Тема одиночества в рассказе телеграмма роль детали в раскрытии темы

Автор на чтение 28 мин. просмотров 216 опубликовано 15.03.2021 в рассказе паустовского телеграмма герои проживают жизнь далеко от родных людей,

На чтение 28 мин. Просмотров 216 Опубликовано

В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…

telegramma-glavnye-geroi-47874.jpg

Характеристика героев “Телеграмма”

Главные герои

Екатерина Петровна

Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.

Настя

Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.

Тихон

Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает.

Манюшка

Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.

</tr></table>

В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>

    • <label>1943;</label>
    • <label>1944;</label>
    • <label>1945;</label>
    • <label>1946.</label>

(новая вкладка)

«Телеграмма» главные герои рассказа Паустовского являются примером для того, чтобы каждый понял свои ошибки и вовремя успел исправить. Характеристика героев произведения «Телеграмма» поможет понять их поступки и черты характера.

Содержание

Паустовский «Телеграмма» главные герои

  • Катерина Петровна — главный герой рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Настя — дочь женщины
  • Тихон — сторож
  • Манюшка – дочь колхозного сапожника

Характеристика героев «Телеграмма» Паустовский

Характеристика Катерины Петровны

 — Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна страдала из-за того, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в   Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала. Она не осуждала свою дочь.

Катерина Петровна пишет Насте письмо: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Из этого письма понятно, что мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества. Женщина надеялась, что после этого письма Настя приедет к ней. Но вскоре поняла, что ее ожидания напрасны.

Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.

«Телеграмма»  характеристика Насти

Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов.Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».              

Получив письмо от матери, героиня «спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива». Прочитав письмо Настя не придала ему большого значения, хотя ее должны были насторожить слова: «Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу»

Но Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.

Можно подумать, что к матери она испытывает бессердечия, равнодушия. Но Настя не бездушна. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти.

Художники называли Настю Сольвейг – солнечный путь или луч за её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца

Но заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери. Ведь, одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.

Настя поняла всю серьезность ситуации с матерью после телеграмы Тихона. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Но она не успела даже простится с ней, так как приехала в деревню уже после похорон.

Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал.  Она боялась человеческого суда. Простить её могла бы только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

«Телеграмма» характеристика Манюшки

Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване.

По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать.

«Телеграмма» характеристика Тихона

Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству Катерины Петровны, от жалости: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и  написал телеграмму и принёс Катерине Петровне.

К Катерине Петровне Тихон и Манюшка проявляли заботу, уважение, привязанность, сочувствие.

 Тихон воспитывал Манюшку, он ей говорил «За добро плати добром, не будь пустельгой». Такой пустельгой (легкомысленной и пустой) оказалась Настя).

 Тихон и Манюшка — люди с добрым  сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной. У них свои дела, семейные заботы.  В их отсутствие Катерина Петровна была одна.

 Этот рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери.

Чему учит рассказ Паустовского «Телеграмма»? Автор учит помнить своих родителей – тех, кто дал нам жизнь. Окружать их заботой, теплом, вниманием.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Ивановне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Страшная месть» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Приключения Чиполлино» — краткое содержание и пересказ по главам сказки Д. Родари«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького

avtor-rasskaza-telegramma.jpg

«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

Оглавление:

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения «Телеграмма»

Структура

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в «Телеграмме»

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Содержание:

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/telegramma-glavnye-geroi-rasskaza-paustovskogo/
  • https://blmb.ru/telegramma-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/telegramma-paustovskogo.html

Значение и роль художественной детали в рассказах Чехова трудно переоценить — великий писатель мог буквально одной фразой дать исчерпывающую характеристику персонажа.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Помимо этого, Антон Павлович обладал невероятной наблюдательностью в жизни, что помогало ему наиболее точно подмечать и описывать те или иные особенности человеческой натуры.

Ранние произведения

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Чехов, наряду с Островским, Гоголем, Носовым и многими другими писателями и поэтами, обладал ярким талантом рассказчика. Этому небольшому литературному жанру соответствует быстрое развитие сюжетной линии при относительно небольшом объёме содержания, что ставит определённые задачи перед автором. Мастерство Антона Павловича в раскрытии сущности человека посредством нескольких выразительных подробностей проявилось уже в его ранних сочинениях и новеллах:

  • «Цветы запоздалые». Знакомство с главными героями, их характером и личностными особенностями происходит благодаря частому использованию антитезы (противопоставление) — добросердечная княжна и бессовестный брат Егор, состоятельный Топорков и бедный, униженный Приклонский. Чехов даже в описании местоположений героев в помещениях использует эту деталь, подчёркивая их различия и непримиримость между собой.
  • «Живой товар». Подробное описание мебели в доме Грохольского («В стеклянные двери внесли большие кресла и диван, обитый тёмно-малиновым бархатом, большую двуспальную, а также детскую кровать») происходит в момент нравственного выбора перед женой, стоящей на пороге измены своему мужу. Пик мучительных переживаний наступает в тот момент, когда взгляд женщины падает на кроватку для её ребёнка.
  • «Ненужная победа». При описании волнения и тревоги главной героини (Ильки Цвибуш) Чехов фокусирует внимание читателя на деталях, которые способствуют лучшему пониманию её состояния: «Она издала свистящий звук своими толстыми губами — она всегда издавала отрывистые, свистящие звуки, когда её что-нибудь тревожило или заставляло задуматься. На её большом лбу и горбинке носа светились капельки пота. Ремень от арфы давил ей плечо, а острый край неделикатно ёрзал по боку».

