Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Милосердие и сострадание в романе пушкина капитанская дочкасострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества а. шопенгауэрсострадание

Милосердие и сострадание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (А. Шопенгауэр)

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной литературе. Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема милосердия, великодушия, отзывчивости — одна из важнейших тем пушкинского романа. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики берут Белогорскую крепость, и уже должны повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет юноше жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни. Как заметил А. Шопенгауэр, сострадание — «это единственный закон бытия всего человечества».

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Все главные события в повести «Капитанская дочка» происходят в Белогорской крепости. Пётр Андреевич Гринёв отправился в Оренбург на службу по наставлению своего отца, который хотел, чтобы из сына вырос настоящий мужчина. Гринёв отправился в путь с Савельичем, но во время дороги на службу их застала непогода и буран. Однако героям романа повезло, потому что им повстречался незнакомый человек — «бродяга», который показал им дорогу и вывел к жилью. В знак благодарности Гринёв отдал бродяге свой заячий тулуп и поднёс бокал вина. Незнакомец низко поклонился Петру и поблагодарил его.

Очень захватывающей и в то же время трогательной является повесть «Капитанская дочка». Смысл названия романа таится в его сюжете.

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Никого не оставит равнодушным «Капитанская дочка». Смысл названия романа кроется в основных событиях – спасении Маши Мироновой от участи её семьи. Это произведение не может никого оставить равнодушным, потому что события, происходящие в романе, затрагивают самые актуальные и волнующие каждого человека темы.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Нужно отметить, что Гринёва служба совсем не тяготила. Герой повести занимался переводом, а также сочинением стихов. В первое время службы Пётр Андреевич сблизился со Швабриным, который был единственным человеком, близким ему по образованию и возрасту. Но вскоре они поссорились, потому что Швабрин раскритиковал «любовную песню» Гринёва, которая была посвящена капитанской дочке. Машу Миронову он также задел и грязно отозвался о «её нравах и обычаях». Вскоре стало понятно, почему Алексей Иванович себя так повёл: Швабрин признавался в любви к Мироновой, но получил отказ.

Герои повести «Капитанская дочка» олицетворяют различные добрые и злые стороны человеческого характера. Швабрин – лицемерие и зависть. Для Гринёва дружба с ним закончилась плачевно.

Аргументы великодушия:

  • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.
  • Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.
  • Петр Андреевич Гринев – главный герой произведения. В самом начале молодой человек выглядит легкомысленным, но благородным: он честно отдает Зурину проигранные сто рублей, хотя Савельич пытается его отговорить. Более того, он приглашает Пугачева, который во время снежной бури проводил их до постоялого двора, выпить чаю и дарует ему свой заячий тулуп, потому что тот «одет слишком легко». Юноша мог на словах отблагодарить вожатого, однако ему хотелось сделать приятное тому, кто помог ему в трудной ситуации. Когда Петр взрослеет, его доброта превращается в великодушие. Он спасает Марью из плена Швабрина, рискуя жизнью и карьерой. Как мы видим, человек не рождается обладателем великой души, он становится им со временем.
  • После дуэли Гринев просит за своего соперника, Швабрина, чтобы его отпустили из-под ареста, хотя тот говорил много гадких слов о его возлюбленной и даже сильно ранил его. Но главный герой не отличался злопамятностью, к тому же он сблизился с Машей и, чувствуя себя очень счастливым, не хотел оставлять какие-либо недомолвки и негативные эмоции. Юноша понимал мотивы конкурента и решил его простить: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». В поведении героя мы видим истинное великодушие, которым он отвечает на месть Алексея. Только так можно победить месть, остановив ее круговорот среди людей. Нельзя отвечать злом на зло, иначе оно никогда не остановится. Петр избавил себя от тяжести мщения и стал счастливым.
  • Безусловно, одним из бескорыстных и великодушных персонажей в повести является Савельич. Он любит своего молодого господина, прощает ему все его обидные слова, не доносит на него, хотя тот совершает много опрометчивых поступков (проигрывает деньги, отдает хороший тулуп, ввязывается в поединок). Великодушие Савельича настолько велико, что оно перерастает в готовность пожертвовать собой ради барина: слуга просит Пугачева помиловать «барского дитятю» и повесить вместо него самого Савельича. Возможно, добродетель дядьки отразилось на характере воспитанника, который не держит зла на людей и готов отдать свою жизнь за других. Очевидно, что человека можно научить доброте, милосердию и великодушию, показывая ему достойный пример для подражания. Это не так сложно, зато очень важно.
  • Пугачев, хоть и кажется главным отрицательным героем в повести, тем не менее, совершает великодушные поступки. Во время казни он не сразу узнает Гринева, но, увидев Савельича, вспоминает доброту юного дворянина и решает его помиловать. Когда Петр Андреевич отказывается целовать ему руку, он не злится и только усмехается: «Его благородие, знать, одурел от радости». Пугачев прекрасно понимает, что тот не воспринимает его как царя, но он помнит доброе к себе отношение и оправдывает офицера перед мятежниками. Эта черта характера обеспечивает герою популярность в народе, ведь он ввязался в эту войну, чтобы помочь всем угнетенным и бедным людям отстоять свои права. Общество всегда ценит великодушие, поэтому оно идет за бунтовщиком, несмотря на его незаконный статус. А вот Екатерина Вторая – мстительная императрица. Она готова обрушить все кары на провинившихся подданных. Видимо, из-за этого простые люди сочувствуют мятежникам и идут против царицы.
  • После откровенного разговора, в ходе которого главный герой признается, что не нарушит клятву и не присоединится к восстанию, самозванец дарует ему свободу. Его впечатляет честность юноши, и он великодушно его отпускает, больше не пытаясь переманить на свою сторону. Главарь мятежников, хоть и жестокий мужчина, способен на великодушные поступки и не боится осуждения соратников. Кроме барина, он помиловал Савельича, который в лицо называет Пугачева злодеем и перед тем, как покинуть осажденную крепость, требует денег за украденное имущество и дарованный ранее тулуп. Слуга поступает безрассудно – ему просто повезло, что «Пугачев был, видно, в припадке великодушия» и не приказал его повесить. Очевидно, великодушие вовсе не означает доброту. Мятежника никак нельзя назвать добряком, он идет к власти по трупам. Однако душа у него действительно полна величия, ведь он жертвует собой, защищая интересы народа. Как мы видим, доброта – это свойство характера, которое проявляется в отношении к миру, а великодушие – разовое проявление благородства души, это всегда поступок.
  • Когда офицер возвращается в Белогорскую крепость за Марьей Мироновой и прямо говорит, что она его невеста, которую обижают, Пугачев сразу заявляет, что накажет подчиненных за подобный проступок. Даже после того, как он узнал, что Маша – капитанская дочка, он понимает, почему его обманывали, и не отказывается от своего предыдущего решения – помиловать и отпустить влюбленных. Самопровозглашенный царь, как его описывает Пушкин, верен своему слову; это же качество он ценит в Гриневе, поэтому относится к нему с великодушием победителя. Очевидно, что этому свойству души есть место на войне, оно и только оно может примирить враждующие стороны.

