Тема подвига в рассказе м горького старуха изергиль

Автор: guru опубликовано 23.10.2016 обновлено 16.10.2017 максим горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма нового искусства

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
  2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
  3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Тема

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

7 класс

Форма проведения: урок-дискуссия

Цели и задачи урока:

-познакомить учащихся с «Легендой о Данко» М. Горького

-совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала

-проанализировать произведение с точки зрения его идейного своеобразия

-через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Оборудование:

-портрет М. Горького

-презентация

-карточки с заданиями

-таблица на доске

-«дерево предсказаний»

-толковые словари

Методика:

Применение «Технологии развития критического мышления».

Ход урока.

1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

(слайд 1- пламя)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы проведем урок литературы.

И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

2.Фаза вызова.

-Хочу обратить ваше внимание на таблицу на доске.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Я попрошу вас сейчас заполнить первую колонку «Знаю».

-Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью? (слово ПОДВИГ вывешивается над таблицей)

-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

-Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)

-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

-Обратимся к словарю.

* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

(слайд 3 – определение)

-Сегодня мы с вами будем изучать (слайд 4 – иллюстрация книги) произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

-Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства)

-Прежде чем мы поставим цель урока и зафиксируем в колонке ХОЧУ УЗНАТЬ, хочу обратить ваше внимание на ещё три понятия:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (попробуйте дать определение) (слайд 5 – определение)

ТРУСИТЬ (дайте определение) (слайд 5 – определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение) (слайд 5 – определение).

-А теперь эти 5 слов я соберу в кластер. (слайд 6 – кластер)

-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование – одно и то же,

поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы на доске.

-Цель нашего урока – выяснить, дать ответы на эти вопросы.

3.Фаза реализации смысла.

-Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

-Где они жили сначала? (1,2 предл)

-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста. (слайд 7 – лес)

Задание: выписать со стр. 84 краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

-Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

(слайд 8 – племя)

-Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(слайд 9 – цитата Толстого)

-Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-И вот появляется Данко. (слайд 10 – Данко)

-Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

-Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

-Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

*Чтение учителем текста

Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

-Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

4.Фаза рефлексии.

-Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока. (слайд 13 – кластер)

-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

-Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

-Что можно назвать подвигом?

— Как подвиг сопоставляется с трусостью? Почему подвиг и трусость стоят рядом?

-Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

-Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

-Горький говорил( слайд 14 – цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

Приведите примеры подвигов из жизни.

-Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

-Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 2 — составить обратный кластер.

Задание 2:впишите в овалы свои мысли , выводы о племени и Данко в различных отношениях.

-Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

(слайд 15 – Данко и племя)

(любовью к людям)

-Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

-Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-А теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на белых листах. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Почему белые листы оказались пессимистичными, а розовые оптимистичными?

(Вера в жизнь, в будущее движет человеком)

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

-У нас остался ещё один вопрос6 Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

(ради спасения других людей, из любви к ним)

-Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

-Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(«но научиться уважать его можно»)

-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

-А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(слайд 16 – цитата Горького)

-М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

-Что же вы узнали о подвиге? (ответы записываются в таблицу УЗНАЛ)

-Изменилось ли ваше представление о подвиге?

(подвиг – это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

-Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. С вами приятно и интересно было работать. Отметки …

Методическая литература:

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

Литература. 5-11 кл. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/авт.-сост. Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://www.uchportal.ru/publ

http://video.yandex.ru

http://hasid.livejournal.com/912323.html

http://ceolte.com/view/918

Самоанализ: данный урок является закреплением и строится как урок-дискуссия, беседа. Он предполагает обзор содержания материала, идей произведения, анализ системы образов.

На уроке применяются элементы «Технологии развития критического мышления».

1 фаза – вызова. Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Поэтому была предложена таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» и заполнение колонки «Знаю». На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы высокого уровня. Задавая вопросы, они ставят перед собой цель, которая фиксируется в колонку «Хочу узнать». Таким образом, учащиеся определяют свою направленность в изучении темы, тех аспектов, которые хотелось бы обсудить в настоящее время. Трудность, которую испытывают учащиеся,- формулировка вопросов. Трудность учителя – подстроить урок под неожиданно появившийся вопрос, который не был предусмотрен. Таким образом, учащиеся создают смысл: Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?

2 фаза – реализация смысла. На этом этапе учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием – аналитическая беседа.

3 фаза – рефлексия. На этом этапе главное – выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся самостоятельно выстраивают материал через обратный кластер и сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения, с целью развития умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи – подвиг в их жизни.

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Обор$удование : мультимедийный проектор, текст рассказа, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы – «Основные черты романтических $произведений», «Сопоставление образов Данко и Лары», карточки с основными понятиями, учительская презентация.

Мы, кажется, снова хотим грез,

красивых вымыслов, мечты и

странностей… М.Горький.

$Ход урока.

I. Организационный момент. (Учащиеся делятся на несколько групп в начале урока, рассаживаются за столы по группам).

Слайд-1

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слайд 2

III$. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

-Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в мире.

— Само время-рубеж столетий, столкновение эпох-делает такие вопро$сы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

-Основная идея рассказа-утверждение истинной ценности человеческой личности.

Мотив «несогласия» с действительностью, характерный для раннего М. Горького, реализовался именно в праве художника на вымысел . поэтому эпиграфом к уроку являются слова самого автора.

Слайд 3

«Мы, кажется, снова хотим грез, красивых вымыслов, мечты и странностей, ибо жизнь, созданная нами, бедна красками, тускла, скучна! Действительность, которую мы когда-то так горячо хотели перестроить, сломала и смяла нас… Что ж$е делать? Попробуем, быть может, вымысел и воображение помогут человеку подняться ненадолго над землей и снова посмотреть на ней свое место, потерянное им.Он не борет$ся больше, а только приспосабливается.»

