Тема мертвой и живой души в поэме мертвые души сочинение

Образы и характеристики помещиков в поэме мертвые души гоголя 9 класс сочинение в 1841 году н.в. гоголь потрясает современников своей

Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

В 1841 году Н.В. Гоголь потрясает современников своей поэмой в прозе – «Мертвые души». До сих пор ведутся споры среди критиков и читателей. Кто-то как П.А. Вяземский считает, что роман задумывался как аналог «Божественной комедии» Данте в трех томах. А другие придерживаются мнения, что Гоголь написал русскую «Одиссею». Но все в один голос признают произведение гениальным.

Образы помещиков – это ключевая тема романа. Каждый из этих героев по-своему уникален. И все они олицетворяют те или иные человеческие пороки. Н.В. Гоголь будто специально располагает перед читателем галерею образов. От самого безобидного в своей пошлости Манилова. До ужасающего в своей деградации Плюшкина.

Манилов, пожалуй, наиболее любим читателем. Это персонаж с очень русским характером. Его речи сладки, льстивы, а мечты так и манят. Поместье находится на возвышенности, вот только добраться до него нелегко. Вместо обещанных 15ти верст по прямой, надо проехать более 40 по извилистой дороге.

Усадьба в запустении, крестьянские дворы и хозяйства в упадке. Помещик лично не занимается делами, поручив их пьянице управляющему. Воспитанием детей занимаются слуги. Мебель покрыта дорогим и модным сукном, но хватило его не на все. Супруги Маниловы очень друг друга любят и всегда кормят с рук лакомыми кусочками. На первый взгляд все красиво и сладко. Но пробыв в усадьбе полчаса, хочется сбежать.

Речь героя слащава и приторна. Он ленив. Только и делает, что строит нереальные планы на будущее, которого не будет. На его столе лежит пыльная книга, всегда открытая на одной и той же странице.

Манилова удивляет необычное предложение Чичикова о продаже мертвых крестьян. Сначала он думает, что не так понял, ведь считает собеседника значительно умнее себя. Сколько душ у него умерло он не знает, приказчик также не знает точного числа. Из страха перед властями осведомляется о законности предприятия. После чего не берет деньги за души и готов взять все расходы по оформлению сделки на себя. Ему приятно оказать услугу Чичикову, такому приятному человеку.

Далее взору читателя предстает жадная и старая Коробочка. Вдова хозяйственна и скупа. Все, что ее интересует – это прибыль и накопительство. Она торгует товарами, которые производят крестьяне. Поэтому все разговоры о пеньке и сале. Поместье небольшое, всего в 80 душ. Коробочка точно знает, что умерло 18. Хозяйка подозрительна, ей обязательно нужно знать зачем мертвые души нужны. Ведь они могут пригодится и самой. Чичиков тратит уйму времени на уговоры перед заключением сделки.

Ноздрев – очень неприятная личность, мелкий пакостник. В свои 35 лет он уже вдовец. Кутеж, пьянство и азартные игры – это любимые занятия помещика. Хозяйством он не занимается. Равно как и воспитанием двоих детей. Держит дома живого волчонка вместо собаки, которого очень любит. Легко соглашается на сделку, если Чичиков с ним сыграет. Естественно, заядлый картежник жульничает. И главный герой остается без трофея.

Собакевич – грубый, грузный мужчина средних лет. Вся мебель в доме массивная и грубая, будто кричащая: «И я тоже Собакевич». Он редко отзывался о ком-то лестно. Практичный помещик и делец. Старается как можно больше получить выгоды от сделки. Продает Чичикову одну женщину среди мертвых душ – Елизавету Воробей. Специально подставляя к имени твердый знак. По документами считались только души мужского пола.

И наконец завершает эту галерею образов – Плюшкин. На первый взгляд трудно понять даже это мужчина или женщина. Он всегда носит засаленный, изношенный халат, более похожий на тряпье нищего на паперти. Даже местные мужики называют его «заплатанным», а автор и критики – «прорехой на человечестве». Когда-то это был практичный хозяин. Но после смерти жены скупость завладела им полностью. С готовностью продает мертвые души по 30 копеек за штуку. Всего их 78. Радуется прибыли. И даже угощает гостя сухарем.

Плюшкин – символ духовной смерти человека. Остальные помещики не так безнадежны. Но у каждого свои пороки.

Помещики в поэме Мертвые души

Мертвые души – это поэма, написанная Николаем Васильевичем Гоголем во второй половине 19-го века, жанр же своего произведения писатель определил сам. Сегодня же мы рассмотрим героев этого произведения.

Манилов

Это обаятельный, притягательный человек, но очень ленивый, с которым довольно скучно общаться. В его распоряжении две сотни изб с крестьянами, но занимается он поместьем с недавнего времени. Крестьяне такие же ленивые, как и их хозяин, выполняют свою работу нехотя и медленно. Обычный он сидит у себя и мечтательно курит трубку. Этот герой не лишен романтики, чувствительный, мягок в общении, уступчив.

Коробочка

Коробочка – это старая женщина, потерявшая мужа, она отличается своей бережливостью, отлично ведет хозяйство, следит за поместьем. В поместье у нее порядок. Однако из минусов можно выделить подозрительность и глуповатость. В ее распоряжении всего лишь 80 крестьян. Они трудятся довольно хорошо, возводят относительно крепкие постройки, а также производят товары, чем впоследствии торгует сама хозяйка.

