Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке с.с. прокофьева петя и волк воропаева юлия владимировна тип урока: частичное повторение материала и

Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Воропаева Юлия Владимировна

Тип урока: частичное повторение материала и изучение нового.
Педагогические технологии —  Технологии диалогового взаимодействия, игровые технологии
Цель урока: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:

  • научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки;
  • развивать звуковысотный  и тембровый музыкальный слух;
  • формировать словарный запас учащихся, определяя музыкальный характер персонажей сказки;
  • воспитывать  культуру слушания симфонической музыки

Оборудование:

  1. ПК;
  2. презентация урока;  

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • практический метод (слушание фрагментов симфонической сказки).  

Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 
Ход урока

  1. Организационный момент. (5 минут)

Музыкальное приветствие «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-Здравствуйте, ребята.,Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения с музыкой и друг с другом.
Обратите внимание! На ваших столах лежат подписанные листочки. Это листочки-самооценки. Сейчас они нам понадобятся. Я буду задавать вопрос и предлагать варианты ответов. Какой вариант ответа вам покажется верным, ту цифру и записывайте в листок. 
-Какое музыкальное произведение только что для вас прозвучало?
1. «Марш Черномора»
2. марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» 
-Музыкальное произведение «Руслан и Людмила»
1.балет?
2.опера? 
— Опера –это
1. музыкальный спектакль, в котором артисты поют под сопровождение оркестра.
2. музыкальное произведение, в котором артисты танцуют
-В опере могут быть танцевальные сцены, номера?
1. нет
2.да 
-Хорошо!  Отложим листочки на время. 
Учитель: Отлично! А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по — одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют два раза.
Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
— У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель:  Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр — окраска звука. Свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. Возьмите свои листочки и слушайте внимательно вопрос. 
— В опере голоса делятся:
1. на женские
2.на мужские
3. на женские и мужские 
— Сопрано это:
1.высокий женский голос
2. высокий мужской голос 
-Самый низкий мужской голос:
1. баритон
2. бас 
Альт –это:
1.женский голос
2.мужской голос 
Учитель: Свой определенный тембр есть у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Новая тема (20 минут + 15 минут)

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем. С болота, поросшего ряской,[1]
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.(Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери — страницы,
В нее поскорей отвори. 
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

  • Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»

  • Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 1).

Это было в 1936 году. Это не простосказка, а музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. (слайд 2)
 С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.(слайд 3)
Он хотел, чтобы дети учились слушать симфоническую музыку и различать тембры инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свою мелодию, музыкальную тему, исполняемую на каком-либо музыкальном инструменте.(слайд4)
В тетрадях вы будете записывать героя и напротив инструмент, который его изображает.
Учитель: (Слайд 5)
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. Отважный  Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша.( слушание темы) А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Давайте движениями изобразим характер Пети? (дети импровизируют движения)
Каким изобразила его музыка, подберите слова?
Примерные ответы учащихся:  
— Веселым, озорным, радостным.
— Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

  • Хорошо! На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. (Слайд 6). Слушание темы.

Узнали инструмент?Это — флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
— Веселое, радостное.
— Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
— Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

  •   Хорошо!

В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд  7). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» — слушание темы.
— Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
— Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вдруг появляется кошка. (слайд 8)
Она хочет схватить птичку. Но у неё ничего не выходит. Мелодию кошки исполняет кларнет из группы деревянно-духовых.(слушание темы). Какую музыку вы услышали?
Примерные ответы детей:
— Музыка мягкая, осторожная. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
— Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9)
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, — ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. (Слушание темы.)
— Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!

  • Вскоре действительно появляется Волк! (Слайд 10). Его мелодическую тему исполняют валторны —  инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

— Что вы можете сказать о мелодииэтого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка страшная, хмурая, изображает Волка опасным хищником.
— Это злой Волк!
-Слышно как он воет.

  • Совершенно верно! Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. И наконец, из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком (Слайд 11).

Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (слушание темы.)
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
— Ударные инструменты!

  • Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.(слушание финала)
Сказка закончилась. Правда, не для всех героев счастливо. А кто пострадал из положительных героев?
Примерные ответы детей:
— Утка
Хорошо! Мы немного отдохнём. А потом подведём итоги.
Физкультминутка «Вместе весело шагать»
(учитель за инструментом)

  1. Итог урока (4 минуты)

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
(слайды 12, 13) И проверим ваши ответы викторины. 
Молодцы! А теперь кому понравилась:

  • тема  Пети, тот промарширует
  • тема птички – поиграет на флейточке
  • тема утки – прокрякает.
  • тема кошки –помяукает.
  • тема дедушки – покашляет.
  • тема волка – повоет на луну.
  • тема охотников – прохлопает.

Отлично! Все на уроке были активны.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

  1. Домашнее задание (1 минут)

Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
 
Список использованной литературы:

  1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ:  Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.  

[1] http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_music/9440-plan-konspekt-uroka-na-temu-sredstva-muzykalnoj.html

Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз

    Описание слайда:

    Разработала:
    учитель музыки
    Аланина В.И.,
    Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
    школа-интернат №29»
    СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
    «ПЕТЯ И ВОЛК»
    С.С.ПРОКОФЬЕВ

  • 2 слайд

    Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

  • 3 слайд

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ! УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , У

    Описание слайда:

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ!

    УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , УЧИТЕЛЬ!
    ПРИВЕТСТВИЕ

  • 4 слайд

    УРОК МУЗЫКИ

    Описание слайда:

    УРОК МУЗЫКИ

  • 5 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и во

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и волк”.

    ЗАДАЧИ УРОКА:
    — Дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
    — научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
    -формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), развивать творческие способности,
    -умение анализировать музыкальные образы героев сказки

  • 6 слайд

    Ребята! Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно

    Описание слайда:

    Ребята!
    Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно слышали! В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.

  • 7 слайд

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёну

    Описание слайда:

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она с удовольствием плескалась в луже, к ней подлетела птичка и они стали спорить , кто лучше Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьяхпоняла , что осталась ни с чем. Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Одна из веток дерева раскинулась и Петя ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
    Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
     

    СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ « ПЕТЯ И ВОЛК»

  • 8 слайд

     Написал симфоническую сказку

    Описание слайда:

    Написал симфоническую сказку

  • 9 слайд

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического орке

    Описание слайда:

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического оркестра.
    С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

  • 10 слайд

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед

    Описание слайда:

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки.

  • 11 слайд

    ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГ

    Описание слайда:

    ЛЕЙТМОТИВ — КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

  • 12 слайд

    Петя — струнные инструменты.Дедушка — фагот.Птичка — флейта.Утка — гобой.

    Описание слайда:

    Петя — струнные инструменты.
    Дедушка — фагот.
    Птичка — флейта.
    Утка — гобой.
    Кошка—кларнет.
    Волк — три валторны.

    У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

    Давайте познакомимся с героями симфонической сказки

  • 13 слайд

    Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

  • 14 слайд

    Пионер Петя — главный герой сказки.И в оркестре музыку храброго Пети играют

    Описание слайда:

    Пионер Петя — главный герой сказки.
    И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.

  • 15 слайд

    Роль Петиного дедушки исполняет   музыкальный фагот: уж очень заба

    Описание слайда:

    Роль Петиного дедушки исполняет
      музыкальный фагот:
    уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку

  • 16 слайд

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, кон

    Описание слайда:

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.

  • 17 слайд

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некото

    Описание слайда:

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.

  • 18 слайд

    Отрывистые, приглушенные звуки  Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье К

    Описание слайда:

    Отрывистые, приглушенные звуки 
    Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.

  • 19 слайд

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если нескол

    Описание слайда:

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко возьмут какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.