2. Актуализация опорных знаний

А) Беседа.

Ранние рассказы М. Горького пронизаны романтическим пафосом.

-Вспомним, что такое пафос?

Слайд 4

Пафос — эмоциональный настрой, страсть, пронизывающая произведение.

  • Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Слайд 5

Романтизм творческий метод, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей ч$еловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой$ и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Б) Постановка проблемного вопроса: «Мир , изображенный в рассказе Горького, –это отображение реального мира? Можно ли назвать такое отображение мира реалистическим?»

В) Использование метода «Мозговой штурм».

-Что позволяет нам отнести рассказ к романтическим произведениям? (на доске записываются аргументы учащихся)

— У вас на столе находятся таблицы и карточки, которые помогут вам работать на уроке. Найдите таблицу, в которой пе$речислены основные черты романтических произведений.

Основные черты романтических произведений

$

Противопоставление мира идеального миру реальному

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

$

-Давайте заполним ее, используя те аргументы, которые вы сейчас привели. (обобщаем аргументы учащихся и записываем в таблицу)

Слайд 6,7,8,9

-Какие герои рассказа одиноки, противопоставлены окружающим?

$

-Отличаются ли они друг от друга своими взглядами на жизнь?

-Что составляет романтический пейзаж в произведении?

  1. $

Противопоставление мира идеального миру реальному

Нереалистическое отражение мира

Изображение исключительной личности, одинокой , противопоставленной толпе, Стремящийся к идеалу. Конфликт.

Лара, Данко, старуха Изергиль- у каждого из них своя жизненна$я позиция, стремление к идеалу.

Изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа

Море, небо, ветер, тучи, луна. (Символы свободы-определяем после работы с текстом)

$3. Работа с текстом

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время сут$ок);

— Какие природные образы мы выделили ? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Символом чего являются эти природные образы? (Свободы)

Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир

Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВ$ОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4. Работа над композицией произведения. Композиция рассказа “Стар$уха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Рассказ с обрамлением.

— Из каких частей состоит произведение? Легенда о Ларе, описание жизни старухи Изергиль, легенда о Данко.

Слайд 10

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в расс$казе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

5. Анализ легенды о Ларре.

Слайд 11

А) Подготовленный пересказ.

Б) Беседа

-Каким внешним событием проявляется легенда?

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведени$я характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова.

Слайд 12

-Прочитайте лексическое значение этих слов , указанное на карточке. Гордость или гордыня выражает неуважение к другим людям?(Карто$чка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.

  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня — непомерная гордость.

  • $Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

Слайд 13

Карточка № 2. Прочитайте определение.

Индивидуали́зм (

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверяем. О$боснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Слайд 23

Карточка №5

А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

Слайд 24

Как вы считаете, почему имен$но к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 25

На уроке мы рассмотрели несколько философских идей, своеобразных жизненных позиций: индивидуализм (эгоизм), гедонизм, гуманизм (альтруизм).

-Крах каких идей утвер$ждает в своем произведении автор? (индивидуализма, гедонизма)

-Какая идея утверждается в рассказе? (гуманистическая.

-Как построено произведение?

-В каких чертах проявляется романтический пафос произведения?

-В чем актуальность произведения для современного читателя?

V. Домашнее задание:

Подготовиться контрольной работе.

(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.

Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.

Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.

В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.

Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.

Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.

Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.

Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.

Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.

Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.

Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.

У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.

Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.

Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.

Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.

Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни. Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны. В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы. Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа. Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками». Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу. Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…». Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…». Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество. От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе. «Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек. Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.

Название: Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 17:30:48 23 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 23
Комментариев: 6
Оценило: 1 человек
Средний балл: 2
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль.
Дипломная работа по теме Кредитное ценообразование
Ельцин Президент России Реферат
Контрольные Работы 4 Класса Первой Четверти
Лечебно Оздоровительный Туризм Курсовая Работа
Контрольная работа по теме Аграрные отношени и Агропромышленный комплекс
Дипломная работа: АВ Дружинин о повестях ФМ Достоевского 40-х гг
Курсовая работа по теме Обучение чтению как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Дипломная работа по теме Рынок труда в России
Курсовая Работа На Тему Взаимосвязъ Детско-Родительских Отношений И Суицидальной Актвности У Подростков
Реферат На Тему Правовое Положение Иностранных Граждан В России
Понятие допроса, его виды и общие положения проведения
Реферат: Ассортимент и экспертиза качества импортного пива, представленных на рынке г. Улан-Удэ
Курсовая работа по теме Совершенствование структуры управления ОАО «Агропромстрой»
Інформаційна система обліку і аналізу розрахунків з постачальниками і підрядниками
Курсовая работа: Состав преступления и его юридическое значение 2
Реферат На Тему Цивилизации Греческого Полиса
Курсовая работа: Человек как субъект, индивидуальность, личность
Творческое Эссе Образец
Курсовая работа по теме Translation of english proverbs and sayings about love, wearing and work from English into Russian
Реферат: Cубтропические плоды. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Teen Smoking Essay Research Paper Teen SmokingDue
Реферат: Islam Essay Research Paper IslamISLAM Islam is
Учебное пособие: Организация внутрихозяйственных производственно-экономических отношений в сельскохозяйственных Организация внутрихозяйственных

  • Тема путешествия в рассказе и а бунина господин из сан франциско
  • Тема произведения сказка о царе берендее в а жуковского
  • Тема народные сказки проект 3 класс планета знаний как сделать
  • Тема недели русские народные сказки старшая группа
  • Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо