Тема поэта и поэзии в лирике пушкина сочинение кратко

Автор: пушкин а.с. творчество а.с. пушкина это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20

Автор: Пушкин А.С.

Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.

В творчестве поэта особо выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.

Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее ярко эти идеи отражены в оде «Вольность» и стихотворении «К Н.Я. Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремиться «на тронах поразить порок». Он горд тем, что не хвалил «земных богов», что сильным мира сего «кадилом лести не кадил», что он «пел на троне добродетель» и что его «неподкупный голос» «был эхо русского народа». Свобода для Пушкина – одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию.

Характерным в этом отношении является стихотворение «Поэт», в котором Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его уже не интересует «людская молва», он становиться «дик и суров», удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.

Подтверждением сказанного и одновременно его развитием может служить другое стихотворения Пушкина – «Пророк».

Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «Бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне мрачной влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – выражается «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно. Его восприятие мира меняется, поэт становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третье части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».

Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.

Итак, тема поэта и поэзии одна из центральных тем в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и сущности поэтического дара глубоко гуманистично и связано с понятием свободы.

Поэт, по Пушкину, — это человек, наделенный более чутким слухом, чем другие, который среди «шума суетного мира» может услышать «глас Божий» и поведать о нем остальному миру.

Характерно в этом отношении также стихотворение «Поэт и толпа», где Пушкин показывает своего антипода – поэт, не делающий снизойти до народа, понять его настроение.

Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, идеи Божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.

Истоки мотива одиночества
Лирический герой и общество: осознание одиночества
Мотивы одиночества в любовной лирике
Мотив одиночества в пейзажной лирике
Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).

Истоки мотива одиночества

Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
Именно от Байрона и появляется у Лермонтова романтический герой, воплощенный во многих стихотворениях. Как и любой романтический герой, он непременно одинок, не понят и отвергнут миром, он стремится к мятежу и единению с природой, а не с людьми:
«… всегда один,
Высокой башни мрачный властелин,
Он возвещает миру все, но сам –
Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья…» (1829).
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон». Если в первом Лермонтов обращается к поэту так: «Не смейся, друг, над жертвою страстей, / Венец терновый я сужден влачить» (1830), то во втором уже отчетливо звучит мотив полной индивидуальности: Нет, я не Байрон, я другой,/ Еще неведомый избранник» (1832), и слышится мрачное предсказание собственной судьбы, судьбы, которая представляется его лирическому герою вполне закономерной: «Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит…» (1832).
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.

Лирический герой и общество: осознание одиночества

Герой Лермонтова противопоставлен обществу и оттого рассматривает его через призму скептицизма и недоверия, если он и приближается к нему порой, желая «с шумной быть толпою», то только для того, чтобы после сделать неутешительные выводы: в каждом видно «глупого льстеца» и «Иуду», и оттого «А потрудитесь рассмотреть – /Все веселее умереть» (“Что толку жить!.. Без приключений”). Разумеется, такое общество не может удовлетворить героя и, напротив, подталкивает его к резкой критике. «Образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», – поэт не скупится на нелестные характеристики, стараясь как можно больше подчеркнуть свою внеположенность в мире, желая, как он сам говорит, «смутить веселость их, / И дерзко бросить им в глаза железный стих, /Облитый горечью и злостью!..» (“Как часто, пестрою толпою окружен”). Неудивительно, что почти во всей лирике, посвященной так называемым взаимоотношениям «поэта и толпы», человека и общества, звучит горькое разочарование и осознание своего абсолютного одиночества. Нигде нет никого равного поэту и оттого он «печально» глядит на нынешнее поколение: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, / Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви» – сетует Лермонтов и заключает: никакой памяти не останется у потомков, все, в том числе и он сам, будет осмеяно и забыто: «Над миром мы пройдем без шума и следа» (Дума). И в смерти, и в жизни, и в толпе, и наедине сам с собою герой Лермонтова одинок.

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:
«Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!» (1830).
Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:
«Никто, никто, никто не усладил
В изгнаньи сем тоски мятежной!
Любить? – три раза я любил,
Любил три раза безнадежно»
(«Никто, никто, никто не усладил» 1830).

Мотив одиночества в пейзажной лирике

Выражается мотив одиночества и более опосредовано, через описания природы. У Лермонтова во многих стихотворениях мы встречаем романтический пейзаж, это может быть бушующая морская стихия, пустыня, куда испокон веков удаляются отшельники-одиночки или же гроза, близкая мятежной душе романтического героя, что мы видим, например, в «Мцыри»: «О, я как брат, обняться с бурей был бы рад». Автор использует параллелизм, сравнивая чувства человека со скитаниями дубового листка, оторванного от ветки: «Один и без цели по свету ношуся давно я» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой» 1841) или предоставляет читателю самому построить параллели (стихотворения «Утес», «Тучи», «На севере диком». В поздней лирике изображение природы сменяется на более спокойное, нежное, однако за кажущейся гармонией все равно скрывается смятенность человеческой души, оставшейся один на один с миром природы (сравним хрестоматийное «Выхожу один я на дорогу»: «Спит земля в сиянье голубом. / Что же мне так больно и так трудно?».
Подытожим все вышесказанное: мотив одиночества для Лермонтова является стержневым, наполняющим его произведения особым, свойственным только ему смыслом и звучанием. На романтическом конфликте одинокой гордой личности и остального мира строятся разнообразные стихотворения, и для воплощения этого конфликта автор использует различные жанры, от стихотворений и элегий до поэм.
Эта обзорная статья поможет ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Мотив одиночества в лирике Лермонтова».
Мотив одиночества в лирике Лермонтова – информация для сочинения по теме | источник

На чтение 4 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Poeziya-300x248.jpg

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Prorok-300x225.jpg

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-pushkina.html

Тема любви является одной из центральных в творчестве многих писателей. Особое же восхищение вызывает именно любовная лирика Пушкина. Каждый урок, посвященный этой теме, невероятно увлекателен. Правда, охватить все произведения автора за этот период попросту невозможно. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более детально.

Любовная лирика Пушкина: жанры и мотивы

Жанры любовной лирики Пушкина весьма неординарны. Он пишет именно о счастливой любви, которую доносит до читателя непосредственно через самого лирического героя. Он показывает, что это невероятно светлое чувство, способное на многое. Даже если стихотворения Пушкина наполнены тоской и некой грустью, связанной с ушедшим чувством, пишется оно в положительных тонах. Ведь те события, которые происходили с героем, являются исключительно счастливыми.

Мотивы любовной лирики Пушкина также неординарны. Каждый стих обладает определенным оттенком. В одних отмечается ревность, явная безнадежность и грусть. Другие же наполнены нежностью, робостью, страстью и особой впечатлительностью.

Любовная лирика весьма неоднозначна. В стихах Пушкин показывает, что чувства, которые могут быть испытаны к одной даме, существенно отличаются от вызываемых другой. Именно в этом он и видит главную прелесть самой любви. Каждый раз влюбившемуся человеку удается открыть в ней нечто новое.

Любовная лирика Пушкина изучается в 9 классе. В этом возрасте учащиеся уже могут понять основные мотивы таких произведений. Поэт показывает, что благодаря любви люди могут испытать новые эмоции и чувства. Благодаря этому появляется желание не только жить, но и творить. Возлюбленные – это истинные музы. Именно ради них и создаются постоянно новые и новые шедевры.

Поэт пишет о новых чувствах, а также о былых отношениях, которым не суждено было длитиься вечно. Тем не менее он показывает, что любовь попросту не может пропасть навсегда. В какой-то момент все люди вновь смогут испытать столь многогранное, не до конца изученное чувство. Как утверждает Пушкин, люди не могут не любить. По его мнению, отречься от этого чувства никто не сможет даже в том случае, если любовь окажется безответной.

Особенности и своеобразие любовной лирики Пушкина

Любовная лирика в творчестве Пушкина занимает одно из главных мест. Особенность ее заключается в том, что речь идет не только лишь о любви к женщине. Поэт показывает о чувствах, которые испытывают к друзьям, музе.

Адресаты любовной лирики Пушкина, как правило, являются реальными особами, которых любил поэт. Правда, есть также немало произведений, где любовь рассматривается в несколько ином ракурсе. Автор рассуждает о том, какое значение данное чувство имеет в жизни каждого из людей.

Любовная тема в лирике Пушкина просматривается постоянно. Обусловлено это тем, что писатель сам постоянно испытывал это чувство. Не удивительно, что те или иные его оттенки отображались в стихах. Именно в данной теме поэту хочется найти вдохновение. Ведь любовь сопровождает его на протяжении всей жизни и не покидает даже на секунду. Кроме того, явно показываются нравственные ценности в любовной лирике Пушкина. Поэт с особым трепетом относится к этому чувству, возвышает его.

Примеры любовной лирики Пушкина

Любовная лирика Пушкина кратко попросту не может быть рассмотрена. Ведь в его произведениях лирика и любовь, по сути, являются единым целым. Примеры таких стихотворений найти несложно. Достаточно лишь вспомнить те произведения, которые входят в школьную программу.

Например, присутствует любовная лирика в стихе «Я вас любил». Также среди ярких примеров таких произведений можно выделить «К***», «Сожженное письмо» и «Мадонна». Любовная тематика затрагивается даже в Евгении Онегине, а в некоторой степени в сказках писателя.

Любовная лирика Пушкина сочинение

Среди самых волнующих, постоянно актуальных тем, которые просматриваются в поэзии, главной по праву считается именно любовь. Это чувство проносится через эпохи и тысячелетия, заставляет быстрее биться сердца по сей день. Естественно, что написать сочинение на тему Любовная лирика Пушкина не составит труда. Тем более, что этом поэт является мастером в данном жанре.

Все творчество Пушкина буквально пропитано любовью. Читатели не могут остаться равнодушными к его волнующим строкам. Благодаря этой лирике удается понять множество серьезных тем. Например, свободу, верность, достоинство и честь. Стихотворения писателя удивляют и поражают. Автор подбирает невероятно красивые, точные слова, чтобы описать столь многогранное чувство. Пожалуй, никто больше из писателей так и не смог настолько точно передать любовные мотивы с помощью русского языка.

Для поэта любовь является постоянной спутницей. Он убеждает каждого читателя в том, что без этого чувства жизнь попросту невозможна. В юные годы он рассказывает о развлечениях и своеобразных причудах купидона. В период рассвета творческого пути стихотворения довольно непринужденны и даже несколько игривы. Любовь представляется некой шуткой, забавой. О истинных, душевных переживаниях в данном случае речь еще не идет. Как утверждают критики, в этот период поэт писал в жанре так называемой легкой поэзии. Есть убеждение, что Пушкин увлекался творчеством Анакреона и пытался следовать ему. Это греческий творец, который писал эротические, максимально легкие стихи.

За то время, когда писатель проходил обучение в лицее, в его произведениях начинают просматриваться уже более высокие ноты. В стихах он пытается найти ответы на те вопросы, которые волнуют его самого. Он говорит о роли женщин, о том, как найти собственный идеал.

Спустя время поэзия становится достаточно трагичной. Лирические герои в произведениях автора пытаются убежать от несовершенного мира, от взглядов непонимания. Стихотворения нередко унылые, даже тоскливые. При этом в момент упоминания о любви в любом случае просматривается нежность и даже некая торжественность. По сути, поэт смог пересмотреть все этапы этого чувства, начиная от зарождения до рассвета и заканчивая увяданием. Именно любовь для него является постоянным источником вдохновения, своеобразной музой.

Сложно найти проведение, в котором бы Пушкин не затрагивал любовную тематику. Он стал образцом для подражания многих писателей. По сути, его лирические произведения будут оставаться актуальными всегда. Ведь постоянно в душах людей возникают столь высокие чувства, живет любовь. Благодаря уникальному стилю писателя, его дару описать все возникающие в душе переживания, его работы можно по праву назвать величайшими шедеврами. Даже спустя века Пушкин будет тем творцом, которого не составит труда понять каждому, кто хоть раз в собственной жизни испытывал любовь. Его лирика вечна, всегда актуальна и понятна.

Разобраться в особенностях лирики Александра Сергеевича совсем не сложно. Простой, красивый слог, извечные темы – все это делает произведения писателя востребованными и любимыми многими. Вряд ли данные произведения смогут оставить хоть кого-то равнодушным. Каждый сможет найти в них то, что затронет струны собственной души, вызовет волнение, массу других эмоций.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Поэзия

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Пророк

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.

  1. В первой описывается жизнь поэта в «обычные» будни, когда он не занят творчеством.
  2. Во второй уже перед читателями предстаёт вдохновлённый творец, который не находит себе места среди обывателей, который посвящает себя и свою жизнь определённой миссии.

Образы и символы

  1. В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
  2. Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

  • Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя.
  • Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках.
  • Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин. Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие. Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому. В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года. Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России. В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу. На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный. В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом. Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Действие пьесы происходит на живописном берегу Волги, в городе Калиново. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы.

Трудно найти писателя, который ни разу бы не затрагивал тему любви – самого возвышенного и важного чувства. Как трагичны и преданны часто события в различных произведениях литераторов.

В хронологической таблице о жизни Тютчева включена важная информация о событиях происходящие в ней. Подробно изучив события жизни писателя, можно увидеть те события, благодаря которым он смог стать поэтом.

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Для любого человека был то это ребенок или взрослый. Лучшая пора года – это лето. Все любят лето, ведь лето ассоциируется с теплыми деньками, солнышком, хорошими вечерами в кругу друзей

Конспект урока по литературе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

2) обратиться к лирическим текстам Пушкина на данную тему.

