он взял книгу, посмотрел на титул и, сунув под мышку себе, объявил:
– Это надо ещё раз прочитать! (15)3автра опять прочитаешь. (16)Книгу я спрячу.

(17)Отошёл, запер Лермонтова в ящик своего стола и принялся за работу.

(18)В мастерской было тихо, люди осторожно расходились к своим столам.

(19)Ситанов и Жихарев вышли на двор, и я пошёл с ними. (20)Там, глядя на звёзды, Ситанов сказал:
Кочующие караваны.
В пространстве брошенных светил… – этого не выдумаешь!
– (21)Я никаких слов не помню, – заметил Жихарев, вздрагивая на остром холоде. – (22)Ничего не помню, а его – вижу! (23)Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? (24)Ведь жалко его, а?

– (25)Жалко, – согласился Ситанов.

– (26)Вот что значит – человек! – памятно воскликнул Жихарев.

(По М. Горькому*)

* Максим Горький (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель и драматург.

  • Задание для 1 группы

— Как этот фрагмент связан со словом «книга»?. Сформулируйте вступление к сочинению.

— Попробуйте дать название этому фрагменту текста, чтобы в нём отразилась тема и идея текста

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

  • Задание для 2 группы

Аргументы + примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или №4 предложения). В предложении № 6 говорится о могучем влиянии книги на человека.

  • Задание для 3 группы

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ, литературы и т.п.).

— В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.

— Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Абзацное членение. — Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

Давайте оценим свою деятельность. (В листах оценивания).

В колонку взамооценивания поставьте оценки друг другу в своих группах.

Защита мини-проектов.

  • А эта страница книги знаний состоит из облака ваших мыслей. Составляем кластер.
  • Как влияют книги на человека? Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 56,2 КБ

Опубликовано: 02.04.2021

Красивое название “серебряный век” заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью.

Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир “серебряного века”, стал К. Бальмонт.

За удивительную музыкальность стиха его называли “Паганини русского стиха”. Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.

  • Я мечтою ловил уходящие тени,
  • Уходящие тени погасавшего дня,
  • Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня. Мечта, тени, угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить время — эти образы помогают поэту выразить мысль о том, что бытие — это лишь тень, а значит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего.

По-моему, читая Бальмонта, убеждаешься в верности старой истины о том, что человек — это целый мир, который интересен сам по себе. В стихотворениях этого замечательного поэта все внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта с окружающим.

В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний, настроений лирического героя.

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

По-моему, вызов и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнего одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о себе самом. Его часто упрекали в эгоцентризме, в восторженном отношении к самому себе, к своей неповторимости, избранности.

“Не для меня законы, раз я гений”, — писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие одиночки — только поза, роль, которую выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно.

Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бы написать таких глубоко человечных, выстраданных строк:

Я насмерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Я неразрывен с этим мирозданьем,
Я создал мир со всем его страданьем,

Струя огонь, я гибну сам, как дым.

Поэзия Бальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью, одухотворенностью, радостью бытия.

Романтизм мировосприятия характерен для другого замечательного поэта “серебряного века” — Н. Гумилева. В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за “маской конквистадора”.

Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска, смелости.

Его “Капитаны” — гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям.

Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

  1. Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками:

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень

Своею ризою жемчужной.

Стихотворение “Вечер” проникнуто настроением спокойной печали, сожалением о том, что только во сне является поэту “обетованная страна — давно оплаканное счастье”.

Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всего таинственное озеро Чад, на котором “изысканный бродит жираф”.

Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие той серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем.

Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное, поверить в его реальность.

Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить красоту.

К миру прекрасного нас приобщает и поэзия А. Ахматовой, хотя в ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля. Несмотря на открытую обыденность и предельную простоту языка, ее стихи поражают внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций. При мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово “любовь”.

Встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и тихая грусть — все эти разнообразные оттенки любовного чувства я встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, трагедию.

Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут о любви.

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь

Мои плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом стихотворении.

Любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются человеческие судьбы, отражаются все многообразные нюансы интимных отношений. Но чаще всего это рассказы о “таинственных невстречах”, “несказанных речах”, о ком-то “непришедшем”, о чем-то невоплощенном.

В стихотворении “Рыбак” развивается тема предчувствия, ожидания любви. Первое, еще детское чувство властно завладевает девочкой, “что ходит в город продавать камсу”.

