Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Все творчество лермонтова представляет собой развернутый поэтический дневник, в котором автор выразил свое отношение к жизни, миру и писательскому творчеству.

Все творчество Лермонтова представляет собой развернутый поэтический дневник, в котором автор выразил свое отношение к жизни, миру и писательскому творчеству. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова является одной из главных. Как и другие, эта тема неразрывно связана с мотивом одиночества, непонимания и страдания.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Стихи, посвященные данной теме

Наиболее актуальной эта тема становится для поэта во втором периоде его творчества. Смерть Пушкина болезненно отразилась на мироощущении Лермонтова. Произведение «Смерть поэта» не просто является величайшим образцом темы поэзии, но и открывает новый этап творчества самого Лермонтова. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова обычно также изучается по таким стихам, как «Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель».

Анализ стихотворения «Пророк»

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова и Пушкина

В литературе, как и в любом другом искусстве, без преемственности не обойтись. «Пророк» Лермонтова является своеобразным продолжением пушкинского стихотворения. Однако у Михаила Юрьевича оно окрашено в более мрачные краски. Попробуем сравнить два этих произведения, что в них общего? Во-первых, поэтический дар и в том и в другом стихотворении рассматривается как дар Божий. Поэт равен пророку, то есть он несет слово Божие на земле, он знает истину. Ему доступны и подвластны все стихии («мне тварь покорна там земная», читаем мы у Лермонтова).

Однако если Пушкин изображает сам момент превращения обычного человека в поэта, то Лермонтов начинает уже с того момента, как человек преображен. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова и Пушкина трактуется по-разному. Александр Сергеевич выражает надежду на то, что он будет жечь глаголом сердца людей, у Лермонтова этой надежды не остается. Из пророка его лирический герой превращается в изгнанника, презираемого людьми. Непонимающая толпа обвиняет его в гордости, в то время как он несет «правды чистые ученья». Лермонтов прав, люди с трудом могут признавать свои ошибки и видеть свои пороки. Обозленные, они изгоняют поэта. И в одиночестве, на лоне природы, он ощущает гармонию.

«Поэт»: яркость символов и особенности построения стихотворения

Еще одно яркое стихотворение, в котором реализуется тема поэта и поэзии. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в виде аллюзий и реминисценций в последующих литературных произведениях. Это знаменитый парус, одинокий утес, листок и другие. Еще один образ — это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения «Поэт» необычно. Здесь рассказывается вовсе не о поэтическом творчестве, а о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго валялся в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену в качестве аксессуара. Но у него другое предназначение. Его булат был создан для битв, для драк и походов, а не для того, чтобы быть блестящей игрушкой. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт перестал играть важную роль в жизни современников. И в этом виноват не только он сам, но и общество, которое привыкло слушать сладкую ложь, ублажающие слух речи. А ведь когда-то голос поэта был значим, к нему прислушивались, его боялись. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, в котором Лермонтов выражает надежду на то, что однажды «осмеянный пророк» проснется для мщения и вынет свой клинок.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова кратко

«Журналист, читатель и писатель»

Даже названием стихотворение напоминает пушкинское — «Разговор книгопродавца с поэтом», по форме оно также представляет диалог. И это яркий пример того, как реализуется тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения можно выразить следующими словами: в современности поэзия утратила свою былую мощь, она стала пустой и бесполезной. Отчасти оно перекликается со стихотворением «Поэт». Ведь в нем лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

«Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос благородный?»

Это отчаянный крик поэта, который был отправлен в ссылку за свою смелость в стихах, это его надежда на то, что когда-то в России смогут думать и писать свободно.

«Смерть поэта» как переломный момент в творчестве писателя

За это произведение Лермонтов был отправлен в ссылку. С этого момента в его стихах не будет юношеского максимализма, категоричности. Теперь они будут более печальными и проникновенными. Одиночество углубится и усилится. Что касается самого произведения, то в нем Лермонтов обвиняет современное поколение в алчности, низменности, непонимании искусства. Толпа плела грязные сплетни вокруг святого имени поэта, не понимая, что тем самым губит его. Попутно Лермонтов поднимает и тему цензуры, говоря о гонениях на Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова краткое содержание

Что значит для Лермонтова поэзия?