  • 20 слайд

    ОхотникиОхотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия при

    Описание слайда:

    Охотники
    Охотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия пришли с опозданием волк уже был пойман. Музыка добродушно посмеивается над незадачливыми стрелками; духовые инструменты:
    Флейта, кларнет, гобой, исполняют бравый марш, – но он звучит шутливо. будто бы подсмеиваясь над охотниками.
    Выстрелы охотников , ударные инструменты :
    ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН

  • 21 слайд

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и

    Описание слайда:

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и Волк», мы познакомились с основными инструментами симфонического оркестра.

  • 22 слайд

    Давайте посмотрим мультфильм:« Петя и Волк »https://www.youtube.com/watch?

    Описание слайда:

    Давайте посмотрим мультфильм:
    « Петя и Волк »

    https://www.youtube.com/watch?v=8hgqlFlGrE0
    ССЫЛКА :

  • 23 слайд

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? . 1. Позн

    Описание слайда:

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? .
    1. Познакомились с композитором и автором симфонической сказки ?
    — Это композитор, пианист, дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев.
    2. Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду.
    3.Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.
    4.Выяснили, какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева.

    Подведение урока

  • 24 слайд

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инс

    Описание слайда:

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.

    Домашнее задание:

  • 25 слайд

    Урок окончен, до новых встреч.

    Описание слайда:

    Урок окончен, до новых встреч.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

  • Сейчас обучается 65 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

  • Презентация по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» (3 класс)

  • Рабочая программа по предмету «Музыка (5-8 класс)»

  • Самообразование по музыке в доу

  • Тест по теме «Кармен»

  • Презентация на тему Симфоническая сказка «Петя и Волк»

  • Рабочая программа по музыке 6 класс

  • Рабочая программа по музыке 5 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Изучение
нового материала

Физминутка
в рамках темы

— Сейчас
мы с вами познакомимся поближе с первой группой музыкальных инструментов
симфонического оркестра – струнно-смычковыми музыкальными инструментами.

— Если
мы представим с вами симфонический оркестр, то там играют около ста
музыкантов.

— Как вы
думаете, какова та часть, которая играет на струнно-смычковых инструментах?


Совершенно верно – чуть больше половины. Поэтому группа струнно-смычковых
инструментов так многочисленна. Она достойна того, чтобы представить нам
мелодию музыкального произведения, это самые певучие музыкальные инструменты.

— Сейчас
прозвучит фрагмент из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»,
тема главного героя Пети. Вы услышите его музыкальную характеристику. У меня
к вам просьба – определите его характер.

Звучит
тема «Петя» симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

— Итак,
какой характер у Пети?


Скажите, какой жанр слышится в этом произведении?

— Значит
характер музыкального произведения еще какой?

— Какие
музыкальные инструменты вы услышали?

— Верно,
ребята, посмотрите на слайд. Перед вами группа струнно-смычковых музыкальных
инструментов.

— Чем
они похожи?

— А чем
различаются?


Действительно ребята, все эти инструменты звучат по-разному. Если провести
аналогию с семьей, то говорят, что контрабас – это папа, виолончель – мама,
альт – сын, а скрипка – дочь.

— Мы с
вами послушали тему Пети в исполнении струнно-смычковых инструментов.

— Теперь
наш Петя в прекрасном расположении духа отправляется решать очень важную
задачу. Он решает помочь дедушке и охотникам поймать волка, который
неожиданно появился близ окрестностей поселения, где они жили. Конечно, он
понимает, что на охоту нужно идти с оружием, поэтому он смастерил себе
деревянное ружьё с пробкой и в боевом расположении духа отправляется на
охоту. Только он выходит за калитку и вдруг к нему присоединился один из
самых главных героев нашей сказки. Давайте послушаем и определим, какой же
инструмент подобрал С.С. Прокофьев для характеристики главного героя.

Звучит
тема птички симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

— Какой
же инструмент вы услышали?