Ноздрев

Этому герою 35 лет и он вдовец. Ноздрев отличается весёлым нравом, он громкий и немного задиристый. Не может усидеть на месте, предпочитает всё время развлекаться и выпивать, слоняясь тут и там. На поместье же, практически, не тратит своего времени и не смотрит за крестьянами, также не обращает много внимания на собственных чад. Ему более по душе собаки, коих у него целая стая.

Собакевич

Собакевичу примерно 45 лет, он женат. Внешне он чем-то похож на огромного медведя, не уступает тому в здоровье и силе. Говорит прямо в лоб то, что думает, часто грубит, а также отличается своей неуклюжестью и неосторожностью. Снабдил своих подопечных хорошо построенными, крепкими домами, но бывает строг с ними. Этот герой любит вкусно поесть и считается зажиточным человеком. Любит свою семью и заботится о ней.

Плюшкин

Это разбогатевший человек, у которого насчитывается примерно 1000 крестьян. Однако, не все они “настоящие”: часть из них составляют мертвые души или души беглых крестьян. Он ужасно жадный, скупой человек, даже на себя и свои собственные нужды, никогда не потратит лишнюю копейку на что бы то ни было. Из одежды у него только обноски и старье, ест он черствый хлеб. Этот помещик никогда ничего не выбрасывает на помойку. Также и его крестьяне страдают от его скупости: их дома старые и вот-вот развалятся. Написать оказывается продавать свой товар, от чего всё его “богатство” только портится в кладовых и “пропадает”.

3 вариант

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя многогранна. В ее названии отражен главный смысл произведения — нравственного разложения души человека. Мертвые души в понимании писателя это не погибшие крепостные в списках, а помещики, которых волнуют лишь низменные ценности. Чичиков путешествует, собирая мертвые души. От тех, кто еще может спастись, он приезжает к тем, кто уже безнадежен.

Первым герой посещает Манилова. Он считает себя образованным и аккуратным дворянином. Но, например, в его кабинете годами лежит книга с закладкой на одной и той же странице. В Маниловке царит бездействие. Крепостные обманывают барина, обсчитывают его. А сам герой этого не замечает. Манилов — это образ безобидного, но пустого человека.

Затем Чичиков навещает Коробочку. В ее доме время остановилось на Отечественной войне. Стены украшены портретами военачальников. Коробочка отличается расчетливостью и скупостью. Ее волнует только цена. При этом барыня ничего не покупает на свои деньги, а просто копит их без цели. В этом образе выражена глупая расчетливость, не имеющая основания.

Затем Чичиков приходит к Ноздреву. С первого взгляда может показаться, что это очень активный помещик. В отличие от остальных героев для него не характерна статичность. Ноздрев постоянно двигается, но вся его активность направлена на веселье, кутежи и разрушения. Он ничего не создает, а только ломает свою души под натиском аморальных развлечений. В образе Ноздрева выражено негативное отношение писателя к бессмысленной активности, показной энергичности.

Теперь наступает черед Собакевича. Это грубый, циничный и неопрятный человек. Он чем-то похож на Коробочку, но чуть умнее ее. Ему удается обмануть покупателя. В образе Собакевича автор выразил то, что с нравственным падением человека меняется его внешность. Он становиться похожим на животное.

И наконец — Плюшкин. Некогда у него учились другие помещики, а теперь он копит всякое добро в своем поместье. Плюшкин нелюдим, одинок. Им полностью овладела скупость. Его крестьяне голодают и умирают от голода, в то время как в его амбарах гниет зерно и овощи. Этот образ наиболее сильно омертвел и уже не имеет возможности ожить.

Автор противопоставляет мертвым душам помещиков живые души их мертвых крестьян. Это видно в диалогах Чичикова с помещиками во время покупки душ. Сам же Чичиков является проводником мысли автора, поэтому его душу нельзя причислить ни к живым, ни к мертвым.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы и характеристики помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.

Война, ворвавшись в мирную жизнь человека, обязательно несёт с собой горе и слёзы. Продолжавшаяся долгие пять лет Великая Отечественная война превратилась в настоящую катастрофу для множества стран

Однажды Бенедикт Спиноза сказал такую фразу: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». И можно смело утверждать, что это выражение отражает всю суть устройства нашего характера и внутреннего мира.

Прекрасный русский писатель Иван Алексеевич Бунин прославился, написав большое количество глубокомысленных произведений. К таким произведениям относится рассказ «Кукушка». Анализ данного произведения представлен в этой статье.

Образы помещиков в произведении «Мертвые души» сочинение

Сочинение — Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 1)

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой не только описание быта и жизненного уклада русского народа в девятнадцатом веке, писатель в сатирической манере сумел показать самые страшные человеческие пороки. По сюжету произведения главный герой Павел Иванович Чичиков сталкивается с ними на протяжении всего своего путешествия. Автор наглядно показывает нам насколько корыстными, жадными, жестокими и пустыми могут быть люди – образы помещиков маленького городка ярко это иллюстрируют.