Донской казак Пугачёв

В октябре 1773 года Иван Миронов получил секретное сообщение о Емельяне Пугачёве, который вместе со своей «бандитской шайкой» разорил уже несколько крепостей. Вскоре уже все узнали о разбойнике и боялись его появления.

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

Смысл названия романа можно понять после прочтения произведения полностью, ведь только тогда перед читателем откроется истинная суть и сюжет «Капитанской дочки».

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Тема милосердия в повести «Капитанская дочка» Пушкина А.С.

Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала. Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не спасти его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования. Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то помочь ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д. Поэтому в этом подарке — не только благодарность за спасенную жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной, способным сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения. Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии. Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Бело-горскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь». М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса.

Наиболее напряженно и драматично звучит мотив милосердия, когда Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И опять в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. «..Мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился… помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца…», — говорит Пугачев. Эта последняя фраза многозначительна. Гринев действительно «видит», что Пугачев — не оголтелый убийца и разбойник. Сквозь внешнюю оболочку, сквозь маску самозванца молодой человек сумел разглядеть в нем потребность к добру, к всепрощению, желание испытывать уважение к самому себе. Безусловно, пушкинский Пугачев — натура незаурядная. Это широкая русская душа, с ее извечной тягой к «удалому разгулью», буйству, молодечеству и с едва ли не превосходящей извечной тягой к жалости, всепрощению — чувствам истинно русским, национальным. На совести Пугачева много крови, зла, но, очевидно, несмотря на все его душегубство, сильна в нем вера в добро, в Божественное начало. Потребовалось так мало — искренняя благодарность Гринева, выраженная в виде вещественного подарка (заячий тулупчик) — для того, чтобы душа Пугачева оттаяла, отозвалась на этот зов. Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться. Причем тяготение к Божественным началам в пушкинских героях явно преобладает над демоническим злом. Думается, человеческое совершенство в них напрямую связано с совершенством человеческой жизни. Если Достоевский утверждал наличие зла в самой Божественной природе человека, независимо от социальной среды, то взгляд Пухпкина на человеческую натуру более гуманный: его герой нравствен изначально, человечен по природе своей, а все остальное закладывается воспитанием, условиями жизни, судьбой. Пугачев ведет себя достойно даже тогда, когда узнает, что Маша — дочь капитана Миронова. «Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был, и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…», — просит Гринев. И Пугачев, уже неоднократно спасавший молодого человека, уже не может отказать ему. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. „Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»» Взаимоотношения Гринева и Пугачева — это не просто история милосердия, не просто плата добром за сделанное когда-то добро. Думается, ситуация здесь гораздо сложнее. Анализируя первую встречу героев, мы обычно видим в ней, прежде всего, «стакан вина и заячий тулупчик», благодарность Гринева за оказанную Пугачевым помощь. Но мы совершенно забываем о том, что, выведя молодого человека к постоялому двору в страшный, ужасный буран, вожатый фактически спас ему жизнь. И далее Пугачев многократно спасает Гринева. Оказав помощь однажды, Пугачев далее подсознательно, видимо, уже чувствует ответственность за судьбу доверившегося ему юноши. Именно на этот факт обратила внимание Марина Цветаева. Недаром во сие в символической форме герой видит будущие события. Причем в «роли» черного, бородатого мужика — отца Гринева — оказывается Пугачев. И последний действительно ведет себя по-отечески: он помогает молодому человеку в самый важный период его жизни. В отношениях Пугачева к Гриневу не только великодушие и благодарность, здесь еще и едва уловимый оттенок снисходительности, отеческой заботы человека взрослого, зрелого по отношению к неопытному юноше, столь распространенной в русских людях. Однако иллюстрации темы милосердия в повести разнообразны. Это не только история взаимоотношений Гринева и Пугачева. Это и забота молодого человека о его дядьке, которого Гринев не бросил в трудную минуту. Это и любовь Савельича к «барскому дитяти», за которого он готов отдать, не раздумывая, собственную жизнь. Это и прощение Гриневым своего противника, Швабрина, после того, как освободили Машу. «Я не хотел торжествовать над поверженным врагом», — признается герой. Это и поведение родителей Петруши, принявших Машу как собственную дочь. Это и приказ императрицы, спасший Гринева от смертной казни. Характерно, что даже в «отрицательном» персонаже, «злодее» Швабрине, мы находим проблески милосердия. Оклеветав Гринева в глазах властей, Швабрин ни разу не упомянул Машу Миронову. Таким образом, анализируя тему милосердия в «Капитанской дочке», мы подходим к пушкинской мысли, гениальной по своей сути: никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, стереть образ Божий в его душе. И вернуть человека к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.