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Содержательная наполненность и символическая заряженность чеховских рассказов объясняется тем, что автору удаётся выхватить из множества явлений ту суть, которая полнее всего отражает смысл происходящих событий.

Роль художественной детали в прозе Чехова также сводится к отображению запутанной ситуации в истинном свете (пример тому — рассказ «Хамелеон», в котором приспособленчество и низость главного героя подчёркивалась всего лишь описанием изменения цвета лица).

Особенности пейзажа и природы

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Создавая разнообразные пейзажные описания, Чехов, одновременно с этим, накладывает на него внутренние переживания своего героя (когда учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок», на улице шёл дождь, было холодно и темно). Антон Павлович, в отличие от многих других писателей, никогда не описывал природу в отрыве от наблюдателя. Понять, какую роль в рассказах писателя играли природные явления, помогут следующие примеры:

  • Новелла «Студент». Иван Великопольский, охваченный острой тоской проходит через тёмный лес, его настроению вторит погода и дождь, «ледяными иглами впивавшимся в его тело». В то же время, возвращаясь в родную деревню, Иван, «охваченный ожиданием счастья», видел перед собой «освещённую багровой полосой зарю».
  • Рассказ «Ионыч». Трепетное состояние Старцева, одержимого любовью к Екатерине Турковой, подчёркивается «мягким лунным светом». Узнав о легкомысленном розыгрыше девушки, опечаленный Ионыч расстался со своими надеждами, на его душе стало темно и мрачно, и в это же время «луна уходит за облака».
  • «Дом с мезонином». Цветущая рожь, кричащие перепела и идиллическая картина русской деревни, выраженная в светлых тонах, тотчас меняется на появление «грязных коров и спутанных лошадей» как только у рассказчика возникает «будничное, трезвое настроение».

Помимо этого, подробная детализация окрестностей, в которых происходят основные действия новелл, необходима не только для углубления психологического анализа персонажей, но и для придания отдельным фактам дополнительного значения.

Так, в повести «Палата № 6» Чехов подробно описывает лес, расположенный неподалёку от роковой больницы, при знакомстве читателя с её пациентами, писатель упоминает репейник, крапиву, а также торчащие из старого забора гвозди, что лишний раз подчёркивает сходство этого места с тюрьмой.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Немаловажное значение в творчестве Чехова имеют сады — у писателя они ассоциируются с человечностью и осмысленностью существования.

Образ и детализация музыки

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Среди произведений Чехова имеется много примеров, в которых одним из главным художественных приёмов, способствующих максимально точной характеристике героев, являются музыкальные элементы (эти новеллы критики метко называли «музыкальной прозой или прозой настроений»). Звуковые эффекты позволяют усилить эмоциональное воздействие на читателя, а также помогают выразить состояния, которые невозможно описать посредством слов. Использование некоторых эпитетов и сравнений помогают воссоздать неповторимую атмосферу при прочтении отдельных мест:

  • «Скрипка Ротшильда». Музыка лучше любых иных описаний помогает тоску и страдание души гробовщика Якова: «Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».
  • «Чёрный монах». Звуки музыки ввергают Корвина в необычное состояние, вследствие чего он начинает видеть галлюцинации — «Когда вечерние тени стали ложиться в саду, неясно послышались звуки скрипки и поющие голоса. Это напомнило ему чёрного монаха».
  • «Ионыч». Игра Екатерины на рояле названа «громогласной и громоподобной», подчёркивая тем самым отсутствие у неё всякого музыкального дарования.
  • «Дама с собачкой». Музицирование Анны Сергеевны раскрывает не только её внутреннее состояние, но и умонастроения Гурова, гуляющего неподалёку от имения: «он слышал игру на рояле и звуки, доносившиеся из дома, были слабыми и неясными». Чехов таким образом показывает, что мысли Гурова были заняты ожиданием скорой встречи с Анной.

Одним из известных примеров использования музыкальных эффектов в творчестве Чехова является 2-е действие пьесы «Вишнёвый сад» — ремарка мелким текстом: «Вдруг с неба раздаётся звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Если натянутая струна является символом готовности и жизненности, то лопнувшая олицетворяет конец.

Антон Павлович нередко использовал в своих новеллах музыкальные песни и инструментальные пьесы, которые его герои слышали в момент раздумья перед тяжёлым выбором или же в период мучительной борьбы с сомнениями.

Так, в рассказе «Который из трёх?» барон Владимир Штраль, готовясь к вынужденному расставанию с Марией Лангер насвистывает весёлую песенку «Стрелочка».

Подобный контраст между истинными переживаниями и напускной лёгкости указывает на то, что барон Штраль чувствует свою вину перед девушкой, однако в силу своей гордости он никогда не признается в том, что неправ.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Художественные детали в рассказах Чехова стали его «визитной карточкой», благодаря которой писатель создаёт выразительный и зримый образ своих персонажей.

Помимо этого, подобные нюансы повествования подчёркивают колорит эпохи и прекрасно передают дух времени.

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе – рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных описаний затруднительно.

Чехов А.П. в своих произведениях для передачи основной идеи и смысла использует художественную деталь. Применение выразительной подробности, не бросающейся в глаза, но несущей в себе глубокий смысл, и сделала автора виртуозом среди новеллистов.

Деталь помогает писателю раскрыть глубокий смысл повествования, показать истинные характеры и намерения персонажей, отобразить ситуацию в истинном свете.

В каждом рассказе А.П. Чехова можно обнаружить выразительные, придающие особый глубокий смысл детали. Писатель всегда уделял повышенное внимание к подбору описаний персонажей и их поведения. Автору удалось создать огромное количество настолько точных, емких и запоминающихся образов, типажей, отражающих национальный колорит, что многие из них стали нарицательными.

Обратимся к рассказу «Хамелеон», который повествует о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Очумелов сравнивается автором с хамелеоном, потому что в зависимости от ситуации оба меняют «окрас».

В случае с надзирателем меняется его состояние страха и смелости. Его решение может задеть интересы высокопоставленных лиц, от этого его бросает то в жар, то в холод.

Деталью подчеркивающей непостоянство, приспособленчество и чинопочитание является шинель, которую то снимает, то вновь надевает надзиратель Очумелов.

Не менее ярким рассказом, высмеивающем страх перед вышестоящими чинами, является «Смерть чиновника». Здесь о неоправданном страхе нам снова говорит деталь, которая представлена в самом конце повествования – вицмундир. Эта одежда словно стала второй кожей Червякова, приросла к нему и пропитала раболепческим страхом перед генералом, на которого он случайно чихнул.

В рассказе «Человек в футляре» Чехов А.П. неоднократно подчеркивает замкнутую жизнь Беликова. Портретные детали словно зажимают, запирают персонаж в футляр. Очки как и зонт он носит в чехле, воротник поднят как футляр. Его комната напоминает футляр.

Герой постоянно напряжен и опасается, чтобы ничего не случилось. Покой Беликов обретает, лишь оказавшись в вечном «футляре» – гробу. Художественная деталь помогает читателю понять мысль, которую стремиться передать автор. Чехов А.П.

высмеивает такой образ жизни, в котором люди сами себя ограничивают и загоняют в «футляр» от собственного страха.

Таким образом, художественная деталь помогает писателю передать внутренний мир человека, описать духовные и душевные переживания, отобразить психологические процессы. Это значит, что использование детали в рассказе позволяет Антону Павловичу Чехову усилить психологизм повествования.

Роль художественной детали в рассказах Чехова рассуждение

Художественная деталь присутствует почти в каждом произведении. Творения Антона Павловича Чехова — не исключение.

Писатель часто использует художественную деталь для описания человека. Читателя удивляет, как Чехову удаётся дать герою характеристику, используя лишь одну-две фразы.

Например, в произведении «Три сестры» автор с помощью зелёного пояса на розовом платье Наташи подчёркивает, что у героини совсем нет вкуса.

Или, например, в рассказе «Человек в футляре», чтобы высмеять желание главного героя отгородиться от всего мира оболочкой, Антон Павлович использует множество мелких деталей: вещи, запрятанные по разным ящикам, наличие футляра у часов, очков, перочинного ножа и даже у мыслей.

Также автор использует художественную деталь, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Ярким примером может стать герой из рассказа «Хамелион». Очумелов, пытаясь разобраться, чья собака, то снимает, то надевает шинель.

Это подчёркивает его состояние: персонажа бросает то в жар, то в холод из-за боязни задеть чувства высокопоставленных лиц. В рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт возлюбленную с кускам синей материи в руке.

При признании в любви он держал одной рукой руку девушки, а другой — ту самую материю. Этой деталью автор указывает на волнение и переживание влюблённого.

Часто незначительная деталь описания интерьера может ускользнуть от взгляда читателей, однако и она важна. Например, в рассказе «Душечка», при описании старого отцовского кресла, автор указывает на отсутствие четвёртой ножки. Но такой незначительный факт играет важную роль в описании жизни героини, а именно усиливает одиночество Оленьки.

Антон Павлович Чехов мастерски использует художественную деталь с разными целями. Примеры этому можно найти во всех его произведениях.

Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов  прославился тем, что буквально несколькими словами мог содержательно  охарактеризовать человека, подчеркнуть его отличительные и яркие черты характера.

  Художественная деталь помогала писателю  в коротких рассказах  показать социальную принадлежность,  моральные ценности героев, их душевное состояние и смысл жизни.  Художественная деталь в произведениях  А.П.

Чехова даёт возможность  раскрыть социальные проблемы, характеры людей через  частичное описание  одежды, манер, привычёк.

В рассказе « Толстый и тонкий» с первых строк становится  понятно, к каким социальным слоям относятся  главные персонажи. Толстый двигается не спеша, не суетится – его жизнь размеренная и спокойная.  Он уже состоялся в этой жизни, достиг должности. Толстый – человек состоятельный.

  Такой вывод мы можем сделать из той детали,  что он на вокзале не перекусывает бутербродом, а заказывает  дорогой обед.  Также он может позволить себе  выпить дорогого вина.

 То, что толстый не несёт с собой багаж, подсказывает нам, что он может позволить себе носильщика, а значит главный герой, действительно, не обделён деньгами. 

Пахло от толстого дорогим одеколон, аромат тянулся шлейфом. Раз человек может позволить себе дорогой одеколон, то он зарабатывает достаточно денег.  В разговоре со своим старым знакомым толстый  смог вставить только несколько фраз.  Тонкий тараторил без остановки, хвастался своими достижениями, хотя они были совсем незначительными.

Постоянно похлопывал по плечу толстого, вспоминая годы обучения в гимназии. Телодвижения, манера поведения говорили о том, что тонкий рад встрече.  По одежде тонкого и его семьи было видно, что живут они небогато. Описание мимики, движений тела тонкого указывает на то, как изменился человек, когда узнал, что его друг – большой начальник.

В рассказе «Хамелеон» автор через фамилии смог передать сущность главных персонажей. Даже не зная сюжета произведения, мы можем охарактеризовать  полицейского Очумелова, золотых дел мастера Хрюкина. Первый будет двуличный, не держит своего слова. Второй – постоянно пьян. Такая деталь как узелок в руке  указывает на то, что Очумелов мелочный и жадный.

Скорее всего, что этот узелок был  конфискован и присвоен надзирателем.  Городовой несёт решето с крыжовником – даже этим не побрезговали.  У двоих стражей закона на первом плане – нажива. Значительную часть своего времени Очумелов проводит на базарной площади, а не ищет преступников. Эта художественная деталь ещё раз указывает на жадность полицейского.

Та деталь, что полицейскому надзирателю становится то холодно, то жарко, подсказывает нам, что Очумелов нервничает, подстраивается под ситуацию. Для него нет закона, главное – услужить генералу.  Автор указывает, что у Очумелова добротная новая шинель, которая стоит немало денег. Читатели могут сделать вывод, что полицейский живёт богато.

Денис Григорьев в рассказе «Злоумышленник» описан как чрезвычайно тощий, с нечёсаными, путаными волосами, в латаных портках – эти детали указывают нам на нищенское существование. В произведении А.П.Чехов называет Григорьева мужичонка, а не мужик.

Эта деталь подчёркивает, что главный герой бесправный. Денис в подробностях рассказывает следователю про грузила,  живцов,  пескарей, окуней, щук, налимов. Можно сделать вывод, что рыбалка –  единственный способ не умереть с голоду и прокормить семью.

Таким образом, в своих произведениях  автор с помощью художественной детали  смог подчеркнуть различия в мышлении, нравственности, логике главных персонажей, показал их разное отношение к действительности.

6 класс кратко

Роль детали в рассказах А. П. ЧеховаРоль художественной детали в рассказах Чехова

Сейчас читают:

  • Мои любимые страницы романа Герой нашего времени сочинение
    Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени». Интересные страницы этого шедеврального
  • Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети сочинение
    Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор
  • Сочинение В гостях хорошо, а дома – лучше по пословице
    У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.
  • Смысл названия пьесы Гроза сочинение
    В название пьесы автор вложил глубокий смысл. Гроза помогает понять персонажей и углубиться в происходящее действие. Во время развития действия, гроза формируется и надвигается. Она символично подчеркивает трагедию пьесы.
  • Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя сочинение
    В своем произведении Николай Васильевич Гоголь рассказывает о событиях, происходящих в 17 веке во времена борьбы Украины за свою независимость. В этой повести описывается героизм и преданность своему государству и долгом перед народом,
  • Сочинение Воронеж – мой город
    Город расположился на берегу одноимённой реки, недалеко от того места, она впадает в Дон. Он возник благодаря Петру Первому. Там были судостроительные верфи. У нас проживает более 1 млн. человек. Скоро будут строить метро.

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»



Подтекст является специфической чертой чеховской поэтики, выделяющей его в ряду других авторов. Он применил в своем творчестве художественные средства, которые и прежде использовались его предшественниками и современниками, для создания нового, подтекстового значения произведения.

Подтекст как литературоведческая категория стал объектом активного изучения лишь в XX веке, данную проблему в своих исследованиях рассматривали Н. Я. Берковский, А. А. Богатырев, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Н. И. Крылова, Т. И. Сильман, B. Е. Хализев и другие.