Щеки бледны, руки слабы,
Истомленный взор глубок,
Ноги ей щекочут крабы,

Выползая на песок.

Но она уже не ловит
Их протянутой рукой.
Все сильней биенье крови

В теле, раненном тоской.

Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.

Поэзия “серебряного века” открыла мне неповторимый мир красоты, добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где царит “союз волшебных звуков, чувств и дум”.

Сочинение на тему: «Мое открытие «серебряного века» русской поэзии К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова»

Мое открытие «серебряного века» русской поэзии

К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова (Примерный текст сочинения)

Красивое название «серебряный век» заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью.

Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир «серебряного века», стал К. Бальмонт.

За удивительную музыкальность стиха его называли «Паганини русского стиха». Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.

  • Я мечтою ловил уходящие тени,
  • Уходящие тени погасавшего дня,
  • Я на башню всходил, и дрожали ступени,
  • И дрожали ступени под ногой у меня.

Мечта, тени, угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить время — эти образы помогают поэту выразить мысль о том, что бытие — это лишь тень, а значит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего.

По-моему, читая Бальмонта, убеждаешься в верности старой истины о том, что человек — это целый мир, который интересен сам по себе. В стихотворениях этого замечательного поэта все внимание сосредоточено на его собственной душе, которая не ищет контакта с окружающим.

В его стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний, настроений лирического героя.

  1. Я ненавижу человечество,
  2. Я от него бегу, спеша.
  3. Мое единое отечество —
  4. Моя пустынная душа.

По-моему, вызов и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут скрыть его крайнего одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт творит легенду о себе самом. Его часто упрекали в эгоцентризме, в восторженном отношении к самому себе, к своей неповторимости, избранности.

«Не для меня законы, раз я гений», — писал Бальмонт. Но мне думается, что это высокомерие одиночки — только поза, роль, которую выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно.

Ведь холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бы написать таких глубоко человечных, выстраданных строк:

  • Я насмерть поражен своим сознаньем,
  • Я ранен в сердце разумом моим.
  • Я неразрывен с этим мирозданьем,
  • Я создал мир со всем его страданьем,
  • Струя огонь, я гибну сам, как дым.

Поэзия Бальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью, одухотворенностью, радостью бытия.

Романтизм мировосприятия характерен для другого замечательного поэта «серебряного века» — Н. Гумилева. В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за «маской конквистадора».

Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска, смелости.

Его «Капитаны» — гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям.

  1. Быстрокрылых ведут капитаны —
  2. Открыватели новых земель,
  3. Для кого не страшны ураганы,
  4. Кто изведал мальстремы и мель.
  5. Чья не пылью затерянных хартий —
  6. Солью моря пропитана грудь,
  7. Кто иглой на разорванной карте
  8. Отмечает свой дерзостный путь.
  9. Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками:
  10. Еще один ненужный день,
  11. Великолепный и ненужный!
  12. Приди, ласкающая тень,
  13. И душу смутную одень
  14. Своею ризою жемчужной.

Стихотворение «Вечер» проникнуто настроением спокойной печали, сожалением о том, что только во сне является поэту «обетованная страна — давно оплаканное счастье».

Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает прежде всего таинственное озеро Чад, на котором «изысканный бродит жираф».

Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить.

  • Я знаю веселые сказки таинственных стран
  • Про черную деву, про страсть молодого вождя,
  • Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
  • Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
  • И как я тебе расскажу про тропический сад,
  • Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
  • Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
  • Изысканный бродит жираф.

По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие той серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем.

Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное, поверить в его реальность.

Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить красоту.

К миру прекрасного нас приобщает и поэзия А. Ахматовой, хотя в ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля. Несмотря на открытую обыденность и предельную простоту языка, ее стихи поражают внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций. При мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово «любовь».

Встречи и расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и тихая грусть — все эти разнообразные оттенки любовного чувства я встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, трагедию.

Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут о любви.

  1. Настоящую нежность не спутаешь
  2. Ни с чем, и она тиха.
  3. Ты напрасно бережно кутаешь
  4. Мои плечи и грудь в меха.
  5. И напрасно слова покорные
  6. Говоришь о первой любви.
  7. Как я знаю эти упорные
  8. Несытые взгляды твои!

Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной, обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое выражение в этом небольшом стихотворении.

Любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются человеческие судьбы, отражаются все многообразные нюансы интимных отношений. Но чаще всего это рассказы о «таинственных невстречах», «несказанных речах», о ком-то «непришедшем», о чем-то невоплощенном.

В стихотворении «Рыбак» развивается тема предчувствия, ожидания любви. Первое, еще детское чувство властно завладевает девочкой, «что ходит в город продавать камсу».

  • Щеки бледны, руки слабы,
  • Истомленный взор глубок,
  • Ноги ей щекочут крабы,
  • Выползая на песок.
  • Но она уже не ловит
  • Их протянутой рукой.
  • Все сильней биенье крови
  • В теле, раненном тоской.

Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она созвучна чувствам и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь, даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.

Поэзия «серебряного века» открыла мне неповторимый мир красоты, добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где царит «союз волшебных звуков, чувств и дум».

Мое открытие поэтов Серебряного века

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» — восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. Романтик и максималист, натура в высшей степени впечатлительная, артистичная и в то же время ранимая, он предъявляет непомерные требования к бытию людей.

В центр мира он ставит Солнце — источник света и совести, источник жизни.

Стихи его музыкальны, в них журчание весенних ручьев и искрящиеся солнечные блики, брызги и пенящееся море, одухотворенность, грусть и светлая надежда — радость жизни: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня… …

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. Недаром А.

Блок в статье «О лирике» говорит: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну». Удивительны строки А.

Белого: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия — Безумствуй, сжигая меня! Можно ли сказать об известном поэте И. Анненском проникновеннее, чем сказал о нем Н. Гумилев: …

Был Иннокентий Анненский последний Из царскосельских, лебедей… Вот несколько «пленительных и странных» строк И. Анненского: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, что я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной молю ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с ней не надо света. Основная тема творчества другого поэта «серебряного века» М. Кузмина,- любовь. «Любовь Кузмина — тихая, музыкальная, как бы лунная.

Она вся — в трепете ласковых предчувствий, она — ожидание нежности»,- писал известный литературовед П Н. Медведев. Моя душа в любви не кается — Она светла и весела, Какой покой ко мне спускается! Зажглися звезды без числа.

И я стою перед лампадами, Смотря на близкий милый лик. Не властен лед над водопадами, Любовных вод родник велик. Поэзия Николая Гумилева «напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства» .

Ему был чужд «протестантский прибранный рай», он испытал и изведал многое, посетил далекие страны, был знаменит и, подойдя, как считал он сам, к «середине странствия земного», погиб в расцвете творческих сил. Увы, «поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой» .

Молодым людям, вступающим в жизнь, Н. Гумилев интересен прежде всего страстным желанием и, что удается далеко не каждому, умением преодолевать преграды, доказать себе и другим, что человек может достигнуть цели.

Он был слаб физически — и стал силен, был неуверен в себе — и сумел утвердиться, был незнаем — и стал знаменитым Поэтом.

Он считал, что Быстрокрылых ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. Чья не пъпъю затерянных хартий — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь… Неудивительно, что Н.

Гумилев объединил вокруг себя 26 разных поэтов и встал во главе нового литературного направления 10-20-х годов XX века — акмеизма: ведь «акме» в переложении с греческого — «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора», а также, как писал Н.

Гумилев, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».

Это положение поэтически проиллюстрировал другой поэт — С. Городецкий: Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных пшик, и ветхой мглы. Вот первый подвиг. Подвиг новый — Живой земле пропеть хвалы. Одним из ведущих участников течения футуристов был В. Хлебников.

https://www.youtube.com/watch?v=8TqAd7Thuewu0026t=11s

Он вел неустроенную, полубродячую жизнь, был редкостным бессребреником, называл себя дервишем, йогом, марсианином.

Хлебников — поэт-экспериментатор, искатель, «Колумб новых поэтических материков», по определению Маяковского. Писал он весьма своеобразно, исходил в своем творчестве из собственных теорий.

По гнездам родственных слов обосновывал возможность возникновения новых слов и сам создавал их.

Максимилиан Волошин… Поначалу этот поэт привлек меня мелодичностью, легкостью, изяществом своих стихов: И мир как море пред зарею, И я иду по лону вод, И подо мной и надо мною Трепещет звездный небосвод.