Настолько печально звучит тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова! Стихи, названные выше, не единственные. Во многих произведениях автора звучит идея о том, что поэтический дар становится для него проклятьем. Например, в раннем стихотворении «Молитва», он называет творчество «всесожигающим костром». Его жажда писать стихи становится невыносимой, она губит лирического героя.

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова стихи

Было и еще одно яркое раннее произведение, которое называется «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Это один из самых первых поэтических опытов Лермонтова. Особое звучание приобретает в нем тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Стихи, написанные лирическим героем, вскоре забываются, он сам охладевает к ним. Писательство Лермонтов сравнивает с живописью: вдохновленный художник, создав свое творение, падает пред ним, но спустя пару дней оно ему становится безразличным. Это своеобразная попытка осмыслить суть вдохновения. Под его действием поэту подвластно все, но как только это ощущение уходит, он забывает «огонь небесный».

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова (кратко)

Тмеа поэта и поэзии в лирике лермонтова урок в 9 классе

Подводя итоги, следует сказать, что для Лермонтова поэтическое творчество — это в первую очередь Божий дар. Он не просто так дан ему, не наработан, не натренирован. Он ниспослан для того чтобы поэт нес истину людям. Однако порой этот дар превращается в проклятие, ведь в современном мире люди не могут внять голосу поэта. Они не воспринимают стихи, ведь в них слишком много правды, слишком много обличающих слов. Боязнь осуждения и изгнания заставляет многих поэтов отказаться от своего истинного предназначения и стать «бесполезной игрушкой». Однако не таков сам Лермонтов. Он до последнего верит, что наступит время, когда сила поэта будет настолько же велика, как и в прошлом. Когда его слова «как Божий дух» будут носиться над толпой и вдохновлять ее на действия, когда слово сможет достучаться до сердец, открыть им истину. А истина проста — в любви к своему ближнему, к своей земле, в доброте и понимании. В том, чего так не хватало в жизни самому поэту.

Очень глубока и многопланова тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Урок в 9 классе, где сравнивается отношение к этой теме двух поэтов — Лермонтова и Пушкина, поможет лучше разобраться в проблеме. Также к этой теме обращаются в 10 классе, во время повторения.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова занимает не последнее место. Надо заметить, что с юных лет кумиром Лермонтова был Пушкин. В своих произведениях Михаил Юрьевич словно разговаривал с Пушкиным, и даже спорил с ним.Перекличка некоторых пушкинских произведений с лермонтовскими воспринималась некоторыми критиками как подражательство. Но это не было подражательством. Это был односторонний диалог одного поэта с другим. Лермонтов мечтал познакомиться с Пушкиным. Но хотел прийти к нему не с пустыми руками, а показать произведение, достойное пера самого Пушкина. Лермонтов был самокритичен к себе, и знакомство так и не состоялось.
Существует далеко не безосновательное мнение, что стихотворение «О, полно извинять разврат!» адресовано Пушкину.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Это стихотворение написано в шестнадцатилетнем возрасте, когда Лермонтов был подвержен юношескому максимализму. Он говорит Пушкину, что услышал и понял его.
В своем стихотворении «Пророк», Пушкин предопределяет роль поэта в обществе. Лермонтов, продолжая эту тему, показывает, что ждет поэта-пророка в современном ему обществе. Михаил Юрьевич говорит, что человек, который несет людям правду и проповедует идеалы любви и добра, обречен на одиночество. Темой одиночества пронизана вся лирика Лермонтова, о чем бы он ни писал.
В стихотворении «Поэт», написанном в 1838 году Лермонтов сравнивает поэзию с кинжалом. Кинжал блистает, он острый пока он в деле. И его ценят, пока он в деле. Но вот его повесили на стену, и он превратился в сувенир, в игрушку, бесславную и безвредную. Это произведение перекликается с пушкинским произведением, в котором Пушкин говорит о том, что поэту вредит состояние покоя. Когда «молчит его святая лира», поэт «быть может, всех ничтожней».
Лермонтов пишет:

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Стихотворение «Не верь себе», написанное в 1839 – это итог собственного поэтического творчества. Лермонтов чувствует себя непонятым толпой. Это произведение звучит как напутствие молодым поэтам, как предупреждение быть готовым к тому, что общество окажется равнодушным к чувствам поэта, глухим к его призывам. Не исключено, что к таким выводам Лермонтов пришел после гибели Пушкина, и глядя на отношение общества к собственным стихам. Ложку дегтя ему добавляли критики, в числе которых были далеко не доброжелательные.
Есть ли место в лирике Лермонтова его гражданской позиции? Есть. Она выражена в стихотворении «На смерть поэта». Лермонтов был глубоко возмущен гибелью Пушкина, перед которым преклонялся и которого боготворил.
Лермонтов не был ни бунтарем, ни революционером. И, наверное, никогда бы не стал им. Он не выступает против царизма, как общественного строя, не осуждает крепостничества. Император Николай I напрасно боялся Лермонтова. У страха глаза велики. В стихотворении «На смерть поэта» он осуждает светское общество, и вызов бросает той дворянской элите, которая принимала участие в травле Пушкина. Михаил Юрьевич верит, что те люди, кто повинен в гибели великого поэта, когда-нибудь ответят перед Божьим судом.
Стихотворение «Журналист, читатель и писатель» написано Лермонтовым в марте 1840 года, и в этом же году было опубликовано. Это произведение звучит как подведение итога литературного творчества поэта. Лермонтов, выступая в роли писателя, чувствует себя опустошенным. Писать уже не о чем:

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной.
Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.

Анализ стихотворения «Пророк»

В литературе, как и в любом другом искусстве, без преемственности не обойтись. «Пророк» Лермонтова является своеобразным продолжением пушкинского стихотворения. Однако у Михаила Юрьевича оно окрашено в более мрачные краски. Попробуем сравнить два этих произведения, что в них общего? Во-первых, поэтический дар и в том и в другом стихотворении рассматривается как дар Божий. Поэт равен пророку, то есть он несет слово Божие на земле, он знает истину. Ему доступны и подвластны все стихии («мне тварь покорна там земная», читаем мы у Лермонтова). Однако если Пушкин изображает сам момент превращения обычного человека в поэта, то Лермонтов начинает уже с того момента, как человек преображен. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова и Пушкина трактуется по-разному. Александр Сергеевич выражает надежду на то, что он будет жечь глаголом сердца людей, у Лермонтова этой надежды не остается. Из пророка его лирический герой превращается в изгнанника, презираемого людьми. Непонимающая толпа обвиняет его в гордости, в то время как он несет «правды чистые ученья». Лермонтов прав, люди с трудом могут признавать свои ошибки и видеть свои пороки. Обозленные, они изгоняют поэта. И в одиночестве, на лоне природы, он ощущает гармонию.

«На смерть поэта»

Одним из самых знаковых и грустных периодов для русской литературы и культуры в целом стал 1837 год. Именно тогда погибает великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. На это событие Михаил Юрьевич реагирует созданием стиха, который называет «На смерть поэта». Удивительно, но многие литературоведы считают, что именно эта трагедия повлияла на творчество поэта, он перешел к качественно другой поэзии, это можно заметить по следующим сочинениям:

  • «Узник»;
  • «Я не хочу, чтоб свет узнал…»;
  • «Спеша на север издалека».

Стоит отметить, что образ поэта в лирике Лермонтова сложился не сразу, это происходило постепенно, он постоянно пополнялся новыми смыслами.

Стих, посвященный смерти Пушкина можно условно разделить на две части, так как у них разное настроение и разный способ написания:

  1. Первая часть является элегией, для написания которой автор использовал четырехстопный ямб. Писатель рассказывает о горькой утрате. Если делать общие выводы, то стихотворение написано в минорном настроении, но в нем присутствуют резкие и даже язвительные вопросительные предложения. А восклицания делают его более напряженным. Поэт утверждает, что в смерти Пушкина виновен не дуэлянт, а общество, которое загоняло его талант в своеобразные рамки.
  2. Вторая часть больше напоминает сатиру, в которой автор пользуется не только четырехстопным ямбом, но и пяти, и шестистопным. Собственно, поэтому сочинение более живое и подвижное. Тут Лермонтов упрекает самого Пушкина в том, что он показал свой талант невеждам.

В самом конце идет некое обращение к обществу, автор вновь кидает обвинение высшему свету. Он напоминает людям о страшном суде, на котором каждый ответит за содеянное каждый понесет наказание, кары не избежит никто.