В плане структурно-композиционном подтекст, согласно Т. Сильман, часто создается посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, более глубокий смысл» [1, 91].

У Чехова огромное значение в создании подтекста в произведениях приобретают художественные детали. Чеховские детали при этом крайне разнообразны: это детали-намеки, детали в психологическом пейзаже, детали из предметного мира.

Все они являются одним из важных и действенных средств, применяемых писателем, и способствуют активному читательскому сотворчеству и сопереживанию.

Именно благодаря этому возможно достижение такой глубины и тонкости психологического изображения, которое раскрывается через подтекст.

Рассмотрим, как же посредством художественной детали реализуется подтекст в рассказах Чехова. Материалом для нашего исследования стал рассказ «Ионыч».

Этот рассказ — история земского врача Дмитрия Ионыча Страцева, оказавшегося в городе С. Это произведение по своему содержанию и глубине раскрытия истории развития и утраты личности главного героя впору сравнить с романом.

За несколько страниц текста перед нами проносится около 10 лет жизни Дмитрия Ионыча, за которые происходят кардинальные перемены в его существовании.

И вроде бы Чехов ничего не сказал прямым текстом, все скрыто на уровне подтекста.

Как отмечалось, именно подтекст у Чехова является основным средством выражения авторской мысли. Именно это мы и наблюдаем в данном рассказе.

В тексте отсутствует какое-либо прямое выражение авторского отношения к судьбе героя, к происходящим с ним изменениям, но через множество деталей мы понимаем, что нам представлена история «духовного падения», на которое автор стремится обратить внимание читателя.

Неслучайно в начале рассказа мы встречаемся с героем по имени Дмитрий Ионыч, или же он именуется как Старцев, а к концу произведения от всего его имени остается только краткое Ионыч, звучащее столь обывательски и даже пренебрежительно.

Безусловно, для проникновения в смысл текста, понимания всех скрытых идей важно обратить внимание на образы героев, их портреты и характеристики. При анализе данного произведения особенное внимание стоит уделить самой семье Туркиных.

Создавая образы членов этой семьи, автор прибегает определенным выразительным средствам, в частности, к художественным деталям, которые многократно повторяясь, складываются в своеобразные лейтмотивы, сопровождающие героев.

Объясняя понятие «лейтмотив», следует обратить внимание обучающихся на отдельные элементы, формирующие его: многократное повторение деталей в описании поведения героев, их действий и речи. В данном тексте мы находим яркие примеры этого.

Ивана Петровича слывет в городе шутником, но шутки его банальны, отнюдь не интеллигентны, и, слегка варьируясь, повторяются из года в год. Основа шуток — коверканье слов, использование самостоятельно придуманных неологизмов, типа «цыпка», «большинский», «недурственно».

Все шутки Ивана Петровича однообразны и постоянно повторяются, и смешат, в первую очередь, его самого.

Его излюбленная забава — заставлять лакея Павлушу кривляться, принимать трагические позы с трагическим произнесением фразы: «Умри, несчастная!» Юмор Туркина не искрометен и сиюминутен (что является совершенно неотъемлемой характеристикой настоящего остроумия), он является результатом «долгих упражнений», что само по себе нелепо и абсурдно.

Его супруга Вера Иосифовна — пишет романы и читает их своим гостям. Именно к ней относятся мысли Старцева: «Бездарен, не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» [3, 42].

Интеллигентность Веры Иосифовны также вызывает сомнения, особенно подчеркивает это фраза «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» [3, 28].

Становится очевидным, что литературное творчество для нее не более чем баловство, она не воспринимает его как искусство.

Все творчество Веры Иосифовны не более чем графоманство, что невольно чувствуют все ее слушатели, она и сама даже не помышляет о том, чтобы опубликовать свои творения. Все свои длинные романы она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни».

За прослушиванием романа Веры Иосифовны гости проводят не один час («прошел час, другой…»). И эти грандиозные объемы произведений героини заставляют вспомнить одну из наиболее известных фраз, произнесенных когда-то самим Чеховым: «Краткость — сестра таланта».

Именно в умении сокращать и выделять главное выдел писатель истинное писательское мастерство.

Показательна сцена, следующая за чтением Веры Иосифовны в первой главе — гости в тишине слушают хор песенников, исполняющий «Лучинушку». Эта песня выступает как резкое противопоставление ранее услышанному роману, поскольку в ней было «то, чего не было в романе и что бывает в жизни» [3, 28].

Ярчайшей характеристикой образа Екатерины Ивановны, Котика, становится ее увлечение игрой на фортепиано. Музыка — прекрасное искусство, и владение инструментом для общества описываемого времени есть признак культуры и интеллигентности. Итак, Екатерина Ивановна играет на фортепиано.

Игра эта далеко не талантлива, о чем свидетельствует описание трудного пассажа, который был интересен «именно своею трудностью, длинный и однообразный» [3, 29].