Совершенно верно, а скажите, пожалуйста, как звучала флейта? На слайде для
вас есть слова-подсказки.


Ребята, флейта относится к группе деревянно-духовых инструментов.

— Как
выдумаете, кого изображала флейта?


Конечно же это птичка. Она подлетела к Пете и спросила: «Куда же ты
направляешься?». Петя с важным видом сказал: «Я иду на охоту. За волком!».

Птичка
тут же весело защебетала: «А можно я пойду с тобой?». Петя подумал: «А почему
бы и нет!». И вот уже весёлая компания отправляется далее.

Только
они отошли от калитки, как вдруг мы с вами встречаемся с новым героем.

Звучит
тема утки симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

— Чем
этот инструмент отличается от флейты? (слайд с примерами звуковых качеств)

— Кто
знает, как называется этот инструмент?

-Инструмент,
который тоже относится к деревянно-духовым инструментам, называется гобой.

(Показ
картинки с гобоем)

(Показ
флейты и гобоя)

-Ребята,
чем отличаются эти инструменты.

Совершенно
верно. Флейту мы держим горизонтально, а гобой вертикально. Обратите
внимание, что звукоизвлечение у флейты достигается тем, что мы вдыхаем воздух
непосредственно в полую трубку. А что происходит у гобоя? У нас есть некое
дополнение к трубке, который называется мундштук. Который сделан из
тростника, те это две пластины тростника, высушенные и образующие трость
через которую исполнитель вдувает воздух в полость трубки.

-Кнопочки
называются клапанно-вентильной системой. У какого инструмента она более сложная?


знаете почему? Потому что у гобоя совершенный строй, он получает его в момент
создания. Т.е. фортепиано мы можем настроить, скрипку можем настроить, а
гобой нет. Как только гобой утрачивает строй, он становится непригодным для
использования. Поэтому все инструменты симфонического оркестра перед началом
выступления настраиваются под один инструмент. Какой?

-Верно.
Вот такой уникальный инструмент.

— Как
выдумаете, кого изображал гобой?

— Гобой
изображает утку.

— После
того, как они встретили утку, между птичкой и уткой разгорелся спор.

Увидев
утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами:

«Какая
же ты птица, если ты летать не умеешь!» – сказала она. На что утка ответила:
«Какая же ты птица, если ты плавать не умеешь!» и плюхнулась в лужу.

Они ещё
долго спорили – утка, плавая по луже, птичка, прыгая по берегу

Звучит
тема кошки симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

— Как
звучит этот инструмент? (слайд с примерами)

— Чем
этот инструмент отличается от флейты и от гобоя?

— Перед
нами музыкальный инструмент, который называется кларнет.

А как бы
вы двигались под эту музыку? Покажите мне.

— Вот
так мягко к нам подкралась кошка.

(Показ
картинки с кларнетом)

(Показ
флейты, гобоя и кларнета)

-Ребята,
чем отличаются эти инструменты.

-Верно,
мундштук у кларнета совершенно другой, он клювообразный. За счет того, что
воздух сравнительно легко попадает в полость трубки звук получается такой
округлый, а не плоский как у гобоя.

— Гобой
и кларнет различаются раструбом. У какого инструмента раструб шире?

— Верно.
Состав трубки у гобоя и кларнета одинаковый. И гобой и кларнет созданы из
эбонита.

Итак, кошка
подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на
бархатных лапках подбиралась к ней.

«Берегись!»
– крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево.

А утка
из середины своей лужи сердить закрякала на кошку. Кошка ходила вокруг дерева
и думала: «Стоит ли лезть так высоко? Пока влезешь, птичка всё равно улетит».

Вдруг, вышел
дедушка. Он сердился, что Петя вышел за калитку. Места опасные. Если из лесу
придёт волк, что тогда?


Ребята, мы с вами должны предположить какова музыкальная характеристика
дедушки?