«Поэт»: яркость символов и особенности построения стихотворения

Еще одно яркое стихотворение, в котором реализуется тема поэта и поэзии. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в виде аллюзий и реминисценций в последующих литературных произведениях. Это знаменитый парус, одинокий утес, листок и другие. Еще один образ — это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения «Поэт» необычно. Здесь рассказывается вовсе не о поэтическом творчестве, а о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго валялся в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену в качестве аксессуара. Но у него другое предназначение. Его булат был создан для битв, для драк и походов, а не для того, чтобы быть блестящей игрушкой. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт перестал играть важную роль в жизни современников. И в этом виноват не только он сам, но и общество, которое привыкло слушать сладкую ложь, ублажающие слух речи. А ведь когда-то голос поэта был значим, к нему прислушивались, его боялись. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, в котором Лермонтов выражает надежду на то, что однажды «осмеянный пророк» проснется для мщения и вынет свой клинок.

«Не верь себе»

Этот стих-продолжение был создан в 1839 году, в нем также можно увидеть, каким Лермонтов рисовал образ истинного поэта. Но теперь в произведении он не показывает его в качестве мученика. Михаил Юрьевич выбрал более интересную форму повествования, он как бы обращается к читателям и писателям, которые только собираются творить.

В тексте буквально перемешиваются назидательность, романтическая ирония и язвительность. Он призывает молодых авторов к отрицанию и подавлению творческих порывов, просит не верить публике, сторониться любого вдохновения.

В сочинении прослеживаются резкие высказывания, он отговаривает писать, чтобы молодых писателей не постигла участь Пушкина, он оберегает их от смерти и глубокой психологической травмы. Но и это предостережение не делает его счастливым, в тексте явно прослеживаются:

  • переживания;
  • страсть;
  • горесть;
  • сожаление.

К нему будто вновь приходит вдохновение, но он не имеет возможности рассказать это другим. Во всем этом и заключается главная трагедия Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Журналист, читатель и писатель»

Даже названием стихотворение напоминает пушкинское — «Разговор книгопродавца с поэтом», по форме оно также представляет диалог. И это яркий пример того, как реализуется тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения можно выразить следующими словами: в современности поэзия утратила свою былую мощь, она стала пустой и бесполезной. Отчасти оно перекликается со стихотворением «Поэт». Ведь в нем лирический герой Лермонтова снова задает вопрос:

«Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный?»

Это отчаянный крик поэта, который был отправлен в ссылку за свою смелость в стихах, это его надежда на то, что когда-то в России смогут думать и писать свободно.

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! —

были восприняты при дворе как “призыв к революции”.

Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.

Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от нее?”

Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”. Время, века, человечество скажут свое слово.

Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.

Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”. Не таков пророк “совсем уже другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: “Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи. Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский поэт получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй…” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.

Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.

История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.

Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. “Пророк” — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. “Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и драматической формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”. Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:

Стихи — такая пустота;

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот…

Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки”. Обвинения критиков беспощадны:

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету —

А просто грязная вода.

Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”. Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: “Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум”.

Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.

«Смерть поэта» как переломный момент в творчестве писателя

За это произведение Лермонтов был отправлен в ссылку. С этого момента в его стихах не будет юношеского максимализма, категоричности. Теперь они будут более печальными и проникновенными. Одиночество углубится и усилится. Что касается самого произведения, то в нем Лермонтов обвиняет современное поколение в алчности, низменности, непонимании искусства. Толпа плела грязные сплетни вокруг святого имени поэта, не понимая, что тем самым губит его. Попутно Лермонтов поднимает и тему цензуры, говоря о гонениях на Пушкина.

Что значит для Лермонтова поэзия?

Настолько печально звучит тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова! Стихи, названные выше, не единственные. Во многих произведениях автора звучит идея о том, что поэтический дар становится для него проклятьем. Например, в раннем стихотворении «Молитва», он называет творчество «всесожигающим костром». Его жажда писать стихи становится невыносимой, она губит лирического героя.

Было и еще одно яркое раннее произведение, которое называется «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Это один из самых первых поэтических опытов Лермонтова. Особое звучание приобретает в нем тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Стихи, написанные лирическим героем, вскоре забываются, он сам охладевает к ним. Писательство Лермонтов сравнивает с живописью: вдохновленный художник, создав свое творение, падает пред ним, но спустя пару дней оно ему становится безразличным. Это своеобразная попытка осмыслить суть вдохновения. Под его действием поэту подвластно все, но как только это ощущение уходит, он забывает «огонь небесный».

