Тема поэта и поэзии пушкин сочинение

Автор: пушкин а.с. творчество а.с. пушкина это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20

Автор: Пушкин А.С.

Творчество А.С. Пушкина – это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы 19 и 20 веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.

В творчестве поэта особо выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.

Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская поэзия, продолжение традиции Радищева и Рылеева, выступление против крепостничества. Поэт, по Пушкину обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее ярко эти идеи отражены в оде «Вольность» и стихотворении «К Н.Я. Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремиться «на тронах поразить порок». Он горд тем, что не хвалил «земных богов», что сильным мира сего «кадилом лести не кадил», что он «пел на троне добродетель» и что его «неподкупный голос» «был эхо русского народа». Свобода для Пушкина – одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию.

Характерным в этом отношении является стихотворение «Поэт», в котором Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое – до того, как его посетит вдохновение, и второе – после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его уже не интересует «людская молва», он становиться «дик и суров», удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин, в отличие от романтиков, не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант – лишь Божественный дар, а поэт – проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт – служитель Бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.

Подтверждением сказанного и одновременно его развитием может служить другое стихотворения Пушкина – «Пророк».

Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «Бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне мрачной влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – выражается «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно. Его восприятие мира меняется, поэт становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третье части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».

Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.

Итак, тема поэта и поэзии одна из центральных тем в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и сущности поэтического дара глубоко гуманистично и связано с понятием свободы.

Поэт, по Пушкину, — это человек, наделенный более чутким слухом, чем другие, который среди «шума суетного мира» может услышать «глас Божий» и поведать о нем остальному миру.

Характерно в этом отношении также стихотворение «Поэт и толпа», где Пушкин показывает своего антипода – поэт, не делающий снизойти до народа, понять его настроение.

Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, идеи Божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.

Тема любви является одной из центральных в творчестве многих писателей. Особое же восхищение вызывает именно любовная лирика Пушкина. Каждый урок, посвященный этой теме, невероятно увлекателен. Правда, охватить все произведения автора за этот период попросту невозможно. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более детально.

Любовная лирика Пушкина: жанры и мотивы

Жанры любовной лирики Пушкина весьма неординарны. Он пишет именно о счастливой любви, которую доносит до читателя непосредственно через самого лирического героя. Он показывает, что это невероятно светлое чувство, способное на многое. Даже если стихотворения Пушкина наполнены тоской и некой грустью, связанной с ушедшим чувством, пишется оно в положительных тонах. Ведь те события, которые происходили с героем, являются исключительно счастливыми.

Мотивы любовной лирики Пушкина также неординарны. Каждый стих обладает определенным оттенком. В одних отмечается ревность, явная безнадежность и грусть. Другие же наполнены нежностью, робостью, страстью и особой впечатлительностью.

Любовная лирика весьма неоднозначна. В стихах Пушкин показывает, что чувства, которые могут быть испытаны к одной даме, существенно отличаются от вызываемых другой. Именно в этом он и видит главную прелесть самой любви. Каждый раз влюбившемуся человеку удается открыть в ней нечто новое.

Любовная лирика Пушкина изучается в 9 классе. В этом возрасте учащиеся уже могут понять основные мотивы таких произведений. Поэт показывает, что благодаря любви люди могут испытать новые эмоции и чувства. Благодаря этому появляется желание не только жить, но и творить. Возлюбленные – это истинные музы. Именно ради них и создаются постоянно новые и новые шедевры.

Поэт пишет о новых чувствах, а также о былых отношениях, которым не суждено было длитиься вечно. Тем не менее он показывает, что любовь попросту не может пропасть навсегда. В какой-то момент все люди вновь смогут испытать столь многогранное, не до конца изученное чувство. Как утверждает Пушкин, люди не могут не любить. По его мнению, отречься от этого чувства никто не сможет даже в том случае, если любовь окажется безответной.

Особенности и своеобразие любовной лирики Пушкина

Любовная лирика в творчестве Пушкина занимает одно из главных мест. Особенность ее заключается в том, что речь идет не только лишь о любви к женщине. Поэт показывает о чувствах, которые испытывают к друзьям, музе.

Адресаты любовной лирики Пушкина, как правило, являются реальными особами, которых любил поэт. Правда, есть также немало произведений, где любовь рассматривается в несколько ином ракурсе. Автор рассуждает о том, какое значение данное чувство имеет в жизни каждого из людей.

Любовная тема в лирике Пушкина просматривается постоянно. Обусловлено это тем, что писатель сам постоянно испытывал это чувство. Не удивительно, что те или иные его оттенки отображались в стихах. Именно в данной теме поэту хочется найти вдохновение. Ведь любовь сопровождает его на протяжении всей жизни и не покидает даже на секунду. Кроме того, явно показываются нравственные ценности в любовной лирике Пушкина. Поэт с особым трепетом относится к этому чувству, возвышает его.