Затем — глубиной своей жизненной программы, в основе которой стремление Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все воспринять и снова воплотить.

Но, пожалуй, самое сильное потрясение вызвал у меня его цикл стихов «Пути России». Многое отражено в нем: восстание Степана Разина, смутное время, революция и гражданская война.

Поэт пытается осмыслить прошлое России и предугадать ее будущее. Прежде всего М. Волошин обращает внимание на трагизм судьбы Родины: О камни мостовых, которых лишь однажды Коснулась кровь! Я ведаю ваш счет. Трагична и судьба россиян: Вся Русь — костер. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век Гудит, ревет…

И трескается камень. И каждый факел — человек. События 1917 года и последовавшая гражданская война обрушились на Россию с еще большей силой: «Брали на мушку», «ставили к стенке», «Списывали в расход» — Так изменялись из года в год Речи и быта оттенки.

«Хлопнуть», «гробить», «отправить на шлепку». «К Духонину в штаб», «разменять» — Проще и хлеще нельзя передать Нашу кровавую трепку. В начале 20-х годов М.

Волошин жил в Крыму, где противоречия эпохи, трагизм усобицы воспринимались особенно остро: Крым переходил из рук в руки, зимой 1921-1922 годов начался голод.

Апрельские стихи 1921-го — это крик поэта, взывающего к совести и гуманизму обезумевших людей: С утра раздавали солдатам водку. Вечером при свече Выкликали по спискам мужчин, женщин. Сгонят на темный двор… … Еще недобитых валили в яму.

Торопливо засыпали землей. А потом с широкою русской песней Возвращались в город домой. А к рассвету пробирались к тем же оврагам Жены, матери, псы. Разрывали землю. Грызлись за кости.

Целовали милую плоть. Как не вспомнить строки Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» «На дне преисподней» — так назвал М. Волошин стихотворение, посвященное памяти А.

Блока и Н. Гумилева. Трудно остаться человеком в это жестокое время. Свое философско-по-этическое кредо М. Волошин выразил в стихотворении «Доблесть поэта»: Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином. Вера в то, что «из преступлений, исступлений возникает праведная Русь», не покидала М. Волошина.

Поэт и гуманист, он разделил судьбу своей Родины, отдал голос своей совести: Может быть, такой лее жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне своих подвалов стану Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь.

Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой — И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Поэты «серебряного века»… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не все в их творчестве понятно нам, но бесспорны их талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого-то одного литературного направления: символизма, акмеизма или футуризма.

Глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь духа, движение души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире, глубже. Для нас, читателей XX столетия, их творчество, несомненно, большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира, утверждающее неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии.

Мое открытие поэтов “Серебряного века”

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. “Будем как солнце!” – восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма.

Романтик и максималист, натура в высшей степени впечатлительная, артистичная и в то же время ранимая, он предъявляет непомерные требования к бытию людей. В центр мира он ставит Солнце – источник света и совести, источник жизни.

Стихи его музыкальны, в них журчание весенних ручьев и искрящиеся солнечные блики, брызги и пенящееся море, одухотворенность, грусть и светлая надежда – радость жизни:

  • Я мечтою ловил уходящие тени,
  • Уходящие тени погасавшего дня,
  • Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня…..

  1. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
  2. Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
  3. И сияньем прощальным как будто ласкали,
  4. Словно нежно ласкали отуманенный взор.

Недаром А. Блок в статье “О лирике” говорит: “Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну”. Удивительны строки А. Белого:

  • Рыдай, буревая стихия,
  • В столбах громового
  • огня!
  • Россия, Россия, Россия –
  • Безумствуй, сжигая меня!

Можно ли сказать об известном поэте И. Анненском проникновеннее, чем сказал о нем Н. Гумилев:

  1. … Был Иннокентий Анненский последний
  2. Из царскосельских, лебедей…
  3. Вот несколько “пленительных и странных” строк И. Анненского:
  4. Среди миров, в мерцании светил
  5. Одной Звезды я повторяю имя…
  6. Не потому, что я Ее любил,
  7. А потому, что я томлюсь с другими.
  8. И если мне сомненье тяжело,
  9. Я у Нее одной молю ответа,
  10. Не потому, что от Нее светло,
  11. А потому, что с ней не надо света.