Скажите

1)Какой
будет жанр? Песня, танец, марш?

2)В
каком регистре?

3)Темп?

4)Лад?

Итак,
сейчас мы с вами сочинили музыкальную характеристику дедушки. А теперь мы
послушаем

Звучит
тема дедушки симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Сравнивайте.
Черты маршевости мы слышим? Интонацию? Грозную? Слышим? Шаги дедушки?

1)Какой
жанр?

2)Регистр?

3)Темп?

4)Лад?

-Как
звучит инструмент?

— этот
инструмент называется фагот

-Похож
ли фагот на флейту, гобой и кларнет?

-Чем
похож?


основе тоже лежит трубка. У фагота тоже есть мундштук. Он расположен ниже.
Знаете почему? Потому что фагот составной инструмент. Он состоит из двух
трубок. То есть его длина была такой большой, что играть на нем было не
возможно. Тогда что с ним сделали?

-Верно,
его согнули пополам

-По
размерам он больше, чем остальные деревянно-духовые инструменты.

Итак, фагот
замыкает группу деревянно-духовых инструментов (Слайд со всеми инструментами)

— Итак, Петя
не придал никакого значения словам дедушки и заявил, что пионеры не боятся
волков.

Но
дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку.

И
действительно, не успел Петя уйти, как из лесу показался огромный серый волк.

-Как вы
думаете, способны ли деревянно-духовые инструменты озвучить тему волка?

— Я вам
скажу, что невозможно, чтобы двух разных персонажей озвучивал один и тот же музыкальный
инструмент. Мы исчерпали с вами группу деревянно-духовых инструментов. Какая
группа у нас еще осталась не услышанной?

-Правильно,
медно-духовая. И вот, тему волка композитор С.С. Прокофьев поручает самому
певучему инструменту среди медно-духовых. Это самый любимый инструмент среди
композиторов — валторна.

И вот
для того, чтобы создать тему волка нам нужно сделать угрожающее звучание, а
угрожающее звучание одноголосой мелодией, какой бы певучей она не была,
недостаточно. Нужно созвучие нескольких мелодий. И вот поэтому тему волка
играет не одна валторна а целых три.

А вот
теперь давайте с вами услышим как звучит три валторны.

Звучит
тема волка симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Слышно
ли вам созвучие?

-Как
звучит голос валторны?

-Слышно
ли вам, что это звучит медно-духовой, а не деревянно-духовой инструмент?
Медно-духовые, в сравнении с деревянно-духовыми звучат громко, призывно. Тем
не менее у валторна достаточно протяжный звук, напевный. Как вы думаете, в
симфоническом оркестре, за счет того, что медно-духовые инструменты такие
громогласные, где они будут располагаться?  

— т.е.
они сидят позади остальных инструментов.

Кошка
быстро полезла на дерево.

Утка
закрякала и бросилась вон из лужи.

Но как
она ни старалась,

а волк
бежал скорее.

Вот он
ближе…

ближе…

вот он
нагнал её…

схватил…
и проглотил.

Теперь
картина была такая: кошка сидела на одной ветке,

птичка
на другой…

подальше
от кошки.

А волк
ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами.

Между
тем пионер Петя, который остался стоять за запертой калиткой и видел всё
происходящее, нисколько не испугался.

Он
побежал домой, взял толстую верёвку и влез на высокий каменный забор.

Одна из
веток дерева, вокруг которого ходил волк, простиралась до этого забора.

И,
ухватившись за неё,

Петя
ловко перелез на дерево.

Петя
сказал птичке: «Лети вниз и кружись вокруг морды волка, только осторожней,
чтоб он тебя не сцапал».

Птичка
почти задевала крыльями морду волка, и волк сердито прыгал за ней во все
стороны.

Ах, как
птичка раздражала волка! Как он хотел схватить её! Но птичка была ловкая, и
волк ничего не мог с ней поделать.