Сочинение милость и милосердие, в чем разница ? Пример из капитанской дочки

Все творчество Пушкина — высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия. Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина «Капитанская дочка». Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести — история взаимоотношений Гринева и Пугачева — есть прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. «Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища!» И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин:»Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное… В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и… уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!» И завязались между героями отношения, где высший и низший едины , где нет ни господина, ни раба, где враги — братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие ? Чем его измерить ? -Только милосердием же. И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. «Я помиловал тебя за твою добродетель», за то, что ты оказал мне Сирота». Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей любимой отбывают из крепости. «Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону». Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником — хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга. За основу взято реальное историческое событие — восстание под предводительством Пугачева. На фоне данного события отлично видна тема чести и долга перед Родиной. Два персонажа: Петр Гринев и Швабрин по-разному реагируют на восстание, в ходе которого становится ясно, кто готов защищать родную землю от врага, а кто желает получить только выгоду и показал себя трусом.

Петр Гринев — дворянин, его обучением занимался отец, именно он настоял, чтобы сын отправился на службу. Отец Петра Гринева также дает ему наставление, которое сыграет ключевую роль в принятии решения главным героем. «Береги честь смолоду, а платье снова» — слова отца главного героя.

Петр Гринев вкладывает свое в понимание «честь», для него это не только связанное со службой, но и личное, более широкое понятие.

Противопоставлен Петру Гриневу Швабрин. Швабрин — типичный пример человека лживого, завистливого и способного на разные низости и гадости. Швабрин далек от русского народа, он не понимает бунт Пугачева, также герой считает себя лучше всех, поэтому его поведение распущенно и вызывающе. Понятия чести у Швабрина нет. Это можно понять из ситуации с Машей Мироновой. Швабрин оскорбляет и унижает невинную девушку, преследуя свои личные интересы. Петр Гринев же, наоборот, смог защитить честь молодой девушки, в которую он действительно влюблен.

Восстание Пугачева помогает понять сущность двух главных героев. Швабрин, сдавшись под угрозами, спешит присягнуть предводителю восстания. Гринев же, хорошо обдумав, даже под угрозой смерти не совершает ошибочного поступка и остается верен императрице, а значит и своей стране.

Также в произведении показан другой вид чести — преданность Савельича. Он был верен своему барину в любых ситуациях, никогда не лгал, был способен на великие поступки ради отца Петра Гринева.

Таким образом, Пушкин в своем произведении показывает главное качество, присущее русскому человеку, это преданность, честность и умение постоять не только за себя, но и за родину, близкого человека, друга.

Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг- Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: « Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринёва и в Белгородской крепости, где он служил. Там Пётр познакомился с дочерью начальника Миронова. Из-за Маши Пётр поссорился со своим подлым товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринёв вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Швабрин- полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин- когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Праведный гнёв Гринёва близок и понятен мне. Ведь Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам. Швабрин примкнёт к Пугачёву, и его осудят как придавшего присягу офицера.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, стихию Был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: « С честью пойдешь по жизни- умрёшь. Против чести пойдешь-жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других.

Я узнала, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Честь и долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по- своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия- примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Мать Маши были примерной женой, которая хорошо понимала своего мужа и старалась всячески ему помочь. В моей памяти она осталась такой до последнего.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине было развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение.

Что касается Гринёва, то вполне понятно, что он предпочёл смерть. Ведь присягнув Пугачёву- убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку Пугачёва- значило предать все жизненные идеалы, предать честь. Гринёв не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше было умереть, но умереть героем. Пётр всё-таки не поцеловал руку Пугачёва. Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Вот как Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! — говорил бедный дядька- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». Я думаю, что в этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Мне кажется, что Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Хотя Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени, как мне показалось, оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели- освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость, поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

На пире между Пугачёвом и Гринёвым возникает словесный дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гринёве -ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачёве- разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: « А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по детски оценивает жизнь!». Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва оказала влияние даже на самого Пугачёва. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили в данный момент, решая в данный момент чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт- смысл жизни, для Гринёва же- «жить убийством и разбоем значит по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв после погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: « Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент.