Основная Тема сочинения творчества другого поэта “серебряного века” М. Кузмина,- любовь. “Любовь Кузмина – тихая, музыкальная, как бы лунная. Она вся – в трепете ласковых предчувствий, она – ожидание нежности”,- писал известный литературовед П Н. Медведев.

  • Моя душа в любви не кается –
  • Она светла и весела,
  • Какой покой ко мне спускается!
  • Зажглися звезды без числа.
  • И я стою перед лампадами,
  • Смотря на близкий милый лик.
  • Не властен лед над водопадами,
  • Любовных вод родник велик.

Поэзия Николая Гумилева “напоминает взрыв звезды, перед своим уничтожением ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства” (Вяч. Иванов). Ему был чужд “протестантский прибранный рай”, он испытал и изведал многое, посетил далекие страны, был знаменит и, подойдя, как считал он сам, к “середине странствия земного”, погиб в расцвете творческих сил.

Увы, “поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой” (Растопчина). Молодым людям, вступающим в жизнь, Н.

Гумилев интересен прежде всего страстным желанием и, что удается далеко не каждому, умением преодолевать преграды, доказать себе и другим, что человек может достигнуть цели.

Он был слаб физически – и стал силен, был неуверен в себе – и сумел утвердиться, был незнаем – и стал знаменитым Поэтом. Он считал, что

  1. Быстрокрылых ведут капитаны –
  2. Открыватели новых земель,
  3. Для кого не страшны ураганы,
  4. Кто изведал мальстремы и мель.
  5. Чья не пъпъю затерянных хартий –
  6. Солью моря пропитана грудь,
  7. Кто иглой на разорванной карте
  8. Отмечает свой дерзостный путь…

Неудивительно, что Н. Гумилев объединил вокруг себя 26 разных поэтов и встал во главе нового литературного направления 10-20 – х годов XX века – акмеизма: ведь “акме” в переложении с греческого – “высшая степень чего – либо, цвет, цветущая пора”, а также, как писал Н. Гумилев, “мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь”.

  • Это положение поэтически проиллюстрировал другой поэт – С. Городецкий:
  • Назвать, узнать, сорвать покровы
  • И праздных пшик, и ветхой мглы.
  • Вот первый подвиг.
  • Подвиг новый – Живой земле пропеть хвалы.

Одним из ведущих участников течения футуристов был В. Хлебников. Он вел неустроенную, полубродячую жизнь, был редкостным бессребреником, называл себя дервишем, йогом, марсианином. Хлебников – поэт – экспериментатор, искатель, “Колумб новых поэтических материков”, по определению Маяковского.

Писал он весьма своеобразно, исходил в своем творчестве из собственных теорий. По гнездам родственных слов обосновывал возможность возникновения новых слов и сам создавал их.

  1. Максимилиан Волошин… Поначалу этот поэт привлек меня мелодичностью, легкостью, изяществом своих стихов:
  2. И мир как море пред зарею,
  3. И я иду по лону вод,
  4. И подо мной и надо мною
  5. Трепещет звездный небосвод.
  6. Затем – глубиной своей жизненной программы, в основе которой стремление
  7. Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
  8. Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
  9. Пройти по всей земле горящими ступнями,
  10. Все воспринять и снова воплотить.

Но, пожалуй, самое сильное потрясение вызвал у меня его цикл стихов “Пути России”. Многое отражено в нем: восстание Степана Разина, смутное время, революция и гражданская война. Поэт пытается осмыслить прошлое России и предугадать ее будущее. Прежде всего М. Волошин обращает внимание на трагизм судьбы Родины:

О камни мостовых, которых лишь однажды

Коснулась кровь! Я ведаю ваш счет.

  • Трагична и судьба россиян:
  • Вся Русь – костер. Неугасимый пламень
  • Из края в край, из века в век
  • Гудит, ревет… И трескается камень.
  • И каждый факел – человек.
  • События 1917 года и последовавшая гражданская война обрушились на Россию с еще большей силой:
  • “Брали на мушку”, “ставили к стенке”,
  • “Списывали в расход” –
  • Так изменялись из года в год
  • Речи и быта оттенки.
  • “Хлопнуть”, “гробить”, “отправить на шлепку”.
  • “К Духонину в штаб”, “разменять” –
  • Проще и хлеще нельзя передать
  • Нашу кровавую трепку.