-развивающие:

1) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

2) развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

-воспитательные:

1) воспитывать внимательное отношение к поэзии.

Вступительный этап

Рано или поздно любой человек задумывается о смысле жизни. Задаёт себе следующие вопросы: зачем я живу? в чем смысл моей жизни? Александр Сергеевич Пушкин — не исключение. Ответы Пушкина на данные вопросы мы находим в цикле стихов, посвященных теме поэта и поэзии .

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест. Вообще тема поэта и поэзии берет свое начало с античной литературы, а именно: с оды Горация «К Мельпомене» ( Я памятник вознес…) . Далее тема находит воплощение в творчестве Ломоносова и Державина. Пушкин является одним из продолжателей этой темы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: в чем своеобразие Пушкина в интерпретации этой темы.

Теперь давайте обратимся к лицейскому этапу творчества Пушкина. Какой основной мотив этого периода? (анакреонтический, так называемая «легкая поэзия»). Молодой поэт думает, что он мастер слова и рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. Уже в 14 лет Пушкин начинает задумываться и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Самое первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (1814). Поэт, не решившись полностью раскрыть свое имя, подписал «Александр Н. к. ш. п. », где после имени nocтавлены согласные его фамилии в обратном порядке. В лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет.

Следующий период творчества поэта – Петербургский был рассмотрен на прошлом уроке. Как мы выяснили, основная тема данного периода – тема свободы.В данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. На нем мы подробно останавливаться не будем.

Таким образом, в первые 2 периода творчества поэта тема поэта и поэзии у Пушкина представлена слабо.

Сегодня мы обратимся к стихотворениям Пушкина более поздним – московского и болдинского периода. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836).

Анализ стихотворения «Пророк»

Одним из самых ярких стихотворений А.С. Пушкина является стихотворение «Пророк».Оно было написано в 1826 году. Стихотворение близко по жанру к духовной оде. Стихотворение интересно сравнить с его библейским источником. В «Книге пророка Исайи»говорится о том, как человек желал сделаться пророком (пророк в Библии – вестник воли Божьей, предсказатель). У Пушкина герой не считает себя существом высшего порядка и не готовился стать пророком. Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет производить с человеком, не спросив его желания.

Почему выбор пал именно на этого человека?

Потому что «он был духовной жаждою томим» (т.е. не удовлетворялся лишь благами материального мира), «перепутье», где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения?

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека язык и сердце. Миссия ангела – преобразовать будущего пророка.

Что происходит с органами чувств и телом человека?

Глаза стали «вещими», то есть очень многое они увидели. И стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха: «И внял я неба …». Грешный язык заменил жалом мудрой змеи. Человеческое сердце вынул и в грудь водвинул «угль, пылающий огнем».

Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.

Предлагаю поделить стихотворение условно на 2 части, чтобы проследить изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

— Каким образом поэт услышал «требования Апполона»?

Оно приходит в виде «Божественного глагола». По Пушкину, начало творческого процесса неожиданно для поэта и вдохновлено божеством (то есть творческое вдохновение – от Бога). Именно могучая сила вдохновения переводит жизнь поэта в другое русло, отрывая от мирской суеты.

— Давайте посмотрим по тексту как меняется поэт?

— он отстаняется от людей

— перестет поклоняться «народному кумиру»

— он тоскует «окруженными забавами»

— Как в этот момент складываются отношения поэта и общества?

Он становится гордым, «диким и суровым», погружается в себя, не может находится среди обычных людей.

— Как вы думаете, почему?

Вдохновение требует одиночества.

«Бежит он… на берега пустынных волн в широкошумные дубровы» — поэтическая условность, символы покоя и уединения.

Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…», который принято называть просто «Памятником».

Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме?

Древнеримский поэт Гораций, эпиграфом которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.

С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?

Пушкин начинает со сравнения: свой нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом». Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая ненадолго до написания стихотворения? Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться первых строк стихотворения: памятник этот – «нерукотворный», он «вознесся» словно не по воле людей, а собственной силой.

Какая мысль является духовно-филосовским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

«Нет, весь я не умру…

Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете её смысл?

В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.

Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии

независимость от мнений толпы;

исполнение воли Бога;

с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.

  • Тема поэта и поэзии в лирике пушкина сочинение 10 класс
  • Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс
  • Тема приемыш мамин сибиряк рассказа
  • Тема политических репрессий в отечественной литературе сочинение
  • Тема предстоящего сочинения летние радости 5 класс напишите рассказ озаглавьте его