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых я в начале повести и предположить не могла в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачёва, которому был обязан своим счастьем. Пугачёв узнал его и кивнул с эшафота. Пётр Гринёв проявил себя с самого начала во всех выпавших на его долю испытаниях с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, не изменив присяге и понятии о чести и морали.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.ed.vseved.ru/

Дата добавления: 19.06.2003

Тема повести «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин в конце 20-х – начале 30-х годов 19-го века обращается к русской истории. Поэта интересуют великие личности и их роль в становлении государства. Также Пушкина волнует вопрос о том, что или кто движет историю – личность или массы. И это заставляет его обратиться к актуальной на тот момент теме крестьянский выступлений. В результате его трудов появились произведения:

  • «Дубровский»
  • «История Пугачева»
  • «Медный всадник»
  • «Капитанская дочка».

Тема крестьянской революции охватывает обширную проблематику того смутного периода. Главными проблемами повести «Капитанская дочка» являются:

  • Проблема власти
  • Проблема нравственного выбора человека
  • Место человека в истории
  • Проблема воспитания.

Смысл названия повести заключает в себе суть всего произведения. Все действие повести происходит на фоне любовной темы. Мария Миронова стала катализатором действий Гринева, именно ради нее он готов совершить подвиг. Испытываемое молодым человеком чувство любви играет значительную роль в становлении характера героя, и это находит выражение в его конфликте с Швабриным, когда Гринев становится на защиту чести любимой девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда Гринев снова пытается защитить любимую, сохранить ей жизнь.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 450 руб.
  • Реферат Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 230 руб.
  • Контрольная работа Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Пугачев достойно оценивает самоотверженность и отвагу дворянина, а Мария, беззащитная, робкая девушка, ради своей любви посмела обратиться к самой императрице.

Гринев, благодаря проснувшемуся чувству любви, сумел продемонстрировать самые высокие моральные принципы. Он противопоставил себя Емельяну Пугачеву, но сохранил честь и достоинство. Немаловажную роль в этом сыграло воспитание Гринева.

Швабрин с его мелочным, подлым характером, с бездуховностью, не смог выдержать испытания и с легкостью совершил предательство. Изворотливая натура этого человека готова только на то, чтобы любыми способами сохранить собственную жизнь.

Жанровое своеобразие повести «Капитанская дочка» было высоко оценено критиками. Некоторые пришли к выводу, что А. С. Пушкин смог придать этому произведению достоверную историческую окраску благодаря приводимым фактам событий того времени. Современники поэта были твердо уверены в том, что произведение относится к направлению реализма. Однако описания, в которых используются исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Емельян Пугачев, придают повести характеристику романтизма.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко


9

1 ответ:

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко



0



0

Удивительное произведение «Капитанская дочка «А.Пушкина .Сюжет захватывающий ,события яркие ,герои запоминающиеся .Читается произведение на одном дыхании .Пушкин — гений .Это несомненно .Много проблем можно отыскать в романе .И все они важные ,общечеловеческие .Многому могут научить вдумчивого читателя .
Меня  в произведении привлекла тема милосердия и справедливости .И тут читателя ждут удивительные открытия .Обратимся к отношениям П .Гринева и  Е.Пугачева ,главных героев романа .
 .Судьба не раз сводила их лицом к лицу.Казалось бы ,что может быть общего у этих различных по взглядам ,убеждениям ,образу  жизни ,сословным классам людей ?Но Пушкин — мастер сюжета ,сумел рассказать нам об этих людях так ,что мы полюбили их и стали сочувствовать их бедам.При этом надо помнить ,что Пугачёв — это реально существующий исторический деятель  и предводитель народного бунта,»бессмысленного и беспощадного».Петр Гринёв — вымышленный персонаж .офицер  , присягавший государыне .    Первая встреча героев произошла во время бурана ,когда незнакомый мужик» с разбойничьей рожей » ,плохо одетый ,но бывалый ,вывел повозку Гринёва к тракту .Сердобольный Петр Андреевич подарил вожатому заячий тулупчик из своего багажа ..Это был акт благодарности и милосердия .Тулупчик был мал для богатырских плеч разбойника ,но свою спасительную роль впоследствии сыграет .Окажется .что этот разбойник способен быть по — настоящему справедливым.
      Вторая встреча  Пугачёва и Гринёва развела их по разные стороны борьбы .Гринёв с удивлением узнал в предводителе разбойников ,.захвативших Белогорскую крепость ,своего  провожатого .Это был Пугачёв .Савельич напомнил тому о тулупчике, и   Гринёв был отпущен на волю ,несмотря на то .что сражался с пугачёвцами и держался достойно ,сохранив офицерскую честь .А Пугачёв проявил и милосердие ,и благодарность ,и щедрость , и широту души ,чем поразил Гринёва . Подобного  душевного отношения не увидел Гринёв у своих начальников ,когда просил спасти дочь погибшего  капитана Миронова ,находившуюся в плену у Швабрина ( тот перешёл на сторону Пугачёва)Показательно ,что помог юноше опять Пугачёв ,сказав :»Казнить так казнить — миловать так миловать».
Далее мы знаем ,что справедливость восторжествовала .Мария Миронова сумела рассказать Государыне правду об участии Гринева в войне .Екатерина поверила дочери погибшего капитана ,защищавшего ее империю ,и помиловала невиновного Гринева .
Давайте на весах совести взвесим величину милосердия бандита и разбойника и холеной государыни .
Мне кажется ,будь она на месте Пугачева — ни за то бы не помогла Гриневу спасти Машу .Ведь отказали Петру в помощи генералы государевой армии !Почему? Потому что Пугачев ,показанный нам Пушкиным ,- это живой человек ,со своими пороками и недостатками ,и со своими принципами ,которым он следует: за добро платить добром ,казнить так казнить ,миловать -так миловать .
И ,может ,кому — то это покажется странным ,но для меня носителем милости и справедливости в романе является в первую очередь бунтовщик и разбойник Емельян Пугачев .