В начале 20 – х годов М. Волошин жил в Крыму, где противоречия эпохи, трагизм усобицы воспринимались особенно остро: Крым переходил из рук в руки, зимой 1921-1922 годов начался голод. Апрельские стихи 1921 – го (“Террор”, “Красная пасха”, “Терминология” и др.) – это крик поэта, взывающего к совести и гуманизму обезумевших людей:

  1. С утра раздавали солдатам водку.
  2. Вечером при свече
  3. Выкликали по спискам мужчин, женщин.
  4. Сгонят на темный двор…
  5. … Еще недобитых валили в яму.
  6. Торопливо засыпали землей.
  7. А потом с широкою русской песней
  8. Возвращались в город домой.
  9. А к рассвету пробирались к тем же оврагам
  10. Жены, матери, псы.

Разрывали землю. Грызлись за кости.

Целовали милую плоть.

Как не вспомнить строки Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…”

“На дне преисподней” – так назвал М. Волошин стихотворение, посвященное памяти А. Блока и Н. Гумилева. Трудно остаться человеком в это жестокое время. Свое философско – поэтическое кредо М. Волошин выразил в стихотворении “Доблесть поэта”:

Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином.

Вера в то, что “из преступлений, исступлений возникает праведная Русь”, не покидала М. Волошина. Поэт и гуманист, он разделил судьбу своей Родины, отдал голос своей совести:

  • Может быть, такой лее жребий выну,
  • Горькая детоубийца – Русь!
  • И на дне своих подвалов стану
  • Иль в кровавой луже поскользнусь,
  • Но твоей Голгофы не покину,
  • От твоих могил не отрекусь.
  • Доконает голод или злоба,
  • Но судьбы не изберу иной:
  • Умирать, так умирать с тобой –
  • И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!

Поэты “серебряного века”… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не все в их творчестве понятно нам, но бесспорны их талантливость, неординарность. Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого – то одного литературного направления: символизма, акмеизма или футуризма.

Глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь духа, движение души, историко – литературная и общественно – гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире, глубже.

Для нас, читателей XX столетия, их творчество, несомненно, большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира, утверждающее неисчерпаемость, величие и “дум высокое стремленье” русской поэзии.

Делая анализ стихотворения «Юному поэту», которое написал Валерий Яковлевич Брюсов, мы имеем возможность познакомиться с творчеством совсем молодого юноши. Команда Литеровед.ру подготовила подробный анализ стихотворения, что несомненно поможет ученикам, изучающим данное произведение.

История создания

Стихотворение «Юному поэту» появилось 15 июля 1896 года. Тогда еще совсем молодой поэт, которому едва перевалило за двадцать, пишет эти бессмертные строки. Кому же он их посвящает? Его послание можно расценить по-разному. Стихотворение «Юному поэту» выступает как напутствие подрастающему поколению, которому порой не хватает именно поддержки и своего рода благословения. Так же, можно сказать, что Брюсов дает напутствие самому себе. Такому юному, но достаточно разумному и дальновидному человеку.

В любом случае данное стихотворение оказало помощь не одному поколению.

Жанр, размер

Поскольку по время Брюсова как раз зарождался символизм, то и творчество данного поэта он не обошел стороной. Эго мысли, наполненные элементами философии, отображаются во многих произведениях. Он недолюбливает окружающий его мир, потому что считает его несовершенным и погрязшим в пороках. Мир искусства же манит поэта. Для него это как лучик света, пробивающийся через смурые тучи.

Размер написания данного стихотворения – дактиль. Рифму автор использует как женскую, так и точную и неточную. Рифмовка перекрестная.

Композиция

Стихотворение разделено на три части. Оно состоит из трех сонетов, в каждом из которых содержится определенное наставление.

В самом первом сонете поэт советует забыть о настоящем на данный момент и устремить свои мысли в будущее.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Автор показывает, что для поэта важно лишь будущее. Именно о нем он и должен думать и переживать. Он творец будущего, поэтому настоящее не представляет для него особого интереса. Настоящий мир – серый и скучный. Поэта же ждет мир поэзии – светлый, благородный, наполненный красками и эмоциями.