Корысть и жадность

Путь Чичикова начинается со встречи с Маниловым. На первый взгляд кажется, что честнее, правильнее, добрее, заботливее и милее человека не найти. Но, как часто бывает, первое впечатление очень обманчивое. Манилов нисколько не беспокоится о своих родных, а крепостные его вообще не интересуют. Очень глупый, ленивый, пустой человек. Его внимательность и доброту можно взять в кавычки. Чичиков быстро обнаруживает эти человеческие пороки Манилова и понимает, что для этого беспечного человека главное только собственный комфорт.

Помещица Коробочка после Манилова представилась Чичикову абсолютно другим человеком. Она очень хозяйственная и жадноватая, ее жизнь ограничивается бытовыми заботами, все на счету, никакой расточительности. Несмотря на это у помещицы есть и положительные качества – доброта и трудолюбие, но сильная ограниченность интересов женщины делает ее очень глупой. Даже продавая мертвые души она очень неохотно соглашается на это из-за своей жадности, говорит: «…я лучше маненько повременю…».

Жестокость и праздность

Еще более неприятными Н.В. Гоголь сделал образы других героев поэмы – это Ноздрев и Собакевич. Первый – совершенно пустой человек, его жизнь состоит из постоянных гуляний, пьянок и развлечений. Свои деньги Ноздрев тратит только на развлечения и сомнительные компании. Собакевич полная противоположность Ноздреву, его практичность граничит с мелочностью. Хитрый и жестокий, доверяет только себе и заботится только о своих деньгах.

Самая «мертвая» душа

Объединить все человеческие пороки в «Мертвых душах» Гоголь сумел в образе Плюшкина. Его скупость граничит с абсурдом: помещик хранит продукты, которые гниют, в доме полно дорогих вещей, они со временем портятся. Вокруг грязь и пыль, он сторонится собственных детей, собирает ненужные вещи.

Через созданные образы помещиков автор сумел идеально показать то, что творилось в то время в России. Человеческие пороки изображены очень ярко и наглядно, заставляя каждого читателя невольно заглянуть к себе в душу и увидеть то, что окружающие могут и не заметить.

Сочинение — Образы помещиков в произведении «Мертвые души». (Вар 2)

Николай Васильевич Гоголь является великим писателем, который в своих произведениях поднимает важные социальные темы. Так в поэме «Мертвые души» не только в мельчайших деталях описывает быт того времени, но характеристику помещиков, их пороки и недостатки. В центре повествования показан провинциальный город. Там Павел Чичиков имеет дело в разными помещиками.

Противоположные образы

Сначала главный герой знакомится с Маниловым. Он достаточно заботливый, честный и правильный. Помещик создает впечатление хорошего человека. Но не нужно верить первому впечатлению. Манилов только прикрывается маской благочестия. Этот человек настоящий эгоист, которого заботит только собственное благополучие. Он вынужден демонстрировать доброту, чтобы получить благосклонность в этом мире.

Противоположность Манилову является секретарша Коробочка. Она обладает другим набором качеств. Она заботиться только о хозяйстве. Она не транжира, в отличие от помещика. Коробочку можно назвать хорошей женщиной с добрым сердцем. Но она ничем практически не интересуется, у нее нет занятия для души. Женщина все время пытается сэкономить. Даже при продаже мертвых душ она временит, демонстрирую жадность.

Интересные люди

Павлу Чичикову приходится иметь дело с неприятными личностями. К ним смело можно отнести Собакевича. Этот человек испытывает недоверие ко всему миру. Он жестокий и мелочный. Сам Чичиков сравнивает его с медведем средней величины. Другим неприятным типом выступает Ноздрев. Свое состояние мужчина тратит на развлечения. Он путается с сомнительными компания. Они состоят из пьяниц, картежников и прочих асоциальных личностей.

Наиболее интересной личностью является Плюшкин. Внешность помещика достаточно несуразная. Он вмещает в себе черты и женщины, и мужчины. Поместье Плюшкина тонет в разрухе. Вокруг царит грязь и пыль. Из своего дома он сделал свалку. Мужчина собирал всякий хлам. Он старается не общаться с близкими людьми, избегает детей.

Образы помещиков в поэме «Мертвые души» лучше всего характеризуют состояние России в то время. Через описанные пороки автор пытается направить человека на истинный путь.

Другие интересные темы сочинений

Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

6

Помещики играют важную роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Стоит начать с того, что название произведения имеет несколько значений. Мертвыми душами в поэме являются не только умершие крестьяне, чьи документы собирался выкупить Чичиков, но и сами помещики, давно загубившие свою душу. Автор хотел при помощи их образов обличить все пороки и нравы крепостного дворянства в целом. Н.В. Гоголь не мог оставаться в стороне от произвола помещиков и тяжёлой жизни крестьян. Ему удалось изобразить Россию такой, какая она была на самом деле – величественной, богатой, прекрасной, но в то же время уродливой, жестокой, глупой и злой. Неприглядная её сторона заключалась именно в таких людях, которые использовали данную им власть только в своё благо, ни о ком больше не думая. Каждый помещик в поэме имеет свои особенности, которые выражаются в отношении к их крепостным и ведении хозяйства. Первым дворянином-землевладельцем, повстречавшимся на пути Чичикова, стал Манилов.

  1. Манилов
  2. Коробочка
  3. Ноздрев
  4. Собакевич
  5. Плюшкин

Манилов

Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.

Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.

За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка

После Манилова, в 3 главе, Чичиков попадает в дом к Настасье Петровне Коробочке. Это единственная женщина, с которой ему пришлось иметь дело. Коробочка оказалась истинным предпринимателем, она стала торговаться с Чичиковым за свои «мертвые души» и впоследствии сильно беспокоилась, не продешевила ли. Она умело вела свое хозяйство и обеспечивала себя и своих крестьян собственным производством. Коробочка торговала всем, что имеет. Её фамилия соответствовала своей хозяйке, она всё копила и прятала в свою «коробочку». Деньги стали единственным смыслом в жизни Настасьи Петровны, ко всему остальному она относилась равнодушно. Ей было совершенно безразлично, чем торговать – пенькой, мёдом, крепостными девицами или мёртвыми душами.

Ноздрев

В 4 главе появляется Ноздрев. Это безумный человек, заядлый игрок и пьяница. У него нет никаких моральных принципов, он готов совершить подлость по отношению к любому человеку. Его поместье находится в полнейшем запустении, потому что хозяин совершенно им не занимается. Ноздреву безразлична судьба его крепостных, ему неважно даже то, что они делают, поэтому вся работа выполняется некачественно, зато крестьяне не жалуются на своего барина.

У этого человека нет никаких целей в жизни, он согласен отдать мертвые души, но только, если проиграет их в шашки. Азарт заменил ему все остальные человеческие чувства, он и детей своих не любил, большую привязанность испытывал к собакам и волчонку, поселившемуся в его доме. Н.В. Гоголь говорил, что такие, как Ноздрев еще долго будут встречаться в России.

Собакевич

В 5 главе автор знакомит читателя с Михаилом Семеновичем Собакевичем. Внешне он очень похож на медведя, и нрав у него такой же суровый. Все в его роду были настоящими богатырями и Михаил Семенович не исключение. У него очень высокий рост, чересчур крепкое телосложение и огромные ноги, напоминающие колонны. Даже походка как у медведя, такая же тяжелая и неуклюжая, а черты лица грубые и неприятные. Собакевич выгодно отличается от остальных помещиков: он постоянно работает, его крестьяне живут хорошо и все хозяйство в полном порядке. Он считает себя честным человеком, а всех окружающих – мошенниками и обманщиками, недостойными людьми. Однако со временем становится понятно, что и он уже без души. Он стал чёрствым, жестоким крепостником, который никогда не упустит своей выгоды. Михаил Семенович быстро раскусил намерения Чичикова и сумел выгоднее всех продать свой товар. Им овладела жажда наживы, поэтому суть и беспринципность самой сделки не сильно интересовала.

Плюшкин

Конечным этапом деградации человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина. Он является олицетворением невероятной жадности. Несмотря на своё богатство, этот помещик живёт как нищий человек. Его когда-то процветающее хозяйство уже развалилось, раньше амбары ломились от товара и запасов, но из-за чрезмерной скупости всё со временем стало негодным.

Внешне Плюшкин больше напоминает неопрятную старуху, чем зажиточного помещика. А его владения полностью соответствуют своему хозяину: дома полуразрушенные, везде царит запустение, а крестьяне «мрут как мухи» или сбегают в надежде спастись от голода. Когда-то Плюшкин был просто бережливым хозяином, но после смерти жены превратился в настоящего скрягу, прекратившего всяческое взаимодействие с окружающим миром.

При помощи этих образов Н.В. Гоголь хотел изобразить весь ужас и беспорядок современной ему действительности. Во времена крепостного права именно такие Маниловы, Собакевичи и Плюшкины имели право распоряжаться жизнью других людей и делали с ними всё, что хотели. Это действительно страшно, и поэма «Мёртвые души» была создана с целью открыть глаза общественности на происходящее. По задумке автора произведение должно было состоять из трёх томов. В первом он хотел изобразить всё плохое, что было в России, именуя это «адом», второй том должен был стать своеобразным «чистилищем», заставившем главного героя пересмотреть свою жизнь, а заключительная часть должна была показать «рай» на земле. К сожалению, мы увидели только «ад» и нам остаётся только догадываться, какая участь ждала Чичикова и потерявших душу помещиков.

Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме «Мёртвые души», 9 класс

Первый характер

Можно выстроить помещиков в виде фотовыставки портретов. Другое изображение – на фоне природы. В любой галерее посетитель найдет общие черты показа героя. Можно попробовать самостоятельно создать портреты помещиков.

Манилов приятно улыбается, но его глаза залиты слащавостью. В них нет мыслей или идей. Персонаж напоминает нежащегося на солнце кота. Рядом стоит стол, на котором красивыми рядками расставлены горки золы, выбиваемой из трубки. Помещик пытается приманить зрителя, притянуть своей мечтательностью, обмануть. Нет живого вокруг мужчины, везде признаки бесхозяйственности. Прекрасная мебель стоит рядом с креслами, покрытыми рогожей. «Щегольской подсвечник» из бронзы рядом с «медным инвалидом». На заднем плане спит кто-то из дворни. Вверху витают образы мечтаний: каменный мост, подземный ход.