Описание музицирования Екатерины Ивановны дает читателю понимание, что играет она плохо: многократно говорится, что она не нажимает на клавиши, а ударяет по ним («ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту»), «казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля», «гостиная наполнилась громом» — именно так описывает автор игру Котика.

Подчеркивают плохую игру и возникающие у Старцева ассоциации во время прослушивания этого исполнения: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» [3, 29]. Возможно ли такое описание прекрасной игры, изысканного звучания мелодий? Безусловно, нет.

Но Екатерина Ивановна весьма амбициозна, она желает учиться в консерватории и даже уезжает в Москву на какое-то время. Но и после возвращения из консерватории она играет на рояле «шумно и долго».

Описание ее игры значительно сокращено, тем не менее эти две ключевые фразы вызывают яркую ассоциацию и заставляют вспомнить, как же описывалась она ранее в первой главе, и помогают понять, что все так же, как и прежде.

Немаловажной деталью в создании образа семьи Туркиных является и постоянное упоминание о еде, раздающихся в доме запахах. Так, когда Вера Иосифовна впервые читает свой роман, слышится стук ножей и доносится запах жареного лука.

Практически каждое собрание у Туркиных заканчивается долгими чаепитиями, что всегда упоминается автором. Когда Ионыч оказывается у Туркиных после возвращения Котика из Москвы, прослушиванию романа предшествует чай со сладким пирогом.

Это соседство искусства как пищи духовной и разного рода угощений как пищи материальной снижает все ту интеллигентность и высококультурность Туркиных, которую они стремятся демонстрировать обществу.

Кроме того, оно подчеркивает то, что Туркины недалеко ушли от с-ких обывателей, для которых разговоры о несъедобном столь трудны и раздражительны, что «остается только рукой махнуть и отойти» [3, 39].

И все эти детали сопровождают героев на протяжении всего рассказа, а его действие вбирает в себя целое десятилетие. Иван Петрович все также шутит, Вера Иосифовна читает свои романы гостям, а Екатерина Ивановна играет на рояле.

Даже попытка уехать в Москву все равно не помогает Котику сбежать от обывательской жизни. Она возвращается в город С. с нежеланием продолжать занятия музыкой, с осознанием, что она «не пианистка», но тем не менее среда возвращает все на круги своя.

В конце рассказа мы узнаем, что ничего не изменилось, Екатерина вновь играет на рояле, как было это и в самом начале истории.

Литература:

  1. Сильман Т. И. Подтекст — это глубина текста. // Вопросы литературы. — 1969. — № 1. — С.89–102
  2. В. Е. Подтекст // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов.энциклопедия. — Т.5. — 1968 г. — Стб.829–830.
  3. Чехов А. П. Рассказы. — М.: Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 25–47.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, автор, деталь, подтекст, роман, Чехов.

Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова

Реферат

Тема
«Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова»

Содержание:

I. Введение.

  • II. Основная часть:
  • 1) Предметный 
    мир персонажа;
  • 2) Деталь в 
    диалогах;
  • 3) Деталь в 
    мыслях героев;
  • 4) Деталь в 
    пейзаже.

III. Заключение.

IV. Список используемой 
литературы.

I.Введение

А.П.Чехов не только великий русский писатель конца 19 века, но и тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. За два месяца до смерти Чехова В. Э. Мейерхольд писал ему: «Вы 
несравнимы в вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных 
авторов, вы стоите оригинальностью 
своей особняком. И в драме 
Западу придется учиться у вас»
1.

Так и вышло. Театральный язык Чехова был нов, непривычен; его критиковали, ему 
сопротивлялись. Но остановить его 
воздействие на драматургию, на мировую 
сцену было нельзя — он неуклонно 
ее завоевывал. Теперь влияние это 
общепризнанно; Чехова называют Шекспиром 
двадцатого века.

Антон Павлович умел выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или 
предмета. Деталь, в том числе 
и повторяющуюся, используют почти 
все писатели. Ведь это служит безотказным 
и целенаправленным средством характеристики человека. Все без исключения подробности 
имеют характерологическую и 
социальную значимость.

Этот принцип 
изображения внешнего окружения 
человека лучше всего можно охарактеризовать словами И. Тэна: «Под внешним человеком 
скрывается внутренний, и первый проявляет 
лишь второго. Вы рассматриваете его 
дом, его мебель, его платье — все 
это для того,

чтобы найти 
следы его привычек, вкусов, его 
глупости или ума

Все эти внешние 
признаки являются дорогами, пересекающимися 
в 

______________________________

1«Литературное наследство», т. 68. «Чехов». М., Изд-во АН СССР,

1960, стр. 448.

одном центре, и 
вы направляетесь по ним только для 
того, чтобы достигнуть до этого 
центра». 1

Данный метод 
присущ литературе самых разных направлений. Однако у Чехова он встречается значительно 
чаще, чем у кого-либо, многие рассказы на деталях и построены. Одной 
деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.

Меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому 
я решила более подробно изучить 
художественные детали его рассказов.