Во втором сонете автор дает сразу два совета молодому поколению. Второй совет заключается в том, что поэт не должен никому сочувствовать, и любить должен лишь себя. Здесь видно весь тот эгоизм, который проявляет молодой поэт к собственной персоне. Данное качество неоднократно можно увидеть у многих творцов того времени.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Третий совет, данный читателю, учит подрастающее поколение полностью отдаваться любимому делу. Поэзия – вот истинный удел поэтов, она всегда должна стоять на первом месте. Именно поэзии необходимо отдаваться полностью, не отвлекаясь на все остальное.

В третьем же сонете автор показывает то, что если подрастающее поколение услышит и поймет все три завета, то можно быть спокойным. Мир получит ещё одного прекрасного поэта, который будет до последнего вздоха предан своему великому делу – поэзии!

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «Юному поэту» можно выделить предназначение поэта в нашем мире, а так же цену поэзии как таковой. Валерий Брюсов относит поэтов к особому виду людей, на которых возложена огромная миссия в этом мире. Они должны творить и созидать, направляя своим творчеством человечество в нужное русло.

Поэзия всегда занимала не последнее место в жизни людей, поскольку таила в себе огромную силу. Именно это и доносит до нас автор своим произведением.

И если в самом начале произведения мы видим молодого человека с горящими глазами. Он полон сил, энергии и желания менять этот мир. То в конце мы можем наблюдать того же юношу, но уже с весьма смущенным взором. Поэт осознал то, насколько серьезная роль ему отведена в этом мире. И теперь он сомневается в том, хватит ли у него сил, чтобы с достоинством пройти свой путь. Он переживает о том, сможет ли с достоинством преодолеть все трудности и преграды, которые будут ждать его на пути.

Средства выразительности

Валерий Яковлевич  не использует большое количество средств выразительности. Но даже то количество, которое можно встретить в данном стихотворении, отлично передает всю суть и мысли творца. Поэт использует эпитеты, метафоры. Так же автор прибегает к использованию устаревших слов.

Использование олицетворений помогает сформировать некий образ.

Именно совокупность всех средств выразительности, которые использует автор в стихотворении «Юному поэту», помогает как можно лучше передать эмоции и мысли.

Образы и символы

С самого начала мы видим некий собирательный образ юного поэта. Он включает в себя всех творческих людей того времени. И вот этому обобщенному образу автор и дает свое наставление. Все произведение выглядит как некое письмо, обращенное к подрастающему поколению (хотя на тот момент автор сам был очень юн), в котором можно встретить советы и наставления.

Основная мысль

По мнению многих данное стихотворение поэт в первую очередь адресовал сам себе. Будучи молодым юношей, который едва справил второй десяток лет, он обращается к себе, давая очень мудрый совет. Валерий Яковлевич считает, что данное напутствие поможет в жизни человеку, который выбрал сей сложный путь. Если соблюдать все три завета, то есть шанс стать настоящим поэтом.

Брюсов считал, что поэзия для творца должна быть одной из главных в жизни. Именно с ней должно быть связано будущее, все мысли и планы. Душа без творчества увядает и не представляет смысла.

И хоть стихотворение достаточно короткое, но смысл, содержащийся в нем, очень точный и емкий.

И если в самом начале стихотворения мы видим юного поэта, глаза которого горят огнем, то уже к концу произведения взгляд его становится стеснен. Почему? Юноша осознал, насколько серьезную ношу взвалил на себя. Он понимает, что путь его будет тернист и тяжел. Слишком уж большую ответственность переложил на него автор. Справится ли он? Не подведет ли?

Брюсов дает наставления себе самому, или же кому-то другому. Для него очень важно выполнение всех тех заповедей, которые он пытается донести. Это отчетливо видно в последних строчках произведения, которые заканчиваются восклицанием. Автору не все равно, что будет с поэзией. Поэтому он заклинает всех творцов будущих и настоящих, творить, и жить поэзией. Она должна быть важна для творца как воздух.

Так же мы видим, что автор советует быть в первую очередь эгоистом, но это можно списать на возраст поэта. Он подчеркивает, что если юный творец будет соблюдать все эти указания, то лишь, таким образом, сможет добиться желаемого – стать великим поэтом. Легко не будет, ведь впереди очень большой труд. Но результат, который не заставит себя ждать, того стоит!

  • Тема поэта и поэзии в лирике пушкина сочинение 10 класс
  • Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс
  • Тема приемыш мамин сибиряк рассказа
  • Тема политических репрессий в отечественной литературе сочинение
  • Тема предстоящего сочинения летние радости 5 класс напишите рассказ озаглавьте его