Примеры любовной лирики Пушкина

Любовная лирика Пушкина кратко попросту не может быть рассмотрена. Ведь в его произведениях лирика и любовь, по сути, являются единым целым. Примеры таких стихотворений найти несложно. Достаточно лишь вспомнить те произведения, которые входят в школьную программу.

Например, присутствует любовная лирика в стихе «Я вас любил». Также среди ярких примеров таких произведений можно выделить «К***», «Сожженное письмо» и «Мадонна». Любовная тематика затрагивается даже в Евгении Онегине, а в некоторой степени в сказках писателя.

Любовная лирика Пушкина сочинение

Среди самых волнующих, постоянно актуальных тем, которые просматриваются в поэзии, главной по праву считается именно любовь. Это чувство проносится через эпохи и тысячелетия, заставляет быстрее биться сердца по сей день. Естественно, что написать сочинение на тему Любовная лирика Пушкина не составит труда. Тем более, что этом поэт является мастером в данном жанре.

Все творчество Пушкина буквально пропитано любовью. Читатели не могут остаться равнодушными к его волнующим строкам. Благодаря этой лирике удается понять множество серьезных тем. Например, свободу, верность, достоинство и честь. Стихотворения писателя удивляют и поражают. Автор подбирает невероятно красивые, точные слова, чтобы описать столь многогранное чувство. Пожалуй, никто больше из писателей так и не смог настолько точно передать любовные мотивы с помощью русского языка.

Для поэта любовь является постоянной спутницей. Он убеждает каждого читателя в том, что без этого чувства жизнь попросту невозможна. В юные годы он рассказывает о развлечениях и своеобразных причудах купидона. В период рассвета творческого пути стихотворения довольно непринужденны и даже несколько игривы. Любовь представляется некой шуткой, забавой. О истинных, душевных переживаниях в данном случае речь еще не идет. Как утверждают критики, в этот период поэт писал в жанре так называемой легкой поэзии. Есть убеждение, что Пушкин увлекался творчеством Анакреона и пытался следовать ему. Это греческий творец, который писал эротические, максимально легкие стихи.

За то время, когда писатель проходил обучение в лицее, в его произведениях начинают просматриваться уже более высокие ноты. В стихах он пытается найти ответы на те вопросы, которые волнуют его самого. Он говорит о роли женщин, о том, как найти собственный идеал.

Спустя время поэзия становится достаточно трагичной. Лирические герои в произведениях автора пытаются убежать от несовершенного мира, от взглядов непонимания. Стихотворения нередко унылые, даже тоскливые. При этом в момент упоминания о любви в любом случае просматривается нежность и даже некая торжественность. По сути, поэт смог пересмотреть все этапы этого чувства, начиная от зарождения до рассвета и заканчивая увяданием. Именно любовь для него является постоянным источником вдохновения, своеобразной музой.

Сложно найти проведение, в котором бы Пушкин не затрагивал любовную тематику. Он стал образцом для подражания многих писателей. По сути, его лирические произведения будут оставаться актуальными всегда. Ведь постоянно в душах людей возникают столь высокие чувства, живет любовь. Благодаря уникальному стилю писателя, его дару описать все возникающие в душе переживания, его работы можно по праву назвать величайшими шедеврами. Даже спустя века Пушкин будет тем творцом, которого не составит труда понять каждому, кто хоть раз в собственной жизни испытывал любовь. Его лирика вечна, всегда актуальна и понятна.

Разобраться в особенностях лирики Александра Сергеевича совсем не сложно. Простой, красивый слог, извечные темы – все это делает произведения писателя востребованными и любимыми многими. Вряд ли данные произведения смогут оставить хоть кого-то равнодушным. Каждый сможет найти в них то, что затронет струны собственной души, вызовет волнение, массу других эмоций.

На чтение 4 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Poeziya-300x248.jpg