Читайте также

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Чарли и шоколадная фабрика ХД!))))0))
Ладно…Маленький хлопчик Чарлі Бакет живе в дуже бідній сім’ї. Семеро людей (хлопчик, його батьки, два дідусі та дві бабусі) туляться в маленькому будиночку на околиці міста, з усієї родини тільки батько Чарлі має роботу: він закручує пробки на тюбиках із зубною пастою. Сім’я не може дозволити собі найнеобхіднішого: в будинку тільки одне ліжко, на якому лежать найстарші члени сімї, вони живуть впроголодь, харчуються картоплею і капустою. Чарлі дуже любить шоколад, але отримує його тільки раз на рік, одну плитку на свій день народження, в якості подарунка. Ексцентричний шоколадний магнат містер Віллі Вонка, який провів на самоті десять років на своїй фабриці, оголошує, що хоче влаштувати розіграш п’яти золотих квитків, які дозволять п’ятьом дітям побувати на його фабриці. Після екскурсії кожен з них отримає довічне забезпечення шоколадом, а один — буде нагороджений якимсь особливим призом.

Джерело: <span>http://dovidka.biz.ua/charli-i-shokoladna-fabrika-skorocheno/</span> Довідник цікавих фактів та корисних знань © dovidka.biz.ua

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Пришел я в школу на урок

и слушу уж звенит звонок

заданий задали там море

<span>ушел домой от них я вскоре.  

Это поэтическая если что:D

</span>

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Мне запомнился <span>Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович 
(1745—1813</span>), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812). Ученик А. В. Суворова. Участник русско-турецких войн 18 в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну 1805 командовал русскими войсками в Австрии и искусным маневром вывел их из-под угрозы окружения. В русско-турецкую войну 1806-12 главнокомандующий Молдавской армией (1811-12), одержал победы под Рушуком и Слободзеей, заключил Бухарестский мирный договор. В Отечественную войну 1812 главнокомандующий русской армией (с августа), разгромившей армию Наполеона. В январе 1813 армия под командованием Кутузова вступила в пределы Зап. Европы. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Можешь написать например: Я была (где ты была) мне очень там понравилось. Напиши как ты гуляла со своим питомцем либо ухаживала ( если он есть) напиши где ты была со своими родителями опиши деталями что ты делала за каникулы. Как проходили дни. И в конце напиши мне это запомнилось)

Тема милости и справедливости в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко

Восхищение вырожается очень хорошо!!!

Как дыхание необходимо для тела , как без него человек не может существовать , так и без милости, справедливости , любви , сострадания , добродетели не способен он жить настоящей, истинно христианской жизнью . Но что же должен сделать человек , чтобы в его душе , зародившись однажды , окрепли и развились эти ценнейшие ростки ? Как прожить, чтобы не оказаться «плевелами», «семенами сорных трав», то есть злыми людьми, ведущими недостойный ,нехристианский образ жизни? Как исправиться и из «плевелов» стать «пшеницей», человеком добрым и благочистивым?

Ответ прост : нужно жить честно , по- совести, по – справедливости , любовь к себе приносить в жертву любви к ближнему . «Нет больше той любви , как если кто положит душу свою за друзей своих.» Творить и проявлять милость и добро, жить по заповедям Божиим – вот истинный путь спасения грешной души человека.

«Блаженны» милостивые , ибо они помилованы будут»,-учит нас пятая заповедь блаженств.

Приобрести же блаженство, то есть высшую степень счастья, могут только люди милостивые , милосердные , те , которые сострадательны к другим, все сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами .

Это и накормить голодного , и напоить жаждущего , и одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, и посетить больного или находящегося в тюрьме.

Это и помощи духовная :слову и примером оградить другого человека от неправильного поступка , научить истине и добру незнающего, подать ближнему хороший и своевременный совет в затруднении и опасности, утешить печального, никогда не отвечать злом на зло, от всего сердца прощать обиды.

Нравственные правила, которым необходимо следовать человеку, изложены в Евагелиевском учении в притчах, иносказательных рассказах, для которых Иисус Христос брал примеры из природы или жизни людей.

Это притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине , о безрассудном богаче , о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

Христианские уроки милости и справедливости в художественной литературе преподносит нам А.С.Пушкин в романе «Капитанская дочка».

Всё произведение Пушкина проникнуто духом милости и справедливости , поэтому его можно назвать романом о справедливости и милости .

Главная сюжетная линия «Капитанской дочки» — история взаимоотношений Гринёва и Пугачёва . Четыре встречи героев –это четыре ярчайших примера милости, сочувствия , сострадания , жалости , человеколюбия , готовности помочь добрыми делами , глубокой признательности , справедливости . С милости и справедливости начинается эта история , ими и кончается.

Первая встреча Гринёва с будущим самозванцем происходит во время бурана, когда Пугачёв показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору .

Вот замёрзший Гринёв входит в избу.

«- Где же вожатый?- спросил я у Савельича

«Здесь , ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армячке! Был тулуп, да что греха таить ? заложил вечор у целовальника : мороз показался не велик.»