Цель работы: познакомиться с творчеством писателя, выделить в его произведениях наиболее яркие художественные детали. Для этого необходимо решение следующих задач:

ѕ перечитать рассказы А.П. Чехова;

  1. ѕ
    определить детали, которые играют наиболее важную роль в данных рассказах;
  2. ѕ определить смысл 
    деталей;
  3. ѕ указать их роль в произведении.
  4. ___________________________________

1И. Тэн. « О методе критики и об истории литературы». СПб., 1896, стр. 9.

II.1) Предметный мир персонажа

В годы литературной работы Чехова освоение способа обращения 
с деталями стало обязательным этапом литературной учебы всякого начинающего 
писателя.

Этот способ казался неотъемлемым свойством «литературности».

Он уже 
спустился в малую литературу, стал достоянием газетных романов с 
продолжениями, бытовых очерков, сценок и прочих жанров юмористических и 
иллюстрированных журналов 70–80-х годов.

Ранний Чехов 
частично усвоил этот урок, преподанный 
литературной традицией целого века; особенно это проявилось в его 
больших вещах начала 80-х годов — таких, как «Цветы запоздалые», «Живой товар», «Ненужная победа», «Драма на охоте». Сохранился он в какой-то степени 
и в более поздних повестях — «Степь», «Скучная история», «Палата 
№ 6».

Но в этих зрелых вещах Чехова, как и в 
других его произведениях конца 80-х — начала 90-х годов, традиционный способ использования предмета уже 
сочетается со способами совершенно иными.

В «Палате № 6» дана развернутая характеристика Ивана Дмитрича Громова. Она занимает целую главу.

«Он никогда, даже в молодые студенческие годы не производил впечатления здорового. Всегда он был 
бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал. Говорил он тенором, громко, горячо и не иначе, как негодуя и возмущаясь, или 
с восторгом и с удивлением, и всегда искренно».

Далее сообщается о содержании его речей, его образованности, об отношении к нему в городе. Заканчивается глава так: «Читал он очень много.

Бывало, все сидит 
в клубе, нервно теребит бородку 
и перелистывает журналы и 
книги, и по лицу его видно, что 
он не читает, а глотает, едва успев 
разжевать.

Надо думать, что чтение было одною из его болезненных 
привычек, так как он с одинаковою жадностью набрасывался на все, что 
попадало ему под руки, даже на прошлогодние газеты и календари. Дома у себя читал он всегда лежа».1

Каждая новая 
фраза, каждая новая подробность 
проясняет перед читателем личность героя. За исключением последней 
фразы.

Что, действительно, добавляет она к представлению 
о духовном облике героя? На какую 
сторону его характера указывает? Что за звено вплетается ею в обдуманно 
связанную цепочку характерологических 
подробностей?

Эта деталь будто 
бы необязательна, и кажется, что 
убери ее — и фабульно-характеристическая цепь останется невредимой, наше представление 
о герое не изменится, хотя явно нарушится 
некое, еще не уясненное, непривычное 
для литературной традиции равновесие. Но, на самом деле, она играет немаловажную роль, указывая на лень героя.

______________________

1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ

«Палата № 6»

Еще один пример из этой же повести. Речь идет о другом герое — Андрее Ефимыче Рагине.

«Жизнь его 
проходит так. Обыкновенно он встает утром, часов в восемь, одевается 
и пьет чай.

Потом садится у 
себя в кабинете читать или идет в больницу Андрей Ефимыч, придя 
домой, немедленно садится в кабинете за стол и начинает читать Чтение всякий раз продолжается без перерыва по нескольку часов и его не утомляет.

Читает он не так быстро и 
порывисто, как когда-то читал Иван Дмитрич, а медленно, с проникновением, часто останавливаясь на местах, которые 
ему нравятся или непонятны. Около 
книги всегда стоит графинчик 
с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».

Какая художественная надобность вызвала к жизни эту 
неожиданную подробность, непомерно 
разрастающуюся — благодаря своей 
живописной единственности — на общем 
фоне чисто логических рассуждений, фоне, лишенном до сей поры всякой картинности?

При внимательном подходе ясно, что эта деталь призвана символизировать некую черту 
личности героя — его неряшливость, например.

Другой пример. «Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в 
Сибирь. И Оленька осталась одна.

Теперь она 
была уже совершенно одна. Отец давно 
уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».1

Ветеринар уехал, отец умер. Все сведения существенны, все нужны для того, чтобы полнее воспроизвести одиночество Оленьки. И даже кресло отца, которое теперь валяется на чердаке, в известном 
смысле служит тем же целям. Повествование 
о том, что оно без одной 
ножки усиливает ощущения о состоянии 
Оленьки.