Петя же,
сделав на верёвке петлю, осторожно спустил её вниз,

накинул
волку на хвост и затянул.

Волк
почувствовал, что его поймали, и в бешенстве стал прыгать, стараясь
вырваться.

Но Петя
привязал другой конец верёвки к дереву.

От
прыжков волка петля только туже затягивалась на его хвосте.

В это
время…

из лесу
показались охотники.

-Ребята,
С.С. Прокофьев для характеристики каждого героя дает отдельный инструмент. А
вот для характеристики охотников тоже есть особый инструмент, но он появится
не в начале, а в конце темы охотников.

-Вот вы
уже знаете все деревянно-духовые инструменты и один медно-духовой,
определите, какой инструмент будет солировать в теме охотников.

Звучит
тема охотников симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

-Это был
струнно-смычковый или духовой инструмент?

-Это был
деревянно-духовой или медно-духовой?

-Какой?
Флейта?

-верно,
гобой. Услышали вот эту плотность звучания?

-А вот
что же за инструмент непосредственно характеризует охотников?


барабан характеризует выстрелы охотников.


кто-нибудь из вас услышал такую дробь, раскаты дроби. Так вот этот
инструмент, который используют композиторы для нарастания динамического,
называется литавры.

-Он
удивителен тем, что этот ударный инструмент поддается настройке. У него есть
педаль, нажав на которую вы можете ослабить или натянуть мембрану обруча.
Если натягиваешь мембрану, то звук соответственно повышается, а если
ослабляешь — понижается.

Они шли
по следам волка и стреляли из ружей.

Но Петя
сказал с дерева: «Не стоит стрелять, мы с птичкой уже поймали волка! Помогите
отвести его в зоологический сад».

И вот…

Представьте
себе торжественное шествие:

впереди
шёл Петя.

За ним
охотники вели волка.

Позади
шёл дедушка с кошкой. Дедушка недовольно качал головой: «Ну, а если бы Петя
не поймал волка? Что тогда?»

Наверху
летела птичка и весело чирикала: «Вот какие мы с Петей! Вот кого мы поймали!»

А если
послушать внимательно, то слышно было, как в животе у волка крякала утка,
потому что волк так торопился, что проглотил её живьём.

Слушают
учителя.


Половина; чуть больше половины;

Слушают
учителя.

Слушают
музыкальное произведение.


Игривый, задорный, любопытный, лёгкий, весёлый, активный, незатейливый.

— Песня
и танец.


Песенно-танцевальный.


Струнно-смычковые.


Формой.


Размером, тональностью;

Слушают
учителя.

Слушают
учителя.

Слушают
музыкальное произведение.


Флейта.


Звонко, воздушно, легко, высоко, тонко, прозрачно;


Птичку.

— Более
низкий голос, приглушенное, более насыщенное звучание

-ответы
детей

— держим
по-разному, есть кнопочки

— у
гобоя

-гобой

-ответы
детей

-глухо,
глубоко, объемно.

-ниже тембр

-дети
показывают руками


мундштуком

— у
кларнета

-песня,
марш


низком

-медленный(старенький),
быстрый(злой)

-минор

-маршевый

-низкий

-средний

-минорный

-грубовато,
тяжело, плотно, насыщенно

-наполовину
похож

-согнули

-может
быть фагот?

-медно-духовая

-да

-насыщенно,
громко, низко, протяжно, округло

-на
задворках

-духовой

-деревянно-духовой

-Гобой

-да

-барабан

Автор: Летучева Галина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»

Населенный пункт: г. Иваново

Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:

  • Формирование учебной мотивации;
  • Закрепление материала, полученного во время НОД.

Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса): 8 минут

Цель: Воспитывать в детях интерес к миру музыки, познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развивать творческие способностей у детей средствами музыки.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Познакомить с темами героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»
  • Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду.
  • Определять героев сказки по характеру музыки.
  • Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Поощрять проявление творческой активности детей.
  • Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Обогащать словарный запас детей названиями музыкальных инструментов (валторна, скрипка, фагот, кларнет, флейта);
  • Развивать диалогическую речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Развивать внимание, память;
  • Развивать познавательную активность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
  • Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
  • Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных танцевальных движений.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность; ребенок может контролировать свои действия и управлять ими; ребенок различает на слух различные музыкальные инструменты, определяет характер музыки; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.

Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные — умение анализировать, умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение осознать свои возможности, формировать умение придти на помощь друг другу.

Используемое оборудование для педагога: ноутбук, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Используемое оборудование для детей: народные музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки), картинки с героями сказки «Петя и волк», картинки с музыкальными инструментами – 2 набора для двух команд.

Ход занятия:

Звучит музыка, входят дети.

Муз.рук. поет: Здравствуйте, ребята!

Дети поют — Здравствуйте!

  • Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения. Я приглашаю вас в сказку, вы готовы? (ДА)

Итак, в путь! Пойдем потихонечку на носочках, чтобы нашу сказку не спугнуть.

1.Раз, два, три — Василису прекрасную изобрази (Ходьба на носочках по кругу.

2. Гуси-лебеди летят, в сказку нас нести хотят. (Легкий бег на полупальцах, руки в стороны плавно машут, шея вперед.)

3. Раз, два, три — солдатов слышатся шаги (Маршируют с высоким подъемом ног. )

4.Мальчик-спальчик хоть и мал, с нами вместе зашагал (топающий шаг)

5.Наш Конек-горбунок медлить не станет, быстро в сказку нас доставит. (Прямой галоп) Вот мы оказались на лесной полянке. Сколько листьев расписных на земле лежат, с ними наши дети танцевать хотят!

Танец с листьями «Чудная пора Осень» Слова и музыка — Юрий Верижников

Дети: Раз. Два, три в сказку двери отвори (Звучит музыка « В гостях у сказки»)

Муз. рук: С болота, поросшего ряской

С полей, из лесного дупла,

Певучая добрая сказка,

По нотным тропинкам сошла,

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя поведет,

Расскажут о Пете и Волке,

Скрипки, кларнет и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя это сказка, бери,

Волшебные -двери страницы,

В нее поскорей отвори.

Включается проектор.

Муз.рук: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк» (слайд 1),

которую написал С.С.Прокофьев (слайд 2). Как вы думаете, почему сказка называется симфонической? Да, это музыкальное произведение написано для симфонического оркестра. Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра (Слайд 3). И для этого сочинил сказку (Слайд 3). Посмотрите ребята, сколько различных инструментов в симфоническом оркестре. Здесь есть струнно-смычковая группа инструментов (слайд 4), деревянно -духовая группа (слайд 5), медно-духовая (слайд 6), ударная группа (слайд 7). И сегодня мы вспомним некоторые из них, которые участвуют в нашей сказке. Каждый персонаж сказки изображается каким — то похожим на него по характеру звучания муз. инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется: у птички своя, у кошки своя.

Эта мелодия называется лейтмотивом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Итак, сказка начинается: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку (слайд 8). Петя мальчик смелый, находчивый, добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая! А какие инструменты могут изобразить Петю?

Дети отвечают.

Муз.рук: Да, конечно, струнные с мягким, с теплым тембром.( слайд 8). (Тема Пети).

2) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно!» — весело закричала она (слайд 9). Птичка хлопотливая, юркая, верткая и тема птички такая же быстрая, проворная, то легкая, порхающая, то более плавная, суетливая, летящая. Какой же инструмент изображает птичку?

Дети отвечают.

Муз.рук: Конечно же, флейта (слайд 10). Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты похожи (тема Птички).

3). Вслед за Петей ,переваливаясь с боку на бок, показалась утка.

Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и утка решила выкупаться в глубокой луже на лужайке (слайд 11). Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку неторопливую, важную мелодию утки играет гобой (слайд 12).

Он имеет гнусавый голос, изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: утке, которая не летает, но плавает или птичке, которая плавать не умеет, итак (Тема утки)

4)Вдруг Петя заметил, что крадется кошка (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет Кларнет (слайд) низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками кларнет передает походку на бархатных лапках. «Берегись!» крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку (тема Кошки).

Вышел дедушка (слайд 14). Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные, если из лесу придет Волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит Дедушка медленно, с трудом. И музыка передает тяжелую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет Фагот (слайд 14), самый низкий деревянно-духовой инструмент. Дедушка увел Петю и запер калитку (тема Дедушки).

И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк (слайд 15). Волка изображают три валторны (слайд 15). Их голоса образуют аккорды-некрасивые, резкие, скрежущие, хриплые. Тема Волка устрашающая, грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а утка выскакивает из пруда, но Волк настигает ее и проглатывает (тема Волка).

Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь Волка, и когда тот отвлекается, он набрасывает на хвост петлю. Волк пытается освободиться, то Петя привязывает другой конец веревки к дереву и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.

Из леса выходят охотники(слайд 16). Они давно следили за Волком. Охотников изображают гром барабанов и литавры (слайд 16). Петя помогает охотникам связать Волка и отвести его в зоопарк. Сказка заканчивается всеобщим шествием в зоопарк ( слайд 17) (музыка шествие)

Проектор выключается.

Муз.рук: А теперь мне хочется проверить, как вы запомнили инструменты, которые изображают героев этой сказки. Вам необходимо поработать в командах и правильно найти к лейтмотиву нужную картинку героя и инструмент.

Дети подходят к столам, разделившись на 2 команды. На столах лежат картинки героев сказки и музыкальных инструментов вперемешку.

Музыкальная викторина.

1. Тема Пети-струнные 1. тема Дедушки-фагот

2.тема Кошки -кларнет 2. тема Утки-гобой

3.тема Волка-валторны 3. Птички-флейта

Дети слушают музыку и подбирают картинки: героя сказки и музыкальный инструмент.

(подводим итоги)

Муз рук: Молоды, ребята вы правильно освоили музыкальные темы героев и точно определили муз. инструменты (проходят на пение)

Распевка «По дорожке листики»

А теперь мы споем нашу знакомую песню

«Осень золотая» сл. муз.Сидоровой.

Муз.рук: Молоды, ребята, хорошо вы спели. Скажите пожалуйста, раньше в деревне люди сами мастерили инструменты, как же назывались эти инструменты?

Дети отвечают: (народные)

Муз.рук: Предлагаю вам поиграть на таких инструментах.

Оркестр «Добрый мастер», авторы: Злотник О. Долгалева О. Холодная И.

Дети выполняют движения по тексту.

Муз.рук: Вот и закончилось наше занятие. Мне понравилось, как вы занимались. Но мне хочется, чтобы и вы выразили свое отношение к занятию.

Если занятие вам понравилось, и было вам интересно, то возьмите улыбающийся смайлик. А если вам было грустно и скучно, то возьмите грустный смайлик.

Дети выбирают смайлики, аргументируя свой выбор.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  3. file0.docx.. 25,6 КБ

Опубликовано: 29.11.2021

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьТема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

духовой джазовый

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьОвал 37» />

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьТема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Овал 41» />

Овал 40» />

Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьТема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Петя – струнные инструменты

б) Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьТема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Птичка — флейта

в) Тема пети из симфонической сказки петя и волк слушатьТема пети из симфонической сказки петя и волк слушать

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

  • Тема рассказа барышня крестьянка
  • Тема рассказа а тем временем где то
  • Тема поэта и поэзии в творчестве брюсова сочинение
  • Тема природы и родины в творчестве есенина сочинение
  • Тема рассказа большой шлем