Дворянин обращается к босяку , голяку «брат»,тем самым нарушает социальные условности , барьер между «барским дитятей» и холопом . Гринёв ценит людей не по социальному положению , а по внутренним качествам , их поступкам.

Завязывается дружеская, братская беседа. Пугачёв раскрылся сразу, он почти исповедался : « …что греха таить ? заложил вечор у целовальника.» Есть грех, мол, по страсти к выпивке и последнее с себя снимешь, а потом сам страдаешь .

Гринёв предлагает Пугачёву чай , а после по просьбе последнего и стакан вина . Вот здесь и завязалась ниточка сочувствия , жалости, милости , благодарности . Но на этом она не обрывается. Наутро Гринёв ещё раз благодарит Пугачёва и хочет подарить ему полтину денег на водку . Савельич ропщет . Тогда Гринёв приказывает отдать Пугачёву свой заячий тулуп. Савельич изумлён , он открыто заявляет : «Зачем ему твой заячий тулуп ? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке…» Да и не полезет этот юношеский тулуп на пугачёвские «окаянные плечища». И Савельич прав : тулуп трещит по швам , когда Пугачёв надевает его . Но Пушкин пишет : « Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».

В данном эпизоде мы видим два отношения к человеку. Для одного -«собака» , «пьяница оголтелый», для другого- «брат». Две правды : одна по — хамски тычет пальцем в греховную душу другого, другая как бы говорит: но ведь и он человек . Здесь проявляется не просто благодарность Гринёва , желание поступить по — справедливости , а больше жалость , милость , уважение . Какой бы он ни был, но это человек , ему холодно , ему надо помочь , нельзя пройти мимо того , кто нуждается в помощи. И это почувствовал Пугачёв. Вот почему он так радуется подарку и тепло напутствует Гринёва : « Спасибо , ваше благородие ! Награди вас Господь за вашу добродетель . Век не забуду ваших милостей».

Так завязались между героями понимание , чувства взаимной благодарности , симпатии.

Тема милости и справедливости ярко раскрывается во время встречи Гринёва и Пугачёва в Белогорской крепости .

При занятии крепости Пугачёв должен был повесить Гринёва , как и других офицеров , но , узнав Савельича, сохраняет ему жизнь. Вечером в беседе наедине он говорит : « … я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов».

Неужели равны стакан вина, заячий тулуп и жизнь , подаренная офицеру противного войска? Конечно, нет! Поведением Пугачёва управляет благородный закон милости , выше которого нет ничего в этом мире .Он благодарен Гринёву за то , что тот разглядел однажды в нём человека, его душу .

Не может этого забыть Пугачёв. Он просто обязан помиловать Гринёва . А если забудет , то перечеркнёт, собственноручно убьёт в себе самое святое и дорогое, что заметил в нём Гринёв в первой встрече.

Вот почему так примирительно звучит финал их диалога: «Так и быть , — сказал он , ударяя меня по плечу.- Казнить так казнить , миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».В бунтаре и разбойнике побеждает человек со свойственными ему добром , милостью , справедливостью , а в Гринёве – человек долга, присяги , чести.

Напряжённо , драматично звучит мотив милости и справедливости в эпизоде, когда Гринёв обращается к Пугачёву с просьбой помочь дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой .

Откровенный и рискованный диалог вновь убеждает героя в благосклонности, милосердии , доброте Пугачёва.

«-О чём , ваше благородие , изволил задуматься?

— Как ни задуматься , — отвечал я ему .-Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался против тебя , а сегодня еду с тобой в одной кибитке , и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

— Что же ? – спросил Пугачёв . – Страшно тебе

Я отвечал , что , быв однажды уже им помилован , я надеялся не только на его пощаду , но даже и на помощь.

— И ты прав , ей- богу прав!- сказал самозванец .

— …Ты видишь , что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Молодой человек надеется не только на пощаду , но и на помощь . Гринёв верит , что в душе Пугачёва живут добрые начала « Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою ,куда нам Бог путь укажет . А мы , где бы ты ни был и что бы с тобой не случилось , каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…»

Не мог устоять Пугачёв перед такою мольбой. Как верующий человек , он рад вернуться к себе истинному , умеющему миловать, сострадать , делать добро , поступать по – справедливости «Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута . «Ин быть по- твоему !-сказал он.- Казнить так казнить, жаловать так жаловать : таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу ; вези её куда хочешь и дай вам Бог любовь да совет !»»

Да, на совести Пугачёва много крови, зла , но в нём сильны и вера в добро, в справедливость , желание поступать по заповедям Божиим .

Вот почему Гринёв так хочет , чтобы совершилось чудо , в результате которого исчезли бы кровь , ужас , боль гражданской войны . И этот враг , предводитель врагов , навсегда был бы дорогим другом .

« Не могу изъяснить то , что я чувствовал , расставаясь с этим ужасным человеком , извергом , злодеем для всех , кроме одного меня . Зачем не сказать истины ? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему . Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев , которыми он предводительствовал , и спасти его голову , пока ещё было время .»

Но одного желания Гринёва мало , надо , чтобы сам Пугачёв захотел и поверил в возможность милосердия .

Если же не возможно спасти от насильственной смерти врага – друга ,то пусть хотя бы смерть его будет лёгкой и быстрой : « Емеля , Емеля !- думал я с досадою , — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Гринёв думает о Пугачёве не как об атамане – бунтовщиков , не как о самозванце , а как о человеке , в душе которого живут добрые силы .