Сладкий романтик

Первый образ помещиков – Манилов. Он пытается привлечь к себе слащавостью, мечтами о лучшем мире. Процветание человечества в голове купца глупо и безжизненно. Погрузившись в сладостные мечтания, хозяин становится ленив и бездушен. Вокруг все приходит в упадок. Дом одиноко стоит на возвышенности, пруд, когда-то красивый и стильный, затягивается зеленой тиной. Хозяйство без Манилова, как дом без крыши. Умирают люди, помещика это не волнует. Ему не интересно, сколько их погибло, от чего, можно ли что-то исправить, сделать жизнь людей легче. Волнует Манилова низкопоклонство, он готов заискивать перед любым высокопоставленным лицом. Подхалим и льстец ищет только выгодные связи.

Захолустная жизнь

На следующем портрете женский образ – помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.

Эгоист и кутила

Следующий помещик, встретившийся на пути Чичикову, – Ноздрев. Купец игрок и пьяница. Он не ценит того, что досталось ему, все спускает на свои развлечения. Ноздреву нравится жить в долг. Он становится агрессивным, злым и жестоким в общении с людьми. Речь персонажа – постоянная грубая брань. Ноздрев не любит людей, но очень ценит себя. Эгоист не меняет своего поведения, он был таким в молодости, остается завсегдатаем кабаков и пирушек в 35 лет. Развитие помещика остановилось, душа изжила себя, омертвела. Веселое времяпрепровождения не завершиться для помещика хорошим, драки и пьянки сделают свое дело.

Роман Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме

Неуклюжий медведь

Сильный здоровый богатырь среднего роста – следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.

«Чертов кулак»

Чичиков называет чертовым кулаком Собакевича, оказавшись у него в гостях. Сочетание слов сложно для восприятия. Черти – мелкие существа, вредные и опасные. Кулак – крепкая часть руки богатыря. Собакевич такой и есть. Он здоров как русские молодцы, но алчен, как все представители черных сил. Помещик ест как сказочный персонаж, много и без разбора. Еда – для него смысл существования. Другие интересы купец отрицает, нет ничего важнее собственной сытости. В словах и поведении помещика видны корысть, цинизм и алчность. Расчетливость продавца мертвых душ пугает. Его душа давно умерла и вылетела из тела, оставив хозяину только плотские желания.

Ничтожная мелочность

Последняя картина в галерее – портрет Плюшкина. Грязный, замотанный в неизвестные тряпки, напоминающие одежду сухой остроносый человек. С первого взгляда невозможно определить его пол, возраст и статус. Помещик похож на дворовую бабу в женском капоте. На поясе огромная связка ключей. Глаза на портрете такие маленькие, что почти не видны за бровями. Лицо напоминает мышей, выглядывающих из темных нор, настороженных и хищных, ищущих, чем бы поживиться. Вокруг царит беспорядок, кучи мусора, пыли и подобранных на дорогах предметов. Все уродливо и безобразно.

Портреты похожи на карикатуры, но они узнаваемы среди реальных представителей помещиков Руси. Написать сочинение «Галерея помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» можно, используя предложенный материал, рассматривая картины художников, иллюстрирующих произведение классика.

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

Автор: Дарья Ефремчева

Рассуждение 3

Первым из помещиков перед нами предстает Манилов. Это человек имеет схожесть с абсолютно ленивый котом, которые только и знает, что валять и нежиться на теплом, Его не волнует жизнь, которая крутиться вокруг него, главная цель его жизни, это как можно более наесться и отдохнуть в теньке. Глядя на него, не складывается впечатление, что он работящие и даже хозяйственный мужчина. Он пытается создать образ мечтателя и романтика, но ему это не удается сделать. Все его попытки терпят поражение. Образ поэта, как и романтика тоже терпит свое фиаско.

Следующая героиня появляется в образе дамы старой закалки. Прозвище этой героини Коробочка. Героиня, прежде всего, смотрит не на будущее и даже не настоящее, для нее имеет значение лишь прошлое. Лишь оно способно дать ей истинное счастье, она не видит радости жизнь в современном мире, лишь ушедшие года доставляют небывалое удовольствие своей хозяйке. Прежде всего, она показывается читателю в виде женщины домовитой, желающей счастья для своей семьи. Каждый раз, когда речь касается данной госпожи, автор неустанно рассказывает о том, что она каждый раз присаживайтесь за свой любимый стол, расставляет на нем тарелки с угощениями, в том числе и ее любимые блины, а также в центре стола обязательно стоит огромный самовар. Внешность у героини не вызывала большого впечатления, скорее наоборот, она производила впечатление глупой, некрасивой и некомпетентной женщины. Но чего не могли о ней сказать ее знакомые, она оказалась женщиной хитрой, злопамятной и очень коварный. Не зря ее не любили все в округе.

Нельзя не упомянуть о Ноздреве. Это уникальный человек, который на первый лишь взгляд производит впечатление воспитанного, веселого и ответственного мужчины. Но отныне нет, поверьте, если такое и можно было о ком то сказать, то уж явно не о нем. Человек это конечно веселый, с этим нельзя поспорить, однако беспробудно пьет, чем и заслуженно сыграл у многих недоверие и авторитет пьяницы. Недаром люди говорят, что не стоит смотреть на человека только внешне, главное и что в душе его твориться. А в душе такого человека ничего положительного найти было нельзя. Весь на протяжении всего времени, он то и дело пил с дружками.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Сочинение Чичиков у Собакевича

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел. Однако, стоит сказать о том, что, когда Чичиков пришел к Собакевичу, он сумел понять его тип личности. Главный герой неохотно вел переговоры с неуклюжим помещиком, однако, когда второй понял тот факт, что и его интерес присутствует в данной сделке, он начал очень быстро и скоро принимать решения. Когда герои встретились друг с другом, стал понятным тот факт, что через данную сцену, писатель показал, что общество стало весьма циничным, и для него стало весьма привычным и обыденным проведение подобных сделок.