Сочинения.Ру

В лирике М. Ю. Лермонтова широкое освеще­ние нашёл вопрос о назначении поэта и поэзии а обществе. Следуя традициям, заложенным А. С. Пушкиным, миссия мастера слова сравнима с мис­сией пророка. Поэт должен жить не для себя, а для людей. В своём творчестве он должен отражать са­мые важные, самые насущные проблемы современ­ности.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов осуждает своих современников. Он говорит, что стихи многих авторов отличаются исключительно внешней красо­той, в них нет жизни, нет чувств, которые могли бы стать близкими и понятными читателю:

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны.

В первой части стихотворения Лермонтов срав­нивает перо поэта с клинком, который некогда ис­пользовался по назначению («наезднику в горах слу­жил он много лет»), а теперь «игрушкой золотой он блещет на стене». Лермонтов говорит, что современ­ный поэт «своё утратил назначенье», а власть, кото­рой наделены мастера слова, утеряна ими навсег­да. Тем не менее автор надеется, что рано или по­здно «осмеянный пророк» «проснётся» и «вырвет» свой клинок «из золотых ножон»:

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из.золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов говорит о том, что миссия поэта порой так же неблагодарна, как и миссия пророка. Правда всегда бывает горькой, по­этому люди часто воспринимают её не должным об­разом, часто обвиняя и упрекая того, кто им эту прав­ду несёт. Презрение и непонимание толпы, которое Лермонтов не раз испытывал сам, приводит поэта к мысли о том, что жизнь в уединении — единственный верный способ постижения духовкой истины:

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

В заключительной части стихотворения автор показывает реакцию толпы на нищего и уставшего поэта, которого общество некогда отвергло:

…то старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами,

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами…»

Безусловно, подлинным шедевром лермонтов­ской лирики является стихотворение «Смерть поэта». В нём автор показал, что утрата такого гения, как Пушкин, не восполнима для нации. Поэт гневно осуж­дает Дантеса, чья рука не дрогнула в момент выст­рела на дуэли:

Его убийца хладнокровно

Навёл удар: спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Лермонтов с негодованием говорит о тех, кто не смог предотвратить гибель Пушкина. Он замеча­ет, что палачей «Свободы, Гения и Славы» вскоре настигнет божий суд:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!

Поэт, идеал которого со всеми его пороками и добродетелями Лермонтов видит в Пушкине, всегда оказывается выше «мелочных обид», ему чужды пу­стые похвалы и светское мнение:

И умер он с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

«Глаголом жги сердца людей». Этому пушкинс­кому принципу Лермонтов был верен всегда. Его сти­хи впитали в себя всю правду, всю боль и радость, всю полноту проявления жизни первой половины XX века.

В одном из своих самых известных произведений — стихотворении “Смерть поэта”, написанного после трагической гибели А. С. Пушкина, — молодой поэт выступил как выразитель гнева народного, защитник славы народной и русской национальной культуры. Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, — “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.
Творчество М. Ю. Лермонтова разнообразно. Он затрагивает в нем разные темы: тема поколения, отрицания современной действительности, тема одиночества, любви, дружбы, родины и другие.
Одной из таких тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, — это человек с твердой и страстной волей.
В стихотворении “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу…
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновенья “чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает этот “огонь небесный” и только хранит в себе “первые впечатления” о нем.
В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” — “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия — дар, приходящий легко и естественно. Но Лермонтов — человек уже другой эпохи, он видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов — это игрушка с золотой отделкой:
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездейстия кинжала для сравнения его с поэтом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Поэт вспоминает славное прошлое, когда поэт достойно выполнял свою
миссию:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.
Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом — грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор (“покрытый ржавчиной презренья”), эпитетов (“осмеянный пророк”).
Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства — зов человечества к высшей духовности.
Из стихотворения “Есть речи — значенье…” (1840) мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.
К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” (1840) Лермонтов показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:
Во-первых, серая бумага,
Она, быть может, и чиста;
Да как-то страшно без перчаток…
Читаешь — сотни опечаток!
Для читателей скучен простой и гордый язык, их тешат глупые романы, блеск и обманы, читатель замечает: “В чернилах ваших, господа, И желчи едкой даже нету — А просто грязная вода”.
Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие нападки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается на деньги, и материальное благополучие для него важнее:
Приличье, вкус — все так условно;
А деньги все ведь платят ровно…
Поэтому журналист уговаривает сочинителя написать что-нибудь, чтобы было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творения на суд читателя:
Но эти страшные творенья
Читает дома он один,
И ими после без зазренья
Он затопляет свой камин.
Автор не хочет, чтобы его творения назвали “бранью коварной”, но он не хочет и покупать славу такой ценой. В этот век “позорно малодушных” людей поэт, “на мелочь душу разменяв”, гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно. “Да и о чем писать?” — спрашивает писатель, ведь все уже давно описано. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.
Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Темой стихотворения является высокая миссияпоэтического призвания и непонимание этого толпой Возвышенная идея общественного служения поэта ярко выражена Лермонтовым в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:
И вот в пустыне я живу…
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Он продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.

Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.

Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.

Тема произведения и главная мысль

Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова. Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его. Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.

Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.

По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.

Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.

От издательства

С жизнью и творчеством Лермонтова, казалось бы, все знакомы со школьной скамьи. В младших классах – «Парус» и сказка «Ашик Кериб», затем «На смерть поэта» и «философская лирика» и, наконец, пресловутый «лишний человек» Печорин, о котором ежегодно пишутся десятки тысяч сочинений. А потом – кроме горстки филологов и узких специалистов, к Лермонтову, как, впрочем, и к большинству писателей набившей оскомину школьной программы, во взрослой жизни мало кто возвращается.

Между тем Лермонтов в нашей литературе – явление в каком-то смысле уникальное и до конца может быть оценен как раз более зрелым читателем. Он прожил неполных двадцать семь лет, из которых ровно половину занимает его творческая жизнь, где, в общем-то, не было этапов и периодов, – совершенствовалась лишь художественная форма, мысли же, чувства и характеры словно были даны ему от рождения.

Его личность представляется замысловатым переплетением самых разных и часто противоречащих друг другу качеств. Называя жизнь «глупой и пустой шуткой», он с удовольствием пользовался всеми ее благами; презирая светское общество, изо всех сил старался иметь в нем успех; доводя окружающих своей непомерной язвительностью, иной раз граничащей с откровенным оскорблением, имел в то же время доброе и чуткое сердце.

Какой он был в жизни, таков он был и в своем творчестве – настолько субъективном, что, пожалуй, невозможно отыскать ни одного произведения, которое так или иначе не относилось бы к личности и биографии самого поэта, сумевшего не только предсказать свою раннюю кончину, но и за год до смерти почти в точности описать ход и место роковой дуэли.

Предлагаемая вниманию читателей книга дает полное представление о жизни и смерти великого поэта и в какой-то мере ключ к пониманию его произведений. Биографический очерк, написанный дореволюционным критиком и историком литературы А. М. Скабичевским (1838–1910) в конце прошлого века – это первое в России популярное жизнеописание Лермонтова, появившееся отдельной книжкой, и до сих пор оно выгодно выделяется среди прочих исследований своей исключительной объективностью и живостью изложения фактов. Скабичевский ни с кем не вступает в полемику, избегает чрезмерной политизированности, свойственной многим советским лермонтоведам, не углубляется в литературоведческий анализ, не всегда интересный неспециалистам, и тем не менее рисует яркую картину жизни и творчества гениального человека, которого сравнивает в русской литературе с «каким-то непредвиденным метеором, внезапно пронесшейся по небу звездой, неизвестно откуда взявшейся и исчезнувшей без следа».

Вторая часть нашей книги посвящена гибели Лермонтова на дуэли с Н. С. Мартыновым и представляет собой собрание уникальных исторических документов – оригинальных материалов следствия и военно-судного дела 1841 г., которые дают возможность час за часом восстановить ход трагического поединка и поближе познакомиться со всеми его участниками и их дальнейшей судьбой.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1)

Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лермонтова. Его интересовали все виды искусства: музыка, живопись, – но все же предпочтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она и есть его призвание, Лермонтов стал задумываться, а для чего нужна она людям, и нужна ли вообще, и какой должна быть настоящая поэзия. Дать однозначный ответ на все эти вопросы не смог еще ни один творческий человек. Несмотря на то что тема поэта для Лермонтова была глубоко личной, его стихотворения о поэте и поэзии связаны с предшествующей

литературной традицией: декабристская лирика, романтическая поэзия и, главное, программные декларации его кумира, “дивного гения”, А. С. Пушкина.