До последней минуты жизни Пугачёва обоюдная симпатия героев не угасала . Можно только догадываться, почему в повести нет сцены казни Пугачёва .Видимо , не мог Гринёв спокойно и равнодушно рассказывать о гибели человека , которому был обязан многим . Наверное , немало пришлось ему пережить во время казни. «Мы точно с ним увиделись, но в каких обстоятельствах ! ..»

Пугачёв увидел Гринёва « в толпе и кивнул ему головою , которая через минуту , мертвая и окровавленная , показана была народу».

Это последний штрих на героическую, трагическую и необыкновенную фигуру вождя крестьянской войны .

На примере взаимоотношений Гринёва и Пугачёва А.С. Пушкин раскрывает Божию правду о милости и справедливости. Встретились два совершенно разных человека : один переступил закон , другой сохранил честь и совесть, но как они оказались близки по духу! Главной связующей ниточкой в их отношениях оказались сострадание , милость , справедливость . На примере этих героев А.С. Пушкин хотел сказать , что основой отношений людей друг с другом всегда должна быть христианская добродетель.

Но всё ли так просто и однозначно в мире ? Всегда ли мы поступаем справедливо , милостиво ? Оказывается , нет. Вот почему в романе «Капитанская дочка» Пушкин Божией правде о милости и справедливости противопоставляет « мирскую правду» , где живёт зло , месть , ненависть .

Яркий пример тому – история Швабрина. Его поступки и поведение от начала и до конца пропитаны бессильной злобой , завистью , неспособностью простить .

Отвергнутый Марьей Ивановной , Швабрин не может смириться и вступает на путь насилия , предательства , мести .

Он не желает добра другим , думает и только печётся только лишь о себе. Зависть Швабрина рождает в нём ненависть и к Гринёву, и к любимой девушке . Забыв честь , совесть , он желает близким когда – то людям причинить только зло . Именно завистью продиктованы его самые мерзкие , злые поступки .

Так , Швабрин сознательно оклеветал Машу Миронову , на дуэли ранил Гринёва , воспользовавшись тем , что Петруша отвернулся , написал донос отцу Петра , перешёл на сторону мятежников только потому , что была «велика их сила», тем самым предал честь офицера .

Озлобленный и униженный отказом Марьи Ивановны выйти за него замуж , он выдал её Пугачёву .

В отличие от Швабрина, Гринёв проявляет милость к своему врагу . Так , после дуэли он прощает ему оскорбление , и они примиряются . Пётр Гринёв не радуется победе над уничтоженным врагом ,так как он не злопамятен. «Я слишком был счастлив , чтобы хранить в сердце чувство неприязненное . Я стал просить за Швабрина…Будучи от природы не злопамятен , я искренно простил ему и нашу ссору, и рану , мною от него полученную . В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника .»

Вырвав с помощью Пугачёва Марью Ивановну из рук Швабрина , Гринёв имеет все основания ненавидеть насильника и изменщика . Но совсем в ином духе заканчивается глава «Сирота» : «Мы поехали . У окошка комендантского дома я увидел стоявшего Швабрина . Лицо его изображало мрачную злобу . Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».

Вновь Гринёв поступает благородно, по Божиим заповедям . По христианской морали нельзя торжествовать даже над врагом , так как пока жив человек , Бог надеется на него , на его исправление .

На суде Швабрин сознательно клевещет на Гринёва , хотя знает , что от его показаний зависит жизнь последнего. Но тот спокойно реагирует на это .« Генерал велел нас вывести . Мы вышли вместе . Я спокойно взглянул на Швабрина , но не сказал ему ни слова . Он усмехнулся злобной усмешкой и , приподняв свои цепи , опередил меня и ускорил свои шаги».

Злобе , злодейству Швабрина Гринёв противопоставляет спокойствие , трезвый взгляд . Без всяких слов он укоряет и осуждает своего противника сдержанностью и благородством . Может быть , его спокойный взгляд поможет преступной душе остановиться и не упасть в бездну ада .

На примере столь отрицательного персонажа , как Швабрин , Пушкин вновь хочет сказать , что Божественное начало не умерло и в этом «злодее», в его мятущейся душе. Оклеветав Гринёва в глазах властей , Швабрин ни разу не упомянул Марью Ивановну Миронову.

Тема милости и справедливости в романе «Капитанская дочка» иллюстрируется и историей изувеченного башкирца . Он был пойман в Белогорской крепости за распространение листовок , подбивающих казаков к бунту. На допросе башкирец молчит.

«-«Якши ,-сказал комендант ,- ты у меня заговоришь . Ребята! Сымите с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину . Смотри ж ,Юлай :хорошенько его !

Два инвалида стали башкирцараздевать . Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверёк , пойманный детьми . Когда ж один из инвалидов взял его за руки и , положив их себе около шеи , поднял старика на свои плечи , а Юлай взял плеть и замахнулся ,-тогда башкирец застонал слабым , умоляющим голосом и , кивая головою , открыл рот , в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».

Эта сцена нужна была Пушкину не только для осуждения жестокости при допросе. Автор хотел сказать большее.

Вот крепость взята повстанцами Пугачёва , и башкирец уже среди тех , кто вершит суд над капитаном Мироновым. «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице.