Описывая то, как Собакевич осуществлял прием гостя в своем доме, показывает его отношение к существованию и к проведению сделок. Герой обладал такими качествами, как циничность, чревоугодие и жадность. В моментах описания приема пищи персонажем, автор показал насколько для него важным был момент потребления, ведь когда Чичиков сел с ним за обеденный стол, он увидел множество блюд, которые для Собакевича были привычным видом трапезы. Тогда главный герой начал хвалить обед, однако, Собакевич в своем стиле обругал поваров за то, что они готовят еду из некачественных продуктов. Это говорило о том, что его никогда ничего не радовало по-настоящему, он не мог оставаться счастливым человеком даже в такие периоды времени.

Для Собакевича похвалить человека было сродни показу слабости. Данный человек был крайне циничным, черствым и недалеким. Можно сказать, что в отличие от Чичикова, который обладал острым умом и большой смекалкой, Собакевич был твердолобым и недалеким человеком с завышенной самооценкой. В моменте описания сделки, раскрылся истинный характер помещика. Во-первых, когда он услышал о подобной сделке, то ни на секунду не сомневался в том, что это противоречит его моральным принципам и нормам. Герой сразу же принялся торговаться в цене за одну душу. Также, он старался показать свой пылкий и твердый нрав, и в итоге ему удалось поднять цену за свой «товар». Для Чичикова крайне удивительным показался тот факт, что для Собакевича настолько интересной оказалась данная сделка. Автор хотел показать, что, несмотря на то, что герой казался неуклюжим и недалеким, жажда нажива заставила его проявить невероятную активность.

2 вариант

Поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя является одним из ключевых произведений русской литературы, она проливает свет на сложившуюся систему, действующую в крепостническом обществе. Отношение помещиков к крестьянам, фактическое обесценивание человеческой личности, бесконечные поиски способов обмануть окружающих – вот реалии того времени.

Главный герой поэмы Павел Чичиков ради приобретения веса в обществе ездит по имениям и приобретает крестьян, которые фактически мертвы, но все еще юридически числятся в списках. Одним из таких помещиков оказывается Михаил Собакевич.

Имя Михаил выбрано неслучайно, помещик даже внешне напоминает медведя, и, как медведь является знаковым представителем русской фауны, так и Собакевич – живое олицетворение русского крепостничества. В доме помещика все сделано добротно, даже дома крестьян сделаны достаточно крепкими, при этом в каждом стуле чувствуется характер хозяина, его грубость и приземленность.

За разговором выясняется, что главной и, пожалуй, единственной любимой вещью Собакевича является еда. И сам автор отмечает, что у помещика, кажется, вовсе не было души. При этом, когда речь идет о возможности заработать, Собакевич проявляет исключительную изворотливость и расчетливость.

Особенно это видно во время обсуждения цены на мертвые души. Странное предложение нисколько не смущает помещика, он готов на все, даже на любые махинации, чтобы заработать лишний рубль. В этом его основное назначение и смысл жизни. Поэтому сначала он называет цену в 100 рублей, именно столько платят за полностью работоспособных крестьян. А после отказа Чичикова, чтобы повысить цену на уже усопших крестьян, он начинает придумывать всяческие уловки, рассказывая об их выдающихся качествах, которые, разумеется, уже никому не важны.

Собакевич – убежденный сторонник крепостничества, настроенный против всякого просвещения, это заметно даже в убранстве дома, ведь в нем нет ни одной книги. В ходе встречи перед читателем обнажаются основные характеристики подавляющего числа помещиков – закостенелость взглядов, губящее любые начинания стремление к наживе и следование вредным привычкам, здесь – чревоугодию.

Именно такие люди, как он, и удерживали государственный режим от таких необходимых реформ в те тяжелые годы, когда крестьяне находились под бесконечным гнетом, а политика в целом должна была быть полностью пересмотрена. Собакевич на деле и сам представляет собой мертвую душу, которую уже не спасти.

Также читают:

Картинка к сочинению Чичиков у Собакевича

Популярные сегодня темы

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами

Поэзия серебряного века мне нравится своей новизной и мистицизмом. В это время появляется много новых имен. У всех свой фаворит, мне же нравится Валерий Брюсов.

Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!

Данное произведение, является не чем иным, как протест происходящему в той жизни, в которой жил автор. Он явно выражал, своё не довольство, к изменению жизни людей.

Отношения помещика Собакевича и Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Характеристика внешности Собакевича

На примере Собакевича Гоголь дает описание типичного представителя боярского сословия, проживающего в русской глубинке. Михаил Семенович (близкие звали его Семенычем) уже перешагнул 40-летний рубеж, но при этом отличался крепким здоровьем, что несколько пугало его самого. Автор заявляет, что природа не особенно трудилась над созданием этого индивидуума. Всем своим видом и повадками Собакевич напоминал медведя. Его отличали:

  • грубые черты лица, будто сделанные топором;
  • крепкая приземистая фигура;
  • толстая неповоротливая шея;
  • тяжелая походка;
  • взгляд исподлобья.

Даже в выборе одежде Семеныч отличался «медвежьим вкусом». Его фраки и камзолы были пошиты из ткани коричневого цвета, при этом рукава верхней одежды и панталоны были ему неизменно длинны.

Цвет лица героя автор сравнивает с каленым медным пятаком. Физиономия Собакевича никогда не выражала эмоций, при этом сам он оказывал на окружающих устрашающее впечатление.

Поведение и манеры помещика

Судя по описанию автором героев произведения, его отношение к этому сборищу людей сугубо негативное. Все основные персонажи поэмы предстают перед читателем в неприглядном образе. Например:

  • Ноздрев — сумасброд и скандалист;
  • Манилов — бездарь и бездельник;
  • Плюшкин — прижимистый скряга;
  • Коробочка — упрямая и глупая старуха.

Не стал исключением и Собакевич. Его говорящая фамилия вызывает у читателей ассоциации с цепной собакой. Помещик не отличается изысканными манерами, но при этом может вести себя по-разному. Иногда он угрюм и зол. В другое время Семеныч бывает красноречивым и прытким человеком. Речь Собакевича напориста и убедительна, особенно когда он действует в своих интересах. Помещик дорожит своим хозяйством и умеет с ним управляться, способен выгодно покупать и продавать любой товар.

Людей Михаил Семенович не любит и дает им только нелестные оценки. При попытке продать Чичикову «мертвых душ» Собакевич обнаруживает изворотливость и хитрость, пытаясь провернуть сделку с наибольшей для себя выгодой. Поведение Семеныча не меняется даже во время общения с собственной женой. Главная забота барыни — накормить своего супруга. Однако даже после сытного обеда помещик не проявляет ни к кому дружелюбия и снисходительности.

По натуре Собакевич — закоренелый консерватор, он не признает никаких новшеств, учебу считает пустой тратой времени. По его мнению, в прежние времена все было лучше, чем теперь: люди в прошлом отличались крепким здоровьем, а свиньи и коровы быстрее наращивали вес.

Михаил Семенович настороженно относится по всему иностранному, презирает либерализм и прогрессивные идеи.

Купля-продажа «мертвых душ»

Сделка Чичикова и Собакевича по купле-продаже «мертвых душ» описывается в 5-й главе произведения. Жизненный опыт и рациональное ко всему отношение сразу позволили помещику понять намерения Павла Ивановича. В ходе совместного обсуждения сделки Собакевич предстает решительным, практичным человеком с незаурядными ораторскими способностями.

Проводя анализ, читатель приходит к выводу, что Семеныча не назовешь глупым человеком. Во время процесса купли-продажи он запросил за несуществующие души ту же цену, что дают за живых крепостных.

При этом помещик, не стесняясь, описывал навыки, умения, натуру каждого крестьянина, будто говорил о реальных людях. В ходе торговли оба героя договариваются, что Павел Иванович покупает у Собакевича несколько десятков «мертвых душ».

Михаил Семенович просит не скупиться, ведь «такого хорошего народа дешевле нигде не купить». Помещик просит оставить ему задаток хотя бы в 50 рублей, однако, оппонент уменьшает сумму вдвое. В итоге Чичиков и Собакевич договариваются о цене за каждую душу в 2,5 (два с полтиною) рубля.

Сцена диалога демонстрирует читателю, что оба героя являются циничными стяжателями, которыми движет только жажда наживы.

Отношение к сделке с Чичиковым

Пока Собакевич писал записку с подробными характеристиками крепостных, У Чичикова было время для размышлений о помещике, которого он пытался представить в разных ролях. В результате Павел Иванович пришел к выводу, что помещик из захолустья находится на своем месте и другой образ жизни вряд ли сделал бы из него интеллигентного человека с приятными манерами: «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже».

Сам Собакевич даже не считал нужным играть какую-то роль. Он прекрасно понимал, кто перед ним. Отношение Собакевича к предложению Чичикова было продиктовано исключительно практичностью. Помещик сделал все, чтобы Павел Иванович не ушел от него без покупки. Торг Собакевич воспринял как нечто обыденное и само собой разумеющееся, как если бы он сбывал оптовику урожай зерна.

Чичиков начал издалека, заговаривая о благе государства, но его завуалированные намеки Михаил Семенович бесцеремонно прервал, дабы сразу перейти к делу.

В поэме этот диалог обрел комичные черты. Такова уж была особенность Собакевича, он считал расшаркивания пустой тратой времени и был уверен в своей правоте при любых обстоятельствах.

Сочинение Собакевич в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Собакевич – один из галереи помещиков, с которыми встречается Чичиков, у кого он покупает мертвые души. По замыслу автора, образы помещиков должны были воплощать человеческие пороки, омертвение душ живых людей.