Уже в ранней лирике Лермонтова тема поэта и поэзии соединяется с мотивами общественными. Подтверждение этому – стихотворение “К***” (“О, полно извинять разврат!..”), где автор создает образ поэта-гражданина, который “пел о вольности, когда

Тиран гремел, грозили казни”. Главная задача поэта, считал в те годы Лермонтов, говорить людям правду, какой бы она ни была. В связи с этим в стихотворении “Мой дом” поэт пишет: “Мой прекрасный

дом для чувства этого построен”.

В зрелом творчестве уже состоявшегося поэта тема поэзии звучит по-новому. Лермонтов уже далек от романтических представлений о поэте как духовном вдохновителе народа: слишком не вязалось это с действительностью. Наоборот, он достаточно четко осознает трагичность судьбы творца и не только объясняет ее враждебностью света, но и связывает с общественными условиями. В том, что гибель поэта в мире зла неминуема, убеждала Лермонтова и судьба его гениального предшественника. В стихотворении написанном под непосредственным впечатлением трагических событий, Лермонтов трактует гибель Пушкина как проявление борьбы добра со злом. В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире материальных ценностей:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

В стихотворении “Поэт” автор сравнивает поэзию с кинжалом, который был некогда грозным оружием, а теперь, в эпоху далеко не героическую, превратился в ненужную вещь, и назначение его теперь – в золотых ножнах украшать стену. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился с судьбой. Эта жалкая роль возмущает Лермонтова, вызывает гнев:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

В последней строфе стихотворения – горечь, обида, и боль, и стыд Лермонтова за незавидную и недостойную роль поэта, утратившего свое историческое назначение быть пророком и возвышаться над толпой, и вместе с тем – надежда на перемены, на возвращение поэзии ее истинной роли:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Как истинного творца и ценителя слова, Лермонтова не могло не тревожить состояние современной литературы в целом, которая, по мнению автора, явно деградировала. В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” Лермонтов устами читателя возмущается, что часто вместо стихов с глубоким идейным смыслом можно встретить бессмысленные и пустые стишки, не имеющие ничего общего с настоящей поэзией:

Стихи – такая пустота;

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот;

Притом – сказать ли по секрету? –

И в рифмах часто недочет.

Проза также, по мнению автора, обеднела: сплошные переводы, а если и встречается оригинальное произведение, то или “…над Москвой смеются или чиновников бранят”. Избитые темы никому давно не интересны, литература оторвана от жизни: “С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышут?”.

Кроме того, Лермонтов остро почувствовал значение журналистики (критики) в новых условиях русской жизни. Его мысль в этом стихотворении прямо продолжает пушкинскую. Автор указывает на жалкую роль современной журналистики. Устами недовольного читателя он заявляет:

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету –

А просто грязная вода.

Критики весьма односторонне, по мнению Лермонтова, понимают свои задачи, которые сводят только к указанию недостатков литературных произведений, часто мелочного свойства.

Что касается писателя, то в такую эпоху ему трудно найти себе применение: “О чем писать?”. Лишь изредка “забот спадает бремя”, лишь в такие моменты писатель берется за перо (“Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитым водит ум…”) и предает бумаге все мысли, но вот беда – он не решается вынести написанное на суд читателя: толпа его не поймет и его же осудит:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

В 1841 году Лермонтов пишет стихотворение “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, в котором автор намечал путь истинного поэта: “И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. В своем “Пророке” Лермонтов как бы показывает путь поэта, внявшего наставлениям великого предшественника. Путь этот оказался необычайно трудным и, самое главное, трагическим. В ответ на любовь “ближние мои бросали бешено каменья”. Изгнанному пророку добра и любви приходится жить в пустыне, в одиночестве. Только звезды, звери и птицы понимают его и радуются его речам. Носитель высоких истин, призванный просвещать людей, становится объектом гонений и насмешек. Судьба пророка, по мнению Лермонтова, трагична: природа его отлична от природы измельчавшего человечества.

Различие позиций двух русских великих поэтов – в различии эпох, в специфике времени: А. С. Пушкин – в момент национального подъема, связанного с победой в войне 1812 года, Лермонтов – в эпоху беспросветной николаевской реакции.

  • Тема приемыш мамин сибиряк рассказа
  • Тема политических репрессий в отечественной литературе сочинение
  • Тема предстоящего сочинения летние радости 5 класс напишите рассказ озаглавьте его
  • Тема погубленной красоты в драмах островского сочинение
  • Тема памяти в рассказе фотография на которой меня нет