  • Неожиданная живописность этой детали, несомненно, сродни сообщению 
    об огурце и моченом яблоке «на 
    сукне, без тарелки» в «Палате 
    № 6».
  • И постоянно 
    мы встречаем у Чехова такие — как 
    правило, очень мелкие — детали обстановки, черты внешности, цель и смысл 
    которых усиливают понимание 
    содержания рассказа.
  • В рассказе Чехова «Неприятность» тяжелые мысли доктора, после того как он ударил фельдшера, сопровождаются такими предметными 
    картинами:

«…думал он, садясь у открытого окна и глядя 
на уток с утятами. Один утенок подобрал на дороге какую-то кишку, подавился 
и поднял

тревожный писк; другой подбежал к нему, вытащил 
у него изо рта кишку и тоже подавился. Далеко около забора бродила кухарка Дарья…»1

____________________________

1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ «Душечка».

С точки зрения целенаправленного изображения 
такие «перебивы» не нужны. Мало того, они — с этой точки зрения — только мешают, отвлекают в сторону. Игривая 
сценка с утятами, разросшаяся до размеров внефабульного эпизода, как будто явно разрушает общее, отнюдь не шутливое, настроение рассказа. В повествовании Чехова она полноправна.

II.2) Деталь в диалогах

Диалоги у Чехова гораздо обильнее снабжаются предметными 
подробностями. Его герои не могут 
воспарить над вещностью и 
вести диалог поверх барьеров.

Повествователь Чехова непременно обратит внимание и на скатерть в трактире, и на физиономию полового, и на то, как 
топорщатся воротнички у одного из собеседников.

Человек Чехова не может 
быть отъединен от собственной телесной оболочки и вещного окружения 
ни во время бытового разговора, ни в момент философского спора.

В дочеховской 
литературной традиции описание тяготеет к возможно большей целесообразности любой мелочи. Каждая такая мелочь стремится одновременно и сигнализировать 
о виде ситуации и охарактеризовать героя. Знак ситуации тяготеет к характеристичности.

У Чехова он тяготеет к обратному полюсу — случайной, нехарактеристической детали, не имеющей 
прямого отношения к герою 
или сцене.

После натуральной 
школы роль бытового фона в коммуникативной 
сцене возросла чрезвычайно. И все 
же это именно фон, придающий действию локальный колорит и подчеркивающий нужные смысловые акценты. Это плоский 
театральный задник, который не может 
быть «вдвинут» в диалог и участвовать 
в нем на равных правах с персонажами.’

У Чехова мир 
вещей — не фон, не периферия сцены. Он уравнен в правах с персонажами, на него так же направлен свет авторского внимания. Разговор двух людей не освобожден от окружающих предметов, даже когда 
он — на гребне фабулы.

Так, это неизбежное «присутствие» вещей формирует, например, поэтику любовных сцен — ситуаций, несомненно, фабульно острых у каждого 
писателя.

______________________________

1 Чехов А.П. «Рассказы. Сценки. Повести», изд. «Советская Россия» 1978г., рассказ «Неприятность».

Придя для решительного объяснения, герой «Учителя словесности» застает свою Манюсю с куском синей 
материи в руках. Объясняясь в 
любви, он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю».

Сцена с поцелуем в «Ионыче» не освобождена от «неподходящих» сопутствующих подробностей — например, от городового, который «около освещенного 
подъезда клуба» кричит «отвратительным 
голосом» на кучера: «Чего стал, ворона? Проезжай дальше!»

Когда Полознев в первый раз поцеловал Машу Должикову 
1 , он «при этом оцарапал себе щеку до крови булавкой, которою была приколота ее шапка».

Сцена, фабульно существенная, у многих писателей 
знает, может быть, еще более мелкие подробности. Но они мотивированы. В 
прозе Чехова их присутствие не «оправдано» 
задачами ситуации — они не движут к результату диалог или сцену; они даже не усиливают и не ослабляют тех смыслов, которые заложены в слове героя.

II.3) Деталь в мыслях героев

Диалог, массовая сцена — коммуникация вообще — часть 
текста, по самому своему содержанию наиболее детализированная, больше всего связанная 
с миром вещей.

Но какова роль предметов в частях текста, непосредственно 
с миром вещей не связанных? Таковым 
является текст, изображающий мысль, то есть жизнь духа в ее чистом виде.

У Чехова внимание повествователя равно распределяется между жизнью духа и той вещной обстановкой, в которой она протекает.

В «Палате № 6» седьмая глава целиком посвящена 
философским размышлениям доктора. «О, зачем человек не. бессмертен? — думает он.

— Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено 
уйти в почву ? Обмен веществ! Но какая трусость утешать себя этим суррогатом бессмертия! Бессознательные 
процессы, происходящие в природе… » и тому подобное.

Глава эта — центральная в смысловой структуре 
повести. Здесь нет других событий. «Тишина вечера и потом ночи не нарушается ни одним звуком и

  • Тема персонажи сказок 7 букв
  • Тема обреченности мира в рассказе бунина господин из сан франциско сочинение кратко
  • Тема недели в гостях у сказки средняя группа
  • Тема недели в гостях у сказки для 2 младшей группы планирование
  • Тема недели в гостях у сказки вторая младшая группа