На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец , которого допрашивали ещё накануне. Он держал в руке верёвку , и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича , вздёрнутого на воздух».

Эти две сцены , идущие одна за другой ,-яркий пример того , что нельзя совершать зло, потому что оно обязательно возвратится местью, немилостью.

Для выявления той же темы милости и справедливости служит и история урядника Максимыча.

Комендант Миронов не очень доверял ему ещё до приступа Белогорской крепости. Максимыч тайно встречался с Пугачёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают по арест, но он бежит и возвращается вместе с Пугачёвым. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости.

Когда отпущенные Гринёв и Савельич бредут по дороге, происходит первая личная встреча героя и Максимыча. «Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал , отдавая мне поводья другой: Ваше благородие ! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча…Да ещё,- примолвил, запинаясь , урядник,- жалует он вам … полтину денег… да я растерял её дорогую; простите великодушно».

Гринёв простил Максимычу по своей милости украденную полтину денег. Смотря уряднику в глаза , он как бы говорит ему , что тот не прав . Но слабости есть у каждого человека , и он способен на хорошее . Милость Гринёва , его вера в человека задели Максимыча за душу, и бывший предатель, вор , хитрый и коварный , начинает носить любовные записки офицеру вражеской армии через линию фронта .

«- Здравствуйте , Пётр Андреич! Как вас Бог милует ?

Я взглянул и узнал нашего урядника . Я несказанно ему обрадовался .

— Здравствуй , Максимыч , — сказал я ему . – Давно ли из Белогорской ?

— Не давно , батюшка Пётр Андреич ; только вчера воротился . У меня есть к вам письмецо …» .

Наконец , реабилитация Гринёва – это тоже следствие милости.

Не закон , не решение суда спасают его от позора и смертной казни , а именно повеление императрицы , её милость . Но ведь Екатерина II простила по сути дела невинного человека , выполнявшего свой долг и никогда не нарушавшего присяги . И прощение это произошло , как видно , случайно . Прочитав первые строки прошения Марьи Ивановны , она сразу сказала : «Вы просите за Гринёва ?..Императрица не может его простить …»

Если бы вторая встреча с царицей состоялась в официальной обстановке , вряд ли Маша сумела бы так непосредственно и убедительно рассказать историю Гринёва , как это произошло в саду . Акт милосердия , наверное , не совершился бы . Нужна была встреча с «незнакомой дамой» и не во дворце , а в саду , как со случайной собеседницей , чтобы справедливость наконец восторжествовала.

Реабилитация Гринёва- это заслуга Марьи Ивановны . Ей удалось спасти его будущее , его честь , его семью . Милость императрицы – прощение невиновного. Не проявила она своих «щедрот» и по отношению к дочери капитана, отдавшего жизнь за спасение её власти . Обещание императрицы : «Я беру на себя устроить ваше состояние»- в повести ничем не подтверждается . «Благоденствие» Петра Андреевича – село , принадлежащее десятерым помещикам, в одном из барских флигелей которого есть «собственноручное письмо Екатерины второй за стеклом и в рамках». Письмо адресовано отцу Петра Гринёва , оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Читая эти страницы романа , невольно сопоставляешь « щедроты» императрицы с великодушием Пугачёва. Он щадит офицера , своего врага из чувства благодарности за сделанное добро .

Широко , всесторонне решает А.С. Пушкин тему милости и справедливости в романе «Капитанская дочка». Он предстаёт перед нами как мудрый человек с глубоким нравственным опытом . Главное внимание автор романа направляет на открытие внутренненего человека в человеке перед лицом Бога и другого человека.

А.С.Пушкинутверждает , что главными качествами души истинного христианина являются доброта , человеколюбие, милость , справедливость. Они облагораживают , преображают человека, помогают ему жить в ожесточённом мире , преодолевать зло , зависть и несправедливость, бушующие страсти и вокруг , и в собственном сердце.

Как актуальна и злободневна тема , поднятая Пушкиным в «Капитанской дочке» , для нашего времени . Писатель помогает нам выбрать правильный ориентир в жизни , найти ответ на главный вечный вопрос : « Как жить в этом грешном мире, как спасти свои души?»

Всем содержанием романа Пушкин даёт однозначный ответ: спасти и мир , и наши души может только милость , жизнь по – справедливости , по заповедям Божиим.

Из далёкого 18 века А.С. Пушкин призывает нас , живущих в 21 веке , не оказаться «плевелами», «сорняками» , то есть ненужными и никчёмными людьми , растерявшими честь и совесть, человеколюбие и справедливость , сохранить в себе эти непреходящие ценности, постоянно думать о «чистоте» своей души и всего нашего грешного мира , раздираемого сегодня противостоянием политических систем, войнами , разгулом международного терроризма , расовой и религиозной ненавистью.

Автор « Капитанской дочки» зовет нас духовно расти, развиваться , любить людей, заботиться о счастье других .

«…во всём , как хотите , чтобы с вами поступали люди , так поступайте и вы с ними …»

«Пойдите , научитесь , что значит : «милости хочу, а не жертвы» ? Ибо я пришёл призвать не праведников , но грешников к покаянию».

Вопрос 10



  • Тема мертвой и живой души в поэме мертвые души сочинение
  • Тема мести в рассказе сигнал
  • Тема любви в чем ее трагизм в данном рассказе гранатовый браслет
  • Тема любви пушкин сочинение
  • Тема маленького человека в русской литературе 19 века сочинение