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Prorok-300x225.jpg

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-pushkina.html

Сочинение.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека. Тема любви, пронизывающая все творчество Пушкина, на разных этапах развития обретала различные оттенки, поворачивалась новыми гранями. В лицейских стихах тема любви звучит, “сверкая и журча”, как живительный источник юношеского жизнелюбия. “Одушеви перо мое, любовь!” — писал четырнадцатилетний Пушкин в самой ранней поэме “Монах”. Прославление любви в анакреонтической поэзии так же обязательно, как прославление золотого вина, полного кубка, круговой чаши. Самые почитаемые боги — Эрот и Вакх. Любовь побеждает рассудок и украшает жизнь весельем. Любовные фантазии разгоняют уныние одиноких часов “в мрачной келье”. Мечты о любви могут быть фривольно-нескромными, как стихотворение “К Наталье”, или романтически-возвышенными, как в “Послании к Юдину”. Постигая науку любви, поэт узнает “блаженство наслажденья” обладания возлюбленной и мучения разлуки, “злых страстей… глас мятежный”, страдания “любви напрасной”. В стихотворениях лицейского периода отразилась вся гамма переживаний влюбленного юноши, когда любовь может быть не только “сладостной наградой”, но и “отравой наших дней”. Но уже в этих стихах замечательное свойство лирики Пушкина, позднее выраженное словами: “…печаль моя светла…” Гармоническое начало душевного склада поэта не оставляет места безысходности и отчаянию: “Сквозь слезы улыбнулся я”. Без страданий нет полноты жизни, поэтому лирическому герою “дорого любви… мученье”, для него “и в слезах сокрыто наслажденье”. И самое главное, любовь заставляет звучать струны лиры поэта: “И лишь любви ты голос не забыла!” Способность любить — такой же небесный дар, как и способность к творчеству. Когда из души уходит любовь, “бесплодное проходит вдохновенье”, но и объект любви появляется только после того, как “душе настало пробужденье”. Мотив этой неразрывной взаимосвязи проходит через всю поэзию Пушкина. “Любовь — мелодия”, то есть результат творчества. Так же как “искра вдохновенья” зарождается в груди еще в младенчестве, любовь загорается в сердце “оттого, что не любить оно не может”. Поэтому нерастраченная сила любовного чувства проникает даже в политическую лирику Пушкина. Попытка изгнать богиню любви из поэзии, предпринятая в оде “Вольность”, написанной в год окончания лицея, не удается. В послании “К Чаадаеву” ожидание “минуты вольности святой” приравнивается к ожиданию любовного свидания. Чувствам Пушкина не был свойствен аскетизм. Он называл себя “страдальцем чувственной любви”. В стихотворениях “К молодой вдове”, “Письмо к Лиде”, “Торжество Вакха”, “О Массой” и других говорится о сладострастном любовном жаре. И хотя необузданная страсть “всю душу в нас мертвит”, “любовник упоенный” не желает исцелиться. Увлечения поэта многочисленны, но все они вызваны искренним чувством, полным радости жизни. И в своих избранницах Пушкин ценит то, что непритворно и естественно: “смелый, вольный взор, неутомимый жар, открытые желанья”, “милая моя не может лицемерить”. Притворство, обман, “любви постыдный торг” отвергается “питомцем музы”, потому что “в порочном сердце жизни нет”, как написано в стихотворении “Прелестнице”. В годы зрелости поэт осуждает “коварные старанья преступной юности”, не дрожит “мятежным наслажденьем”, просит оживить в сердце дух целомудрия. В самых жарких объятиях неги поэта посещают “виденья первоначальных чистых дней”. Недаром чистота — лучшая характеристика возлюбленной: “душа твоя чиста”, “гений чистой красоты”, “чистейшей прелести чистейший образец”. Это такое качество, которое не уничтожается временем. Вот преимущество чистоты “перед мощной властью красоты”, которая может быть минутной, “приметно увядает во цвете юности живой”. Но все же Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой. В любовной лирике Пушкина проявилось величие его души, благородство, доброта, бескорыстие. Отвергнутая любовь не вызывает ненависти, не пробуждает чувство мщения: “Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим”. Разлука с возлюбленной печалит, но не приносит забвения: “Останься век со мной на горестной груди…” Воспоминания о любви светлы, наполнены чувством благодарности: “Все в жертву памяти твоей…” Любимый образ часто возникает в памяти на фоне прекрасных картин природы, как в стихотворениях “Редеет облаков летучая гряда…”, “Ненастный день потух…”, “Буря” и других. Любовь поэта одушевляет природу. В системе ценностей Пушкина любовь стоит выше желания славы и стремления к свободе, потому что, за исключением “поэтической неволи”, единственные оковы, которых не стыдится влюбленный, — оковы любви: “свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю”. Любовь — награда и итог трудной и горестной жизни: “И может быть, — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”. В неумирающей любви поэт видит залог бессмертия: “Во мне бессмертна память милой, что без нее душа моя?” Сила любви открывает границу в запредельный мир. Об этом говорится в стихотворениях “Придет ужасный час…”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”. В противостоянии смерти любовь оказывается победительницей. Вершины любовной лирики Пушкина не только показывают пример высокого отношения к женщине, но и содержат “эталон” простоты выражения очень сложных душевных движений, когда почти не украшенная поэтическими приемами обыденная речь свидетельствует о чистоте и непринужденности чувства. Таковы стихотворения “Я вас любил…”, “На холмах Грузии…”, “Прощание”.
На протяжении всей жизни Пушкина любовь питала его поэтическое вдохновение. Любовная лирика поэта пробуждает “чувства добрые”, имеет общечеловеческую гуманистическую ценность.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Тема поэта и поэзии в лирике пушкина сочинение 10 класс
  • Тема поэта и поэзии в лирике лермонтова сочинение 10 класс
  • Тема приемыш мамин сибиряк рассказа
  • Тема политических репрессий в отечественной литературе сочинение
  • Тема предстоящего сочинения летние радости 5 класс напишите рассказ озаглавьте его