Еще до знакомства с помещиком Чичиков, а вместе с ним и читатель, рассматривает усадьбу, окружающую её местность, архитектуру барского дома. Всё это является в поэме Гоголя средствами создания образов. Усадьба Собакевича поражает явной асимметрией, некрасивым, диким цветом стен дома, почти полным отсутствием окон. Окна – глаза дома, их количество и состояние говорят читателю о том, насколько радушен, открыт к общению, приветлив хозяин усадьбы. Одно маленькое чуланное окошечко на большом, но непрезентабельном фронтоне говорит о нелюдимости, мрачном характере Собакевича.

С первого взгляда Собакевич напоминает Чичикову медведя. Довольно крупный, неловкий и неуклюжий, угловатый, безвкусно одетый, этот помещик, кажется, не заботится ни о чем, кроме прочности, долговечности, добротности окружающих его вещей. Под стать ему и мебель, и картины, украшающие его гостиную: на них изображены полководцы и герои, люди такого же, как хозяин, богатырского сложения. Чичиков замечает живущего в клетке пестрого дрозда. Семья Собакевича – это жена Феодулия Ивановна и еще одна родственница, живущая в их доме.

Собакевич отличается довольно злобным нравом: Чичиков пытается для поддержания разговора узнать его мнение о городских чиновниках, но ни о ком их них Собакевич не говорит ни единого хорошего слова, всех считает ворами и мошенниками.

Обед в его доме поражает количеством съеденного, это очень простая пища, но Чичиков удивлен размером порций.

Павлу Ивановичу Чичикову трудно найти общий язык с Собакевичем ввиду упрямой молчаливости, отсутствия эмоциональности у хозяина дома. Кажется, его нисколько не изумляет предложение Чичикова продать ему мертвые души. Собакевич назначает высокую цену и с трудом идет на уступки. Михаил Семенович Собакевич рассчитывает получить по сто рублей за каждого умершего крестьянина. Он хорошо знает и расхваливает Чичикову каждого крестьянина, словно они живы, говорит об их умениях и талантах. Собакевич сам берется за оформление бумаг, настаивает на получении от Чичикова задатка.

Собакевич упрям и жаден, угрюм и нелюдим. Его образ воплощает ограниченность, обжорство, глупость.

Сочинение Характеристика Собакевича

Скупая у помещиков «мёртвые души», Чичиков посещает и Михаила Семёновича Собакевича. Это очень колоритный человек – «человек-кулак». На вид ему уже за сорок. Гладя на его внешность, комплекцию и манеры, окружающие невольно сравнивают данного помещика с медведем средней величины.

Лицо у героя круглое, тыквообразное и по цвету похоже на медный пятак, ноги напоминают чугунные тумбы на тротуаре, спина широкая. Неповоротливая шея редко когда даёт ему возможность при разговоре смотреть на собеседника. Кажется, что матушка-природа не сильно заморачивалась, создавая его образ, и пользовалась только топором.

Он так же неуклюж, как медведь. Шагает вкривь и вкось. Часто наступает другим на ноги. Сходство с косолапым подчёркивает и одежда: фрак «медвежьего цвета» с непомерно длинными рукавами и длинные панталоны.

Аппетит у Михаила Семёновича зверский. Гостеприимно угощая Чичикова, он сам съел порцию щей, большущий кусок фаршированного бараньего желудка, половину бараньего бока (даже косточки обсосал), отведал ватрушек величиной с огромную тарелку и индюка, набитого начинкой, состоящей из яиц, риса, печени да иных вкусных продуктов. Кроме того, как водится, выпил рюмку водки.

Здоровье у него отменное. Он признаётся, что ещё никогда ничем не болел, и опасается, что когда-то придётся дорого поплатиться за такую устойчивость к недугам.

Хотя Собакевич имеет сложный характер, его брак с Феодулией Ивановной счастливый. В семье он старается избегать конфликтов и ласково называет супругу «душенька» или «душа моя». А вот городских чиновников критикует: председателя палаты считает дураком, губернатора – разбойником, прокурора – свиньёй, полицеймейстера – мошенником и обманщиком.

Много внимания герой уделяет своему хозяйству. И все постройки усадьбы, и дома крепостных крестьян, принадлежащих ему, отличаются прочностью и надёжностью. Срублены они из толстых брёвен. Даже колодец сделан из крепкого дуба, используемого лишь при строительстве мельниц и кораблей. Да и вся мебель в господском доме соответствует габаритам и предпочтениям хозяина. Она тяжёлая, некрасивая, неизящная, но удобная.

Собакевич умён, грамотен и пишет аккуратно. Прямолинеен. Не любит пустословия. Заботится о собственной выгоде, напорист, неуступчив и долго торгуется с Чичиковым Он даже требует задаток, и главному персонажу романа приходится согласится на определённые его условия.

Собакевич в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

Одним из способов познания окружающего мира для человека является чтение. Поглощение опыта, рассуждений, мыслей, чаяний многих авторов позволяет читателю проживать ситуации

В мире людей много разных качеств человека, но основными является два противоположных качества человеческой души доброта и жестокость.

Собачка Муму – не является основным персонажем произведения, однако её жизнь связана с главным героем рассказа – глухонемым Герасимом.

  • Тема мести в рассказе сигнал
  • Тема любви в чем ее трагизм в данном рассказе гранатовый браслет
  • Тема любви пушкин сочинение
  • Тема маленького человека в русской литературе 19 века сочинение
  • Тема любви в творчестве блока есенина маяковского сочинение по литературе